Программное обеспечение как товар

Содержание

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

● поставка товара;

●    выполнение работы;

●    оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

●    договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;

●    лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

●    при подготовке заявки на тендер;

●    при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах. Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки. Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком).

Правовые и бухгалтерские вопросы реализации лицензий на программное обеспечение Клеверенс

Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения. Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра. В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

Интересно услышать мнение юристов по этой теме, у кого есть практика в таких вопросах! Предлагаю подключаться к обсуждению и высказывать свое мнение!

Наша организация купила программу «Бухгалтерия 1С 8.2 (базовая версия)». Платеж был разовый на сумму 3300 руб. (без НДС). Нам передали коробку с книгами, установочный диск с программой, лицензию (срок пользования не ограничен). Для закрытия оплаты выдали ТТН Торг-12, в которой указали наименование товара: «Бухгалтерия 1С 8.2 (базовая версия)». Разъясните, пожалуйста, порядок учета этой программы в бухгалтерском и налоговом учете.

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ программа для ЭВМ признается интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана. Гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, называется правообладателем (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Правообладатель на основании лицензионного договора может предоставить другому лицу право использования программы в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ).

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых организация не обладает исключительным имущественным правом, в составе внеоборотных активов не учитываются. Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом, если оплата по договору за право пользования объектом производится периодическими платежами (роялти), то указанные платежи включаются пользователем в текущие расходы. Если же договором установлен фиксированный разовый платеж (паушальный платеж), то в бухгалтерском учете пользователя этот платеж отражается в составе расходов будущих периодов и списывается в текущие затраты равномерно в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).

При приобретении бухгалтерской программы на основании лицензионного соглашения и товарной накладной необходимо оформить следующие документы:

1) приказ руководителя о принятии на забалансовый учет полученного в пользование объекта нематериальных активов.

Объявление

В этом приказе необходимо самостоятельно установить срок полезного использования объекта (программы) исходя из предполагаемого срока пользования приобретенной версией;

2) карточку учета нематериальных активов (типовая межотраслевая форма № НМА-1). Форма карточки утверждена Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а. На карточке надо сделать отметку «За балансом»;

3) бухгалтерскую справку для внесения записей в журнал проводок.

Приобретение по лицензионному соглашению и принятие к учету программы для ЭВМ отражается следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51 – 3 300 руб. – перечислена оплата продавцу программы;

Дебет 97 Кредит 60 – 3 300 руб. – разовый платеж отражен в составе расходов будущих периодов;

Дебет 012 «Нематериальные активы в пользовании» — 3 300 руб. – объект нематериальных активов (программа) принят на забалансовый учет.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования стоимость программы равномерными платежами переносится в текущие расходы:

Дебет 26 Кредит 97;

или для торговой организации Дебет 44 Кредит 97.

Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателями (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.26 п.1 ст. 264 НК РФ). В отношении расходов на программы по бессрочным лицензиям налогоплательщику следует принять решение самостоятельно:

— списать расходы единовременно;

— (или) списывать в течение срока полезного использования.

В письме Минфина РФ от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52 рекомендуется списание расходов на программу для ЭВМ производить равномерно в течение установленного срока использования.

Какой должен быть срок использования (не более 12 месяцев или более 12 месяце) по программе для ЭВМ, полученной в пользование и учтенной на забалансовом счете 012 «НМА, полученные в пользование» и на счете 97. В каких строках отчетности надо учитывать программное обеспечение, срок использования которого не более 12 месяцев и более 12 месяцев?

При определении срока полезного использования на программу для ЭВМ  в первую очередь следует исходить из срока, установленного договором (лицензионным или сублицензионным соглашением). Если срок в договоре не установлен, то срок полезного использования определяется исходя из срока, в течение которого организация предполагает фактически использовать конкретный программный продукт.

Порядок учета программ для ЭВМ, полученных в пользование, регламентируется п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н). С точки зрения бухгалтерского учета термин «нематериальный актив» применяется к объектам со сроком полезного использования более 12 месяцев (п.3 ПБУ 14/2007). Поэтому в случаях, когда право пользования программой передано организации на срок не более 12 месяцев, его лучше учесть на отдельном забалансовом счете. Например, счет 013 «Объекты интеллектуальной собственности в краткосрочном пользовании».

Разовый платеж за полученную в пользование программу учитывают на балансовом счете 97 «Расходы будущих периодов». В бухгалтерской отчетности сальдо по этому счету отражается в составе прочих внеоборотных активов (по строке 1170 бухгалтерского баланса) при условии, что право пользования составляет более 12 месяцев. При существенности показателя его надо отразить в бухгалтерском балансе по вписываемой строке.

В отношении краткосрочных прав организация может вести учет по аналогии с нормой, установленной п. 39 ПБУ 14/2007 для нематериальных активов в пользовании. При этом в бухгалтерском балансе сальдо по счету 97 надо отразить по строке 1260 «Прочие оборотные активы» или по вписываемой строке (при существенности показателя).

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения — товар или услуга?

Эксперт : Елена Иванова  |  Документ :  Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  |  Позиция :  Директор по маркетингу  |  Компания :  ЭОС

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:   •   поставка товара;      •   выполнение работы;   •   оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг.

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения — товар или услуга?

Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:   •   договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;   •   лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ. В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:   •   при подготовке заявки на тендер;   •   при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться. При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг. Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах. Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки. Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура. Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС). Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся. Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения. Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра. В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

29.07.2016

Возврат к списку

Как правильно списать старое программное обеспечение для кассовых аппаратов при замене его на новое

Распечатать

Вопрос.

На кассах магазинов розничной сети стоит программное обеспечение DKLink CLM, срок действия которого ещё не закончился. С 01.07.17. организация устанавливает новое ПО SET Retail. Как правильно и на какой счёт списать старое ПО?

Ответ специалиста.

Из пп.

программное обеспечение это товар или услуга

26 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). При этом НК РФ не учитывает связь между сроком лицензионного договора и актуальностью программы.

ст. 264, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) {КонсультантПлюс}

По мнению Минфина России (Письма от 05.05.2012 N 07-02-06/128, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, от 24.11.2011 N 03-03-06/2/181), при наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, налогоплательщик должен распределять расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии.

Таким образом, если организация, разделяя подход финансистов, утвердила в учетной политике равномерный способ признания расходов на приобретение неисключительных прав на программные продукты, она обязана списывать эти расходы при исчислении налога на прибыль вплоть до окончания срока действия соответствующих договоров. Тот факт, что вследствие морального устаревания программные продукты уже не используются в деятельности компании, значения не имеет (см. Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/2/95).

("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2016, N 2) {КонсультантПлюс}}

Финансовое ведомство, разъясняя порядок учета расходов на приобретение программных продуктов, занимает однозначную позицию — такие расходы нужно списывать равномерно в течение всего срока договора (Письма Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/2/95, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/276, от 05.05.2012 N 07-02-06/128 и от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15).

Напомню, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Самостоятельно распределять расходы налогоплательщик вправе только в том случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами четко не определена либо определяется косвенным путем (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, если производитель установил 15-летний срок использования неисключительных прав на компьютерную программу, покупателю придется списывать в налоговом учете стоимость такой программы в течение всех 15 лет. Независимо от того, что в действительности организация перестанет использовать такую программу в своей деятельности намного раньше".

("Российский налоговый курьер", 2014, N 21) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по  бухгалтерскому учету и налогообложению ООО НТВП «Кедр-Консультант» Красноперовой Марией Юрьевной в июне 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Данная консультация прошла контроль качества:

Рецензент — Бушмелева Галина Владимировна, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и АХД» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова

Лидеры читательского рейтинга

Подстатья 226 Прочие работы, услуги

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 — 225, в том числе:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:

— проведение архитектурно-археологических обмеров;

— разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;

— межевание границ земельных участков;

— работы по типовому проектированию;

— разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;

— разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;

— разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;

— возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;

монтажные работы:

— установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств");

— пусконаладочные работы "вхолостую" (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

— монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;

услуги в области информационных технологий:

— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;

— обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;

— услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;

— периодическая проверка (в т.ч. аттестация) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;

типографские работы, услуги:

— переплетные работы;

— ксерокопирование;

медицинские услуги (в том, числе, диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);

иные работы и услуги:

— приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности;

— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т.п.);

— услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;

— услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами, (ведомственная, вневедомственная, пожарная и другая охрана);

— инкассаторские услуги;

— подписка на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки;

— услуги рекламного характера (в т.ч., размещение объявлений в средствах массовой информации);

— услуги по курьерской доставке;

— услуги по демеркуризации;

— услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;

— услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;

— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— расходы на оплату услуг по организации питания;

— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;

(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)

(см. текст в предыдущей )

— оплата за проживания в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;

— услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;

— услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;

— проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;

— работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;

— работы по распиловке, колке и укладке дров;

— услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;

— работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;

— услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;

— услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);

— нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;

— услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;

— услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);

— услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. (в т.ч. взносы за участие в указанных мероприятиях);

— услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;

— выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;

— выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;

— услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;

— плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;

— выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;

— услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;

— плата за использование радиочастотного спектра;

другие аналогичные расходы.