Предметно развивающая среда

Консультации для воспитателей

«Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Автор: Шартдинова Ильзия Магсутовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N99 «Абвгдейка» г.Казань.

У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Мы считаем, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе мы  стараемся её развивать и обогащать.

Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды.

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.
Под предметно — развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Предметный компонент среды подробно описан в работах С.Л.Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического, и разработала требования к развивающей предметной среде, которые определяются следующим образом:
   учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
   среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития;
   должна содержать уже известные ребёнку компоненты, а также и проблемные, подлежащие исследованию;
   постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

Предметно — развивающая среда ДОУ

Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он — образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно — развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнкаи — она воспитывает и развивает его.
Мы считаем, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараемся её развивать и обогащать.
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир.
В связи с этим, мы постарались создать в группе предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.
Поэтому при организации такой среды мы учли соответствие ее санитарно — гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовали его предметное окружение сомасштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.
Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации мы
учли два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.
Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду мы включили следующее:
предметную среду по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
среду для формирования привычек здорового образа жизни.
Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.
С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:
сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;
доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.
Также предметно-развивающая среда видоизменена нами в связи с возрастными особенностями группы. Группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей младшей группы учтена высокая подвижность детей 3 — 4 лет.

Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ, требования к ее созданию

12345Следующая ⇒

ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

(преп: Тюхова Ирина Александровна)

МДК.05.02 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

(преп. Егорова Татьяна Юрьевна)

Вопросы к дифференцированному зачету (на оценку)

Вариант

1. Методическая работа. Основные направления содержания методической работы в ДОУ.

2. Сформулируйте объект и предмет исследования по теме «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Вариант

1. Формы методической работы.

2. Сформулируйте цель и задачи исследования по теме «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Вариант

1. Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ, требования к ее созданию.

2. Сформулируйте объект и предмет исследования по теме «Народная подвижная игра как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста».

Вариант

1. Современные педагогические технологии дошкольного образования.

2. Сформулируйте цель и задачи исследования по теме «Народная подвижная игра как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста».

Вариант

Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации.

Содержание методической деятельности воспитателя.

2. Сформулируйте 5 требований к организации анкетирования, беседы.

Вариант

1. Портфолио педагога ДОУ.

2. Сформулируйте 5 требований к организации наблюдения.

Краткие ответы на вопросы:

Методическая работа. Основные направления содержания методической работы в ДОУ

Методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственнаяцельметодической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива.

Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Основные направления содержания методической работы:

— мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов;

частнометодическая подготовка педагогов;

дидактическая подготовка педагогов;

— воспитательная подготовка педагогов;

— психолого-физиологическая подготовка педагогов;

— этическая подготовка педагогов;

— общекультурная подготовка педагогов;

— техническая подготовка педагогов;

Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.

2 вопрос билета:Сформулируйте объект и предмет исследования по теме «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Объект: Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Использование дидактической игры в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

Формы методической работы

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные.

К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.;

ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

2 вопрос билета:Сформулируйте цель и задачи исследования по теме «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Цель – Выявление возможности использования дидактической игры в развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Рассмотреть особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть возможности использования дидактической игры в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностическое исследование уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

4. Подобрать дидактические игры для развития мышления и апробировать их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты проведенной работы.

Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ, требования к ее созданию

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространстваОрганизации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствамиобучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующимиматериалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).2) Трансформируемость пространства предполагает возможностьизменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов ивозможностей детей;3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющихпредметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; 4) Вариативность среды предполагает: периодическую сменяемость игрового материала, появление новыхпредметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную иисследовательскую активность детей.5) Доступность среды предполагает: — доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченнымивозможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, гдеосуществляется образовательная деятельность; — свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченнымивозможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,обеспечивающим все основные виды детской активности; — исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагаетсоответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности ибезопасности их использования.

2 вопрос билета:Сформулируйте объект и предмет исследования по теме «Народная подвижная игра как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста».

Объект: Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Использование народной подвижной игры в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста.

12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 235 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Развивающая предметно – пространственная среда

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно- развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной;

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной.

Доступной;

Безопасной.

В нашей группе предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной и др.) В группе расположение игр подчинено основным психологическим процессам и развитию речи.

Приемная комната оснащена родительским уголком, уголком детского творчества: «Радуга талантов» постоянно обновляющаяся выставка достижений детей по рисованию и лепке, информационной доской, консультациями и папками-передвижками, (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); папки узких специалистов и воспитателей с рекомендациями родителям по организации досуга детей, «Визитная карточка», информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка ООД группы и рекомендации специалистов, объявления).

Центр физической культуры «Будь здоров!»

Содержит традиционное физкультурное оборудование, и нетрадиционное изготовленное педагогами и родителями. Оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

1.Мячи малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

7.Кегли.

10.Детская баскетбольная корзина.

11. скакалки.

12.Бадминтон.

13.Городки

15.Мешочки

16 Маски

17 Ленты,

18 Клюшки

19 Бумеранги, кольцебросы

20 Массажные коврики

Что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. В этом году мы пополнили данный центр лыжами из бутылок, кеглями из бутылок, сделали змеек из киндер-сюрпризов, кольца с лентами.

На современном этапе развития существует необходимость знакомить детей со здоровым образом жизни.

Поэтому планируем размещение в данном центре игр по приобщению у старших дошкольников навыка здорового образа жизни.

Созданы центры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры

Оборудование и пособия размещены так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые замыслы». Которые весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям

Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты.

Были созданы сюжетно-ролевые игры

1.«Ветеринарный центр» — предметы ухода за животными, телефоны, халаты длямед. персонала, паспорта для животных, расчески, таблетки (делали сами дети из теста) и т.п.. К данной игре были подобраны все необходимые атрибуты.

2. «Дом быта» — оснащена всем необходимым материалом и атрибутами

СРИ «Медицинский центр» — была дополнена полиспми, бланками рецептов, штампами, так же были изготовлены медикоменты; добавлена аптека и оптика — подготовлены тематические атрибуты к ним.

СРИ «Супермаркет» — эта игра дополнена «Кафе», монетами и банкнотами, сумочками, кошельками, фартуками, атрибутами для продаж в хозяйственном отделе, отделе игрушек, одежды.

В СРИ «Парикмахерская» — также были обновлены атрибуты (Баночки от шампуня, духов, кремов, заколочки, резинки, бантики, расчески и т.п.), изготовлены маски для салона красоты.

СРИ «Семья» — приобретена коляска для кукол, связаны шапочки, шарфики, штаны для кукол, гладильная доска, комплект игрушек «Стирка», туалетные горшки для кукол -2 шт.

СРИ «Ателье» — дополнен лентами, пряжей, образцами тканей, нитками.

Центр изобразительного искусства «Территория Творчества»

Для развития детей мы подобрали различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок, поэтапное рисование и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, помогает овладеть умением работать по образцу. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков..

Большинство материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Мы приобрели альбомы для работ с детьми: Хохломская роспись, Первые уроки дизайна. Нами были сделаны свистульки из глины, приобретен пластилин для индивидуальной работы детей.

Музыкально — театральный центр

Помогает самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать, закрепить полученный на музыкальных занятиях, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

В центре размещены детские музыкальные инструменты. Дети в восторге от музыкального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкально-дидактические игры, игрушки-самоделки, аудиотехника.

Музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофон, дудочки, свистульки, барабаны, игрушечное пианино, бубны, губные гармошки, эелектро — гитары.Электро пианино, барабаны, колокольчики, трещотка, погремушки, маракасы, ложки, румба, магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

Музыкальный центр был дополнен румбами, барабанами, шумелками сделанные руками. Нетрадиционные музыкальные инструменты

Театральный Центр

Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети сжеланием участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей

Здесь дети играют в пальчиковый, настольный, кукольный театры, театр на стаканчиках, ложковый театр, театр Би-ба-бо, театр на дисках, обыгрывают сказки на фланелеграфе, используют малую и большую ширмы. Подбирают атрибуты для игр-драматизаций и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, выразительность.

Театральная зона была дополнена новыми масками, куклами би-ба-бо, пальчиковым театром «Зимовье зверей», так же были сделаны атрибуты для изображения жучков, кузнечиков (в виде ободков с усиками). Была обшита большая ширма, обновлены малая ширма. Приобретены свистульки и театр — матрёшки «Курочка ряба»

Центр развития сенсорной и мелкой моторики рук

В нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их. Есть пазлы, шнурочки, кубики, мишки, домино.

Приобретены новые пазлы, мозаика, мелкое лего, железный конструктор.

Центр книги

Содержание центра соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей

Детские книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, по программе и любимые книги детей. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

Альбомы и наборы открыток.речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

Пополнили центр домино «Мои любимые сказки»

Центр «Безопасности»

Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованное панно с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Мы считаем, что создание такого центра в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, знакомства с правилами дорожного движения и формированию ценностей здорового образа жизни. Центр отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность.

Кукла — милиционер, светофор, жезл, фуражки)

Панно с изображением дорог, пешеходных переходов.

Мелкий транспорт.

Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

Небольшие игрушки (фигурки людей).

Игры по правилам дорожного движения.

Экологический центр

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группе имеется оборудованная зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка. Здесь размещены различные

Фартуки, нарукавники.

Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сосуды.

Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), бинокли.

Различные часы.

Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

Набор для опытов с магнитом.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

Коллекции минералов, (грунт, камни, ракушки, шишки, минералы, семена, жёлуди, круп, тканей, бумаги, семян и плодов, растений.

Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Центр был пополнен новыми дидактическими играми, соответствующими возрасту детей:

Так же был дополнен материал для проведения опытов с детьми бытовой напорный фильтр «МЧС (Шойгу)" Фильтр прекрасно подходит для очистки небольшого количества воды из любых природных источников открытого типа (реки, озера и т.д.). Фильтр может работать как в режиме наливного (с пластиковой бутылкой) так и в режиме напорного фильтра (насадка на водопроводный кран).

Центр конструирования

Занимает небольшое пространство, он достаточно мобилен, он перемещается в любое место группы, мы организуем данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Практичность его состоит в том, что в содержание строительного уголка входят: конструкторы разного вида и формы (крупный и мелкий пластмассовый конструктор). Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен киндер- игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Крупный, средний и мелкий конструктр. Содержит деревянный конструктор, конструктор крупное лего, мелкое «Лего».

Приобретен раскладной дворец для кукол, металлический конструктор, конструктор для скатывания шара, конструктор «Дорога».

Центр «Туган Жирем Татарстан»

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город», «Наша республика»,

«Народы Поволжья», (города, костюмы, песни, национальная кухня).

2.Предметы искусства народов Поволжья.

3.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки

4.Традиции, обычаи, фольклор.

5.Флаги, гербы и другая символика

«Моя Родина».

6.Куклы в национальных костюмах.

7.Альбомы

8.Дидактические игры по УМК для детей 5-6 лет.

Приобрели диск для обучения детей старшего дошкольного возраста играм по УМК.

Учебный центр

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Данный центр был пополнен новым счетным материалом, материалом для изучения татарского языка. Приобретены дидактические игры: Пазлы

Центр «ИКТ»

В группе есть ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на экран, для индивидуальных занятий с детьми.

"Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО"

Проектор и Экран берем в методическом кабинете.

Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Мы постарались создать доступность для воспитанников всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс. Дети в группе имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Имеется материал, который расположен выше уровня досягаемости детей, но ребята просят то, что им интересно. Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Таким образом, мы создаём условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Режим дня

Введение

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Мы считаем, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп младшего возраста базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили темудипломной работы: «Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста».

Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах раннего развития ДОУ.

Объект исследования: предметно-развивающая среда групп раннего развития.

Предмет исследования: игровая деятельность ребенка раннего дошкольного возраста.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу.

2. Определить сущность предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

3. Охарактеризовать особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

4. Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп раннего развития ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп раннего развития ДОУ.

дошкольный игровой образовательный

1. Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

1.1 Понятие «развивающая среда» , принципы организации предметно-развивающей среды

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности.

Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.