При ревизии командировочных расходов необходимо проверить

Содержание

Похожие главы из других работ:

Аудит расчетов с подотчетными лицами

Аудит командировочных расходов.

Турова Ю.С. 3 Аудит порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов.

Ошибки, выявляемые по результатам проверок расчетов с подотчетными лицами (Репин А.)

Турова Ю.С. 4 Аудит порядка учета представительских расходов. Турова Ю.С…

Аудит расчетов с подотчетными лицами

2.Аудит командировочных расходов

2.1 Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам Турова Ю.С. Авансовые отчеты и приложения к ним, командировочные удостоверения 2…

Методика ревизии кассовых операций ОАО "Роснефть"

1.2 Методика контроля и ревизии операций с денежными средствами организации

Кассовые операции в организации, ВСП могут осуществляться в операционное, послеоперационное время, а также в выходные дни, нерабочие праздничные дни. (в ред.Указания Банка России от 30.07…

Методика учета и контроля дебиторской задолженности в ООО "Роверти"

2. Методика учета и контроля дебиторской задолженности в ООО "Роверти"

Методы контроля расчетов с подотчетными лицами

2.2 Методика проведения контроля прочих расходов подотчетных лиц

У организации возникают расчеты с подотчетными лицами по суммам денежных средств, выданным им для выполнения различных административно-хозяйственных задач…

Понятие опционов

3.11 Ревизия обоснованности представительных и командировочных расходов

Основные первичные документы: — авансовый отчет; — командировочные удостоверение; — журнал учёта работников прибывающих в командировки, инвентаризационная опись по сч71; — первичные документы…

Порядок учета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами

2.1.1 Учет командировочных расходов

При осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами нередко возникает необходимость направления работников организации для выполнения тех или иных функций за пределами местности…

Расчёты с подотчётными лицами

2.1 Понятие хозяйственных, представительских и командировочных расходов

Административно-хозяйственные расходы — это непроизводственные накладные расходы, связанные с содержанием административных служб и управлением предприятием в целом. К административно-хозяйственным расходам относятся канцелярские…

Совершенствование организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.3. Методика внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего контроля имеют жизненно важное значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной экономики…

Учет расчетов с подотчетными лицами

2.3 Документальное оформление и учет командировочных расходов

Командированному работнику возмещаются расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте…

Учет расчетов с подотчетными лицами

3.1 Документальное оформление и учет командировочных расходов

Командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы…

Учет расчетов с подотчетными лицами

2.4 Налоговый учет операций, связанных с оплатой командировочных расходов

Необходимость налогового учета командировочных расходов возникает в случае, если формирование налоговой базы предполагает включение в нее сумм выплат, произведенных работникам, или начислений на них. Таким образом…

Учет расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ СОТРУДНИКОВ

Учёт денежных средств и расчетов с подотчетными лицами

2.2 Учет командировочных расходов

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:- расходы по проезду;- расходы по найму жилого помещения;- дополнительные расходы…

Финансовый анализ деятельности Государственного учреждения социального обслуживания "Центр социального обслуживания" (ГУ СО "ЦСО") Пыталовского района

4.5 Нормы возмещения командировочных расходов

В ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные)…

Похожие главы из других работ:

Автоматизация учета финансово-расчетных операций (УФРО) на предприятии

— учет расчетов с подотчетными лицами, прочие расчеты с персоналом;

— аналитический учет по соответствующим счетам денежных средств и расчетов. Основными задачами УФРО на предприятии являются: 1. Проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами…

Автоматизация учета финансово-расчетных операций (УФРО) на предприятии

1.2 Учет расчетов с подотчетными лицами. Прочие расчеты с персоналом

Подотчетными лицами считаются работники организации, которые получили денежные средства (авансы) на командировочные расходы и прочие нужды. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов, сроки, на которые они могут быть выданы…

Аудит расчетов с подотчетными лицами

1.2 Обзор законодательства, регламентирующего расчеты с подотчетными лицами

В силу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик…

Бухгалтерский учет и внутренний контроль расчетов с подотчетными лицами на примере предприятия ОАО "Газпром"

Глава 1 Теоретические аспекты учета и контроля расчетов с подотчетными лицами

Внутренний бухгалтерский контроль. Расчеты с подотчетными лицами

2. Расчеты с подотчетными лицами

«Расчеты с подотчетными лицами» — счет бухгалтерского учета(372), предназначенный для отражения расчетов предприятия с отдельными наемными работниками, получающими наличные из кассы на определенные цели…

Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами

2.2 Оценка системы внутреннего контроля учета расчетов с подотчетными лицами

Система внутреннего контроля — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности…

Методы контроля расчетов с подотчетными лицами

1. Сущность и принципы проведения контроля операций с подотчетными лицами

Методы контроля расчетов с подотчетными лицами

1.2 Расчеты с подотчетными лицами как объект контроля

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость командировки сотрудника в другую местность или приобретения материальных ценностей, а также различных работ…

Методы контроля расчетов с подотчетными лицами

2. Методы контроля расчетов с подотчетными лицами

Расчеты с подотчетными лицами

1.2 Обзор законодательства, регламентирующего расчеты с подотчетными лицами

В силу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик…

Расчеты с подотчетными лицами. Производственные запасы

1. Расчеты с подотчетными лицами

Подотчетные лица — работники предприятия, получившие денежные средства под отчет на предстоящие командировочные расходы, на оплату канцелярских и почтово-телеграфных расходов, на расходы…

Учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.1 Расчеты с поставщиками и подрядчиками как объект учета и анализа

Большинство авторов учебников и учебных пособий по бухгалтерскому учету, в своих работах не дают определения поставщиков и подрядчиков, однако, Бабаев Ю.А. в своей работе пишет, что поставщиками и подрядчикам являются организации…

Учет расчетов с дебиторами в бюджетном учреждении

3. Расчеты с подотчетными лицами в бюджетном учреждении: документация и основные бухгалтерские записи

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам учреждения из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы…

Учет расчетов с подотчетными лицами

Глава 3.

Лекции по дисциплине — Контроль и ревизия — файл 1.doc

Расчеты с подотчетными лицами в программе«1с: бухгалтерия» на примере ООО «Алиса»

Выдача денежных средств подотчетным лицам может производиться наличным или безналичным способом. Выдача наличных денежных средств оформляется с помощью документа «Расходный кассовый ордер»…

Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности за отчетный период

5. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за март 2007 г и аналитического учета к счетам 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 62 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Таблица 21. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за март 2007 г. № п/п Счет Сальдо на 01.03. Оборот за месяц Сальдо на 01.04. Наименование № Д К Д К Д К 1 Основные средства 01 846000 — 10000 — 856000 — 2 Амортиз…

В товарном чеке, который приложен к авансовому отчету Ивановой, НДС выделен в сумме 305 руб., однако счет-фактура отсутствует. Бухгалтер «ЦСО» списал «входной» НДС за счет собственных средств учреждения.

В бухучете эти операции он отразил такими проводками.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.22.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 2000 руб. – выданы деньги под отчет Ивановой.

5 апреля: Дебет КРБ.2.105.06.340 Кредит КРБ.2.208.22.660 – 1695 руб. (2000 руб. – 305 руб.) – получены канцтовары, приобретенные через сотрудницу;

Дебет КРБ.2.210.01.560 Кредит КРБ.2.208.22.660 – 305 руб. – учтен НДС по приобретенным канцтоварам;

Дебет КДБ.2.401.01.130 Кредит КРБ.2.210.01.660 – 305 руб. – списан НДС за счет собственных средств учреждения.

При расчете налога на прибыль бухгалтер включил в прочие производственные расходы 1695 руб.

Пример 7.Предъявлен к вычету «входного» НДС по услугам, приобретенным подотчетным лицом:

3 апреля в рамках приносящей доход деятельности водителю Колесову Ю.И. выдано 5000 руб. на ремонт служебной машины в автосервисе.

5 апреля Колесов отремонтировал автомобиль. За это он заплатил 5000 руб. В этот же день директор утвердил авансовый отчет сотрудника. Согласно счету-фактуре, который приложен к отчету, «входной» НДС по услугам автосервиса составил 763 руб. К отчету также приложен акт, который подтверждает факт их оказания. Отремонтированный автомобиль организация использует в деятельности, облагаемой НДС.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.08.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 5000 руб. – выданы деньги под отчет Колесову.

5 апреля: Дебет КРБ.2.106.04.340 Кредит КРБ.2.208.08.660 – 4237 руб. (5000 руб. – 763 руб.) – отражена стоимость услуг по ремонту автомобиля;

Дебет КРБ.2.210.01.560 Кредит КРБ.2.208.08.660 – 763 руб. – учтен НДС по услугам, оказанным автосервисом;

Дебет КДБ.2.303.04.830 Кредит КРБ.2.210.01.660 – 763 руб. – поставлен к вычету НДС по услугам, оказанным автосервисом.

Однако по расходам, которые нормируются при расчете налога на прибыль (например, командировочным и представительским расходам), зачесть можно не весь «входной» НДС. О том, как в таком случае рассчитать сумму налога, которую можно принять к вычету, подробнее см. Как принять к вычету НДС по нормируемым расходам.

Пример 8.

Результат поиска

Включение НДС в стоимость товаров, приобретенных через подотчетное лицо:

3 апреля в рамках приносящей доход деятельности сотруднику Кондратьеву А.С. выдано 25 000 руб. на покупку принтера.

5 апреля сотрудник приобрел принтер за 24 000 руб. (включая НДС – 3661 руб.), а остаток в сумме 1000 руб. (25 000 руб. – 24 000 руб.) внес в кассу. В этот же день директор утвердил авансовый отчет сотрудника и бухгалтер принял принтер к учету.

Организация планирует использовать принтер в деятельности, не облагаемой НДС. Поэтому «входной» налог бухгалтер учел в стоимости приобретенного принтера.

В учете были сделаны следующие записи.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.19.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 25 000 руб. – выданы деньги под отчет Кондратьеву.

5 апреля: Дебет КРБ.2.106.01.310 Кредит КРБ.2.208.19.660 – 24 000 руб. (20 339 руб. + 3661 руб.) – учтен принтер, приобретенный через сотрудника;

Дебет КИФ.2.201.04.510 Кредит КРБ.2.208.19.660 – 1000 руб. – внесен в кассу остаток подотчетных средств.

В остальных случаях (если «входной» НДС нельзя поставить к вычету и включить в расходы) при расчете налога на прибыль НДС списывается в расходы без уменьшения налогооблагаемой прибыли.

2.6 Учет представительских расходов

Законодательство позволяет учреждениям направлять бюджетные средства на представительские расходы. Но только на прием иностранных делегаций или отдельных лиц. Причем перечень расходов и их размер ограничен.

Как и в каком размере расходовать бюджетные средства на представительские нужды, определено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №222 (далее – постановление №222). Нормы, установленные этим постановлением, применяются с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 6 июля 2001 г. №50н.

Расходовать бюджетные средства можно только на прием иностранных делегаций и отдельных представителей, а принимать представителей российских учреждений и организаций нельзя.

Расходование бюджетных средств на прием и обслуживание иностранных делегаций производится по смете. Она утверждается руководителем учреждения в пределах имеющихся в его распоряжении средств.

Поскольку средства из бюджета выделяются учреждению строго по смете, утвержденной вышестоящим распорядителем, то и расходовать их можно только в этих пределах. Расходовать бюджетные средства на прием делегации можно только в том случае, если расходы на эти цели утверждены вышестоящим распорядителем на соответствующий год.

Если же представительские расходы в смете не утверждены, но по решению руководителя все-таки израсходованы, то это расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. За это на должностных лиц учреждения налагается штраф от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Суммы на представительские расходы выделяются учреждениям по виду расходов 125 «Международные культурные, научные и информационные связи» и по коду экономической классификации 290 «Прочие расходы».

На каждое мероприятие оформляются следующие документы:

– приказ руководителя учреждения;

– программа мероприятия;

– смета представительских расходов;

– акт (отчет) о фактических расходах на прием делегации,

утвержденный руководителем.

В документах, составленных на прием делегации, отражается цель представительских мероприятий, дату и место их проведения, программу мероприятий, состав приглашенной делегации, участников принимающей стороны, расчет расходов на представительские цели.

При списании расходов, согласно смете, их необходимо подтвердить оправдательными документами (расчетно-платежными документами, актами, авансовыми отчетами, квитанциями, чеками и т.п.).

Бюджетным учреждениям ведется раздельный учет доходов и расходов, полученных из разных источников – из бюджета и от предпринимательской деятельности.

При исчислении налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные. Требования к содержанию и оформлению первичных документов для бюджетного учета и предпринимательской деятельности одинаковы.

Между затратами на представительские расходы за счет средств бюджета и за счет предпринимательской деятельности есть принципиальное отличие. За счет бюджета оплачиваются только прием иностранных делегаций, а за счет внебюджетных источников принимаются представителей и российских учреждений.

При налогообложении прибыли к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и обслуживание представителей других учреждений, участвующих в переговорах для установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Перечень представительских расходов за счет бюджетных источников и коммерческой деятельности в основном совпадает. Но при налогообложении прибыли не оплачивается проживание в гостинице, поскольку такого вида расходов нет. Также не оплачиваются и расходы на культурные мероприятия.

Расчет налоговой базы делается самостоятельно.

Принцип нормирования данных расходов применяется и в налоговом учете. Но подход к нему другой. В течение отчетного (налогового) периода в состав прочих расходов можно включить сумму не более 4 процентов от расходов учреждения на оплату труда за этот же период.

В расчете норматива участвуют только расходы на оплату труда по коммерческой деятельности, а оплату труда за счет бюджетных источников не учитывают.

Суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, принимаются к вычету.

2.7 Учет расчетов по выданным суммам на иные расходы

Из кассы денежные средства выдаются под отчет не только на хозяйственные расходы и командировки, но и на другие цели, а именно: на выплату заработной платы через раздатчиков, оплату наличными деньгами по заключенным договорам, оплату пособий, приобретение ценных бумаг и др.

Приведем пример учета расчетов по авансам, выданным на иные расходы.

Пример 1. Гордееву Д.Н. выданы под отчет для оплаты услуг связи 500 руб. Оплачено согласно авансовому отчету услуги связи в сумме 500 руб.

Операции по этим видам расходов оформляются в том же порядке, что и операции по командировочным и хозяйственным расходам (табл. 10).

Таблица 10

Получая денежные средства под отчет и рассчитываясь с контрагентами, работник (имеющий доверенность) выступает от имени учреждения – юридического лица. Рассмотрим порядок отражения в учете операций с денежными средствами в учреждении.

Расчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу учреждения. Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов, ведение кассовой книги, хранение денег, ревизии кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины регламентируются Порядком ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. №40).

В кассе учреждения хранятся наличные деньги в пределах лимита, устанавливаемого обслуживающим его банком, по согласованию с руководителем учреждения (Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. №14-П) в размере 1000 рублей.

Нормативное регулирование расчетов с подотчетными лицами

Ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

  • Первый уровень (законодательный) — определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

К документам первого уровня, прежде всего, относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О публичном акционерном обществе », «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.

Гражданский кодекс определяет такие необходимые понятия как юридическое лицо (ст. 48) его признаки и виды: коммерческие и некоммерческие, дает определения лицензии, как специального разрешения, которое выдается юридическим лицам на право заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом; разъясняется разница между уставом и учредительным договором, а также между реорганизацией предприятия и его ликвидацией, знание чего необходимо для правильного отражения в учете связанных с ними операций. Далее Гражданский кодекс раскрывает сущность собственности и права собственности (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Это также важно для бухгалтерской службы предприятия, так как надо знать, когда наступает право собственности на тот или иной объект для верного его отражения в учете. Также необходимо знание Гражданского кодекса для того, чтобы понимать экономический смысл договора, так как договор выступает важным средством индивидуальных прав регулирования имущественных и неимущественных отношений и выступает разновидностью юридических сделок (п.1 ст. 307 ГК РФ). Без заключения договора не обходятся многие хозяйственные операции и в связи с этим следует, знать условия и порядок заключения договора (ст. 432 ГК РФ); требования, предъявляемые к форме договора; основания изменения или расторжения договора, ответственность за его неисполнение и многое другое. Таким образом, ГК РФ определяет основные юридически значимые понятийные категории, которыми необходимо владеть персоналу предприятия для возможности ведения хозяйственной деятельности .

Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011, сыграл определяющую роль в предотвращении развала единой системы бухгалтерского учета и отчетности в российской экономике. Он стал тем ядром, вокруг которого с разной степенью успешности велась работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Десятилетний опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета свидетельствует, что такое регулирование должно быть сосредоточено на решении двух основных задач: во-первых, закон должен устанавливать механизм реализации права заинтересованных лиц на получение надежной, объективной и полезной информации о деятельности хозяйствующих субъектов; во-вторых, закон должен определять ту систему регулирования бухгалтерского учета, которая позволит выполнять первую задачу. Отсюда закон «О бухгалтерском учете» устанавливает минимально необходимые требования к учету, учетному процессу и отчетности.

  • Второй уровень (нормативный) — устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности. это положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанные в соответствии с требованиями МСФО, правилами и иными нормами. Они подразделены на три группы: положения, регламентирующие общие вопросы раскрытия информации; положения, касающиеся активов и обязательств организации; положения, в которых рассматриваются финансовые результаты деятельности организации. Для организации учета расходов предназначено ПБУ 10/99 «Расходы организации». Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1. расходы по обычным видам деятельности;

2. прочие расходы.

Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.

  • Третий уровень (методический) — документы этого уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета. К документам этого уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, материально-производственных запасов и др., в которых раскрываются методические и практические аспекты, правила и способы ведения бухгалтерского учета тех или иных объектов.

Весьма обширен список документов, регулирующих методику бухгалтерского учёта. Данные документы следует разбить на две группы, так как одна регулирует учёт объектов общеотраслевого назначения, а другая имеет отраслевую направленность. Первая группа, в частности, включает:

— порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждённый решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993г. № 18);

— Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённые приказом Минфина России от 20 июля 1998г. № 33н (в ред. приказа Минфина России от 23 марта 2000г.

Порядок учета командировочных расходов в 2017-2018 годах

№ 32н);

— Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утверждённые приказом Минфина России от 28 декабря 2001г. № 119н (в ред. приказа Минфина России от 23 апреля 2002г. № 33н);

— План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждённые приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. № 38н);

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учёт в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы

  • Четвертый уровень (организационный) — организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику. Согласно ПБУ 1/2008 под учётной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учёта, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Общее требование, сформулированное Минфином России, состоит в том, чтобы в учётной политике были раскрыты способы бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания которых невозможны достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести:

способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского и налогового учёта;

порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции;

виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;

порядок использования чистой прибыли;

другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными.

В силу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик.

Основные положения по отражению расходов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете регламентированы в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (1-ый уровень).

Порядок выдачи средств на хозяйственные нужды и правила оформления выдачи оговорены в «Порядке о ведении кассовых операций».

В связи с тем, что расчеты с подотчетными лицами осуществляются в наличной форме, то размер расчетов подотчетного лица при оплате наличными должен отвечать нормам Указания Центрального Банка РФ, в соответствие с которым предельный размер расчетов наличными по одной сделке с одним юридическим лицом в сумме 60 тысяч рублей (3-ий уровень).

Расчеты с подотчетными лицами оказывают влияние на налогообложение предприятия в разрезе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и единого социального налога, т.е. они находят свое отражение в следующих главах Налогового Кодекса РФ.

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость», регламентирует правила списания НДС при осуществлении расходов за счет подотчетных средств. Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» и глава 24 «Единый социальный налог» регламентирует порядок обложения НДФЛ и ЕСН сумм, полученных работником под отчет. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» оговаривает порядок учета расходов, произведенных за счет средств, выданных под отчет, при расчете налогооблагаемой прибыли (1-ый уровень).

Кроме того, расчеты с подотчетными лицами находят свое отражение в Положении по бухгалтерскому учету №10/99 «Расходы организации» (3-ий уровень).

При оформлении командировочных расходов учитывают нормы Трудового Кодекса РФ (18), который оговаривает перечень лиц, которые могут быть направлены в командировку (1-ый уровень).

Размер суточных устанавливается Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93 (1-ый уровень).

Основными документами четвертого уровня по расчетам с подотчетными лицами являются:

1.Учетная политика, формируемая главным бухгалтером организации и утверждаемая руководителем организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60н.

2.Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов по учету расчетов с подотчетными лицами:

  • приходный кассовый ордер (форма КО-1) — выписывается в случае, когда работник возвращает в кассу неизрасходованную подотчетную сумму;
  • расходный кассовый ордер (форма КО-2) — выписывается при выдаче денежных средств под отчет;
  • командировочное удостоверение (форма №Т-10) — определяет фактическое время нахождения работника в командировке;
  • авансовый отчет с приложением подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов, накладных и т.д.).

3.Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета — содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.



Введение

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.

Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.

В данной работе я собираюсь рассмотреть актуальную в настоящее время тему аудита расчетов с подотчетными лицами. В первом разделе будет приведен обзор нормативных документов, регламентирующих расчеты с подотчетными лицами, кратко будет рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и приведен состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с подотчетными лицами.

Во втором разделе будут изучены этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами. Особое внимание планируется уделить методам сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов, применительно к типичным нарушениям расчетов с подотчетными лицами. Также здесь будет описано оформление результатов аудиторской проверки.

Задачей третьего раздела является ознакомление с методиками проведения аудиторской проверки, предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с подотчетными лицами носят массовый, этот этап аудиторской проверки достаточно трудоемок. В тоже время сами операции весьма однообразны, а методы и процедуры проверки просты. В третьем разделе также будут рассмотрены типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами и штрафные санкции, применяемые за нарушения в бухгалтреском учете расчетов с подотчетными лицами.

1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами

1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы.

2.1 Методика контроля командировочных расходов

В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

  • приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярский товаров, оплата почтово-телеграфных расходов;
  • оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
  • расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу;
  • представительские расходы.

Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка по отчет.

Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете № 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту — суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.

Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса». Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» и другие в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 «Касса».

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой авансовой выдаче.

Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 — комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Следовательно каждой выданной под отчет сумме отводится в журнале ордере одна строка и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке. В то же время журнал-ордер № 7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по кредиту счета 71. На оборотной стороне этого журнала-ордера проводятся сгруппированные сведения о суммах затрат предприятия на служебные командировки за отчетный месяц с начала года, что необходимо для составления отчетности и контроля за целевым использование средств.

Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты — на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера — на расхождения в суммах, полученных и израсходованных.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 84 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», если они могут быть удержаны из заработной платы работники или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», когда они не могут быть удержаны из заработной платы работника

При командировке работников за границу им выдается аванс в валюте страны командирования исходя из установленных законодательством норм суточных и квартирных. Полученную в банке валюту оприходуют по счету 50 «Касса» с кредита счета 52 «Валютный счет». Выданную под отчет валюту списывают со счета 50 в дебет счета 71 и отражают в учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ на момент выдачи.

По возвращении из командировки и сдачи авансового отчета с приложением оправдательных документов задолженность подотчетных лиц списывают с кредита счета 71 в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов в зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курсов валют курсовую разницу списывают на счет 80 «Прибыли и убытки»: положительную — на прибыль (дебет счета 71, кредит счета 80), отрицательную — на убыток (дебет счета 80, кредит счета 71).

1.2. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с подотчетными лицами

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок — это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т. д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

  • авансовые отчет;
  • приказы о направлении сотрудников в командировки;
  • командировочные удостоверения;
  • копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы;
  • список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;
  • сметы представительских расходов;
  • приказы об утверждении смет представительских расходов;
  • оправдательные первичные документы.

Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерский регистрах:

  • журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета);
  • главная книга;
  • иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии форме счетоводства.

2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки

Для принятия обоснованного решения необходимо целенаправленно и, по возможности, оперативно ознакомиться с вероятным клиентом. Прежде всего необходимо ознакомиться с учредительными документами, в которых оговорены виды деятельности предприятия, причем очень часто предусматривается достаточно широкий спектр разнородных видов хозяйственной и коммерческой деятельности. Можно предположить, что в этом случае персонал бухгалтерии клиента, будучи недостаточно подготовленным в области учета разнородной деятельности, допустит значительное количество ошибок и нарушений. Вероятно, в результате этого обстоятельства осложнится проверка, увеличатся время на ее проведение и оплата.

При знакомстве с потенциальным клиентом аудитор получает, в частности, материалы заседаний акционеров и отчетность по хозяйственной деятельности, уясняет направления и масштабы работы, проводит беседы с администрацией и персоналом бухгалтерии, получает необходимую информацию от банков, налоговой службы и других организаций, с которым клиент имеет деловую связь.