Приказ 167 пожарной охраны

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Профессиональной подготовки мастеров газодымозащитной службы ( с допуском к работе с компрессорным оборудованием и сосудами, работающими под давлением до 30,0 Мпа)

Настоящая учебная программа разработана в соответствии Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно-правовыми актами МЧС России.

При реализации программы в организации и проведении обучения по профессиональной подготовке необходимо руководствоваться Приказом МЧС России от 26 октября 2017 года №472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны». Методическими рекомендациями по организации и проведению занятий с личным составом ГПС МЧС России, другими нормативными правовыми актами, а также настоящей программой. Приказ МЧС России от 09.01.2013 г. № 3 «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде». Приказ МЧС России от 21.04.2016 г. № 204 «О техническом обслуживании, ремонте и хранении средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения».

Программа определяет содержание обучения на специальных курсах подготовки работников, назначаемых на должность мастера газодымозащитной службы (далее — ГДЗС) подразделений государственной противопожарной службы (далее — ГПС), КГКУ «ЦОД».

Обучение по программе «Профессиональная подготовка мастеров газодымозащитной службы»» проводится заочно и очно с отрывом от основной деятельности по приказу Директора КГКУ «ЦОД».

Целью программы является получение знаний, навыков и умений мастеров газодымозащитной службы (далее – ГДЗС), усвоение ими вопросов теории и практики функционирования баз и контрольных постов ГДЗС, формирование мотивации к применению знаний в их практической деятельности.

Обязательный минимум содержания программы включает в себя организационные и технические основы системы технического обслуживания и ремонта средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Слушатели за время обучения на данных курсах получают объем знаний и навыков, необходимый для выполнения обязанностей по должности мастера ГДЗС.

В результате изучения учебной программы работники должны:

Иметь представление:

  • об основных направлениях и содержании технической политики ГПС в области газодымозащитной службы;
  • о значении и месте газодымозащитной службы в системе профессиональной подготовки специалистов противопожарной службы и спасательных формирований.

Знать:

  • основные положения нормативных правовых актов в области газодымозащитной службы;
  • функции и содержание деятельности баз и обслуживающих постов ГДЗС;
  • устройство и технические характеристики дыхательных аппаратов, сосудов, работающих под давлением, приборов контроля, компрессорного оборудования;
  • режим эксплуатации дыхательных аппаратов и компрессорного оборудования, при котором они нормально функционируют с обеспечением показателей, установленных в технической документации;
  • правила проведения функциональных проверок дыхательных аппаратов и компрессорного оборудования;
  • технологию технического обслуживания и ремонта дыхательных аппаратов, сосудов, работающих под давлением, приборов контроля, компрессорного оборудования;
  • характеристики возможных основных неисправностей дыхательных аппаратов, сосудов, работающих под давлением, приборов контроля, компрессорного оборудования и способа их устранения;
  • правила работы с компрессорным оборудованием при наполнении воздушных баллонов;
  • требования безопасности к базам и обслуживающим постам ГДЗС;
  • требования безопасности при выполнении работ, связанных с техническим обслуживанием (освидетельствованием, ремонтом) дыхательных аппаратов, сосудов, работающих под давлением, и компрессорного оборудования;
  • порядок ведения технической документации.

Уметь:

  • проводить все виды технического обслуживания дыхательных аппаратов и компрессорного оборудования;
  • обеспечивать работу обслуживающих постов ГДЗС, баз ГДЗС
  • проводить функциональные проверки дыхательных аппаратов и компрессорного оборудования;
  • устранять неисправности в дыхательных аппаратах и компрессорном оборудовании;
  • вести техническую документацию на дыхательные аппараты и компрессорное оборудование;
  • эксплуатировать и содержать оборудование и инструменты, применяемые при выполнении работ по техническому обслуживанию дыхательных аппаратов и компрессорного оборудования;
  • соблюдать правила работы связанные с техническим обслуживанием (освидетельствованием, ремонтом, наполнением) дыхательных аппаратов, сосудов работающих под давлением, и компрессорного оборудования
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Администратор

Общие положения

Основной боевой задачей по тушению пожара является достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны — личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в т.ч. курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

К тушению пожаров могут также привлекаться личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, население.

Для выполнения боевых задач используются различные средства: пожарные машины, приспособленные для целей пожаротушения автомобили, пожарное оборудование и вооружение, средства индивидуальной защиты органов дыхания, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и техника, системы противопожарной защиты объектов, средства связи, инструменты и оборудование для оказания первой медицинской помощи.

Для успешного выполнения боевой задачи необходимо:

  • своевременное сосредоточение сил и средств на пожаре;
  • активные наступательные действия с учетом решающего направления.

Все это достигается высоким уровнем профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте и мужестве личного состава пожарной охраны.

Тушение пожара это боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара (ликвидация горения). Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности. На (рис. 1) приведен перечень (виды) боевых действий по тушению пожаров.

Основная боевая задача выполняется подразделениями путем осуществления ими различных действий, которые называются боевыми действиями, так как они проводятся в условиях боевой обстановки днем и ночью, при высоких и низких температурах, в задымленной и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений, землетрясений и других видов стихийных бедствий.

Рис. 1. Виды боевых действий по тушению пожаров.

Эффективность и качество боевых действий подразделений зависит от, многих факторов, главными из которых являются: боевая готовность (боеготовность) и боевая способность (боеспособность) подразделений.

Боевая готовность — состояние сил и средств гарнизонов, подразделений, караулов, дежурных смен пожарной охраны, противопожарных формирований, обеспечивающее успешное выполнение задач, возложенных на них Уставом.

Под боеспособностью подразделений понимается их способность выполнять основную боевую задачу в пределах своих тактических возможностей.

Следовательно, боеготовность и боеспособность подразделений — это такое состояние каждого отделения и караула, которое обеспечивает их способность быстро перейти от состояния дежурства к боевому с тем, чтобы в минимальное время осуществить решительные и эффективные действия на пожаре.

В основе боевых действий подразделений лежат определенные закономерности, имеющие объективный характер. Так, взаимодействие личного состава подразделений при выполнении боевых действий на пожаре представляет собой одну из главных закономерностей, присущих их боевым действиям.

Роль взаимодействия при выполнении боевых задач значительно возросла в современных условиях, когда увеличилось число и вид вооружения в подразделениях и усложняются условия боевой обстановки на пожарах в связи с научно-техническим прогрессом. Поэтому повысилось значение знаний, натренированности, выдержки и выносливости каждого пожарного в отдельности, так же как возросла и цена его ошибки при выполнении боевых действий подразделениями.

Кроме взаимодействия, в боевых действиях подразделений имеют место и другие закономерности, определяющиеся конкретными условиями, в которых осуществляются боевые действия. Под этими условиями понимаются: количество и качественное состояние подразделений, выполняющих боевую задачу, их техническая оснащенность, параметры развития пожаров, диктующие необходимость применения конкретных средств, способов и приемов спасания людей и тушения пожаров, и т.д. Следовательно, закономерности, присущие боевым действиям подразделений, имеют такой же объективный характер, как закономерности в других областях практики.

Однако, наличие объективного характера закономерностей в боевых действиях подразделений нисколько не умаляет роли влияния на эти действия субъективного фактора. Наоборот, следует особо подчеркнуть, что при планировании боевых действий подразделений и их осуществлении роль субъективного фактора руководства ими чрезвычайно велика. При наличии объективных условий успеха в боевых действиях подразделений хорошая их организация и квалифицированное управление ими всегда приводят к положительным результатам, плохая — к отрицательным.

В объективных условиях успешных боевых действий подразделений заложены лишь возможности успеха, но сами по себе они не приведут к положительному результату. Успех боевых действий подразделений является результатом совместного действия объективных и субъективных факторов при выполнении подразделениями основной боевой задачи на пожаре. Поэтому организаторские способности начальствующего состава пожарной охраны, его умение руководить подразделениями, являются одним из постоянно действующих факторов, определяющих успех выполнения боевой задачи на пожаре.

Влияние на боевые действия подразделений оказывают не только закономерности, но и случайные факторы. Причиной случайностей могут быть прежде всего недостатки нашей деятельности — плохая организация боевых действий подразделений, недостатки в управлении ими, недостатки в самих боевых действиях личного состава подразделений и т.д. Случайности оказывают определенное влияние на ход и исход боевых действий подразделений, но они не являются решающим фактором в успехе выполнения основной боевой задачи.

Следует иметь в виду, что кроме случайностей, оказывающих отрицательное влияние на ход боевых действий подразделений, могут быть случайности, создающие дополнительные благоприятные возможности для решения задачи: выпадение естественных осадков, изменение ветра в благоприятном направлении и т.п. Поэтому в ходе боевых действий важно уметь не только противостоять влиянию неблагоприятных случайностей, но и использовать действие выгодных для тушения пожара случайностей. В этом деле первенствующее значение имеют организаторские способности начальствующего состава, отличная тактическая и психологическая подготовка личного состава подразделений.

Боевые действия подразделений всегда ограничены в пространстве и во времени. Они осуществляются на сравнительно небольшой территории и более или менее скоротечно.

Продолжительность боевых действий подразделений определяется временем, необходимым для выполнения боевой задачи на пожаре, и зависит от условий боевой обстановки, количества, боеготовности и боеспособности подразделений. Они начинаются с момента выезда подразделений на пожар и заканчиваются моментом восстановления их боеготовности (постановка в боевой расчет) после выполнения боевой задачи на пожаре. Этот промежуток времени колеблется в пределах от нескольких минут до часов, иногда может исчисляться и сутками, что во многом зависит от содержания и особенностей боевых действий подразделений при выполнении боевой задачи.

Содержание и особенности боевых действий подразделений определяются боевой обстановкой и в целом носят общий характер. Тем не менее, в зависимости от количества подразделений на пожаре, их боевые действия характеризуются несколько отличающимися количественными показателями.

Для выявления этих отличий рассмотрим классификацию боевых действий подразделений применительно к содержанию и особенностям выполнения боевой задачи на пожаре.

Классификация боевых действий подразделений

Боевые действия подразделений классифицируются по двум основным признакам: по характеру и назначению.

По характеру боевые действия подразделений классифицируются на общие и частные.

Под общими боевыми действиями понимаются такие, которые осуществляются при тушении всех пожаров.

Под частными боевыми действиями понимаются такие, которые осуществляются при тушении конкретных видов пожаров. Они определяются частными, специфическими элементами обстановки на пожарах. Например, наличие угрозы для жизни людей на пожаре, необходимостью вскрытия и разборки конструкций и т.п.

По назначению боевые действия подразделяются на подготовительные, основные и обеспечивающие.

Под подготовительными боевыми действиями понимаются такие, в результате которых создаются условия для выполнения основных боевых действий.

Под основными боевыми действиями понимаются такие, в результате которых достигается выполнение основной боевой задачи личного состава пожарной охраны на пожарах.

Под обеспечивающими боевыми действиями понимаются такие, в результате которых создаются достаточные условия для выполнения основных боевых действий.

Принципиальная схема классификации боевых действий на примере одного подразделения приведена на (рис. 2) Из (рис. 2) видно, что ликвидация горения является не только основным, но и общим видом боевых действий подразделений. В то же время обеспечение безопасности людей и животных (спасение, эвакуация или их защита различными средствами), хотя и относится к основному виду боевых действий подразделений, но является частным, так как выполняется не на всех пожарах.

Рис. 2. Классификация боевых действий подразделений пожарной охраны.

Отличительной особенностью общих боевых действий подразделения является то, что они выполняются в строгой последовательности, а поэтому относятся к последовательным процессам (рис. 3, «а»).

Частные боевые действия подразделения выполняются, как правило, параллельно с некоторыми общими, такими, как боевое развертывание и ликвидация горения. Совокупность общих и частных боевых действий подразделения в этом случае будет относиться к последовательно-параллельным процессам и может быть отображена в виде сетевой модели (рис. 3, «б»).

Сетевая модель боевых действий подразделения (рис. 3, «б») представляет собой графическое изображение общих и частных видов его боевых действий в логической последовательности и взаимосвязи.

Виды боевых действий обозначаются наименованиями, как показано на (рис 3, «а»), или цифрами, обозначающими время выполнения конкретной работы.

Графики (рис. 3, «а», «б») находят применение в процессе отработки планов тушения пожаров, при проведении пожарно-тактических учений и анализе боевых действий подразделений на потушенных пожарах. Они позволяют выявлять все стороны взаимодействия между подразделениями при выполнении ими основной боевой задачи на пожарах и совершенствовать систему управления подразделениями. Вместе с тем, графики не отображают наглядно всю динамику изменения количественных характеристик боевых действий нескольких подразделений, а поэтому не являются общей основой для обоснования их классификации.

Рис. 3. Графики последовательности выполнения боевых действий одним подразделением: а — линейный график выполнения общих боевых действий (последовательный процесс); б — сетевой график выполнения общих и частных боевых действий (последовательно-параллельный процесс).

Известно, что количественно боевые действия нескольких подразделений, в первую очередь, характеризуются изменением их количества Nотд, шт., на пожаре во времени. Вместе с этим они могут характеризоваться и количеством стволов, вводимых подразделениями на тушение пожара Nст, шт., или фактическим расходом огнетушащих веществ Qф, л/с, и т.п. Наличие этих количественных характеристик и данных по классификации боевых действий одного подразделения позволяет построить обобщенную количественную модель боевых действий нескольких подразделений (рис. 4).

На (рис. 4) по оси ординат могут откладываться величины: Nотд, Nст, Qф и т.д., а по оси абсцисс — продолжительность осуществления боевых действий нескольких подразделений. Ступенчатый график АВ показывает изменение фактического количества прибывающих подразделений на пожар во времени Nотд(τ), а график аб — фактического количества стволов Nст(τ) или фактического расхода огнетушащих веществ из этих стволов Qф(τ). График с’д отображает изменение количества выводимых стволов, а график СД — свертывающихся подразделений на пожаре.

Рис. 4. Обобщенная графическая модель боевых действий нескольких подразделений.

Отрезок ОА соответствует промежутку времени выезда и следования первого подразделения на пожар, а отрезок Аа — промежутку времени его боевого развертывания. Отрезки аб’; ад; с»Е соответственно обозначают продолжительность: сосредоточения и введения сил и средств τс.в; локализации и ликвидации пожара (тушение пожара) τт; свертывание подразделений и возвращение (следование) их в пожарную часть τс.

При этом ДЕ — промежуток следования последнего подразделения с пожара к месту его постоянной дислокации. Суммарная продолжительность боевых действий подразделений по тушению пожара ∑τб.д соответствует отрезку ОЕ.

Таким образом, из (рис. 4) видно, что боевые действия нескольких подразделений складываются из трех взаимосвязанных процессов:

  • сосредоточение и введение сил и средств;
  • локализация и ликвидация горения;
  • свертывание сил и средств и возвращение пожарных подразделений в часть.

Совокупность этих процессов представляет собой боевые действия нескольких подразделений, и являются общими, т.к. выполняются на всех пожарах.

Вопрос: Какие приказы действуют вместо этих отмененных?

  1. Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 (ред. от 08.04.2014) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2011 N 20868)

2. Приказ МЧС РФ от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20970)

Сообщаю Вам следующее:

Вместо Приказа МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» действует Устав подразделений пожарной охраны», утвержденный Приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452.

Вместо Приказа МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» действует Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный Приказом МЧС России от 16 октября 2017 года N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452, утвердившего Устав подразделений пожарной охраны.

Устав определяет новый порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны.

Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений.

Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 утрачивает силу.

(Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452)

Справочная информация: «Правовой календарь на II квартал 2018 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}
Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» {КонсультантПлюс}

Приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444, утвердившего Боевой устав подразделений пожарной охраны.

Уставом определен порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ подразделениями пожарной охраны (за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы).

Приводятся формы необходимых документов.

Утрачивает силу Приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

(Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444)

Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2018 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}
Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» {КонсультантПлюс}

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 10.06.2019 г.

Вопрос: изменения в приказах МЧС России

I. Общие положения

1. Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

Далее — «Боевой устав».

Далее — «АСР».

2. Положения Боевого устава распространяются на органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР , объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны .

Далее — «подразделение пожарной охраны».

Далее — «гарнизон».

3. Выполнение требований Боевого устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожаров и проведению АСР сил.

4. Подразделения пожарной охраны привлекаются для тушения пожаров и проведения связанных с ними АСР, а также для проведения АСР и других неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Боевым уставом, а также Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР .

Далее — «ЧС».

Часть 4 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

5. Тушение пожаров и проведение АСР осуществляются в соответствии с положениями настоящего Боевого устава при условии соблюдения требований охраны труда, установленных Правилами по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2014 N 1100н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37203).