Программное обеспечение косгу

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Шишкоедова Н.Н.,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопросы налогового учета программного обеспечения, приобретаемого образовательными учреждениями. Теперь же поговорим о нюансах бухгалтерского учета таких операций.
 

Предустановленное ПО

    Начнем со случаев, когда образовательное учреждение приобретает компьютеры с предустановленным программным обеспечением (далее — ПО). Иными словами, когда на компьютере на момент его передачи поставщиком уже установлены операционная система и иные программы.
    Как правило, в подобных ситуациях учреждение получает неисключительное право на данное ПО (по лицензионному договору).

Об отражении расходов на приобретение программного обеспечения (Гусев А.)

Причем нередко стоимость ПО не выделяется отдельно, а включается в стоимость приобретаемых компьютеров. Хотя бывают и случаи, когда в документах поставщика приводится подробная расшифровка с указанием стоимости отдельных деталей компьютера и программного обеспечения.
 

Порядок учета в казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждениях

 
    Государственные и муниципальные учреждения при ведении учета с 1 января 2011 года должны руководствоваться нормами Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

    Кроме того, каждое учреждение в зависимости от своего типа должно также руководствоваться положениями соответствующих инструкций:

казенные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н);
бюджетные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
а автономные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н).

    Помимо этого, следует исполнять указания главного распорядителя (казенным учреждениям) и учредителя (бюджетным и автономным учреждениям).

Ну и наконец, целый ряд вопросов, регламентирующих процедуры учета отдельных объектов и операций с учетом специфики функционирования конкретного учреждения, должен быть отражен в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).
    Казенные учреждения, а также бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств, должны следовать Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н). В этом документе указано, что по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ следует проводить расходы по оплате договоров на приобретение и изготовление объектов, относящихся к основным средствам. Но какие именно расходы, связанные с приобретением и изготовлением основных средств, могут быть отнесены на данную статью, в Указаниях подробно не расписано.
    Поэтому проанализируем нормы Инструкции № 157н:

согласно пункту 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов следует принимать к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, под которой понимается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание);
в соответствии с пунктом 47 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости основного средства учитываются в том числе:
  суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основного средства;
  суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством или изготовлением объекта (израсходованные материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций, в том числе соисполнителей и подрядчиков);
  иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основного средства.

    Значит, в случае, если учреждение приобретает компьютеры с уже установленными в нем программами — особенно в ситуации, когда стоимость программ в документах поставщика (продавца) не выделена, а включена в цену компьютеров (особенно часто такое бывает с ноутбуками) — бухгалтеру следует учесть всю сумму, уплачиваемую в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе и стоимость поставляемого вместе с компьютерами (уже на компьютерах, неотделимо от них) программного обеспечения, при исчислении первоначальной стоимости данных компьютеров.
    В случае если учреждение приобретает компьютер с предустановленным ПО, оно должно формировать первоначальную стоимость компьютера вместе с этим ПО, не выделяя данные программы в отдельный объект учета.
    Бухгалтерские записи по формированию первоначальной стоимости основных средств производятся на счете 10601 "Вложения в основные средства" в зависимости от того, к какой группе будет отнесено имущество. В частности, будет ли оно считаться:

особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) — тогда расходы по его приобретению нужно отражать на счете 10621 "Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения" (для автономных и бюджетных учреждений, получающих финансовое обеспечение в виде субсидий);
иным движимым имуществом учреждения — тогда нужно задействовать счет 10631 "Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения" (для казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств).

Как осуществляется учет программного обеспечения

Бюджетному учреждению пожертвовали программное обеспечение: как отразить в учете?

Учтем программу

Учтем программу

В этой статье К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы “1С“, расскажет нам, по какому коду ЭКР следует оплачивать программы фирмы “1С“ — 320 (нематериальные активы) или 226 (прочие услуги).

В соответствии с пунктом 23 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, нематериальные активы должны удовлетворять одновременно следующим условиям:

отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Таким образом, к учету в составе нематериальных активов можно принять только те программные продукты, на которые учреждение имеет исключительные права и надлежаще оформленные документы, подтверждающие эти права.

Расходы на оплату приобретения нематериальных активов, включая исключительные права на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н, относят на статью 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Об исключительном праве

Хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2008 года вступит в силу раздел VII “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации“ части четвертой Гражданского кодекса.

Понятие “исключительное право“ определено в статье 1229 указанного раздела. Так, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускает Гражданский кодекс.

До 2008 года при заключении договоров о вовлечении в хозяйственный оборот таких объектов интеллектуальной собственности, как программы для ЭВМ и базы данных, следует руководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных“ (далее — Закон N 3523-1).

В законе даются определения “Исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных“, “Авторского права на программу для ЭВМ или базу данных“.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 3523-1 исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

Таким образом, исключительное право на программу может быть получено организацией либо в результате ее создания в самой организации, либо по договору.

Бухгалтерский и налоговый учет компьютерных программ в бюджетных организациях

При этом государственной регистрации исключительных прав не требуется (п. 1 ст. 13 Закона N 3523-1).

При приобретении программных продуктов фирмы “1С“, а также баз нормативных документов и методических материалов и релизов программных продуктов, поставляемых на CD-дисках в рамках информационно-технологического сопровождения “1С: Предприятия“ (ИТС), приобретаются права на их использование, исключительные права на программные продукты и базы данных как результат интеллектуальной деятельности не передаются. Следовательно, программные продукты, на которые учреждение не имеет исключительных прав, а имеет только право пользования, не должны учитываться в составе нематериальных активов и соответственно не должны оплачиваться по статье 320 ЭКР.

Согласно Указаниям расходы учреждения по оплате договоров на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, относят на подстатью 226 “Прочие услуги“ ЭКР.

Следует отметить: несмотря на то что приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение отражается по статье 226 “Прочие услуги“, учреждение приобретает не услуги, а право пользования.

Расходы по приобретению неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, отражают в бюджетном учете следующими записями:

Дебет ППП ФКР О 401 01 226 “Расходы на прочие услуги“ Кредит ППП ФКР О 302 09 730 “Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“
— получены программные продукты;

Дебет ППП ФКР О 302 09 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“ Кредит ППП ФКР О 304 05 226 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате прочих услуг“
— оплачены программные продукты.

При этом на расходы списывается сразу вся стоимость программного продукта.

Таким образом, приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, на балансе бюджетного учреждения в качестве нефинансовых активов не отражается. В целях сохранности учреждение может организовать оперативный учет такой продукции на забалансовых счетах.

К.В. Сергеева,

руководитель отдела разработки программ
бюджетного учета фирмы “1С“

“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2007 г.