Расходы на закупку товаров работ услуг

Подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»

Согласно Указаниям N 65н подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» применяется для обобщения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ и услуг, не отнесенных Указаниями N 65н к иным подгруппам.

Подгруппа 240 детализирована следующими элементами видов расходов:

— 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;

— 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»;

— 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;

— 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

— 245 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа».

Элемент 241

По элементу видов расходов 241 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих положениям главы 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» ГК РФ (п. 2 письма Минфина России от 10.07.2015 N 02-05-10/39839, письма Минфина России от 22.04.2016 N 02-05-10/23641, от 17.03.2016 N 02-05-10/14788). Данный элемент видов расходов необходимо, в частности, увязывать с:

— кодами разделов (подразделов) согласно требованиям Подраздела 3 Раздела III Указаний N 65н;

— кодами КОСГУ согласно Приложению 5 к Указаниям N 65н (элемент видов расходов 241 должен применяться только с кодами КОСГУ 226, 290 и 320, а в части расходов на спецоборудование — с кодом 340).

Внимание

Увязка элемента вида расходов 241 с кодом КОСГУ 310 в Приложении 5 к Указаниям N 65н не предусмотрена.

Во избежание последующих разногласий с контролирующими органами, результат выполнения работ (положительный или отрицательный) желательно оформить двусторонним Актом.

Пример

Общеобразовательная организация, содержание и обеспечение которой осуществляется по подразделу 0702 «Общее образование», оплачивает научные исследования, в результате которых к ней перейдут исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Данные расходы должны отражаться по:

— подразделу 0708 «Прикладные научные исследования в области образования»;

— элементу видов расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;

— коду КОСГУ 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов».

Элемент 242

Указания N 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, расходы по оплате которых следует относить на элемент видов расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий предметом Указаний N 65н не является и осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 17.12.2014 N 02-05-10/65250). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере информационно-коммуникационных технологий относится к компетенции Минкомсвязи России, за которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (см. также письма Минфина России от 08.07.2014 N 02-05-10/33098, от 04.06.2014 N 02-05-10/26849).

По виду расходов 242 подлежат отражению расходы федерального бюджета:

— на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;

— по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности федеральных государственных органов, в т.ч. находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений.

Объекты, аналогичные включаемым в сферу информационно-коммуникационных технологий (с учетом, при необходимости, монтажных и пусконаладочных работ), могут приобретаться в рамках капвложений. В этом случае соответствующие расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции объекта, отражаются по элементам подгруппы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности».

Расходы бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры также могут отражаться по коду видов расходов 242. Однако применение кода 242 возможно только в том случае, если соответствующее решение будет принято финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-05-11/68872).

Элемент 243

По элементу 243 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг в целях:

— капитального ремонта государственного (муниципального) имущества;

— реставрации государственного (муниципального) имущества.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038)*(1). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395). Обоснованность расходов по капремонту оборудования подтверждается данными технических паспортов (иной технической документации), а также Графиком капремонта, составляемым должностным лицом, ответственным за безопасность эксплуатации оборудования. Работы по текущему ремонту оплачиваются по коду видов расходов 244.

Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в форме капвложений в объекты капстроительства, на приобретение объектов недвижимого имущества подлежат отражению по соответствующим подгруппам и элементам группы видов расходов 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности».

Элемент 244

По элементу 244 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов.

В частности, по элементу 244 могут отражаться расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ. Речь идет прежде всего об отражении расходов в сфере ИКТ тех бюджетов, при составлении и исполнении которых не предусмотрено использование элемента 242, а также о расходах бюджетных и автономных учреждений.

Кроме того, оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере ИКТ также следует относить на элемент 244.

Достаточно большая номенклатура специальной техники, оборудования и систем не относится к сфере ИКТ. Приобретение (монтаж, создание) таких объектов, а также любые расходы по их содержанию и обслуживанию подлежат отражению по элементу 244:

Оборудование и системы, не относящиеся к сфере ИКТ

Расходы по обслуживанию оборудования и систем, не относящиеся к сфере ИКТ

Томографы, полиграфы, аппараты ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы и т.п.

Навигаторы

Оборудование для кабельного (спутникового) телевидения

Системы пожарной и охранной сигнализации, допуска в помещения, радиооповещения, видеонаблюдения (в т.ч. с использованием удаленных web-камер)

Приобретение запасных частей, бумаги

Приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения

Приобретение расходных материалов (в том числе картриджей и тонеров)

Заправка картриджей

Оплата абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой

Перечни расходов, которые могут осуществляться за счет элемента 244, являются открытыми, — не исключают отнесения на эти коды видов расходов иных не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов. В частности, за счет элемента 244 подлежат оплате расходы по:

— приобретению нефинансовых активов (в том числе автотранспортных средств);

— содержанию нефинансовых активов в чистоте;

— приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции (в увязке с кодом КОСГУ 290 «Прочие расходы»).

Социальные гарантии и компенсации персоналу государственных органов и учреждений, обусловленные статусом этих сотрудников (работников, служащих, военнослужащих), могут предоставляться как в денежной, так и в натуральной форме. Натуральная форма обеспечения по общему правилу предполагает отражение расходов по элементу 244.

Элемент 245

Начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ и услуг в области геодезии и картографии вне рамок гособоронзаказа отражаются по элементу 245. Отнесение расходов к этой категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-05-12/13692).

______________________________

*(1) Перечни работ по капитальному ремонту также содержатся в следующих документах:

— Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений (приложение N 8 к «Положению… МДС 13-14.2000», утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279);

— Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312).

Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24.02.2016 по делу N 07-277/2016).

Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, а также нормативных правовых актов, указанных выше (см., например, решение Пермского краевого суда от 25.01.2016 по делу N 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 02.06.2016 по делу N 7Р-536/2016).

5 февраля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.

Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.

Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).

Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из вступления:

ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

  1. технологии – это методы и способы достижения определенного результата. В контексте рассматриваемого термина подразумевается совокупность методов и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации (это что?);
  2. информационно-коммуникационные – это характеристики объекта, к которым применяются эти технологии. Коммуникация – это связь (от лат. «сommunication»), т.е. процесс связи, обмена. Следовательно, информационно-коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией.

Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):

3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.

Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).

Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».

Технические средства ИКТ

К традиционным информационным технологиям (это как?) относятся:

  1. письменность и книгопечатание;
  2. телефон и телеграф;
  3. телевидение.

Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.

Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:

  1. программные;
  2. программно-аппаратные;
  3. технические.

К средствам ИКТ относятся:

  1. ЭВМ и ПЭВМ (персональная ЭВМ или персональный компьютер);
  2. оборудование для ВМ (монитор, клавиатура, мышь, кабели подключения);
  3. средства считывания видео и аудиоинформации (микрофон, камера, сканеры);
  4. средства вывода информации;
  5. устройства для преобразования данных из одного формата в другой;
  6. системы искусственного интеллекта;
  7. программные комплексы: языки программирования, компиляторы (программы для перевода программ в машинные коды), трансляторы (программы для перевода программ с одного языка программирования на другой);
  8. ПО (прикладные программы, операционные системы);
  9. средства передачи информации между пользователями в рамках локальных и всемирных сетей.

Роль ИКТ в развитии общества

Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.

Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).

Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.

Далее – кратко об основных положениях документа.

  1. Превратить ИКТ в одну из отраслей экономики, доля участия которой в ВВП (это как?) должна превышать 10 %.
  2. Достичь в ИКТ превышения экспорта (это как?) над импортом (а это как?).
  3. Сделать акцент на развитии следующих направлений:
    1. формировать единое информационное пространство;
    2. развить в стране единую сеть электросвязи;
    3. предоставить доступ к услугам связи жителям всех субъектов РФ (это что?);
    4. перейти к цифровому телерадиовещанию на всей территории страны;
    5. повысить качество услуг всех социально-значимых отраслей (медицина, образование, соцзащита, культура) за счет внедрения ИКТ, в т.ч. за счет подключения всех социально-значимых объектов к сети интернета;
    6. совершенствовать методы и формы образовательного процесса путем интенсивного использования ИКТ;
    7. повысить инвестиционную (это какую?) привлекательность ИКТ;
    8. мотивировать граждан (это как?) и организации (это что?) использовать ИКТ;
    9. повышение качества и объема предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — интернет-сервис «Госуслуги»);
    10. улучшение межрегионального и межведомственного информационного обмена;
    11. обеспечение безопасности информационного поля РФ.

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

  1. ПК + ПО + интернет. Такая комбинация средств ИКТ позволяет научить пользователей применять различные прикладные программы для создания текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Это основа для дальнейшего использования всех возможностей, предоставляемых ИКТ.
  2. Работа в сети интернета позволяет практически мгновенно получить доступ к любым информационным базам и к любому контенту (методическому, научному, развлекательному);
  3. Электронные средства коммуникации (электронная почта, мессенджеры (это что?), чаты и т.д.). Это возможность для общения, для проведения конференций в режиме реального времени, для удаленного (дистанционного) обучения;
  4. Электронные издания. Такой формат учебных пособий позволяет использовать самые различные методики обучения, индивидуализировать подход к ученикам в зависимости от их интеллектуального уровня.

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

  1. увеличивается время, проводимое детьми и молодыми людьми за компьютерами, что ведет к ухудшению их физического и психологического здоровья;
  2. негативная информация в свободном доступе в интернете травмирует неокрепшую психику детей и подростков;
  3. уменьшается речевая активность (за ненадобностью устного диалога). Пропадает умение устно выражать свои мысли, а это ведет к ухудшению мыслительных процессов;
  4. снижается качество получаемых знаний. Не секрет, что в основном все рефераты (что это?), доклады и пр.самостоятельные работы просто скачиваются из интернета. Зачастую ученик (студент) даже не может пересказать скачанную информацию.

Краткое резюме

Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

Так и хочется воскликнуть:

«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

Читайте наш блог, это полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Выбор кода вида расходов по бюджетной классификации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) нередко вызывает сложности. Ведь определение принадлежности расходов к данной сфере предметом Указаний № 65н не является. В каких случаях финансовое обеспечение мероприятий по использованию ИКТ производится по виду расходов 242? Как осуществляется планирование и санкционирование соответствующих расходов?

О чем говорится в Указаниях № 65н?

Согласно Указаниям № 65н по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» подлежат отражению:

1) расходы федерального бюджета:

  • на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;

  • на использование ИКТ в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящиеся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов РФ;

2) расходы бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по использованию ИКТ (далее – мероприятия по информатизации) в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

Для справки: бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При этом Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов товаров, работ и услуг, которые можно закупать за счет кода вида расходов 242.

Отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Отметим, что предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере ИКТ относится к компетенции Минкомсвязи, за которым закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИКТ (п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418). По данному вопросу смотрите также письма Минфина РФ от 13.12.2016 № 02-05-10/74428, от 04.07.2016 № 02-05-10/38905, от 17.12.2014 № 02-05-10/65250, от 10.07.2014 № 16-01-08/33028).

Планирование мероприятий по информатизации

Расходы в сфере ИКТ должны быть согласованы с планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым с учетом документов, разработанных Минкомсвязи.

На федеральном уровне вопросы подготовки планов информатизации,включающих мероприятия по информатизации, а также цели и полномочия участников (госорганов и Минкомсвязи) координации мероприятий по информатизации, правила подготовки заключений об оценке названных мероприятий определены Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (далее – Постановление № 365), которым утверждены:

– Правила подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (далее – Правила);

– Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов (далее –Положение).

Формирование плана информатизации.

Согласно Правилам финансовому обеспечению за счет средств соответствующего бюджета подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации. Госорганы составляют такой план ежегодно (на очередной финансовый год и на плановый период, если это предусмотрено бюджетным законодательством РФ).

Подготовка проектов планов информатизации осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по планированию мероприятий по информатизации и подготовке планов информатизации госорганами, утверждаемыми Минкомсвязи. На сегодняшний день такие рекомендации регламентированы Приказом Минкомсвязи РФ от 31.08.2016 № 420 (далее – Методические рекомендации № 420).

Мероприятия по информатизации включаются в план в следующей последовательности:

1) все мероприятия по информатизации, по которым заключены госконтракты на закупку товаров, работ, услуг для госнужд на очередной год и на плановый период;

2) все мероприятия по информатизации, направленные на эксплуатацию информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию;

3) все мероприятия по информатизации, направленные на создание, развитие информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в рамках реализации приоритетных направлений использования и развития ИКТ;

4) иные мероприятия по информатизации, не перечисленные выше.

Процесс формирования планов информатизации состоит из двух этапов:

Этапы формирования планов информатизации

Действия государственных органов

1-й этап – подготовка предварительных проектов планов

Госорганы не позднее 15 дней со дня доведения Минфином проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, внесения в Правительство РФ Минздравом и Минтрудом основных характеристик бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период разрабатывают и направляют на заключение в Минкомсвязи предварительные проекты планов информатизации

2-й этап – подготовка итоговых проектов планов

После принятия федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 рабочих дней со дня доведения до госорганов лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) предварительные проекты планов информатизации корректируются госорганами в части финансирования и (или) перечня мероприятий по информатизации в соответствии с параметрами доведенных ЛБО и направляются в Минкомсвязи на заключение

Направление плана информатизации в Минкомсвязи.

Проекты планов информатизации, сведения о которых не отнесены к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера, рекомендуется представлять в Минкомсвязи в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (далее – ФГИС КИ).

Планы информатизации, содержащие сведения, отнесенные к гостайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется направлять на бумажных носителях в соответствии с Методическими рекомендациями № 420 и законодательством РФ, определяющими правила работы с такими документами.

Рассмотрение плана информатизации.

Минкомсвязи проводит оценку мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами планов информатизации, представленных госорганами, и по результатам этой оценки готовит заключение (положительное или отрицательное) о целесообразности проведения и (или) финансирования каждого мероприятия по информатизации (п. 11 Положения).

Срок подготовки заключения на предварительный (итоговый) проект плана информатизации не может превышать 10 рабочих дней (20 дней – в отношении проектов планов, сведения о которых отнесены к гостайне и сведениям конфиденциального характера) со дня поступления соответствующего проекта в Минкомсвязи.

При отрицательном заключении на проект плана информатизации госорган дорабатывает его с учетом замечаний и предложений и повторно направляет его в Минкомсвязи. После этого проект плана рассматривается не более пяти рабочих дней (10 дней – в отношении проектов планов, сведения о которых отнесены к гостайне и сведениям конфиденциального характера) со дня поступления.

К сведению: урегулирование разногласий по заключениям Минкомсвязи на проект плана информатизации осуществляется в соответствии с положениями п. 21 Правил.

Утверждение плана информатизации.

Итоговый проект плана информатизации, получивший положительное заключение Минкомсвязи, утверждается актом госоргана и в трехдневный срок размещается на его официальном сайте в интернете, направляется в Минфин, а также в пятидневный срок со дня его утверждения размещается в электронном виде в ФГИС КИ.

При этом мероприятия по информатизации, получившие отрицательное заключение по результатам рассмотрения итогового проекта плана, могут быть включены госорганом в утвержденный план информатизации после получения положительного заключения Минкомсвязи.

Формирование сведений о сводной бюджетной росписи.

Согласно п. 26 Порядка № 187н Минфин в течение пяти рабочих дней со дня получения от Минкомсвязи сведений о подготовке положительного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по использованию ИКТ, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также сведений о подготовке отрицательного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования измененного мероприятия по информатизации, по которому ранее было подготовлено положительное заключение, формирует сведения о сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части мероприятий по информатизации на 20__ финансовый год и на плановый период 20__ и 20__ годов (ф. 0501155) (далее – сведения).

По итогам формирования мероприятий по информатизации и заполнения сведений мероприятиям присваивается соответствующий код (уникальный номер).

Для справки: структура кода мероприятия по информатизации отражена в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 420.

Сведения направляются в Федеральное казначейство, которое в течение пяти рабочих дней со дня получения обеспечивает их доведение до территориальных органов Федерального казначейства (далее – ОФК).

Санкционирование оплаты денежных обязательств

Порядок санкционирования ОФК оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей бюджетных средств, лицевые счета которым открыты в ОФК, определен Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н (далее – Порядок № 213).

В силу положений данного порядка для оплаты денежных обязательств в части закупки товаров, работ, услуг в сфере ИКТ учреждение формирует по виду расходов 242 и представляет в ОФК заявку на кассовый расход (ф. 0531801) либо заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851) (далее – заявка).

ОФК при санкционировании оплаты денежных обязательств проверяют заявку на наличие в ней в том числе кода мероприятия по информатизации по соответствующему учреждению (п. 4 Порядка № 213).

В случае указания в заявке на кассовый расход кода мероприятия по информатизации, отсутствующего в сведениях по соответствующему главному распорядителю (получателю) средств бюджета, или неуказания этого кода, а также при отсутствии в ОФК названных сведений расходные операции по виду расходов 242 не производятся.По данному вопросу смотрите разъяснения Минфина и Федерального казначейства, приведенные в Письме № 09-01-08/30262, 07-04-05/03-425.

Исключения из правил

Требования об обязательном представлении планов информатизации в Минкомсвязи распространяются не на всех. Исходя из норм Постановления № 365 и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 394 для некоторых органов государственной власти положения Постановления № 365 носят рекомендательный характер. Перечень этих органов приведен в приложении к Письму № 09-01-08/30262, 07-04-05/03–425. Это Верховный суд и Судебный департамент при нем, Генпрокуратура, Госдума, Конституционный суд, Следственный комитет, Совет Федерации, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральная избирательная комиссия.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 36 Методических рекомендаций № 420 не подлежат представлению в Минкомсвязи сведения о мероприятиях по информатизации и планы информатизации, данные о которых составляют гостайну в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Информация о таких мероприятиях представляется главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения до ОФК. Сведения направляются с соблюдением требований законодательства РФ о защите гостайны в письменной форме за подписью руководителя, главного бухгалтера (иных уполномоченных руководителем лиц).

Подведем итог

Осуществлять закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ по виду расходов 242 вправе федеральные государственные органы, а также находящиеся в их ведении казенные учреждения и органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом такие расходы должны быть согласованы с планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым соответствующим государственным органом с учетом документов, разработанных уполномоченным органом в сфере ИКТ (Минкомсвязи), и предусмотрены бюджетной сметой.

Получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) применяют код вида расходов 242, только если финансовым органом субъекта РФ (муниципалитета) принято такое решение. В иных случаях расходы в сфере ИКТ производятся по виду расходов 244.

При санкционировании оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств по виду расходов 242 ОФК осуществляет проверку заявки на кассовый расход на наличие в ней кода мероприятия по информатизации и соответствие его коду, указанному в сведениях. В случае отсутствия сведений платежные документы к исполнению не принимаются. При этом есть одно исключение. Данные требования не распространяются на расходы, осуществляемые:

  • органами госвласти, для которых положения Постановления № 365 носят рекомендательный характер (перечень этих органов приведен в приложении к Письму № 09-01-08/30262, 07-04-05/03-425);

  • в отношении отдельных мероприятий.

О виде расходов 242 ‘Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий’

КОМИТЕТ ФИНАНСОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 22 февраля 2019 года N 9н
О виде расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» приказываю:

1. Для отражения расходов областного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры применять вид расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета, начальника управления казначейского исполнения бюджета комитета финансов Курской области Сидорову С.И.

3. Признать утратившим силу приказ комитета финансов Курской области от 09.12.2013 N 81н «О виде расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

4. Приказ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2019 года.

Временно исполняющий обязанности
председателя комитета
Л.В.ПОЛОЖЕНЦЕВА

Бюджетный учет

04.10.2016 ВОПРОС: Приобретаются компьютеры, расходные материалы к оргтехнике, комплектующие — детали, узлы (мониторы, системные блоки, клавиатуры), телефонные аппараты. Все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242.
По какому виду расходов отразить приобретение компьютера, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих — деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения)? ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих — деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) в рассматриваемой ситуации могут быть осуществлены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Обоснование вывода:
Согласно описанию вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» (пункт 5.1.2 «Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее — Указания N 65н)) по данному виду расходов отражаются расходы местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом муниципального образования о применении вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
При этом отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 04.07.2016 N 02-05-10/38905).
Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационно-коммуникационных технологий находятся в компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющего их в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно требованиям пункта 5.1.2 Указаний N 65н:
— расходы, относящиеся к сфере информационно-коммуникационных технологий, следует отражать по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»;
— расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, не отнесенных к элементам видов расходов 241-243 подгруппы 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244.
В рассматриваемой ситуации все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В Бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242. Все перечисленные условия позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих — деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) обоснованно могут быть осуществлены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
Если в Плане (документе) по информатизации в явном виде не указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).
В этом случае следует обратиться за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно указанные вышестоящие организации с учетом предложений получателей средств муниципального бюджета готовят обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете получателя появляется КВР 242. Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган (на федеральном уровне — в Минкомсвязи России). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22.01.2016 NN 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).
Обратите внимание: при применении тех или иных кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления муниципальными бюджетными и автономными учреждениями должна применяться их увязка, представленная в приложении 5.1 к Указаниям N 65н с учетом перечня видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, в соответствии с Информацией Минфина России от 31.05.2016. Информацией Минфина России от 31.05.2016 применение вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» бюджетными и автономными учреждениями не предусмотрено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
— Энциклопедия решений. Подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества