Приказ врачебная комиссия

аналитический обзор

1<еквп

Правительство Ростовской области, Ростовское региональное отделение Российского фонда культуры наградило дипломом «Человек года 2012» в номинации «Врач года» победителя Областного конкурса «Врач года»

Игоря Владимировича Галеева,

начальника Госпиталя для ветеранов войн.

О врачебной комиссии медицинской организации

Новым этапом развития здравоохранения в целом стал 2011 год, когда был принят Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

Впервые на законодательном уровне было дано определение понятию «врачебная комиссия» и обозначены конкретные задачи, которые она решает. Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 данного закона врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. В п. 2 ст. 48 определены цели врачебной комиссии, в частности говорится, что врачебная комиссия создается в медицинском учреждении в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение медицинской комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациентов. Дальнейшее развитие организации деятельности врачебной комиссии отражено в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 5.05.2011 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Общие положения порядка соответствуют целям врачебной комиссии, отраженным в федеральном законе. Считаем целесообразным более подробно остановиться на функциях и порядке создания и деятельности врачебных комиссий.

Следует сразу отметить, что количество функций, возлагаемых на врачебную комиссию, существенно увеличилось. Если в соответствии с ранее действовавшим приказом на врачебную комиссию было возложено 16 функций,

то в соответствии с новым приказом их количество увеличилось до 23, что говорит о существенном расширении полномочий врачебной комиссии. Кроме того, в ранее действовавшем приказе назначению лекарственных средств, в том числе назначению наркотических, психотропных препаратов, принятию решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца, было посвящено четыре пункта, а в новом приказе назначению лекарственных препаратов посвящен всего лишь пункт 4.11, который гласит: «Принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

На сегодняшний день при назначении и выписке лекарственных препаратов необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110.

Считаем целесообразным остановиться на вопросах качества оказания медицинской помощи. Так, если в соответствии с ранее действовавшим приказом на врачебную комиссию возлагалась только оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, то согласно пунктам 4.6, 4.7, 4.8 и 4.10 нового приказа на врачебную комиссию, помимо оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, возложены и другие функции, характеризующие качество медицинской помощи, такие как: • оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

навву

аналитическим обзор

• разработка мероприятий по устранению

и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

• принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, врачебная комиссия проводит отбор пациентов, формирует и направляет комплект документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем применения специализированной информационной системы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 №1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.02.2012 №23164).

Следует также отметить, что в соответствии с п. 4.9 нового приказа, на врачебную комиссию возлагается обязанность по изучению каждого случая смерти пациента, а также выработке мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента.

Ранее этот вопрос входил в компетенцию комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ), которая создавалась в медицинской организации приказом руководителя. Таким образом, в настоящее время необходимость создания КИЛИ в медицинских организациях отпала, а вопросы по изучению причин смерти, а также по разработке мероприятий по устранению нарушений в этой сфере возлагаются на врачебную комиссию.

Особого внимания заслуживает п. 4.15 вышеназванного приказа: осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых лиц, обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3 (Собрание законодательства Российской Федерации 2011 г. №4, ст. 608). Несмотря на то что эта функция врачебной комиссии действует уже более полутора лет в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, она является относительно новой, и ее применение на практике вызывает много вопросов и проблем, касающихся, например, места проведения этого освидетельствования, проведения дополнительного обследования в случае возникновения необходимости, уточнения стадии заболевания, степени выраженности функциональных нарушений и т. д.

Что касается порядка создания и деятельности врачебной комиссии, то существенных изменений не прои-

зошло, за исключением конкретизации ранее действовавших пунктов, в частности в п. 13 приказа уточнены функции секретаря врачебной комиссии:

• составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

• подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

• уведомление членов врачебной комиссии

(ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

• оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитывается принятие решения врачебной комиссии (ее подкомиссии);

• организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

К сожалению, в новом приказе, в отличие от ранее действовавшего, не отражены квалификационные требования к секретарю врачебной комиссии. Вместе с тем в п. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» четко указано, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Таким образом, данная статья закона не предусматривает в составе врачебной комиссии лиц со средним специальным образованием, следовательно, секретарь врачебной комиссии должен быть врачом. Тогда как ранее действовавший приказ по организации деятельности врачебной комиссии не исключал возможности использовать в качестве секретаря работника со средним специальным медицинским образованием. На сегодняшний день действующая нормативная база исключает такую возможность — как уже было сказано выше, в соответствии с законом врачебная комиссия состоит из врачей, кроме того, в соответствии с п. 17 приказа от 5.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», секретарь врачебной комиссии вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал. Внесение записей в медицинскую документацию является прерогативой врача и не может осуществляться работником со средним специальным образованием, тем более такой важной записи, как решение врачебной комиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения коснулись также порядка принятия решения комиссии (ее подкомиссии). Так, если в соответствии с ранее действовавшим законодательством решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) считалось принятым, если его поддержало большинство членов врачебной комиссии, то в соответствии с п. 15 нового приказа решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов комиссии.

Не менее важным является тот факт, что в новом приказе уточнены требования к оформлению протокола решения врачебной комиссии (ее подкомиссии), в частности, в нем должны быть отражены следующие сведения:

• дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

• список членов врачебной комиссии

(ее подкомиссии), присутствующих на заседании;

№1(32) • 2013

эпидемиология

• перечень обсуждаемых вопросов;

• решение врачебной комиссии (ее протокол) и его

обоснование.

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

Выписка из протокола решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании его письменного заявления.

Протоколы решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) подлежат хранению в течение десяти лет.

Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии (ее подкомиссии).

Контрольные функции за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

Таким образом, вступление в силу новых нормативных документов позволило конкретизировать работу врачебной комиссии, определить ее роль в деятельности медицинской организации в целом. Вместе с тем следует отметить, что расширение полномочий врачебной комиссии значительно увеличивает нагрузку на работу ее членов.

0О0 «МИРТА-ФДРМ»

Полимерные изделия медицинского назначения,

медицинское белье и одежда из нетканых материалов, медицинские перчатки, перевязка, лабораторный пластик и стекло

195248 г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 47, офис 315А Тел. (812) 227-73-73, тел./факс (812) 227-37-08 E-mail: mirtafarm@mail.ru

Специализированные противоэпидемические бригады Роспотребнадзора — на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»;

О. П. Панасовец, ФБУН «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт

микробиологии и паразитологии»

Одной из особенностей последнего десятилетия XX и начала XXI века является рост числа чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, сопровождающихся медико-санитарными последствиями и эпидемическими осложнениями различной интенсивности. Угроза возникновения последних — актуальная проблема здравоохранения государства.

Высокий риск биолого-социальных чрезвычайных ситуаций существует и в Ростовской области, крупнейшем на юге страны центре многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. Он определяется реальностью завоза особо опасных бактериальных и вирусных ин-

фекционных болезней (в том числе холеры) и наличием природных очагов туляремии, Крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Западного Нила, лептоспи-роза и других инфекций. Природные очаги Ростовской области широко вовлечены в сферу хозяйственной деятельности человека, в том числе в периоды их циклической активизации.

При возникновении чрезвычайных ситуаций в Ростовской области возможно развитие нескольких сценариев событий эпидемиологического характера, которые могут произойти на фоне ухудшения среды обитания людей и будут сопровождаться значительным экономическим ущербом, а также частичной дестабилизацией системы медицинских и противоэпидемических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цитата(Cyber_NR @ Mar 13 2012, 22:35) Люди, объясните, пожалуйста, для чего создана врачебная комиссия в районной больнице и почему для продления больничного нужно просидеть более 3 часов в коридоре больницы перед 224 кабинетом? При чём, как таковой комиссии вообще нет, на больного даже никто не смотрит.

Врачебная комиссия – орган, создаваемый при медицинском учреждении. Такие комиссии занимаются контрольной работой, принятием наиболее ответственных решений в отношении пациентов и т.д.
На базе каждой российской поликлиники, каждой больницы и любого другого учреждения здравоохранения, оказывающего медицинские услуги, функционирует на постоянной регулярной основе специализированная врачебная комиссия. Она называется врачебной постольку, поскольку состоит из медицинских специалистов – практикующих врачей.
Врачебная комиссия формируется и работает с опорой на положения действующего законодательства. В данном случае основополагающими нормативно-правовыми актами выступают, безусловно, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации.
Итак, одной из наиболее значительных сторон работы врачебных комиссий выступает принятие решений при работе с пациентами. Другими словами, врачебная комиссия при медучреждении призвана принимать решения по наиболее сложным и ответственным случаям. Например, врачебная комиссия имеет полномочия предоставлять пациентам медсправки, подтверждающие нетрудоспособность в течение длительного срока. В данном случае комиссия выписывает пациенту заключение ВКК (врачебно-консультационной комиссии), которое также часто называют «справка ВКК». Такие медсправки предусматривают проведение комплексных мероприятий по выяснению состояния здоровья пациента: обследование, анализы и т.д. В итоге справка ВКК может обеспечить человеку больничный на период, превышающий один месяц (тридцать календарных дней).
Заключение ВКК выдается также и пациентам, которые нуждаются в приобретении лекарственных средств за счет государства либо в приобретении лекарственных препаратов наркотического и психотропного содержания. В данном случае заключение ВКК имеет форму врачебного рецепта.
Справка ВКК выдается также в процессе реализации еще одной функции врачебной комиссии – проведения медицинской экспертизы граждан. В такой ситуации медсправки ВКК могут также направлять пациента на медицинскую социально-трудовую экспертизу, присваивать инвалидность, подтверждать ее, отправлять людей на лечение в специализированные учреждения и т.д.
Врачебная комиссия также призвана ставить диагноз там, где один специалист затрудняется сделать однозначный вывод, а также там, где решение одного врача входит в конфликт с мнением другого или же с мнением пациента.
Кроме того, врачебные комиссии производят компетентную и объективную оценку и анализ качества работы медицинского учреждения в целом, вносят предложения по повышению эффективности этой работы.
———————
Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2012 г.

Регистрационный N 24516

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2008 г. N 12993);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N 269н «О внесении изменений в Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г. N 14233).

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации

I. Общие положения

1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее — Порядок) определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

2. Врачебная комиссия медицинской организации (далее — врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

3. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

II. Функции врачебной комиссии

4. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.8. разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.9. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.10. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.11. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.12. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г. N 23164);

4.13. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

4.15. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 608);

4.16. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.17. выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4.18. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

4.19. анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

4.20. организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

4.21. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

4.22. рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

4.23. иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

III. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

8. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

9. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

10. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

11. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

12. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

13. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

13.1. составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.2. подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.3. уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.4. оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

13.5. организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

14. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

15. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

16.3. перечень обсуждаемых вопросов;

16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

17. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

18. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

19. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

20. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

21. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

1) рассмотрение:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Например

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

  • в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

Положение о врачебной комиссии.

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

  • правовые основания деятельности;

  • цели и задачи;

  • порядок создания;

  • структуру и численный состав;

  • правила деятельности;

  • функции (круг решаемых вопросов);

  • порядок принятия решений;

  • порядок замещения отсутствующих членов;

  • порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

  • другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции.

Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

  • совершенствование организации оказания медицинской помощи;

  • принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

  • осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

  • а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

  • председатель;

  • заместитель председателя (один или два);

  • секретарь;

  • члены комиссии.

Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

  • Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

  • Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

  • Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

  • Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

  • План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Протоколы врачебной комиссии;

  • Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

Статья актуальна на 01.11.2016