Правовое обеспечение действия конституции РФ

Понятие действия и реализации Конституции

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было.

Прямое действие Конституции

Действие конституции означает сохранение юридической силы ее установлений до их изменения и отмены. Конституция действует непосредственно, постоянно, равно как непосредственно и постоянно действуют провозглашенные конституционные цели и задачи, установленные формы правления и формы государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина и другие конституционные ценности.

Однако прямое действие Конституции РФ не означает, что все ее положения автоматически воплощаются в реальную действительность. Для этого необходима многообразная активная правомерная деятельность компетентных органов и должностных лиц по их реализации. Реализация конституционных установлений есть обязательное условие деятельности компетентных органов и должностных лиц в законодательной, судебной, правоприменительной, надзорно-контрольной сферах.

В литературе предлагается отличать действие Конституции РФ как ее разнообразное воздействие на общественную и государственно-правовую реальность от реализации конституционных положений в различных формах (использование, исполнение, соблюдение, применение), в активных действиях субъектов конституционного права, к которым обращены конституционные требования. «Реализация, — как верно отмечает В. О. Лучин, — всегда предполагает социально и юридически значимые поведение субъектов, их позитивную деятельность для достижения определенных социальных результатов, реализация представляет собой удовлетворение конституционных интересов и потребностей в правомерной деятельности субъектов права».

Обычно реализация конституции рассматривается главным образом и преимущественно в аспекте осуществления конституционных норм, выступающих в качестве правил поведения, в рамках конституционных правоотношений. Такой подход явно недостаточен, ибо конституционные установления не исчерпываются конституционными нормами.

По содержанию и назначению конституционные установления разнообразны. Они могут быть классифицированы на общерегулятивные и конкретно-регулятивные. Общерегулятивные установления охватывают закрепленные в конституции цели и задачи, легальные дефиниции, принципы, статус субъектов конституционных отношений, а конкретно-регулятивные включают конституционные нормы: право-обязанность, презумпции, фикции, символы, регулирующие общественные отношения. Многообразие форм реализации зависит от особенностей содержания видов конституционных установлений.

Реализация конституции

Реализация конституций (уставов субъектов РФ) в России осуществляется путем использования, соблюдения, исполнения, применения. Конституция (основной закон) используется, в частности, физическими и юридическими лицами для осуществления их прав. Ее соблюдение означает, что поведение участников конституционно-правовых отношений должно соответствовать нормам основного закона и не выходить за эти пределы. Исполнение конституции осуществляется путем выполнения ее предписаний (например, парламент РФ издает федеральные конституционные законы по вопросам, указанным в Конституции РФ, в соответствии с Уставом Нижегородской области ее губернатор назначает членов правительства области и т. д.). Применение конституции достигается прежде всего в результате деятельности органов публичной власти (осуществление ими своих полномочий, создание структур, предусмотренных конституцией, применение конституции судами, установление государственных пенсий и т. д.).

Реализация конституции (основного закона) может иметь опосредованный характер (через издание иных актов в соответствии с ее нормами), но она может иметь и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Последнее означает, что нормы конституции должны применяться, в частности, органами государства без издания каких-либо дополнительных правовых актов, если по смыслу таких норм в этом нет необходимости. Условия непосредственного применения Конституции РФ судами при осуществлении правосудия (эти условия с соответствующими изменениями относятся и к основным законам субъектов РФ) определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Конституция применяется судами непосредственно: если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации; если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по данному вопросу отсутствует.

Конституционный Суд РФ, однако, считает, что, если в суде, в том числе Верховном, возникает вопрос о конституционности правовой нормы, суды должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ, ибо устранение неконституционного закона (нормы) из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснения (в том числе Пленумом Верховного Суда РФ).

Непосредственное применение конституций (уставов субъектов РФ) органами государства, должностными лицами, однако, возможно не всегда. В ряде случаев нормы основного закона требуют дополнительной регламентации. Это относится, например, к положениям о всеобщих, прямых, равных выборах, о формировании Совета Федерации, о земле, о пенсиях, об обязанности платить налоги, о воинской обязанности и т. д. Без издания соответствующих законов, других правовых актов такие конституционные нормы трудно осуществить на практике непосредственно. Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны РФ о применении ч. 3 ст. 59 Конституции РФ об альтернативной гражданской службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.

Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реально обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В целях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система ее обеспечения (гарантирования).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.

Профилактика конституционных нарушений означает выявление и устранение причин и условий нарушения Конституции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, коррумпированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.

Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, т. е. условий, факторов и средств, положительно воздействующих на реализацию конституционных положений. Следует различать общие и специальные гарантии действия и реализации Конституции РФ.

Общие гарантии действия и реализации Конституции по сферам общественных отношений делят на экономические, политические, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде всего обеспечивают реализацию конституционных установлений.

Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и переплетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.

Правовые гарантии действия и реализации конституции включают:

  • во-первых, законодательно закрепленные меры профилактики конституционных нарушений, включая меры по повышению правосознания и правовой культуры общества, должностных лиц, меры надзора и контроля по выявлению правонарушений и их пресечению;
  • во-вторых, установленный юридический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.);
  • в-третьих, закрепленные меры защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.

Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не будет, если она не подкрепляется конкретной организационно- управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.

Организация обеспечения действия и реализации конституции

С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определение состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нарушений и иных мер обеспечения осуществления конституционных положений; в-третьих, создание механизма охраны и защиты конституционных положений. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка единых критериев оценки состояния действия и реализации конституционных установлений, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности органов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками информации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, надзорных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включает также: анализ допущенных нарушений конституции, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер зашиты действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельности; включение в планы комплексных мер по обеспечению конституционности законодательной и исполнительной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.

Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы органов публичной власти, се внутренних и внешних связей.

Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реалистичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтересована в раскрытии объективной картины состояния конституционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль.

Социальный механизм действия и реализации конституции

В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как социальный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».

Социальный механизм действия и реализации конституционных установлений можно представить как замкнутую систему взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализации, т. е. как сложную динамическую систему.

Исходной точкой в данной системе будут положения конституции. Юридический механизм реализации установлений конституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и решения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты такого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отношения» («конституционное право и общественная практика»).

В системе «конституция — общественные отношения» существуют и обратные связи, которые позволяют учитывать результаты реализации конституционных установлений, в особенности в судебной и иной правоприменительной практике субъектов конституционных правоотношений.

Самостоятельной стадией обратных связей в системе «конституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательными, исполнительными, судебными и иными органами). Передача и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законодательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализации установлений конституции свидетельствует правоприменительная практика в виде решений, обобщений, посланий, докладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конституции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс идет непрерывно.

Роль социальной среды в действии и реализации конституции

Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значения для их осуществления. Юридический механизм их использования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от комплекса социальных условий и факторов.

В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию социальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.

Для определения содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных установлений методологическое значение имеет категория социальной среды, природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность человека, проявляющуюся в реальных связях и отношениях. Под социальной средой понимаются общественные условия, оказывающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воздействие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредственного и опосредованного относительно устойчивого взаимодействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образом, раскрывает многообразие, специфичность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельности субъекта права в единых условиях общественного развития.

Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, гак как она «усваивается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Степень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.

Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактически обеспечивающим осуществление конституционных установлений.

Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться при реализации конституционных установлений. Выявление негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти, всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.

Социальная среда помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. непосредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации конституционных установлений.

Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы взаимоотношений субъектов права — материально-производственные, экономические, социальные, политические, духовно- культурные, управленческие, психологически и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы, должны были это сделать (например, не жалуются на нарушения их прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточность и неэффективность юридических средств зашиты и мер ответственности может привести к приспособляемости, адаптации субъекта права к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.

Эффективность действия и реализации конституции

Эффективность действия конституции есть результативность в достижении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.

С точки зрения системного (управленческого) подхода можно выделить две основные группы целей действия и реализации конституции — гомеостатические и инструментарные.

Гомеостатические цели связаны с учреждением и поддержанием определенного конституционного строя в стране, с его стабильностью. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституционных основ общественного и государственного строя, на реальное обеспечение конституционных ценностей (основных прав и свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).

Анализ эффективности конституционных установлений требует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим результатом и целью, ради достижения которой данные установления создавались.

Понятие целесообразности в этом случае будет означать соответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целям, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.

Действие и реализация конституционных установлений может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.

При определении эффективности конституционных установлений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведении субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным результатом.

Реализация конституционных установлений может дать побочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.

Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положительного (запланированного) результата с отрицательными непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, положительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эффективности действия и реализации конституционных установлений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.

Измерение эффективности действия и реализации конституционных установлений

Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема измерения эффективности действия и реализации конституционных установлений чрезвычайно трудная. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность действия и реализации отдельных установлений, институтов конституции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.

В настоящее время об эффективности действия и реализации конституции судят на основе изучения конституционной практики (по числу конституционных нарушений, возникающих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значение для определения эффективности действия конституционных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохранительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследования, общественное мнение, СМИ.

Понятие Конституции

Определение 1

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические от¬ношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства.

Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Роль Конституции в деятельности государства

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность.

Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности.

Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Основные черты Конституции

Любая Конституция — это самостоятельное явление социальной и правовой действительности, которому присуща совокупность основных черт и юридических свойств. Такие особенности Конституции способствуют выражению ее индивидуальности и говорят о качественном своеобразии высшего закона государства. В этих чертах отчетливо подчеркивается правовая природа Конституции.

Конституции отведено особое место в правовой системе, а механизм конституционного регулирования общественных отношений зависит от ее основных черт (рис. 1) и юридических свойств, к которым относятся:

  1. Легитимность.
  2. Итоговый характер предписаний.
  3. Перспективность.
  4. Преемственность.
  5. Реальность.
  6. Верховенство.
  7. Стабильность.
  8. Основа системы права.

Конституции присущи и такие черты, которые раскрывают ее роль в процессах жизни общества и государства. Этими чертами являются:

  • основополагающий характер;

  • народность;

  • реальность;

  • стабильность.

Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г. И в этом состоит ее народность. Реальность конституции заключается в соответствии конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Реальной является та Конституция, которая, провозглашая определенные принципы и нормы поведения, способствует и их реализации. А Конституции, которые этому требованию не отвечают, считаются фиктивными.

Высокая степень устойчивости и длительности действия Конституции говорит о ее стабильности.


Рисунок 1. Основные черты Конституции

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Соответствие Конституции Казахстана законов,
применяемых судами в гражданском судопроизводстве

Николай Мамонтов,

судья Верховного Суда

Казахстана в почетной отставке

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том,

чтобы постигать их смысл.

Марк Туллий Цицерон

Верховный Суд и местные суды Казахстана образуют судебную ветвь власти, независимы при рассмотрении конкретных публичных и частных материально-правовых отношений и находятся между собой не в административных, а в процессуальных отношениях.

При отправлении правосудия одной из важнейших проблем является проблема правильного определения норм действующего материального и процессуального закона, на основании которых обеспечивается эффективная и скорая судебная защиты и восстановление нарушенных субъективных прав и свобод, охраняемых законов интересов физических и юридических лиц.

И в этом аспекте процессуальной деятельности судов следует указать на несколько конституционных положений:

1. судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основании Конституции, законов Казахстана, в том числе и ратифицированных Казахстаном международных договоров;

2. при отправлении правосудия судья единоличного или коллегиального состава суда независим и подчиняется только Конституции и законам Казахстана;

3. правоспособность физических и юридических лиц, гражданские права, обязательства и их ответственность устанавливаются только законами, принятыми Парламентом Казахстана.

Это важнейшие особенности процессуальной деятельности судей каждой судебной инстанции, посредством которых обеспечивается законность, авторитет судебной власти, социальное благополучие в обществе.

Нормы Конституции о конституционных правах и свободах физических лиц не раскрывают их содержание, но гарантируют правовое равенство в их реализации. Содержание этих прав и свобод, а также обязательств и юридической ответственности граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства на территории Казахстана конкретизируется конституционными, кодифицированными и «обычными» законами.

Правоспособность юридических лиц, их обязательства и юридическая ответственность в гражданско-правовых и административно-деликтных отношениях устанавливается только законами, поскольку эти лица не обладают конституционными правами.

Конституция Казахстана обладает высшей юридической силой и прямым действием, то есть нормы Конституции Казахстана судами применяются непосредственно, исходя из словесного их содержания.

Поскольку судья при рассмотрении частного материально-правового отношения обязан руководствоваться только нормами закона, следует учитывать, что под законом понимается нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Казахстана.

В правовых актах употребляется также и термин «законодательный акт», под которым понимается не только закон, но и постановления Сената и Мажилиса Парламента Казахстана.

Но в гражданском судопроизводстве судья руководствуется при разрешении гражданского правоотношения, конкретизации прав и обязанностей сторон гражданского оборота или гражданского деликта только нормами законов Казахстана, а не иными правовыми актами, в том числе и подзаконными.

К законам Казахстана относятся по иерархии, по юридической силе:

— законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Казахстана;

— конституционные законы;

— кодексы;

— консолидированные законы, законы.

Иные виды нормативных правовых актов (подзаконные нормативные правовые акты) при рассмотрении материально-правовых отношений в гражданском судопроизводстве применяться не могут, поскольку не относятся к категории законов и не могут устанавливать права, свободы, обязательства и гражданско-правовую ответственность физических и юридических лиц. Подзаконные нормативные правовые акты издаются на основе и (или) во исполнение и реализации законов или иных вышестоящих по иерархии подзаконных нормативных правовых актов.

Законодатель допускает, что в законах могут содержаться нормы, которые умаляют, ущемляют, уменьшают содержание и объем тех прав и свобод человека и гражданина, которые предусмотрены конституционной нормой. Законодатель также допускает, что в силу недостатков юридической техники конституционная норма словесно изложена так, что ее содержание требует разъяснения, толкования в процессе ее применения.

Поэтому законодатель предусмотрел, что судья при рассмотрении и разрешении частного материально-правового отношения может обратиться в Конституционный Совет Казахстана как уполномоченный государственный орган, если у него возникнут сомнения в том, что подлежащая применению норма закона ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина (физического лица).

Конституционные права и свободы физического лица с исчерпывающей полнотой названы в Конституции Казахстана, а их содержание, правосубъектность, обязательства и юридическая ответственность раскрывается только законами, принимаемыми Парламентом Казахстана как законодательным органом государственной власти.

Конституцией Казахстана установлен императивный запрет на применение судами и судьями законов, которыми ущемляются закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Конституционные права и свободы человека и гражданина закреплены в разделе 11 Конституции Казахстана, которые не могут быть уменьшены по своему содержанию и объему в нормах законов.

Некоторые права и свободы, являющиеся личными неимущественными благами, принадлежат каждому правоспособному человеку от рождения (например, жизнь, свобода, телесная неприкосновенность), а другие личные неимущественные и имущественные права принадлежат на основании закона (например, право собственности, право на честь, достоинство, право на имя, право на гражданство и другие).

Но запрет на применение закона, которым ущемляются или могут быть ущемлены конституционные права и свободы физического лица, обусловлен отлагательным условием — если судья усмотрит такое нарушение, основанное на несоответствии содержания конституционной нормы и нормы закона.

Вывод о том, ущемляют ли нормы закона конституционные права и свободы человека судья делает по находящемуся в производстве суда первой инстанции, апелляционной инстанции или ревизионной (надзорной инстанции) гражданскому делу при его подготовке к судебному разбирательству, а равно в судебном заседании суда.

Усмотрение судьи является оценочным понятием, означающим заключение, мнение, решение.

Еще при подготовке дела к судебному разбирательству судья, исходя из указанных истцом в исковом заявлении и ответчиком в отзыве на иск обстоятельств материально-правового отношения, определяет тот закон, который может быть применен при разрешении прав и обязанностей сторон указанного правоотношения. При этом судья на основании сравнительного и логического анализа диспозиции нормы закона составляет свое субъективное заключение о том, соответствует или нет норма закона конкретной конституционной норме и не нарушает ли норма закона конституционные права человека и гражданина.

Важно, что вывод о несоответствии нормы закона конституционной норме делает судья, а не иной участник гражданского процесса. Даже если истец или ответчик либо процессуальный представитель в процессе высказывают ходатайства о проверке нормы закона на предмет ее соответствия норме Конституции, такое ходатайство не порождает никаких правовых последствий до тех пор, пока судья не придет к выводу о необходимости обращения в Конституционный Совет Казахстана.

Если судья придет к заключению о том, что норма (нормы) подлежащего применению при разрешении материально-правового отношения закону противоречит норме Конституции Казахстана, умаляет конституционные права и свободы физического лица-истца или ответчика, то выносит определение о приостановлении производства по делу.

В определении указываются конкретные доводы о том, в чем усматривается несоответствие нормы закона норме Конституции Казахстана.

На определение суда о приостановлении производства по делу частная жалобы или частное апелляционное ходатайство не подается, поскольку оно не препятствует дальнейшему движению дела.

Определение суда о приостановлении производства по делу по мотивам обращения в Конституционный Совет Казахстана для проверки соответствия подлежащей применению нормы закона норме Конституции Казахстана обязательно для сторон, их процессуальных представителей, а также должностных лиц, в том числе для председателя соответствующего суда.

В этом выражается действие принципа независимости судьи при отправлении правосудия и обязательности для всех вступившего в законную силу судебного акта.

Специфика обращения судов в Конституционный Совет Казахстана выражается в том, что субъектом обращения является не конкретный судья, а конкретный суд, от имени которого и в порядке исполнения определения судьи в Конституционный Совет Казахстана представление подписывает председатель суда. Обращение в Конституционный Совет Казахстана должно быть надлежащим образом оформлено.

Конституционное положение о том, что суд обращается в Конституционный Совет Казахстана, если судья усмотрит ущемление конституционных прав и свобод человека и гражданина иным нормативным правовым актом, подлежащим применению при рассмотрении и разрешении материально-правового отношения, нуждается в уточнении.

Конституцией Казахстана установлено три важнейших правовых положения, касающихся процессуальной деятельности суда при отправлении правосудия:

1) судья при отправлении правосудия подчиняется только Конституции и закону, то есть руководствуется и применяет только эти виды нормативных правовых актов;

2) принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и юридической ответственности устанавливаются только законами, принимаемыми Парламентом Казахстана;

3) при установлении противоречий в нормах закона суд обязан применить норму закона, обладающего по иерархии более высокой юридической силой: закон — консолидированный закон — кодекс — конституционный закон — конституционный закон, вносящий изменения в Конституцию Казахстана.

При применении закона с соблюдением указанных правил не требуется обращаться в Конституционный Совет Казахстана, поскольку коллизии устраняются с использованием юридической силы закона. Если же противоречия в законах с использованием иерархии и юридической силы не могут быть преодолены, а в подлежащем применению законе суд усматривает ущемление конституционных прав и свобод человека и гражданина, тогда остается вариант возбуждения конституционного производства.

Указанные правовые предписания означают, что при рассмотрении и разрешении материально-правовых отношений суд обязан руководствоваться законом и не может применять иные нормативные правовые акты.

Под иными нормативными правовыми актами понимаются акты, которые а) не являются законодательным актом, б) издаются на основе и (или) во исполнение либо для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов.

Для реализации норм Закона Казахстана «О дорожном движении» приняты, например, Перечень медицинских противопоказаний, при которых лицам запрещается управлять транспортными средствами, Правила прекращения или временного ограничения движения транспортных средств по дорогам, Правила дорожного движения и иные подзаконные нормативные правовые акты.

Для реализации Закона Казахстана «О нотариате» утверждены Правила совершения нотариальных действий нотариусами, Правила по нотариальному делопроизводству и другие нормативные правовые акты.

Помимо законов, виды которых указаны выше, в систему права включаются:

1) нормативные правовые указы Президента Казахстана;

2) нормативные правовые постановления Парламента Казахстана и его Палат;

3) нормативные правовые постановления Правительства Казахстан;

4) нормативные постановления Конституционного Совета Казахстана;

5) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Казахстана, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана, Национального банка Казахстана и иных центральных государственных органов;

6) нормативные правовые приказы министров Казахстана и иных руководителей центральных государственных органов;

7) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Названные виды нормативных правовых актов по своей юридической природе являются подзаконными нормативными правовыми актами, поскольку не издаются государственными органами и их должностными лицами на основании и во исполнение или дальнейшей реализации законодательных актов. Но такие акты не регулируют установленные Конституцией и законами Казахстана правоотношения, не являются законодательными актами и не могут применяться судами при рассмотрении и разрешении материально-правовых отношений.

Среди названных видов иных нормативных правовых актов особым статусом обладают нормативные правовые указы Президента Казахстана, нормативные правовые постановления Парламента Казахстана и его Палат, нормативные постановления Конституционного Совета Казахстана, поскольку они не обладают статусом закона, не могут проверяются на предмет их соответствия Конституции и не оспариваются. Такие акты могут изменяться, отменяться органами и должностными лицами, их издавшими.

Особым статусом обладают издаваемые пленарным заседанием Верховного Суда Казахстана акты по вопросам разъяснения применяемых судами в судопроизводстве Конституции и законов Казахстана. Данные акты являются актами официального толкования, разъяснения содержащихся в нормах закона правовых предписаний и терминов, но при этом не создающих новых норм права.

В гражданском судопроизводстве не могут применяться иные нормативные правовые акты, поскольку разрешение материально-правовых отношений, конкретизация прав и обязанностей может судом осуществляться исключительно на основании Конституции и законов Казахстана, в необходимых случаях с использованием ратифицированных Казахстаном международных договоров.

Иные нормативные правовые акты не проверяются в конституционном производстве на предмет их соответствия Конституции Казахстана, а проверяются на предмет их соответствия нормам закона которые распространяются на физическое или юридическое лицо и устанавливают, изменяют или отменяют закрепленные нормами законов права и свободы, обязательства и юридическую ответственность физических или юридических лиц, подлежат обжалованию в судебном порядке.

Поскольку суд по заявлению заинтересованного лица в порядке гражданского судопроизводства проверяет соответствие подзаконного правового акта закону, а Конституционный Совет проверяет соответствие закона нормам Конституции по обращению суда, то в силу разных видов производства (конституционного и гражданского), разной юридической силы правовых актов и недопустимости применения в гражданском судопроизводстве правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы человека и гражданина, то рассмотрение вопроса о соответствии иного правового акта нормам Конституции не может относиться к подведомственности Конституционного Совета Казахстана.

С учетом высказанных доводов из соответствующей статьи Конституции и ГПК Казахстана предлагается исключить слова «и иные нормативные правовые акты».

Следует отметить, что нормативные правовые указы Президента Казахстана и нормативные правовые постановления Парламента Казахстана и его Палат не проверяются на предмет их соответствия Конституции Казахстана и не обжалуются в судебном порядке по основаниям, предусмотренным ст. 298 ГПК.

Постановления Конституционного Совета Казахстана о признании неконституционными законов или некоторых их норм являются нормативными правовыми актами, поскольку они влияют на правоотношения. Признанные неконституционными законы не подлежат применению судами. Такие законы в законотворческих процедурах подлежат отмене Парламентом Казахстана. Вынесенные на основании таких законов решения судов подлежат пересмотру по новым обстоятельствам. И в этом состоит юридическая сила нормативных постановлений Конституционного Совета Казахстана, которыми признаются не соответствующими Конституции Казахстана законы или их нормы.

Нормативные постановления Конституционного Совета Казахстана по виду правового акта относятся к иным нормативным правовым актам, поскольку не обладают статусом и юридической силой закона, не создают, непосредственно не изменяют и не прекращают правовые отношения.

Постановления Конституционного Совета Казахстана, которыми толкуются с применением правил толкования нормы Конституции Казахстана, по своей юридической природе и юридической силе являются актами официального толкования Основного закона, которыми не создаются новые нормы права, правила поведения субъектов права.

Довольно странным является утверждение о том, что нормативные постановления Конституционного Совета Казахстана обладают юридической силой тех норм Конституции, на основании которых они приняты.

Юридическая сила норм Конституции основана на том, что Конституция является Основным законом государства, обладает высшей юридической силой и прямым действием, не требующим для реализации принятия какого-то закона, она принимается на референдуме или Парламентом Казахстана квалифицированным большинством голосов депутатов.

Особое место в системе правовых актов занимает международный договор Казахстана, который к категории закона не относится, но имеет приоритет перед законами Казахстана. Международный договор не может противоречить Конституции Казахстана.

Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами) или с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международными договорами в области гражданского процесса могут регулироваться порядок сношений с судами государства-участника договора, исполнения судебных поручений, решений судов и арбитражей, оказания правовой помощи.

Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 72Конституции рассматривает на соответствие Конституции международные договоры Республики до их ратификации.

Это означает, что еще до ратификации международный договор Конституционным Советом исследован на предмет его соответствия Конституции, в том числе и о соблюдении международным договором конституционных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому у суда при применении международного договора, ратифицированного Казахстаном, не может возникать сомнений о несоответствии международного договора нормам Конституции Казахстана.

При применении законов в гражданском судопроизводстве суд обязан руководствоваться правилами о юридической силе закона. В случае возникновения противоречий в нормах законов разного уровня действуют нормы закона более высокого уровня, исходя из иерархии законов. При наличии противоречий в нормах законов одного уровня (одной юридической силы) действуют нормы того, закона, которые введены в действие (приняты) позднее.

В этом правиле предусмотрено одно положение, которое следует рассматривать как нелогичное. Установлено, что нормы закона в случае расхождения с нормой кодекса могут применяться только после внесения в кодекс соответствующих изменений и (или) дополнений.

Указанное положение может применяться только в том случае, если возникнут противоречия между нормами кодекса и нормами конституционного закона или закона, вносящего изменения или дополнения в Конституцию Казахстана. Отсутствие уточнения о виде законов, между нормами которых возникло противоречие, порождает неясность в порядке устранения такого противоречия.

Нормы кодекса по юридической силе выше нормы консолидированного закона или закона и в случае противоречия в нормах кодекса и законов должны действовать нормы закона более высокого уровня, а не наоборот.

Поэтому коллизии в нормах законов, в том числе и в отношении соблюдения прав и свобод человека и гражданина, устраняются не путем обращения в Конституционный Совет Казахстана для проверки конституционности законов, а путем применения закона более высокой юридической силы. И только в случае содержания в законе более высокой юридической силы положений, которые, по мнению судьи ущемляют конкретные конституционные права и свободы человека и гражданина в рассматриваемом судом материально-правовом отношении, суд вправе обратиться в Конституционный Совет Казахстана на предмет соответствия Конституции закона более высокой юридической силы.

п. 1 ст. 76 Конституции Казахстана, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, введена в действие 8 сентября 1995 года, в редакции от 10 марта 2017 года / В тексте употребляется термин «Конституция», поскольку он равнозначен термину «Республика Казахстан»

п. 1 ст. 77 Конституции Казахстана

п\п. 1) п. 3 ст. 61 Конституции Казахстана

п\п. 4) ст. 1 Закона Казахстана «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года, в редакции от 11 июля 2017 года

см. Закон Казахстана «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 10 марта 2017 года

см. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года, в редакции от 3 июля 2017 года

см. Гражданский процессуальный кодекс Казахстана от 31 октября 2015 года, в редакции от 11 июля 2017 года

см. Закон Казахстана «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года, в редакции от 1 октября 2017 года; Закон Казахстана «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» от 1 июля 2003 года, в редакции от 9 апреля 216 года

п\п. 5) ст. 1 Закона Казахстана «О правовых актах».

п\п. 1) п. 3 ст. 61 Конституции Казахстана

ст. 78 Конституции Казахстана; ч. 2 ст. 6 ГПК Казахстана

ст. ст. 10 — 33 Конституции Казахстан

Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков — М.: «Аделант», 2013, С.711

п\п. 2) ч. 2 ст. 163, п\п. 5) ч. 1 ст. 272, ст. 275, ч. 1 ст. 428 ГПК Казахстана

ст. 22 Конституционного закона Казахстана «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года, в редакции от 15 июня 2017 года

ст. 78 Конституции Казахстана; ст. 17 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан»

п. 1 ст. 77 Конституции Казахстана

п\п. 1) п. 3 ст. 61 Конституции Казахстана

п\п. 5) ст. 1 Закона Казахстана «О правовых актах»

Конкретные наименования иных нормативных актов в статье не приводятся

ст. 81 Конституции Казахстана; п\п. п\п. 5), 7), 18), 31) ст. 1, п. 6 ст. 7 Закона Казахстана «О правовых актах»

гл. 30 ГПК Казахстана

ст. 78 Конституции Казахстана; ч. 2 ст. 6 ГПК Казахстана

п\п. 3) ч. 3 ст. 455 ГПК Казахстана

п. 2 ст. 5 Закона Казахстана «О правовых актах»

см. Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, ратифицирована Казахстаном законом от 14 ноября 2014 года; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года), ратифицирована Казахстаном законом от 10 марта 2004 года; Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 года), Казахстан присоединился к Конвенции указом Президента Казахстана от 4 октября 1995 года; Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 года), Казахстан присоединился к Конвенции в соответствии с указом Президента Казахстана от 4 октября 1995 года

п\п. 3 п. 2 ст. 17 Конституционного закона Казахстана «О Конституционном Совете Республики Казахстан»

п. 2 ст. 12 Закона Казахстана «О правовых актах»

п. 1 ст. 12 Закона Казахстана «О правовых актах»

Конституция Российской Федерации – главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории страны и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства. Действующая Конституция РФ <a href=»http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1048″ target=»_blank»>была принята</a> путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участи 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Проект Конституции <a href=»https://bigenc.ru/biology/text/2092467″ target=»_blank»>был подготовлен</a> особым непостоянным консультативным органом – Конституционным совещанием, созданным указом президента РФ Бориса Ельцина от 20 мая 1993 года. Оно выработало единый текст Конституции РФ на основе двух проектов – проекта, подготовленного конституционной комиссией парламента (образована на 1-м Съезде народных депутатов в июне 1990 года), и проекта президента РФ (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов государственной власти). При разработке главного нормативного правового акта страны <a href=»http://constitution.garant.ru/history/active/» target=»_blank»>учитывались</a> также авторские проекты отдельных ученых и их групп. Основу подготовленного Конституционным совещанием текста Конституции РФ («проект согласия») <a href=»https://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/chapter/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/» target=»_blank»>составляли</a> положения президентского проекта, но он также содержал новые решения, отличные от него. Этот проект главного нормативного акта РФ и <a href=»http://ria.ru/politics/20081211/157025948.html» target=»_blank»>был принят</a> за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, специалистов, рабочих групп. Именно этот текст Конституции был вынесен на референдум и принят им. Основной закон РФ <a href=»http://constitution.garant.ru/» target=»_blank»>состоит</a> из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов. Первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из девяти глав, которые делятся на статьи. Первая глава «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия – суверенное, демократическое, правовое, социальное, федеративное и республиканское государство, содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества. Вторая глава закрепляет права и свободы человека и гражданина, третья посвящена федеративному устройству страны, четвертая – правовому статусу президента РФ. В пятой главе говорится о парламенте – Федеральном собрании РФ. Шестая глава посвящена правительству РФ, седьмая – судебной власти, восьмая – местному самоуправлению. В заключительной, девятой главе <a href=»https://clck.ru/PKUwx» target=»_blank»>говорится о поправках и пересмотре Конституции</a>. Поправки в нее могут быть внесены только в главы 3-8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положении глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов <a href=»http://ria.ru/organization_Sovet_Federacii_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Совета Федерации</a> и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при котором Конституция считается принятой, если наберет более половины голосов, принявших участие в голосовании, при условии, что на избирательные участки придет более половины списочного состава избирателей. Второй раздел главного нормативного акта РФ «Заключительные и переходные положения» <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61e0b8fa47bff695f0c08b192a95f7a3/» target=»_blank»>содержит девять пунктов</a>, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции. В нем четко обозначен приоритет Конституции РФ перед иными актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ей. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, Конституция России служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются ее положения. Стабильность и долговечность Конституции как основного закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами. В силу абстрактного содержания ее положений, она не <a href=»https://clck.ru/PKSoz» target=»_blank»>подвержена частым изменениям</a>, а жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. С момента принятия Конституции в 1993 году в нее был внесен ряд изменений. С 1996 по 2003 год они были связаны с изменением названий субъектов. В Конституцию включили Республику Ингушетию и Республику Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия (указ президента РФ от 9 января 1996 года); Республику Калмыкию вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч (указ президента РФ от 10 февраля 1996 года); Чувашскую Республику – Чувашию вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики (указ президента РФ от 9 июня 2001 года); Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ (указ президента РФ от 25 июля 2003 года). С 2004 года по 2008 год в Конституцию <a href=»http://www.constitution.ru/10003000/note.htm» target=»_blank»>вносились изменения</a>, связанные с укрупнением субъектов Федерации. С 1 декабря 2005 года был образован Пермский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года); с 1 января 2007 года – Красноярский край в результате объединения трех граничащих между собой субъектов РФ – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года); с 1 июля 2007 года – Камчатский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Камчатской области и Корякского автономного округа (федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года); с 1 января 2008 года – Иркутская область в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года); с 1 марта 2008 года – Забайкальский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 года). В конце 2008 года в основной закон были внесены более существенные поправки. Законом РФ о поправке к Конституции РФ <a href=»https://base.garant.ru/194633/» target=»_blank»>от 30 декабря 2008 года</a> «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента <a href=»https://ria.ru/20140312/999121853.html» target=»_blank»>был увеличен</a>: глава государства избирается на шесть лет (ранее на четыре года), а депутаты <a href=»http://ria.ru/organization_Gosudarstvennaja_Duma_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Госдумы</a> на пять лет (ранее на четыре года). Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации <a href=»https://base.garant.ru/194634/» target=»_blank»>от 30 декабря 2008 года</a> «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» правительство обязали отчитываться перед Госдумой о своей работе. Тексты отчетов <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/7637edca1218f2b38e9f2c46bce5ddef82342437/» target=»_blank»>публикуются</a> в «Российской газете» и «Парламентской газете». В 2014 году в Конституцию вносились дополнения трижды. Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» <a href=»http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&amp;base=LAW&amp;n=158640&amp;fld=134&amp;dst=1000000001,0&amp;rnd=0.1021406607621751#037347916022048566″ target=»_blank»>были внесены изменения</a> в ряд ее статей <a href=»http://www.kremlin.ru/acts/news/20485″ target=»_blank»>в связи с объединением</a> Высшего Арбитражного суда с Верховным судом.Следующее изменение <a href=»http://www.kremlin.ru/acts/bank/38220″ target=»_blank»>было внесено</a> федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года в связи с принятием в РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Еще одно изменение <a href=»https://www.garant.ru/news/554822/» target=»_blank»>внесли</a> в связи с введением института федеральных сенаторов. Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 года «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» <a href=»http://constitution.garant.ru/main/law_const/70699880/» target=»_blank»>была изменена</a> статья 95 главного нормативного акта в части, определяющей порядок формирования Совета Федерации. В 2019 году в Конституцию <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321096/» target=»_blank»>внесли</a> поправку в связи с изменением наименования Кемеровской области на Кемеровскую область – Кузбасс (указ президента РФ от 27 марта 2019 года). В январе 2020 года в послании Федеральному собранию президент России <a href=»http://ria.ru/person_Vladimir_Putin/» target=»_blank» data-auto=»true»>Владимир Путин</a> <a href=»https://ria.ru/20200530/1572221500.html» target=»_blank»>предложил</a> внести в основной закон страны ряд поправок, которые сделали бы документ в большей степени отвечающим современным реалиям и закрепили бы достигнутые результаты. Было подготовлено <a href=»https://ria.ru/20200622/1573294384.html» target=»_blank»>206 поправок</a> в Конституцию, которые вырабатывались на основе реальных потребностей общества, максимально учитывались мнения профессиональных сообществ. Они <a href=»https://ria.ru/20200422/1570399940.html» target=»_blank»>содержат положения</a>, касающиеся политической системы, реализации принципа социального государства, правовой системы. После обсуждения поправок специальной рабочей группой Госдума 11 марта <a href=»https://ria.ru/20200530/1572221500.html» target=»_blank»>приняла</a> в окончательном чтении президентский законопроект. В тот же день он был одобрен Советом Федерации, затем документ поддержали законодательные собрания всех субъектов РФ. По итогам этого рассмотрения 14 марта Совет Федерации принял постановление и направил его президенту, который в тот же день <a href=»http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&amp;base=LAW&amp;n=346019&amp;fld=134&amp;dst=1000000015,0&amp;rnd=0.1389019879007518#05245571497611459″ target=»_blank»>подписал</a> одобренный закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». После этого документ был направлен в Конституционный суд РФ с президентским запросом о соответствии поправок Конституции РФ. В нем, в частности, Путин <a href=»https://ria.ru/20200316/1568682232.html» target=»_blank»>попросил высказаться</a> о допустимости дополнения основного закона страны поправкой, позволяющей действующему президенту участвовать в новых выборах главы государства. Также он <a href=»https://ria.ru/20200413/1569967350.html» target=»_blank»>спросил о дополнительных условиях</a> для вступления в силу поправок к Конституции – общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в основной закон страны. Конституционный суд <a href=»https://ria.ru/20200316/1568698489.html» target=»_blank»>вынес</a> заключение о соответствии Конституции положений закона. После этого Путин <a href=»https://ria.ru/20200625/1573458546.html» target=»_blank»>подписал указ</a>, назначив общероссийское голосование по поправкам на 22 апреля, но затем в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией оно было перенесено на 1 июля. Из-за необходимости учитывать эпидемиологическую обстановку и безопасность населения было принято решение о том, что россияне смогут голосовать в течение семи дней: с 25 июня по 1 июля. Москва и Нижегородская область стали двумя пилотными регионами, жители которых могут проголосовать дистанционно. Поправки вступят в силу <a href=»https://ria.ru/20200623/1573381207.html» target=»_blank»>только в случае их одобрения</a> на общероссийском голосовании. <em>Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников</em>