Предельный возраст пребывания

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия — равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Положения пункта 3 статьи 23 в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами) и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации не применяются с 1 января 2012 года (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
3. Военнослужащим — гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
менее 10 лет — в размере 5 окладов денежного содержания;
от 10 до 15 лет — в размере 10 окладов денежного содержания;
от 15 до 20 лет — в размере 15 окладов денежного содержания;
20 лет и более — в размере 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим — гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное окладу денежного содержания, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — пяти окладам денежного содержания.
(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 27.12.2005 N 191-ФЗ)
Ежемесячное социальное пособие, установленное пунктом 4 статьи 23 данного документа (без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ) и назначенное до 1 января 2013 года гражданам, уволенным с военной службы, выплачивается им в ранее установленном размере до истечения пяти лет с даты его назначения (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
Положения пункта 4 статьи 23 с 1 января 2012 года и до 1 января 2013 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
4. Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 1-ФЗ)
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.
7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Максимальный срок нахождения в строю всему военно-кадровому составу продлен на пять лет. Речь не только об армейских и флотских профи, но и о военных представителях других силовых ведомств. Для подъема их служебно-возрастной планки депутаты Госдумы скорректировали 49-ю и 53-ю статьи федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Сенаторы эти изменения одобрили, а президент РФ утвердил.

Окончание служебной биографии человека в России жестко привязано к его воинскому званию. В самом приоритетном положении находится высший офицерский состав. Маршалам, генералам армии и адмиралам флота, генерал-полковникам и адмиралам закон теперь разрешает служить не до 60 лет, как это было до последнего времени, а до 65. Нахождение в строю генерал-лейтенантов и вице-адмиралов, генерал-майоров и контр-адмиралов ограничено 60 годами. На пять лет меньше максимальный возраст службы у полковников и капитанов 1 ранга. Всем остальным кадровым военным, в том числе солдатам и сержантам — контрактникам, расставание с погонами грозит в 50-летнем возрасте. Правда, тот же закон предусматривает продление службы после достижения максимального для военных профи возраста. Свой последний контракт военные в звании от маршала до генерал-полковника теперь могут подписать до 70 лет, другие служивые — до 65.

Одновременно поменялся возрастной ценз так называемых запасников, которые в случае необходимости образуют для армии второй фронт. Призывать под знамена «резервных» солдат и прапорщиков, в зависимости от их военно-учетной специальности, можно с 35 до 50 лет. Младших офицеров — от 50 до 60 лет, майоров и подполковников — от 55 до 60-летнего возраста. Для полковников на время «Ч» установили верхнюю планку в 50-65 лет, для генералов и маршалов в 65-70.

Логика в таком решении, несомненно, есть. Увольнять 55-летнего генерала, командира дивизии только на том основании, что ему много лет, по меньшей мере, неразумно. Столь же неразумным выглядит «распогонивание» 50-летнего полковника, доктора наук и профессора из военной академии. Другое дело, когда тот же комдив снимает погоны в шестьдесят. В такие годы мотаться по полигонам и учениям трудновато даже крепкому мужику. А многие войсковые полковники и корабельные каперанги, которых редко застанешь в кабинете, наверное, с облегчением уволятся в 55 лет. Когда за плечами долгая и тяжелая служба, перед пенсией «набраны» все армейские льготы, время подумать и об отдыхе. Тем более, что новая возрастная практика не отменила право офицера уволиться на пенсию до наступления предельного возраста. Скажем, полковник при желании может снять погоны в пятьдесят лет.

А вот подписание «сверхсрочного» контракта, как считают в минобороны, должно обязательно сопровождаться аттестационной рекомендацией. Добавлять, что называется, автоматом пятилетку никому не будут. Служишь добросовестно, имеешь хорошие профессиональные навыки и перспективу карьерного роста, сохранил крепкое здоровье, значит, какое-то время можешь оставаться в строю. Не отвечаешь этим требованиям, — ступай на гражданку.

Готовя этот закон, в минобороны преследовали еще одну цель. В армии набирает обороты новая система отбора, подготовки и прохождения контрактной службы. Офицеры желают видеть в своих подразделениях не просто военных профессионалов, но людей, мотивированных на долгую и добросовестную службу.

А кандидаты в армейские профи, помимо квартиры и заработка, хотят иметь еще и служебную перспективу. К тому же, что толку вербоваться в солдаты, к примеру, 30-летнему мужчине, если ему не светит военная пенсия. С увеличением максимального возраста службы по контракту до 50 лет солдат и сержант уже могут претендовать на ее получение.

Предельный возраст пребывания на таможенной службе может быть повышен

На заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции 7 июля планируется рассмотреть законопроект первого чтения об увеличении на пять лет предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Поправки вносятся в закон «О службе в таможенных органах».

По действующему законодательству сотрудники таможенных органов могут состоять на службе до достижения возраста 50, 55 или 60 лет в зависимости от должности, а женщины по своему желанию могут оставить службу на 5 лет раньше срока. Также срок пребывания на службе сотрудников, достигших предельного возраста, может быть продлен руководителем ФТС в каждом конкретном случае до 5 лет. Законопроектом предлагается повысить на пять лет предельный возраст пребывания на службе в таможенных органах для сотрудников среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

«Принятие законопроекта позволит сохранить на службе в таможенных органах сотрудников, которые способны по состоянию здоровья, профессиональным и личностным качествам выполнять задачи, возложенные на таможенные органы, качественно и плодотворно осуществлять свою дальнейшую деятельность», — говорится в пояснительной записке.

В правительстве рассчитывают, что это позволит эффективно использовать богатый опыт таких сотрудников в целях оптимизации работы таможенных органов. По прогнозам, количество сотрудников, которым в настоящее время продлен срок службы и которые после реализации законопроекта могут решить остаться на службе, составляет 604 сотрудника — это порядка 5,6% от общего количества сотрудников ФТС. Из этого количества 426 сотрудников имеют 20 лет и более выслуги в таможенных органах.

Парламентская газета

Домашний арест сегодня — мягкая мера пресечения. Общий срок домашнего ареста установлен в пределах двух месяцев, однако закон предусматривает возможность его продления в порядке, аналогичном продлению срока содержания под стражей. Предельная же длительность содержания под стражей во время предварительного следствия установлена в 1,5 года. За некоторыми исключениями. Почему понадобились такие изменения? До сих пор законодательно не был решен вопрос о том, каков предельный срок содержания под стражей и домашнего ареста. Новый закон устанавливает, что «в срок домашнего ареста засчитывается время пребывания под стражей».

Также документ устанавливает, что суммарный срок применения этих мер пресечения (независимо от их последовательности) не может превышать того срока, который установлен для содержания под стражей, то есть 18 месяцев. Это для этапа предварительного следствия. То есть на этом этапе следствия домашний арест не может длиться дольше полутора лет. Сейчас есть несколько известных «домашних» арестантов, о которых часто говорят.

Пожалуй, на первое место можно поставить фигурантку громкого уголовного дела о хищениях в Минобороны России Евгению Васильеву. По последнему решению суда ей придется сидеть под домашним арестом до конца марта. Васильева смогла через адвокатов доказать суду, что без помощи повара и домработницы ей не осилить домашний арест, и его условия немного ослабили.

Не менее известен и еще один «домашний» арестант — «болотный» оппозиционер Сергей Удальцов. Не так давно Басманный суд Москвы изменил ему меру пресечения с подписки о невыезде на домашний арест.

Теперь он не сможет пользоваться Интернетом, ходить на митинги и встречаться с соратниками. За нарушение немногих, но достаточно суровых условий следователи могут попросить суд заключить обвиняемого в СИЗО. Как первым сообщил в «Твиттере» сам Удальцов, срок его домашнего ареста — до 6 апреля 2013 года.

Арестовывают в тех случаях, когда подозревают в преступлении, за которое положено больше 3 лет

Всего за шесть месяцев прошлого года у нас в стране суды приняли 1202 решения о домашнем аресте. Более полной цифры еще нет.

Так что же предполагает домашний арест и для чего его придумали?Чтобы помешать подозреваемому по уголовному делу скрыться, уговорить или запугать свидетелей или пострадавших, а может, и уничтожить улики, суд имеет право заключить гражданина под домашний арест.

Кроме домашнего ареста еще есть подписка о невыезде, залог, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним, наблюдение командования воинской части и самое последнее — арест с помещением в камеру следственного изолятора.

Напомним, что человека арестовывают в тех случаях, когда он подозревается в совершении преступления, за которое по закону положено больше 3 лет лишения свободы. Правда, в некоторых случаях арестовать могут и подозреваемого в совершении нетяжкого преступления. Так поступают, например, когда гражданин нарушил избранную ранее более мягкую меру пресечения или пытался скрыться от следствия и суда.

Вся эта процедура выглядит следующим образом. Сначала подозреваемого заключают под стражу на два месяца, этот срок может быть продлен.

При этом максимальный срок, в течение которого человек может находиться под стражей, — 18 месяцев. Дольше держать его согласно Уголовно-процессуальному кодексу не допускается, и такого «пересидевшего» нужно немедленно отпустить. Но и из этого правила есть свои исключения. Время, которое человек провел в качестве задержанного, засчитывается в срок содержания под стражей.

Что конкретно нельзя делать, если суд согласился со следователем и назначил домашний арест? Подозреваемому или обвиняемому по уголовному делу запрещено покидать свое место жительства без разрешения следователя. Он изолирован от общества и не может общаться ни с кем, кроме близких родственников, адвокатов и следователей, а также пользоваться почтой, телефоном, Интернетом и другими средствами связи. Ему разрешено звонить по телефону только для того, чтобы вызвать скорую помощь, сотрудников правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб. Также он может общаться по телефону с контролирующим органом, дознавателем и следователем. В следственные органы или в суд его доставляют на транспорте контролирующего органа. Если человек заболеет, местом его домашнего ареста станет больница.

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки — все это привлекает женщин в армию.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации проходят службу на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих рядового состава по контракту более 90 тыс. женщин.

Особенности порядка прохождения военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяются тем, что, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, женщины-военнослужащие пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства.

Особенности порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола нашли отражение как в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, так и в целом пакете законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. В настоящей статье рассмотрим отдельные вопросы прохождения военной службы военнослужащими женского пола.

Порядок поступления на военную службу определяется нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) и Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

Федеральным законом определены два вида поступления на военную службу:

— добровольный — по контракту;

— обязательный — по призыву.

Граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат, однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (в случае, если не состоит на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Пунктом 2 ст. 5 Положения установлено, какие сведения должны содержаться в заявлении. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, а также представляет следующие документы:

а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) дополнительные документы (перечень и содержание дополнительных документов могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях — руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, регистрируются и принимаются к рассмотрению. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.

Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по основаниям, перечисленным в п. 5 ст. 5 Положения.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания о выполнении следующих действий:

— о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

— о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

— о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

— о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 33 Федерального закона.

Действующее законодательство не предусматривает таких ограничений для поступления на военную службу женщин, как семейное положение, наличие детей (в том числе дошкольного возраста).

Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Направление кандидатов в воинские части осуществляется военным комиссаром в соответствии с заключением о наличии вакантных должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

Первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданами женского пола в возрасте от 18 до 40 лет, как состоящими, так и не состоящими на воинском учете. Принятие граждан женского пола на военную службу по контракту производится только при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяется Министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Во время прохождения военной службы женщины-военнослужащие могут быть назначены только на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением и с их согласия, а также имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности (на срок до достижения ребенком возраста полутора лет), могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Положения военнослужащим женского пола отпуска по беременности и родам предоставляются на основании заключения военно-врачебной комиссии продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86) после родов. При многоплодной беременности отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 84 календарных дня до родов, при рождении двух или более детей — 110 календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.

Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.

Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Женщинам-военнослужащим для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Не допускается увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и в случаях, предусмотренных в Федеральном законе:

— при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

— в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

— в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

— в связи с лишением воинского звания;

— в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Довольно распространенной является такая ситуация: во время нахождения военнослужащей в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком истекает срок контракта о прохождении военной службы. В данном случае возможны два варианта:

1. Женщина желает продолжить военную службу. Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность. Исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающей ее военнослужащей в отпуске по уходу за ребенком может быть возложено на военнослужащего с его согласия (п. 2 ст. 12 Положения), либо эта воинская должность может быть замещена лицами гражданского персонала соответствующих специальностей. После окончания отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком военнослужащая-женщина заключает новый контракт в течение одного месяца с момента прибытия в воинскую часть. При этом военнослужащей, не достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда она подлежит досрочному увольнению с военной службы, а также при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом.

2. Женщина не желает продолжать военную службу. Женщина-военнослужащая, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, не может быть исключена из списков личного состава воинской части. Во время отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком даже при истечении срока контракта она продолжает прохождение военной службы, за ней сохраняется статус военнослужащей. Увольняется в таком случае военнослужащая после прибытия в воинскую часть после окончания указанных отпусков (в соответствии с Положением).

На военнослужащих-женщин распространяются также иные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих-женщин к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложения венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за независимость и свободу Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий (ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

Запрещается назначение военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы (ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и др.

С учетом увеличивающегося числа женщин-военнослужащих необходимость применения законодательства об охране семьи, материнства и детства приобретает все большую актуальность. Незнание законодательства или его произвольное толкование приводит к ущемлению прав военнослужащих-женщин и не отвечает государственным интересам по охране семьи, материнства и детства.

Так, во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих-женщин. Женщинам необоснованно отказывают в заключении контрактов о прохождении военной службы, в контракт включаются положения, ущемляющие их права, они часто привлекаются к работе, не предусмотренной должностными обязанностями, матери, имеющие малолетних детей, привлекаются к работам в ночное и сверхурочное время, в том числе в составе суточных нарядов. Нарушения особенно распространены в отдаленных гарнизонах. Это связано с тем, что и командиры (начальники), и военнослужащие-женщины плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации.

Представляется, что соблюдению прав военнослужащих женского пола при прохождении ими военной службы должны уделять больше внимания должностные лица как органов военного управления, так и различных государственных структур, общественных организаций и объединений.