Проект таможенного кодекса евразийского экономического союза

Скажу честно весь Кодекс еще не изучала. Интересовали конкретные статьи Кодекса, в частности статьи касающиеся сроков выпуска предварительных деклараций. Ничего не изменилось. Бардак продолжается. Наша компания всегда подает только предварительные декларации, потому что в основной массе все наши многотоварные от 30 товаров до 50 и более. Намеренно подаем ПТД, чтобы у инспекторов было время без спешки, с чувством и толком проверить декларации до прибытия товаров, запросить недостающие сведения и документы. У нас же на Астраханском ЦЭД принимается декларация и тут же бросается в буфер со статусом «Проверка закончена». И только после уведомления о прибытии товара начинается проверка декларации. В общей сложности от момента подачи ДТ до прибытия транспортного средства с товаром проходит до 20 дней и более. На наши законные претензии, почему ДТ не проверяется, а валяется в буфере, начинают прикрываться Таможенным Кодексом, где написано: «Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо с момента прибытия товара».
Участники ВЭД считают, что сроки выпуска предварительной декларации, если не требуется таможенный досмотр, можно сократить до одного часа с момента закрытия процедуры ВТТ.

Анализируем новый таможенный кодекс ЕАЭС.

Юристами юридической компании «Магистраль проведена» аналитическая работа по изучению Таможенного кодекса ЕАЭС, а именно его последней редакции, подписанной большинством членов Союза 26 декабря 2016 года.

Руководитель юридической компании «Магистраль» Чугаева Марианна Витальевна отмечает, что на самом деле стало уже хорошей традицией, анализировать этот международный акт до вступления его в силу, ранее об этом высказались мы делали подробное исследование.

Большинство из сказанного ранее сбылось, найдя свое отражение в финальной редакции нового кодекса. Но пойдем по порядку.

Первое, что хотелось бы отметить, это то, что с момента принятия ТК ЕАЭС таможенные правоотношения будут в основной своей части урегулированы на наднациональном уровне. По-видимому, одной из основных целей ТК ЕАЭС стало решение перевести правовое регулирование на наднациональные рельсы, сделать его сводом прямого действия.
Новый кодекс содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК в сравнении с действующим кодексом, это порядка 330 норм, по расчетам специалистов ЕЭК должны быть разработаны более 100 решений. Нужно отметить, что принцип резидентства так и не был упразднен. На уровень национального регулирования передано относительно небольшое число вопросов.

Что первую очередь, должен узнать участник ВЭД о новом кодексе? Какие нововведения сильнее всего потребуют перестройки в работе? Вопросов очень много. На некоторые из них наши юристы подготовили ответы.

Относительно единого окна и упрощающихся процедур есть несколько моментов. В целом ТК ЕАЭС значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного декларирования, устанавливается приоритет электронного взаимодействия декларантов с таможенными органами.

Одно из главных упрощений: отсутствие обязанности предоставление подтверждающих документов в месте с самой декларации на товары. Такие документы декларант должен предоставить таможенному органу только в случае срабатывания риска и соответствующего запроса таможенного органа.

По общему правилу, выпуск товар теперь будет в автоматическом режиме информационными таможенных органов (если, конечно, не сработал риск), т.е. минимизировано «живое» общение декларантов с должностными лицами таможенных органов. Выпуск при импорте сократится до 4-х часов с момента регистрации ДТ. В целом для декларантов какой-либо глобальной перестройки в работе не потребуется, если оценивать этот вопрос с точки зрения ухудшения (увеличение временных и финансовых затрат на декларирование). Напротив, потребуется перестройка в обратную (положительную) сторону: нужно будет привыкнуть к тому, что таможенное декларирование будет более легким и прозрачным.

Появилась возможность получать предварительные решения таможенного органа по таким вопросам, как страна происхождения товара и метод определения таможенной стоимости, что является достаточно актуальным в период действия продуктовых санкций и усиленных корректировок таможенной стоимости.

Как и планировалось существенно развит институт уполномоченного экономического оператора, который теперь имеет трехуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий). Добросовестный УЭО постепенно может добиться снижения обеспечения с 1 млн. евро до 150 тыс. евро. Кроме того, лицо, которое претендует одновременно на несколько статусов (таможенный представить и УЭО, к примеру), не должно будет предоставлять обеспечение для включения в каждый реестр. Достаточно будет предоставить максимальную сумму одного из обеспечения, необходимых для получения одного из статусов.

Что касается норм ухудшающих положение участников ВЭД, то каких-либо принципиальных ухудшений нет.

Расширен перечень оснований для отказа в отзыве декларации (если до получения об отзыве таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы или решение о назначении таможенного осмотра товаров). В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары, добавлены такие пункты как сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарный знак.

Относительно перспектив применения норм нового кодекса уже судами есть некоторые опасения относительно того, что многие положения, по крайней мере, в первое время будут неправильно применяться, в т.ч. и судами. В первую очередь это обусловлено сложностью для восприятия самого кодекса, о чем было отмечено выше.

Относительно терминологии. Терминология ТК ЕАЭС изложена в соответствии с Договором о ЕАЭС. В целом ничего существенного не поменялось. Введены некоторые новые термины (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а многие старые термины упрощены или уточнены.

Говоря о таможенной стоимости, хочется остановиться на нескольких моментах.

Во-первых, содержание кодекса было дополнено, нормами, зафиксированными ранее в Соглашении от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Во-вторых, предусмотрена возможность получать предварительные решения по выбору метода определения таможенной стоимости, однако решение этого вопроса отдано на уровень национального регулирования.
В-третьих, появилось такое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости, в ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости, в таких случаях будет возможно определить таможенную стоимость на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплатить пошлины и налоги исходя из предварительно определенных величин.

Относительно таможенных представителей, то мало что было учтено из их чаяний и пожеланий в новом кодексе. Но тем не менее обнадеживает, то что ряд вопросов отнесен на компетенцию Комиссии и внутреннее законодательство стран союза. Будем надеяться, что по крайней мере там будут отражены желаемые изменения.

Относительно обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя было ранее предложено бизнесом определить градацию схожую с градацией обеспечения у УЭО, то есть по мнению таможенных представителей вполне справедливо предоставлять надежным представителям с длительным сроком существования возможность вносить обеспечении в меньшем объеме. В статье 402 нового кодекса указана теперь не прямая сумма в один миллион евро, а то, что размер обеспечения будет определяться Комиссией, а в ряде случаев и законодательством государств-членов.

В статье 62 нового кодекса есть краткое указание на возможность внесения обеспечения уплаты таможенных платежей для целей выпуска товаров таможенными представителями. В ряде источников обсуждалась необходимость предусмотреть в отдельных случаях (установленных Комиссией или до этого момента национальным законодательством) такую возможность, когда обеспечение может не вносится, если декларирование осуществляется таможенным представителем.

То есть, грубо говоря, таможенный представитель за декларанта обеспечивает уплату платежи по конкретной поставке своим основным обеспечением. Это бы существенно упростило процесс декларирования с отлагательными условиями и позволило бы не отвлекать денежные средства декларантов при ряде отложенных процедур.
Относительно ответственности таможенного представителя, а точнее случаев, когда такая ответственность будет ограничена разумными требованиями мы и ранее высказывались.

Требования таможенных представителей сводились к тому, что солидарная ответственность таможенных представителей после выпуска товаров, не должна иметь место быть если таможенный представитель сможет доказать, что он не знал или не должен был знать о недостоверности заявленных в декларации сведений.

На сегодняшний день нашей маленькой победой является указание в статье 405 нового кодекса информации о том, что законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи когда обязанность возникшая солидарно с декларантом , не подлежит исполнению таможенным представителем. Непременно нужно работать с этим и дальше, чтобы поставить точку в этом вопросе в национальном законодательстве.

Руководитель юридической компании «Магистраль» Чугаева М.В.

Таможенный транзит (ТТ) – это таможенная процедура, применяющаяся при перемещении товаров, следующих транзитом по таможенной территории Таможенного союза (по территории одной или нескольких стран ТС). Ранее все операции, совершаемые в рамках данной таможенной процедуры, делили на внутренний таможенный транзит (перемещение товаров между внутренними таможнями одного государства) и международный таможенный транзит (транзитное перемещение грузов через государство). Но в предыдущем таможенном кодексе ТК ТС и действующем ТК ЕАЭС подобного деления уже нет.

Код таможенной процедуры таможенный транзит — ЭК80 или ИМ80, который указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Графа 1, состоит из трёх ячеек и заполняется следующим образом:

  1. Левая ячейка: ЭК – экспорт. ИМ – импорт;
  2. Средняя ячейка: 80 – код процедуры;
  3. Правая ячейка: ЭД – электронная декларация.

Таможенная процедура таможенного транзита товаров применяется:

  1. При перемещении по таможенной территории Таможенного союза в третьи страны иностранных товаров;
  2. При перемещении товаров Таможенного союза, помещенных под таможенные процедуры экспорта или свободной таможенной зоны;
  3. При перемещении товаров, транспортируемых из одной части таможенной территории ТС в другую морем, либо через территории стран, не входящих в Союз.

Виды таможенного транзита

При этом транзитные грузы сохраняют свою национальную принадлежность и не облагаются таможенными пошлинами. Исходя из вышесказанного, можно определить 5 видов таможенного транзита — ТТ:

  1. Перевозка иностранных товаров от таможенного органа прибытия до таможенного органа убытия;
  2. Транспортировка иностранных товаров от места прибытия до внутреннего таможенного органа;
  3. Транспортировка товаров ТС от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
  4. Перевозка товаров между внутренними таможенными органами;
  5. Транспортировка товаров между таможенными органами ТС через территории третьих стран, либо по морю.

Все эти пять видов таможенного транзита мы оформляем с легкостью!

Таможенное оформление иностранных товаров под таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется путем подачи таможенной декларации в орган прибытия и завершение ее действия в момент доставки груза на таможенный пункт места убытия. Это и есть таможенная операция помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Процедура подачи таможенной декларации называется таможенным декларированием. Декларант подает заявление в таможенный орган (т.е. подает таможенную декларацию), в котором сообщает сведения о себе, о своем статусе как участнике внешнеэкономической деятельности, информирует о типе перемещаемого товара и официально заверяет, что он не запрещен к ввозу на территорию ТС. Также в декларации указывается информация о весе, количестве, таможенной стоимости ввозимого товара, таможенной процедуре, начисленных таможенных платежах, сведения о преференциях и льготах, т.е. предоставляется вся информация, необходимая для выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой.

Образец транзитной таможенной декларации

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, то есть лицом, подающим декларацию, может быть любой участник внешнеэкономической деятельности: физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, таможенный представитель, собственник груза, экспедитор, транспортная компания и некоторые другие участники ВЭД.

Согласно ст. 142 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру таможенного транзита не помещаются:

  1. Товары, находящиеся на борту воздушного судна, совершившее промежуточную, вынужденную или техническую посадку на территории государства-члена ТС (при условии, что перемещаемые товары не были выгружены из самолета);
  2. Товары, прибывшие на территорию ТС и покинувшие ее через один и тот же пункт пропуска на государственной границе;
  3. Товары, перемещаемые по линиям электропередачи.

Таможенная процедура таможенного транзита товаров – особенности

Главная особенность процедуры таможенный транзит заключается в том, что перемещаемые товары не облагаются налогами, а также таможенными пошлинами, специальными, антидемпинговыми или компенсационными. Но при этом декларант обязательно должен предоставить в таможенный орган в месте прибытия груза документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, если они предусмотрены). Размер обеспечения таможенного транзита «иностранных товаров” определяется исходя из размера сумм таможенных пошлин, налогов и сборов, которые подлежали бы уплате при применении таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления – импорт 40 (без учета возможных преференций и льгот). Данная мера необходима для того, чтобы предотвратить факты недоставки товара в место убытия. Гарантийные обязательства по обеспечению уплаты таможенных платежей могут предоставить: таможенные перевозчики, банки, страховые компании, и некоторые другие коммерческие организации, оказывающие подобные услуги.

Следующая особенность данной таможенной процедуры заключается в том, что товары могут перемещаться только транспортными средствами международного перевозчика. Такие компании действуют на основании свидетельства о допуске к международным перевозкам, и имеют в своем парке грузовые автомобили, которые соответствуют всем требованиям ТК ЕАЭС и правилам международной перевозки грузов. Только такие транспортные средства обеспечивают необходимую степень сохранности грузов при перевозке, защищены от несанкционированного проникновения и позволяют производить пломбирование и опечатывание грузовых отсеков (при перевозке живых животных или международных почтовых отправлений в почтовых емкостях пломбирование не предусмотрено).

Обеспечение таможенного транзита

Перевозка иностранных товаров под таможенной процедурой таможенного транзита регламентирован статьей 143 ТК ЕАЭС. Декларант процедуры таможенного транзита должен:

  1. Подать в таможенный орган транзитную таможенную декларацию и пакет документов, в которых подтверждаются заявленные в декларации данные (статус участника ВЭД, информацию о товаре, сведения, подтверждающие право на применение льгот и преференций при оплате таможенных платежей и т.д.);
  2. Предоставить документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
  3. Обеспечить возможность идентификации товаров;
  4. Обеспечить соблюдение всех запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;
  5. Предоставить сотрудникам таможенного органа доступ к декларируемому товару для проведения мероприятий по его досмотру.

После получения транзитной таможенной декларации и всех товаросопроводительных документов таможенный инспектор визирует ее путем размещения в правом верхнем углу оттиска личной печати с присвоением документу уникального номера. После этого таможенный орган разрабатывает маршрут, определяет пункт назначения (таможенный орган на другом участке таможенной границы) и сроки доставки транзитного груза. В случае, возникновения сомнений в том, что груз будет доставлен в место назначения целым, или при наличии других рисков, руководитель (начальник) таможенного органа отправления принимает решение о таможенном сопровождении.

Оформление процедуры таможенного транзита

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является таможенным брокером (представителем) и занимается оформлением таможенного транзита грузов и товаров на любых таможнях Российской Федерации:

  • В аэропортах
  • В морских портах
  • На ж/д станциях
  • На грузовых автомобильных терминалах – СВХ
  • Почтовых экспресс отправлений

При необходимости проводим таможенное оформление товаров в любых других таможенных процедурах!

Работаем с любыми участниками ВЭД:

  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Документы и информация для оформления грузов и товаров по процедуре таможенного транзита (ИМ 80) или (ЭК 80)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для оформления товаров и грузов под таможенную процедуру таможенного транзита (Смотреть)

Сроки и стоимость оформления таможенного транзита

Срок оформления процедуры транзита – несколько часов!

При этом цена или стоимость услуг оформления таможенной процедуры таможенного транзита товаров и грузов в нашей компании является минимальной по рынку и зависит от места таможенного оформления и поставленных участником ВЭД задач, в среднем может составлять:

  • Физическое лицо – 3000 — 15000 руб.
  • Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — 5000 — 15000 руб.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг в нашей компании Вас приятно удивят!

Узнать стоимость оформления таможенного транзита

Рекомендуемые статьи:

  • Помощь в оформлении ВТТ
  • Помощь в оформлении МТТ
  • Сроки таможенного транзита — подробно про услуги

Таможенное оформление

Таможенное оформление и сопутствующие услуги

Услуги IFCG

Консалтинговые и юридические услуги, включая:

  • Таможенное оформление
  • Получение решений по классификации товара
  • Представление интересов в суде

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров — это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров.

Скорость выпуска товаров крайне важна для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В современных условиях развития ВЭД внешнеэкономической деятельности одной из задач таможенной службы является содействие ускорению совершения таможенных операций и товарооборота в целом. Внедрение ТК ЕАЭС способствовало тому, что время выпуска товаров с участием таможенного инспектора измеряется в часах, а автоматического выпуска — в минутах.

Продление сроков выпуска может не только нарушить сроки поставки товаров декларантом, но и повлечь дополнительные издержки для участников ВЭД, которым необходимо будет разместить товар на склад временного хранения за отдельную плату.

Ниже рассмотрены является рассмотрение ситуации, связанные с продлением срока выпуска товаров, а также обстоятельства, которые могут послужить основанием для таможенной проверки.

Продление срока выпуска товаров

В соответствии с законодательством одновременно с подачей электронной декларации не требуется предоставление документов, на основе которых она заполнена. Такие документы обычно расположены в электронном архиве документов в личном кабинете декларанта. И в случае запроса документов и сведений декларант может их быстро предоставить, а таможенный инспектор также быстро сопоставит сведения, указанные в декларации со сведениями из «архивных» документов.

ТК ЕАЭС в ст. 119 устанавливает общие положения по срокам выпуска товаров и по срокам его продления.

На регистрацию декларации на товары (далее — ДТ) отводится один час. Декларации присваивается сквозной номер и затем в течение четырех часов таможенный инспектор проверяет сведения, указанные в декларации.

Продление срока выпуска до одного рабочего дня

Ситуации продления срока выпуска товаров с 4 часов до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации, предусмотрены п. 3. Ст. 119 ТК ЕАЭС:

1. В случае возникновения вопросов по декларации таможенный инспектор направляет декларанту запрос о предоставлении документов и сведений.

Если декларант в настоящий момент не располагает необходимыми документами, тогда выпуск товаров по этой декларации автоматически продлевается на один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации. Например, могут быть разными условия поставки, указанные в декларации и в инвойсе. Также могут возникнуть вопросы со взаимосвязью продавца и покупателя, если прайс лист выставлен для конкретной фирмы.

2. Декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации.

Обычно декларант прикрепляет электронное обращение или корректирует декларацию в своей программе и отправляет инспектору в электронном виде. Например, декларант мог ошибиться в номере автомашины, прицепа, в номере и дате коммерческих или транспортных документов.

3. Декларант не выполнил указание таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации.

Например, инспектор запросил дополнительные документы (сертификаты соответствия) и в дальнейшем сведения о них нужно внести в графу 44 ДТ.

Продление срока выпуска до 10 рабочих дней

Ситуации продления срока выпуска товаров на 10 рабочих дней следующего за днем регистрации таможенной декларации, предусмотрены п. 4 и 6 ст. 119 ТК ЕАЭС:

1. Для проведения или завершения начатого таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Например, в случае срабатывания профиля риска может потребоваться проведение таможенного досмотра. Инспектор, проверяющий декларацию, формирует уведомление на досмотр и отправляет его на таможенный пост, где в настоящее время находится товар, чтобы определить, какой товарный знак нанесен на товар.

2. При необходимости выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации.

3. В целях предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Иные ситуации продления срока выпуска

Ситуация продления срока выпуска в случае назначения и проведения таможенной экспертизы:

Необходимость проведения экспертизы в таможенных целях также увеличит срок выпуска товаров. Согласно п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем срок в 10 рабочих дней, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок выпуска товаров продлевается на срок проведения таможенной экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов и документов для проведения экспертизы. При этом в ТК ЕАЭС вопрос продления срока проведения экспертизы относит на уровень национального законодательства стран-участниц ЕАЭС.

Так, срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться на срок, необходимый для проведения таможенной экспертизы, но не более чем на 4 месяца со дня принятия решения о продлении срока проведения таможенной экспертизы.

Сроки при условном выпуске товаров

В большинстве случаев вопросы таможенного органа при проверке декларации связаны с обоснованностью получения тарифных преференций по стране происхождения, либо с заявлением таможенной стоимости ниже уровня риска, либо с правильностью заявления классификационного кода товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, что может повлечь увеличение суммы таможенных платежей.

Если выпуск товаров не может быть завершен даже в течение 10 рабочих дней со дня следующего за днем регистрации ДТ по причине не предоставления запрошенных документов и сведений, тогда согласно положениям п. 1 ст. 121 и п. 14 ст. 325 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. При этом срок выпуска увеличивается до 60 календарных дней, со дня регистрации ДТ.

Например, в ходе проверки декларации сработал профиль риска в отношении таможенной стоимости. На практике данная ситуация разрешается следующим образом: таможенный инспектор продлевает срок выпуска на 10 рабочих дней и одновременно с запросом документов и сведений направляет декларанту расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей на тот случай, если декларант за эти 10 дней не сможет предоставить документы в обоснование его стоимости. Расчет обеспечения производится исходя из ценовой информации по сделкам с однородными или идентичными товарами, находящейся в базе данных таможенных органов.

Если по истечение 10 рабочих дней документы не предоставлены, то товар условно выпускают под обеспечение, и запускается проверка таможенной стоимости на 60 календарных дней.

Также условный выпуск товаров производится в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, связанные с предоставлением сертификатов или деклараций о соответствии. Так, при ввозе иностранных товаров возникает обязанность по получению союзных сертификатов и деклараций о соответствии со знаком «ЕАС».

Например, декларант ввозит партию велосипедов, и ему необходимо получить сертификат соответствия. В таком случае декларант некоторое количество экземпляров велосипедов (например, 5) выпускает по таможенной декларации в процедуре «ИМ-40» (выпуск для внутреннего потребления) как образцы. Остальные велосипеды проходят по второй декларации как условно выпущенные товары, и в графе 44 таможенной декларации указывается такой документ, как гарантийное письмо, в котором декларант обязуется предоставить сертификат соответствия в течение 45 дней, и в этот период не передавать третьим лицам условно выпущенные товары.

По первой декларации велосипеды, которые выпущены как образцы, после подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов ЕАЭС обычно декларанту не возвращаются, но если качество велосипедов подтверждается, то это подтверждение распространяется на всю партию велосипедов, в том числе на те, которые были выпущены условно по второй декларации. Встречаются в таможенной практике случаи, когда качество образцов не подтверждалось и приходилось заявлять таможенную процедуру реэкспорта и вывозить иностранный товар с территории ЕАЭС.

Условный выпуск производится в отношении товаров, по которым предоставляются льготы по полному освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Такие ситуации обычно связаны с ввозом технологического оборудования в качестве вклада в уставной капитал организаций с иностранными инвестициями. Товары данной категории должны использоваться только в целях, указанных в гарантийном письме, которое предоставляет декларант таможенному органу. Согласно п. 3 ст. 126 ТК ЕАЭС ограничения по пользованию и распоряжению связаны с отсутствием возможности по передаче условно выпущенных товаров третьим лицам, например, в аренду или посредством продажи. Но если у декларанта возникает необходимость по отчуждению условно выпущенных товаров, то сначала нужно уплатить таможенные пошлины по тем ставкам таможенных пошлин, которые действовали в день регистрации декларации.

Условно выпущенные товары сохраняют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения статуса товаров ЕАЭС посредством:

1) исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов; 2) подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, требующих подтверждения их безопасности и качества.

Необходимо особо отметить, что в п. 8 ст. 126 ТК ЕАЭС закреплено положение о том, что для приобретения статуса товаров ЕАЭС условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. подача еще одной декларации не требуется.

Приостановление выпуска товаров

Процедура приостановления выпуска связана с контролем за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.

В ходе проверки декларации таможенный инспектор, увидев в 31 графе торговую марку, должен проверить ее наличие в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС). Если ее не окажется в таможенном реестре, производится проверка в Роспатенте. При обнаружении товарной марки (товарного знака, наименования, графического изображения) в одном из реестров, инспектор запрашивает у декларанта лицензионное соглашение с правообладателем. Если декларант не предоставит документов, свидетельствующих о законном использовании чужого товарного знака, тогда выпуск приостанавливается на 10 рабочих дней (если знак присутствует в ТРОИС) или на 7 рабочих дней (если товарный знак в ТРОИС не включен, но включен в реестр Роспатента).

При этом согласно п. 2 ст. 124 ТК ЕАЭС по запросу правообладателя этот срок продлевается таможенным органом, но не более, чем на 10 рабочих дней. Таким образом, приостановление выпуска товаров в случае нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности может занять не менее 20 рабочих дней.

Декларант 16.02.2018 подал на таможенный пост декларацию на товары, в которой заявил к выпуску различные товары, представляющие собой запасные части легковых автомобилей. В электронном поле G31_12 «Наименование товарного знака, места происхождения, объектов авторского, смежного права, патент» графы 31 ДТ указан товарный знак «EMEX». В электронном поле G31_11 «Наименование фирмы-изготовителя» графы 31 ДТ — «EMEX DWC-LLC». Инспектором принято решение о проведении таможенного контроля и 16.02.2018 направлено декларанту уведомление о проведении таможенного досмотра, назначенного на 17.02.2018.

Также в целях подтверждения соблюдения мер технического регулирования декларанту направлены запросы о предоставлении дополнительных документов — сертификатов соответствия на ввозимые товары. По результатам таможенного досмотра, проведенного с 17.02.2018 по 18.02.2018, установлен факт маркировки товара товарным знаком правообладателя при отсутствии разрешительных документов, 22.02.2018 таможней принято решение о приостановлении выпуска части товара по ДТ на 10 рабочих дней.

Аннулирование выпуска

В ст. 118 ТК ЕАЭС закреплено право таможенного органа на аннулирование выпуска товаров.

Аннулирование выпуска происходит в случае отзыва декларации самим декларантом:

  • при периодическом таможенном декларировании товары, заявленные в декларации на товары, не были предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему такую декларацию на товары, в течение заявленного периода либо фактически не вывезены с таможенной территории ЕАЭС в течение установленного срока (п. 9 ст. 116 ТК ЕАЭС);
  • зарегистрированная транзитная декларация на иностранные товары может быть отозвана декларантом до выпуска товаров таможенным органом либо после выпуска товаров таможенным органом до фактического убытия таких товаров с таможенной территории ЕАЭС (п. 4 ст. 113 ТК ЕАЭС);
  • товары, в отношении которых был осуществлен выпуск в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны либо таможенной процедуры свободного склада, не были вывезены соответственно с территории свободной экономической зоны либо свободного склада после такого выпуска и мотивированное обращение декларанта поступило не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 240 ТК ЕАЭС.

Предварительное декларирование

Согласно положениям ст. 114 ТК ЕАЭС при предварительном декларировании если транспортное средство, перевозящее товар, еще не прибыло на таможенную территорию ЕАЭС, декларация уже может быть подана без указания сведений о транспортном средстве (но вид транспортного средства должен быть указан) и транспортных документов (транзитной декларации, CMR). Такие декларации регистрируются таможенным органом, «поступают» в буфер предварительных деклараций на товар (далее — ПДТ).

В таком состоянии декларации могут пробыть до 30 календарных дней, до истечения этого срока декларант должен доставить груз на таможенную территорию ЕАЭС и предоставить недостающие сведения. По истечению этого срока, если декларант не выполнил указанные требования, то таможенный орган отказывает в выпуске.

Автоматическая регистрация ДТ. Автоматический выпуск

Автоматическая регистрация ДТ и автоматический выпуск происходят без участия таможенного инспектора. Данные процедуры являются новшеством таможенного администрирования и применяются для ускорения товарооборота и обеспечения беспристрастности в принятии решений по выпуску товаров.

Критерии применения к декларации процедур автоматической регистрации и автоматическому выпуску таможенными органами не разглашаются. Можно точно говорить о таких параметрах, как:

  • правильность заполнения декларации;
  • безрисковые поставки;
  • простые товары;
  • декларанты находятся в зеленом секторе в рамках системы категорирования участников ВЭД.

При этом автоматический выпуск товаров возможен только в отношении автоматически зарегистрированных деклараций на товары.

Технология контроля за регистрацией таможенных деклараций основываются на алгоритмах автоматической сверки сведений, указанных в декларации на товары, со сведениями, получаемыми через СМЭВ по технологической карте межведомственного взаимодействия. Одним из базовых критериев автоматической сверки являются номера документов, выданных (зарегистрированных) органами по сертификации, включенных в реестры, формируемые Росаккредитацией. Несоблюдение требований к структуре номера разрешительного документа, указанного в графе 44 ДТ относится к уровню недопустимой ошибки, которая может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, информированию декларанта о невозможности автоматической регистрации таможенной декларации.

Таким образом, в случае отклонения системой декларации для автоматической регистрации и автоматического выпуска данная декларация поступает для проверки должностному лицу таможенного органа.

Примечания

  1. Статья 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  2. Статья 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статья 96 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ
  3. Статья 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  4. Статья 390 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  5. Приказ ФТС России от 07.02.2019 г. № 204
  6. Статья 121 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  7. Статья 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  8. Статья 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  9. Статья 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  10. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2019 г. № Ф05-24111/2018 по делу № А41-28169/2018
  11. Статья 118 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  12. Статья 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  13. Статья 113 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 188 от 19.12.2017 г.
  15. Статья 114 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  16. Памятка для участников ВЭД по нормативному правовому регулированию вопросов перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС
  17. СМЭВ — Система межведомственного электронного взаимодействия. Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

См. также

  • Стоимостные таможенные риски и проходные (индикативные) цены

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению Ваших товаров, а также иные консалтинговые и юридические услуги:

  • Таможенное оформление
  • Предварительное решение по классификации товара
  • Представление интересов в суде

См. также полный перечень наших услуг.