Продажа металлолома НДС

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня предлагаю Вашему внимаю тему налогообложения при осуществлении деятельности с ломом черных и цветных металлов, а именно НДС (налог на добавленную стоимость).

Как не странно, но данный вопрос часто поступает к специалистам Центра Лицензирования Титан, как правило, его задают бухгалтеры наших клиентов (ранее не имевшие опыта в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов), либо предприниматели, рассматривающие сферу деятельности как новое направление их бизнеса. Платить НДС или не платить, вот в чем вопрос?

Предлагаю начать с законодательной базы:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров, включая передачу на безвозмездной основе, являются операциями, облагаемыми НДС. Но в силу пп.25 п.2 ст.149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит обложению НДС. Налоговый кодекс не дает понятия лома черных и цветных металлов, но в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ, представляется возможным использовать формулировку, представленную в ФЗ №89 « об отходах производства и потребления». В соответствии с определением лом и отходы черных и цветных металлов – это пришедшие в негодность или потерявшие потребительские свойства изделия из металлов и их сплавов, отходы, полученные при производстве изделий из металлов, а также брак, образовавшийся в процессе производства изделий из металлов. В соответствии с письмом Министерства финансов 01.07.2011 №03-07-07/32 указанное выше определение используется для освобождения от обложения НДС.

Примером могут служить – списанные суда, железнодорожные вагоны с истекшим сроком использования, черный и цветной металл, полученный при демонтаже крупногабаритных металлоконструкций (зданий, строений, сооружений), автотранспорт, отходы от производства, станки и иные агрегаты производств, списанные в связи с истечением срока полезного использования или неустранимыми дефектами.

Важно: в соответствии с п.6 ст.149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции с ломом металлов при наличии у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности с ломом черных и цветных металлов (лицензирование деятельности с ломом рассмотрено в одноименной статье в разделе нашего сайта «мнение эксперта»).

Налогоплательщик, осуществляющий деятельность с ломом черных и цветных металлов, а также иную деятельность обязан вести раздельный учет операций.

На основании постановления ВАС от 08.06.2010 №1650/10, на налогоплательщика возлагается обязанность по обоснованию законности применения налоговой льготы по НДС, по средствам ведения учета своих доходов/расходов, раздельного учета операций подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения.

Часто встречающиеся ошибки:

  1. Выставление счет-фактур по операциям с ломом металлов, в данном случае НДС Вы показали, как следствие платить его придется.

  2. Заключение договоров на покупку/продажу лома черных и цветных металлов с НДС, как следствие при оформлении первичных документов неопытные бухгалтеры отталкиваются от условий договора.

  3. Металлолом образовался в результате списания основных средств. Бухгалтер благополучно оприходовали металлолом на баланс, а так как деятельность с ломом черных и цветных металлов (а именно реализация) подлежит лицензированию, а лицензии нет, то льгота по НДС не может быть принята. Это глубочайшее заблуждение. Во-первых, для реализации лома металлов образовавшегося в результате собственной производственной деятельности предприятия, лицензия на  реализацию лома не требуется (подробнее можете ознакомиться в разделе нашего сайта «законодательство»), а в соответствии с налоговым кодексом такие операция не облагаются НДС (письмо ФНС «О налоге на добавленную стоимость» от 16 августа 2006 года №03-1-03/1562@).

  4. Нет лицензии на заготовку, переработку, хранение и реализацию лома черных и цветных металлов, деятельность ведется, НДС бухгалтером начисляется – в данном случае Вы нарушаете нормы КоАП и УК РФ (подробнее можете ознакомиться в разделе «Ответственность» на нашем сайте), так как данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

  5. При реализации металлолома образовавшегося в результате списания основных средств необходимо подтвердить его происхождение. В процессе оприходования на баланс предприятия образовавшийся лома черных и/или цветных металлов необходимо учитывать требования ГОСТов (лом черных/цветных металлов) и определение ФЗ №89 « об отходах производства и потребления», в приходных документах должен быть указан вид металлолома (черный/цветной), категория (в соответствии с ГОСТ), вес, стоимость. Должным образом необходимо составить акты о списании основных средств, в результате списания которых образовался лом металлов, данные акты понадобятся в случаи проверки налоговых органов. В случаи оприходования металла черного/цветного, без указания категорий металлолома и т.д., налоговый орган вправе отказать в освобождении от уплаты НДС по операциям и доначислить налог (в связи с некорректным оформлением документов).

    Реализация металлолома в 2018 году: НДС и налоговые агенты

И так подведем итог, мы рассмотрели вопрос применения НДС при осуществлении деятельности по заготовке, переработке, хранении и реализации лома черных и цветных металлов. Рассмотрено действующее законодательство, основные ошибки, возникающие при осуществлении бухгалтерского учета.

С уважение к Вам и Вашему бизнесу 

Центр Лицензирования Титан!

Все статьи Ввоз металлолома из стран ЕАЭС освобождается от обложения НДС (Белецкая Ю.А.)

На основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов внутри страны не подлежит налогообложению. А как быть, если такой лом ввозится в Россию с территории одной из стран ЕАЭС? Долгое время Минфин считал, что в данном случае НДС должен начисляться по ставке 18%. Аналогичный подход можно было встретить в арбитражной практике. В то же время встречались и судебные решения, из которых следовало, что НДС в этой ситуации не начисляется. Точку в споре поставили высшие арбитры. Какой вердикт они вынесли? Узнаете из статьи.

Принципы взимания косвенных налоговв государствах — членах ЕАЭС

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС <1>, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к ним присоединились Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015). В рамках этого Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
———————————
<1> Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Принципы взимания косвенных налогов в государствах — членах ЕАЭС установлены ст. 72 Договора о ЕАЭС. Перечислим те из них, которые касаются описываемой ситуации.
Согласно п. 1 указанной статьи взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте.
Взимание НДС и механизм контроля его уплаты при импорте товаров регламентируются Приложением 18 к Договору о ЕАЭС.
При импорте товаров на территорию одного государства — члена союза с территории другого государства — члена союза НДС взимается налоговыми органами государства, на территорию которого импортируются товары (п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Пунктом 5 ст. 72 предусмотрено, что ставки НДС во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства — члена союза не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства.
Иными словами, если российская организация импортирует товар из стран ЕАЭС (Казахстана, Беларуси, Армении или Киргизии), НДС уплачивается в налоговую систему РФ российским покупателем товаров по месту постановки на учет в налоговом органе по ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10 и 18%). Исключение составляет импорт товаров, указанных в п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС. В частности, как следует из пп. 1 п. 6 ст. 72, не взимается НДС при импорте на территорию государства — члена союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС, установлен ст.

150 НК РФ.

Ввоз лома и отходов черных и цветных металлов: какую из двух норм применять?

В одном из пунктов перечня ввозимых товаров, освобожденных от обложения НДС (п. 2 ст. 150 НК РФ), поименованы товары, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, — отдельные виды медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. Получается, что эти медицинские товары указаны как в ст. 149 (следовательно, не подлежат обложению НДС при реализации на территории России), так и в ст.

Реализация металлолома в 2018 году: НДС и налоговые агенты

150 (не подлежат обложению налогом при ввозе на территорию РФ).
Операциям по реализации металлолома повезло меньше. В ст. 150 они не попали. В связи с этим Минфин считает, что российская организация, приобретающая лом и отходы черных и цветных металлов и осуществляющая их ввоз на территорию России с территории стран — членов ЕАЭС, обязана исчислять НДС по ставке в размере 18% (см. Письмо от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14936, где речь шла о ввозе с территории Республики Казахстан). Аналогичное мнение Минфин России высказывал и ранее (см. Письма от 16.04.2014 N 03-07-13/1/17326, от 16.10.2013 N 03-07-13/43111, от 22.01.2013 N 03-07-13/01-04), ссылаясь на нормы документов, действовавших до 01.01.2015, — ст. 3 Соглашения <2> и ст. 2 Протокола, <3> согласно которым взимание НДС по товарам, ввозимым в рамках Таможенного союза, также осуществлялось налоговыми органами государства — члена ТС, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров после их принятия на учет (за исключением товаров, которые в соответствии с законодательством государства — члена ТС не подлежали обложению НДС при ввозе на его территорию).
———————————
<2> Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008.
<3> Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Что касается арбитражной практики, до недавнего времени она была неоднозначной.

Позиция ВС РФ: при импорте товаров из стран ЕАЭС применяется не только ст. 150, но и ст. 149 НК РФ

В вышеупомянутом Постановлении АС УО от 01.06.2015 по делу N А76-16715/2014 арбитры встали на сторону налоговиков, отклонив довод налогоплательщика о том, что если реализация на территории РФ металлолома, согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит обложению НДС, значит, он и при импорте этих товаров из стран ЕАЭС не уплачивается.
Однако налогоплательщик не собирался сдаваться и обратился в Верховный Суд.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ Определением от 28.12.2015 N 309-КГ15-11310 отменила решения нижестоящих судов, удовлетворила требования организации и признала недействительным решение ИФНС, в котором организации при ввозе металлолома с территории Казахстана был начислен НДС по ставке 18%.
Высшие арбитры, ссылаясь на вышеперечисленные нормы налогового законодательства, привели следующие аргументы.
Анализ положений налогового законодательства РФ и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран — участниц ЕАЭС <4>, при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным условиям на товарном рынке стран — участниц ТС.
———————————
<4> В оригинальном тексте Определения вместо ЕАЭС значится ТС (Таможенный союз), который действовал в проверяемый период.

Иной подход, избранный судами при рассмотрении данного спора, не согласуется и с принципами, закрепленными в ст. 3 НК РФ, не допускающей установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о налогообложении при импорте товаров с территорий стран — участниц ЕАЭС не только положений ст. 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от него) при их ввозе на территорию РФ независимо от страны происхождения товаров, но и ст. 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Аналогичную позицию (со ссылкой на Определение ВС РФ N 309-КГ15-11310) арбитры заняли в Постановлениях АС УО от 20.01.2016 N Ф09-9790/15 по делу N А07-4333/2015 и АС ЗСО от 12.01.2016 N Ф04-28029/2015 по делу N А03-5401/2015.

* * *

Итак, в связи с тем, что реализация лома отходов черных и цветных металлов внутри страны не подлежит обложению НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, не облагается и ввоз этих товаров с территории стран — участниц ЕАЭС (Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызской Республики).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

2018-04-2121.04.2018 19:23

Здравствуйте. Да, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ в части порядка уплаты НДС на лом. Согласно этим поправкам исчислять НДС на металлолом в 2018 году должны покупатели как налоговые агенты (ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом при покупке лома может выступать любая организация, в том числе на упрощенке или освобожденная от НДС по статье 145 НК РФ. Это обусловлено тем, что организации при УСН также выполняют обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК).При этом сами продавцы на ОСНО не начисляют налог и не оформляют счета-фактуры (п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 168 НК). Счета-фактуры оформляют покупатели – налоговые агенты. А продавцы согласно Федеральному закону при реализации указанных товаров продавцы, являющиеся налогоплательщиками НДС, составляют счета-фактуры без учета сумм этого налога, делая в них соответствующую надпись "НДС исчисляется налоговым агентом". (письмо Минфина России от 20.12.2017 № 03-07-14/85218).

В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения налоговой декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации.

Реализация лома и отходов цветных металлов

При отсутствии показателей для заполненияраздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231». Об этом сказано письме ФНС от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@

Там также сказано, что до внесения соответствующих изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ о порядке заполнения декларации по НДС, то ФНС России рекомендует налоговым агентам, заполнять декларацию в следующем порядке.

  • строки 010 — 030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 Кодекса;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, указанными налоговыми агентами формируется раздел 9 налоговой декларации по НДС, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным налоговыми агентами от налогоплательщиков-продавцов вышеуказанных товаров. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, отражаются ими в разделе 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке. В аналогичном порядке производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разделе 9 налоговой декларации по НДС, в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса.

В письме сказано, что указанный порядок применяется в отношении налоговых периодов до 1 января 2019 года, а начиная с налогового периода за первый квартал 2019 года записи по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса, производятся в разделе 8 налоговой декларации по НДС, в целях применения вычетов в установленном порядке.

По ходу так.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Заполняем декларацию по НДС в отношении операций с металлоломом и алюминием

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 938-43-81 юрист СПБ +7 (812) 425-14-29

С 1 января 2018 года покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов (за исключением физлиц, не являющихся ИП) признаются налоговыми агентами по НДС. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет НДС с таких приобретений независимо от исполнения ими обязанностей налогоплательщика. При этом счета-фактуры налоговые агенты не выставляют (письмо ФНС России от 19 апреля 2018 г. № СД-4-3/7484@).

В дополнение к своим январским разъяснениям о заполнении деклараций такими налоговыми агентами ФНС России сообщает:

  1. Операции по реализации лома и т.п. товаров в разделе 3 налоговой декларации по НДС налогоплательщиками – продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7-8 п. 8 ст. 161 Налогового кодекса, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся ИП. Вместе с тем, указанные операции отражаются налогоплательщиками-продавцами в книге продаж, и соответственно, в разделе 9 декларации по НДС (в книге покупок и разделе 8 налоговой декларации по НДС в случае выставления корректировочных счетов-фактур).
  2. Сумма НДС, исчисленная покупателями – налоговыми агентами, являющимися плательщиками НДС, а также вычеты сумм налога, указанные в пунктах 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, отражаются покупателями – налоговыми агентами в соответствующих строках разделов 3, 8 и 9 декларации по НДС.
    Одновременно ФНС России обращает внимание, что вычеты сумм НДС, исчисленные налоговыми агентами при приобретении лома и пр.

    Металлургия лишается вторичного сырья из-за поправок Минфина по НДС

    товаров, используемых для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт производятся в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 172 НК РФ. В этой связи вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разделах 4, 5, 6 декларации по НДС соответственно.

  3. В соответствии с п. 3 порядка заполнения декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и ИП, не являющимися налогоплательщиками НДС, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "231".

ФНС России рекомендует таким налоговым агентам раздел 2 налоговой декларации по НДС заполнять в следующем порядке:

  • строки 010-030 не заполнять;
  • по строке 060 указывать итоговую сумма НДС, исчисленную к уплате в соответствии с п. 4.1 ст. 173 НК РФ;
  • по строке 070 указывать код 1011715, применяемый при реализации СШЖ, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, приведены рекомендации по заполнению такими налоговыми агентами раздела 9 декларации по НДС.

Уплата налога НДС за истекший налоговый период производится такими налоговыми агентами равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Все статьи Продажа металлолома собственного производства, или Безотказная льгота по НДС (комментарий к Письму Минфина России от 2 сентября 2015 г.

НДС при реализации лома и отходов черных металлов

N 03-07-07/50555) (Мухин В.)

Продажа металлолома, который образовался в процессе собственного производства организации, не лицензируется. Означает ли это, что такая операция облагается НДС?

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса (далее" — Кодекс). При этом в силу положений п. 6 ст. 149 Кодекса данные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) "при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ".
В свою очередь порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юрлицами и ИП (за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у них в процессе собственного производства), определен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287.
Таким образом, деятельность по продаже лома черных и цветных металлов, образовавшегося у организаций и ИП в процессе собственного производства, не является лицензируемой. В то же время, как указал Минфин России в Письме от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555, освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса, применяется и в том случае, если деятельность не лицензируется.
Аналогичной позиции чиновники придерживались и ранее (см., напр., Письма ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@, УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/35889). И в этой части суды полностью с ними солидарны (см., напр., Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2015 г. N Ф07-4091/2015 по делу N А42-3285/2014, ФАС Московского округа от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 по делу N А41-6141/11, ФАС Уральского округа от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 по делу N А60-29784/2013 и т.д.). Арбитры подчеркивают, что налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома черных и цветных металлов, должен иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. В отсутствие таких лицензий налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от обложения НДС, только если лом образовался исключительно в процессе собственного производства.
Между тем необходимо отметить, что на самом деле в рассматриваемой ситуации говорить о том, что налогоплательщик "вправе" воспользоваться освобождением от обложения НДС, было бы не совсем правильно. Ведь это подразумевает, что имеет место право выбора — облагать соответствующие операции НДС или нет. В то же время в соответствии с п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных в п. 3 ст. 149 Кодекса. А это означает, что от льготы, которая предусмотрена в п. 2 ст. 149 Кодекса, налогоплательщик отказаться не вправе.
На практике это означает, что при продаже лома черных или цветных металлов, образовавшихся, к примеру, при демонтаже или ликвидации оборудования, компания (ИП) "попадает" на раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Раздельный учет можно не вести только в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов, приходящихся на не облагаемые НДС операции, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: