Программа обучения рабочих безопасным методам труда

Содержание

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда

Работник обязан проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда (ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все сотрудники организации, в том числе её руководитель.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников компании несёт работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инструктажи по охране труда

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный на рабочем месте;
  • внеплановый на рабочем месте;
  • целевой на рабочем месте.

Вводный инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда («вводный инструктаж») проводится инженером по охране труда или лицом, назначенным приказом руководителя Компании, до приёма на работу или в первый день приёма на работу, по Программе проведения вводного инструктажа по охране труда

  • со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности,
  • с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте («первичный инструктаж») проводится до начала работы непосредственным руководителем прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте:

  • со всеми вновь принятыми в компанию работниками;
  • с работниками, переводимыми в пределах компании;
  • с работниками, выполняющими новую для них работу;
  • с командированными и временными работниками;
  • со студентами и учащимися,прибывшими на практику.

Стажировка на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководители или лица их замещающие организуют обучение, вновь принятых работников, безопасным приёмам и методам работы путём прохождения стажировки на рабочем месте сроком от 2 до 14 смен.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии магазина по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Ежегодная проверка знаний.В процессе трудовой деятельности работники проходят ежегодную проверку знаний в постоянно действующей комиссии по «Программе обучения по охране труда для персонала».

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте («повторный инструктаж») проводится не реже одного раза в шесть месяцев, а при наличии опасных видов работ не реже одного раза в три месяца непосредственным руководителем, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте. В случае отсутствия работника на рабочем месте в установленные сроки (отпуск, командировка, больничный и т.п.), повторный инструктаж проводится в первый день выхода перед началом работы.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте («внеплановый инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, в следующих случаях:

  • при введении в действие новых или переработанных инструкций, положений, а также изменений и дополнений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений и инструмента;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или другой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе более 30 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте («целевой инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании в следующих случаях:

  • при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы за пределами Компании и другое);
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Проверка знаний работников и допуск к самостоятельной работе

Стажировка на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководители или лица их замещающие организуют обучение, вновь принятых работников, безопасным приёмам и методам работы путём прохождения стажировки на рабочем месте сроком от 2 до 14 смен.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Допуск к самостоятельной работе

По окончании стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов выполнения работы руководитель осуществляет допуск работника к самостоятельной работе, о чем делается соответствующая запись в распоряжении о допуске к самостоятельной работе и журнале инструктажа на рабочем месте.

Ежегодная проверка знаний.В процессе трудовой деятельности работники проходят ежегодную проверку знаний в постоянно действующей комиссии по «Программе обучения по охране труда для персонала».

Проведение обучений по охране труда и проверка знаний для руководителей и специалистов

Первичная аттестация руководителей и специалистов

После прохождения вводного инструктажа все руководители и специалисты, не позднее одного месяца со дня вступления в должность, должны пройти обучение в учебных центрах или в постоянно действующей комиссии Компании, по программе обучения руководителей и специалистов по охране труда, утверждённой на основании действующего законодательства о труде.

Повторная проверка знаний руководителей и специалистов

Не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят очередную проверку знаний по охране труда в постоянно действующей комиссии Компании или учебных центрах.

Внеплановая проверка знаний руководителей и специалистов

Проводиться в следующих случаях:

  • при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;
  • при переводе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;
  • при нарушении ими или подчинёнными требований законодательства о труде, отраслевых Правил эксплуатации и техники безопасности, инструкций по охране труда и других нормативных документов;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица.

(Более подробно Вы можете ознакомиться с материалом, пройдя по ссылке Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда

Источник: http://edu.trudcontrol.ru/~3p/item/mw34AtXX

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ – это вид обучения по охране труда, который проходят все работники предприятий и организаций, за исключением тех лиц, которые обязаны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Обучение проходят: технолог, конструктор, мастер, сварщик, продавец, операционист, уборщик производственных помещений и многие другие работники.

Обучение не проходят: специалист по охране труда, руководитель предприятия, лицо, на которое возложены функции специалиста по охране труда.

Цель обучения: предотвращение различных травм, несчастных случаев при непосредственном выполнении работы.

Нормативный документ: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ предусмотрено статьей 225 Трудового Кодекса РФ.

Срок обучения: проводится в течении месяца после поступления на работу.

Справка: Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ часто называют «Обучение по безопасности труда».

Читайте так-же:
Виды обучения по охране труда
Обучении по охране труда новых работников

Где проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ?

Этот вопрос решает руководитель организации на свое усмотрение. Он может направить своих работников в специализированный учебный центр, либо приглашать специалистов, либо организовать самостоятельное обучение на рабочем месте внутри предприятия.

Как правило, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится внутри организации, т.е. мы сами проводим данное обучение.

Для этого составляется программа обучения и определяется круг лиц, которые имеют право проводить данное обучение — лица, у которых есть определенные знания, опыт и квалификация.

Как самостоятельно организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ?

Как можно самостоятельно в организации провести данное обучение показано в данном видео:

эксперта в области охраны труда Анатолия Терентьева «Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ»

Ниже приведена текстовая версия видео:

Сегодня я хотел бы рассказать, как можно правильно провести обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ работников, которые не являются ответственными лицами, т.е. работников, которые непосредственно выполняют различные виды работ. Прежде всего необходимо составить советующую программу обучения…

Программа обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ

Приводим пример программы. Программа, как правило, включает в себя 5 разделов:

1 Раздел. Трудовое право.

• обязанности работодателя;
• права и обязанности работника;
• ответственность за нарушения требований охраны труда.

Не каждый работник знает, что работодатели имеют полное право расторгнуть трудовой договор с работником за нарушение за неоднократное нарушение требований охраны труда, либо за однократное грубое нарушение.

2 Раздел. Требование локальных документов по охране труда.

• технологические процессы;
• технологические карты;
• эксплуатационная документация на оборудование и приспособления, которые будут применяться у работника;
• инструкции по охране труда.

3 Раздел. Электробезопасность.

• опасность электрического тока;
• воздействие электрического тока;
• основные видимые неисправности электроустановок;
• порядок оказания первой помощи работнику, который оказался под воздействием электрического тока.

4 Раздел. Пожарная безопасность.

• действия персонала при обнаружении первичных признаков возгорания;
• эвакуационные пути выхода, которые могут применяться работником;
• мероприятия с огнетушителями.

Работник должен знать какие огнетушители применяются у него на работе, где они располагаются, в каком случае можно пользоваться данными огнетушителями и порядок их применения.

5 Раздел. Первая доврачебная помощь.

• кто имеет право оказывать помощь;
• основные мероприятия;
• практический навык.

Вот такая программа может быть составлена для обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ.

Срок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ

Срок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ — в течении месяца после поступления на работу.

Данное требование прописано в п. 2.2.1 Постановления 1/29 от 13 января 2003 года

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Объем программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ

Правила по охране труда не имеют регламента по объему и количество часов обучения. Любой руководитель может разработать данную программу обучения безопасным методам и приемам выполнения работ так, как он считает нужным.

Можно позаниматься и 8 часов, можно позаниматься и 16 часов. Главное, чтобы была советующая программа.

Результат обучения безопасным методам работ

По результатам обучения должна быть проверка знаний. А любое обучение должно заканчиваться оформлением протокола.

В этой статье мы узнали, что такое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, как организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, как составить программу обучения, и в какие сроки обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится в организации.

Безопасной вам работы!

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(3 5,00 из 5)

Допуск работников к самостоятельной работе: порядок проведения и оформление приказа

Найм Труда > Охрана труда > Допуск работников к самостоятельной работе: порядок проведения и оформление

Перед допуском к самостоятельной работе должна быть проведена стажировка, регламентируемая требованиями трудового законодательства. Непроведение стажировки рассматривается как нарушение закона.

Кого разрешается допускать к самостоятельной работе

Для чего нужен допуск?

Если работник недавно был принят на работу или в период его трудовой деятельности был полугодовой перерыв, то он может быть допущен к выполнению производственных задач после:

  • проведения инструктажей по пожарной безопасности и охране труда;
  • проверки усвоенных знаний инструктивных материалов;
  • после стажировки;
  • после прохождения медицинского осмотра.

Работник, пришедший в организацию недавно не знаком со многими нюансами выполнения работ, с правилами трудового распорядка. К примеру, если он будет, производить работы на оборудовании, то его необходимо ознакомить с работой этого технического устройства.

Не менее важно пройтись по территории предприятия и рассказать о возможных опасностях, указывая на места, где он находиться не должен.

По истечении 6 месяцев работнику также необходимо напомнить о правилах охраны труда и нахождении на территории объекта, так как в период продолжительного отсутствия он мог подзабыть о существующих опасностях.

Только после выполнения этих мероприятий работника можно будет допустить к выполнению работы самостоятельно.

Порядок допуска к самостоятельной работе

Необходимо пройти инструктаж.

На предприятии должен быть разработан документ, регламентирующий порядок допуска работника к самостоятельной работе. Это может быть стандарт или распорядительный документ.

Иногда в нем не все учитывается и во многих случаях следует пользоваться Правилами, например для электромонтеров или операторов водогрейных котлов.

Осуществляется допуск к работе поэтапно:

  • издается приказ по подразделению о прохождении стажировки. В документе указывается фамилия и полностью инициалы работника стажирующегося, а также лица, который является его стажером.

Не менее важно указать время прохождения стажировки, оно может варьироваться от 2 смен до 14. Это зависит от сложности выполняемой работы. К примеру, если для специальности уборщик производственных помещений достаточно двух смен, то для токаря нужно не менее 14.

Но решение о продолжительности принимает руководитель, при любом раскладе дел это не будет ошибкой, если нет иных данных из иных нормативных документов;

  • с распорядительным документом обязательно должен быть ознакомлен работник и его стажер под подпись. Напротив подписи должна быть указана дата, иначе подпись будет недействительна;
  • после прохождения стажировки и соответствующего инструктажа оформляется приказ на допуск к самостоятельной работе.

Выполнение этих требований обязательно для работодателя.

Данные приказы обычно издаются отделом кадров, а контролируются службой по охране труда.

При возникновении несчастного случая с работником распорядительные документы приобщаются к делу.

Как оформляется допуск

Работник подписывает документ.

Чтобы работник был допущен к выполнению должностных обязанностей, необходимо правильно оформить допуск.

Процедура оформления заключается в следующем:

  1. На основании регламентирующих документов издается приказ по подразделению. В этом документе указываются фамилия и инициалы полностью работника, допущенного к выполнению работ. Указывается дата, начиная с которой можно работать самостоятельно;
  2. Непосредственный руководитель должен проверить знания работника в области охраны труда на его рабочем месте, усвоение материала о регламенте работы предприятия, правила хождения по территории объекта и иных сведениях, необходимых для обеспечения безопасной работы;
  3. Обязательно следует подписаться самому работнику об ознакомлении с этим документом;
  4. После ознакомления можно смело приступать к выполнению производственных задач.

Приказ на допуск к работе с подписью работника и руководителя свидетельствует о том, что начальные меры по охране труда соблюдены.

К лицу, стажирующему работника, тоже предъявляется ряд требований. Он должен быть обучен, аттестован и иметь соответствующую квалификацию.

Оформление приказа о допуске к самостоятельной работе

Для различных должностей разный порядок допуска.

Итак, чтобы допустить работника к самостоятельному выполнению работ ему необходимо пройти стажировку и это обязательное требование по охране труда. Для оформления приказа нет специально установленных форм, то есть в каждой организации это делается в соответствии с внутренним регламентом.

Хранение документа осуществляется тоже в установленной порядком форме, согласно инструкции по делопроизводству. Приказ является кадровым. Все приказы рекомендуется издавать в двух экземплярах, одни подшиваются в одно дело, а другие вклеиваются в личные карточки работающих.

Приказы предъявляются органам, осуществляющим контроль за охраной труда на предприятии, а также необходимы для расследования причин травматизма.

При отсутствии данных документов, делаются выводы, что работа службы ОТ и ТБ не эффективна и на работодателя зачастую накладываются штрафные санкции.

Оформление допусков на иные виды работ

На предприятиях возможны и такие нюансы, когда работник наряду с основными обязанностями должен выполнять иные функции. Например, слесарь по ремонту трубопроводов должен производить внутренний осмотр дымовой трубы. Соответственно он, так или иначе, производит выполнение этих работ на высоте.

Согласно требованиям правил ему необходимо:

  • пройти медосмотр;
  • обучиться на верхолазные работы;
  • получить целевой инструктаж;
  • пройти стажировку.

После прохождения всего перечисленного ему можно производить осмотры трубы, но при этом не забывать пользоваться всеми средствами страховки.

В этом видео вы найдете инструктаж по охране труда для офисного сотрудника.

1. Проверка знаний учащихся.

Только систематически осуществляя проверку понимания учащимися проводимых объяснений, усвоения знаний, умения применять их в разнообразных условиях, постоянно следя за ходом необходимых навыков, можно вовремя внести соответствующие коррективы в работу, организовывать своевременное устранение пробелов, обнаруженных в подготовке школьников, обеспечить усвоения для успешного продвижения каждого ученика в овладении программой.

Систематическая проверка и учет подготовленности учащихся по математике позволяет судить о результатах обучения, о фактическом выполнении учебной программы.

Учитывая цели и значение постоянной проверки и учета знаний, учащихся в процессе обучения, в школе используется различные виды такой проверки, осуществляемые в разнообразных формах, с использованием специальных методических приемов.

Итак, основные цели проверки: получение обратной информации о подготовленности учащихся к дальнейшей работе над новыми вопросами курса и подведение итогов обучения. Они определяют и два основных вида проверки: текущую проверку знаний, учащихся осуществляемую из урока в урок, и итоговую проверку, приуроченную к окончанию работы над тем или иным разделом (темой) курса и к окончанию каждой четверти учебного года.

Текущая проверка предполагает, прежде всего, выяснение уровня подготовленности учащихся к изучению новой темы, нового вопроса курса, к рассмотрению которых предполагает перейти учитель.

Предварительная проверка знаний необходима при переходе к изучению каждого нового вопроса, рассмотрение которого опирается на использование тех знаний, которыми учащихся должны были овладеть на предыдущих занятиях.

Особенно большое значение она приобретает в начале учебного года, когда после длительного летнего перерыве в учебе учащиеся, естественно, что — то забывают, возникает необходимость активизации приобретенных ранее знаний. Прежде чем спланировать соответствующую работу с классом, чтобы сделать ее возможно более целесообразной, необходимо выяснить, какие именно вопросы нуждаются в особом внимании при повторении пройденного на уроках, какие индивидуальные задания могут помочь в устранении пробелов, возникших в знаниях отдельных учащихся.

Наиболее оперативной формой такой предварительной проверки является проведение соответствующим образом составленной проверочной работы. Предназначенной для самостоятельного письменного выполнения учащимися. Такие проверочные работы должны быть не велики по объему, занимать на уроках от 5 до 15 минут (в зависимости от содержания). В первые дни учебных занятий они могут проводиться на каждом уроке, служа отправным моментом для учителя при обдумывании того, как определить цели и задачи следующих уроков, какие вопросы из пройденного рассмотреть для закрепления и совершенствования приобретенных ранее знаний.

В такие работы надо включать наиболее существенные вопросы из пройденного, причем преимущественно относящиеся к проверке умений и навыков. Выполненную на уроке работу полезно проверить на самом уроке, чтобы прослушать пояснения учащихся, в ходе которых будут повторены соответствующие правила, раскрыты применявшиеся приемы вычислений, обнаружены ошибки, допущенные отдельными учениками, и вскрыты их причины. Такая проверка в ходе коллективной работы с классом позволит повторить все эти вопросы всем ученикам. При проверке тетрадей учителем после уроков важно выделить работы тех учащихся, у которых обнаружились некоторые типичные для них (но не для всех учеников класса) ошибки. В соответствии с этим учителя подготавливают, как правило, индивидуальные задания для этих учащихся. Сочетание проверочных письменных работ с устной проверкой знаний школьников, с коллективной работой над ошибками и выполнение индивидуальных заданий с последующим устным опросом — наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся и попутно восполнение обнаруженных пробелов.

Проверка, предваряющая переход к работе по новой теме программы, должна быть направлена на выявление уровня усвоения именно тех вопросов из пройденного, которые необходимы в качестве основы для изучения новой темы. Поэтому, прежде чем приступить к изучению новой темы, нужно проанализировать, какие вопросы из пройденного будут здесь иметь наиболее важное значение.

По данным предваряющей проверки подготовленности детей оценку их знаний производить, как правило, не имеет смысла. Это не соответствовало бы основной задаче, решаемой в это время учителем, — выяснить недостатки в знаниях, восполнить их.

Тем же целям часто подчиняется и текущая проверка знаний, умений и навыков, которая проводиться в ходе изучения той или иной темы. Так, уже на первом уроке, посвященном рассматриванию какого — то вопроса, после первичного закрепления новых знаний бывает полезно провести самостоятельную работу для того, чтобы, с одной стороны, закреплять приобретаемые знания, а с другой стороны — проверить, как понято школьникам новое. Это также важно для планирования работы на следующем уроке. Было бы неправильно оценивать работу детей над материалом, который еще не усвоен ими в необходимой мере. Это относится и к устному опросу по новому материалу и к письменным классным или домашним работам учащихся.

Иное дело, когда прошел уже период закрепления новых знаний, умений и навыков (период этот, конечно, будет различным для разных вопросов), когда учитель может рассчитывать на то, что большинство учащихся с соответствующими заданиями справится. На этом этапе необходимы проверка и учет, оценка усвоения детьми пройденного.

Устный опрос учащихся часто связывается с проверкой домашнего задания. Тогда постановкой соответствующих вопросов учитель стремится выяснить умения объяснить выполнение вычисления, обосновать выбор действия при решении задачи, предложенной на дом, понимание тех вопросов теории, рассматривались ранее и которые нашли применение в домашней работе. Устный опрос может быть построен и на том новом материале, который в данный момент рассматривается в классе (например, после объяснения правила умножения чисел с разными знаками учитель может вызвать ученика для решения аналогичных примеров и, задав ему 2 — 3 дополнительных вопроса по ранее пройденному, выставить оценку за ответ).

Оцениваться могут и ответы учеников, принимавших активное участие во время фронтальной работы с классом. Фронтальную проверку полезно организовывать с использованием разного рода «сигналов», позволяющих учителя проследить за правильностью выполнения задания каждым учеником.

Широко используется в практике также так называемая полуписьменная форма проверки знаний, умений и навыков учащихся. Чаще всего она проводится в форме математических диктантов. Цель таких диктантов может быть различной. С целью проверки усвоения соответствующих формулировок лучше дат диктант, когда учитель формулирует задания с использованием различных терминов, а дети записывают либо соответствующие выражения, либо знак действия, которое должно быт выполнено в данном случае.

Оценка классных и домашних самостоятельных работ, построенных на знакомом материале, как правило, должна сочетаться с устной проверкой усвоения учащимися отдельных вопросов теории, навыков вычисления и др.

В текущие письменные контрольные работы наряду с вопросами рассматриваемой темы должны включатся и задания по ранее изученным разделам программы. Такие работы могут быть построены на однородном материале (скажем на материале письменных вычислений или решения задач), но могут быть и комбинированными: включающими как арифметические, так и алгебраические и геометрические задания, упражнения в вычислениях.

В текущей проверке, однако, в некоторых отношениях более целесообразными оказываются контрольные работы однородного состава. В этом случае, пометив в журнале содержание каждой такой работы, учитель более точно будет представлять себе, с какого рода заданиями хуже справляются многие ученики (или отдельные учащиеся).

Итоговая проверка и оценка знаний имеет целью установить, как усвоили школьника основные, предусмотренные программой обучения знания, умения и навыки, необходимые им для успешного усвоения всего курса.

Не следует перегружать такие виды работы заданиями, посвященными частным вопросам, предъявлять к учащимся требования, завышающие программу. В связи с этим, как правило, итоговые работы по своему содержанию могут быт несколько легче, чем контрольные работы, проводимые учителем при текущей проверке знаний учащихся.

На выполнение итоговой контрольной работы отводиться 35 — 40 минут. Объем каждой письменной работы должен быт таким, чтобы ученики имели возможность не только выполнять ее в установленный срок, но и проверить свою работу.

2. Домашнее задание как один из способов проверки знаний учащихся.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома ученики, не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Создаются условия для тренировки учащихся в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом. Но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Однако, изучая опыт, приходиться констатировать, что одним из типичнейших недостатков в постановке обучения математики в школе является перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка эта проявляется в двух формах:

  • задания на дом оказываются чрезмерно большими по объему;
  • задания оказываются чрезмерно трудными для детей, не могут быть выполнены ими без посторонней помощи.

Чтобы избежать такого положения, необходимо, систематически работая над развитием у детей умения, связанных с выполнением учебных заданий, время от времени проверять, какие задания могут быть ими выполнены самостоятельно и за какое время. Эта задача не требует проведения специальных проверок. Важно только иметь в виду эту цель при обычных повседневных самостоятельных работ на уроке, фиксируя время, затраченное на выполнение того или иного задания, отмечая задания, с которыми успешно справляются все ученики. Предлагая задания на дом, учитель должен быть, уверен, что он посильно и что оно потребует в среднем около 20 минут. Поскольку умения и навыки, связанные с выполнением самостоятельной работы, развиваются постепенно, задания на дом могут предлагать, только начиная с того момента, когда существуют необходимые для этого условия. Иначе, как это сейчас довольно часто бывает, задания на дом оказываются не для учащихся, а для их родителей.

Важен вопрос о содержания задания для самостоятельной работы учащихся при обучении математики.

Это могут быть задания всех тем видов, которые и в классе выполняются детьми в ходне самостоятельной работы: вычисления, сравнение выражений, решение уравнений, задания геометрического содержания , это могут быть и текстовые задания и др. Однако предлагаться они должны после соответствующей подготовке в классе.

В связи с этим возникает вопрос о том, в каждой связи материалом урока должны находиться задания для домашней работы детей. Этот вопрос следует решать в каждом конкретном случае по — разному. Пусть, например, на уроке рассмотрен новый, но относительно легкий вычислительный прием, причем на уроке учителю удалось объяснит закрепление введенного приема. Учитель убедился, что дети поняли новый материал и могут справиться с аналогичными упражнениями самостоятельно. В этом случае вполне целесообразным будет ввести в домашнее задание, упражнения именно того вида которые разбирались на самом уроке. домашняя работа учащихся будет естественным логическим продолжением работы, проведенное на уроке, и послужит закреплению приобретенных на нем знаний. Проверка этой работы на следующем уроке создаст условия для развития, совершенствования приобретенных знаний на основе применения их в несколько измененных условиях, на упражнениях новых видов.

Иное дело, если на уроке рассматривалось впервые какое — то новое, относительно трудное для восприятия детей понятие, правило, задача, для усвоения которых требуется длительная работа под руководством учителя. В этом случае, включив сразу же новый материал в упражнения для домашней работы детей учитель допустил ошибку. Оказавшись недостаточно подготовленными к сознательному выполнению заданий, дети либо выполняют его формально, либо обратятся за помощью к старшим. Помощь родителей в таких случаях нередко может оказаться не только не полезной, но даже вредной, если их пояснения не совпадут с тем подходом, который был избран учителем. Очевидно, в случае, когда новый материал еще не может быть включен в домашнее задание, содержание этого задания должны стать упражнения из пройденного ранее. Отбирая упражнения для домашней работы, в этом случае особенно важно продумать, что из ранее пройденного может особенно понадобиться на следующем уроке (или на ближайших уроках), что может послужить основой для лучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. В этой связи можно говорить о необходимости при составлении тематического плана планировать домашнюю работу детей.

Проверка домашней работы детей необходима всегда, но форма ее осуществления могут быть весьма различны, и решение этого вопроса также требует учета конкретного содержания проверяемой работы, ой цели которую она преследовала.

Так, если домашняя работа учащихся не была органически связана с материалом предыдущего урока и не связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверка ее в классе могла бы только отвлечь внимание учащихся от главного. В таких случаях целесообразно ограничиться проверкой фактического выполнения задания учащимися (с помощью беглого просмотра тетрадей на уроке), а правильность выполнения заданных упражнений проверить во внеурочное время.

Если же домашняя работа была построена на материале, представляющем интерес в сете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своего рода мостика между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будет посвящен данный урок. В таких случаях часто бывает не только проверить. Скажем, правильность полученных ответов. Но и прослушать объяснение выполненных действий, решение задачи и т.п. При проверке домашнего задания в этих случаях часто должны звучать вопросы вида: «Почему?», «Как рассуждал?», «Что узнал?», «Как проверил правильность решения?» и т.п.

Довольно часто используется выборочная проверка домашней работы учащихся, при которой проверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти к материалу данного урока.

Если домашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предполагает после этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связанно с материалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно может быть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы — ее место определяется возможностью установления связи между вопросами, рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служат предметом рассмотрения на уроке.

проверке домашней работы учащихся может сочетаться с текущей проверкой знаний учащихся. В этом случае устные ответы на вопросы, позволяющие выяснить сознательность выполнения учеником работы, выполнение задания, аналогично тому, которое предлагалось на дом, могут служит хорошим материалом для оценки уровня усвоения материала учеником.

3. Самостоятельная работа как один из способов проверки знаний учащихся.

Самостоятельна работа учащихся может быть направлена на закрепление и совершенствование приобретенных ранее знаний, так и на подготовку к рассмотрению нового, а иногда и на самостоятельное решение новых задач или какого — то нового для учащихся вопросов теории, на самостоятельное приобретение новых знаний. Самостоятельна работа учащихся при обучении, как и беседа, вначале связывалось почти исключительно с организационной репродуктивной (воспроизводящей) деятельностью школьников. Такая самостоятельна работа могла выполняться главным образом с целью контроля за усвоением; усвоение уложение отрицательных чисел может быть поведено в ходе устной беседы, а может быть организовано и с выполнением самостоятельной письменной работы или арифметического диктанта. Помимо функций контроля, такая работа выполняется с целью усвоения сообщаемых знаний.

В целях активизации самостоятельной деятельности учащихся в самостоятельную работу включались задания, требующие не только простого воспроизведения заученных определений, правил и других сведений, не только механического переписывания, но и применения усвоенных знаний (к этому типу работы может быть отнесено, например, выполнение вычислений с применением усвоенных приемов др.).

В дальнейшем под влиянием требования развития самостоятельной мысли школьников, развитие их творческих способностей возникли принципиально новые виды заданий для самостоятельной работы, требовавшие применения усвоенных знаний в разнообразных и более сложных условиях, чем те, в которых эти знания сообщались. При выполнении таких работ нельзя уже ограничиться лишь репродуктивной (воспроизводящей, исполнительской) деятельностью, а возникает необходимость выполнения самостоятельного поиска решения, рассмотрение возможных вариантов выполнения задания, отбора наиболее целесообразных их них и т.п. Такие самостоятельные работы более всего отмечают современным задачам школы — формированию творческой личности, обладающей умением самостоятельно применять и приобретать знания.

С этой точки зрения большое значение имеет использование упражнений учебника не только в качестве материала, который должен быт разработан под руководством учителя, но и в качестве материала для самостоятельной работы учащихся. Открывающиеся в этом отношении возможности далеко не всегда используются в практике.

Проблемность при обучении математике возникает совершено естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций пр. В самом деле, в сущности не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и в дидактических материалах, и ест своего рода проблемы, над решением которых ученик должен будет задуматься, если не превращать их выполнение искусственно в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Думая, что, облегчая детям усвоение курса, учителя нередко наносят ущерб делу, разучивая с учениками способы решения задач определенных видов, предлагая подряд число однотипных упражнений, каждое из которых, будучи предъявлено среди упражнений других видов, без дополнительных объяснений, могло бы послужит для оттачивания собственной мысли учащихся.

Скажем, упражнения в сравнении выражений, требующие, как правило, использования известных детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы именно для постановки перед детьми соответствующих познавательных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решен не только образовательных, но и воспитательных задач обучения. Способствуя развитию не только познавательных способностей учащихся, но и таких черт личности, настойчивость, инициативность, умение преодолевать трудности и др.

Само собой разумеется, что такой подход к делу может принести пользу лишь в том случае, если учитель все время следит за тем, чтобы соответствующие задания были доступны для учащихся, чтобы они отвечали уровню подготовки каждого ученика.

4. Коррекционная направленность урока математики для детей с нарушением зрения.

Вторичные отклонения, вызванные нарушением зрения, отрицательно сказываются на усвоении учащимися общеобразовательных предметов, в том числе и математики.

Так, фрагментарность восприятия детей с нарушением зрения приводит к ошибкам опознания, а следовательно. И дифференциации геометрических фигур, особенно, когда варьируются их элементы (величина углов, протяженность сторон, количество углов и сторон). Замедленность восприятия проявляется например, при предъявлении детям наглядного материала. Трудности выполнения предметно — практических действий сдерживают формирование математических понятий и овладение чертежно — измерительными навыками. Дефицит чувственного опыта осложняет понимание содержания арифметических задач т.д.

Все это приводит к тому, что слепые слабовидящие учащиеся испытывают повышенные трудности в усвоении математики по сравнению с их зрячими сверстниками.

Учащиеся средней специальной школы для слепых и слабовидящих детей получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовой школы. Основная задача учителя — дефектолога состоит в том, чтобы подготовить слепого ученика к самостоятельной жизни.

Коррекционная направленность на уроках математики состоит в развитии пространственных представлений и восприятий окружающих предметов, в развитии памяти, наблюдательности, внимания, логического мышления и логической речи.

Слепые дети располагают чрезвычайно небольшим запасом пространственных представлений. Расширение и пополнение этого запаса происходит у них значительно медленнее и свое образнее, чем у зрячих. Поэтому на уроках математики учителя заботятся о правильном формировании у слепых детей новых для них понятий, о привитии навыков самостоятельного доказательства теорем, задач, построений, вычислений. Если у слепого ученика имеется правильное и четкое представление об изучаемом предмете, то и различные преобразования и вычисления он делает быстро, логически обосновывая все операции.

Мировосприятие незрячего основано главным образом на осязании и слухе. Поэтому для развития пространственных представлений у слепых учащихся необходимо опираться не только на слуховое восприятие, и на осязание (мышечное ощущение), двигательное чувство, остаточное зрение. Внимание у незрячих должно быть более концентрировано, чем у зрячих. У них должен быть более натренированный механизм памяти пространственного воображения, мышления, так как они чаще, чем зрячие, вынуждены дополнять воображением и домысливать, то, что благодаря зрению дается непосредственно и легко.

Проблему развития пространственных представлений всегда ставят в зависимости от осуществления принципа наглядности. Применение в ходе урока наглядных пособий помогает учащимся быстрее, легче и проще усваивать изучаемый материал, вносит много нового, развивает творческие способности учеников, дает им возможность обогатить свои пространственные представления.

В педагогической практике условно выделяют две формы наглядности: первичная (до получения знаний) и вторичная (закрепление). Первичная формам наглядности сопровождается показом объектов или их изображений, вторичная — носит контрольно — тренировочный характер, так как при повторном использовании наглядности учащиеся конкретизируются. Уточняют их представления и формируются необходимые знания.

При использовании наглядности важно учитывать возраст учащихся, особенности и уровень развития личности, потенциальные возможности. Поэтому с первых уроков геометрии наряду с геометрическими построениями с помощью простейших инструментов используется и моделирование, т.е. учеников месте с учителем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, оргстекла, проколки (макеты многоугольников многогранников, таблицы чертежи для решения задач, дидактический материал). Эти пособия должны отвечать определенным дидактическим требованиям: наглядность должна направлять, воспитывать художественный вкус, способствовать усвоению знаний.

Решение задач по готовым данным мало способствует развитию пространственных представлений и практических навыков. Решение же задач с использованием моделей более продуктивно. Рассматривая чертежи, модели, давая определения, учитель предлагает учащихся найти вокруг себя предметы, отвечающие этим понятиям. Такая работа активизирует учащихся, заставляя думать, воспроизводить, быть внимательными и наблюдательными. Расширению пространственных представлений учеников способствуют задачи на построение. Исследование, проводимые в процессе решения задач на построение, заставляет ученика варьировать данные, получаемые все новые по форме искомые фигуры. Все это обогащает содержание представлений, уточняет их.

Не менее важным методом обучения для слепых и слабовидящих является индивидуальный метод. Индивидуальная работа ведется на протяжении всего урока с учетом способностей учащихся. Одним из приемов этого метода является устные упражнения, которые активизируют мышление учащихся, способствуя развитию памяти, внимания, речи.

Например: Тема урока «действия над натуральными числами».

На карточках задание:

1. Решить уравнение

  • (2х+6): 3=36;
  • 108: (х- 24)=4;
  • (36 -х):5 =25

2. Найти значение выражения:

  • 429,31 — 29,31 — 91,8 =

3. Выбрать из чисел 2, 4, 6, 8, 12, 114, 16 те, которые являются:

  • делителями числа 30;
  • кратными 4.

Работает весь класс, даже самые слабые. При таком подходе можно отметить несколько положительных не только обучающих, но и коррекционно — воспитывающих моментов: развитие памяти, внимания. Мышления. Устной грамотной речи, настойчивости и трудолюбия, активной творчески мыслящей личности и взаимопонимания между учителем и учеником.

Среди разнообразных методов, применяемых на уроке математики, необходимо отметить «устное письмо». Все мы знаем замедленность письма по Брайлю, следовательно, за урок можно выполнить немного письменных заданий. Особенно при решении стереометрических задач или алгебраических выражений. За урок необходимо научить не только мыслить, но и оформлять эти мысли письменно. Этот момент для наших ребят очень труден. А чтобы урок был насыщен, продуктивным и интересным, используется «устное письмо». Смысл «устного письма» в том, что ученик не просто объясняет решение, а дает его запись. Поэтому при решении различных задач и алгебраических выражений делаем минимум записи в тетради, когда метод уже отработан, запись опускаем вообще. Используя этот метод, можно выполнить на уроке большой объем работы. Даже в старших классах решаем до 4-5 задач, одну из них письменно, но тоже с кратким оформлением. На другом уроке все задачи решаем «устное письмом», а на дом задаем одну с полным оформлением письменно.

Организация работы по охране труда: практические рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений

Требования законодательства в отношении охраны труда работников ЛПУ

На руководителе ЛПУ лежит большая ответственность по организации оказания надлежащей медицинской помощи населению. Как правило, работа всех служб учреждения направлена на достижение этой цели. Но, кроме этого, трудовое законодательство регламентирует обязанности работодателя в отношении сохранения жизни и здоровья персонала, выполняющего свои функциональные обязанности.

ЛПУ по перечню вредных и опасных факторов гораздо сложнее и опаснее любого промышленного предприятия: лифты, автотранспорт, котельные, пищеблоки и прачечные, ионизирующие и лазерные излучения, радиоактивные, ядовитые, химические вещества, газы, лекарственные препараты, опасность инфицирования персонала при контакте с пациентами, эксплуатация сложнейшего высокотехнологичного медицинского электрооборудования — далеко не полный перечень факторов, при работе с которыми требуется не только специальная подготовка персонала ЛПУ, но и организация контроля за безопасными условиями работы. Создание системы управления охраной труда в ЛПУ, которая обеспечит комфорт и безопасность сотрудников при выполнении своих функциональных обязанностей, требует от руководителя ЛПУ не только знаний нормативно-правовой базы по охране труда, но и опыта в области менеджмента.

Обязанности работодателя — руководителя ЛПУ по обеспечению безопасных условий и охраны труда регламентированы Трудовым кодексом РФ (ст. 212) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп.) и приказом Минздрава России от 29.04.1997 N 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Уголовным кодексом РФ (ст. 143) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.) определена ответственность за последствия невыполнения этих обязанностей. «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом <…>, исправительными работами на срок до 2-х лет либо лишением свободы на срок до 1-го года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без таковых».

Служба по охране труда

Для соблюдения требований трудового законодательства в ЛПУ необходимо разрабатывать и внедрять систему управления охраной труда с привлечением всех служб учреждения, т.к. вопросы создания безопасных условий труда решаются всегда комплексно.

В первую очередь, в ЛПУ создается служба по охране труда. Возможны три варианта решения данного вопроса: введение в штатное расписание ставки инженера по охране труда (вводится при численности работников более 50 чел.), заключение гражданско-правового договора на перечень оказываемых услуг по охране труда с привлекаемым специалистом либо возложение данных обязанностей на уполномоченного руководителем работника из числа технического персонала. Согласно квалификационным требованиям, инженер по охране труда должен иметь техническое образование, соответствующее обучение или опыт работы в этой области. Руководителем ЛПУ издается приказ, разрабатывается должностная инструкция (регламент) специалиста и положение о службе охраны труда. Численность работников службы определяется руководителем ЛПУ в зависимости от численности персонала и специфики ЛПУ.

Распорядительной документацией по ЛПУ определяется перечень должностных лиц, на которых возлагается решение общих вопросов организации работы по охране труда, как правило, это заместитель руководителя ЛПУ и руководители структурных подразделений или главные специалисты.

Издаются приказы о назначении ответственных лиц по разделам работ по охране труда и по работам повышенной опасности. В качестве документа, на основании которого определяется перечень таких лиц, можно рекомендовать письмо Минздрава России от 19.10.2000 N 2510/11377-32 «О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности», где приведен перечень должностей и профессий работников ЛПУ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда. Данный перечень является обязательным, но может быть дополнен с учетом специфики и особенностей ЛПУ. Для ответственных лиц разрабатываются регламенты по разделам ответственности. Например, ответственным лицом за безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, приказом назначается старшая медицинская сестра стерилизационного отделения.

Дополнительно к регламенту старшей медицинской сестры стерилизационного отделения разрабатывается регламент ответственного за безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением. В нем перечисляются требования к организации работы по данному разделу ответственным лицом в целях обеспечения безопасности персонала, который по своим функциональным обязанностям эксплуатирует сосуды, работающие под давлением. Ответственное лицо, назначенное приказом, должно быть обязательно обучено в лицензированном учебном центре по разделу ответственности и обязано выполнять весь комплекс организационных мер на соответствующих рабочих местах, включая осуществление контроля.

Для оптимизации работы должно быть предусмотрено наличие дублеров, на случай ухода ответственных лиц в отпуск, болезни, отъезда в командировку или учебы. Лица, замещающие ответственных исполнителей, должны быть также обучены по соответствующим разделам и включены в распорядительную документацию.

Административно-общественный контроль

В ЛПУ рекомендуется внедрять систему административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, или трехступенчатого контроля, который является основной формой контроля работодателя и комитетов (комиссий) по охране труда за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими правил, норм, инструкций и других нормативных правовых актов по охране труда. Он проводится: на первом уровне (ступени) — в структурном подразделении; на втором уровне (ступени) — в подразделении организации; на третьем уровне (ступени) — в ЛПУ в целом.

Комитет (комиссия) является одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Положение о комитете утверждается приказом руководителя ЛПУ с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Особое место в организации контроля за состоянием условий и охраны труда в ЛПУ отводится уполномоченным по охране труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда — представители работников, осуществляющие общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда. Уполномоченные выбираются на общем собрании трудового коллектива.

Выявленные нарушения и замечания на всех ступенях административно-общественного контроля должны немедленно устраняться либо включаться в планируемые мероприятия по охране труда и в кратчайшие сроки выполняться.

Большая часть обязанностей руководителя ЛПУ по вопросам охраны труда связана с результатами проведения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда в ЛПУ. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 утвержден порядок проведения АРМ. Аттестационная комиссия, созданная приказом руководителя ЛПУ, формируется на паритетной основе из специалистов ЛПУ и аттестующей организации. Качество проведения АРМ зависит от отношения членов аттестационной комиссии к подготовке исходных данных: перечней профессий и должностей, рабочих мест, имеющихся в ЛПУ, и тщательного анализа вредных и опасных факторов на аттестуемых рабочих местах для их оценки и замеров. Именно поэтому в состав комиссии рекомендуется включать достаточно большой перечень специалистов, в т.ч. руководителей структурных подразделений. По результатам АРМ:

— определяются льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;

— корректируются списки работников по прохождению медицинских осмотров (дополнительно включаются выявленные при АРМ вредные и опасные факторы);

— расширяется и уточняется ассортимент и номенклатура средств индивидуальной и коллективной защиты;

— разрабатывается конкретный план реализации мероприятий по устранению или минимизации вредных и опасных факторов с целью оздоровления рабочих мест сотрудников;

— по фактическим условиям на рабочих местах приводятся в соответствие трудовые договоры, в частности, по рабочим местам инвалидов в соответствии с рекомендациями реабилитационных карт.

И, самое важное, — результаты проведения АРМ доводятся до каждого работника, который должен быть проинформирован о фактическом состоянии его рабочего места.

Списки профессий и должностей работников, имеющих право на сокращенную продолжительность рабочей недели, дополнительный отпуск, получение молока или других равноценных продуктов, моющих и обезвреживающих средств, специальную одежду и обувь и т.д. по результатам проведения АРМ, и план реализации мероприятий по оздоровлению рабочих мест должны быть включены в коллективный договор ЛПУ в виде приложений.

При разработке проекта коллективного договора, в частности, раздела по охране труда, необходимо учитывать и мероприятия, отраженные в актах по форме Н-1 (постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»), которые составляются по результатам расследования несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ руководитель ЛПУ обязан организовать расследование несчастных случаев, произошедших в ЛПУ. Своим приказом он создает комиссию, которая в установленные сроки расследует произошедший случай, связывая или не связывая его с производством. В случае установления его связи с производством составляется акт по форме Н-1. Данный акт после окончания расследования и подписания членами комиссии утверждается руководителем ЛПУ.

В последнее время, к сожалению, акцент при расследовании несчастных случаев делается на выявлении причины произошедшего и на констатации факта — связан данный случай с производством или нет. Но перечень профилактических мероприятий, необходимых для исключения повторения случившегося разрабатывается формально. Стандартная формулировка о проведении внеплановых инструктажей заставляет задуматься, когда в качестве причин несчастного случая указывается, например, неудовлетворительное содержание зданий и территории или использование работника не по специальности. Конкретные профилактические мероприятия, направленные на обучение работников, ремонтные работы, замену оборудования, приобретение приспособлений и оснастки, обеспечение дополнительными средствами защиты, выявленные при расследовании несчастных случаев на производстве, необходимо объективно оценивать, указывать в актах и включать в коллективный договор. Руководитель ЛПУ должен быть заинтересован в отсутствии травм и профзаболеваний и в обеспечении безопасных условиях труда персонала.

Обязанности инженера по охране труда

При организации работы по охране труда большая роль отводится инженеру по охране труда. Многие руководители включают ставку специалиста в штатное расписание административно-хозяйственной или юридической службы, отдела кадров, заведомо исключая контрольные функции инженера по охране труда в отношении «своего» подразделения. Необходимо знать, что по вопросам охраны труда подчиненность должна осуществляться непосредственно руководителю ЛПУ или его заместителю, на которого приказом возложена ответственность за организацию данной работы в ЛПУ.

Безусловно, тот объем работы, который выполняется в настоящее время в ЛПУ, не всегда характерен для медицинских профессий, но это не причина поручать решение вопросов пожарной безопасности, метрологии, обращения с медицинскими отходами инженеру по охране труда. В некоторых ЛПУ данному специалисту иногда поручают составлять и согласовывать списки на прохождение медицинских осмотров и разрабатывать инструкции по охране труда вместо руководителей структурных подразделений, видимо считая, что он недостаточно загружен.

Работа инженера по охране труда не «кабинетная». Контрольные функции с целью выявления недостатков в организации работы, помощь руководителям структурных подразделений в решении вопросов обеспечения безопасных условий труда, консультирование работников, расследование несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций, организация обучения — достаточно сложный перечень вопросов, требующих знаний нормативно-правовой базы и практического умения работать с персоналом. Решение этих вопросов в рамках функциональных обязанностей и привлечение ответственных лиц и других служб обеспечивает выполнение требований законодательства в отношении жизни и здоровья персонала ЛПУ.

Обучение и контроль знаний по охране труда

Особое внимание в системе управления охраной труда в ЛПУ отводится обучению и проверке знаний требований по охране труда. Помимо руководителя ЛПУ, ответственных лиц по разделам работ по охране труда, дублеров и инженера по охране труда, которые должны быть обучены в лицензированных учебных центрах, внутри ЛПУ необходимо организовать обучение и проверку знаний по охране труда руководителей структурных подразделений и специалистов. Приказом руководителя ЛПУ не реже одного раз в три года специально созданная комиссия осуществляет проверку знаний у руководителей и специалистов, которая фиксируется протоколом.

В соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» в состав комиссии включаются руководитель ЛПУ и специалисты структурных подразделений, службы охраны труда, представители выборного представительного органа, в т.ч. уполномоченные (доверенные) лица.

До проверки знаний рекомендуется провести цикл лекций, довести информацию об обновлении нормативной базы, прокомментировать некоторые положения, проконсультировать руководителей и специалистов по вопросам законодательства, ответить на конкретные вопросы.

Помимо обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, ответственные лица по разделам работ по охране труда должны также организовывать обучение и проверку знаний персонала в своем подразделении. Например, весь персонал, занятый эксплуатацией электрооборудования, должен быть аттестован на 1-2 квалификационную группу по электробезопасности, ежегодная проверка знаний должна проводиться у автоклаверов и т.д.

Кроме этого, в ЛПУ должна работать система проведения инструктажей как одна из форм обучения. Регулярность инструктирования персонала необходимо контролировать и регистрировать. Инструкции по охране труда (ИОТ) разрабатываются руководителями структурных подразделений в соответствии с постановлением Минздравсоцразвития России от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и включают требования и правила по обеспечению безопасного выполнения работ согласно специфике подразделения.

ИОТ разрабатываются, исходя из должности работника, профессии или вида выполняемой работы, и относятся к числу обязательных документов, которые рассматриваются при расследовании несчастных случаев на производстве. Согласование ИОТ с инженером по охране труда и ответственными лицами по виду работ дает возможность предусмотреть в разработанном документе необходимые профессиональные приемы для обеспечения безопасности и все возможные аварийные ситуации на данном рабочем месте в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. ИОТ после разработки и согласований утверждается руководителем ЛПУ, после регистрации и присвоения номера она включается в инструктажи в любом структурном подразделении ЛПУ, где возникает необходимость в ее наличии.

Ответственность за проведение инструктажей возлагается на инженера по охране труда (вводный инструктаж) и руководителей структурных подразделений или руководителей проводимых работ (первичный, повторный, внеплановый, целевой).

Роль первичной профсоюзной организации

Особое место в системе управления охраной труда в ЛПУ отводится первичной профсоюзной организации. Представители общественной организации входят во все комиссии, создаваемые приказом руководителя ЛПУ, с ними согласовываются все документы и локальные нормативные акты, касающиеся социально-трудовых отношений, без их мнения не решается ни один из вопросов, связанных с охраной труда и мероприятиями по обеспечению безопасных условий труда работника ЛПУ. К сожалению, очень часто представители первичной профсоюзной организации при рассмотрении всех проблем акцентируют свое внимание только на выплате льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда. Не инициируется реализация мероприятий по устранению выявленных вредных и опасных факторов на рабочих местах, причин произошедших несчастных случаев на производстве и улучшению условий труда работников. Принципы социального партнерства должны осуществляться для достижения общей цели — приоритета жизни и здоровья работников.

Обязанность руководителя — создать в ЛПУ систему управления охраной труда, подготовив и издав необходимую распорядительную документацию, подобрав грамотных и хорошо обученных специалистов, и обеспечить контроль за выполнением трудового законодательства. В приложении приведен перечень приказов руководителя ЛПУ, которые являются основными при организации работы по охране труда. Безусловно, знать весь объем информации руководителю ЛПУ практически невозможно, потому что приходится решать вопросы хозяйственного, медицинского, финансового и иного характера. Но организация работы и обеспечение взаимосвязи всех служб с целью создания безопасных условий труда для персонала даст возможность руководителю осуществлять контроль, выявлять «слабое звено» в работе по охране труда и выполнять весь комплекс необходимых мероприятий.

инструктаж защита шум горение

Все работники, которых принимают на постоянную или временную работу и при дальнейшей работе, должны проходить на предприятии обучение в виде инструктаже по вопросам охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также о правилах поведения и действий при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий.

При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и не менее 20 часов — на курсах непосредственно в организации .

Производственное обучение проводится под руководством мастера, высококвалифицированного рабочего в мастерских, цехах, рабочих местах. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается проведение производственного обучения на соответствующих рабочих местах.

Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации мастеров, бригадиров и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.

Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда, а в случае отсутствия на предприятии такой службы — другим специалистом, на которого приказом (распоряжением) по предприятию возложены эти обязанности и который в установленном порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда или в помещении, которое специально для этого оборудовано, с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий по программе, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства. Программа и длительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия.

Запись о проведении вводного инструктажа производится в журнале регистрации вводного инструктажа, который хранится в службе охраны труда или у работника, который отвечает за проведение вводного инструктажа, а также в документе о приеме работника на работу.

Первичный инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц одной профессии по действующим на предприятии инструкциям по охране труда в соответствии с выполняемыми работами, а также с учетом требований ориентировочного перечня вопросов первичного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников, которые выполняют однотипные работы в объеме и по содержанию вопросов первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, которые повлекли за собой потребность его проведения.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер) и завершаются они проверкой знаний в виде устного опроса или при помощи технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда. Знание проверяет лицо, которое проводило инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умения и навыков по безопасному выполнению работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей для работника в течение 10 дней дополнительно проводятся инструктажи и повторная проверка знаний. При неудовлетворительных результатах и повторной проверки знаний вопрос относительно трудоустройства работника решается согласно действующему законодательству.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не предоставляется. Повторная проверка знаний при этом не допускается.

Работники, которые совмещают профессии (в том числе работники комплексных бригад), проходят инструктажи как по своим основным профессиям, так и по профессиям совмещаемым.

О проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей и о допуске к работе лицом, которым проводился инструктаж, производится запись в журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательные подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал. Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, журналы прошнурованы и скреплены печатью.

Допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда .