Право хозяйственного ведения

Содержание

Статья 10. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения

1. Имущество закрепляется за муниципальным предприятием во владение, пользование и распоряжение в порядке и на условиях, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и настоящим Положением.

2. Имущество муниципального предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов муниципального предприятия от его деятельности;

— иных, не противоречащих законодательству, источников.

3. В хозяйственном ведении муниципального предприятия может находиться любое имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

4. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное муниципальным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

5. Муниципальное имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, отражается в балансе предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за муниципальным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными нормативными актами или решением собственника.

7. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

8. Закрепление муниципального имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения осуществляется как при его создании, так и в период его деятельности на основании постановления главы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения на недвижимое муниципальное имущество возникает у муниципального предприятия с момента государственной регистрации права в установленном законом порядке.

10. Обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения лежит на предприятии.

11. Право хозяйственного ведения на движимое муниципальное имущество, закрепляемое за муниципальным предприятием, возникает с момента передачи имущества по передаточному акту, разделительному балансу или иному документу.

12. Право хозяйственного ведения на движимое, вновь приобретенное муниципальное имущество муниципального предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, возникает с момента его фактического поступления во владение предприятия, которое подтверждается бухгалтерским балансом за отчетный период.

13. С момента фактической передачи муниципального имущества муниципальному предприятию переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.

14. Муниципальное предприятие обязано оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено переданное ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры.

Вопрос 81. Право хозяйственного ведения: понятие, субъекты, порядок осуществления.

Право хозяйственного ведения выражается в том, что государственное или муниципальное унитарное пред­приятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжа­ется этим имуществом.

Право хозяйственного ведения — вещное право.

§ 1. Право хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения имуществом шире права оператив­ного управления. Обладатель первого вправе совершать лю­бые действия в соответствии с законом.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйствен­ное ведение этого предприятия или учреждения.

Полномочия собственника имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении: решение вопросов создания предприятия, определение предмета и целей его деятельности, прекращение его деятельности (реорганизация и ликвидация), назначение руководителя предприятия, осуществление контроля над использованием принадлежа­щего предприятию имущества по назначению и его сохран­ностью.

На предприятие, имеющее недвижимое имущество на пра­ве хозяйственного ведения имуществом, возлагается запрет на предоставление его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иной способ распоряжения этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения. Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, его основы закреплены в гл. 19 ГК. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно — оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е. государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению (п. 8 Пост. Плен. ВАС РФ №8).

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к. он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 646;

Похожие статьи:

Service Temporarily Unavailable

1. Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2.Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

3. Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности.

Право хозяйственного ведения имуществом

Субъект предпринимательства, осуществляющий хозяйственную деятельность на основе права хозяйственного ведения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от собственника.

1. Вместе с правом собственности ХК Украины закрепляет институт права хозяйственного ведения и права оперативного управления, в отличие от ГК Украины, который выделяет лишь право собственности и другие вещные права на чужие вещи. В соответствии с частью 1 ст. 133 ХК Украины основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляет право собственности и другие вещные права — право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также право оперативного использования имущества.

На современном этапе развития Украины с целью эффективного и рационального использования государственного имущества не следует безоговорочно отказываться от права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поскольку продолжают существовать государственные и казенные предприятия. Отказ от этих институтов может привести к непредсказуемым последствиям в государственном секторе экономики. Учитывая такие обстоятельства, законодатели не исключали право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право полного хозяйственного ведения — это право юридического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, которое предоставлено ему собственником для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 37 Закона «О собственности» имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, на основе которого предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая относительно него любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если другое не установлено законодательными актами Украины.

Таким образом, появление этой правовой категории обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия относительно выделенного ему имущества.

При сравнении права полного хозяйственного ведения с правом собственности привлекает внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Отличие заключается в первую очередь в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право полного хозяйственного ведения вторично и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать без права полного хозяйственного ведения, то последнее не возможно без права собственности.

2-3. Вторичным характером права полного хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения: собственник может контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок; получать долю прибыли от использования этого имущества; принимать решение о ликвидации или реорганизации юридического лица, в полное хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество и т. п.

Операции с имуществом унитарного предприятия, переданного в хозяйственное ведение: особенности бухгалтерского учета и налогообложения

Согласно ст.ст.113, 294, 295 ГК РФ, а также ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Собственник имущества в соответствии с Законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении (оперативном управлении). В этом случае собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или ее субъект) либо муниципальное образование.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2003 N 217 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения" решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям), принимается Правительством Российской Федерации, а проект указанного решения подготавливается Минимуществом России совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Минэкономразвития России, а также Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В большинстве случаев унитарные предприятия основаны на праве хозяйственного ведения. Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда. Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Отражение в бухгалтерском учете операций передачи имущества в виде вклада в уставный капитал

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу".

Статья 10. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения

Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

Таким образом, после государственной регистрации предприятия в учете делается запись:

Дебет 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу", Кредит 80 — отражена величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами.

По мере поступления имущества от учредителя в бухгалтерском учете делается следующая бухгалтерская запись по оприходованию этого имущества:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41, Кредит 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу".

Порядок отражения передачи имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) унитарному предприятию сверх определенного уставными документами уставного фонда и изъятия такого имущества разъяснен Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11 "О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)", а также Письмом Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 ("О порядке отражения в бухгалтерском учете операций получения основных средств на праве хозяйственного ведения или оперативного управления сверх суммы уставного фонда").

Отражение передачи имущества в хозяйственное ведение сверх уставного капитала

В связи с тем что размер уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий документально закреплен в уставе, получение основных средств на праве хозяйственного ведения или оперативного управления сверх суммы уставного фонда отражается в бухгалтерском учете записями:

Дебет 08, Кредит 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу",

Дебет 75, Кредит 84.

Налогообложение операций по передаче имущества унитарному предприятию в хозяйственное ведение (оперативное управление)

В соответствии со ст.ст.247 и 248 гл.25 НК РФ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Пунктом 8 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. В то же время пп.26 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Согласно пп.5 п.2 ст.146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Изъятие собственником имущества, переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение

При изъятии собственником имущества, полученного в качестве вклада в уставной капитал, делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 80, Кредит 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" — отражено уменьшение уставного капитала по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом.

При выбытии основных средств производятся записи:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 — отражена первоначальная стоимость выбывающего имущества,

Дебет 02, Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" — отражена сумма амортизации, начисленная за время использования имущества,

Дебет 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" — отражено выбытие основных средств по остаточной стоимости изымаемого имущества;

Дебет 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" — отражена разница, образовавшаяся на счете 75 при выбытии амортизируемого имущества.

Изъятие имущества, полученного сверх уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия в обычном порядке с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Амортизация имущества

Согласно п.1 ст.256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника унитарного предприятия в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл.25 НК РФ.

Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Продажа недвижимого имущества, которое находится у государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Минимущество России.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн руб., осуществляется Минимуществом России на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением N 333 сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Перечень документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок по продаже имущества, утвержден Распоряжением Минимущества России от 15.07.2003 N 3142-р.

В соответствии с п.5 Постановления N 333 средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Таким образом, отражение в учете операций, связанных с продажей федерального недвижимого имущества, по нашему мнению, аналогично отражению операций по изъятию собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление).

В.Консетова

ООО "АФК-Аудит"

г. Санкт-Петербург

Для передачи имущества в хозяйственное ведение необходимо:

Шаг 1. Принять решение о закреплении имущества за унитарным предприятием

Шаг 2. Подписать с унитарным предприятием акт приема-передачи

Шаг 3. Зарегистрировать право хозяйственного ведения в отношении имущества, права на которое подлежат регистрации

Что указать в решении (распоряжении) о закреплении имущества

Обязанность собственника принять решение о передаче имущества в хозяйственное ведение установлена в ст. 299 ГК РФ. Форма соответствующего распоряжения законом не предусмотрена, поэтому собственник разрабатывает ее самостоятельно. Распоряжение подписывает руководитель органа, осуществляющего полномочия собственника.

Примеры распоряжений о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

В решение собственника необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать имущество, которое передается в хозяйственное ведение.

Идентификация недвижимости

К индивидуализирующим характеристикам недвижимости относятся:

– вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

– кадастровый номер;

– площадь;

– адрес или иное описание местоположения объекта недвижимости.

Также рекомендуется указать:

– литеру;

– этажность (для зданий);

– протяженность (для линейных объектов);

– номер на поэтажном плане (для помещений);

– назначение объекта недвижимости (жилое или нежилое);

– номер и дату регистрации права собственности;

– дату ввода в эксплуатацию;

– номер в реестре государственной (муниципальной) собственности.

Идентификация имущества позволит избежать отказа в регистрации на том основании, что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя права на объект.

Если имеются обременения прав (залог, сервитут, отнесение к объектам культурного наследия и т.п.), в решении нужно отразить вид обременения и лиц, в пользу которых оно установлено. В противном случае возможен отказ в регистрации на том основании, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ, не указав эти условия.

Идентификация транспортных средств

В понятие транспортного средства включается как автомобильный транспорт, так и иные виды устройств, предназначенных для перевозки людей и грузов.

Указание только марки, модели и года выпуска не может индивидуализировать автотранспортное средство. Его уникальными признаками также являются:

– идентификационный номер паспорта транспортного средства;

– идентификационный номер транспортного средства (VIN);

– государственный регистрационный знак;

– номер кузова, шасси, двигателя.

Для идентификации иных видов транспортных средств, подлежащих регистрации, рекомендуем приводить сведения, необходимые при такой регистрации. В качестве индивидуализирующих признаков можно указать номера, присвоенные ранее при регистрации транспортного средства (прав на него).

Идентификация прочего движимого имущества

Уникальными характеристиками такого имущества являются, например, заводской и серийный номера.

Недостаточная идентификация может затруднить возврат имущества в казну, истребование из чужого незаконного владения, а в некоторых случаях суд может признать право хозяйственного ведения отсутствующим.

Как оформляется акт приема-передачи

Право хозяйственного ведения по общему правилу возникает с момента передачи имущества (п.

Право хозяйственного ведения

1 ст. 299 ГК РФ). Собственник в решении может определить иной момент. Однако в любом случае рекомендуем составить акт приема-передачи, чтобы избежать отказа в госрегистрации, а также споров о количестве и качестве переданного имущества.

Форма акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение законом не установлена, поэтому собственник разрабатывает ее самостоятельно.

Описание имущества в акте приема-передачи и в решении собственника должно совпадать.

В акте следует сделать отметку о том, что переданное в хозяйственное ведение имущество находится в надлежащем техническом состоянии, позволяющем использовать его по назначению. В противном случае по решению суда с собственника могут взыскать расходы на ремонт этого имущества.

Уполномоченные представители органа, осуществляющего полномочия собственника, и унитарного предприятия подписывают акт и скрепляют его печатями.

Как зарегистрировать право хозяйственного ведения

Регистрация прав на некоторые виды имущества регулируется специальными нормативными правовыми актами.

При передаче в хозяйственное ведение недвижимого имущества с заявлением о госрегистрации может обращаться как собственник, так и унитарное предприятие.

Просмотров: 1059

No votes yet.

Please wait…

Tags: Право