Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Содержание

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений в свете нового бюджетного законодательства

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений
в свете нового бюджетного законодательства

Приоритетным правовым ориентиром в деятельности бюджетных учреждений всегда было бюджетное законодательство. Государственной Думой 13 апреля 2007 года был принят Федеральный закон от 26.04.2006 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее — Закон 63-ФЗ). Основные положения закона вступают в силу с 1 января 2008 года, за исключением отдельных положений, действующих со дня официального опубликования закона, и ряда положений, которые начнут действовать в более поздние сроки.

В данной статье рассмотрены нормы БК РФ о платных услугах бюджетных учреждений на основе сравнения с действующими нормами бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов муниципальных образований. Общие принципы бюджетного законодательства устанавливает БК РФ, поэтому федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не должны ему противоречить. Это положения ст. 2, 3 БК РФ, которые не претерпели смысловых изменений.

Бюджетное учреждение

Сначала следует указать, что несколько видоизменилось определение бюджетного учреждения. Из ст. 161 “Бюджетное учреждение“ БК РФ действующей редакции оно перекочевало в новую редакцию ст. 6 “Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе“.

Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Новое определение отличается формулировкой функций бюджетного учреждения. Так, согласно действующей редакции БК РФ бюджетные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Цель создания учреждений (осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и лица, которыми оно может быть создано (в том числе Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), указаны в ст. 120 “Учреждения“ ГК РФ. Поэтому новое определение бюджетного учреждения в БК РФ указывает только на его основную функцию (оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам) и основание ее осуществления (государственное либо муниципальное задание). В ст. 6 БК РФ, соответственно, приведено понятие государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.

Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Отсюда следует, что отличительной особенностью государственных (муниципальных) услуг является их безвозмездный характер оказания. Допускается предоставление платных услуг, но по ценам, которые устанавливает государство. И в том и в другом случае они должны быть оказаны в рамках государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Также в новой редакции кодекса унифицировано положение о праве бюджетных учреждений получать кредиты. Действующая редакция БК РФ гласит, что бюджетное учреждение не может получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Новая редакция БК РФ запрещает бюджетным учреждениям получать кредиты вообще и предоставлять им субсидии и бюджетные кредиты в частности (п. 4 ст. 161 новой редакции БК РФ).


Смета доходов и расходов
по предпринимательской деятельности

Статья 161 БК РФ в новой редакции посвящена особенностям правого положения бюджетных учреждений. С 1 января 2008 года бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящем Кодексом (абз. 2 п. 1 ст. 16 новой редакции БК РФ).

Понятие “бюджетная смета“ также дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Заметим, что новая редакция ст. 161 БК РФ не содержит обязательства отражения в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, других доходов, полученных от использования государственной или муниципальной собственности, как указано в п. 3 ст. 161 действующей редакции БК РФ. Среди понятий и терминов новой редакции кодекса (ст. 6 БК РФ) также отсутствует понятие “смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности“ или “смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности“. Однако это не означает, что с 2008 года можно будет не составлять смету доходов и расходов по платным услугам. В настоящее время для федеральных государственных учреждений обязанность представления сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в ОФК закреплена не только в БК РФ, но и в Постановлении Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“.

По мнению автора статьи, в будущем ее тоже необходимо составлять. Дело в том, что заключительная статья Закона N 63-ФЗ содержит упоминание о федеральном законе, определяющем особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). А это значит, что в скором времени должен появиться закон (назовем его законом о платных услугах бюджетных учреждений), в котором должны быть сформулированы правовые основы оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Соответственно, такой закон может содержать нормы о смете доходов и расходов по внебюджетной деятельности. К заключительной статье 5 Закона N 63-ФЗ мы еще вернемся. Здесь же отметим, что до вступления в силу федерального закона, упомянутого в п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ (закона о платных услугах бюджетных учреждений), бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать в целях обеспечения своей деятельности полученные от оказания платных услуг денежные средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения (пп. 3 п. 11 ст.

Имеет ли право казенное учреждение культуры заниматься торговлей?

5 Закона N 63-ФЗ).

То есть, для того чтобы бюджетное учреждение могло использовать денежные средства, полученные от оказания платных услуг, необходимо внести это положение в устав и получить генеральное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Но и это еще не все. Главное — бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (пп. 4 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

В заключение этого раздела обращаем внимание читателей на то, что положения о самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в новой редакции БК РФ нет.


Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Доходы (результаты) предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся к не налоговым доходам бюджетов. В списке не налоговых доходов действующей редакции БК РФ не значатся доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Им посвящена отдельная ст. 43 БК РФ, по смыслу которой они также учитываются в доходах соответствующих бюджетов и относятся к не налоговым доходам. Поэтому она в новой редакции кодекса признана утратившей силу, а перечень не налоговых доходов содержится в ст. 41 БК КФ, изложенной в новой редакции.

Обратите внимание: вопрос, подлежат ли доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений налогообложению, решен однозначно. Все перечисленные ниже доходы учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Об этом говорится в отношении каждого вида указанных ниже доходов (п. 3 ст. 41 новой редакции БК РФ).

Кроме того, пунктом 5 названной статьи установлено, что при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности об его исполнении доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета с учетом п. 3 ст. 41 БК РФ, то есть после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с заключительной статьей Закона N 63-ФЗ п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального имущества) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениями, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона о платных услугах бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 41 новой редакции БК РФ к не налоговым доходам бюджетов в части предпринимательской деятельности бюджетных учреждений*(1) относятся:

— доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Отдельно приведен перечень доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ). Перечень указанных доходов остался прежним, однако их формулировка стала более четкой:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Из приведенного списка для бюджетных учреждений актуальны доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Дело в том, что ст. 33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ и постановление правительства, принятое в исполнение указанного закона, предписывают учитывать доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином*(2). Указанные средства направляются на содержание учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования и развития их материально-технической базы. Поскольку на практике доходы от сдачи в аренду имущества сразу поступают на бюджетные лицевые счета, учреждения не имеют возможности уплатить налог на прибыль с указанных доходов. Здесь и лежит камень преткновения, ведь в соответствии с налоговым законодательством доходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат обложению налогом на прибыль (п. 4 ст. 250 НК РФ). Кроме того, положения БК РФ и до внесения в него изменений предписывали учитывать доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в том числе средства в виде арендной или иной платы), в составе доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов (абз. 9 п. 1 ст. 42 действующей редакции БК РФ).

Как уже указывалось, бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, которые не должны противоречить БК РФ. В случае противоречия между кодексом и принятыми нормативными правовыми актами применяются положения Бюджетного кодекса. Следовательно, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством доходы от предоставления государственного имущества в аренду подлежат обложению налогом на прибыль.

Однако можно предположить что словосочетание “в полном объеме“, указанное в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“, не исключает уплату налогов с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление соответствующим федеральным государственным учреждениям. При изучении Закона N 63-ФЗ обращает на себя внимание тот факт, что, в частности, в новой редакции изложен абз. 2 п. 1 ст. 51 БК РФ в отношении источников формирования не налоговых доходов федерального бюджета. С 2008 года он будет формироваться, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100%.

Действующая редакция указанного абзаца гласит, что не налоговые доходы федерального бюджета формируются также за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.

Смысл этого абзаца в новой редакции такой же, как и прежде: не налоговые доходы от использования государственного имущества учитываются в доходах федерального бюджета по нормативу 100%, то есть указанные доходы не должны распределяться между бюджетами бюджетной системы РФ. И выражение “в полном объеме“ в действующей редакции указанного абзаца ст. 51 БК РФ означает лишь то, что доходы от использования государственного имущества идут исключительно в федеральный бюджет, и совсем не означает, что они не должны облагаться налогами. Возможно, именно такой смысл словосочетания “в полном объеме“ заложен законодателями в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“.

Кроме того, зададимся вопросом: может ли бюджетное законодательство регулировать вопросы налогообложения субъектов бюджетного процесса? За ответом обратимся к ст. 1 “Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации“ БК РФ в новой редакции. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Таким образом, вопросы налогообложения бюджетных организаций БК РФ не регулирует. Общие принципы налогообложения устанавливает Налоговый кодекс. Кроме того, в ст. 53 БК РФ указано, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 
    Как известно, одной из форм некоммерческих организаций являются государственные или муниципальные учреждения, которые могут быть автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
    Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации, следовательно, и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
    В данной статье рассмотрим основные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности автономными учреждениями, порядок использования полученной прибыли, а также порядок отражения операций при осуществлении предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете автономных учреждений.
 
    То, что некоммерческие организации, к числу которых относятся и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, следует из статьи 50 ГК РФ.

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Напомним, что в силу пункта 1статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 298 ГК РФ также установлено, что автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
    Деятельность автономных учреждений регулируется не только нормами ГК РФ, но и Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно статье 2 названного закона автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Любая деятельность, связанная с торговлей, в обязательном порядке должна быть согласована с соответствующими органами власти. Однако разрешение не всегда оказывается нужно. Если вы начинаете заниматься предпринимательством, то вам обязательно нужно знать, когда необходимо разрешение, а когда необходимость в этом документе отсутствует.

Если вы планируете вести торговлю, то вам необходимо узнать, в каких сферах требуется предоставить разрешение или получить лицензию. Иногда достаточно просто уведомить соответствующий орган гос. власти. Например, существует всего несколько типов деятельности, для ведения которых будет достаточно уведомления. К ним относятся:

  • Занятие торговлей в неспециализированных торговых точках, торговля продовольствием на рынках и в палатках;
  • Оптовая торговля продовольствием или непродовольственными товарами.

Для того, чтобы подать данное уведомление, необходимо подготовить специальный бланк и направить его в госорган. В данном документе будут указаны данные юридического и физ. лица, а также индивидуальный номер налогоплательщика и вся имеющаяся информация.

Если лицо, ведущее такую торговлю, не уведомляет власти в установленном порядке, то за этим обычно не следуют значительные санкции. В случае отсутствия разрешения на ведение торговли наказанием будет уплата штрафа.

Тем, кто собирается приступить к занятию торговлей на нестационарных объектах, можно не получать разрешение. Достаточно только договора на ведение данной деятельности.

ТОРГОВЛЯ СПИРТНЫМ

С торговлей алкоголем все немного сложнее. Прежде чем начинать приступать к торговле спиртным, следует оформить лицензию. Для этого нужно подать заявление особой формы. К данному заявлению прилагаются учредительные документы, а также документы, подтверждающие наличие уставного капитала организации более 1 млн. рублей. Также необходимо предоставить квитанцию об оплате госпошлины. Чтобы получить разрешение на торговлю спиртным, придется заплатить. Действует оно всего один год.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

При организации торговли в розницу действуют особые правила. Прежде чем получить разрешение, нужно подать заявление особой формы, в котором будет указано название юр. лица, тип планируемого рынка, месторасположение объекта торговли. К нему также необходимо приложить стандартный набор документов.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально.

В итоге он выглядит так:

Торговля в розницу:

  • в неспециализированных магазинах;
  • пищевыми продуктами в специализированных магазинах;
  • косметическими и парфюмерными товарами;
  • в палатках и на рынках.

Торговля оптом:

пищевыми продуктами;

  • непродовольственными товарами;
  • пищевыми продуктами.

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Для наглядности возьмем в пример Москву.

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • юр.

    Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений в свете нового бюджетного законодательства

    адрес и фактический адрес объекта торговли;

  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000–30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Нестационарный объект торговли – это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

Налогообложение превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

В соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Что же такое бюджетное учреждение?

К бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемые полностью или частично из соответствующего бюджета согласно смете расходов или смете доходов и расходов учреждения и осуществляющие учет исполнения смет в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

Бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 г. Приказами Минфина России от 06.01.1998 N 1Н и от 03.06.1998 N 22Н.

С 1 октября 1998 г. введена в действие Инструкция Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".

Рассмотрим отдельные вопросы, отраженные в этой Инструкции. Прежде всего следует обратить внимание на особенности в исчислении сумм превышения доходов над расходами по бюджетным организациям, переведенным и не переведенным на новые условия хозяйствования, а также по организациям, финансируемым за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Превышение доходов над расходами по предпринимательской деятельности бюджетных учреждений (кроме ранее переведенных на новые условия хозяйствования) определяется как разница между суммой доходов, полученных от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг (без НДС и акцизов), и фактическими затратами в соответствии с бюджетной классификацией расходов, учитываемых в установленном порядке.

Доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

Бюджетные учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст.50 Гражданского кодекса РФ).

При налогообложении бюджетных учреждений должны учитываться особенности определения доходов от предпринимательской деятельности, установленные законами РФ (в частности, Законом РСФСР "Об образовании", Основами законодательства РФ о культуре), которые в соответствии с решениями арбитражных судов признаны.

Для целей налогообложения учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по основной деятельности, финансируемой за счет бюджета, ведется раздельно.

Поскольку исполнение смет доходов и расходов бюджетными учреждениями осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, с учетом изменений и дополнений, на бюджетные учреждения не распространяется.

Что касается порядка определения сумм доходов от предпринимательской деятельности для целей налогообложения, то в зависимости от учетной политики учреждения могут определять доходы либо по моменту оказания услуг бюджетным учреждениям и предъявления счетов, либо по моменту оплаты. На практике применяется, как правило, метод по оплате услуг.

В случае если в соответствии с действующим налоговым законодательством бюджетные учреждения являются плательщиками налогов и сборов, которые в соответствии с установленным порядком относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или на прибыль, то по указанным учреждениям суммы этих налогов учитываются в составе расходов при определении сумм превышения доходов над расходами.

В соответствии с п.8 Инструкции N 48 распределение коммунальных расходов, услуг связи, а также транспортных расходов по перевозке административно — управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (включая бюджетные). Другие накладные расходы (текущий ремонт, расходы по содержанию помещения и прочие) учитываются в суммах, предусмотренных сметой доходов и расходов от предпринимательской деятельности, относящихся только к этой деятельности.

С 1 января 1999 г.

Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении

на бюджетные учреждения, как и на всех других налогоплательщиков, распространяется действие ст.ст.39 и 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом дополнений согласно Федеральному закону от 09.07.1999 N 154-ФЗ (далее по тексту — НК РФ).

В ст.39 дано определение понятия реализации товаров, работ или услуг. Это — передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе.

В п.3 ст.39 дается определение того, что не признается реализацией товаров, работ и услуг. Указанное не исключает действие п.6 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом уточнений, внесенных Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ в части средств, получаемых в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением, и Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ в части денежных средств, безвозмездно полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

Одновременно следует иметь в виду, что при исчислении суммы превышения доходов над расходами у бюджетных организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.

В соответствии со ст.40 части первой НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен в случаях сделки между взаимозависимыми лицами (ст.20 НК РФ), по товарообменным (бартерным) операциям и при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ с 1 апреля 1999 г. снижены ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, до 11% (т.е. на 2%), в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере — не выше 19%, и по прибыли от посреднических операций и сделок — не выше 27%.

Поскольку расчеты с бюджетом по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом с начала года, сумму налога, исчисленную за I-е полугодие 1999 г., 9 месяцев и год по новой, сниженной ставке налога, следует увеличивать на сумму налога, исчисленную по разнице в ставке, действующей в I квартале 1999 г. и установленной с 1 апреля 1999 г. от налогооблагаемой прибыли I квартала 1999 г.

А.Л.Смирнова

Государственный советник

налоговой службы III ранга