Принимаемые обязательства


Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

ОТЛОЖЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТПУСКАМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

А.Ю. Шихов
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    В конце 2014 года в порядок учета государственных (муниципальных) учреждений были введены новые понятия — "резервы предстоящих расходов" и "отложенные обязательства". Некоторые рекомендации по учету как с резервами, так и с указанными обязательствами были даны Минфином России в письме от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.
 

Минфин разъясняет

    Согласно пункту 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), на счете 40160 "Резервы предстоящих расходов" обобщается информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в том числе по обязательствам предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в частности при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.
    Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
    Кроме того, согласно пункту 319 Инструкции № 157н, на счете 50200 "Обязательства" появилась новая аналитическая группа с кодом 9 "Отложенные обязательства".
    В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н, предполагалось внести изменения в инструкции по учету для соответствующих типов учреждений, однако проекты не были утверждены. А ведь именно в неутвержденных проектах была изложена связь между резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами, отражаемыми при их формировании.
    При этом утвержденная Инструкция № 157н обязательна к применению всеми учреждениями, поэтому уже в конце 2014 года у учреждений возникло немало вопросов о том, каким образом, в какой момент и на основании каких документов следует отражать в учете и резервы предстоящих расходов, и отложенные обязательства, соответствующие им. Особо остро указанные вопросы встали в начале 2015 года, когда учреждения готовили свою учетную политику на текущий год.
    В недавнем письме Минфина России от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 (далее — Письмо № 02-07-07/19450) специалисты ведомства разъяснили некоторые вопросы начисления отложенных обязательств, соответствующих операциям с резервом предстоящих расходов на оплату отпусков.
    В частности, в Письме № 02-07-07/19450 приводятся:
    — примеры детализации плана счетов учреждения, включая счет 50209 "Отложенные обязательства" (приложение № 1);
    — бухгалтерские записи по отражению в учете операций с отложенными обязательствами у получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений (приложение № 3).
 

Детализация плана счетов

 
    В Письме № 02-07-07/19450 Минфин России предлагает учреждениям в качестве примера следующую детализацию счета 50209 "Отложенные обязательства", которая может быть использована при разработке рабочего плана счетов в составе учетной политики (Таблица № 1):
 

Таблица № 1

Рабочий план счетов (Извлечение)

Номер счета Название счета
0 50299 000 Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)

16.05.2016 13:53 Счет 502 07 "Принимаемые обязательства" можно использовать и при заключении контракта с единственным поставщиком.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснил порядок применения счета 502 07 "Принимаемые обязательства" при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Определение принимаемых обязательств дано в п. 308 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Отражение операций по санкционированию расходов — 2017.

Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, учреждения предоставить в соответствующем финансовом году средства из бюджета, используя конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений о закупках с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, положения Инструкции № 157н не содержат прямых указаний на применение счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России полагает, что субъект учета вправе в рамках формирования учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 0 502 07 000 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами разъяснены в письме Минфина России от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.

О том, как в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" осуществляется перенос показателей по обязательствам прошлого года, принятым на плановый период, в первый рабочий день текущего года см. здесь.

<<< Назад

Учет отложенных обязательств в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

О порядке отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами