Проценты по займам в декларации по НДС

Ответ УФНС по Красноярскому краю на вопрос читателя опубликован в газете "Налоговые вести Красноярского края" № 20, октябрь 2012

Организация (производство, торговля) на общем режиме налогообложения выдала заем другому юридическому лицу под проценты. Должны ли мы отражать в разделе 7 декларации по НДС сумму полученных процентов, и в какой момент: на дату начисления или на дату получения денег на расчетный счет? Какие графы раздела 7 необходимо при этом заполнять? Если раньше мы не отражали проценты в разделе 7, должны ли мы подать уточненные налоговые декларации? Какие штрафные санкции предусмотрены за незаполнение раздела 7 декларации по НДС?

Согласно пп.

Облагаются ли проценты по займу НДС

1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 Кодекса.

Так, пп. 15 п. 3 ст. 149 Кодекса установлено, что операции займа в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Пунктом 1 ст. 809 Гражданского кодекса установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения, ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Поскольку на основании п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 Кодекса операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения, освобождение от налога на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным пп. 15 п. 3 ст. 149 Кодекса, применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму займа, которые следует признавать стоимостью услуг по предоставлению займа в денежной форме, оказываемых заимодавцем заемщику.

Таким образом, при осуществлении операций займа в денежной форме от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются проценты, начисляемые заимодавцем в размере, определенном договором займа, либо проценты, начисляемые в размере, определенном исходя из ставки банковского процента (ставки рефинансирования), в случае отсутствия в договоре займа условия о размере процента.

Учитывая, что на основании п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения, а освобождение от НДС, предусмотренное пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму займа, в разделе 7 налоговой декларации по НДС по кодам 1010801 или 1010800 отражаются суммы займов, предоставленных в денежной форме, а суммы процентов, начисляемые заемщиком по предоставленным займам в денежной форме, отражаются в разделе 7 налоговой декларации по НДС по коду 1010292.

Указанное разъяснение содержится в Письме Минфина России от 22.06.2010 № 03-07-07/40.

В соответствии со ст. 81 Кодекса, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Service Temporarily Unavailable

В заполнении декларации по НДС произошли изменения

Коды операций, необходимые для заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, изложены в новой редакции. Также вводятся четыре новых кода операций. Соответствующий приказ Минфина России от 21.04.2010 № 36н зарегистрирован в Минюсте России 25 мая.

По коду 1010292 теперь нужно отражать операции займа не только в денежной форме, но и по ценным бумагам (в том числе проценты по ним), а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

Уточнения внесены в код 1010243 (реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций и др.): добавлено исключение в виде базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению НДС.

В новой редакции изложен и код 1010258 (операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме…). Эти операции могут быть не только по уступке и приобретению соответствующих прав, но переуступке.

Что касается новых кодов, то их добавлено четыре: 1010813, 1010262, 1010263, 1010264.

По первым трем отражаются операции по передаче в безвозмездное пользование НКО госимущества (подп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ), реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, и жилищными и иными кооперативами (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Четвертый код  связан с передачей имущественных прав в целях подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийскиим зимним играм 2014 года в городе Сочи (см. подп. 31 п. 3 ст. 149 НК РФ). Введение новых кодов обусловлено изменениями в Налоговом кодексе, внесенными в конце 2009 года.

Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2010 года.

 

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПОЛУЧЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ПОЧЕМУ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НДС СУММА ЗАЙМА, КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ПРОПОРЦИЮ ПО ВЫЧЕТУ

 
    В условиях кризиса с долговыми обязательствами, так или иначе, сталкивается большинство организаций.

Декларация по НДС: проценты по займам и депозиту

Заемщикам долговые обязательства позволяют привлечь "чужие" деньги, а кредиторам — заработать дополнительные доходы. При получении процентов по долговым обязательствам кредитор-налогоплательщик НДС, обязательно столкнется с вопросом налогообложения полученных процентов.
О порядке налогообложения НДС полученных процентов по долговым обязательствам и пойдет речь в материале, предлагаемом Вашему вниманию.
 
    Понятие долговых обязательств, используемое в целях налогового учета, содержится в статье 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в соответствии, с которой под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
    Предоставляя различные виды заимствований другим субъектам хозяйственной деятельности, кредитор делает это не бесплатно, а на возмездной основе. В качестве платы за предоставление в пользование денежных средств или вещей выступают проценты, начисляемые на сумму денежных средств или стоимость вещей, предоставленных в пользование.
    Понятие процента, используемое для целей налогообложения, содержится в статье 43 НК РФ, в соответствии, с которой процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
    О том, что доходом по долговым обязательствам любого вида признаются проценты, рассчитываемые в общем случае исходя из фактической ставки заимствования, сказано и в статье 269 НК РФ.
    Если в соглашении, которым оформлены заемные отношения между сторонами, отсутствуют условия о начислении процентов, то это не значит, что стороны заключили безвозмездную сделку. На это указывает универсальный вид заемных обязательств – договор займа, регулируемый главой 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
 

Обратите внимание!
С 01.06.2018 г. в главу 42 ГК РФ будут внесены изменения, которые, в частности, повлияют на порядок заключения и исполнения договоров займа и кредита. На это указывает Федеральный закон от 26.07.2017 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который пока не вступил в силу.

 
    Пунктом 1 статьи 809 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Вопрос: Ломбард применяет общий режим налогообложения и ежеквартально представляет декларации по НДС, в которых указывает, что получает доход от процентов по заложенным ценностям (согласно пп. 15 п. 3 ст.

НДС при получении процентов по займам и депозитам

149 НК РФ не облагается НДС). Начиная с III квартала 2013 г. налоговая инспекция ежеквартально направляет в адрес ломбарда письма с требованием представить документы о доходе ломбарда и другие документы по коду операции 1010292. Может ли ломбард не представлять данные документы, поскольку не осуществляет операций, облагаемых НДС?

Ответ: Ломбард обязан представить запрашиваемые налоговым органом документы, так как они являются подтверждением того, что ломбард освобожден от уплаты НДС по операции с кодом 1010292.

Обоснование: В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним.

Операции, предусмотренной пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, присвоен код 1010292, который закреплен в Приложении N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

На основании п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

В силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2003 N 392-О разъяснено, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота.

В Письме ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ разъясняется, что обоснование права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость, в силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ, лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.

Также в Письме УФНС России по г. Москве от 21.11.2008 N 19-11/108743 «О порядке применения льготы по НДС» указывается, что для обоснования льготы в соответствии с п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, кроме документов, перечисленных выше, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план, ведение раздельного учета и др.) на основании норм ст. 88 НК РФ.

Данную позицию УФНС России по г. Москве можем применить к рассматриваемой ситуации по аналогии.

Таким образом, освобождение ломбарда от уплаты НДС, в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, рассматривается как льгота. Если рассматривать освобождение от уплаты НДС как льготу, то ломбард обязан представить в налоговый орган все испрашиваемые документы, так как это необходимо для подтверждения права ломбарда на ее применение.

В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1650/10 указывается также, что обоснование права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость, в силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ, лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10 указывается, что предусмотренная ст. 149 НК РФ возможность освобождения от налогообложения является льготой.

Аналогичная позиция изложена также в Постановлениях ФАС Московского округа от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2011 N А33-2290/2011.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм, позиции официальных органов и судебной практики следует, что ломбард обязан представить запрашиваемые налоговым органом документы, так как они являются подтверждением того, что ломбард освобожден от уплаты НДС по операции с кодом 1010292. Данное следует из того, что освобождение от налогообложения НДС рассматривается как льгота. Соответственно, ломбард должен представлять в налоговый орган документы, подтверждающие его право на применение такой льготы.