Проблемы аудита в России

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА…………………………………….5

1.1 История становления и развития аудита………………………….….5

1.2 Понятие и цели аудита…………………………………………….…..8

2. АУДИТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ…………………..10

2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России………………10

2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России…………….13

2.3 Проблемы аудита в России………………………………………..….18

2.3.1 Методологические проблемы………………………………..19

2.3.2 Технологические проблемы………………………………….24

2.3.3 Прочие проблемы аудита……………………………………28

2.4 Пути решения проблем аудит в России………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…36

ВВЕДЕНИЕ

Любые процессы, социально-экономические изменения характеризуются объективными причинами. Формирование рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологии и функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности — аудита.

Признание Российской Федерации страной с развитой рыночной экономикой сдерживается сейчас рядом факторов, среди которых важное место занимает неполное соответствие нашего аудита требованиям такой экономики. Но полноценное развитие отечественного аудита требует системного решения разнообразных его проблем.

Целью курсовой работы является: на основе анализа аудита в России выявить актуальные проблемы аудита и пути их решения.

Названной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:

вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России и мире;

рассмотрение этапов становления аудита в России и мире;

рассмотрение понятия и целей аудита;

изучение состояния правовой базы аудита в России на современном этапе развития;

классификация основных проблем аудита, их перечисление и систематизация;

описание актуальных методологических проблем аудита, раскрытие связи между их решением и концепцией аудита;

описание актуальных технологических проблем аудита;

обозначение путей решения проблем аудита в России.

Объектом исследования в курсовой работе является аудит в России. Предметом исследования — проблемы аудита в России.

Метод исследования: аналитический.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на современном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА

1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АУДИТА

Изучение любой дисциплины принято начинать с ее истории — возникновение, пути развития. Изучение истории возникновения и становления аудита в разных странах и в России поможет глубже понять суть аудита, его роль и проблемы.

Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что означает буквально "он слышит" ("auditor" (лат.) — слушатель, "auditio" (лат.) — слушание. В латинском языке это слово возникло более двух тысяч лет тому назад. В средневековой Европе аудитором называли служащего, который обязан был выслушивать устные отчеты должностных лиц, так как многие из них просто не умели писать.

Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мнению историков, относятся еще к тем временам, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность .

Один из известных российских аудиторов А.А. Терехов в пишет, что "многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными Древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Аристотель в своей "Политике" четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля". При этом А. Терехов делает вывод, что". еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых" .

В англоязычных странах самое древнее упоминание об аудите датируется 1130 г. (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Согласно, Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы и начиная с тех пор в архивах множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий .

Аудит, как институт независимого финансового контроля сформировался во второй половине XIX в в Великобритании, в связи с тем, что в эти годы здесь получила мощное развитие рыночная экономика.

Ее становление сопровождалось массовыми разорениями людей, вкладывающих свои сбережения в создаваемые компании. Происходящие процессы способствовали тому, что профессия аудитора — независимого стороннего специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии компании, и аудиторская деятельность стали важной неотъемлемой составной частью делового мира .

Решающим этапом в формировании современного аудита стала теория аудита развил, которую развил американский бухгалтер и аудитор Роберт Монтгомери (1872-1953). Он показал, что мнение аудитора может зависеть от социального фона, от интересов заказчика; что в основе проверки должны лежать прежде всего правила исследования "на соответствие". Он был разработчиком и пропагандистом тестирования проверяемых материалов. Двадцатые годы XX в. — период расцвета аудиторских фирм. Однако в этот же период появляются первые судебные разбирательства. Результатом одного из них являлось заявление судьи штата Нью-Йорк о том, что третьи лица могут требовать от аудиторов возмещения убытка только в случае возможного обнаружения обмана в фирме-клиенте, а также если при проведении проверки имела место серьезная небрежность. Это было решение в пользу аудиторов, так как доказать и первое, и второе клиенту очень трудно. До 1929 г. к аудиту прибегали исключительно на добровольной основе, и только после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии аудит для определенных групп компаний стал обязательным.

Великая депрессия усилила требования к аудиторам и качеству проверок; резко возросло влияние Нью-Йоркской биржи. Со своей стороны аудиторы стали широко прибегать к методам тестирования: были разработаны программы, которые позволяли установить "узкие места" в отчетности клиента. Такой подход позволил снизить риск до приемлемого уровня. Задачи аудита сводились к обнаружению ошибок намеренного характера.

До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждение записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит.

С 80-х годов начинается проявляться тенденция к слиянию аудиторских фирм и образование транснациональных аудиторских корпораций. К 1989 году в мире насчитывалось восемь таких корпораций, но в результате многочисленный слияний, на данный момент крупнейшими в мире компаниями, предоставляющими аудиторские и консалтинговый услуги является "Большая четверка": PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte), Эрнст энд Янг (Ernst&Young), КПМГ (KPMG) .

1.2 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АУДИТА

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

В России законодательно установленной задачей аудиторской проверки является выражение мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в данном случае понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации предполагает организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательно установленными правилами, в частности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета .

В ст.1 ФЗ "Об аудиторской деятельности" указано на предпринимательский характер аудиторской деятельности. Это позволяет квалифицировать аудиторскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг.

аудит финансовый контроль россия

Предпринимательский характер аудиторской деятельности позволяет отграничить аудит, определяемый рядом авторов как метод осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, от государственного контроля.

Вы точно человек?

В Законе отмечается, что аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти .

Аудит является одной из форм оценки деятельности хозяйствующих субъектов, но осуществляющие его субъекты: индивидуальные аудиторы и аудиторские организации не преследуют тех целей, которые стоят перед государственным контролем, а именно: проверки законности и правильности распределения финансовых средств государства, проверки правильности расчетов и уплаты налогов, выявления и устранения нарушений, привлечения виновных должностных лиц к юридической ответственности.

Государственный контроль является исполнительно-распорядительной деятельностью уполномоченных государственных органов, отношения между субъектами такого контроля основаны по методу власти — подчинения. Аудит является предпринимательской деятельностью и для ее субъектов характерен метод равенства участников. Отношения между аудиторской фирмой (аудитором) и ее клиентом основаны на добровольном волеизъявлении сторон и строятся на договорной основе. И в том случае, когда хозяйствующий субъект должен пройти обязательную ежегодную аудиторскую проверку, он свободен в выборе аудиторской фирмы и условий проведения такой аудиторской проверки .

2. АУДИТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в россии

В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому естественно возникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производится совершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемые государственные доходы и контролировать их поступление.

Звание аудитора было введено Петром I и имело несколько иное значение: аудиторами называли военных следователей, деятельность которых была связана с расследованием имущественных споров в армии. Впервые в этом качестве аудитор упоминается в Уставе генерала Вейде в 1768 г. В 1867 г. слово "аудитор" в этом понимании исчезло

В России попытки создания института аудита предпринимались не один раз, в том числе в 1889, 1912, 1928 годах, но все заканчивались провалом в связи с резкими изменениями политического характера .

В СССР в условиях административно-командной системы необходимости в независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовали специальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведение проверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.

Изменение экономических условий хозяйствования повлекло возникновение нового инструмента оценки хозяйственной деятельности — аудита.

Предпосылками возникновения аудита в России являются последствия экономических реформ: интеграция экономики России в мировую экономическую систему, привлечение иностранных инвестиций, возникновение таких организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, при которых право собственности отделено от управления организацией.

Страницы:1234следующая →

Тема: Современный аудит  в России.

Введение

1. Аудиторская  деятельность: понятие, сущность

2. Особенности  развития аудиторской деятельности  в России

3. Современный аудит в России

4. Аспекты  «нового» закона и пути развития  аудита в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Современный аудит — это особая организационная  форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. И в этом особенность современного аудита.

  Достижения российского аудита стали возможны после обеспечения его нормативного регулирования, установления правовых норм и правил аудиторской деятельности. Начало этому было положено 22 декабря 1993 г. Указом президента РФ №2263, которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации.

После вступления в 2009 г. нового закона «Об  аудиторской деятельности» от № 307-ФЗ 30.12. 08 г. принципиально изменились подходы к регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации.

1. Аудиторская деятельность: понятие, сущность

В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует уже давно, этот термин практикуется весьма многообразно. Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска. То есть — вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. То, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор, имеет особое значение.

Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). В России аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008 (принят ГД ФС РФ 24.12.2008), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Цель  аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Это позволяет пользователю этой отчетности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.

Задачей аудита является улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов.

Отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности, могут  регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008 (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)и иным федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.

Аудитор физическое лицо, которое отвечает квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеет квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Аудит в России: проблемы и пути решения

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги и не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Субъектами  аудиторской деятельности как предпринимательской  деятельности являются аудиторские  организации (юридические лица) и  индивидуальные аудиторы. Аудиторская  деятельность включает проведение аудита бухгалтерской отчетности и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых установлен федеральными стандартами аудиторской деятельности. Помимо оказания аудиторских услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе заниматься лишь теми видами предпринимательской деятельности, которые связаны с аудиторской деятельностью и не создают конфликт интересов.

Результатом аудита является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов самоуправления и судебных органов.

2. Особенности развития  аудиторской деятельности  в России

Родоначальником аудита считается Великобритания. Еще  в 1844 г. в Англии закон о компаниях  устанавливал необходимость приглашения  аудитора для проверки бухгалтерских счетов для акционеров.

В России звание аудитора было введено  Петром I. Должность аудитора совмещала  в себе некоторые обязанности  делопроизводителя, секретаря и  прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Попытки внедрить в лексикон слово «аудит» были сделаны в 1928 г. В связи с развитием промышленности, НЭПа, государственными указами вводили институт присяжных бухгалтеров.

Департамент организации аудиторской деятельности Минфина России поддерживает многолетние конструктивные отношения с шотландским институтом. Проект федерального закона «Об аудиторской деятельности» проходил экспертизу именно в Шотландии, где получил высокую оценку. В России, на разных этапах её истории, уже предпринимались попытки организации аудиторской деятельности, но до последнего времени институт аудиторства не смог закрепиться и получить развитие. Появление на современном этапе аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является непременным элементом ее инфраструктуры, неотъемлемой частью финансового контроля.

Достижения  российского аудита стали возможны после обеспечения его нормативного регулирования, установления правовых норм и правил аудиторской деятельности. Начало этому было положено в 1993 году, когда Указом президента РФ были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Значительную роль в развитии аудиторской деятельности в России сыграли Комиссия по аудиторской деятельности при президенте РФ, центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) Минфина России, Банка России, Росстрахнадзора.

После вступления в силу федерального закона «Об аудиторской деятельности»  в новом законодательном формате в настоящее время в основном сформирована нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ во многих вопросах стал правопреемником четырех вышеперечисленных комиссий.

3. Современный аудит в России

Современный российский аудит как вид предпринимательской  деятельности появился в 1987 г. в связи  с возникновением совместных предприятий  и требованиями международных правил. Первыми аудиторскими организациями  в России стали представительства  и дочерние предприятия акционерного общества «Инаудит», основанного осенью 1987г. В 1988 г. Советом Министров был принят «Порядок создания на территории СССР совместных предприятий», в соответствии с которым отчетность совместного предприятия подвергалась аудиторской проверке.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№ 307-ФЗ от 30.12.2008 значительно расширил полномочия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере аудита, детально прописываются  права и обязанности таких  СРО, требования к их деятельности.

Лицензирование  аудиторской деятельности было продлено до 1 января 2010 года. Лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских  компаний в СРО.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.

Был введён единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения. Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам  и аудиторским организациям (в  частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к  наличию безупречной деловой  репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов  аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Сохранен  порядок осуществления обязательного  аудита бухгалтерской отчетности организаций — участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций — это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Предусматриваются снижение требования к численности  аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.

В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли  стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. В Федеральном законе впервые дано определение кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципиально изменился характер полномочий и  деятельности Совета по аудиторской  деятельности, который, становится органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии. Это имеет особое значение в связи с публичным характером данного вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется  порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в  отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Страницы:12следующая →

Проблемы аудита в России

Приведенные выше факты становления  аудита в России, правовые основы аудиторской  деятельности позволяют приступить к рассмотрению актуальных проблем  отечественного аудита и изучению возможности  их решения.

Выделяют три типа аудиторских  проблем: методологические; технологические  и прочие. Однако предложенная классификация  носит условный характер. Методологические проблемы связаны с различными аспектами  методологии аудиторской науки, взаимоотношениями ее с другими дисциплинами, построением цельного и стройного ее здания. А технологические проблемы аудита касаются тех трудностей, которые испытывают специалисты непосредственно при проведении аудиторской проверки. Но на практике иногда нелегко отделить их от методологических, поскольку многие проблемы расположены на стыке этих двух групп. Например, смысл понятий "существенность" и "уровень существенности", правомерность корректировки последнего в ходе аудиторской проверки и т.п. вопросы тяготеют вроде бы к методологическим проблемам, а построение и применение конкретных алгоритмов нахождения уровня существенности — к технологическим.

Предложенная классификация относится  к аудиту как к науке.

Но в большой  мере она приложима и к аудиту как к практической деятельности по независимой проверке бухгалтерской  отчетности аудируемых лиц. Дело в том, что, относясь к сфере высоких технологий, эта деятельность пронизана научными методами и приемами, ввиду чего и в ней проблемы носят как методологический, так и технологический характер. Похоже, что сказанное относится не только к аудиту, но и к другим отраслям и сферам высоких технологий: авиакосмическая техника, генная инженерия, рынок ценных бумаг, юриспруденция и т.д.

Таким образом, в качестве основания  для изложенной классификации аудиторских проблем выступает место их возникновения. Если это проблемы аудиторской отрасли, то они относятся к группе методологических. Сюда же попадают и проблемы аудита как науки. Если это проблемы, касающиеся непосредственно аудиторской проверки, то они входят в группу технологических. А если они относятся, так сказать, к инфраструктуре аудита (и как отрасли и как науки и как аудиторской проверки), то это уже будет третья группа в нашей классификации .

 Методологические  проблемы

1. Отсутствие стройной теории аудита.

Путь развития российского рынка  аудита практически повторял все  этапы, которые проходили иностранные  игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг, но в ускоренном варианте, в  связи с этим отечественный рынок  имел свои особенности. Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской деятельности.

Если при возникновении российского  аудита в 90-ых годах прошлого века еще  можно было как-то обходиться при  решении его проблем копированием западного опыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозом на пути развития отечественного аудита (в основном, потому, что возможности догоняющего  развития в аудите — как и в  других секторах нашей экономики — постепенно исчерпываются). Актуальность создания концепции аудита и системного решения его проблем особенно возросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимость серьезного реформирования мирового аудита.

Таким образом, научные проблемы российского  аудита родились вместе с ним или  даже немного раньше. Но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточное  внимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся — справедливо или не совсем — куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров и т.д. Таким образом, некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степени оправдан. Однако по мере становления отечественного аудита и выхода в стационарный режим постоянного совершенствования такое положение все больше тормозит его развитие. .

На данный момент активные усилия государства необходимы в решении  вопроса — какой стандарт финансовой отчетности будет в итоге принят в России, т.к. для компаний элементарно дорого готовить две отчетности — в соответствии с государственными требованиями и по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Поэтому единый стандарт отчетности должен быть и соответственно аудит этой отчетности. В этом случае, для инвесторов не будет проблем с пониманием финансового состояния компании вне зависимости от того, в какой стране она работает.

Чем дальше, тем больше необходимо осознание, подробный анализ и решение  разнообразных аудиторских проблем, базой для их решения должна стать  стройная концепция аудита. К счастью, в последнее время возрастает не только необходимость, но и возможность  этого: принят закон об аудиторской  деятельности, разработаны в значительной мере правила (стандарты) аудиторской  деятельности, появились кадры теоретиков и практиков в области аудита, отечественным специалистам стал ближе  и понятнее западный опыт и т.п.

2. Совершенствование методологии  разработки, использования и обновления  правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД).

Их рутинное совершенствования  и модернизация является одним из самых главных мероприятий, происходящих сейчас в нашем аудите.; аналогично положение и с двумя другими  видами аудиторских стандартов: общественных объединений и внутренних стандартов аудиторских организаций. Желательно, чтобы развитие отечественных аудиторских стандартов также происходило на достаточно солидной концептуальной основе и как комплексная взаимоувязанная разработка по всем трем их видам. Так что и эта проблема в обозримом будущем представляется весьма злободневной. На данный момент недостаток исследований сказывается преимущественно по трем направлениям: анализ и оценка эффекта от внедрения или совершенствования аудиторских стандартов; организация разработок стандартов в рамках классического подхода к созданию различных систем (связанного с предварительной проработкой целей создания, разработкой технико-экономического обоснования, подробным сравнением вариантов создания и т.п.); формулирование обоснованных рекомендаций по комплексной (а не автономной, как сейчас) разработке всех трех видов аудиторских стандартов, последняя проблема входит в типологические проблемы аудита .

3. Оценка эффективности  внедрения аудита и отдельных  мероприятий в его рамках.

Оценка эффективности аудита, т.е. развитие представлений о том, что  дают, во-первых, аудит в целом  с позиций как различных участников рынка аудиторских услуг, так и вообще народного хозяйства страны, а во-вторых, отдельные мероприятия, проводимые в рамках аудита (в сопоставлении с затратами). Со временем именно аппарат измерения и анализа эффективности хозяйственных мероприятий — с широким применением экономико-математических методов — должен стать в аудите основой для решений о целесообразности (или нецелесообразности) различных мероприятий и о выборе варианта их осуществления, а аргументы "так принято в западном аудите" или " это естественное решение " должны будут носить вспомогательный характер .

4. Аудит и ревизия.

Полезным для аудита может оказаться  его всестороннее сопоставление  с ревизией, целью которого также  является оценка достоверности проверяемой  бухгалтерской отчетности. Однако проводится эта проверка не независимыми коммерческими  организациями (как в случае аудита), а подразделениями государственных  структур.

Разницу между ревизией и аудитом  наглядно иллюстрирует следующая принадлежащая  Р. Адамсу фраза: "Ревизор, прежде всего, стремится к установлению законности, а аудитор — к выяснению истины" .

В рамках проблемы сравнения аудита с ревизией возникает ряд подпроблем. Первая подпроблема касается сходства и различия. В начале 90-х годах прошлого века акцент в отечественной литературе делался на различии этих двух институтов, что вполне объяснимо: подчеркивание таких различий было по существу одним из аргументов в пользу ускоренного создания и развития аудита. В последние годы этот подход постепенно заменяется взвешенным анализом сходства и различия. Представляется в связи с этим целесообразным сфокусировать основные усилия не на сравнении аудита с ревизией в социалистической экономике (как это нередко делалось в период становления аудита в нашей стране), а на сопоставлении аудита с ревизией в рамках рыночной экономики. Здесь как наибольший теоретический и практический интерес, так и огромный зарубежный опыт, поскольку проверка правильности расходования бюджетных средств (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), использования разного рода государственных дотаций их получателями и т.п.

Научная статья на тему “Аудит в России: проблемы функционирования и тенденции развития”

проводятся в западных странах квалифицированными специалистами ревизионных государственных органов.

Вторая подпроблема — это возможности методического взаимообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенный в аудите выборочный метод вполне может использоваться и в ревизионных проверках, потеснив тем самым традиционные для ревизии сплошные проверки.

Третья подпроблема связана с происходящим в последние годы подключением аудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий (ГУП). Отметим также, что теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности ГУП (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими — допустим, раз в три года — ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок) .

5. Расширение сферы действия  аудиторских организаций в плане  не экономических субъектов, а  характера оказываемых услуг.

В этой связи можно прогнозировать конкуренцию аудиторам как со стороны самих аудируемых экономических субъектов (которые могут создавать и развивать свои аналитические службы), так и со стороны аналитических фирм (часто их называют консалтинговыми, но термин "аналитические", на наш взгляд, шире и точнее). Отметим, что по сравнению с самими экономическими субъектами достоинства аудиторов связаны с большей объективностью, профессионализмом, знанием внешней среды (макроэкономики, законодательства — последнее в условиях Российской Федерации особенно важно), а по сравнению с аналитическими фирмами — с лучшим владением исходной базой для анализа в виде бухгалтерской и первичной отчетности, данными об организационных и кадровых особенностях предприятия и другой необходимой для анализа информацией.

Приведенные доводы в пользу целесообразности расширения функций аудитора находятся  в русле господствующих представлений  о развитии международного и отечественного аудита. По существу, именно о таком  расширении идет речь, когда говорят  о переходе от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным  актам к оценке финансового состояния  экономического субъекта.

6. Исследование места  аудита в системе функционирования  экономических субъектов.

Модель системы функционирования экономических субъектов состоит  из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский  учет, оценка достоверности, анализ информации (в том числе бухгалтерской  отчетности), поддержка принятия решений. Для третьего блока оценка достоверности  может выполняться независимыми коммерческими организациями, что  и составляет главный предмет  аудита. Основная задача здесь заключается  в исследовании на неформализованном  уровне, что дают разнообразные улучшения  в аудите для повышения качества функционирования как самого экономического субъекта, так и связанных с ним юридических либо физических лиц, принимающих различные решения на базе проаудированной бухгалтерской отчетности (банков, потенциальных инвесторов и т.д.) .

 Технологические  проблемы

В таблице 1 представлены основные технологические проблемы аудита.

Таблица 1 — Технологические проблемы аудита

№ п/п

Название проблемы

Название подпроблем

Аудиторские риски и их оценивание

Выделение круга аудиторских рисков и анализ их последствий.

Оценка аудиторских рисков.

Влияние этой оценки на различные  стороны аудиторской проверки

Работа с уровнем существенности

Уровень существенности как инструмент аудиторской проверки.

Нахождение уровня существенности

Использование выборочного метода в аудите

Условия применимости выборочного  метода в аудиторской проверке.

Нахождение объема выборки.

Конструирование выборки и работа с ней.

Распространение результатов выборки

Заключение договоров с клиентом

Поиск клиента и переговоры с  ним.

Ценовые вопросы.

Договор и ответственность сторон

Изучение клиента

Понимание его деятельности.

Изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Использование работы внутреннего  аудита.

Изучение клиента при оказании ему сопутствующих услуг

Планирование аудита

Составление плана и рабочей  программы аудита.

Их коррекция в ходе проверки.

Планирование в сопутствующих  услугах

Сбор аудиторских доказательств

Методы получения доказательств.

Профессиональное суждение аудитора и его практическое использование

Аудит нематериальных активов

Аудит оценочных значений

Оценка капитализации экономического субъекта

Проверка рыночной стоимости акций.

Прогнозирование курса акций

Взаимодействие с персоналом аудируемого лица

Взаимодействие с различными органами и лицами экономического субъекта.

Действия аудитора в случае обнаружения  искажений бухгалтерской отчетности

Последующие события

анализ ситуации между отчетной датой и подписанием аудиторского заключения

Использование аудиторских стандартов во время проверки

Использование федеральных правил (стандартов).

Применение внутренних стандартов аудиторских организаций и иной внутрифирменной документации

Консультирование

Страницы:12следующая →

Алтайский филиал МЭСИ

Сообщение по дисциплине: «Аудит»

на тему:

« Перспективы развития аудита в РФ»

Выполнила студентка

Группы АЛ-ДЛЭ-101

Петухова Татьяна

Славгород 2014 г.

 В настоящее время аудит во всех странах мира существенно реформируется, что связано с изменением объективных условий развития субъектов хозяйствования, в частности с активизацией процессов интеграции в рамках решения глобальных задач, ее стремлением к более открытой экономике стран мира и формированию международных сообществ типа Европейского экономического союза, усилением роли интеллектуальных факторов развития производства, использованием современных информационных технологий и т.п. Это позволяет сделать вывод, что необходим новый взгляд на организацию бухгалтерско-финансовой функции управления и ее важнейшей составляющей — финансового контроля, в том числе и аудита.

За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная профессиональная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики. Пережив бум быстрого развития, активно сотрудничая с мировым аудиторским сообществом, российский аудит стал признанным и востребованным предпринимателями России.

Аудит в России: проблемы и пути решения (стр. 1 из 7)

На протяжении всех лет проведения экономических реформ аудиту уделялось достаточно серьезное внимание, что определило его быструю интеграцию и гармонизацию с требованиями, которые предъявляются к аудиторским проверкам международными стандартами аудита (МСА) и стандартами стран с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия и др.).

В России этот вопрос особенно актуален. Обеспечение быстрого восстановления реального сектора экономики, ускорение развития производства и повышение его эффективности требуют включения глубинных факторов производства, ориентированных на реализацию достижений научно-технического прогресса, интенсификацию процессов производства и выбор таких методов организации бизнес-процессов, которые обеспечивают наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств. В этих условиях правильная постановка учета всех видов затрат и полученных результатов, всесторонний анализ хода производства, оценка полученных финансовых результатов и контроль за точностью их отражения в отчетности становятся решающими факторами успешного управления производством. Этим объясняется большое внимание к вопросам реформирования и развития бухгалтерского учета и отчетности, аудита и государственного финансового контроля.

Реформирование бухгалтерского учета началось с первых лет экономических реформ в постсоциалистический период. В 1998 г. была принята специальная Программа реформирования бухгалтерского учета. С 1994 г. начали действовать Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации. Эти документы получили развитие в специальных постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных актах Минфина России.

Следует отметить, что основная направленность перечисленных документов была связана с ускорением интеграции российской экономики в международное сообщество, последовательным реформированием бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями МСФО и международных стандартов аудита (МСА).

Россия в этом направлении добилась весьма серьезных результатов: разработаны и активно применяются на практике положения по бухгалтерскому учету, в значительной мере приближенные к требованиям МСФО; принят Закон об аудиторской деятельности, разработаны Правила (стандарты) аудиторской деятельности, в том числе с 2002 г. — Федеральные правила (стандарты), максимально приближенные к МСА, существенно изменена система финансового государственного контроля и контрольно-ревизионной работы, получили широкое развитие системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах.

Одним из наиболее важных методологических вопросов развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита является формирование системы показателей, которые становятся объектом учета, анализа и управления. Так, актуальны дополнительные задачи по формированию системы показателей деятельности организаций, в частности привлечению неучетной информации, прежде всего маркетинговой и финансовой. Требуется также более четкое отражение динамики изменения показателей — включение стратегического уровня показателей и основных этапов приближения к ним, что становится принципиальным при определении перспектив развития организации.

Обосновывая перспективы развития и сравнивая альтернативные решения, менеджеры организации активно используют выявленные взаимосвязи в системе показателей и получают возможность четко раскрыть, за счет каких изменений в факторах производства и внешней среды можно добиться желаемых результатов, в какие сроки и при каких затратах. В этом случае система показателей и их взаимосвязь становятся основой аналитических процедур обоснования управленческих решений разного горизонта и уровня. На основании указанного можно сделать вывод, что формирование системы экономических показателей, дающей необходимую и достаточную информацию для оценки достигнутого финансового состояния, возможностей дальнейшего роста и потребностей в инвестициях для реализации стратегических задач, является общеметодологической проблемой, обеспечивающей единство и гармоническое сочетание учетного процесса, аналитических процедур и аудита, что позволяет сформировать в полной мере прозрачную и достоверную отчетность, необходимую для грамотного обоснования экономических решений.

Последовательное расширение задач аудита, его развитие как института независимой экспертизы предполагают активизацию таких его направлений, как организационное, экологическое, управленческое. Причем необходимо органическое сочетание этих направлений с традиционным аудитом бухгалтерской отчетности, в котором отражаются все расходы и доходы организации, финансовые результаты ее деятельности и формируются данные об оценке финансовой устойчивости.

Список литературы.