Расчет транспортных расходов

Порядок налогового учета расходов по доставке товаров регулируется ст.320 Налогового кодекса РФ. Напомним, что согласно нормам указанной статьи расходы по торговым операциям разделяются на прямые и косвенные. При этом к прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном пунктами 1 – 4 статьи 320 Налогового кодекса РФ.

Казалось бы, все достаточно просто: собрать сумму осуществленных в течение месяца транспортных расходов и распределить на остаток товаров. Однако на практике применение норм статьи 320 Налогового кодекса РФ вызвало немало вопросов.

Во-первых, какие расходы следует относить к транспортным? Ведь определения транспортных расходов Налоговый кодекс не дает, что приводит к необходимости руководствоваться понятиями других отраслей права на основании п.1 ст.11 Налогового кодекса.

В целях бухгалтерского учета на основании Письма Минфина РФ от 29.04.02г. №16-00-13/03 состав издержек обращения, равно как и состав транспортных расходов, регулируется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Комитетом РФ по торговле от 20.04.95г. №1-550/32-2). Таким образом, в состав транспортных расходов подлежат включению:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них; плата за экспедиционные операции и другие услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Другая проблема связана с порядком налогового учета транспортных расходов по доставке товаров до склада покупателя, минуя склад налогоплательщика-поставщика (при осуществлении торговли транзитом). Отметим, что дословное прочтение абз.3 рассматриваемой статьи Налогового кодекса устанавливает обязанность отнесения к прямым расходам транспортные расходы по доставке покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров. Таким образом, транспортные расходы, связанные с доставкой покупных товаров, реализация которых осуществляется транзитом, подлежат отражению в составе косвенных. По такому же основанию в составе косвенных отражаются транспортные расходы, связанные с реализацией товаров.

У торговых организаций возникают также вопросы, связанные с включением в расчет транспортных расходов на остаток товаров стоимости отгруженных, но не реализованных в отчетном месяце товаров (когда условиями договора предусмотрен переход права собственности в момент, отличный от даты отгрузки). Здесь следует обратить внимание на то, что статья 320 предусматривает распределение прямых расходов на остаток товаров на складе налогоплательщика, что не позволяет учитывать стоимость отгруженных, но нереализованных товаров в расчете.

Немало проблем вызывают ситуации, когда расходы на транспортировку товаров уже сформированы, а товары на склад еще не оприходованы. Включать ли произведенные расходы в состав подлежащих распределению? Учитывать ли неоприходованные товары в расчете? Аналогичные вопросы возникают у организаций при транспортировке товаров с одного склада на другой (из одного структурного подразделения в другое).

Анализ норм ст.272 и 320 Налогового кодекса приводит к следующим выводам.

Согласно подп.3 п.7 ст.272 расходы на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Таким образом, расходы включаются в состав транспортных на указанную дату вне зависимости от даты оприходования соответствующей партии товаров (так как особый порядок их признания нормами 25 главы Налогового кодекса РФ не предусмотрен). На основании абз.3 ст.320 такие расходы относятся к прямым.

Порядок отнесения прямых расходов к остаткам товаров на складе установлен только в ст.320 и не предусматривает связи между моментом возникновения расходов и моментом оприходования соответствующих товаров на склад. Значит, основания для включения в стоимость остатка товаров на складе стоимость товаров в пути отсутствуют (напомним, что нормами ст.320 предусмотрено распределение прямых расходов на остаток товаров на складе).

С точки зрения экономической оправданности затрат обоснование изложенной позиции выглядит следующим образом.

П.1 ст.252 Налогового кодекса РФ устанавливает общие критерии признания расходов в целях исчисления налога на прибыль. То есть при принятии решения о включении или невключении произведенных затрат в состав расходов необходимо использовать критерии, установленные указанным пунктом. После признания затрат обоснованными и документально подтвержденными они подлежат учету в целях налогообложения в порядке, установленном 25 главой Налогового кодекса РФ для каждого вида расходов (в рассматриваемом случае – ст.272 и 320).

При транспортировке товаров с одного склада на другой (из одного структурного подразделения в другое) транспортные расходы будут являться косвенными расходами организации, так же, как и расходы при реализации товаров транзитом. При этом в расчете не участвует и стоимость перемещаемых товаров (до момента их оприходования на склад).

Еще одна ситуация, требующая детального рассмотрения, связана с безвозмездной передачей товаров, по которым возникали расходы на транспортировку до склада организации.

Расчет транспортных расходов — формула

В соответствии с п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ транспортные расходы, приходящиеся на переданные безвозмездно товары, не относятся к расходам, произведенным для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Кроме того, п.16 ст.270 не позволяет отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы, стоимость безвозмездно переданного имущества и величину расходов, связанных с такой передачей. К последним могут быть отнесены расходы по транспортировке товаров, в дальнейшем переданных безвозмездно, до складов организации.

Таким образом, они подлежат исключению из состава уменьшающих налогооблагаемую базу. Для исключения таких расходов предлагаем следующий порядок.

А). Размер транспортных расходов, связанных с приобретением переданных безвозмездно товаров, достаточно просто выделить из суммы остальных транспортных расходов, осуществленных в момент приобретения. При определении в соответствии с п.1 ст.320 Налогового кодекса РФ суммы прямых расходов величину транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце, необходимо откорректировать на размер транспортных расходов, связанных с приобретением безвозмездно переданных товаров.

Обязанность по корректировке осуществленных расходов возникает в момент осуществления безвозмездной передачи товаров, так как именно в этот момент расходы на их приобретение перестают являться экономически обоснованными и связанными с получением доходов (перестают соответствовать критериям расходов, принимаемых в уменьшение доходов). Кроме того, помимо рассматриваемых транспортных расходов из расчета будет исключена также сумма безвозмездно переданных товаров, поэтому сумма прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе, будет обоснованной.

Б) Размер транспортных расходов, связанных с приобретением переданных безвозмездно товаров, выделить из суммы остальных транспортных расходов, осуществленных в момент приобретения, практически невозможно. В этом случае рекомендуем определить величину транспортных расходов, подлежащих исключению, на основании предварительного расчета. Такой расчет может быть следующим.

Определяется отношение суммы остатка прямых расходов на начало месяца и осуществленных в текущем месяце к сумме стоимости реализованных в отчетном месяце товаров, стоимости переданных безвозмездно товаров и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца. Указанное отношение умножается на стоимость товаров, переданных безвозмездно. Полученная величина исключается из размера транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце, и далее расчет производится в соответствии с установленным ст.320 Налогового кодекса РФ порядком.

Обоснование такого расчета в налоговом законодательстве отсутствует. Организацией может быть разработан любой другой логически обоснованный порядок определения транспортных расходов, исключаемых из расчета. При возникновении разногласий с налоговыми органами по поводу применяемого расчета рекомендуем ссылаться на нормы п.7 ст.3 НК РФ (любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности трактуются в пользу налогоплательщика).

В заключение рассмотрим порядок распределения транспортных расходов на остаток товаров в случае осуществления организацией видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль и единым налогом на вмененный доход.

Согласно п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ, расходы, на которые уменьшаются полученные доходы, должны быть связаны с получением таких доходов. Таким образом, расходы, осуществленные в рамках деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не подлежат учету в составе уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На основании п.1 ст.272, расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Статья 268 устанавливает порядок определения расходов, уменьшающих доходы от реализации товаров. П.1 указанной статьи предусмотрено, что при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст.320.

Таким образом, статьей 320 регулируется порядок распределения прямых расходов на остаток товара только в части расходов, уменьшающих доходы от реализации.

В случае передачи товаров в режим налогообложения единым налогом на вмененный доход по прошествии некоторого времени с момента их оприходования (то есть в случае, когда на них распределялись транспортные расходы) рекомендуем исключать соответствующий размер транспортных расходов аналогично порядку, применяемому для безвозмездно переданных товаров.

Предложенные подходы основаны исключительно на нормах налогового законодательства, что, однако, не исключает разногласий с налоговыми органами. К сожалению, до настоящего момента позиция МНС РФ по рассматриваемым вопросам не известна. В случае, если мнение налогового инспектора при проверке не будет совпадать с мнением организации, рекомендуем квалифицировать ситуацию как наличие неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в рассматриваемой норме налогового законодательства со ссылкой на п.7 ст.3 НК РФ.

Ефимова Л. В., ведущий аудитор, 14 сентября, 2003

Списание транспортных расходов

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада фирмы можно учитывать двумя способами: в составе фактической себестоимости товаров (то есть непосредственно на счете 41 "Товары") или в составе издержек обращения (то есть на счете 44 "Расходы на продажу").

В налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком.

В противном случае транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования бухгалтерского и налогового учета, транспортно-заготовительные расходы целесообразно учитывать:

— на счете 41 — если они включены в цену товаров по условиям договора;

— на счете 44 — в остальных случаях.

Списание общехозяйственных расходов

В состав таких расходов включаются: административно-управленческие затраты; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.

Такие затраты учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:

— включить в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг), если продукция (работы, услуги) учитывается по полной производственной себестоимости;

— списать непосредственно на счет 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж", если продукция (работы, услуги) учитывается по сокращенной производственной себестоимости.

В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода. В этой связи в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90.

Формирование резервов

Фирма имеет право создавать в бухгалтерском учете различные резервы. Обычно их создают для равномерного включения расходов в себестоимость.

С 2011 года резервы предстоящих расходов признают только в связи с оценочными обязательствами. Порядок регламентирован ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н).

Например, такая связь есть в ситуации, когда организация включает в состав прямых расходов по договору, кроме фактически понесенных, ожидаемые неизбежные расходы, которые заказчик в будущем обязан возместить

ПБУ 8/2010 не применяют в отношении:

— резервного капитала;

— резервов, формируемых из нераспределенной прибыли;

— резервов под обесценение финансовых вложений, материально-производственных запасов;

— резерва сомнительных долгов;

— сумм отложенных налоговых активов и обязательств (влияющих на величину налога на прибыль в будущих отчетных периодах;

— договоров (кроме заведомо убыточных), по которым на отчетную дату хотя бы одна из сторон не выполнила своих обязательств.

Обратите внимание: больше в учетной политике не нужно писать о намерении (или отказе) создания резерва по сомнительным долгам. Создавать такой резерв — обязанность, если организация имеет дебиторскую задолженность, которая подпадает под определение "сомнительной":

— не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена гарантиями;

— с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не будет обеспечена гарантиями.

Формы расчетов

Наличные. Осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег.

Безналичные.

1. Платежные поручения. Это бланк о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйственного субъекта. Поручение выписывается хозяином счета, действует в течение 19 дней, но банк примет платежное поручение в том случае, если на счете есть деньги.

Платежные поручения бывают срочные, досрочные, отсроченные. Срочный платеж — авансовый платеж за отгруженную продукцию. Досрочный платеж — товар еще не отгружен, но уже оплачен. Отсроченный платеж — товар отгружен, а оплата будет произведена позже (используется в том случае, если партия товара очень крупная и обладает большой стоимостью; плательщик желает удостовериться в качестве продукции).

2. Платежное требование-поручение. Это расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправленных документов стоимость поставленного товара, работ, услуг.

3. Инкассо. Это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента. Банк сам проверяет количество, качество продукции и правильность документов и производит оплату. Эта операция хороша тем, что банк защищает интересы клиента.

4. Аккредитив. В тех случаях, когда предприятие не доверяет или мало знает своих партнеров, используется аккредитив. Это денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца. Обязательство — оплатить счета поставщика. Бывают следующие типы аккредитивов: денежные и документальные.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Денежный аккредитив — именной документ, адресованный банком другому банку по выплате денег продавцу в определенный срок.

6. Расчет чеками. Чековые книжки используются достаточно широко в различных организациях. Клиент банка, имея деньги на расчетном счете, получает чековую книжку (а потом и чековую карточку с данными предприятия). Чеки выдаются на определенную сумму.



Распределение транспортных расходов на остаток товара

Регистр — расчет остатка транспортных расходов

Наименование показателя

Источник информации

Дата операции

Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на начало месяца

По результатам предыдущего расчета

Сумма транспортных расходов текущего месяца

Регистр — расчет Формирование стоимости объекта учета

Остаток товаров на складе на начало месяца

По результатам предыдущего расчета

Сумма товаров, приобретенных в текущем месяце

Регистр — расчет Формирование стоимости объекта учета

Сумма товаров, реализованных в текущем месяце

Регистр учета стоимости реализованных товаров

Остаток товаров на складе на конец месяца

Расчетным путем (строка 4 + строка 5 — строка 6)

Средний процент

Расчетным путем ((строка 2 + строка 3) : (строка 6 + строка 7))

Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе на конец месяца

Расчетным путем (умножение строк 7 и 8)

Сумма прямых расходов, относящихся к расходам текущего месяца

Расчетным путем (строка 2 + строка 3 — строка 9)

Регистр формируется для обобщения информации о порядке исчисления суммы транспортных расходов по торговым операциям, относящейся к остатку товаров на складе на конец месяца, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, с целью формирования прямых расходов по торговым операциям отчетного (налогового) периода.

Записи в регистре производятся ежемесячно по каждому факту определения остатка транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на конец текущего месяца.

Ведение регистра должно обеспечивать возможность ежемесячного определения суммы прямых (транспортных) расходов, относящихся к расходам текущего периода.

Данный регистр должен содержать следующие показатели:

— "Дата операции"

По данному показателю указываются месяц, год, за который производится исчисление остатка транспортных расходов.

— "Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на начало месяца"

Данный показатель формируется ежемесячно на основании данных указанного расчета за предыдущий месяц и отражает сумму транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало текущего месяца, по операциям приобретения товаров налогоплательщиками, осуществляющими оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.

— "Сумма транспортных расходов текущего месяца"

По данному показателю отражается ежемесячно сумма транспортных расходов по приобретению товаров, осуществленных в текущем месяце, на основании Регистра — расчета Формирование стоимости объекта учета.

— "Остаток товаров на складе на начало месяца"

Данный показатель формируется ежемесячно на основании данных указанного расчета за предыдущий месяц и отражает стоимость остатка товаров на складе на начало текущего месяца.

— "Сумма товаров, приобретенных в текущем месяце"

Данный показатель отражает стоимость товаров, приобретенных в текущем месяце, и формируется ежемесячно на основании данных Регистра — расчета Формирование стоимости объекта учета.

— "Сумма товаров, реализованных в текущем месяце"

Показатель формируется ежемесячно на основании данных Регистра — расчета стоимости списанных товаров и отражает стоимость товаров, реализованных в текущем месяце.

— "Остаток товаров на складе на конец месяца"

Данный показатель отражает стоимость товаров на складе на конец текущего месяца и формируется ежемесячно путем вычитания стоимости товаров, реализованных в текущем месяце, из суммы остатка товаров на складе на начало месяца и стоимости товаров, приобретенных в текущем месяце (строка 4 + строка 5 — строка 6 указанного регистра).

— "Средний процент"

Данный показатель формируется ежемесячно отношением суммы прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца, и транспортных расходов текущего месяца к сумме товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка товаров на складе на конец месяца (строка 2 + строка 3) : (строка 6 + строка 7).

— "Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе на конец месяца"

Показатель отражает сумму прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе на конец месяца, и формируется ежемесячно умножением среднего процента на сумму остатка товаров на складе на конец месяца.

— "Сумма прямых расходов, относящихся к расходам текущего месяца"

Данный показатель ежемесячно формируется путем вычитания суммы прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе на конец месяца, из суммы прямых расходов, приходящихся на остаток товара на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

Показатель используется при заполнении приложения N 2 к листу 02 Декларации.