Представительские расходы

Главная — Статьи

Представительские расходы: бухгалтерский учет и налогообложение

В нормативных актах по бухучету нет определения "представительские расходы". Расшифровка в свое время была дана в письме Минфина России от 06.10.1992 N 94: это затраты организации, связанные с ее коммерческой деятельностью, по приему и обслуживанию:

  • представителей других организаций (в т.ч. иностранных), прибывших для переговоров для установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседания совета (правления) организации и ревизионной комиссии.

В этом же документе уточнялся их перечень. В него включались затраты, связанные:

  • с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников);
  • транспортным обеспечением представителей (участников) мероприятия;
  • буфетным обслуживанием во время переговоров;
  • оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
  • осуществлением культурной программы, в том числе посещением культурно-зрелищных мероприятий.

Это определение использовалось во всех последующих документах, уточняющих размер представительских расходов, учитываемых в себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (вплоть до Приказа Минфина России от 15.03.2000 N 26н).

Бухгалтерский учет представительских расходов

Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) представительские расходы, связанные с приемом партнеров по бизнесу, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

Представительские расходы предлагается отражать на счете 44 "Расходы на продажу" (см. Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Он корреспондирует со счетами учета производимых расходов:

  • 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
  • 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", —

и, например:

Дебет 44 Кредит 71 (76, 60)

  • учтены представительские расходыы на основании авансового отчета лица, ответственного за проведение мероприятия (по счету обслуживающей официальное мероприятие организации).

Для проведения представительских мероприятий приобретаются a href="http://www.mosbuhuslugi.ru/material/uchet-syrye-materialy-mpz">материально-производственные запасы? Тогда первоначально их отражаем (в зависимости от принятого в учетной политике способа учета) по дебету счетов 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Впоследствии, по мере использования МПЗ для указанных целей, их стоимость переносится на счет 44.

Накапливаемая по дебету счета 44 сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции (товаров, работ и услуг), списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи".

Коммерческие расходы, учитываемые на счете 44, могут (п. 9 ПБУ 10/99):

  • включаться в себестоимость продукции, работ, услуг (списываться со счета 44 в дебет счета 20);
  • относиться в качестве условно-постоянных напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором они возникли (списываться со счета 44 в дебет счета 90, субсчет 2):

Дебет 20 (90-2) Кредит 44

  • представительские расходы учтены в себестоимости товаров, работ, услуг (в себестоимости продаж).

Порядок учета определяется учетной политикой организации.

В первом случае расходы формируют показатель по строке 2120 отчета о финансовых результатах (приложение 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н), а во втором — показываются по строке 2210.

Представительские расходы — расходы целевые, их предельную величину на год желательно утверждать сметой на отчетный год. В смете надо определить предполагаемую годовую сумму с разбивкой по конкретным статьям расходов и предельными их суммами.

Совместно со сметой целесообразно выпустить и организационно-распорядительные документы, определяющие:

  • круг лиц (в том числе и ответственных), имеющих право участвовать в переговорах, а также получать под отчет средства на представительские расходы;
  • порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
  • порядок расходования средств на представительские расходы;
  • документальное оформление представительских расходов;
  • порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы.

Расходы по проведению представительских мероприятий, как и расходы по любому факту хозяйственной жизни, должны оформляться первичными учетными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее — Закон о бухучете). Действующие нормативные акты не содержат конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для включения представительских расходов в общие затраты. Поэтому организация вправе самостоятельно определить порядок расходования средств по данной статье, их документального оформления и контроля.

Для подтверждения факта осуществления представительских расходов можно использовать следующие документы:

  • программу деловой встречи;
  • смету расходов по проведению деловой встречи;
  • акт об отнесении затрат к представительским.

В программе и акте необходимо указать дату и место проведения деловой встречи (приема), приглашенных лиц и участников со стороны организации, конкретное назначение расходов и их величину.

Программа деловой встречи и смета расходов послужат бухгалтерии документами, на основании которых будут расходоваться средства на проведение приема (заседания) в наличной и (или) безналичной форме.

В акте об отнесении затрат к представительским необходимо указать сумму понесенных расходов со ссылкой на документы, подтверждающие произведенные расходы. При оплате представительских расходов наличными средствами через подотчетных лиц необходимо наличие оформленных авансовых отчетов с приложенными первичными оправдательными документами. Ими служат: чеки ККМ и товарные чеки с подробной расшифровкой вида и количества товарно-материальных ценностей, счета из ресторанов, квитанции к ПКО, накладные, счета-фактуры, торгово-закупочные акты и т.п.

Эти документы подготавливаются лицом, ответственным за проведение представительских мероприятий. При этом не следует забывать о требованиях, предъявляемых к первичным учетным документам, установленных все той же статьей 9 Закона о бухучете, — о форме первичных учетных документов и обязательных их реквизитах (п. 2, 4 ст. 9).

Представительские расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99). Датой их признания могут являться даты:

  • утверждения руководителем организации авансового отчета лица, ответственного за проведение деловой встречи;
  • утверждения отчета о проведении официального приема или иного аналогичного мероприятия;
  • подписания акта приема оказанных услуг, связанных с проведением официального мероприятия.

Учет при налогообложении

При исчислении налога на прибыль организаций представительские расходы согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. При этом пунктом 2 указанной статьи 264 НК РФ дается определение представительских расходов для целей налогообложения и их состав.

В налоговом учете в качестве представительских расходов можно учесть затраты, связанные с проведением:

  • заседаний совета директоров (наблюдательного совета, правления) организации;
  • переговоров с представителями других экономических субъектов (таковыми могут быть как уже работающие с организацией контрагенты, так и потенциальные).

Законодатель упоминает лишь о переговорах с представителями других организаций. Однако финансисты считают возможным относить к представительским расходам и затраты, связанные с проведением переговоров с физическими лицами — как фактическими, так и потенциальными клиентами организации (письма Минфина России от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859, от 03.06.2013 N 03-03-06/2/20149).

Место проведения мероприятий значения не имеет. Расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, могут признаваться представительскими вне зависимости от того, является налогоплательщик принимающей стороной или нет (постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18).

Под официальным приемом в целях главы 25 НК РФ понимается завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие для указанных представителей либо участников, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.

Об официальном характере приема могут свидетельствовать следующие документы:

  • приказ руководителя о проведении представительского мероприятия;
  • план представительского мероприятия, утвержденный руководством;
  • смета расходов на его проведение.

В случае если официальный прием предполагается провести в ходе командировки, то об этом должно быть сказано в служебном задании (ином распорядительном документе о направлении сотрудника в командировку).

В расходы по обслуживанию входят:

  • транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Перечень представительских расходов, по мнению налоговиков, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит (письмо ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@). Судьи в этом вопросе с налоговиками солидарны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4584-11).

Конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004). В то же время представительские расходы могут быть учтены при определении размера базы по налогу на прибыль, если они соответствуют требованиям, приведенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (обоснованность, документальная подтвержденность, направленность на получение дохода).

Солидарны с финансистами и судьи: налоговое законодательство подробно не детализирует перечень затрат, которые относятся к представительским расходам, а также не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов (постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18).

Часто налоговики изымают из представительских расходов затраты на приобретение алкогольных напитков, считая их необоснованными. Однако судьи не столь категоричны, указывая, в частности, что статья 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N А55-14189/2012, ФАС Уральского округа от 10.11.2010 N Ф09-7088/10-С2).

Возможность учета для целей налогообложения расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, при проведении официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров Минфин России подтвердил в письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176.

Уже было сказано о возможности включения в представительские расходы затрат на транспортное обеспечение доставки представителей других экономических субъектов, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия. А ведь такие лица могут проживать в других городах России, а нередко — и вне территории РФ. Так вот, стоимость авиационных и железнодорожных билетов, оплата проезда любым другим транспортом иностранных представителей (кроме транспортного обеспечения доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия), а также визовая поддержка для работников иностранной организации по пути следования из другого государства до границ РФ и непосредственно по территории РФ, по мнению московских налоговиков, не учитываются для целей налогообложения и, в частности, не относятся к представительским расходам (письмо УФНС по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271).

Расходы на оформление билетов и виз участников официальных мероприятий не могут быть отнесены к представительским, так как в перечне представительских расходов, указанном в пункте 2 статьи 264 НК РФ, они не значатся (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4584-11). Но судьи все же поддержали налогоплательщика, поскольку такие расходы квалифицированы были им как иные расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Представительское мероприятие может проходить несколько дней, и тогда принимающая сторона может оплачивать проживание приглашенных лиц. Расходы на проживание лиц, участвующих в официальном мероприятии, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как такие расходы не предусмотрены положениями пункта 2 статьи 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796, от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235).

Однако судьи нередко в этом вопросе поддерживают налогоплательщиков. Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа посчитали правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что понятие "обслуживание" в смысле пункта 2 статьи 264 НК РФ имеет широкий спектр. Сюда в соответствии с положениями статьи 11 НК РФ можно отнести и обеспечение жильем как условие нормального существования человека, прибывшего из другого населенного пункта. Кассационная жалоба налоговиков судьями при этом была оставлена без удовлетворения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27, определением ВАС РФ от 21.06.2007 N 7176/07 в передаче в Президиум ВАС РФ дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Отнесение налогоплательщиком к представительским расходам затрат на проживание лиц, участвующих в официальном мероприятии, не противоречит нормам подпункта 22 пункта 1 и пункта 2 статьи 264 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КА-А40/3669-10).

Судьи посчитали правомерными действия налогоплательщика, который на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ учел их при определении размера базы по налогу на прибыль в качестве других расходов, связанных с производством и реализацией (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4584-11).

Часто на официальном приеме принимаемым лицам вручаются различные сувениры, дипломы. Не находя в перечне пункта 2 статьи 264 НК РФ затрат на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала, финансисты посчитали невозможным их учет в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

А вот судьи ФАС Московского округа поддержали налогоплательщика, включившего в представительские расходы сумму затрат, связанных с арендой зала и оборудования при проведении встречи с дилерами.

Учет и оформление представительских расходов

Организация, проводя встречу с дилерами, преследовала цель получить доход, что подтверждалось тем, что со всеми участниками дилерской встречи налогоплательщик состоял в договорных отношениях, причем количество заключенных договоров изменилось в большую сторону. Расходы по аренде зала и оборудования для проведения представительского мероприятия судьи посчитали документально подтвержденными, экономически обоснованными и направленными на получение дохода (постановление ФАС Московского округа от 29.12.2010 N КА-А40/14430-10).

Налоговики, изучая документы по представительским расходам, обращают внимание на результат переговоров. Если положительного результата не оказывается, то к включению таких расходов при исчислении налога на прибыль относятся отрицательно.

Признание представительских расходов обоснованными не может быть поставлено в зависимость от наличия конкретных результатов переговоров, подписания по итогам проведения встреч договоров (постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18).

Июль 2017 г.

Все статьи Представительские расходы: бухгалтерский учет и налогообложение (Волкова М.)

Деятельность бюджетных учреждений значительно отличается от деятельности коммерческих организаций, тем не менее бюджетные учреждения иногда сталкиваются с необходимостью провести встречу, прием или иное мероприятие, необходимое для достижения целей, ради которых учреждение было создано. В этой статье поговорим о том, какие расходы относятся к представительским и как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Какие затраты являются представительскими расходами в целях налогообложения?

Начнем с налогообложения. Именно в НК РФ дано определение представительских расходов. Согласно пп. 22 п.

Представительские расходы: оформляем документы

1 ст. 264 НК РФ данными расходами признаются расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. К ним относятся расходы:

— на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— на буфетное обслуживание во время переговоров;

— на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Порядок учета для целей исчисления налога на прибыль расходов на прием иностранной делегации был рассмотрен в Письме Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/535.

Налоговые органы в разное время разъясняли, какие расходы можно включить в представительские. Перечислим некоторые из них:

— расходы на сувенирную продукцию, вручаемую во время официального приема в соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-контрагентов, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (Письмо МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51);

— затраты организации на приобретение продуктов питания и одноразовой посуды, необходимой для организации официального приема и буфетного обслуживания клиентов при проведении деловых переговоров и презентаций услуг (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.2);

— затраты на приобретение спиртных напитков. В части правомерности включения расходов на приобретение алкогольной продукции для фуршета Минфин России в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176 пришел к следующему выводу: расходы налогоплательщика на организацию официальной встречи с клиентами, согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, учитываются в части расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков. Однако, несмотря на разъяснения, не все работники налоговых органов считают, что данные расходы можно отнести к представительским и учесть при исчислении налога на прибыль. Суды в своих решениях поддерживают налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N А55-14189/2012 рассматривалось дело, по которому налоговый орган произвел доначисление налога на прибыль организации, связанное с отнесением налогоплательщиком в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затрат на приобретение алкогольных напитков. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Поскольку ст. 264 НК РФ не содержит перечня продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, доводы организации являются обоснованными. Приобретение спиртных напитков является одним из видов представительских расходов и может включаться в состав расходов при исчислении налога на прибыль.

При определении, относятся те или иные расходы к представительским, следует руководствоваться п. 2 ст. 264 НК РФ. В данной норме сказано, что представительскими расходам не признаются затраты, связанные с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Таким образом, если вы решили пригласить делового партнера на концерт, в театр или другое развлекательное мероприятие, стоимость билета отнести в состав представительских расходов будет нельзя (Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).

К сведению. Представительские расходы, как и все другие расходы, производимые учреждением, должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Хотелось бы обратить внимание на следующую ситуацию. В соответствии с Налоговым кодексом в состав представительских расходов включаются расходы на обеспечение перевода во время проведения мероприятий. В учреждении есть работники, владеющие соответствующим иностранным языком, таким образом, учреждение не нуждается в услугах профессионального переводчика со стороны. Правомерно ли будет поощрить работников-переводчиков за оказанную услугу? Можно ли включить эти расходы в состав представительских?

Данная ситуация не однозначная, возможно несколько вариантов ее решения. Во-первых, обратите внимание на трудовой договор, заключенный с работниками. Если договором предусмотрено выполнение обязанностей переводчика, соответственно, эта работа производится в рамках трудовых обязанностей и дополнительно не оплачивается. Следовательно, представительских расходов не возникает.

Во-вторых, если трудовым договором не предусмотрено выполнение переводческих услуг, то можно поощрить работников, если возможность поощрительных выплат установлена коллективным договором либо другими внутренними документами учреждения. При этом с работником следует заключить договор гражданско-правового характера на оказание данных услуг. В этом случае включение выплат в представительские расходы будет уместно, если расходы соответствуют нормам ст. 264 НК РФ и ст. 252 НК РФ.

За счет каких средств могут производиться представительские расходы?

Источниками финансирования представительских расходов могут быть как средства, полученные от приносящей доход деятельности (в этом случае расходы учитываются при налогообложении прибыли), так и субсидии, выделенные учреждению на выполнение задания учредителя.

Например, представительские расходы, осуществляемые в рамках реализации государственного (муниципального) задания, производятся за счет выделенных субсидий при условии, что они были предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения". При этом данные расходы должны соответствовать выполнению задания учредителя.

Как документально должны быть оформлены представительские расходы?

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <1> каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Первичный документ составляется на бумажном или электронном носителе, при этом он должен иметь обязательные реквизиты.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с Письмом Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675 подтверждением данных налогового учета являются:

— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Документальное оформление представительских расходов производится, в частности:

1) приказом (распоряжением) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

2) сметой представительских расходов;

3) первичными документами, в том числе подтверждающими приобретение на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

4) отчетом о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

— цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

— место проведения мероприятий;

— лица, участвующие в мероприятии;

— размер произведенных расходов;

— иная информация.

 

Как в бухгалтерском учете отражаются представительские расходы?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, представительские расходы, прием и обслуживание делегаций относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Бухгалтерский учет представительских расходов рассмотрим на примере с учетом положений Инструкции N 174н <2>.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Пример 1. В государственный университет приезжает делегация из Германии для урегулирования вопросов обучения иностранных студентов в нашем учреждении. В рамках мероприятия были произведены расходы на сумму 13 000 руб., из них транспортные расходы для встречи гостей — 3000 руб., организация обеда — 10 000 руб.

Денежные средства были уплачены организаторам мероприятия безналичным путем за счет приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Отражена стоимость представительских

расходов в части транспортных      

расходов                           

2 109 xx 290

2 302 91 730

   3 000 

Отражена стоимость представительских

расходов в части расходов на питание

2 109 xx 290

2 302 91 730

  10 000 

Пример 2. Бюджетное учреждение в рамках выполнения государственного задания проводит конференцию. Для участников мероприятия был организован фуршет. Подотчетному лицу были выданы денежные средства на организацию фуршета в сумме 14 000 руб. По окончании мероприятия подотчетным лицом был представлен авансовый отчет, в соответствии с которым сумма расходов на питание составила 13 950 руб. Помимо авансового отчета подотчетного лица, учреждением были оформлены и другие документы, подтверждающие правомерность совершения данных расходов и отнесения их в состав представительских. Операции были совершены в рамках деятельности, финансируемой за счет субсидий.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Выданы денежные средства           

подотчетному лицу                  

4 208 91 560

4 201 34 610

  14 000 

Представлен авансовый отчет        

подотчетным лицом                  

4 401 20 290

4 208 91 660

  13 950 

Возвращен остаток денежных средств в

кассу подотчетным лицом            

4 201 34 510

4 208 91 660

      50 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Представительские расходы

В учреждения образования в целях обмена опытом, заключения контрактов и решения иных задач приезжают представители других организаций, иностранные делегации. С их приемом и обслуживанием связаны определенные затраты — так называемые представительские расходы. Какие требования предъявляет гл. 25 НК РФ к их учету в целях исчисления налога на прибыль, вы узнаете из данной статьи.

Поскольку в статье рассматривается налоговый учет представительских расходов, подразумевается их осуществление учреждениями образования за счет средств от деятельности, приносящей доход.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительскими расходами в целях налогообложения прибыли являются расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Исходя из данного определения, основным критерием признания расходов представительскими является то, что они связаны с приемом и обслуживанием представителей сторон, участвующих в переговорах. Если учреждение осуществляет расходы по приему иных лиц, например проверяющих органов, эти расходы не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Состав представительских расходов

Статьей 264 НК РФ перечислены расходы, которые учреждения образования могут учесть в составе представительских. Напомним читателям состав представительских расходов. К ним относятся:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  • транспортные расходы по доставке лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения мероприятия и обратно. Под действие этого пункта не подпадает оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоится официальное мероприятие (Письмо УФНС по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/73173). На основании данной нормы к представительским расходам относится оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Примечание. НК РФ к представительским относит расходы учреждения, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием не только представителей других организаций, но и официальных лиц самого учреждения образования, участвующих в переговорах. В нем также дано понятие официального приема, к которому законодатель относит завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие.

В ст. 264 НК РФ указано, что к представительским расходам не относятся затраты учреждения на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Позиция налоговых органов по вопросу о составе затрат, включаемых в представительские расходы, состоит в том, что перечень затрат, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является исчерпывающим, а все, что в нем не названо, к представительским расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не относится. По их мнению, нельзя отнести к представительским расходам затраты:

  • на приобретение подарков для деловых партнеров (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136);
  • на оформление виз для иностранных партнеров (Письмо УМНС по г. Москве от 13.02.2002 N 26-12/6751);
  • на оформление помещений для проведения официального приема (Письмо УМНС по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777);
  • на аренду помещения, в котором проводится официальный прием (Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29).

С такой позицией налоговых органов не соглашаются арбитражные суды. Они, как правило, придерживаются мнения, что перечень представительских расходов не является закрытым и при разрешении вопроса об отнесении расходов к представительским прежде всего следует исходить из их экономической оправданности (Постановление ФАС ВВО от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

В Постановлении ФАС МО от 12.09.2005 N КА-А40/8426-05 рассматривалось дело о правомерности отнесения организацией к представительским расходам затрат на аренду ресторана для проведения официального приема делегации. Организация учла их как представительские расходы. Однако, как следует из материалов дела, при налоговой проверке налоговый орган с этим не согласился. По его мнению, данные расходы относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха, которые в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ не относятся к представительским расходам. Арбитры заняли сторону организации, указывая, что расходы по аренде ресторана для проведения официального приема являются представительскими расходами, которые подтверждены соответствующими первичными документами. В свою очередь, налоговым органом не было представлено доказательств того, что данные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха.

Исходя из вышеизложенного, произведенные учреждением образования представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения запланированных мероприятий. Таким образом, эти затраты могут быть осуществлены как в самом учреждении, так и в арендованном им помещении либо в местах общественного питания (ресторане, кафе, баре и прочих).

Однако следует учесть решение, вынесенное в Постановлении ФАС СЗО от 27.10.2005 N А56-3124/2005: арбитражные судьи не поддержали организацию, которая для проведения официальных переговоров отнесла на представительские расходы затраты по аренде банкетного зала, в котором находились боулинговые дорожки. Несмотря на то что боулинговые дорожки организацией не использовались и их аренда являлась одним из условий аренды данного банкетного зала, судьи пришли к выводу, что расходы по аренде боулинговых дорожек относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха и, соответственно, не могут быть отнесены к представительским.

В отношении включения в состав представительских расходов таких затрат, как затраты на цветы, конфеты, мнения налоговых органов и арбитражных судей разделяются. Налоговики возражают против учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Поэтому доказывать правомерность их включения в состав представительских расходов, скорее всего, придется в суде. Судебная практика также противоречива. Одни суды считают, что данные расходы подлежат включению в состав представительских (Постановления ФАС ЗСО от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), ФАС ПО от 01.02.2005 N А57-1209/04-16). По мнению других, налогоплательщик обязан доказать экономическую обоснованность расходов на приобретение цветов. В том случае, если он этого сделать не сможет, данные расходы нельзя отнести к представительским (Постановление ФАС ВВО от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

В Письме Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 рассматривался вопрос о правомерности отнесения к представительским расходам затрат на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера.

О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

Финансовые органы указали, что такие затраты должны оплачиваться представителями делегаций, прибывшими на переговоры, за счет суточных либо за счет собственных средств. Если подобные расходы все-таки произведены за счет средств учреждения образования, то они не могут рассматриваться в качестве представительских, поскольку питание в таких случаях предоставляется не в рамках официальных встреч, и, следовательно, эти затраты учесть при исчислении налога на прибыль нельзя. Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851.

Нельзя учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проживания участников иностранной делегации на том основании, что данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235).

Много вопросов возникает по поводу правомерности отнесения к представительским расходов по приобретению спиртных напитков при организации официального приема. В Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъяснено, что расходы на приобретение продуктов питания для организации официального приема, в том числе спиртных напитков, можно отнести к представительским. Однако сумма затрат на спиртные напитки должна быть ограничена обычаями делового оборота (Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30). Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет). Судьи ФАС СЗО в Постановлении от 31.05.2004 N А56-34683/03 также придерживаются мнения, что затраты, связанные с приобретением алкогольной продукции, можно включать в состав представительских расходов, так как Налоговым кодексом не определен перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. В целях обоснования расходов на алкогольную продукцию при проведении официального приема рекомендуем утвердить нормы расходов на алкогольную продукцию.

Документальное оформление представительских расходов

Представительские расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при их соответствии критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованны и подтверждены налогоплательщиком первичными документами, оформленными согласно законодательству РФ.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" документы должны быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Если какой-либо формы в них нет, то учреждение имеет право разработать ее самостоятельно, обязательно включив в нее следующие реквизиты:

  • наименование;
  • дату составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих лиц.

Если документ, составленный в произвольной форме, не содержит обязательных реквизитов, то его нельзя считать оправдательным документом, подтверждающим представительские расходы.

Для документального подтверждения представительских расходов Минфин в Письме от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807 рекомендовал помимо первичной учетной документации оформлять также внутренние организационно-распорядительные документы. В частности, к ним относятся:

  • приказ руководителя учреждения об осуществлении расходов на представительские цели;
  • смета представительских расходов;
  • отчет по проведенным представительским мероприятиям.

В приказе следует предусмотреть указание о направлении приглашения на официальный прием представителям других учреждений, а также о цели их прибытия. В составленной принимающей стороной программе официального приема отражаются место и сроки проведения, количество приглашенных лиц и представителей принимающей стороны, темы переговоров. Однако ФАС УО в Постановлении от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7 пришел к выводу, что налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень документов, подтверждающих осуществление представительских расходов, поименного списка представителей организаций — участников переговоров и программы проведения деловой встречи. По мнению автора, такая информация в документации не будет лишней.

По завершении официального приема в бухгалтерию предъявляется акт на списание представительских расходов, утвержденный руководителем учреждения, с указанием сумм (с расшифровкой) фактически произведенных представительских расходов (авансовый отчет об использовании подотчетных сумм (в случае их выдачи сотруднику)). Можно приложить к акту отчет о переговорах, в котором следует отразить их результаты (заключены договоры, контракты, подписаны предварительные соглашения или иные документы), — это позволит учреждению избежать придирок со стороны налоговых органов. Если в составе представительских расходов учитываются затраты на транспортное обслуживание, оплату услуг переводчика или сторонних организаций, то в качестве подтверждающих документов можно предъявить счета предприятий общественного питания, кассовые и товарные чеки, накладные, торгово-закупочные акты, акты выполненных работ и другие.

Признание представительских расходов при расчете налога на прибыль

Главой 25 НК РФ установлено, что при исчислении налога на прибыль представительские расходы необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, однако предусмотрено ограничение по сумме признаваемых расходов.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ ни в каком отчетном (налоговом) периоде величина признаваемых представительских расходов не должна превышать 4% от суммы расходов учреждения на оплату труда за указанный период.

В соответствии с п. 7 ст. 274 и ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, которым признается календарный год. Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль будет увеличиваться. Значит, изменится и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения. В результате сумма представительских расходов, не учтенная в одном из отчетных периодов, может быть принята в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в другом отчетном периоде. По окончании налогового периода представительские расходы в части, превышающей предельные размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ, не могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Пример. В университет прибыла иностранная делегация для установления сотрудничества в области научных исследований. При проведении переговоров университетом произведены следующие расходы за счет средств от приносящей доход деятельности:

  • оплата услуг общественного питания на официальный прием — 14 160 руб., в том числе НДС 18% — 2160 руб.;
  • оплата транспортных услуг по доставке участников переговоров к месту проведения мероприятия — 1770 руб., в том числе НДС 18% — 270 руб.;
  • оплата услуг переводчика — 3540 руб. без НДС;
  • затраты на закупку алкогольной продукции и табачных изделий — 4000 руб.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение и заключен контракт на научные разработки (льгота по обложению НДС, пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). За отчетный период расходы по оплате труда составили 1 000 000 руб.

Представительские расходы составили 23 470 руб. (14 160 + 1770 + 3540 + 4000).

Норматив представительских расходов равен 40 000 руб. (1 000 000 руб. x 4%).

Таким образом, университет учтет при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль сумму представительских расходов в полном размере.

Однако довольно часто налоговые органы исключают из состава расходов при исчислении налога на прибыль представительские расходы в связи с отсутствием результатов переговоров с представителями других организаций. С таким мнением проверяющих органов не соглашаются судьи. Тому пример решение, принятое Постановлением ФАС ПО от 29.03.2005 N А12-18384/04-С36. Судьи отметили, что результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов, на отсутствие которых ссылается налоговый орган, не относятся к первичным учетным документам и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат.

В Постановлении ФАС УО от 17.06.2004 N Ф09-2441/04-АК судьи также указали, что ссылка налогового органа на отсутствие связи спорных затрат с конкретными доходами не принимается, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом, как, например, материальные, и достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере.

Следовательно, безрезультатность переговоров не влияет на принятие затрат на организацию переговоров в составе представительских расходов.

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

17.06.2015, 10:10

Возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) предусматривают возможность взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя с проигравшей стороны.

Рассмотрим ключевые моменты и сегодняшнюю практику судов по ходатайствам о возмещении представительских расходов.

Практика судов общей юрисдикции

Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21.05.2015 N 33-8570/2015 по делу N 2-1856/2015 установлено, что разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.

В Определениях Конституционного Суда РФ N 454-О от 21.12.2014 года и N 355-О от 20.10.2005 года отмечено, что в части 1 статьи 100 ГПКРФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

И все же, камнем преткновения является зачастую чрезмерное желание судов снизить сумму представительских расходов до «разумных пределов». Поскольку критерии разумности и справедливости зависят от усмотрения конкретного судьи,  это порой приводит к необоснованному снижению понесенных издержек в разы.

В Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 30.04.2015 N 33-7383/2015 по делу N 2-1258/2015 указано, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования истицы о взыскании в ее пользу понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя, поскольку это в данном случае в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, соответствует фактическим обстоятельствам дела, с учетом сложности дела, объема защищаемого права, принимая во внимание объем проделанной работы и подготовленных документов, объем участия в настоящем деле представителя, а также принимая во внимание, что ответчиком не заявлялось ходатайство о снижении взыскания судебных расходов.

Помимо указанных обстоятельств также немаловажным является количество пройденных судебных инстанций в рамках конкретного спора.

Следует обратить внимание на Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2014 N 32-КГ14-10, в котором сказано, что если в удовлетворении исковых требований истца к одному из ответчиков было отказано, то с истца в пользу ответчика, в отношении которого было отказано, присуждаются понесенные ответчиком издержки.

Необходимо также отметить, что представительские расходы возмещаются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (часть 1 статьи 98 ГПК РФ).

Обязательным требованием удовлетворения заявления является необходимость представления в суд документального подтверждения расходов (расписки, платежные поручения, квитанции), поскольку наличие заключенного договора на ведение судебного дела не подтверждает понесение стороной издержек на представителя.

Из буквального толкования статьи 100 ГПК РФ следует, что подать ходатайство может только сторона по делу (истец либо ответчик), но не третьи лица.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований,  сославшись на Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2013 N 66-КГ13-5 имеют возможность заявить возмещение не судебных расходов, а убытков в сумме расходов на представителя, если они произведены для восстановления нарушенного права.

Учет представительских расходов: все официально

 Но требование третьего лица об убытках должно быть заявлено в рамках отдельного иска по общим правилам подсудности.

Стоит отметить, что ГПК РФ в отличие от АПК РФ не предусматривает срока для предъявления выигравшей стороной заявления о взыскании представительских расходов.

Практика арбитражных судов

В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Как видно из указанных положений АПК РФ, в плане доказывания в судах общей юрисдикции и арбитражных судах правила о взыскании расходов аналогичны – возмещение осуществляется в разумных пределах.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих Определениях N 454-О от 21.12.2014 года и N 355-О от 20.10.2005 года суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым — на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

Но учитывая, что в арбитражных судах намного чаще рассматриваются споры на значительные суммы, нежели в судах общей юрисдикции, то и представительские расходы, подлежащие возмещению, как правило, больше (это не единственный фактор, но ключевой).

В то же время, если в ГПК РФ говорится о стороне, которая вправе требовать возмещения судебных расходов на представителя, то в АПК РФ речь идет о лице, что подразумевает под собой возможность взыскания издержек также третьими лицами в рамках рассмотренного дела.

Так, в Определении Верховного суда РФ от 03.09.2015 N 304-КГ14-7509, котором сказано, что расходы в пользу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, могут быть взысканы при следующих условиях:

— судебный акт вынесен фактически в защиту интересов третьего лица;

—  активная реализация третьим лицом процессуальных прав (участие представителя в судебных заседаниях, заявление ходатайств, представление доказательств, изложение позиции по делу, представление отзыва на иск и т.д.).

Указанная позиция и ранее подтверждалась судебной практикой, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14592/11 по делу N А50-10889/2010.

Необходимо также обратить внимание на позицию Постановления Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 16067/11 по делу N А40-20664/08-114-78 в котором сказано, что признавая по собственной инициативе понесенные стороной судебные расходы явно завышенными, суд, по существу, берет на себя обязанность обосновать расчет суммы, которая, по его мнению, подлежит взысканию с проигравшей стороны. Однако это уменьшение не может быть произвольным, а должно учитывать такие факторы, как сложность дела, сложившиеся на рынке услуг цены, не только с позиции суда, но и стороны, которая несет расходы, не будучи уверенной в исходе дела.

Стоит сказать, что данное постановление послужило в свое время прецедентом для нижестоящих судов, которые также часто по формальному основанию о неразумности снижали суммы расходов.

Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 26.02.2015 N 309-ЭС14-3167 по делу N А60-11353/2013 уплата дополнительной суммы за выигрыш судебного спора, так называемого «гонорара успеха», обусловлена вознаграждением за результат уже оказанных услуг, признаются премированием адвокатов.

Таким образом, часть гонорара представителя по договору на оказание юридических услуг, которая является его премией, не может быть взыскана в качестве судебных расходов с проигравшей стороны.

При возмещении расходов представителя при почасовой оплате труда сравнение производится на основании количества часов, требующихся для подготовки правовой позиции. Так, по мнению судов при доказывании разумности почасовых ставок целесообразно отправить запрос в несколько юридических компаний о предоставлении справки со средним числом часов на подготовку правовой позиции (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2014 N Ф05-14054/12 по делу N А40-86322/12).

Практика почасовой оплаты услуг представителей в России крайне мала. Во многом это обусловлено сложностями в согласовании на предварительном этапе окончательной суммы представительских расходов, что не всегда удобно для клиента.

При подготовке заявления о взыскании представительских расходов стоит обратиться к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации", в котором все дела можно разделить на 3 категории:

— особо сложные (объектом спора является недвижимость,  споры о ценных бумагах, о защите деловой репутации и споры из внедоговорных обязательств, а также корпоративные споры);

— сложные (дела, возникшие из договоров подряда, займа и кредита, страхования, банковского счета и электроснабжения, дела, связанные с применением бюджетного, налогового, антимонопольного законодательства, в том числе дела об оспаривании ненормативных актов, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.);

— менее сложные (дела, возникшие из договоров аренды, хранения, возмездного оказания услуг, в сфере транспортной деятельности, а также иные договоры, а также дела, возникающие из публичных отношений – о применении таможенного и административного законодательства и иные дела, возникающие из экономических отношений).

Несмотря на то, что арбитражными судами указанное информационное письмо применяется нечасто, для аргументации своей позиции на него следует сослаться.

В силу части 2 статьи 112 АПК РФ заявление по вопросу о судебных расходах может быть подано в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.

Итак, для возможного взыскания расходов в полном объеме необходимо доказать следующие факторы:

— фактическое понесение расходов выигравшей стороной (доказательства уплаты, перечисления денежных средств в полном объеме в рамках договора);

— активное участие в судебном разбирательстве (участие в судебных заседаниях, представление доказательств подготовка процессуальных документов, способствующих правильному рассмотрению спора)

— соразмерность расходов (возмещение издержек исходя из продолжительности судебного процесса, сложности дела, соответствию расходов существующему уровню в регионе цен);

По результатам рассмотрения ходатайства о возмещении расходов на оплату услуг адвоката судом выносится решение (если ходатайство было заявлено в период рассмотрения дела) либо определение (если ходатайство было заявлено после вынесения решения).

Вернуться к списку новостей