Раздача рекламной продукции

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ___________________________
(наименование организации)

___________________/___________________
(подпись, Ф.И.О. руководителя)

"__"________ ___ г.

АКТ (ОТЧЕТ) о проведении рекламной акции

г. __________________ "__"________ ___ г.

1. Название рекламной акции: __________________________________.

2. Цель рекламной акции: ______________________________________.

3. Дата проведения рекламной акции: "___"__________ ____ г.

Приказ о проведении мероприятий в рамках рекламной кампании (рекомендуемый образец заполнения)

Место проведения рекламной акции: __________________________.

5. Организатор рекламной акции: _______________________________.

6. Рекламодатель: _____________________________________________.

7. Рекламораспространитель (материально ответственное лицо, назначенное приказом организатора рекламной акции): __________________________ — приказ руководителя от "__"________ ___ г. N _____.

8. Потребители рекламной продукции: неопределенный круг лиц.

9. Рекламораспространитель (п. 7 настоящего акта (отчета)) получил на складе по товарной накладной N _____ от "__"________ ___ г. следующую рекламную продукцию:

————————————————————————— ¦ N N п/п ¦ Наименование рекламной ¦ Количество ¦ Цена за единицу ¦ ¦ ¦ продукции ¦ продукции ¦ продукции ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ИТОГО: ¦ — ¦ ¦ ¦ ———-+—————————+—————-+——————-

10. Остаток рекламной продукции, на момент окончания рекламной акции числящийся за Рекламораспространителем, составляет 0 единиц на сумму 0 рублей 00 коп.

Рекламораспространитель ________________ _______________ (подпись) (Ф.И.О.) _______________________________ ________________ _______________ (лицо, проверившее акт (отчет)) (подпись) (Ф.И.О.)

Источник — ЗАО "Юринформ В"

Раздача товаров в рекламных целях: налоговый и бухгалтерский учет

В статье М.Ю. Полухиной <*> механизм исчисления НДС при раздаче товаров в рекламных целях изложен просто и доступно. Было бы замечательно, если бы вы так же подробно рассказали о том, как отражать бесплатную раздачу продукции в налоговом и бухгалтерском учете.

Ирина Базыкина

<*> М.Ю. Полухина "НДС при передаче товаров в целях рекламы: правила изменились" РНК, 2006, N 3.

С просьбой рассказать об особенностях налогового и бухгалтерского учета операций, связанных с бесплатной раздачей рекламной продукции, в редакцию обратились и другие читатели. Полученные письма мы передали автору статьи об исчислении НДС при раздаче рекламных товаров Марине Юрьевне Полухиной, эксперту журнала "Российский налоговый курьер". Ей слово.

Комментарий специалиста

Рекламные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются при исчислении налога на прибыль. Об этом сказано в пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. К указанным расходам относятся затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, а также расходы на участие в выставках и ярмарках.

Обратите внимание! Безвозмездная передача в Гражданском кодексе

С точки зрения гражданского законодательства безвозмездная передача имущества является дарением. Такой вывод можно сделать, проанализировав ст. 572 ГК РФ. При этом дарение имущества, стоимость которого превышает 5 МРОТ (500 руб.), между коммерческими организациями запрещено. На это указано в п. 4 ст. 575 ГК РФ.

Бесплатная раздача товаров чаще всего осуществляется во время проведения выставок, ярмарок и др. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ организация имеет право учесть при исчислении налога на прибыль расходы на участие в выставках, ярмарках и прочих подобных мероприятиях без каких-либо ограничений. Однако позиция налоговой службы по этому вопросу, изложенная в Письме от 24.03.2004 N 02-3-07/41@, состоит в следующем.

Расходы в виде стоимости товаров, розданных в ходе рекламного мероприятия, не указаны в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Поэтому такие расходы признаются для исчисления налога на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определенной в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Кроме того, затраты, связанные с изготовлением и (или) приобретением подобных товаров, надо рассматривать как расходы на рекламу, если условиями проведения рекламной акции предусматривается бесплатная раздача товаров среди потенциальных покупателей. Такая раздача ставит целью продвижение этих товаров на рынке.

На рекламные расходы распространяется общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 252 НК РФ. А именно расходами для исчисления налога на прибыль признаются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, произведенные налогоплательщиком.

Документами, подтверждающими экономическую обоснованность раздачи товарных образцов, являются:

  • приказ руководителя о необходимости проведения рекламной акции, в ходе которой будет осуществляться бесплатная раздача товаров, с указанием периода проведения акции;
  • акт о списании товарно-материальных ценностей, израсходованных во время рекламной акции, утвержденный руководителем организации и заверенный подписями материально-ответственных лиц.

Обратите внимание: при определении норматива рекламных расходов выручку необходимо уменьшить на суммы НДС и акцизов. Это вытекает из положений ст. 249 НК РФ. Данная позиция также подтверждается Письмом Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310.

Если рекламное мероприятие не соответствует указанным критериям, раздача товарных образцов признается безвозмездной передачей. Такая операция не учитывается для целей налогообложения на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. НДС, начисленный на стоимость розданных товаров, также не учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 154 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ налоговая база при безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определенных в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом с 1 января 2006 г. не подлежит налогообложению передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Теперь поговорим о том, как отражается бесплатная раздача продукции в бухгалтерском учете. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходы, связанные со сбытом продукции, являются расходами по обычным видам деятельности.

Примечание. Безвозмездная передача и НДФЛ

Со стоимости продукции, безвозмездно переданной физическим лицам в рамках рекламной акции, организация обязана исчислить и удержать налог на доходы физических лиц. Но, допустим, удержать налог невозможно. В такой ситуации организация должна письменно сообщить о невозможности удержания НДФЛ и сумме задолженности по налогу в налоговую инспекцию по месту своего учета. Причем сделать это нужно в течение одного месяца со дня передачи имущества физическим лицам. По окончании года в инспекцию необходимо подать справки о доходах этих физических лиц по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@.

Обратите внимание: подарки стоимостью до 4000 руб. не облагаются НДФЛ. Основание — п. 28 ст. 217 НК РФ.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), стоимость розданной продукции по учетной цене списывается со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 44 "Расходы на продажу", на котором отражаются расходы, связанные со сбытом продукции. По истечении отчетного месяца эти расходы списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы".

НДС, начисленный на розданные товары, учитывается в составе внереализационных расходов и отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции со счетом 68-2 "Расчеты по НДС". Если стоимость переданных товаров не учитывается при исчислении налога на прибыль, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство. Оно отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68-1 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Это следует из п. п. 4 и 7 ПБУ 18/02.

Рассмотрим сказанное на примере.

Пример. ООО "Рассвет" производит и реализует продукцию медицинского назначения. В целях увеличения объема продаж организация решила осуществить раздачу своей продукции среди потенциальных клиентов на специализированной выставке. В мае 2006 г. на выставке было роздано 100 единиц продукции.

Себестоимость единицы продукции по данным бухгалтерского учета — 200 руб. Общая себестоимость розданной продукции — 20 000 руб.

Приказ о проведении рекламной акции

Для упрощения примера предположим, что она равна сумме прямых расходов на изготовление продукции по данным налогового учета. Продукция реализуется по цене 330 руб. за единицу, в том числе НДС по ставке 10% — 30 руб.

Выручка ООО "Рассвет" за май 2006 г. составила 1 650 000 руб., включая НДС 150 000 руб. Других рекламных расходов в мае 2006 г. у организации не было.

Предположим, что раздача товаров на выставке не была оформлена как рекламная акция. В этом случае стоимость розданной продукции на сумму 20 000 руб., а также НДС в размере 3000 руб. (30 руб. x 100) не будут признаны для целей налогообложения в качестве рекламных расходов.

В бухгалтерском учете ООО "Рассвет" будут сделаны следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 43

  • 20 000 руб. — списана себестоимость изделий медицинского назначения, переданных безвозмездно;

Дебет 91-2 Кредит 44

  • 20 000 руб. — расходы на продажу включены в себестоимость продаж;

Дебет 91-2 Кредит 68-2

  • 3000 руб. — начислен НДС на безвозмездно переданные изделия;

Дебет 99 Кредит 68-1

  • 5520 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство.

Если ООО "Рассвет" оформит раздачу продукции как рекламную акцию, оно сможет учесть стоимость розданной продукции для целей налогообложения в пределах норматива, предусмотренного п. 4 ст. 264 НК РФ. Сумма рекламных расходов, которую организация может признать в налоговом учете, составляет:

(1 650 000 руб. — 150 000 руб.) x 1% = 15 000 руб.

Таким образом, оставшаяся сумма 8000 руб. (23 000 руб. — 15 000 руб.) сформирует в бухучете постоянную разницу и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство. При этом будут сделаны следующие записи:

Дебет 44 Кредит 43

  • 20 000 руб. — списана себестоимость изделий медицинского назначения, переданных безвозмездно;

Дебет 91-2 Кредит 44

  • 20 000 руб. — расходы на продажу включены в себестоимость продаж;

Дебет 91-2 Кредит 68-2

  • 3000 руб. — начислен НДС на безвозмездно переданные изделия;

Дебет 99 Кредит 68-1

  • 1920 руб. (8000 руб. x 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

М.Ю.Полухина

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ___________________________
(наименование организации)

___________________/___________________
(подпись, Ф.И.О. руководителя)

"__"________ ___ г.

АКТ (ОТЧЕТ) о проведении рекламной акции

г. __________________ "__"________ ___ г.

1. Название рекламной акции: __________________________________.

2. Цель рекламной акции: ______________________________________.

3. Дата проведения рекламной акции: "___"__________ ____ г.

4. Место проведения рекламной акции: __________________________.

5. Организатор рекламной акции: _______________________________.

Вход на сайт

Рекламодатель: _____________________________________________.

7. Рекламораспространитель (материально ответственное лицо, назначенное приказом организатора рекламной акции): __________________________ — приказ руководителя от "__"________ ___ г. N _____.

8. Потребители рекламной продукции: неопределенный круг лиц.

9. Рекламораспространитель (п. 7 настоящего акта (отчета)) получил на складе по товарной накладной N _____ от "__"________ ___ г. следующую рекламную продукцию:

————————————————————————— ¦ N N п/п ¦ Наименование рекламной ¦ Количество ¦ Цена за единицу ¦ ¦ ¦ продукции ¦ продукции ¦ продукции ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +———+—————————+—————-+——————+ ¦ ИТОГО: ¦ — ¦ ¦ ¦ ———-+—————————+—————-+——————-

Остаток рекламной продукции, на момент окончания рекламной акции числящийся за Рекламораспространителем, составляет 0 единиц на сумму 0 рублей 00 коп.

Рекламораспространитель ________________ _______________ (подпись) (Ф.И.О.) _______________________________ ________________ _______________ (лицо, проверившее акт (отчет)) (подпись) (Ф.И.О.)

Комментарии: