Проведение аудиторской проверки

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

Аудиторская проверка — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть: сплошной; выборочной; комбинированной; документальной; фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

§ сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);

§ сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

§ случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;

§ систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);

§ комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В соответствии с результатами предварительного анализа предприятия, аудитор определяет способ проведения проверки ‑ сплошной или выборочный. В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №16 «Аудиторская выборка» (далее Федеральный стандарт №16).

Данный стандарт устанавливает методы отбора элементов с целью получения аудиторских доказательств. Так, аудитор может отобрать все элементы, либо определенные элементы, либо сформировать аудиторскую выборку.

Аудиторская выборка представляет собой:

в широком смысле ‑ способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности;

в узком смысле ‑ перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности, чтобы на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

Организация аудиторской выборки требует как теоретических, так и практических разработок. От подготовки и правильного проведения аудиторской выборки во многом зависят результаты и качество аудиторской проверки. Федеральный стандарт №16 предъявляет требование репрезентативности к выборке, для этого необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию.

В действительности, на основе собственных суждений, аудиторы не могут точно сказать, является ли выборка представительной. Однако они могут повысить ее представительность, проявляя должную тщательность при определении ее объема, в самом отборе и оценке результатов Таким образом, при подготовке и осуществлении выборочной проверки перед аудитором возникает задача выбора метода формирования выборки и оценки полученных результатов.

При этом он должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства.

Для решения поставленной задачи аудитору необходимо понимать сущность статистических и нестатистических методов, их различия, достоинства и недостатки, и, как следствие, варианты применения в конкретных ситуациях.

Рассмотрим представленные в стандарте методы выборочного исследования более подробно.

Статистический метод — это выборочное исследование, при котором используется математический аппарат теории вероятностей для построения выборки и ее оценки с целью формулирования заключения о совокупности в целом . Основные характеристики данного метода:

выборка из совокупности формируется случайно;

для расчетов и выражения результатов используются статистические методы.

Нестатистический метод выборочной проверки определяют как выборочное исследование, при котором аудиторы не применяют статистических методов для выражения результатов . Технологией отбора элементов может быть произвольный выбор или какой-то другой метод, не основанный на математических методах. Таким образом, выбирая нестатистический подход, аудитор опирается исключительно на свою способность выносить профессиональное суждение. Он сам решает, какие именно единицы совокупности ему выбирать.

Достоинства и недостатки описанных выше подходов представлены в табл.

Кто определяет формы и методы проведения аудиторских проверок

Следует отметить, что давать нестатистическую оценку при использовании вероятностных методов допустимо, но чаще предпочитают этого не делать , поэтому в таблице данный вариант не рассмотрен.

Статистические, и нестатистические методы предусматривают две аналогичные процедуры: получение выборки и оценку результатов. Получение выборки включает в себя решение вопроса о том, как выбрать единицы из совокупности, а оценка результатов ‑ это собственно выводы, основанные на аудиторских тестах отобранных единиц.

Взаимосвязь методов получения выборки и оценки результатов можно выразить следующим образом (табл. 2):

В стандарте №16 отмечено, что статистический и нестатистические подходы в аудите являются альтернативными, то есть либо аудитор использует только статистический подход и вероятностный метод получения выборки, либо нестатистический и – невероятностный. На наш взгляд, аудитор должен использовать данные подходы в сочетании, что позволит:

сократить трудозатраты на исследование генеральной совокупности в целом;

повысить представительность выборочной совокупности;

регулировать численность выборки с минимальной ошибкой.

59.Регулирование аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

§ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

§ аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» науполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

§ издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

§ организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;

§ организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

§ осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;

§ ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

§ осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

§ принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

§ разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

§ рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5790 | Нарушение авторского права страницы

Методы аудиторской проверки

Предварительный план аудита

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность. Аудитору также следует ознакомиться со следующими элементами жизнедеятельности организации:

  1. организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  2. видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  3. структурой капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  4. технологическими особенностями производства продукции;
  5. уровнем рентабельности;
  6. основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  7. порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  8. существованием дочерних и зависимых организаций;
  9. организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  10. принципами формирования оплаты труда персонала.

Источники информации:

  1. устав экономического субъекта;
  2. документы о регистрации экономического субъекта;
  3. протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  4. документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  5. бухгалтерская отчетность;
  6. статистическая отчетность;
  7. документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  8. контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  9. внутренние отчеты аудиторов-консультантов;
  10. внутрифирменные инструкции;
  11. материалы налоговых проверок;
  12. материалы судебных и арбитражных исков;
  13. документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  14. сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  15. информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. бюджетрабочего времени для каждого этапа аудита – подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Все темы:Аудит

Методы проведения аудита

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определить формы и методы проверки. Все методы можно условно разделить на две группы:

1) методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка);

2) методы получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

— детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

— аналитические процедуры.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

— организация – устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений; — функционирование – эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени.

При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – сделанные руководством аудированного лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки следующие:

— существование, т.е. наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— права и обязанности, т.е. принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— возникновение: относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

— полнота, т.е. отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

— Стоимостная оценка: отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

— точное измерение: точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

— представление и раскрытие, т.е. объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношении существования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например, стоимостной оценки. Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки.

3.2 Методы аудиторской проверки

В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например, при проверке погашения дебиторской задолженности он может выявить аудиторские доказательства как относительно ее существования, так и относительно ее величины (стоимостной оценки).

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего и внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходя из следующего:

— аудиторские доказательства, полученные из внешних источников более надежны;

— аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

— аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений, более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.

При наличии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственных операций в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. В случае невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств аудитор должен выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Под внутрихозяйственным рискомпонимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций и в отчетности субъекта до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статьей баланса, отчетности у проверяемого экономического субъекта.

При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности учитываются факторы:

    1. особенности функционирования и экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;
    2. специфические особенности деятельности, осуществляемой субъектом;
    3. честность персонала субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности,
    4. опыт и квалификация работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;;
    5. возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности.
    6. возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.

    При оценке внутрихозяйственного риска в отношении счетов учетаи однотипных групп хозяйственных операций принимаются во внимание факторы:

      1. наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;
      2. наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
      3. сложность учитываемых хозяйственных операций, которые требуют для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;
      4. наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;
      5. наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
      6. наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.

      При оценке внутрихозяйственного риска  аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, но при этом он должен убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.

      5.Понятие контрольного риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины контрольного риска

      Контрольный риск представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения её способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

        Контрольный риск характеризует  степень надежности системы бухгалтерского  учета и системы внутреннего контроля субъекта.

      Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями:

        1. высокой надежности соответствует низкий риск;
        2. средней надежности соответствует средний риск;
        3. низкой надежности соответствует высокий риск.

        Аудитор обязан изучить и оценить систему  внутреннего контроля субъекта, контролирующую среду и отдельные средства контроля, что выполняется в три этапа:

          1. общее знакомство с системой внутреннего контроля;
          2. первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
          3. подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.

          Для оценки риска средств контроля аудитор  применяет специальные аудиторские  процедуры, называемые тестированием  средств контроля.

          Тестирование  средств контроля включает в себя:

            1. проверку документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;
            2. опросы и наблюдения за оформлением операций с целью получения аудиторских доказательств функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого;
            3. использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

            При анализе результатов тестирования средств контроля аудитор обязан принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это связано со следующими факторами:

            1. кратковременной заменой учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля в связи с отпуском или болезнью;
            2. особенностью работы бухгалтеров субъекта, связанной с сезонными периодами  работы повышенной интенсивности;
            3. появлением ошибок, имеющих единичный и случайный характер.

            При оценке контрольного риска аудитор  может использовать данные аудита прошлых  лет, но при этом он должен убедиться  в том, что оценки средств контроля прошлых лет  справедливы и  для проверяемого года.

            6.Понятие риска необнаружения (процедурного) и пути его снижения

            Под риском необнаружения понимают вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

            Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

            Существует  обратная связь между риском необнаружения  и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:

            1. высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;
            2. низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

            В случае если аудитору требуется снизить  риск необнаружения  он обязан:

              1. модифицировать приемлемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и/или изменения их сути;
              2. увеличить затраты времени на проверку;
              3. повысить объёмы аудиторских выборок.

              Если  аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения  в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций  до приемлемого уровня, то это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

              Степень риска необнаружения определяется на основе данных о внутрихозяйственном  риске и контрольном риске  с использованием таблицы, в которой  дается схема взаимосвязи между  компонентами аудиторского риска.

              Уровень риска необнаружения определяет набор аудиторских процедур и возможность применения выборки на тех или иных участках аудиторской проверки.

              Если  риск необнаружения должен быть сведен к минимальной величине, то предусматривается  максимальный набор различных аудиторских процедур и организация сплошной проверки большинства хозяйствующих операций.

              Если  же риск необнаружения можно допустить  как высокий, то применяется ограниченное количество аудиторских процедур и  используются все те возможности, которые  дают выборочные исследования.

              Тема 6: Договорная работа и планирование аудиторской проверки.

                1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом. Письмо-обязательство о согласии на   проведение аудита.
                2. Заключение договора на оказание аудиторских услуг.
                3. Этапы и принципы планирования аудита.
                4. Подготовка общего плана аудита.
                5. Составление программы аудита.

                1.Предварительное знакомство аудитора с клиентом. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита

                При необходимости и желании проведения аудита потенциальный клиент направляет в аудиторскую фирму письмо-приглашение о проведении аудиторской проверки.

                В письме должно быть указано:

                1. полное наименование предприятия,
                2. его основные характеристики,
                3. уставный фонд.

                Такое официальное предложение называется офертой.

                Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

                Оферта  должна содержать существенные условия  договора.

                26. Методы аудиторской проверки

                Она связывает направившее её лицо с адресатом с момента её получения адресатом.

                В случае, если потенциальный клиент передумал заключать договор  на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой, он направляет аудиторской фирме извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается аудиторской фирмой не полученной.

                До  начала  проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская  организация должна ознакомиться с  деятельностью субъекта, чтобы понять её и правильно оценивать события и операции, а также используемые методы учета.

                На  этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с внешними и внутренними факторами, влияющими  на финансово-хозяйственную деятельность клиента, и оценить возможность проведения аудита.

                Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно  для аудиторской организации, являются:

                1. основная деятельность,
                2. инвестиционная деятельность
                3. прочие операции, в том числе внереализационные.

                Основные  методы получения  информации о деятельности субъекта:

                1. изучение общеэкономических условий деятельности субъекта ( система н/о, таможенного контроля, установление лимитов, квот, национальная политика);
                2. анализ региональных особенностей влияющих на деятельность субъекта ( географическое положение предприятия);
                3. учет отраслевых особенностей сферы деятельности субъекта;
                4. знакомство с организацией и технологией производства;
                5. сбор информации о персонале субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах бухгалтерского учета;
                6. сбор информации о структуре собственного капитала, об организационной и производственной структурах, о проводимой маркетинговой политике, об основных поставщиках и покупателях;
                7. анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг ( например покупака ипродажа акций, выдача векселей);
                8. учет наличия и взаимоотношения с филиалами и дочерними обществами;
                9. учет методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли;
                10. сбор информации о юридических и финансовых обязательствах субъекта;
                11. знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

                Страницы:← предыдущая12345678910следующая →

                Методы проведения аудиторской проверки

                Цели и задачи аудиторской проверки

                Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Первая проводится в случаях, установленных законодательством РФ, вторая – по решению предприятия. Первые организации в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 21.11.1996.№129-ФЗ в состав годовой бухгалтерской отчетности наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках и приложениями к ним включают аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.

                Основной целью аудита следует считать выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Приватное отношение в этом отдается внешнему аудиту. Для предоставления объективных, реальных и точных сведений об аудируемом объекте необходимо решить ряд задач:

                1. составление плана и программы проведения аудита;

                2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;

                3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

                4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

                Для достижения главной цели способствуют требования ведения аудиторской деятельности:

                ¾ принцип независимости – обязательное отсутствие у аудитора при формировании мнения заинтересованности в делах проверяемого субъекта;

                ¾ принцип честности – обязательная приверженность аудитора своему профессиональному долгу, а также следование общим нормам морали;

                ¾ принцип объективности – применение аудитором беспристрастного, непредвзятого подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;

                ¾ принцип добросовестности – оказание аудитором услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью, а также ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям;

                ¾ принцип конфиденциальности – аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов, не передавать их третьим лицам, не разглашать содержимое документов ни во время проведения проверки ни после нее.

                Также аудитор должен обладать профессиональной компетентностью, позволяющей квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги и соблюдать профессиональное поведение, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить доверие к профессии аудитора.

                В последовательном развитии аудита выделяются три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

                На подтверждающей стадии при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию; вместе с бухгалтером создавая собственные учетные регистры. Такую стадию можно обозначить как восстановление бухгалтерского учета.

                Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Аудиторы стали проводить проверку на основании внутреннего контроля.

                Аудит, базирующий на риске, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия (нахождения критических точек работы). Направив работу в области с наиболее высоким риском, можно сократить время на проверку областей с наименьшим риском.

                Одним из наиболее сложных и объемных участков бухгалтерского учета и, следовательно, аудита является учет материально-производственных запасов.

                Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

                В процессе проверки аудитор должен установить:

                1. реальность наличия и существования МПЗ;

                2. все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

                3. является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;

                4. правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

                5. правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

                Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав

                Рекомендуемый контект:


                Похожая информация:


                Поиск на сайте:


                Утверждение и рассылку отчета по аудиту.

                Подготовку отчета и заключения по аудиту;

                Этап подготовки, утверждения и рассылки отчета (акта) по аудиту

                Четвертый этап проведения проверки реализует два момента:

                1) Подготовка отчета и заключения по аудиту. Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Содержание акта (отчета) о результатах проверки и оценке системы менеджмента обычно согласуется на заключительном совещании (итоговой встрече). При положительных результатах проверки этот отчет часто бывает готов к моменту проведения заключительного совещания. Руководитель группы несет ответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту.

                Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность отчетности и предоставляет полные, точные, четкие, краткие и ясные записи по аудиту относительно:

                а) цели аудита;

                б) области аудита с указанием проверенных организационных и функциональных единиц или процессов за определенный период времени;

                в) идентификации (указаний) заказчика аудита;

                г) идентификации (указаний) руководителя и членов аудиторской группы;

                д) даты и участников проведения аудита на местах;

                е) критериев аудита;

                ж) наблюдений аудита;

                з) заключения по результатам аудита.

                Отчет по аудиту также может включать или содержать ссылки на следующее:

                • план аудита;
                • список представителей проверяемой организации;
                • краткое описание процесса аудита, включая случайности и препятствия для аудита, которые могут снизить доверие к заключению по результатам аудита;
                • подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;
                • элементы, неохваченные аудитом, но входящие в область аудита;
                • любые неразрешенные разногласия во мнениях между аудиторской группой и проверяемой организацией;
                • рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита;
                • при необходимости, согласованные планы последующих аудитов;
                • заявление о конфиденциальном характере содержания отчета;
                • список рассылки отчета по аудиту.

                В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и результатов проверки, он составляется в произвольной форме, как правило, по требованию заказчика.

                Пятый этап проведения проверки предполагает завершение аудита. Согласно МС ИСО 19011:2002, аудит считается завершенным тогда, когда работа, предусмотренная планом, закончена, а утвержденный отчет по аудиту разослан. Относящиеся к аудиту документы должны быть сохранены или уничтожены по соглашению между участвующими сторонами и в соответствии с процедурами программы аудита и приемлемыми законодательными, регламентирующими и контрактными требованиями.

                Если это не требуется законодательством, аудиторская группа и лица, ответственные за руководство программой аудита не должны разглашать содержание документов, любую другую информацию, полученную в ходе аудита, или содержание отчета по аудиту любой другой стороне без определенного одобрения заказчика аудита и, если применимо, без одобрения проверяемой организации. Если требуется раскрыть содержание документа по аудиту, то заказчик и проверяемая организация должны быть уведомлены об этом как можно скорее.

                Проведение последующих за аудитом действий. Сопроводительные действия после сертификационного аудита предусматривают ежегодное проведение инспекционного контроля со стороны органа по сертификации. Выданный сертификат соответствия на систему менеджмента обычно действует в течение трех лет. За это время система менеджмента может прийти в негодность (потерять свое качество). Поэтому существующий порядок сертификации систем менеджмента предусматривает ежегодные инспекционные контроли.

                По истечении одного года (с момента выдачи сертификата соответствия на систему менеджмента) на предприятие вновь прибывает комиссия органа по сертификации для проведения инспекционного контроля. По истечении следующего года вновь проводится инспекционный контроль. Это и есть сопроводительные действия. Их цель – удостовериться, что все обнаруженные ранее малозначительные несоответствия устранены и намеченные корректирующие мероприятия выполнены.

                При внутренних аудитах сопроводительные действия чаще всего предусматривают проверку (подтверждение) факта выполнения намеченных корректирующих мероприятий. Если при внутреннем аудите были обнаружены очень серьезные несоответствия, то сопроводительные действия могут быть осуществлены в виде повторной проверки.

                Использование материалов программы экологического аудирования возможно по следующим направлениям:

                • авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
                • участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита;
                • участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;
                • организация и проведение повторных программ экоаудита по фактическим результатам деятельности;
                • развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

                12Следующая ⇒

                Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?;

                Читайте также: