Правила технического диагностирования внутридомового газового оборудования

Содержание

Характеристика нормативной базы и историческая ретроспектива развития систем внутридомового (внутиквартирного) газового оборудования
Санкт-Петербурга.

О.Г. Миронов
Заместитель генерального директора – Главный инженер
ООО «ПетербургГаз»

Обзор нормативных документов по диагностированию внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования

Одним из мероприятий по обеспечению безопасности внутридомовых газовых сетей является диагностика, по результатам которой назначаются профилактические и ремонтные работы на газопроводах. Техническое диагностирование с применением современных приборов позволяет определить срок возможно дальнейшего использования существующего внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и обеспечить большую продолжительность их эксплуатации без замены, с проведением выборочного ремонта, а также уменьшить стоимость ремонта. Также достигается существенное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций с возможными масштабными разрушениями и человеческими жертвами. По имеющейся статистике одно повреждение приходится в среднем на 1000 метров внутреннего газопровода. При этом по предварительным оценкам стоимость работ по комплексной диагностике вместе с последующим ремонтом будет ниже полной замены внутреннего газопровода приблизительно в 10 раз .

Основой нормативной базы, регламентирующей проведение технической диагностики внутренних газопроводов жилых зданий, являются Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила пользования газом в части обеспечения безопасности использования и содержания газового оборудования), утвержденные Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, а также принятыми в их развитие Правилами проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Правила проведения технического диагностирования), утвержденными Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613. Определенное значение имеет и Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий – МДС 42-1.2000, утвержденное Приказом Госстроя России от 3 мая 2000 г. № 101, которое должно применяться в части, не противоречащей вышеуказанным Правилам. Также нужно отметить, что Положение занимает важное место в иерархии нормативных актов, связанных с проведением технической диагностики сетей газопотребления общественных зданий, поскольку Правилами соответствующая деятельность не регулируется.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности использования и содержания газового оборудования определяют условия проведения работ по технической диагностике – истечение сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо истечение сроков, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. При этом правила проведения технического диагностирования дополнительно устанавливают, соответствующие работы должны выполняться не реже чем раз в пять лет после истечения соответствующих сроков, однако если иного не установлено изготовителем или проектной документацией.

Правила проведения технической диагностики также определяют общий порядок и последовательность проведения работ, объем исследуемой технической документации (проектная, исполнительная, эксплуатационная), перечень параметров технического состояния, методы контроля, список приборов, используемых для проведения работ, выявляемые технические неисправности, требования к заключению о технической диагностике, подготавливаемого после проведения работ. Важной составляющей технической диагностики является необходимость определения мер по снижению возможности возникновения аварий, носящие технический и (или) организационный характер.

Важность проведения технического диагностирования подчеркивает и то обстоятельство, что дальнейшая эксплуатация внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования допускается при условии устранения выявленных в ходе технического диагностирования неисправностей и причин их возникновения.
К проведению работ могут быть допущены только организации, соответствующие Разделу IX Правил пользования газом в части обеспечения безопасности использования и содержания газового оборудования.
Краткий обзор нормативных актов, регулирующих порядок проведения работ по технической диагностике, представлен в сводной таблице 1.

Таблица 1

Нормативные документы по техническому
диагностированию ВДГО (ВКГО)

№ п/п

Наименование документа

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410

«О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»)

Приказ Ростехнадзора от 17.12.2013 г. № 613 «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»

Приказ Минрегиона РФ от 26.06.2009 г. № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации»

Приказ Ростехнадзора от 02.12.2009 г. № 1001 «Об утверждении Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования»

Приказ Госстроя РФ от 03.05.2000 г. № 101 «Об утверждении «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000»

ГОСТ Р 54961-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2012 г.)

ВСН 58-88 (р). «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312)

Анализ вышеприведенных нормативных актов показывает, что на сегодняшний день существует необходимость систематизации и создания на основе существующих нормативных документов новых ведомственных стандартов и рекомендаций по развитию нормативной и методической базы диагностирования, а также по проведению капитального ремонта сетей газопотребления многоквартирных жилых домов (принимая во внимание недостаточно четкое отграничение понятия капитального ремонта от понятия текущего ремонта) с учетом специфических особенностей внутридомовых газовых систем Санкт-Петербурга.

Развитие систем внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов Санкт-Петербурга

Начало развития газификации Ленинграда на базе использования искусственного газа, вырабатываемого Ленинградским коксо-газовым заводом, относится к 1935 году. В предвоенный период сетевым газом для хозяйственно-бытовых нужд пользовались около 24 тысяч квартир центральной части города.
В период Великой Отечественной войны газовое хозяйство города было выведено из строя. Однако принятым 18.03.1946 г. Верховным Советом СССР Законом «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР» было установлена необходимость широкой газификации г. Ленинград, расширение добычи сланцевого газа в Эстонской ССР, строительство новых газопроводов как подачи газа из Эстонской ССР, так и для распределения его в г. Ленинград, в результате чего восстановление газового хозяйства началось незамедлительно после окончания войны и в 1948 году было возобновлено газоснабжение Ленинграда сланцевым газом.

Подача природного газа в систему газоснабжения города началась с 1959 года, после окончания строительства магистрального газопровода Серпухов-Ленинград, предназначенного для транспортировки газа Ставропольских месторождений. Так как природного газа в первое время было недостаточно, в систему подавался смесь природного и сланцевого газа.

Начиная с 1969 года, природный газ северных месторождений поступает в городские сети, построена ГРС «Северная», что позволило полностью завершить газификацию жилого фонда и перейти на использование природного газа.

Показатели, характеризующие динамику развития газификации города до 1966 года, приведены в таблице 3.

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Количество

1946 г.

1951 г.

1956 г.

1961 г.

1966 г.

Тип газа

коксовый

сланцевый

сланцевый

Сланцевый и природный

сланцевый и природный

Кол-во газифицированных квартир

тыс. квартир

22,0

125,0

240,0

330,0

590,0

Потребление газа населением

млн м3/год

Масштабная газификация Ленинграда производилась в период с середины 50-х по 1980-е годы. К середине 80-х годов в городе было газифицировано 470 тыс. квартир, потребление природного газа на тот момент составляло 8900 млн. м3/год.
В настоящее время (по данным на 01.01. 2018 г.) на балансе ГРО «Петербурггаз» находятся газифицированных 1 250 034 квартир, из них на природном газе — 1 245 437 квартир, на сжиженном углеводородном газе – 4597 квартир. Всего в г. Санкт-Петербурге насчитывается 17669 газифицированных жилых домов. Уровень газификации жилого фонда г. Санкт-Петербурга составляет 90,95 %.

В 2018 году цена технического обслуживания внутридомового газового оборудования у АО «Екатеринбурггаз» выросла почти в 3,5 раза

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017г. №1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — «ПП № 1091») внесены изменения в Правила № 410 (Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).

Согласно данным изменениям частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования увеличивается с 1 раза в 3 года до 1 раза в год (подп. «б» п. 43).

Данное изменение в законодательстве явилось поводом для АО «Екатетирбурггаз» к повышению в одностороннем порядке цены по уже заключенным договорам технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Немного истории

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» действует с 1 июня 2013 года.

Из принципиальных моментов:

  • данное Постановление выделило внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование. Согласно данному постановлению, в частности, заказчиком по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования является управляющая организация, а по договору о техническом обслуживании внутриквартирного – собственник (пользователь) помещения в многоквартирном доме;
  • согласно данному постановлению цена договора обслуживания не является регулируемой ценой, и не устанавливается регулятором, однако должна устанавливаться в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми ФАС России (в настоящее время действует Приказ ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8);
  • изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору;
  • исполнитель по договору несет ответственность за убытки, причиненные заказчику в результате нарушения исполнителем прав заказчика, в том числе в результате заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, содержащего условия, ущемляющие права заказчика, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами;
  • заказчики, несвоевременно внесшие плату, обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной 3-сотой ставки рефинансирования. Увеличение указанного размера пени не допускается;
  • исполнитель по договору обслуживания и поставщик газа – не обязательно одна и та же организация

Действовавшие на момент вступления в силу Правил 410 договоры, заключенные с исполнителями коммунальных услуг до вступления в силу Правил, содержали условия, явно вступавшие в противоречия с новыми Правилами:

  • цена в соответствии с договорами устанавливалась регулятором, в соответствии с действующим законодательством, а не поставщиком услуги;
  • поставщик имел право на односторонне изменение цены;
  • договор предусматривал штрафную неустойку в размере 0,1% в день за каждый календарный день просрочки неисполнения обязательств заказчиком

Что сделало АО «Екатеринбурггаз»

Теперь перейдем к ситуации, с которой столкнулись все исполнители коммунальных услуг 10 января 2018 года, когда АО «Екатеринбурггаз» решило в одностороннем порядке изменить цену договора.

Поставщик повел себя дифференцировано – крупные управляющие компании получили дополнительные соглашения к договорам с измененной ценой, а небольшие управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п. – уведомления об одностороннем изменении цены договора со ссылкой на пункт действовавшего договора, который предусматривал одностороннее изменение цены.

Согласно данным АО «Екатеринбурггаз» общая жилых помещений многоквартирных домов по договорам на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования составляет 17 258 785,08 кв. м. Таким образом, одномоментно подняв плату с 0,39 руб/кв.м в месяц до 1,36 руб/кв.м в месяц АО «Екатеринбурггаз» получило необоснованной выручки по данному виду деятельности в размере — 16 741 021,53 в месяц. Соответственно в год данная цифра составляет 200 892 258,33 руб, а суммарная выручка по виду деятельности должна была составить не менее 281 млн. руб.

Для сравнения — согласно данным с сайта АО «Екатеринбурггаз» выручка по регулируемому виду деятельности – транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2019 году должна составить 736,9 млн. руб.

Чистая прибыль АО «Екатеринбурггаз» за 2017 финансовый год составила 446 199 000 рублей согласно материалам, предоставляемым акционерам общества к годовому общему собранию акционеров.

Разбирательство в Свердловском УФАС

02 июля 2018 года Свердловское УФАС России вынесло Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении АО «Екатеринбурггаз». АО «Екатеринбурггаз» было признано лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее – ВДГО). В действиях АО «Екатеринбурггаз» были обнаружены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании хозяйствующим субъектам (потенциальным потребителям) экономически не обоснованного условия договора о повышении с 01.01.2018 в 3 (три) раза стоимости услуг ВДГО с 0,39 руб./кв.м. до 1,36 руб./кв.м.

На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Свердловское УФАС предупредило АО «Екатеринбурггаз» о необходимости прекращения указанных действий, путём принятия всех зависящих от АО «Екатеринбурггаз» мер по:

  1. изменению АО «Екатеринбурггаз» с 01.01.2018 тарифа на услуги ВДГО в пределах изменения тарифов с 01.01.2018 у специализированных организаций на сопоставимых со Свердловской областью рынках услуг ВДГО а именно: Новосибирская обл., Нижегородская обл., Республика Татарстан, Челябинская обл., Омская обл., Самарская обл., Ростовская обл., Республика Башкортостан, Красноярский край, Пермский край, Воронежская обл., Волгоградская обл.), то есть в пределах увеличения тарифов на ВДГО от 2 до 7% от тарифов 2017 года и опубликованию АО «Екатеринбурггаз» соответствующего прейскуранта на своём официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.ekgas.ru/;
  2. направлению АО «Екатеринбурггаз» в адрес хозяйствующих субъектов, которым АО «Екатеринбурггаз» навязывало с 01.01.2018 повышение стоимости услуг ВДГО в 3 (три) раза, оферт с дополнительным соглашением к соответствующему договору об изменении стоимости услуг ВДГО с 01.01.2018 в соответствии с п. 1 Предупреждения.

АО «Екатеринбурггаз» попыталось обжаловать данное Предупреждение в суде (дело А60-40455/2018), однако Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении требования монополиста, а Семнадцатый арбитражный апелляционный суд данное решение поддержал.

Как складывалась судебная практика

Вынесение данного Предупреждения не остановило АО «Екатеринбурггаз» и в адрес управляющих организаций Екатеринбурга полетели массовые иски о взыскании задолженности по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования по увеличенной цене, да еще и с грабительскими пенями в размере 0,1% в день.

Несмотря на явно не законную позицию АО «Екатеринбурггаз», Арбитражный суд Свердловской области вплоть до октября 2018 года выносил решения в пользу АО «Екатеринбурггаз». В 2018 году Арбитражный суд Свердловской области вынес всего два решения не в пользу АО «Екатеринбурггаз». Начиная с середины декабря 2018 года Семнадцатый арбитражный апелляционный суд стал выносить Постановления, отменяющие решения Арбитражного суда Свердловской области в части обоснованности одностороннего изменения цены.

В январе – феврале 2019 года Арбитражный суд Свердловской области судебную практику изменил и стал отказывать АО «Екатеринбурггаз» в удовлетворении требований. Однако все изменилось в марте 2019 года. 31 января 2019 года по делу А60-31786/2018 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес Постановление в котором суд посчитал обоснованным повышение цены договора ВДГО до 0,50 руб/кв.м.

После вынесения данного Постановления дела в Арбитражном суде Свердловской области и в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде стали приостанавливаться до рассмотрения в Арбитражном суде Уральского округа кассационной жалобы по делу А60-31786/2018.

Нами проанализированы все судебные дела по данному вопросу. Из 462 заказчиков по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования так или иначе в Арбитражном суде Свердловской области не согласились с позицией АО «Екатеринбурггаз» только 44 организации. Среди данных организаций – крупнейшие управляющие компании Екатеринбурга, которыми также было инициировано обращение в Свердловское УФАС. Но факт остается фактом – 418 управляющих организаций в Екатеринбурге молча смирилось с совершенно не обоснованными убытками. А ведь убытки управляющей организации – это недофинансирование работ и услуг, которые они обязаны делать за счет платы за содержание жилья.

Наше участие в данной категории дел началось с процесса по делу А60-38267/2018 (это был одни из первых выигранных процессов по данной категории дел) и продолжается сейчас еще в нескольких судебных делах.

Перспективы

Несмотря на складывающуюся судебную практику — это еще явно не конец – рассмотрение дел фактически приостановлено до рассмотрения дела А60-31786/2018. Позиция Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, по нашему мнению, не является безупречной с точки зрения права. Признавая правоту Ответчика (ООО «УК «Чкаловская») суд согласился с расчетом ответчика, произведенным исходя из разницы в ставках платы за содержание установленных Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 22.06.2017 №1091 «Об утверждении ставок платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (в редакции от 22.06.2017) для газифицированных и негазифицированных домов. Фактически же работы, выполняемые управляющими организациями в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» значительно шире, чем по договорам на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. В частности, объем работ по данным договорам на включает обслуживание вентиляционных каналов. И, значит, ставка платы за содержание по прежнему не будет покрывать всех работ, которые управляющие компании обязаны проводить для надлежащего содержания многоквартирных домов. Поэтому, разрешить основную часть приостановленных судебных дел с таким результатом – также не является эффективным решением проблемы управляющих организаций.

Кроме того, 410 Правила, разграничив заказчика по договору внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, позволили АО «Екатеринбурггаз» восполнять недополученные доходы по обслуживанию внутридомового газового оборудования за счет собственников и пользователей жилых помещений. Многие собственники квартир, в которых установлены газовые плиты, со второй половины 2018 года стали получать отдельные квитанции от АО «Екатеринбурггаз» за обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Каким образом была установлена эта плата и какой экономический эффект получил АО «Екатеринбурггаз» пока определить сложно. Но все это, естественно, привело к увеличению платы граждан за коммунальные и жилищные услуги.

И, в заключении, хочется подчеркнуть – АО «Екатеринбурггаз» — не единственная организация, оказывающая подобные услуги. Предпочтительное заключение договоров именно с этим поставщиком обусловлено тем, что ранее эти услуги на территории Екатеринбурга мог оказывать только АО «Екатеринбурггаз». На официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области размещен перечень организаций, которые осуществляют техническое обслуживание как внутридомового так и внутриквартирного газового оборудования —https://nadzor.midural.ru/article/show/id/1488

Периодически в новостной ленте появляются сообщения о взрывах бытового газа, влекущие за собой трагические последствия. Чтобы предотвратить подобные ситуации, газовики стали проводить инспекции с целью выявления проблемных мест в использовании газового оборудования.

В 2020 году проверяются все газовые приборы: плиты, котлы, колонки, которые находятся в квартирах и частных домах граждан. Вместе с этим газовые службы обязывают собственников жилья заключать договор на техническое обслуживание газового оборудования, в рамках которых должны осуществляться плановые профилактические проверки оборудования с устранением возможных неполадок.

Закон об обслуживании газового оборудования в 2020 году

Говоря об обязанности потребителя природного ресурса заключать договор на обслуживание газового оборудования должна соответствующая структура, руководствуясь нормативным актом, Постановление Правительства РФ № 410 (без изменений в 2020 году).

Им же утверждены Правила пользования газом, которые разъясняют:

  • принципы обеспечения безопасной эксплуатации ВДГО;
  • порядок, согласно которому заключаются договора на обслуживание и проведение ремонтных работ любых газовых приборов.

Это значит, что владельцы жилья теперь несут ответственность за нормальную работу своего газового оборудования. Поэтому следует ли размышлять, заключать соглашение или нет?

В противном случае газовики вправе отказать потребителю в оказании услуги по снабжению ресурсом, иными словами, приостановить в квартиру или дом подачу газа (подпункт е пункт 45 Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).

Заключать ли соглашение на обслуживание газового оборудования? Законно ли это!

Правила, которые устанавливают законодательную основу для владельцев приборов на газу в квартире или частном доме, в пункте 80 гласят, что при отсутствии договора поставщик ресурса имеет право приостановить его подачу в данное помещение. Поскольку газ — источник повышенной опасности, то не следует пренебрегать техническим обслуживанием соответствующего оборудования.

В многоквартирном доме отказ от обслуживания и ремонта газовых приборов значительно повышает риски различных проблем с утечкой и последующего взрыва. Это может нанести колоссальный ущерб не только имуществу безответственного собственника, но и многим другим жильцам по соседству.

Вопрос: Договор на газовое обслуживание заключать или нет?

Ответ очевиден, нужно заключить! Отказ от заключения договора на техобслуживание и ремонт оборудования как внутридомового, так и внутриквартирного влечет за собой применением норм КоАП РФ.

Что будет если не заключить договор на обслуживание газового оборудования?

Согласно статьи 9.23 КоАП может быть наложен штраф в размере:

Лицо, допустившее нарушение Первое нарушение, руб Повторное нарушение, руб
Собственник 1 000 – 2 000 2 000 – 5 000
Должностное 5 000 – 25 000 10 000 – 40 000 или снятие с должности от 1 – 3 лет
Юридическое 40 000 – 100 000 80 000 – 200 000 или приостановка деятельности до 3 месяцев

Предварительно в адрес собственника направляется уведомление о необходимости произвести проверку приборов и заключить договор на обслуживание газового оборудования в квартире. Если оно проигнорировано, то через 40 дней подача природного газа в многоквартирный жилой дом приостанавливается.

Если игнорируя проверки газового оборудования произошла авария и пострадали жители многоквартирного дома, то штраф в отношении такого лица будет:

  • для граждан – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для юр. лиц – от 100 тыс. до 400 тыс. рублей.

Собственник квартиры может не заключать отдельный договор, если было проведено общее собрание, на котором решено на основании соответствующего протокола доверить управляющей компании подписание договора по обслуживанию внутриквартирных приборов (Раздел 3 п. 32 № 410).

Газовое оборудование, подлежащее осмотру

Все газовое оборудование многоквартирного дома разделяется на следующие группы:

  • общедомовое, куда относятся все газовые коммуникации до кранов и счетчиков, находящихся в квартирах;
  • внутриквартирное – это любые приборы с использованием природного ресурса, которые располагаются в конкретной квартире.

Причем по обслуживанию первой группы договор заключается с управляющей компанией, в чьем ведомстве находится многоквартирный дом, а по второй группе – непосредственно с собственником помещения.

В частном доме все оборудование ВДГО, включая плиты, колонки, котлы, должно подлежать периодическим осмотрам и ремонту по договору, заключенному с владельцем дома.

Заключение договора на техническое обслуживание газового оборудования

Если возник вопрос, где заключить данный договор, то стоит обратиться в специализированную организацию по месту жительства. Как правило, она называется «Горгаз» или «Газпром межрегионгаз». Она объединяет поставщика и потребителя. Ее адрес возможно узнать:

  • на уведомлении, которое приходит по почте;
  • в управляющей компании.

Договор оформляется на основании представленных потребителем документов:

  • паспорт;
  • право собственности на жилье (ЕГРН, свидетельство);
  • документы на установленное газовое оборудование с актами о вводе в эксплуатацию.

Соглашение (договор) с газовиками – это типовой документ, где содержится информация о работах и услугах, производимых организацией, а также стоимость и условия их оплаты на техническое обслуживание газового оборудования в многоквартирном доме.

На сколько заключается договор на обслуживание газового оборудования? Составляется договор на период три года и более.

Перечислим обязательные реквизиты договора:

  • дата, место заключения;
  • данные пользователя услуги – владельца квартиры, частного домовладения или УК (ФИО, паспортные данные – для физического лица, полное наименование – для юрлица);
  • полный адрес помещения;
  • наименование организации, производящей обслуживание газового оборудования, с указанием всех реквизитов;
  • полный перечень всего оборудования, работающего на газу, установленного в данном помещении;
  • перечень работ в договорных рамках, их периодичность;
  • стоимость работ и регламент внесения платы за них;
  • права сторон, их обязанности и ответственность;
  • дата окончания действия договора или срок;
  • иные положения и условия.

Скрепляется договор подписью собственника с одной стороны, подписью уполномоченного лица и печатью организации, обслуживающей оборудование на газу – с другой.

В перечень работ газовиков входят следующие:

  • проверка соответствия требованиям безопасности при установке приборов;
  • проверка соединений к газовым приборам на герметичность с целью недопущения протечек, а также целостность всех подводящих частей;
  • проверка всех механизмов, в том числе задвижек, кранов, приборов, на работоспособность;
  • проверка вентиляционных каналов;
  • проведение инструктажа, направленного на обучение потребителей безопасному использованию газового оборудования.

Плановая проверка газового оборудования в квартире

В течение времени действия договора газовики обязаны производить плановые проверки оборудования и всех соединительных систем. Периодичность таких проверок может устанавливаться договором. На руки потребителю при этом выдается соответствующий акт. Помимо таких посещений, они обязаны в кратчайшие сроки реагировать и выходить по адресу собственника, если он сообщит об обнаруженной неисправности. На месте производится осмотр и работы по ее устранению.

При правильном использовании газовых приборов бывает достаточно одной проверки за весь срок соглашения. Если срок эксплуатации оборудования истек, то газовики рекомендуют заменить его или провести диагностику в специализированной организации. Если в заключении срок продлевается, обслуживание его становится ежегодным.

Организации, обслуживающие газовое оборудование подготавливают по каждому помещению документацию с указанием всех приборов, находящихся там, с указанием даты установки и сроков эксплуатации.

Стоимость обслуживания газового оборудования

Когда решили заключить договор интересует вопрос, сколько стоит договор на обслуживание газового оборудования в квартире? При расчете цены соглашения применяются соответствующие для таких работ тарифы. Правовая основа тарификации закреплена правилами расчета техобслуживания и ремонта газового оборудования внутридомового и внутриквартирного, утвержденными ФАС РФ. Для установки стоимости обслуживания и ремонта ВГО применяются рекомендации из Приказа ФСТ № 269-э/8.

Оплата произведенных работ по ремонту производится по тарифу, который на дату обращения заказчика, она указывается в заявке. Регламент внесения платы за ремонт оговаривается в договоре. Если не предусмотрено особых условий, то срок устанавливается не позднее десятого числа месяца, следующего за тем, когда были произведены работы.

Зависит стоимость обслуживания исключительно от установленного в квартире или доме газового оборудования. В нее входит:

  • сопровождение аварийно-диспетчерское;
  • ТО;
  • ремонт любой сложности;
  • профилактические мероприятия для недопущения аварийных случаев.

Для примера приведем цены по обслуживанию ГО Мособлгазом:

  • газовой плиты – 1400 рублей;
  • проточного нагревателя воды – 2000 рублей;
  • газового котла – в среднем 3600 рублей.

Так же читайте: Тарифы на газ с 1 июля 2020 года для населения

В течение всего периода действия договора мелкие работы по устранению утечки газа, а также проведения герметизации соединительных элементов производятся бесплатно. Неисправности, влекущие за собой крупный ремонт или замену вышедших из строя частей, устраняются за счет собственника.

ООО «Эталон» — единственная организация, которая занимается техническим диагностированием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Республике Коми.

Эксплуатация ВДГО и ВКГО

Безопасная эксплуатация внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО) наряду с техническим обслуживанием, ремонтом и заменой, обеспечивается путем технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с п.8 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410» работы по техническому диагностированию ВДГО и ВКГО осуществляются в отношении оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем либо проектной документацией.

Срок первичного диагностирования внутридомового газового оборудования

Согласно положению о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий (МДС 42.1-2000) первичная диагностика внутреннего газопровода проводится по истечении нормативного срока службы – 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Периодичность технического диагностирования

После окончания нормативного срока службы периодичность проведения технического диагностирования ВДГО и ВКГО — составляет 5 лет (пункт 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2013 № 613).

Цель технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должно проводиться каждые 5 лет с целью:

  • определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей;
  • поиска и определения неисправностей указанного оборудования;
  • определения возможности дальнейшего использования внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Кто проводит техническое диагностирование газового оборудования

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно: имеющей в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованную в установленном порядке.