Путевой лист

Редкая фирма не имеет служебных автомобилей, но не каждая оказывает платные услуги по перевозке. Автомобиль может использоваться для транспортировки собственных грузов или доставки работников. Кто, как не бухгалтер, должен разбираться в нюансах составления путевых листов?

Пункт 2.1.1 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) обязывает водителя иметь путевой лист в установленных случаях. Водитель должен передавать его для проверки сотрудникам полиции и работникам Ространснадзора.
Управление автомобилем водителем, не имеющим при себе путевого листа, в случаях, предусмотренных законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф взыскивается с водителя, поэтому в наличии путевого листа он заинтересован непосредственно. Выясним, когда без этого документа можно обойтись.

Перевозки договорные и внутрифирменные

Компания может осуществлять перевозку грузов, пассажиров и багажа на основании договора перевозки. За нее взимается провозная плата (ст. ст. 784 и 790 ГК РФ). Условия возмездных (коммерческих) перевозок, связанных с оказанием услуг, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Закон 259-ФЗ (п. 14 ст. 2) определяет путевой лист как документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Без оформления путевого листа на автомобиль осуществлять коммерческие перевозки запрещено (ст. 6 Закона 259-ФЗ). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Так что в сфере коммерческих перевозок неясностей с путевыми листами не имеется. Однако названный Приказ — сугубо подзаконный акт. На некоммерческие перевозки его требования не распространяются.
При некоммерческих перевозках компании перевозят грузы для внутренних целей, в обеспечение собственных надобностей. Такие перевозки не более чем составная часть производственного процесса. Какую роль в них играют путевые листы?

В поисках источника норм

Вместе с тем на территории Российской Федерации продолжают действовать Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, а также Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом". Основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" (с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика").
Названные документы предусматривают обязанность оформления путевых листов при перевозке грузов только для автотранспортных предприятий или организаций. Указанная категория экономических субъектов была определена в п.

Штраф за езду без путевого листа

2 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12), ныне недействующего. Это предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили, при осуществлении перевозок грузов для других предприятий, организаций и учреждений. Как видно, речь о том же самом круге лиц, на который распространяется Закон 259-ФЗ. Предписаний об оформлении путевого листа для иных имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, в том числе перевозящих людей, мы не обнаружим.
Нашу позицию подтверждает Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-161/2013. В нем рассмотрен спор о необходимости путевого листа в случае перевозки пассажира на автомобиле, принадлежащем компании. В ходе разбирательства выяснилось, что пассажир был работником этой же компании. Поэтому оштрафовать водителя не удалось.

Предрейсовый медосмотр при некоммерческих перевозках

Получается, что на некоммерческие перевозки путевой лист оформляется по решению руководства компании.
Спрашивается, а где же тогда регистрировать прохождение водителем обязательных предрейсовых медицинских осмотров (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")? Ведь на основании п. 4 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (утв. Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) после осмотра на путевом листе проставляется штамп "допущен к рейсу" и подпись медицинского работника.
Тут нужно исходить из того, что документ Минздрава не может вынудить компанию к составлению путевого листа. Штамп проставляется в путевом листе при наличии государственной обязанности его применять. А в отсутствие путевых листов данные медосмотра водителей можно заносить в специальный журнал, хранящийся в компании. Его форма рекомендована в п. 5 Инструкции N 555.

Навигационные технологии

Очевидно, в коммерческих перевозках провозная плата зависит от протяженности маршрута. Поэтому путевой лист обеспечивает соблюдение интересов заказчика перевозки.
При некоммерческих перевозках бухгалтер может вести учет работы автомобиля и водителя любыми способами, обеспечивающими достоверность соответствующих данных.
Минфин России Письмом от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 разъяснил, что определить пройденный автомобилем путь можно на основании данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Как защититься от штрафов на дороге

Мы выяснили: если автомобиль перевозит груз для внутренних целей или осуществляет доставку сотрудников, путевой лист не требуется. Но как убедить в этом сотрудников Госавтоинспекции?
В случае перевозки груза на основании договора водитель обязан иметь транспортную накладную (п. 3 ст. 8 Закона 259-ФЗ). А компании, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства, обязаны оформлять товарно-транспортные накладные (п. 2 Инструкции Минфина СССР N 156). Таким образом, статус перевозки явствует из наименования товарно-сопроводительного документа, а главное — из его содержания.
Если ваш автомобиль перевозит людей, то статус работников подтвердят их служебные удостоверения или список, имеющийся у водителя. Ну а если за директором закреплены автомобиль и персональный водитель — снабдите водителя копией приказа о назначении директора.
И последнее: требовать путевой лист на автомобиль без груза и без пассажиров у сотрудников ГИБДД оснований не имеется.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Путевой лист (в народе Путёвка) — основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно водителям транспортных средств.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике № 78 от 28 ноября 1997 года были приняты и введены в действие с 1 декабря 1997 года несколько видов унифицированных форм путевых листов для различных видов транспортных средств.

В установленных законом случаях водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудников полиции передавать его им для проверки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Путевой лист"

Примечания

Отрывок, характеризующий Путевой лист

– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j’adore les petites filles: – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille , – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это.

Бухгалтерские вопросы

Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.

Порядок оформления путевого листа легкового автомобиля

Операции, связанные с эксплуатацией автомобильного транспорта, в частности с движением топлива в баках транспортных средств, подлежат документальному оформлению. Только в этом случае стоимость израсходованного топлива в бухгалтерском и налоговом учете может быть отражена в составе соответствующих расходов.

Факт совершения хозяйственной операции необходимо подтверждать первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляет ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции .

Первичным учетным документом, которым оформляют работу автомобильного транспорта, является путевой лист (приложение 1).

Как первичный учетный документ, оформляющий хозяйственные операции, связанные с работой автомобиля, путевой лист по общему правилу подлежит оформлению вне зависимости от того, на каких основаниях служебный легковой автомобиль привлечен для работы в организации (является собственностью организации, получен по договору лизинга, аренды, безвозмездного пользования, в т.ч. с физическим лицом, либо личный автомобиль используется работником организации в служебных целях).

Путевой лист, несмотря на то, что он утвержден органом государственного управления , относят к формам первичных учетных документов, которые субъекты хозяйствования могут разрабатывать и утверждать для себя самостоятельно .

Таким образом, ГП «Брестгортранс» имеет право, как применять утвержденную органом государственного управления форму путевого листа, так и утвердить ее для себя самостоятельно в ином виде.

Если ГП «Брестгортранс» самостоятельно разрабатывает форму путевого листа, ее целесообразно утвердить учетной политикой организации, или отдельным приказом (иным аналогичным документом).

Транспортные документы можно оформлять как вручную, так и с помощью технических средств (п. 2 Инструкции № 138). Согласно приложению 1 видно, что в ГП «Брестгортранс» путевой лист легкового автомобиля заполняется вручную.

Кроме этого в путевые листы допустимо вносить дополнительную информацию, не предусмотренную Инструкцией № 138, которая не должна препятствовать прочтению иных записей . Таким образом, ГП «Брестгортранс» имеет право в путевых листах фиксировать любые показатели и информацию, необходимую для учетной и другой работы (например, показатели работы дополнительного оборудования, разбивку пробегов, перевод километров в мили и т.д.).

Путевые листы в ГП «Брестгортранс» оформляют для того, чтобы в последующем отраженные в них данные о показателях учета работы транспортных средств и водителей использовать:

– для учета работы транспортных средств и водителей;

– определения данных, отражаемых в бухгалтерском учете;

– расчета налоговой базы для целей исчисления налогов;

– осуществления расчетов за перевозки;

– формирования статистической отчетности.

В п. 6 Инструкции № 138 предусмотрено, что заполнение всех необходимых сведений в путевых листах производит уполномоченное лицо (лица) автомобильного перевозчика, т.е. ГП «Брестгортранс» данные обязанности возложены на механика. При этом реквизиты, по которым отсутствует информация или не ведется учет, можно не заполнять. Это значит, что информацию, которую ГП «Брестгортранс» не используют, но которая предусмотрена в форме путевого листа, можно не указывать.

В путевом листе ГП «Брестгортранс», согласно п. 7 Инструкции № 138, обязательна следующая информация:

– период действия путевого листа: согласно приложению 1 – период с 1 по 16 марта 2016 г.;

– наименование перевозчика (штамп (печать) перевозчика): согласно приложению 1 – ГП «Брестгортранс» (печать с реквизитами в левом верхнем углу);

– марка и регистрационный знак транспортного средства: согласно приложению 1 – Рено-Доккер АК 31-91I;

– данные о водителе и его водительском удостоверении: согласно приложению 1 – Шабалюк С.П., водительское удостоверение 1АА060080;

– отметки о прохождении водителем медицинского осмотра: согласно приложению 1 – штампы с отметками о том, что водитель на момент осмотра трезв, дата и время осмотра и подпись врача;

– отметки о техническом состоянии транспортного средства: согласно приложению 1 – графа 17, 18;

– данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) транспортного средства: согласно приложению 1 – строка графа 5, 6, 7;

– данные о движении топливно-смазочных материалов: согласно приложению 1 – графа 8-13;

– данные о работе водителя (кондуктора) и транспортного средства: согласно приложению 1 – графа 1-4;

– отметки водителя и уполномоченных лиц перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу транспортного средства: согласно приложению 1 – графа 19, 20;

– иные отметки уполномоченных лиц перевозчика, оформляющих путевые листы.

Как видно, указанная обязательная информация является действительно необходимой для целей бухгалтерского учета, а также обеспечения факторов безопасности движения и организации взаимоотношений с материально ответственным лицом (водителем).

В случае использования работником личного автомобиля в служебных целях автомобиль во владение ГП «Брестгортранс» не переходит, а остается у работника. Поэтому возможна ситуация, когда в рабочее время работник использует автомобиль для нужд нанимателя, а в нерабочее – для личных поездок. Заполнение путевого листа в этом случае следует производить только исходя из показателей, соответствующих использованию автомобиля для нужд нанимателя. То есть те показатели (например, пробег, расход топлива, заправки и т.п.), которые соответствуют использованию автомобиля для личных нужд ГП «Брестгортранс», в путевом листе не отражают.

Нужен ли путевой лист если ип сам водитель

Это единственное отличие в оформлении путевых листов при разных вариантах привлечения служебного легкового автомобиля для использования в организации.

При пользовании формой и порядком, изложенными в Инструкции № 138, ГП «Брестгортранс» необходимо учесть следующие особенности оформления путевых листов служебного легкового автомобиля (таблица 1).

Таблица 1 – Особенности оформления путевого листа легкового автомобиля по Инструкции № 138

Показатель Путевой лист служебного легкового автомобиля
Периодичность заполнения Может быть оформлен водителю сроком до 1 календарного месяца при условии сдачи путевого листа за предыдущий период работы. ГП «Брестгортранс» может выбирать в пределах месяца любой период, на который следует выписывать путевой лист (день, неделя, декада, месяц и др.)
Порядок заполнения При использовании легкового служебного автомобиля в пределах города в разделе «Выполнение задания» допустимо производить запись «По городу» с указанием суммарного пробега по городу в километрах. Для более тщательного внутреннего контроля за использованием автомобиля по решению ГП «Брестгортранс» возможно указание адресов отправления и назначения. Если автомобиль выезжает за пределы города в котором осуществляется его обычная работа, то адрес отправления и адрес назначения следует указывать.

Путевой лист ГП «Брестгортранс» оформляют на водителя, т.к. он несет индивидуальную материальную ответственность (за автомобиль, его принадлежности, топливо и т.п.), а также в связи с учетом времени работы водителя, учетом появления возможных неисправностей, ДТП и т.п. в момент управления автомобилем конкретным лицом и т.д.). Поэтому, если автомобилем управляет один водитель, который обслуживает сотрудников ГП «Брестгортранс», оформляют один путевой лист на водителя вне зависимости от того, скольких сотрудников ГП «Брестгортранс» данный автомобиль обслуживает. Если служебным легковым автомобилем в течение одного дня управляют несколько сотрудников, то, оформляют путевой лист на каждое лицо. При этом предусмотрена процедуру передачи автомобиля от одного лица другому: удостоверение факта исправности, отсутствия повреждений, комплектности, фактического наличия учтенного количества ГСМ и т.д.

Оформление одного путевого листа на группу водителей (работников – пользователей автомобиля) в ГП «Брестгортранс» не практикуется.

Использование личных автомобилей для служебных поездок в ГП «Брестгортранс» не используется.

Использовать для служебных поездок автомобиль работника по соглашению с ГП «Брестгортранс» может только сам работник-владелец. Этот вывод вытекает из трудовых правоотношений, основанных на ст. 106 Трудового кодекса РБ . Использование автомобиля другими сотрудниками противоречит указанным правоотношениям: в этом случае между ГП «Брестгортранс» и работником должен быть заключен договор аренды или безвозмездного пользования автомобилем. Если владелец автомобиля работает в ГП «Брестгортранс» водителем, то он может использовать автомобиль для выполнения своих служебных обязанностей и обслуживать других работников организации (например, директора, заместителя директора, менеджеров и т.д.). При указанных правоотношениях не предусматривается возможность возмещения работнику стоимости техобслуживания автомобиля, так как за использование для служебных поездок автомобиля ему положена компенсация (возмещение техобслуживания в данном случае носит характер дополнительной компенсации). Путевой лист в этой ситуации следует оформлять всегда на работника – владельца автомобиля, использующего автомобиль в служебных целях.

В отдельных случаях путевой лист легкового служебного автомобиля можно не оформлять.

Можно порекомендовать следующую форму первичного учетного документа, который будет оформлен взамен путевого листа при использовании личного автомобиля в служебных целях, например при использовании автомобиля в служебной командировке (приложение 2).

Date: 2016-05-15; view: 207; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

В каких случаях путевой лист необходим

Первичная учетная документация по учету работ на автомобильном транспорте 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 1997 г. N 78ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ, РАБОТ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. Путевой лист легкового автомобиля

Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

2. Путевой лист специального автомобиля

Является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю.

Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на один день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на это уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

В путевом листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Раздел «Результаты работы автомобиля» заполняется лицами, отвечающими за эту работу.

В раздел «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, указанного в разделе «Задание водителю», сведения о сопровождающих лицах и т.п.

Отрывные талоны путевого листа заполняются организацией, которой принадлежит спецавтомобиль, и служат основанием для предъявления счета заказчику.

3. Путевой лист легкового такси

Является первичным документом по учету работы легкового такси и основанием для начисления заработной платы водителю.

Выписывается в одном экземпляре диспетчером организации и выдается водителю. Выдаваемый водителю путевой лист должен иметь порядковый номер, дату выдачи, штамп организации, которой принадлежит легковое такси.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ ПУТЕВОЙ ЛИСТ В 2018 ГОДУ

Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую.

4. Путевой лист грузового автомобиля (Форма N 4-с) 

5. Путевой лист грузового автомобиля (Форма N 4-п)

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно — транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику.

К счету прилагают соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации — владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно — материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно — транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно — транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации — владельца автотранспорта и заказчики.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно — транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

6. Путевой лист автобуса

Является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком.

Форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.

7. Путевой лист автобуса необщего пользования

Путевой лист является основным первичным документом учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров.

Форма выписывается в одном экземпляре диспетчером и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

Путевой лист действителен только на один день или на одну смену. В документе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автобус. Путевой лист оформляется только для выполнения заказа одной организации.

Раздел «Результат работы автобуса» заполняется при обработке путевых листов лицами, отвечающими за эту работу.

8. Журнал учета движения путевых листов

Применяется организацией для контроля за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию.

9. Товарно — транспортная накладная

Предназначена для учета движения товарно — материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно — транспортная накладная состоит из двух разделов:

1.) Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно — материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

2. ) Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно — транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно — транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций — владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.

В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно — транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Товарно — транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно — материальных ценностей;

второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно — материальных ценностей у получателя груза;

третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно — материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно — транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:

первый и второй экземпляры передаются организации — владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации — владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок

Посмотреть формы документов можно по следующим ссылкам: