Проверка кассового аппарата

Сводная должностная инструкция кассира-операциониста,

Сводная должностная инструкция кассира-операциониста,

Работающего на контрольно-кассовой машине

• Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (см. письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104)

• Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в РФ (см. письмо Госналогслужбы РФ от 16 мая 1995 г. № ЮБ-6-14/276)

• Порядок ведения кассовых операций в РФ (см. решение Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40).

• Трудовой кодекс РФ, см. № 197-ФЗ, утвержденный 30 декабря 2001 г. (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)

Общие замечания

На должность кассира-операциониста контрольно-кассовой машины (далее – Кассир) назначаются мужчины и женщины старше 18 лет, имеющие начальное профессиональное образование или полное среднее общее образование и специальную подготовку по установленной программе.

На должность Кассира не допускаются лица:

ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;

страдающие хроническими и психическими заболеваниями;

систематически нарушающие общественный порядок;

злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

Кассир назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя предприятия.

Кассир непосредственно подчиняется заведующему торговым залом или руководителю предприятия.

При приеме на работу руководитель предприятия заключает с Кассиром договор о полной материальной ответственности (см. Приложение № 2 к настоящей Инструкции).

В организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате Кассира обязанности Кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.

Режим работы Кассира определяется в соответствии с трудовым распорядком, принятом на предприятии.

На время отсутствия Кассира (болезнь, отпуск и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя предприятия. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. С этим сотрудником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности, либо на него должен быть издан приказ о смене материально ответственного лица на период отсутствия Кассира.

Ключ администратора ККМ (пароль администратора) должен храниться у заведующего торговым залом.

Для защиты Кассиров от преступных посягательств на их рабочих местах устанавливается кнопка тревожной сигнализации, предназначенная для передачи сигналов тревоги и вызова охраны.

Общие требования к Кассиру

Кассир должен знать:

Типовые правила эксплуатации ККМ, Порядок ведения кассовых операций в РФ и другие нормативные документы по ведению кассовых операций;

формы кассовых документов, в т.ч. порядок заполнения всех форм КМ;

правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

признаки и правила определения платежности банкнот и монет Банка России;

основы организации труда;

правила эксплуатации вычислительной техники;

инструкции и руководства по эксплуатации ККМ, используемых на предприятии;

основы законодательства о труде;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Во время работы Кассир должен:

быть терпеливым, внимательным, вежливым при работе с покупателями (клиентами);

поддерживать на рабочем месте атмосферу доброжелательности и подавать личный пример своим поведением для покупателей (клиентов);

обеспечивать чистоту и порядок на рабочем месте;

находиться на рабочем месте в одежде делового стиля и иметь опрятный внешний вид;

исполнять указания заведующего торговым залом и руководителя предприятия;

выполнять записи в кассовых документах в хронологическом порядке шариковой ручкой (не карандашом) четко и без помарок;

при ошибке в заполнении кассовых документов – делать исправления: зачеркивать неверную запись и рядом надписывать верную запись; все исправления в кассовых документах Кассир должен заверять своей подписью с датой и подписями руководителя предприятия, главного бухгалтера или заведующего торговым залом;

сообщать руководителю предприятия о всех замечаниях инженера по сервису ЦТО, обслуживающего ККМ;

без промедления передавать руководителю предприятия все предписания, выписанные инженером по сервису ЦТО, обслуживающего ККМ;

соблюдать трудовой распорядок, принятый на предприятии;

соблюдать требования настоящей инструкции и инструкции по охране труда на ККМ;

Ответственность Кассира:

За участие во вмешательство программ работы ККМ, Кассир несет уголовную ответственность в соответствии со статьями 272 и 273 Уголовного Кодекса РФ.

• Кассир несет материальную ответственность за утрату, порчу, недостачу денег и иных материальных ценностей в соответствии с заключенным с ним договором о полной материальной ответственности.

• Кассир, как должностное лицо, несет административную ответственность в соответствии со статьей 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

• Кассир несет дисциплинарную ответственность за:

— разглашение коммерческой тайны предприятия;

— нарушения трудовой дисциплины;

— неисполнения своих должностных обязанностей;

При совмещении Кассиром других должностных обязанностей (продавца, консультанта и т. п.) он должен выполнять эти обязанности согласно соответствующим должностным инструкциям. Таким образом, Кассир, совмещающий несколько должностей, несет по каждой должности соответствующую ответственность.

Приложение № 1 к Сводной должностной

Инструкции кассира-операциониста

Блокировка ККМ

Блокировка ККМ – приостановка работы кассовой машины при обнаружении самой ККМ какого-либо нарушения в своей работе или при неправильных действиях Кассира. При этом кассовая машина выдает звуковой сигнал и на индикаторе высвечивается соответствующее сообщение. В ККМ обычно предусмотрены следующие блокировки:

при неправильном вводе пароля доступа налогового инспектора. При этом блокируется выполнение всех операций и выход из режима пароля. Блокировка действует до момента ввода правильного пароля;

при обрыве чековой или контрольной ленты (при ее наличии). Блокировка действует до заправки новой ленты Кассиром и последующего нажатия клавиши «ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ»;

при падении напряжения во время работы. Строка отпечатывается не полностью. При включении напряжения печатается забойная строка. Пропечатывается новая строка с предыдущей информацией, и эта информация вводится в память ККМ.

Как правильно начать работу с контрольно-кассовой техникой (ККТ)

Во всех денежных регистрах введенная сумма будет учтена один раз;

в кассовой машине имеется встроенный контроль правильности обработки информации. При наличии внутренней ошибки для ККМ возможен только режим Х-отчета. Выход из режима блокировки в этом случае осуществляется после ремонта в условиях ЦТО ККМ;

при разрядке аккумулятора, питающего память ККМ ниже допустимого уровня. Замена аккумулятора ККМ производится в условиях ЦТО;

при попытке ввести стоимость товара, количество значащих цифр которого больше, чем запрограммировано в кассовой машине;

при попытке ввести количество товаров больше, чем запрограммировано (обычно 4 значащие цифры);

если вводимое число имеет более 8 цифр в режиме калькулятор;

при нажатии двух и более клавиш на клавиатуре ККМ одновременно;

блокировки ККМ из-за неправильных действий Кассира. Выход из блокировки проводит Кассир, нажав клавишу «СБРОС»;

при не проведении операции закрытия смены (снятие Z-отчета) или при продолжительности смены более 24 часов. Блокировка снимается после снятия Z-отчета;

при попытке ввести в ККМ более раннюю дату, чем дата последней записи в фискальную память ККМ. Блокировка снимается после ввода правильной даты;

при обнаружении переполнения количества покупок на ККМ за смену.

Блокировка снимается после проведения операции закрытия смены;

при обнаружении переполнения, неисправности, отключения фискальной памяти ККМ или ЭКЛЗ. Блокировка снимается после ремонта в условиях ЦТО ККМ;

В разных моделях ККМ могут быть дополнительные блокировки, внесенные заводом-изготовителем.

Приложение № 2 к Сводной должностной

Сводная должностная инструкция кассира-операциониста,



Кассовый аппарат — это не просто электронный прибор для печатания чеков. Это государственный инструмент контроля денежного оборота предприятий. Использование контрольно-кассовых машин регулируется законодательством, а сам аппарат обязательно должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции, где его проверяют на исправность и пломбируют.

Service Temporarily Unavailable

Также, контрольно-кассовая машина должна укомплектовываться соответствующей документацией, так называемым «паспортом», содержащим помимо технической информации о самой машине, информацию обо всех действиях, производимых с ней. Самый важный элемент в кассовом аппарате – фискальная память. Данные, хранящиеся в такой памяти, изменить невозможно.

Проверка кассового аппарата является неотъемлемым и одним из ключевых моментов при рейдовой проверке предприятия налоговым инспектором. И при наличии каких-либо несоответствий с законодательными требованиями по использованию контрольно-кассового аппарата, на предприятие налагаются штрафы согласно статьям кодекса об административных нарушениях. Поэтому очень важно следить как за изменениями в государственном реестре кассовых аппаратов, так и за исправностью кассовой машины. А наличие сайтов о различных законодательных нормах в Интернете сегодня дает возможность найти информацию об этом реестре и контакты компаний, которые занимаются обслуживанием подобной техники.

О неисправности в работе кассового аппарата может свидетельствовать, во-первых, конечно, индикатор, выводящий информацию на экран. Во-вторых, различные механические поломки, такие как залипание клавиш, «жевание» ленты или периодическое зависание машины. В-третьих, проблемы с печатанием чеков, в случае когда, например, символы практически не видны или неразличимы. Как бы то ни было, следует без промедлений обратиться в компанию, оказывающую услуги по ремонту кассовых аппаратов. А лучше всего регулярно приглашать специалиста для профилактического осмотра контрольно-кассовой машины, что поможет избежать простоя в работе и проблем с налоговой инспекцией. Ведь в случае поломки аппарата и, как следствие, невозможности выдачи чека, законодательство запрещает проводить какие-либо продажи – по сути, поломка аппарата равносильна его отсутствию. Даже если проблем с печатью чеков нет, но сбои в работе аппарата налицо, однозначно необходимо воспользоваться услугами специализированных механиков! Список неисправностей, при которых кассовый аппарат использовать запрещается, также можно найти в Интернете.

Бывают такие темы, что и говорить на них некомфортно, и замалчивать нельзя. Например, воровство сотрудников. Все предприниматели могут столкнуться с этим явлением, а что делать, непонятно. Уволив одних нечестных работников, на смену приходят другие, с теми же проблемами. Получается замкнутый круг.

Выход нашелся неожиданно: после вступления в силу ФЗ-54, бизнесменов обязали установить онлайн-кассы. Эти приборы помогли тысячам предпринимателей в разы уменьшить прецеденты воровства в коллективе. Как бороться с нечестными сотрудниками с помощью современных технологий и не только, расскажем дальше.

Если сотрудник выбил чек – он не сворует деньги

Онлайн-кассы обязали установить, чтобы показать доходы бизнеса. Теперь нет таких товаров и услуг, которые проходят мимо кассы, если компания попадает под действие 54-ФЗ.

Предприниматель в режиме реального времени видит, сколько продали за день товаров, по какой цене. Продавцы больше не смогут забирать себе неучтенную выручку, продавать товары по завышенной стоимости или торговать тем, что принесли сами.

Как заставить персонал выбивать все чеки:

  • Чтобы кассиры пробивали все чеки, на видном месте повесьте объявление: «Если вам не дали чек – позвоните по номеру …, мы вернем стоимость покупки!».
  • В трудовом договоре продавца пропишите штраф за не выбитый чек.
  • Если в трудовом договоре или в дополнительном соглашении нет информации о штрафе, наказывать сотрудника вы права не имеете.
  • Над кассой повесьте камеру, чтобы видеть, правда чек не отдали, или клиент хочет бесплатно получить товар.

Что делать владельцам магазинов

Онлайн-кассы с системойLIFE PAY позволяют ставить товары на приход. Вы будете знать, в какой день поступил продукт. Когда продавец решит что-то списать, будет видно, вовремя ли. Плюс, это помогает в учете: понятно, сколько товара поступило, сколько продано, сколько должно остаться.

Что делать, чтобы продавцы не мухлевали с вами и с покупателями:

  • Установите камеры с хорошим разрешением, работающие в режиме онлайн. Сохраняйте записи. Сотрудники должны знать, что вы можете проверить, что происходит на работе.
  • Не ленитесь самостоятельно, регулярно и без предупреждения приезжать в магазины, проверять, в порядке ли ценники, корректно ли работают весы.
  • Любые действия с товарами и с деньгами должны быть отражены в системе LIFE PAY, чтобы вы всегда могли контролировать свой бизнес и действия сотрудников.
  • Просьбы покупателей о возврате оформляйте письменно. Это законно. Продавцы из-за возвратов и отмен должны писать объяснительные. Тогда в чеках посетителей будет появляться гораздо меньше «лишних» позиций.
  • Не разрешайте работникам забирать бракованные товары бесплатно или дешевле, чтобы не возникало желания выдавать за брак хороший товар.

Что делать владельцам заведений общепита

В систему LIFE PAY можно добавить технологические карты блюд и ставить все купленные ингредиенты на приход. Вы будете знать, сколько продуктов завезено, сколько было использовано и сколько должно остаться. Если раньше сотрудники могли проводить продажи мимо кассы, то теперь это исключено: вы заметите недостачу по остаткам.

  •        Как владельцам магазинов, владельцам общепита надо установить камеры. Не только в зале, но и в технических помещениях.
  •        Если клиента не устроило качество блюда, просьбу заменить или вернуть деньги будет видно на камере. Просите сотрудников писать объяснительные с указанием точного времени возврата, чтобы вы могли проверить, была ли проблема на самом деле.
  •        Все действия сотрудников с деньгами и ингредиентами должны фиксироваться в LIFE PAY, чтобы вы могли контролировать рабочий процесс.

Какие еще есть способы борьбы с ворами

Введите договор о коллективной материальной ответственности. Если воруют не все сотрудники, тем, кто работает честно, не понравится платить за других. Они расскажут, с кого спросить.

Не экономьте на камерах: если в компании проблемы с воровством, они окупятся. Устанавливайте технику с хорошим качеством съемки, чтобы не возникало вопросов, что происходит на видео.

Лучший способ победить кражи – сменить весь коллектив.

Как кассиру работать с онлайн-кассой в различных ситуациях

Если уволить не всех – есть шанс, что воры останутся, научат новых сотрудников и все начнется заново.

  • В сети много историй от предпринимателей, у которых после установки камер и онлайн-касс все сотрудники увольнялись сами. Честно работать ворам не выгодно.

Новым работникам объясните, что стоят камеры, установлены онлайн-кассы, видно весь процесс продаж, учет товара, денег, и что кражи уголовно наказуемы. Так вы убережете себя от воровства и будете уверены в коллективе.

Не забывайте, что если у сотрудников один источник дохода – чистая зарплата, нет возможности «навариться», им должно хватать на жизнь тех денег, которые они зарабатывают честно.

ККТ-проверки: новые полномочия ФНС

Мерката — умная онлайн касса > Новости > Полномочия ФНС при проверке онлайн ккт

С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок. Так, например, теперь к их компетенции относится контрольная закупка. Об этих и других "проверочных" новшествах 54-ФЗ журналу Главкнига рассказала Юлия Куковская, Управление оперативного контроля ФНС РФ.

Юлия Александровна, в Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок. Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.

— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.

Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.

Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.

Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.

Контрольная закупка — проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.

Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?

— Не обязательно.

Инструкции для кассиров

Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).

От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?

— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).

Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ. А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.

— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.

Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.

Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?

— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут.

Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.

А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?

— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.

А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.

При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.

Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?

— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.

Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки. Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.

Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?

— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.

Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?

— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:
— ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
— сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
— само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.

Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.

Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.

Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?

— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.

А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?

— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:
— по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
— по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.

Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.

Какой период времени охватывает проверка?

— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.

Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?

— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.

Узнать больше о привлечении к административной ответственности за неприменение или нарушение в применении ККТ, а также о том, как оспаривать такое привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ вы можете на вебинаре, который Мерката.Умная касса проводит 12 апреля 2018 года. Узнать больше о вебинаре и зарегистрироваться можно здесь. Участие бесплатное.

Подпись
Пресс-служба Меркаты

Хэштег, источник

Все статьи "Искаженное" время покупки — реквизит кассового чека (Габелли Г.К.)

Может ли время покупки, указанное на выданном клиенту чеке, расходиться с реальным временем, когда чек пробивался?

Сводная должностная инструкция кассира-операциониста, работающего на контрольно-кассовой машине

Чем предприятию общепита грозит такое расхождение?

Допустимо ли временное расхождение?

При осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ <1>). Согласно п. 1 ст. 5 этого Закона лица, использующие контрольно-кассовую технику, обязаны среди прочего:
— применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
— выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
———————————
<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, эксплуатируемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения должно определять Правительство РФ. Эти требования закреплены в Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. На основании пп. "и" п. 3 данного документа применяемая контрольно-кассовая техника должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. При этом, как указали налоговики, отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать пяти минут от фактического времени (Письмо от 20.07.2000 N ВНК-6-16/549).
Также следует учитывать, что дата и время покупки (оказания услуги) — это один из реквизитов, который должен найти отражение на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе (пп. "д" п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745). При этом контрольно-кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные указанным п. 4, считается неисправной (пп. "а" п. 8).
Следовательно, отсутствие на кассовом чеке времени (расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем) является нарушением требований, предъявляемых Федеральным законом N 54-ФЗ к контрольно-кассовой технике (Письмо Минфина России от 24.05.2013 N 03-01-15/18769).

Административная ответственность

На основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в предусмотренных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, грозят должностным лицам штрафом в размере от 3000 до 4000 руб., юридическим лицам — в 10 раз больше.
Таким образом, расхождение времени покупки, указанного на выданном клиенту чеке, с реальным временем чревато привлечением к административной ответственности. Предприятие общепита в этом случае может быть оштрафовано на сумму от 30 000 до 40 000 руб., что подтверждает арбитражная практика. Пример — Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2014 по делу N А63-4644/2014, оставленное без изменения Постановлением ВС РФ от 24.11.2015 N 308-АД15-10504: расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем (отклонение составило 22 минуты) является нарушением требований ст. ст. 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Еще один пример — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 N 09АП-42374/2015 по делу N А40-88406/15. В рамках денежных расчетов 17.04.2015 в чайхане, принадлежащей обществу, при оплате счета за общественное питание стоимостью 370 руб. применялась контрольно-кассовая техника. При проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации установлено расхождение между временем на ККТ и фактическим временем (в присутствии официанта произведен звонок в службу 100). Расхождение составило 29 минут.
Таким образом, при осуществлении денежных расчетов была применена неисправная контрольно-кассовая техника, поскольку на выдаваемых покупателям чеках разница во времени покупки с реальным временем составляет 29 минут, что является нарушением требований ст. ст. 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
Судьи установили, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, оспариваемым постановлением, которые в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении свидетельствуют о совершении обществом административного правонарушения.
А вот в деле N А40-37551/15 постановление о привлечении общества к ответственности отменено при следующих обстоятельствах. В ходе проверки был выявлен факт неприменения контрольно-кассовой машины, выразившийся в том, что обнаружено расхождение времени на ККТ с реальным на 35 минут. Если быть точнее — время осуществления торговой операции, отраженное в кассовом чеке, не соответствовало реальному времени приобретения товара. Расхождение времени по ККТ с фактическим временем было установлено в результате телефонного звонка в справочную службу 100, произведенного проверяющими общество должностными лицами административного органа в присутствии администратора кафе для уточнения времени.
Однако оказалось, что обжалуемое постановление не содержит информации о том, какое конкретно время было отпечатано на чеке и в какой момент была осуществлена торговая операция. В постановлении не приведены обстоятельства, при которых проверяющими были выявлены нарушения, а также иные сведения, позволяющие определить событие административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление требованиям ст. 24.1 КоАП РФ не соответствует, событие правонарушения не доказано. А в силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и служит безусловным основанием для прекращения данного производства (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 N 09АП-26314/2015 по делу N А40-37551/15).
К административной ответственности могут быть привлечены и должностные лица предприятия общепита. (Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей — ст. 2.4 КоАП РФ.) Так, Свердловский областной суд посчитал, что сотрудник общества допустил ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем контроле за соблюдением кассовой дисциплины (на выдаваемых покупателям чеках разница между временем, указанным в чеке, и реальным временем покупки составляла один час). В результате он был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Решение от 26.09.2011 по делу N 72-564/2011, оставленное без изменения Постановлением ВС РФ от 11.05.2012 N 45-АД12-4). Еще один пример — Решение Московского городского суда от 28.10.2014 по делу N 7-4161/2014. В этом случае к ответственности за выявленное нарушение (на выданном покупателю чеке расхождение времени покупки с реальным временем составило 19 суток 1 час 3 минуты) в качестве должностного лица был привлечен генеральный директор общества.

* * *

На выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных контрольно-кассовой техникой непосредственно в момент оплаты услуг, время покупки должно совпадать с реальным временем. Наличие расхождения времени более чем на пять минут чревато привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ как самого предприятия общепита, так и его должностных лиц.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: