Работники администрации района

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева ;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
  3. Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ).
  4. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
  5. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
  6. Власть и законы. «Русская Правда”.
  7. Личность в истории.

2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

А. Работа с модулем.

  1. Укажите на карте древние города Киевской Руси.
  2. Политика первых князей: дата, имя, событие.
  3. Выберете, какие предметы появляются после крещения Руси.

Б. Задание по карточкам.

В. Беседа с классом:

  • когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
  • какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
  • Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
  • Каковы были причины принятия Русью христианства?
  • Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ).

Учитель: «У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народ назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; Почему период его правления назван Расцветом Древнерусского государства?” ( Тема урока )

4. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из «Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: » Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.

Вопрос учителя классу: «Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир «посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)

В тексте выделено слово «посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в «словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова «или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)

Объяснение учителя по плану:

  1. Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
  2. Смерть Владимира Красное Солнышко.
  3. Святополк Окаянный (1015–1019):
    происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им);
    убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира;
    битва на реке Альте – победа Ярослава.
  4. Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
  5. Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.

В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1):

Вопросы учителя классу:

  1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
  2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?

5. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

Учитель: «Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. В старину считалось, что человек, имеющий какой-либо физический недостаток, отмечен Богами, и он обязательно наделен еще и умом, особой силой. Князь Ярослав с рождения был хромым. В те времена его многие так и называли Хромцом. Правда, чаще враги, чем обычные люди. Но возможно, деяния великого князя укрепили в народе правоту выражения: «Хромой означает мудрый». С течением времени первое прозвище заменилось вторым. Прожив яркую и достаточно длинную жизнь, умер в 76 лет Ярослав Мудрый.

  1. Работа с документом. «Из Правды Ярослава» С 54.

Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве?

Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?

«Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику”( Закон допускает кровную месть, но круг «мстителей” ограничивается). Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф.

«Если убьет свободный человек свободного…”( Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство.)

Работа с понятиями, встречающимися в тексте «Русской правды”:

  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
  • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
  • Тиун – управляющий господского дома.
  • Вервь – община.

Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)

Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)

  1. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Рассказ учителя с опорой на таблицу:

Цели внешней политики

Успехи

Неудачи

Укрепление южных рубежей страны

  1. возводил на границе города-крепости
  2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)

Расширение территории

Земли на западном берегу Чудского озера

Укрепление северо-западных рубежей страны

Строительство Юрьева

Установление выгодных отношений с государствами Европы

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;

1041 г – союзный договор с Польшей;

ряд выгодных династических браков

1043 г. – неудачный поход на Византию;

5. Личность в истории.

Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.

С.М.Соловьев «В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.

Н.М. Карамзин » Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”

Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? Расцвет Руси?

(период его правления – время расцвета Руси;

способствовал распространению христианства,

строил церкви, открывал при них школы,

поощрял переводы книг с греческого на славянский,

способствовал образованию монастырей

покупал книги, собрал библиотеку, был образован,

принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)

Д/з п. 6, даты, понятия

Сегодня «Речь» публикует (4 — 6-я стр.) проект решения городской думы о внесении изменений в Устав Череповца. Помимо прочего, поправки уточняют полномочия главы города и мэра Череповца, в которых пока успели разобраться не все горожане.

14 сентября на первом заседании городской думы нового созыва в Череповце впервые была применена новая система муниципального управления. Главой города депутаты избрали из своего состава Маргариту Гусеву, мэром была назначена Елена Авдеева.

С тех пор прошло две недели, тем не менее в редакцию продолжают поступать вопросы от читателей, не до конца разобравшихся в том, за что отныне отвечает глава города, а за что — мэр.

Разграничили их полномочия еще в июле текущего года депутаты гордумы прежнего созыва, внеся изменения в Устав Череповца. В публикуемом сегодня проекте изменений Устава некоторые положения уточняются, в целом же дается полное описание прав и обязанностей новых руководителей города.

Новая власть в Череповце организована по схеме «глава города — мэр». Глава города — это политик, который осуществляет общее руководство муниципалитетом (ст. 34, 35 Устава).

Как высшее должностное лицо городского округа, Маргарита Гусева выполняет представительские функции: представляет город в отношениях с федеральной властью, руководством других регионов и городов, устанавливает межмуниципальное сотрудничество. Немаловажная (во многом и основная) роль в ее работе — исполнение полномочий председателя городской думы.

По закону, если глава города занимает пост спикера местного представительного органа, для руководства администрацией (то есть мэрией) приходится нанимать так называемого сити-менеджера — в нашем случае мэра, которым по результатам конкурса назначена Елена Авдеева.

Мэр напрямую руководит всеми хозяйственными вопросами. Он представляет в гордуму проекты городского бюджета и стратегии социально-экономического развития, проекты решений о местных налогах и сборах, заключает договоры и соглашения, осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 38.1 Устава).

Подробнее с полномочиями главы города и мэра можно ознакомиться в сегодняшнем приложении «Деловой вестник». Там же — текст присяги главы города. Добавим, что 20 октября в 15.00 в Череповце (пр. Строителей, 2, каб. 309) состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав города.

Андрей Савин