Правовая культура значение

Политология становится культурно-центричной: не ограничивается исследованием политической системы как механизма. Роль правовой культуры в жизни общества огромно.

Во-первых, правовая культура выступает своеобразной формой гармоничного развития человека, через которую достигается общесо­циальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юри­дических условий для спокойного и упорядо­ченного развития. Право исключает насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ. Правовая культура выступает той сдерживающей формой, в которой ограни­чивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение. А это уже начало установления цивилизационного порядка.

Во-вторых, правовая культура аккумулирует накопленные человечеством юридические цен­ности. Она хранит, селекционирует, генерирует, ретранслирует их на иные сферы общественных отношений. В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых фено­менов — государственности, правопорядка, правовой системы.

Уровень правовой культуры определяется развитостью и согласованностью таких струк­турообразующих правовых элементов как сложившаяся правовая практика, правовая система регулятивов и правовая духовность.

Роль единых ценностных установок права во всех его отраслях и институтах играют смысло-образующие идеи правосознания конкретного общества. Системообразующими идеями право­вой культуры при этом должны выступать свобода, гражданское общество, закон и естест­венное право. Противоречия между отчуж­денной сущностью власти и потребностью в общей регуляции, между микроуровнем социо­культурной жизни и макропроцессами снимают­ся на цивилизационном уровне.

Право как институт гражданского общества, призванный защищать гражданина от произвола государства, определил Кант И., этим самым, выразив системообразующий смысл этой идеи. Идея гражданского общества сопряжена с мыслью о правовой жизни людей, тогда как государство воспринимается как область правового произвола. Гражданское общество Кант И. рассматривал как правовое состояние, основанное на трех априорных принципах:

1) свобода каждого члена общества как человека;

2) равенство каждого с каждым в качестве подданных;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. С помощью права государство оберегает свободу и достоинство граждан.

Гегель отмечает три основных момента гражданского общества: систему потребностей, отправление правосудия, полицию и корпорации. Гражданское общество Гегель изображает как раздираемое противоречиями антагонистическое общество, как поле борьбы индивидуальных частных интересов, войны всех против всех, намеренно используя гоббсовскую характеристику естественного состояния, когда «люди живут без общей власти, держащей их в страхе» и «находятся в том состоянии, которое называется войной и именно в состоянии войны всех против всех» (2.115). Чтобы прекратить эту губительную войну, люди, повинуясь инстинкту самосох­ранения, вступили в «общественный договор» и создали государство, положив тем самым начало «гражданскому состоянию». Так от хаоса, полной свободы они перешли к бесправию, обменяв свободу на равенство перед лицом власти, безопасность и порядок.

Естественным началом общества и жизни человека становятся не природа и необузданные природные страсти человека, а цивилизован­ность, т. е. исключительная способность че­ловека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потреб­ностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида. Становление граждан­ского общества в большой степени было связано также возникновением самостоятель­ных ассоциаций людей (религиозных и политических, корпораций, купеческих гильдий же — кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы. Идея «гражданского общества», отстаивающего права во взаимоотношениях с государством, нашла достаточно полное отражение уже в программном документе Великой французской революции «Декларации прав человека и гражданина».

Отношения между государством и граждан­ским обществом строились на договорной основе. По своей сущности эти отношения были цивилизованными, поскольку государство и гра­жданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуж­даемые права граждан и с помощью власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству.

Правовое государство в сущности — это оборотная сторона медали гражданского об­щества и должно развиваться с ним одно­временно. Правовое государство может быть определено как «такой тип государства, основой законодательства которого служат естественные права человека». Последние сформулированы во «Всеобщей Декларации прав человека» и в концептуальном виде могут быть определены как «приоритет интересов человека над интересами государства». Понятие правового государство родилось в Европе на волне борьбы с абсолютизмом и деспотической властью государства. Несомненно, правовое государство есть также результат исторического развития, центральным звеном которого и высшим авторитетом является Закон, а главной движущей силой становится человек.

В рамках правового государства реали­зуются гражданские права человека, признан­ные на уровне международных правовых норм, а также исключена любая форма диктатуры. Если ранее человек мог располагаться внизу государственной иерархии, то в правовом государстве его права уравниваются с госу­дарственными, равно как и несение обеими сторонами соответствующей ответственности.

Если гражданское общество обеспечивает права человека, то государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае — ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором — о ее политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореа­лизацию.

Процесс же формирования правовой культуры и правосознания есть глубинный, многослойный процесс, охватывающий и национальную культуру, и традиционализм, и менталитет. Это не только созидание, но и ломка устаревших стереотипов, отказ от веками складывавшихся устоев, обычаев, привычек как действовать, так и мыслить. Взаимодействие правовых культур возможно не на основе универсализации, единения, а на основе обособленного сосуществования культур. Самостоятельность правовой культуры должна всегда выступать первичной по отношению к взаимовлиянию культур.

Правосознание всякого народа отражается в его способности создавать организации (многие из которых выступают субъектами граждан­ского общества) и вырабатывать для них известные формы. Организации и их формы невозможны без правовых норм, регулирующих их, и потому возникновение организаций необходимо сопровождается разработкой этих норм. Жизнь и строение этих организаций определяется внутренним сознанием о праве и неправе. Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т.е. правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, а их внешнее поведение, но при этом они не являются чем-то внешним, так как они живут в нашем сознании и являются таким же внутренним элементом нашей культуры.

При этом надо помнить, что тенденция к подробной регламентации и регулированию всех общественных отношений ( коих много в структуре гражданского общества) статьями писанных законов присуща полицейскому государству, но никак не правовому государству и гражданскому обществу. В гражданском обществе правовая культура должна занять особое место в общественной и духовной жизни.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде со­циального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Построению гражданского общества могут способствовать следующие факторы: признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума; создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия; деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма; финансовая поддержка политических партий и их незави­симость от государства; создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса; предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.); реализация принципа субсидиарности. В гражданских обществах приоритетное внимание уделяется свободе индивидов от насилия, возможности группам и индивидам свободно в рамках закона опреде­лять и выражать в разнообразных формах социальную идентичность, развитию негосу­дарственных средств массовой информации, устранению таких элементов производства, которым не удается функционировать в соответствии с современными стандартами эффективности.

Глубокое знание о гражданском обществе, его размере, численности занятых в нем людей, направлениях его активности (политической, экологической, социальной и др.) может заставить больше считаться с ним основных игроков на политическом поле, заставить граждан ценить НКО и защищать их в случае опасности, оказывать им финансовую помощь, участвовать в их работе.

Реальное функционирование гражданского общества начинается с принятия биллей о правах и Декларации прав человека и граж­данина.

В гражданском обществе сменяется направ­ленность взаимодействия человека, общества и государство, и общество существуют ради человека, а не наоборот. Гражданское общество является гарантом защиты личных, частных интересов, последние обеспечиваются дейст­вием целого комплекса специализированных негосударственных образований, осуществляю­щих их защиту (общества защиты прав человека, потребителей и др.). Такие образо­вания создаются по инициативе гражданами, в результате чего социальная защищенность населения от вмешательства в их личную и частную жизнь становится реальностью. Однако эта реальность возможна при наличии высокого уровня правовой культуры и правового сознания членов общества. Правопорядок держится благодаря адекватному, а не деформированному правосознанию граждан.

Гражданское общество — это тип общества по своему содержанию, т. е. определенный тип общественных отношений, отношений граждан, и оно есть творение культуры, поскольку сам эпитет «гражданское» означает: высшее из доселе известных истории проявление экономической культуры, политической культуры и правовой культуры. Подобно другим формам организации общественных отношений гражданское общество порождает соответствующие ему тип духовной культуры.

Анализ правовой культуры всякого общества предваряется определением доминант духовности, духовных констант его культуры. Доминантами можно считать те черты духовности народа, цивилизации, общества, которые не только обнаруживаются, но и оказываются существенными во всех его элементах и поэтому сообщают специфику всему содержанию конкретной культуры.

И до тех пор, пока правовая культура гражданина не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, нацио­нальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное сознание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека, будет замедлен процесс построения гражданского общества.

Поэтому мы, где-то беря на себя смелость, можем говорить, что построение гражданского общества скорее начинается в духовной сфере, а уже как вторичное — в политической и юридической сферах. Гражданское общество на начальном этапе построения представляет собой как волю государства, так и волю граждан. Как говорил Гегель — это не масса физических тел, а социальное сотворчество душ, коллективный дух, «народный дух».

Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, «срезов», «измерений». В данном случае речь идёт о такой её разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это – особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещённое законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьёзные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в неё входят. Кроме того, правовая культура – многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоёв и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, чёткую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

УДК 34 (470)

ББК 67.05 (2Рос) С 12

М.В. Саакян,

аспирант кафедры философии и социологии АГУ, помощник декана по воспитательной работе, юридический факультет АГУ, тел. 8 903 465 777 0

Пути повышения правовой культуры российского общества

Аннотация. В статье освещены проблемы правовой культуры населения. Сделаны выводы о том, что правовая безграмотность населения, противоречивость нормативноправовых актов, неразвитость идеологии правового государства являются причинами правового нигилизма российских граждан. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства, направленная на повышение уровня правовой культуры общества.

Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовой нигилизм, российское общество.

M.V. Saakyan,

Ways of increase of legal culture in the Russian society

Keywords: legal culture, legal consciousness, legal nihilism, the Russian society.

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, аномия, правовое бескультурье получили широкое распространение в современном обществе.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты: литературу, искусство, образование, церковь, СМИ.

Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание, его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

Социологические исследования отношения молодежи к помощи правоохранительным

органам. По данным социологических исследований, осуществляют помощь правоохранительным органам респонденты в возрасте от:

— 16-20 лет — 3,7 %;

— 20-25 лет — 25,1 %;

— старше 25 лет — 19,5 %.

А в свою очередь 64% молодежи считают, что правоохранительные органы не только не защищают их интересы, но напротив, выступает их врагом. Наблюдается явное противоречие в осознании права и закона, когда последний часто ассоциируется с насилием. В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними .

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты — семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. Имеется общественная необходимость к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио .

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций социологической науки в повседневную практику. Ученых должны интересовать не только теоретические основы проблемы, но и ее практические модели. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридической грамотности населения. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научноисследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

При повышении уровня правовой культуры общества особое значение имеют средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Требует повышения уровень правовой культуры журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ

наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву .

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях формирования высокой правовой культуры граждан Республики Адыгея рекомендуем следующие мероприятия:

1) в связи с модернизацией Образования разработать и принять Указом Президента Российской Федерации региональную программу развития высокой правовой культуры в республике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) разработать и реализовать социокультурные, а также правовые мероприятия по повышению правовой культуры учащихся школ и студенческой молодежи путем внедрения программ специальных курсов;

3) привлечь к активному участию в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел, разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правовой культуры учащихся школ и студенческой молодежи (практические семинары, круглые столы и т.д.);

4) уделить особое внимание правовому воспитанию школьников и студентов;

5) усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер .

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Примечания:

1. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.

2. Соколов Н.Я., Смоленский М.Б. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. СПб.: Питер, 2001.

3. Хачатуров Р.И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России. Казань: Мир, 2005. 185 с.

Автор-составитель: Губанова Елена Александровна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Ежегодно 12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. Это одна из значимых памятных дат Российского государства.

Организация правового просвещения граждан является одной из приоритетных задач государственной политики. Повышение правовой культуры общества и личности, а также просвещение и воспитание подрастающего поколения регламентированы таким документом, как «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённым Президентом РФ от 28.04.2011 № Пр-1168.

Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности всех участников образовательных отношений.

Задачи просветительской работы в этом направлении следующие:
— создание условий для раскрытия и развития гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
— формирование гражданской ответственности и правового самосознания;
— формирование высокой нравственной культуры;
— формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
— профилактика правонарушений.

Основными направлениями работы по формированию правовой культуры и профилактике правонарушений среди обучающихся в образовательной организации выступают:

  1. Изучение основ правовых знаний в рамках основных учебных предметов (обществознание, право, ОБЖ) с разъяснением административного и уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений.
  2. Включение в учебный план образовательной организации внеурочных программ по правовому воспитанию.
  3. Использование педагогами образовательной организации современных педагогических технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.
  4. Организация участия обучающихся в социально значимых проектах, конкурсах, акциях, направленных на формирование гражданско-правового сознания.
  5. Привлечение общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, а также родительской общественности для проведения мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
  6. Использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий, декад правовой культуры и др.
  7. Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.
  8. Использование школьных служб примирения в вопросах правового просвещения обучающихся, родительской общественности и педагогических работников.

Основные подходы в организации недели правовых знаний «Равноправие» для обучающихся, родителей и педагогов

Одним из видов профилактической работы может стать проведение Недели правовых знаний «Равноправие» в рамках такого проекта, как «Москва – позитивное пространство!».

Неделя правовых знаний «Равноправие» приурочена ко Дню Конституции (12 декабря).

В неделе могут принимать участие обучающиеся 1–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, родители и педагоги образовательных организаций города Москвы.

Цель профилактической недели: формирование правовой культуры и профилактика правонарушений среди обучающихся.

Задачи:

— повышение уровня информированности всех участников образовательных отношений об основных правовых аспектах современного общества;
— развитие правового самосознания и правовой культуры обучающихся;
— создание условий для обеспечения защиты прав несовершеннолетних.

Основными условиями при проведении профилактической недели правовых знаний «Равноправие» являются:

— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
— тщательный отбор информации и форм воздействия на учащегося с целью предотвращения провоцирования интереса к негативным воздействиям макро- и микросреды;
— возрастная особенность учащихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели правовых знаний

1. Знакомство учащихся с нормативными правовыми документами.

Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», локальные нормативные документы образовательной организации, регламентирующие правила поведения учащихся, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Беседы, лекции на правовую тематику с привлечением работников правоохранительных органов.

3. Творческие формы (представление проектов, проведение конкурсов). Проектная форма деятельности предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведение социологических исследований и обязательное представление материала. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм и т. д.). Индивидуальная работа каждого обучающегося при такой форме становится частью коллективной работы.

4. Интерактивные методы – это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность обучающихся в предлагаемую деятельность.

Например, дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

5. Игровые формы – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

Использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.

6. Информационно-дидактические материалы – буклеты, брошюры, справочные материалы по изучаемым правовым темам, подготовленные самими учащимся.

7. Электронная форма правового просвещения.

Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права. Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания.

Примерный сценарий проведения Недели правовых знаний «Равноправие»

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года).
6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).

Литература:

1. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Авторы-сост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. – 2016. – Серия «Правовое просвещение населения».
2. Официальный источник правовой информации: pravo.gov.ru.

Методические разработки с использованием электронных ресурсов: