Приказ об изменении в учетной политике 2018

Содержание

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте .

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);

Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, полный пробный доступ можно получить бесплатно.

  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать .

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте .

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте .

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте .

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Скачать образец

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт.

Очередной отчетный год вовсю ускоряет свой бег. Стало быть, пришла пора сверить бухучетные ориентиры — протестировать учетную политику (УП) предприятия на предмет возможного ее изменения. Есть ли поводы для уточнения УП на 2020 год? Давайте вспоминать…

Что такое УП?

Значение термина «учетная политика» растолковывает ст. 1 Закона о бухучете*. Вторит ей п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Так, под УП понимают совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для:

* Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

— ведения бухгалтерского учета;

— составления и подачи финансовой отчетности.

Свою УП предприятие определяет самостоятельно по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете).

В УП фиксируют только те принципы оценки и методы учета, которые предусматривают несколько вариантов на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность (п. 1.3 Методрекомендаций № 635**).

** Методрекомендации по учетной политике…, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

А вот дублировать в УП одновариантные требования и нормы П(С)БУ (когда нет выбора из нескольких вариантов) не нужно. Ведь игнорировать обязательные нормы, предписанные П(С)БУ, предприятие не вправе (см. письмо Минфина от 20.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5626). Такие нормы действуют по умолчанию как подлежащие безусловному выполнению. Они являются императивными (т. е. обязательными) для применения.

Освещают избранную УП путем описания (п. 6 разд. IV НП(С)БУ 1):

— принципов оценки статей отчетности;

— методов учета относительно отдельных статей отчетности.

Ориентировочный перечень элементов, которые могут быть прописаны в УП, приведен в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 102, с. 24).

Разработанную предприятием УП оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. Как правило, это приказ (распоряжение) руководителя предприятия. Образец приказа об УП.

Устанавливают УП не на какой-то определенный срок, а на длительный период деятельности предприятия, так как согласно бухпринципу последовательности избранная предприятием УП должна применяться постоянно, из года в год. Поэтому

переиздавать приказ об учетной политике каждый год не нужно

Впрочем, нет никаких запретов для того, чтобы каждый год издавать приказ об учетной политике (в подтверждение ее неизменности), дополнив его нововведенными нормами.

Отклониться от «намеченного курса» можно только в исключительных случаях, прямо оговоренных (ст. 4 Закона о бухучете):

— НП(С)БУ;

— МСФО;

— НП(С)БУ в госсекторе.

То есть в зависимости от того, какие бухстандарты применяет предприятие для составления финотчетности. Причем изменение УП должно быть обосновано и раскрыто в финотчетности.

Какие именно случаи пересмотра УП предусмотрены для нацП(С)БУшников?

Когда можно менять УП?

Конкретные случаи пересмотра УП регламентированы п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах». В частности, УП можно подкорректировать, если:

— изменяются уставные требования (т. е. внесены изменения в устав, которые затрагивают сферу бухучета на предприятии);

— изменяются требования органа, утверждающего П(С)БУ. Речь здесь идет об изменениях, вносимых Минфином в П(С)БУ, которые влияют на УП предприятия (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок);

— изменения УП обеспечат более достоверное отражение событий/хозопераций в бухучете и финотчетности предприятия.

Выходит, пересмотр УП возможен:

1) или когда это предписывает бухнормативка (обязательные изменения);

2) или по самостоятельному решению для повышения информативности и достоверности финансовой отчетности (добровольные изменения).

При этом по своему усмотрению можно:

— либо внести изменения и дополнения в уже действующий приказ об УП;

— либо изложить приказ в новой редакции, с учетом произошедших изменений и дополнений.

Каковы последствия пересмотра УП для бухучета и финансовой отчетности?

По нормам п. 11 П(С)БУ 6 УП применяют к событиям и операциям с момента их возникновения. Поэтому

влияние изменения УП на события и операции прошлых периодов в финансовой отчетности отражают ретроспективно

То есть путем (п. 12 П(С)БУ 6):

— корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— повторного предоставления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

Как видим, пересмотр УП влияет не только на показатели текущего и будущего периодов, но и на показатели прошлых отчетных периодов. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 102, с. 36.

А вот когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно, применяют перспективный метод (п. 13 П(С)БУ 6). В этом случае пересмотренная УП распространяется только на события и хозяйственные операции, которые происходят после даты такого изменения.

Заметьте! Если различить пересмотр УП от изменения в учетных оценках невозможно, рассматривают и отражают это как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6). А его всегда показывают перспективно.

Какие прошлогодние события требуют обязательного пересмотра УП?

Формат финотчетности малых

По требованиям ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хоздеятельности (кроме МСФО-обязанных) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах. В свою очередь, формы и состав такой сокращенной финотчетности определеныНП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность». Для малых предприятий (кроме единоналожников группы 3) и представительств нерезидентов этим стандартом определена Малая финотчетность в составе форм № 1-м, № 2-м. А вот для микропредприятий, единоналожников группы 3 и неприбыльных организаций установлена Микрофинотчетность по формам № 1-мс, № 2-мс.

Одновременно с этим субъектам, применяющим НП(С)БУ 25, дана возможность выбора. Правда, прописана она не в самом Законе о бухучете, а в профильном, касающемся составления финотчетности, НП(С)БУ 1. Его п. 2 разд. II был подкорректирован приказом Минфина от 31.05.2019 г. № 226 (действует с 23.07.2019 г.). Там сейчас закрепили, что такие предприятия могут самостоятельно определять целесообразность составления финотчетности по полным формам, приведенным в НП(С)БУ 1 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 81, с. 2). Тем самым, по сути, разрешили «малышам» самостоятельно выбирать, каким стандартом руководствоваться (НП(С)БУ 25 или НП(С)БУ 1) и по какой форме финотчетности (сокращенной или полной) им отчитываться. А раз есть возможность выбора, то его нужно зафиксировать в приказе об УП. Но, повторим, выбрать можно только между сокращенной и полной финотчетностью. Поменять малые формы на микро- и наоборот нельзя.

Учтите! Если уж решено отчитываться по полной форме, тогда во всем придется подчиняться требованиям НП(С)БУ 1. А значит, составлять промежуточную (квартальную) финотчетность в составе двух форм, а годовую — в составе пяти форм (п. 1 разд. II НП(С)БУ 1, п. 2 Порядка № 419***).

*** Порядок подачи финотчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Однако исходя из требований п. 2 Порядка № 419 (!) микропредприятия, неприбыльные организации и единоналожники группы 3 все-таки должны подавать сокращенную финотчетность (по итогам года). А вот то, какую финотчетность подавать малым предприятиям, Порядок № 419 не уточняет (как и не обязывает их, скажем, подавать только сокращенную отчетность). Судя по всему, ввиду предоставленной им возможности выбора. Так что, как ни крути,

малым предприятиям нужно определиться с форматом финансовой отчетности

Поэтому в приказе об УП четко прописывают, какую финотчетность составляет предприятие — сокращенную по НП(С)БУ 25 или же полную по НП(С)БУ 1.

Бухучетная судьба НДС

После того как Минфин приказом от 18.06.2019 г. № 247 отменил Инструкцию № 141**** (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 64, с. 24), плательщики не на шутку встревожились: как учитывать НДС? Особенно в ситуации, когда товары/услуги меняют направление использования?

**** Инструкция по бухучету НДС, утвержденная приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (утратила силу с 09.08.2019 г.).

На удивление Минфин среагировал довольно оперативно. В письме от 12.09.2019 г. № 35210-07-10/22881бухрегулятор подтвердил, что в НДС-бухучете кардинально ничего не меняется. Инструкция № 141 давно утратила свою актуальность. Поэтому в отношении учета сумм НДС плательщики должны опираться на правила, установленные НКУ, бухстандартами (национальными или МСФО) и Инструкцией № 291*****.

***** Инструкция о применении Плана счетов…, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

При этом, сославшись на п. 1.2 Методрекомендаций № 635, Минфин напомнил, что предприятия самостоятельно на основании национальных П(С)БУ или МСФО и других нормативных документов по бухучету определяют свою УП, а также изменения к ней. Согласовывают УП только с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом). То есть Минфин порекомендовал предприятиям — плательщикам НДС установить свою учетную политику в отношении учета НДС. А в разъяснении на официальном веб-сайте (mof.gov.ua) бухрегулятор уточнил, что при необходимости предприятия вправе вводить дополнительные субсчета к синтетическим счетам.

Какие положения из отмененной Инструкции № 141 имеет смысл прописать в УП? Это, в частности, правила о включении в состав расходов:

— начисленных компенсирующих налоговых обязательств (НО) по п. 198.5 и п. 199.1 НКУ при использовании товаров/услуг в нехозяйственной, льготной и не облагаемой НДС деятельности (в том числе при смене направления использования);

— сумм доначисленных НО по годовому перерасчету согласно п. 199.4 НКУ ввиду участия товаров/услуг в двойном использовании;

— сумм НДС, не подтвержденных зарегистрированной поставщиком налоговой накладной, — по истечении предельных 1095 дней.

Хотя, на наш взгляд, чтобы избежать трений с налоговиками в части отражения расходов, не будет ошибкой прописать соответствующие НДС-правила в своем внутреннем положении по бухгалтерскому учету НДС. Но Минфин, как видим, высказался в пользу их включения непосредственно в распорядительный документ об УП предприятия.

Бесплатные раздачи без НО

По утверждениям налоговиков, если стоимость бесплатных рекламных материалов (листовок, брошюр и пр.) включается в стоимость продажи готовой продукции (товаров, услуг), то отдельные НО по НДС не возникают (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 54, с. 3). Для этого плательщику нужно иметь калькуляцию цены единицы товара/услуги (другой подобный документ, определенный УП), содержащую в своем составе стоимость рекламных материалов (либо прочие расходы).

По-хорошему УП никакого отношения к таким документам не имеет. Ведь она направлена на установление именно учетных принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и предоставления финотчетности. УП может устанавливать только перечень и состав статей калькулирования именно производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

А вот о калькуляции цены (другом подобном документе) достаточно прописать в приказе об организации бухучета предприятия, который как раз определяет правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

Но, учитывая сложности коммуникации с контролерами, лучше все-таки соответствующий документ упомянуть в приказе об УП.

Долги под дисконтированием

Самое, пожалуй, сенсационное нововведение Минфина — приказ от 16.09.2019 г. № 379 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 86, с. 22 (вступил в силу с 29.10.2019 г.). Им бухрегулятор изменил П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и П(С)БУ 11 «Обязательства». Тем самым он запустил процесс дисконтирования абсолютно всех (!) долгосрочных задолженностей (как дебиторских, так и кредиторских). То есть на дату баланса любые долгосрочные задолженности теперь нужно отражать по настоящей (дисконтированной) стоимости — не важно, процентные они или беспроцентные. Подробности дисконтирования см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 102, с. 20 и № 90, с. 2.

Учтите! Никакой альтернативы в отношении оценки долгосрочных долгов ни П(С)БУ 10, ни П(С)БУ 11 не предусматривают. Выбора у предприятия нет — в балансе такие задолженности показывают исключительно по настоящей стоимости. Поэтому предприятиям, составляющим финотчетность по нацП(С)БУ, дисконтирования долгосрочных долгов теперь не избежать. МСФОшники, уточним, эту процедуру проделывали и раньше — для них международные стандарты устанавливают свои правила.

Но неопределенность все же существует. Ведь в П(С)БУ отсутствует методика дисконтирования. То есть

нет четкого алгоритма расчета настоящей стоимости долгосрочных задолженностей

Не урегулированы также вопросы, как определять ставку дисконтирования и какое количество периодов брать для расчета (год, квартал, месяц).

Свои подходы имеет смысл оговорить непосредственно в приказе об УП. Хотя можно разработать и отдельное положение, где описать механизм оценки долгосрочной дебиторской задолженности и долгосрочных обязательств.

А теперь конкретно, что, по нашему мнению, стоит зафиксировать в приказе об УП:

PV = FV : (1+i)n,

где PV — настоящая (продисконтированная) стоимость;

FV — будущая стоимость денег (сумма будущего погашения);

і — ставка дисконтирования;

n — количество периодов до даты погашения;

2) порядок определения ставки дисконтирования. Зачастую на практике применяют рыночную ставку процента на аналогичный инструмент (подобный по валюте, сроку, типу, ставке процента и другим признакам), т. е. наиболее близкую к условиям и виду задолженности. Для дисконтирования долгосрочных обязательств целесообразно взять ставку процента, по которой предприятие может получить взаймы средства на аналогичный срок при аналогичных условиях. Для оценки долгосрочной дебиторской задолженности можно, например, ориентироваться на ставку процента по депозитам на аналогичный срок и на аналогичных условиях.

3) количество периодов дисконтирования — год, квартал, месяц. Выбирают такой период, который позволит без проблем составить финансовую отчетность. На практике довольно распространено дисконтирование на ежемесячной основе.

Другие изменения УП

Оплата через LiqPay.При оплате товара с помощью платежных карточек (а LiqPay для осуществления оплаты использует именно реквизиты платежных карточек) следует руководствоваться специальными правилами определения НО по НДС согласно п. 187.5 НКУ.

Но если посмотреть на сам механизм работы LiqPay, то вы не увидите формирования счета (товарного чека) в классическом виде. Учитывая это, можно отстаивать начисление НО по НДС при оплате через LiqPay по дате отгрузки товара, т. е. при передаче его перевозчику или курьеру для доставки. При этом счетом, о котором идет речь в п. 187.5 НКУ, можно считать, например, сохраненные программным обеспечением данные о формировании именно такого счета или сформированный QR-код с зашифрованным заказом. Чтобы такие цифровые следы были счетом, советуем это прописать в приказе об УП. Подробнее об этом см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 102, с. 27.

Трудовые собрания.Наряду со стандартными первичными документами проведение собрания трудового коллектива не будет лишним дополнительно подтвердить такими документами, как план (программа) мероприятия, смета расходов на проведение собрания, отчет о проведении собрания и т. п. А еще целесообразно прописать в приказе об УП, что расходы на проведение собрания трудового коллектива являются общехозяйственными (административными) расходами предприятия (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 38, с. 22).

Разные названия товаров.Присваивать приобретаемым товарам собственные наименования — всецело в полномочиях предприятия. Это не противоречит правилам бухучета. Главное, чтобы закрепленные наименования соответствовали действительности и позволяли однозначно идентифицировать товар как такой же, который указан в документах поставщика.

Фискалы даже не против объединения в однородные группы товаров с разными наименованиями, которые подпадают под определения идентичных (п.п. 14.1.80 НКУ) или однородных (п.п. 14.1.131 НКУ). Ссылаются при этом они на п. 7 П(С)БУ 9 «Запасы». Но эту возможность налоговики советуют оговорить в приказе об УП (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 36, с. 4).

Вот такие изменения УП — 2020. Они вас не затрагивают? Тогда корректировать ничего не нужно — продолжайте и дальше применять свою УП. Если, конечно, не решите поменять ее добровольно…

выводы

  • Предприятие самостоятельно определяет свою УП и утверждает ее приказом руководителя.
  • НДС-плательщикам Минфин рекомендует установить свою учетную политику в отношении учета НДС.
  • Малым предприятиям нужно выбрать, по какой форме финотчетности (сокращенной или полной) они будут отчитываться.
  • Методику определения настоящей стоимости долгосрочной задолженности целесообразно зафиксировать в приказе об УП.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 6:

  • Госдивиденды по-новому: что изменилось?
  • Трудовая квота — 2019
  • Нюансы «горючих» изменений
  • С единого на общую: вопросы/ответы
  • Индексируем зарплату за февраль 2020 года
  • Доходы за 2011 — 2019 гг. выплачены в январе 2020 года: рассчитываем компенсацию
  • Газовый баллон и его учет

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»

Учетная политика некоммерческих организаций на 2018 год

Кроме того, налоговики смогут истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета. Срок их представления – 10 рабочих дней;

  • Решение о применении вычета нужно будет указать в учетной политике для целей налогообложения;
  • Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Сформировать учетную политику можно на странице «Учетная политика 2018» всего за 3 шага: 1. Выбрать систему налогообложения; 2. Отметить нужные параметры; 3. Получить шаблон учетной политики с готовыми формулировками.

Бухсофт Онлайн – это не только сервис для формирования учетной политики, а полноценная программа для ведения бухгалтерского, налогового, складского и кадрового учета.

Бухсофт Онлайн не устанавливается на компьютер, поэтому работать можно с любого устройства.

Составляем учетную политику нко для целей налогообложения

Внимание

  • 11 мая — 12 мая Деловой практикум «Переговоры без поражения»
  • 14 мая — 18 мая Полный курс изменений 2018-2019 гг. для главбуха! Новое в расчете налога на прибыль и НДС, страховых взносов и НДФЛ. Новые стандарты бухучета. МСФО (1 45000 руб.
  • 18 мая Как бухгалтеру увеличить прибыль на 200%. Каналы привлечения, инструменты, автоматизация
  • 22 мая Реальная экономия и защита бизнеса – часть 2.

Инструкция прохождения успешной налоговой проверки (зачет часов ИПБ)

  • 23 мая — 24 мая Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения 2018-2019 г.
  • Важно

    Когда надо менять учетную политику? Вообще, учетная политика делается один раз, при создании организации. В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год. А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом.

    Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях: 1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; 2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; 3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта. Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

    Учетная политика организации на 2018

    В случае реорганизации НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица. Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

    Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: благотворительные поступления или доходы от предпринимательской деятельности.

    Также в учетной политике НКО должны быть прописаны: • Методы начисления и списания средств.
    • Виды имущества и порядок контроля за ним. • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств. • Резервы на ремонт (при необходимости).

    • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости. • Общехозяйственные расходы. • Оценка запасов. • Налоговая политика.

    Учетная политика на 2018 год: инструкция для бухгалтера

    В 2017 году оно серьезно изменилось. Правила составления учетной политики для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

    Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Кто подписывает учетную политику? Руководитель организации утверждает учетную политику.

    Образцы учетной политики на 2018 год

    • «доходы» — налоговой базой признается совокупный доход за отчетный период без учета произведенных расходов;
    • «доходы минус расходы» — база для расчета обязательства определяется как разница между совокупными поступлениями и расходами.

    Рассмотрим отличительные особенности в таблице: Показатель «Доходы» «Доходы минус расходы» Объект налогообложения В учетной политике УСН доходы 2018 (образец найдете ниже) указываем объект налогообложения «доходы», то есть при определении платежа организация учитывает только поступления средств Прописываем «д — р», то есть при расчете обязательств учитываем поступления средств, уменьшенные на расходы Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует сменить объект НО, то уведомить ФНС нужно не позднее 30 декабря текущего года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Приказ об учетной политике некоммерческой общественной организации

    Вернуться назад на Некоммерческие организации 2018Многие бухгалтеры считают, что учетная политика НКО – лишняя и ненужная трата времени. Но ст.

    6 Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи.

    Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2018 года, разбираемся ниже.

    НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст.

    2 Федерального закона № 7-ФЗ): • Общественные или религиозные объединения. • Общины коренных малочисленных народов РФ. • Казачьи общества. • Некоммерческие партнерства. • Ассоциации и союзы. • Благотворительные и социальные фонды.

    Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики.

    Подготовить учетную политику на 2018 год бесплатно

    Ставка налога Указывать не обязательно, так как ставка является единой для данного вида налогообложения — 6 % Ставка равна 15 % для всех налогоплательщиков Условие актуально, только если региональные власти снизили ставку налога. В противном случае указывать размер ставки в УП необязательно (п. 1 и п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

    Книга учета приходов и расходов Если учреждение выбрало электронное ведение документа, определите порядок распечатки, нумерации, сшивания страниц и их заверения.
    Также закрепите ответственного за хранение документа Учет расходов Не применимо Убытки Компании на УСН имеют право уменьшить доходы этого отчетного периода на убытки прошлых лет (п.

    7 ст. 346.18 НК РФ).

    Изменения в учетной политике на 2018 год

    Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

    Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н): • Наличие рабочего плана счетов. • Правила документооборота и методы обработки информации.

    • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки. • Порядок контроля за хозяйственными операциями. • Формы первичных документов и регистров. Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

    Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода.

    Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

    Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н, и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает.

    Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей.

    Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», решают спорные вопросы самостоятельно. Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе.

    Учётная политика для некомерческой организации образец 2016

    closeup of a chart

    Учетная политика каждого предприятия включает в себя совокупность понятий, способов, методов и целей ведения бухгалтерии. Имеет два раздела: налоговый и бухгатлерский. Она кратко отражает решения задач во всем бухучете.

    При аудите или налоговой проверке ее необходимо предоставить. Правильное формирование политики регулирует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Ответственность за ее методические аспекты несет руководитель. Она должна хранится на предприятии всегда.

    Принятая инструкция действительна год и более, если нет оснований для изменения.

    Что такое учетная политика организации?

    Она включается в себя правильное формирование, оценку, принципы налогообложение и элементы составление отчетности. Еще она включает в себя определенные способы начисления амортизации, формирование расходов и доходов, то есть бухгалтерский и налоговый учет. Применяется как в коммерческой (торговой, аптечной, технической и других прибыльных конмпаний), так и в бюджетной форме.

    Такую политику разрабатывает и оформляет бухгалтерия или главный бухгалтер, но могут еще привлекаться и помогать люди с других отделов.

    А, например, как правильно составляется баланс и сопутствующие бланки, может быть указано в учредительных документах. Она единая для всех предприятий и филиалов.

    Для ее составления разработаны Методические рекомендации №635, разработанные Минфином РФ. Ими может пользоваться любое предприятие любой формы собственности.

    Важно не прописывать фамилии должностных лиц, а писать только должности. Это для того, что человек может уволиться и тогда необходимо будет переделывать документы.

    Как происходит формирование?

    Когда формируется документ, предполагается, что будут выполнены такие требования: все имущество – это собственность предприятия, работать оно будет долго и ясно, сколько времени будет использоваться оборудование.

    Формирование происходит в полном объеме, относительно первичной документации, рационально, выполняются все временные рамки, в приоритете содержание, а не форма. Утверждает политику руководитель, издавая приказ. Сформировать ее в организации необходимо до 1го января, то есть утвердить еще в декабре. С нового года она вступает в силу.

    Изменения можно вносить раз в год. Но если в организации происходят непредвиденные изменения, которые необходимо срочно вносить и утверждать, это возможно по согласованию с руководителем. Регулируется учетная политика организации пбу 1/2008 (положением по бухгалтерскому учету).

    Если же предприятию политику менять не надо и законодательство остается прежнее, тогда ежегодно можно не менять ее.
    Возникла проблема? Позвоните юристу:

    +7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
    +7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область

    Звонок бесплатный!

    Вместе с ней утверждается план счетов, каким образом проводится инвентаризация и порядок ее проведения, система оценки активов и другие действия, необходимые предприятию.

    Строительной организации на 2016 год пример

    Каждый такой документ составляется в зависимости от того, чем занимается предприятие, какая у него форма собственности. Так и строительные организации имеют свою специфику работы.

    Федеральные стандарты рассматривают разные способы ведения бухгалтерского учета. Если ни один из них не подходит, тогда компания разрабатывает их сама. Именно для строительных компаний такого учета, в последней редакции, и не разработано.

    Поэтому они пользуются старой разработкой, которая выпущена до 2013 года.

    Особенностью в строительстве есть то, что они работают на долгосрочных договорах и от этого зависит их доход. Она ведет учет в зависимости от каждого договора. Договор – это объект учета. Регулирует такой учет ПБУ 2/2008.

    Примеры политики можно скачать бесплатно в интернете онлайн. А более подробную информацию получить с таких источников, как курсовая или дипломная работы, презентация и реферат на тему учетной политики. В России есть система «КонсультантПлюс», в которой есть возможность найти ответы на все вопросы. А так же есть приложение-конструктор, который показывает основной типовый документ.

    Для некоммерческой организации на 2016 год образец

    Любая, даже некоммерческая организация, должна составлять учетную политику. Но она имеет свои особенности ведения.

    Она может иметь бюджетную, религиозную, профсоюзную, общественную, партнерскую, благотворительную, образовательную или научную организационно-правовую форму. Она не предназначена для увеличения прибыли.

    Сюда же относятся государственный сектор здравоохранения (поликлиники) и сфера образования (пример, юношеские спортивные школы).

    Отдельного документа, для некоммерческих организаций, в данный момент нет. При возникновении каких-либо споров, суд учитывает то, что прописано в учетной политике.

    Рекомендуют показывать в документах только те законы и нормы, которые будет использоваться непосредственно для этой компании. Если документы компании в следующем году не будет меняться, тогда ее оставляют.

    Если нет, тогда главным считается вновь созданный документ.

    Отдельно должны указываться расходы НКО, так как они не связаны с доходами и имеют свою специфику и должны быть чем-то обеспечены и подкреплены (формирование необходимых документов).

    Учётная политика для некомерческой организации образец 2016 тут:

    Задать вопрос юристу

    По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

    Учетная политика НКО 2016

    Учетная политика НКО бывает двух видов: налоговая политика НКО и бухгалтерская политика НКО. Приводим образцы учетной политика НКО на 2016 год. Если у вас не НКО, сделайте учетную политику с помощью сервиса.

    На сайте электронного журнала «Упрощенка” вы можете скачать образец учетной политики НКО на 2016 год:. Оформить подписку на журнал «Упрощенка” вы можете на нашем сайте.

    Налоговая политика НКО на 2016 год

    Некоммерческая организация «Альфа»

    ПРИКАЗ № 57
    об утверждении учетной политики

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить учетную политику для целей налогового учета на 2016 год согласно

    приложению.

    2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

    Генеральный директор А.В. Львов

    Приложение к приказу
    от 28.12.2015 № 57

    Учетная политика для целей налогообложения

    1. Раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования и налогооблагаемой

    деятельности осуществляется на основании данных бухгалтерского учета.

    Основание: пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

    2. Резерв предстоящих расходов на коммерческую рекламную деятельность создается сроком

    на три года.

    Основание: статья 267.3 Налогового кодекса РФ.

    3. Учет рабочего времени сотрудников, участвующих в различных видах деятельности,

    осуществляется на основании табеля учета рабочего времени. Сумма расходов на оплату трудаза месяц, относящаяся к каждому виду деятельности, определяется пропорционально времени

    участия сотрудника в соответствующем виде деятельности за текущий месяц.

    Основание: подпункт 14 пункта 1, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина
    России от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17.

    4. Амортизация основных средств, приобретенных для осуществления налогооблагаемой

    деятельности, начисляется линейным методом.

    Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

    Главный бухгалтер А.С. Глебова

    Некоммерческая организация «Альфа»

    ПРИКАЗ № 56
    об утверждении учетной политики

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета на

    2016 год согласно приложению.

    2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С.

    Глебову.

    Генеральный директор А.В. Львов

    Приложение к приказу
    от 28.12.2015 № 56

    Учетная политика для целей бухгалтерского учета

    Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с

    Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

    Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
    № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина
    России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и

    Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября
    2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах
    бухгалтерской отчетности организаций».

    Элементы и принципы учетной политики:

    1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией),

    возглавляемым главным бухгалтером.

    Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана

    счетов согласно приложению 1.

    Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
    отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

    3. Учет хозяйственных операций, активов и обязательств ведется обособленно по

    следующим видам деятельности:

    – оказание всех видов социальной и психологической помощи больным детям;

    – предоставление спонсорской рекламы.

    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

    4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

    Основание: статья 5 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

    5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные

    формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России. Припроведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотренытиповые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанныеформы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы

    нетиповых документов приведены в приложении 2.

    Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам,

    которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

    Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    7. Бухгалтерский учет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета –

    книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении 3.

    8. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5

    процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

    Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

    9. Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской

    отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетамбухгалтерского учета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного

    пересчета бухгалтерской отчетности.

    Основание: пункты 9 и 14 ПБУ 22/2010.

    10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением

    годового баланса, по отдельному распоряжению руководителя, а также в иных случаях,предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами,регулирующими ведение бухгалтерского учета. При этом основные средства

    инвентаризируются раз в три года.

    Основание: часть 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 26, 27Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
    Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

    11. Основное средство учитывается в составе материально-производственных запасов,
    если его стоимость не превышает 40 000 руб.

    Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.

    12. Списание активов, указанных в пункте 11 настоящей учетной политики,

    осуществляется в общеустановленном порядке по мере отпуска их в эксплуатацию.

    Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

    13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации

    основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.
    № 1.

    Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1
    января 2002 г. № 1.

    14. Затраты на текущий и капитальный ремонт основных средств включаются в расходы

    организации отчетного периода, за исключением затрат на регулярные ремонты,
    осуществляемые по технологическим требованиям.

    Основание: пункт 27 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-
    18/01.

    15. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный

    номер материального запаса.

    Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

    16. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по

    средней себестоимости.

    Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

    17. Расходы на содержание административного аппарата организации и прочие расходы

    административно-хозяйственного назначения учитываются на счете 26″общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности

    организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункт 9 ПБУ 10/99,
    письмо Минфина России от 21 февраля 2002 г. № 16-00-14/67

    18. Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих

    проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование».Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность попредоставлению спонсорской рекламы списывается ежемесячно на финансовый

    результат в дебет счета 90 «Продажи».

    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункт 9 ПБУ 10/99,План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено
    приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    19. Сумма общехозяйственных затрат, относимая на себестоимость рекламных услуг,

    определяется пропорционально доле доходов от спонсорской рекламы в общей суммепоступлений за отчетный период (с учетом средств целевого финансирования). Приэтом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам,распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений посоответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за

    отчетный период.

    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, План счетов
    бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом
    Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), письмо Минфина России от 21 февраля
    2002 г. № 16-00-14/67.

    20. Получение средств целевого финансирования отражается в момент начисления

    обязательства записями по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» вкорреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Фактическое поступление активов, переданных в качестве целевого финансирования,отражается по дебету соответствующего счета и кредиту счета 76 «Расчеты с разными

    дебиторами и кредиторами».

    Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению
    (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    21. Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой

    деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе
    некоммерческих мероприятий.

    Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению
    (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    22. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся на дату составления

    отчетности.
    Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля
    1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

    23. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

    – оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на датусоставления отчетности;– сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всемисотрудниками организации дней отпусков на отчетную дату (по данным кадровогоучета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с

    учетом начисленных взносов на обязательное страхование;

    – возникающая разница между суммами созданного и неиспользованного резервоввключается в состав прочих расходов.

    Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

    24. Выручка от оказания рекламных услуг отражается в учете записями по кредиту

    счета 90 «Продажи» в момент появления права на получение этой выручки,вытекающего из конкретного договора.
    Основание: пункты 5 и 12 ПБУ 9/99, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по

    его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    25. Учет разниц, обусловленных различиями правил ведения бухгалтерского и

    налогового учета, а также учет отложенных налоговых активов и налоговых
    обязательств не ведется.

    Основание: пункт 2 ПБУ 18/02.

    26. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под

    отчет, утверждается отдельным приказом руководителя.

    Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

    27. Правила документооборота утверждается приказом руководителя. Их соблюдение

    контролирует главный бухгалтер.

    Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
    отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н.

    Главный бухгалтер А.С. Глебова

    ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
    На формирование учетной политики любой организации оказывают влияние многие факторы: цели ее создания и организационно — правовая форма, масштабы, структура, сфера деятельности, количество персонала и так далее.
    Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.

    Правовые основы деятельности некоммерческих организаций

    Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) все юридических лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
    Напомним, что некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (статья 50 ГК РФ).
    Аналогичное определение НКО содержится и в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласен с таким определением НКО и Минфин России в Письме от 08.05.2019 г. N 03-11-11/33481.
    Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ предусмотрено, что НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:
    • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
    • общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
    • общественных движений;
    • ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
    • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
    • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
    • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
    • фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
    • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
    • автономных некоммерческих организаций;
    • религиозных организаций;
    • публично-правовых компаний;
    • адвокатских палат;
    • адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
    • государственных корпораций;
    • нотариальных палат.
    Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

    Ведение садоводства и огородничества

    Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулирует Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), вступивший в силу 01.01.2019 г.
    Закон N 217-ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ). Кроме того, он внес изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации.
    Пунктом 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
    — садоводческие некоммерческие товарищества;
    — огороднические некоммерческие товарищества.
    Таким образом, упразднены такие формы некоммерческих организаций, которые ранее могли создаваться на основании статьи 4 Закона N 66-ФЗ, как:
    — дачные некоммерческие товарищества;
    — садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
    — садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
    Иными словами, одной из задач Закона N 217-ФЗ можно считать сокращение организационных форм некоммерческих организаций в данной сфере до двух основных, учитывающих предназначение земельных участков.
    Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
    Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (пункт 1 статьи 123.12 ГК РФ).

    Учетная политика: понятие и требования

    При создании организации необходимым условием ее деятельности является ведение бухучета. Это предписано экономическим субъектам всех организационных форм, за небольшим исключением (ст. 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

    Основные правила оформления данных по хозяйственной деятельности субъектов приведены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия». Этот документ отражает требования к бухгалтерскому и налоговому учету, он является своего рода инструкцией по отображению фактов хозяйственной жизни фирмы в стоимостном выражении, с последующей их систематизацией, составлением и сдачей отчета. Составлять ПБУ обязаны все организации.

    Учетная политика формирует рекомендации по созданию:

    • учета первичных документов,
    • системы оборота документов,
    • системы оценки активов,
    • форм отчетности при хозяйственной деятельности.

    Организации разрабатывают ее с учетом требований ПБУ 1/2008 (приказ Минфина от 06.10.08 № 106). Здесь учитываются структура фирмы, направления деятельности и принятый режим налогообложения, способы бухучета. Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, а утверждается она приказом руководителя.

    Учетную политику организации корректируют при изменении законов о бухучете и/или налогообложении или при смене собственника.

    Поскольку с 2021 года ЕНВД отменяют, учетную политику в части налогообложения придется пересматривать. ЕНВД не существует, как самостоятельная система налогообложения и всегда «идет в паре» с УСН или ОСНО. С 01.01.2021 года налогоплательщики автоматически будут освобождены от ЕНВД. Поэтому нюансы оформления раздела УП о налогообложении зависят от выбранной системы: УСН или ОСНО.

    Образцы учетной политики для ОСНО и УСН, а также разъяснения по налоговому учету активов и обязательств, подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

    Грамотная разработка учетной политики позволяет:

    • вести документооборот фирмы с меньшими затратами;
    • облегчить учет за счет использования определенных методик;
    • оптимизировать величину налогов законными методами.

    Оформление учетной политики осуществляют одним документом с разделами по различным направлениям бухучета и налогового учета (материалы, налоги, отчетность и т.д.). В ней также можно предусмотреть сближение позиций по бухгалтерскому и налоговому учету. Для этого нужно выполнять одинаковые действия при списании затрат, фиксации доходов, учете ОС и т.п.

    Разработанные формы документов для ведения учета также приводят в этом документе. Требование о непременном применении унифицированных форм отчетности в законе от 06.12.11 № 402-ФЗ отсутствует. Формы, которые будет использовать фирма, должен утверждать ее руководитель.

    Таким образом, учетная политика позволяет всем структурным подразделениям компании работать на один результат, при этом обеспечивается минимальный уровень затрат.

    Малые предприятия и ИП, как правило, выбирают УСН. Рассмотрим в чем разница между налоговыми режимами.

    Отличия УСН и ЕНВД

    УСН и ЕНВД — спецрежимы, заменяющие несколько налогов (прибыль, имущество, НДС, НДФЛ) на единый налог. Этим они обеспечивают льготные условия оплаты налогов и сокращают документооборот.

    Рассмотрим, чем отличается деятельность фирм на УСН и на ЕНВД.

    Подробнее о применении УСН читайте в статье «Порядок применения упрощенной системы налогообложения».

    При использовании фирмой УСН вся ее работа подчиняется требованиям этой формы налогообложения. ЕНВД распространяется только на определенные направления деятельности организации, которые совпадают с перечнем, отраженным в п. 2 ст. 346.26 НК. Тем самым в одной фирме могут использоваться два вида налогообложения (УСН и ЕНВД или ОСН и ЕНВД). При этом нужно вести два вида учета. Это относится, например, к оптовой и розничной торговле.

    Налог при УСН напоминает налог на прибыль, так как есть ставка для его исчисления. При ЕНВД налог не зависит от полученного дохода. Он определяется умножением базовой доходности на регулирующие коэффициенты (К1 и К2) и величину физического показателя. Эти величины приведены в ст. 346.29 НК. Поэтому его и называют налогом на вмененный доход.

    При использовании УСН объект налогообложения можно выбирать («доходы» или «доходы минус расходы»). В зависимости от этого ставка налога, соответственно, будет равна 6% и 15%. При подсчете результатов деятельности фирмы можно определить наиболее выгодный вариант налогообложения.

    При ЕНВД полученная величина вмененного дохода умножается на постоянную ставку 15%. Это и будет суммой налога для оплаты в бюджет.

    Отличаются данные режимы и величиной налогового периода (для УСН — год, для ЕНВД — квартал).

    Учетная политика при совмещении УСН и ЕНВД

    При совмещении УСН и ЕНВД важность учетной политики возрастает. В 2020 году при совмещении спецрежимов фирма должна вести раздельный учет доходов, имущества, других обязательств (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Если этого сделать нельзя, то распределение производят пропорционально доле доходов в объеме выручки (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

    Об условиях и вариантах совмещения налоговых режимов читайте в статье «Особенности совмещения режимов ЕНВД и УСН одновременно».

    С 2021 года вся деятельность автоматически будет переведена на УСН и делить доходы и расходы больше не придется.

    В учетной политике описывается порядок ведения применяемых видов учета.

    Правила составления учетной политики следующие:

    • выбираются способы ведения учета, которые будут действовать во всех подразделениях фирмы;
    • методы ведения учета в течение налогового периода должны оставаться неизменными;
    • правила утверждаются приказом руководителя;
    • если выбранные правила не позволяют подготовить достоверную отчетность, это отражается в пояснительной записке к ней с соответствующим обоснованием.

    Конкретный вариант учета определяют, исходя из объема последующей учетной работы. Вновь создаваемая организация должна подготовить и утвердить учетную политику в течение 90 дней со дня регистрации.

    Следует понимать, что налоговики начинают свои проверки с учредительных и бухгалтерских документов. Учетная политика — самый запрашиваемый документ при проверке. Он же востребован и при арбитражном рассмотрении дел. Арбитраж ориентируется на закрепленные в этом документе способы учета.

    Отметим, что разработанные налогоплательщиком правила в учетной политике (в случае неясностей в законодательных актах) трактуются в его пользу (п. 7 ст. 3 НК). Он вправе разработать и включить в нее методику расчета того или иного показателя, применяемого для учета или расчета налога.

    В разделах учетной политики нужно указать субсчета, по которым будет проводиться учет в компании по каждому виду налогообложения. Также нужно привести методику распределения расходов для разных видов деятельности. Деление можно осуществить пропорционально величине доходов по каждому виду деятельности.

    Учетная политика при спецрежимах

    Юридические лица при спецрежимах должны вести бухучет. Учетная политика по ЕНВД и другим режимам налогообложения предусматривает ведение бухучета с утверждением плана счетов, форм для учета хозопераций. Все утверждаемые формы должны иметь обязательные реквизиты.

    Объем бухгалтерской отчетности будет зависеть от того, является фирма малым предприятием или нет. Признание фирмы малым предприятием позволяет использовать упрощенные формы отчетности, сократить количество используемых счетов и ПБУ. Всё это должно найти отражение в учетной политике.

    Если фирма обладает статусом малого предприятия, то ей разрешается вести бухучет по упрощенной схеме (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

    Если ИП ведет учет физических показателей для подтверждения налогообложения, то, согласно п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, бухучет ему можно не вести вообще. Свой выбор предприятие или ИП должны отразить в учетной политике.

    ЕНВД с 2021 года отменяется на территории всей России. Это значит, что учетную политику в целях налогообложения на 2021 год придется пересматривать. Так как ЕНВД не может существовать как самостоятельная система налогообложения и всегда совмещается с УСН или ОСНО, налогоплательщики автоматически будут переведены на применяемую систему.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.