Раздельный учет по гособоронзаказу

Содержание

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу обязательно для каждой организации-исполнителя. Из нашей статьи вы узнаете, что представляет собой раздельный учет затрат по ГОЗ и каков порядок его ведения.

Затраты, возникающие в рамках исполнения ГОЗ, подразделяются на прямые и косвенные. При выполнении контрактов, реализующих гособоронзаказ, раздельный учет затрат и формирование результатов являются необходимыми условиями ведения бухгалтерского и хозяйственного учета для организаций. Данный вид бухучета ведется с целью экономического обоснования определения стоимостной величины издержек, необходимых для производства продукции гособоронзаказа, отвечающей всем требованиям, установленным к ее качественным характеристикам.

Как вести раздельный учет

Согласно Закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ, ведение раздельного учета по гособоронзаказу осуществляют головные исполнители (пп.

Как вести раздельный учет по гособоронзаказу

18 п. 1 ст. 8) и исполнители (пп. 16 п. 2 ст. 8) по каждому заключаемому государственному контракту.

Аналитический бухгалтерский учет затрат ГОЗ ведется по следующим счетам:

  • «Основное производство» (сч. 20) — учитываются прямые затраты;
  • «Общепроизводственные расходы» (сч. 25), «Общехозяйственные расходы» (сч. 26) — учитываются косвенные затраты.

Также в раздельном бухучете применяются 90, 44, 91 и другие счета.

Порядок ведения бухучета по ГОЗ выглядит следующим образом:

  • прямые затраты в полном объеме проводятся по Дт 20 в корреспонденции со статьями «Материалы» (Кт 10), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Кт 70) и прочими;
  • издержки, собранные на сч. 25 и 26, ежемесячно списываются через Дт 20 при условии, что такой способ списания допускает учетная политика организации;
  • согласно пропорциям, прописанным в учетной политике, и формулам, утверждаемым УП (п. 7 ПБУ 1/2008), исполнитель распределяет косвенные траты по каждому государственному контракту.

На основании Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200, к расходам, подлежащим раздельному бухучету по ГОЗ, относят:

  • амортизацию ОС и НМА по производству, управлению, ремонту и содержанию;
  • содержание управленческих кадров и персонала общехозяйственного назначения;
  • исполнение внутризаводских процессов;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • рационализаторство и изобретательство;
  • прочие расходы по производству и управлению.

Как автоматизировать учет

Для автоматизации можно вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С или других аналогичных программах. Для этого в конфигурации программного файла необходимо установить надлежащие параметры и настройки. Чтобы настройки были корректно установлены, в рамках учетной политики организации-исполнителя должны быть прописаны наименования прямых и косвенных издержек и определены методы их распределения.

Для автоматизации бухучета по ГОЗ в 1С требуется ввести перечни расходов в программу для автоматизированного распределения расходов со сч. 26 на сч.20, задать указанный в УП распределительный метод и прочие настройки, закрепленные в учетной политике.

Калькуляционные материалы по государственному оборонному заказу. Комплект РКМ обоснования цены оборонной продукции.

Гособоронзаказ 2018: концепция раздельного учета по контрактам

Согласование основных экономических нормативов, применяемых для формирования РКМ ГОЗа. Новые формы РКМ для обоснования цены ГОЗ.

Комплект РКМ для калькуляции Гособоронзаказа

Калькуляция цены, формирование и согласование РКМ по продукции ГОЗ:
Государственный оборонный заказ
Ценообразование в сфере Гособоронзаказа
Индексация цен военной продукции
ИГК и платежи со спецсчетов
НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа
Раздельный учет в Гособоронзаказе

Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ

Используемая законодательная база в сфере ГОЗ актуальна по состоянию на 7 сентября 2018 года

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.

Аналогичные формы для РКМ ГОЗ утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 N 469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы оставались действующими.
В 2018 году формы Приказа ФСТ №469-а в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 заменены новыми типовыми формами РКМ с 3 марта 2018 года.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являются 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

  1. Форма №1 (1д). Протокол цены (Согласование прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены.
  2. Форма №2 (2д) и 2А. Плановая калькуляция (затрат).
  3. Форма №3 (3д) и 3А. Отчетная калькуляция.

РКМ представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде на CD-R в формате Microsoft Excel. Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли.

Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочие расходы.

Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ»). Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.
Несмотря на достаточную определенность и лаконичность действующего документа, далеко не все вопросы в нем четко разъяснены. Например, в какую статью калькуляции относить расходы на приобретение программного обеспечения (ПО)? «Затраты на материалы» (ПКИ, сторонние организации), «Прочие производственные затраты» или возможны иные варианты учета?
Уже достаточно давно Минпромторг взамен «Двухсотого приказа» 2006 года разрабатывает новый порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемую по оборонному заказу.

Основные экономические нормативы (показатели)

Основные экономические показатели (ОЭП) — плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа. В число таких нормативов предприятия входят:

  • ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
  • ДЗП – норматив дополнительной заработной платы
  • ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов
  • ОПР – норматив общепроизводственных расходов
  • ОХР – норматив общехозяйственных расходов
  • НР – норматив накладных расходов
  • порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, внепроизводственных и других расходов
  • норматив рентабельности (прибыли)

Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством и УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).
Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством.
На 2017 год лимит по пенсионным взносам — 876 тысяч рублей, по «больничным» (ФСС) — 755 тысяч рублей (Постановление от 29 ноября 2016 года №1255).
Предельный размер с 1 января 2018 года: 1 021 тысяч рублей по пенсионному фонду и 815 тысяч по «больничным» (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 №1378).
Взносы по травматизму (профриск) и медицинскому страхованию (ФФОМС) не лимитируются.

Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу

Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 7 сентября 2018 года
Коды классификатора ПГЗ (Москва)
Письмо ДТИ-Мытищи
Каков Ваш новый налог на квартиру
Калькуляции ГОЗ и комплект РКМ

Действующие формы РКМ (новые). Калькуляционные и расчетные материалы по гособоронзаказу. Пакет РКМ для обоснования цен и себестоимости военных изделий и НИОКР. Согласование основных экономических показателей, используемых при подготовке РКМ ГОЗ.

Как организовать раздельный учет поставки товара.

Любое изделие, созданное человеком, требует затрат времени, материалов, энергии и т.д. Никто не создает бесполезных предметов. А потому, в любом товаре «сидят» вполне определённые, конкретные затраты, которые и определяют себестоимость изделия в целом. Как определить, а случае необходимости и обосновать величину затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции? Выход один — вести раздельный учет.

Каким образом организовать раздельный учет — каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного корпоратовного положения по раздельному учету или отдельной инструкцией.

При проверке наличия раздельного учета, прокуратура запрашивает у исполнителей ГОЗ помимо первичных документов, приказов, калькуляций затрат, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета товаров, материалов, доходов, расходов и т.д. И здесь кроется ловушка. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового раздельного учетов.

С 14 мая 2018 года изменился порядок раздельного учета ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 N 543). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.

Итак, с чего начать.

Во-первых, определиться с объектом калькулирования (отдельный контракт, заказ, изделие, партия, этап выполнения работ, вид выполняемых работ (услуг и т.д)

Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту, соглашению, договору.

В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Если вы исполнитель ГОЗ, то стоит прежде всего ознакомиться с перечнем статей калькуляции и структурой цены, приведенных в постановлении Правительства РФ N 47 от 19 января 1998 г., приказах Минпромэнерго России от 23.08.2006 г. № 200, Министерства финансов России № 500 от 30 июня 2017 г. (казначейское сопровождение отдельных контрактов).

В-четвертых, составить плановую калькуляцию и оценить величину прибыли.

Исполнителям ГОЗ важно ознакомиться с Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465. Документ устанавливает:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен;
2. Методы определения цен на продукцию;
3. Порядок и условия применения видов цен;
4. Список обосновывающих затраты документов;
5. Порядок определения рентабельности (прибыли).

В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета затрат. Провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер счета, выставленного заказчику (либо идентификатор государственного контракта), дату счета, наименование заказчика, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.

Поставщики ГОЗ должны преимущественно использовать прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции.

Два возможных варианта ведения раздельного учета поставки материалов, комплектующих изделий и т.д. в программе 1С:

Вариант 1.

Ведение учета по субсчетам третьего порядка. Основные недостатки:

    Количество счетов ограничено (В окне "Код счета" можно изменить только 1 знак, цифры или буквы).
    Трудности с автоматическим закрытием месяца. Есть два варианта решения проблемы: переписывать конфигурацию или делать обработку.

ВАЖНО! В раздельном учете ГОЗ, при формировании оборотно-сальдовой ведомости (анализа счета) по счету 90 должен быть виден финансовый результат по каждому контракту. Финансовый результат в ГОЗ определяется как разница между ценой государственного контракта (договора) и общей суммой фактических затрат, учтенных в соответствии с нормативными документами , применяемыми в ГОЗ.

Вариант 2.

Вести учет товара по номенклатурным группам. Например, в названии номенклатурной группы указать номер счета, выставленного заказчику (либо идентификатор контракта), дату счета, наименование заказчика. Номенклатурные группы лучше объединить в папки с указанием года и месяца счета.

    В этом варианте можно реализовать автоматическое закрытие месяца без дополнительных обработок.

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика поможет еще и подтвердить корректность целевого использования бюджетных средств.

Раздельный учет ГОЗ настолько специфичен, требует знания такого большого количества нормативных документов, что иногда ставит в тупик даже опытного специалиста. На практике возникает много вопросов, касающихся:
— ведения раздельного учета ГОЗ в 1-С;
— формулировок в учетной политике;
— составления калькуляции затрат;
— расчета прибыли (рентабельности);
— отчета об использовании ресурсов контракта ГОЗ;
— состава и требований к оформлению первичных документов;
— подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

Лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, а не переделывать в дельнейшем раздельный учет ГОЗ. Тем более можно пообщаться с живым человеком и выяснить все непонятные вопросы.

Стоимость наших услуг несопоставима с возможными штрафными санкциями за отсутствие раздельного учета ГОЗ, нецелевое использование средств, завышение цены и т.д.

Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей ( статья 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как обосновать трудоемкость при выполнении ГОЗ можно прочитать здесь

Список нормативных документов ГОЗ.

Раздельный учет затрат по Гособоронзаказам

Ответ на вопросы :"Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?" здесь

Удобный табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников. Скачать здесь

Снижение объемов гособоронзаказа (в процентах от ВВП эта доля составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году – 2,7% и в 2020 году – 2,5%), новые правила контроля издержек толкают предприятия ОПК к расширению выпуска гражданской продукции. Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещенияможно узнать здесь.

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь. &nbsp &nbsp Прочтите, отвлекитесь… Обещаем, будет полезно.

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в , установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. уведомления определяется государственным заказчиком;

(пп. "г" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки.

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

(пп. "з" в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Организации, осуществляющие государственный оборонный заказ, обязаны действовать строго в рамках действующего законодательства. Это касается и взаиморасчетов между государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями. Для этих целей в уполномоченном банке открывается отдельный расчетный счет по гособоронзаказу. В этой статье мы рассмотрим, зачем он нужен и как его использовать.

Зачем нужен отдельный счет

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 275, отдельный номинальный счет — это счет, который открыт для головного исполнителя (п. 7 ч. 1 ст. 7.1), исполнителя (п. 7 ч. 2) в уполномоченном банке для осуществления взаиморасчетов по гособоронзаказу на основании условий, прописанных в государственном (каждом) контракте.

В соответствии с нормами 275-ФЗ, уполномоченный банк — это банк, созданный в соответствии с законодательством РФ, который выбирает головной исполнитель. Банк России размещает список соответствующих банков на своем сайте ежемесячно.

Раздельный учет затрат по ГОЗ на примере ФГУП ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им. М.В.Проценко

Одним из учреждений, оказывающих банковское сопровождение гособоронзаказа, является Сбербанк, резервирование отдельного расчетного счета по ГОЗ — одна из услуг, которой можно воспользоваться онлайн.

Все денежные средства, которые переводит исполнителю государственный заказчик, являются целевыми и предназначены непосредственно для затрат по ГОЗ. Если финансовые средства будут использованы не по назначению, то на поставщика могут наложить определенные санкции. Таким образом, отдельный банковский счет для госконтракта открывается для произведения расчетов между государственным заказчиком и головным исполнителем. ОС закрывается сразу же после предоставления в уполномоченный банк подтверждения о полном исполнении госконтракта.

Что можно и что нельзя

Денежные средства списываются только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта и только на ОС.

Исключениями из этого правила являются следующие случаи:

  • перечисление страховых взносов, налоговых платежей, сборов, таможенных пошлин и прочих расходов, предназначенных для оплаты в бюджет РФ;
  • уплата издержек на приобретение товаров, работ, услуг, подлежащих госрегулированию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • взаиморасчеты с нерезидентами, непосредственно задействованными в поставках товаров, работ, услуг по гособоронзаказу;
  • перечисление прибыли, величина которой предусмотрена условиями госконтракта, по факту его исполнения и предоставления в уполномоченный банк акта приема-передачи выполненных работ;
  • расчеты по прочим расходам, не превышающим трех миллионов рублей в месяц.

По ОС запрещается осуществлять следующие виды движений:

  • оказание кредитных услуг, предоставление ссуд и разного рода займов;
  • возврат сумм по вышеуказанным операциям и процентов по ним;
  • расчеты с физическими лицами;
  • прочие операции, закрепленные ст. 8.4 275-ФЗ.

С отдельного счета можно перечислять суммы на оплату труда при соблюдении условия одновременной выплаты соответствующих начислений на оплату труда, а также на уплату сотрудникам компенсаций в соответствии с ТК РФ. Согласно Письму Минфина России № 03-04-06/15565, тот, кто исполняет ГОЗ, может использовать ОС для расчетов, удержаний и перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, которые были получены в виде оплаты труда.

Уполномоченные банки заключают отдельные виды договоров банковского счета, по которому ОС открывается для производства операций по гособоронзаказу. УБ также имеют право временно приостановить операции по ОС по согласованию с уполномоченным органом финансового контроля в тех случаях, когда определенная операция соответствует критериям, регламентированным в указании ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.

Регулирование цен военной продукции Рособоронзаказом. Методы ценообразования по-новому Положению. Виды цен в сфере Гособоронзаказа. Возмещение затрат американских военно-промышленных компаний. Методология ценообразования российских оборонных предприятий (особенности формирования цен). Терминология и применяемые сокращения и аббревиатуры в сфере Гособоронзаказа. Документация ГОЗ ДСП. Как узнать, что поставляют по Гособоронзаказу?

Формирование цен военной продукции

Новый порядок определения цены оборонного заказа:
Государственный оборонный заказ
Индексация цен военной продукции
ИГК и платежи со спецсчетов
Калькуляция цены ГОЗ и комплект РКМ
НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа
Раздельный учет в Гособоронзаказе

Ценообразование в сфере Гособоронзаказа

Используемая законодательная база в сфере ГОЗ актуальна по состоянию на 24 августа 2018 года

Госрегулирование цен в сфере Гособоронзаказа

Государственное регулирование цен в сфере Гособоронзаказа производится государственными заказчиками оборонного заказа (в том числе Госкорпорациями «Роскосмос» и «Росатом»), Минпромторгом, Минэкономразвития и ФАС.
Ранее функции госрегулирования цен осуществляли ФКА «Роскосмос» (упразднено 1 января 2016 года, функции переданы Госкорпорации «Роскосмос»), ФСТ (упразднена 21 июля 2015 года, функции переданы ФАС) и расформированный в 2014 году Рособоронзаказ.

Законодательство о регулировании цен в сфере ГОЗ до 2018 года

До марта 2017 года порядок госрегулирования цен и полномочия регуляторов определялись Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119.
Менее года (до конца 2017 года) ценообразованием в сфере ГОЗ «рулило» Положение о госрегулировании, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 17.02.2017 N 208.
Перечень продукции гособоронзаказа, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р.
Порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта (НМЦК), а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок по Гособоронзаказу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 407. Данный Порядок формирования цен действовал также до конца 2017 года.
Разделом IV утратившего силу Порядка ценообразования было предусмотрено три метода формирования цен: метод предельного уровня цены (метод индексации цены), затратный метод и аналоговый метод. Кроме того, заказчики и исполнители Гозоборонзаказа были вправе применить и иные методы, предусмотренные контрактной системой в сфере госзакупок, а также комбинации методов.

Постановление Правительства №1465 о госрегулировании цен с 2018 года

Постановление от 02.12.2017 №1465 вступило в силу 1 января 2018 года. Оно утвердило новое Положение о государственном регулировании цен военной продукции, а также отменило целый ряд актов Правительства РФ в сфере ценообразования ГОЗ. В частности, утратили силу Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 №407, от 17.02.2017 №208, от 03.06.1997 №660, от 25.01.2008 №29, от 04.05.2012 №441 и от 13.12.2013 №1155.
Новым Положением определено пять методов формирования цены оборонной продукции и четко установлены приоритеты их применения.
Официально определены всеми употребляемые термины «собственных» и «привнесенных» затрат. Размер предельных максимальных и минимальных процентов при расчете прибыли изменен не был.

Виды цен на продукцию по Гособоронзаказу

Статьей 11 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» определены три вида цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу: ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки.
Положение о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу, утвержденное Постановлением Правительства от 13.12.2013 №1155, до 2018 года определяло условия и порядок применения видов цен.
В настоящее время порядок и условия применения видов цен на продукцию, а также перевода в фиксированную цену других видов цен регулируется Разделом III. Положения, утверждённого Постановлением №1465.
Вид цены устанавливается с учетом наличия исходных данных, длительности и особенностей технологического цикла, вида работ (услуг).
Наибольшая степень неопределенности возникает при формировании стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов вооружения и при осуществлении поисковых исследований в данных направлениях. Как правило, на ОКР и тем более на НИР устанавливается ориентировочная цена или же цена, возмещающая издержки.

Ориентировочная (уточняемая) цена (ОрЦ)

Ориентировочная цена на военную продукцию устанавливается в случае отсутствия на момент заключения договора достаточных исходных данных для определения фиксированной цены. В частности: при продолжительности работ (производства) более трех лет, при сроке поставки более трех лет, а также при выполнении ремонта и сервисного обслуживания (без наличия точных данных по объему работ).
Новое Положение допускает согласование сторонами предельного значения ориентировочной цены.
Может ли величина ориентировочной цены отличаться от предельного значения этой цены?

Цена, возмещающая издержки

В уже далеком 1997 году методическими рекомендациями Минэкономики (приказ №179 от 18.12.1997) было определено шесть разновидностей цены, возмещающей издержки поставщика по оборонной продукции. Данные методы формирования цены военной продукции являются аналогами американского военного ценообразования.
Цена, возмещающая только издержки — Cost No Fee (C).
Цена, возмещающая издержки до установленного предела — Cost Sharing (CS).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированным размером рентабельности — Cost Plus Award Fee (CPAF).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированной массой прибыли — Cost Plus Fixed Fee (CPFF).
Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами — Cost Plus Incentive Fee (CPIF).
Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода – комбинация методов CPIF и CPFF.

Является ли Приказ Минэкономразвития России от 18.12.1997 №179 ДСП «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» действующим?
Приказ №179дсп – не отменен. Однако, его содержание не актуализировано, и Письмом Минэкономразвития от 10.06.2016 №Д28и-2936 не рекомендовано к использованию при формировании цены военной продукции.

По новому Постановлению от 02.12.2017, как и ранее в Положении, утвержденном Постановлением от 13.12.2013 №1155, предел цены, включающий прибыль исполнителя ГОЗа, устанавливается в обязательном порядке.

Фиксированная цена (ФЦ)

Во всех случаях, когда новым Положением (утв. №1465) не предусмотрено применение других видов цен, при заключении контракта (договора) применяется фиксированный вид цены.
Также фиксированная цена устанавливается на завершающем этапе выполнения оборонного контракта, в котором была установлена ориентировочная цена или цена, возмещающая издержки, (перевод в ФЦ).

Порядок перевода в фиксированную цену

Перевод в фиксированную цену производится не позднее двух месяцев до завершения поставки продукции (окончания работ) или при достижении 80% технической готовности.
Порядок перевода согласуется сторонами в контракте (договоре). Фиксированная цена формируется с использованием уточнённых данных, отсутствовавших на момент согласования изначальной цены. В случае применения затратного метода, цена определяется на основании сложившихся фактических и предстоящих ожидаемых (плановых) затрат. Значение фиксированной цены может быть, как выше, так и ниже значения ориентировочной цены.
Термин «твердая фиксированная цена» (ТФЦ) есть калька с американского Firm Fixed Price (FFP).

Правила и методы определения цен в сфере Гособоронзаказа

Методики формирования цены, варианты и принципы их применения регламентируются законодательством в сфере Гособоронзаказа: Федеральным законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Постановлениями Правительства РФ, регуляторов оборонного заказа.

Методы ценообразования оборонной продукции до 2018 года

Методика формирования цены ранее устанавливалась Постановлениями Правительства РФ от 3 июня 1997 года № 660 ДСП, от 13 декабря 2013 года № 1155, от 25 января 2008 года № 29; Приказом Министерства экономики от 18 декабря 1997 года № 179; Протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года № 13.
Методология ценообразования Приказа ФСТ от 18 апреля 2008 года № 118 определяла два метода формирования цены единицы военной продукции: метод калькулирования и метод индексирования.

Раздельный учет затрат по Гособоронзаказам

Для определения цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ помимо этих методов рекомендуется применять аналоговый метод и метод экспертных оценок. При этом цена продукции (цена НИР и ОКР) рассчитывалась исходя из обоснованных затрат на ее производство (выполнение работ) и величины прибыли.
Метод калькулирования был установлен основным методом определения цены на военную продукцию и работы. Для продукции с длительным технологическим циклом производства применялся метод индексирования.

Методы формирования цены по Постановлению №1465

Раздел II. «Методы определения цены на продукцию» нового Постановления определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения.

  1. метод анализа рыночных индикаторов
  2. метод сравнимой цены
  3. затратный метод (калькуляционный метод)
  4. метод индексации базовой цены
  5. метод индексации по статьям затрат

Цена продукции была сформирована затратным методом до вступления Постановления №1465 в силу. Может ли данная цена быть принята в качестве базовой цены в соответствии с Положением о государственном регулировании цен, утвержденным данным Постановлением Правительства?
Этот вопрос в новом Положении не разъяснен.

Норма прибыли оборонного заказа

Предельный размер плановой прибыли (рентабельности) регламентируется разделом IV. «Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию» Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства №1465. Плановая прибыль в цене продукции военного назначения определяется формулой «двадцать плюс один» (20%+1%). Где не более 20% прибыли накручивается на собственные затраты, и не более 1% на привнесенные расходы. Увеличить лимит прибыли до 25% по собственным затратам с 2018 года сможет лишь только Головной исполнитель оборонного заказа.
Размер плановой рентабельности, учитываемый в цене на оборонную продукцию, не может быть менее 5% собственных затрат. По привнесенным расходам прибыль может быть и нулевой. Формула минимума прибыли Исполнителя ГОЗа — «пять плюс ноль» (Аргентина — Ямайка))))
Действующим Постановлением о госрегулировании цен (пункт 2) все виды командировочных расходов отнесены к собственным расходам. Соответственно, плановая прибыль по ним должна быть в пределах от 5% до 20%.

До начала 2018 года рентабельность определялась точно такими же величинами процентов и методологией расчета, однако терминология разделения затрат на «собственные» и «привнесенные» официально не использовалась.
Принципы определения рентабельности и размер процентов прибыли были установлены пунктом 3 Правил формирования цен, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 №29; пунктом 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 №407; и пунктом 7 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119. Все эти три Постановления не являются действующими после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 №1465.
Уровень рентабельности производства военной продукции в прошлом определялся также Приказом ФСТ от 15 декабря 2006 года № 394дсп. Однако, согласно приказа того же ФСТ от 6 июня 2012 года приказ №394 дсп, как и приказ №395 дсп от 15 декабря 2006 года по определению общепроизводственных и общехозяйственных затрат при производстве продукции ГОЗ, утратил силу.

Используемые сокращения в области Гособоронзаказа

  • ФЗ – Федеральный закон
  • Гособоронзаказ (ГОЗ) – Государственный оборонный заказ
  • Минпромторг — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Минэкономразвития — Министерство экономического развития Российской Федерации
  • ФСТ – Федеральная служба по тарифам
  • ФАС – Федеральная антимонопольная служба
  • Госкорпорация «Росатом» — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  • ФКА «Роскосмос» — Федеральное космическое агентство «Роскосмос»
  • Госкорпорация «Роскосмос» — Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
  • Рособоронзаказ — Федеральная служба по оборонному заказу «Рособоронзаказ»
  • ВПК – Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ
  • НМЦК — начальная (максимальная) цена государственного контракта
  • ДСП (дсп) – для служебного пользования
  • НИР и ОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Перечень Гособоронзаказа

Перечень продукции государственного оборонного заказа, на которое распространяется госрегулирование цен, определяется распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р. Четвертая редакция каталога военной продукции утверждена вступившим в силу 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ N 1605-р. Перечень включает в себя:

самолеты, вертолеты, беспилотные и робототехнические комплексы (системы), корабли и суда, ракеты-носители и космические аппараты, ракеты и ракетные комплексы, танки, боевые бронированные машины, специальную бронетанковую и инженерную технику, военную автомобильную технику, реактивные системы залпового огня, самоходные и буксируемые орудия и минометы, малокалиберные автоматические пушки, стрелковое вооружение и средства ближнего боя, системы и комплексы управления вооружением, пусковые ракетные установки, торпедные аппараты, аппаратуру корабельного вооружения, реактивные бомбометные установки, комплексы управления взлетом и посадкой, комплексы радиолокации, радионавигации и РЭБ, морские комплексы неакустического обнаружения, системы связи, средства радиационной, химической и биологической защиты войск, системы информационного обеспечения и противодействия, системы кибербезопасности, торпеды, антиторпеды, морские мины и минные комплексы, искатели — уничтожители морских мин, управляемые авиационные бомбы, разведывательные и разведывательно-ударные комплексы, радиолокационные станции и командные пункты, зенитные комплексы и системы, главные и резервные двигатели, энергетические установки (в том числе корабельные паропроизводящие и паротурбинные установки), системы электрохимической регенерации воздуха, специальные комплектующие изделия, сырье и материалы со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров (работ, услуг) по гособоронзаказу.

Статья о формировании цен оборонных заказов и военной продукции подготовлена с использованием правовых актов и законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 24 августа 2018 года
Коды классификатора ПГЗ (Москва)
Письмо ДТИ-Мытищи
Каков Ваш новый налог на квартиру
Особенности ценообразования в области Гособоронзаказа

Ликвидация Рособоронзаказа, ФСТ. Госрегулирование цен на продукцию оборонного назначения. Виды цен оборонного заказа России и военпрома США. Методология и особенности ценообразования в сфере Гособоронзаказа. Перечень продукции по государственному оборонному заказу. Новое Положение по формированию ГОЗ-цены. Базовая цена.