Развитие образного мышления

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Жак Адамар акцентирует, что для лучшей работы интуиции нужно мыслить не словами, а образами:

«Для математиков, которых я опросил в Америке, явления в большинстве своем аналогичны тем, которые я заметил на собственном опыте. Практически все — в противоположность тому заключению Гальтона, к которому его привёл опрос случайных людей — избегают не только мысленного употребления слов, но так же, как и я, мысленного употребления точных алгебраических или других знаков; как и я, они используют расплывчатые образы.

Имеется два или три исключения, самым важным из которых является математик Джордж Биркгоф, один из наиболее выдающихся во всём мире, который имеет привычку представлять себе математические знаки и мысленно с ними работать. Норберт Винер отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов. Джесси Дуглас обычно думает без слов и алгебраических знаков; в конце работы его мысль связывается со словами, но лишь с их ритмом, в результате чего получается своего рода азбука Морзе, где отчётливо лишь число слогов.

Естественно, я опросил и одного из самых авторитетных учёных нашей эпохи — профессора Эйнштейна. Вот его ответ:

«В этом письме я пытаюсь кратко и по мере моих сил ответить на Ваши вопросы, но я сам не удовлетворён своими ответами…

Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы.

Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами и рассматриваемыми логическими концепциями. Ясно также, что желание достигнуть в конце концов логически связанных концепций является эмоциональной базой этой достаточно неопределённой игры в элементы, о которых я говорил. Но с психологической точки зрения эта комбинационная игра, видимо, является основной характеристикой творческой мысли — до перехода к логическому построению в словах или знаках другого типа, с помощью которых мысль можно будет сообщать другим людям.

Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходиться подыскивать (с трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некоторый результат, и может быть при желании воспроизведена.

Из того, что я сказал, ясно, что игра в элементы нацелена на аналогию с некоторыми разыскиваемыми логическими связями».

Что касается «обычного» мышления, то профессор Эйнштейн объясняет, что его образы являются «зрительными или двигательными. На том этапе мышления, когда слова почти не появляются, образы являются чисто слуховыми, слова же, как я уже говорил, появляются лишь во второй стадии…».

Он оканчивает свое письмо словами: «Мне кажется, что то, что Вы называете полным сознанием, является лишь предельным случаем, который полностью никогда не осуществлялся. Мне это кажется связанным с явлением, которое называют узостью сознания (Engе des Bewusstseins)».

И он прибавляет следующее замечание: «Профессор Макс Вертгеймер пытался проводить опрос по поводу различия между комбинированием или ассоциированнием воспроизводимых элементов и пониманием (organisches Begreifen); я не могу судить, в какой мере его психологический анализ затрагивает существо вопроса».

Жак Адамар, Исследование психологии процесса изобретения в области математики, М., «Советское радио», 1970 г., с. 79-81.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Итак, хорошее зрительное воображение буквально способно творить чудеса. Но как его развивать?

В первую очередь, несомненно, следует тренировать зрительную память. Она — основа образного мышления. Не будет памяти — не будет и образов.

Техника развития зрительной памяти известна с древнейших времен. Йоги, например, делали следующее упражнение: они глядели несколько секунд на набор предметов — шарик из яшмы, статуэтку, камень, плод и т. д., — а затем пытались воспроизвести этот набор по памяти.

Если вам, к примеру, для подготовки к экзаменам требуется усвоить очень большое количество информации, полезно зарисовывать эту информацию в символических картинках, чтобы потом зрительно их запоминать (хотя бы по приведенному нами принципу «троек»). Особенно это полезно при подготовке к экзаменам по предметам, которые не имеют «зрительных опор» в виде рисунков к тексту.

Чтобы получить представление о предмете, который вы изучаете по учебнику, его полезно зрительно представить — визуализировать. Визуализация, как и техника развития зрительной памяти, также имеет древнюю историю. Ее использовали еще до нашей эры в Индии и Китае, чтобы лечить болезни.

Сейчас визуализации в Китае учат, чтобы облегчить процесс обучения.

Учат и в Америке. В частности, визуализацию используют при обучении какому-либо навыку. Американец Г. Олдер описывает эксперимент по изучению действия визуализации на тренировку баскетболистов. Студентов поделили на три группы — первая тренировалась в бросании мячей в корзину, вторая не имела никакой практики, третья же практиковалась лишь в своем воображении. У первой группы результаты улучшились на 24 процента, результаты второй не изменились, результаты же третьей улучшились на 23 процента! Таким образом, можно обучать, не имея тренажеров, спортивных залов, — достаточно попросить учеников закрыть глаза и дать вводную установку. Или же включить магнитофонную запись.

Визуализацией — в большей или меньшей степени — пользуются все ученики, слушая объяснение учителя. Однако заметим, что даже такому исключительному феномену, как Шерешевский, «человек, запоминающий все», требовалось какое-то время для перевода слов в образы. Что касается обыкновенного человека, ему требуется для визуализации много больше времени. Это время у нас в преподавании совершенно не учитывается. Может статься, что читателю надоест перебирать на работе бумажки, и он, как некоторые мои друзья, отправиться преподавать. В этом случае не следует повторять стандартные ошибки существующей в нашей стране системы образования.

Попробуем описать восприятие текста и определить, сколько времени должно тратиться на его усвоение.

(«Столкну с другим телом — нет, тут как раз говорится «не действует… » — 3 секунды), то оно находится в состоянии покоя («Трудно представить… » — 1 секунда) или равномерного прямолинейного движения (образ шарика, движущегося в воздухе, — 0,5 секунды) относительно инерциальной (нет яркого образа — 0 секунд) системы отсчета (образ сетки координат — 0,5 секунды). Из этого закона (слово «закон», написанное на толстой книге, из книги идет стрелка — 1 секунда) следует, что причиной изменения скорости (шарик ускоряется — 1 секунда) является сила (в голове крупное F — 0,5 секунды)».

Время диктовки — 18 секунд. Те же 18 секунд — время вслушивания в объяснение. Но требуется еще 12,5 секунды для перевода услышанного в образы, не говоря уже об усвоении. Если этих 12,5 секунды преподаватель не дает — урок проходит впустую.

Но если он дает и 30 секунд на прослушивание и усвоение, мы видим, что значительную часть текста ученик «визуализировать» не смог, а значит, понял не все. Поэтому надо снабжать любое устное объяснение хотя бы самыми общими картинками, рисуемыми на доске.

Образы, как правило, серьезно отличаются от того, что запоминает наша зрительная память.

Это отличие лучше всего характеризуют слова Шерешевского:

«Раньше, чтобы запомнить, я должен был представить себе всю сцену. Теперь мне достаточно взять какую-нибудь условную деталь. Если мне дали слово «всадник», мне достаточно поставить ногу со шпорой. Если бы раньше вы мне сказали слово «ресторан», я видел бы вход в ресторан, людей, которые там сидят, румынский оркестр, он настраивает инструменты, и многое еще… Теперь, когда вы скажете «ресторан», я вижу только нечто вроде магазина, вход в дом, что-то белеет, — и я запоминаю «ресторан»… Я стараюсь выделить то, что нужно».

Итак, зрительный образ является ЧАСТЬЮ всей зрительной картины. Эта часть является своеобразным кодом для работы подсознания по хранению информации, по ее извлечению и сравнению.

Не осознавая того, мы создаем образы ежесекундно — но одни их не замечают, другие осознают более-менее ярко, третьи же сознательно пользуются в определенных обстоятельствах.

Нужно учить не только визуализации, но и созданию образов. Визуализации можно обучать, давая задачу подробно нарисовать описываемое в тексте, образам — заставив нарисовать «образы», в которых содержится краткая информация о тексте.

Объясняя урок, учителю полезно не просто говорить: «Шар покатится вниз», а нарисовать шарик и стрелку вниз, помогая тем самым создать образы объекта и движения.

Образы «вспыхивают» в мозгу не чаще 2–3 «картинок» в секунду; в промежутках между «вспышками» образов подсознание «расшифровывает» сознанию образные картинки в виде слов. Непрерывное удержание образов в голове — не-обыкновенно утомительный процесс. Во время урока значительной трудностью является не перевод слов учителя в образы, а удержание в голове этих образов. Это говорит о необходимости использования зрительной информации на уроках. И о том, что объект размышления полезно иметь перед собой в виде символического рисунка, графика и т. д.

Любопытно, что зрительный образ может не иметь никакого отношения к тому, что он обозначает. Вспоминая о башне Шухова, я мысленно вижу синюю обложку книги о Шухове, затем — внутренний лист с черно-белыми фотографиями, а затем (уже совсем смутно) расположение абзаца с информацией о башне Шухова. Из этого я делаю вывод, что образ может не иметь ничего общего с тем, что обозначает, но он обязательно ДОЛЖЕН БЫТЬ. Лучше всего запечатлевается такой образ, который имеет цвет, большую протяженность, эмоциональное содержание.

Зрительные образы (иногда в сочетании с другими образами) должны в первую очередь указывать «дорожку» к информации; при этом они могут иметь совершенно отвлеченный характер. Это значит, что, читая, скажем, конспект по литературе, полезно листать ярко раскрашенную детскую книжку. Если, однако, вы читаете конспект по физике или химии, то рисунки дают достаточно материала для «привязки» информации — если вы не забудете сделать такую привязку.

Временами факты из какой-нибудь книги вспоминаются вместе с местом информации на странице. Это неслучайно. Мозг часто кодирует информацию именно по ее расположению и способен оперировать с «кармашками с информацией», не конкретизируя саму информацию.

Мы можем манипулировать отдельно с объектами, и отдельно — с их позициями. Примером можно привести шахматы. Немецкая девочка Ютта Хемпель, шахматный вундеркинд из Фленсбурга, во время игры по памяти периодически бросает взгляд на свою ладонь; она «видит» на ней шахматную доску с фигурами, но мысленно «позиционировать» фигуры относительно доски в целом она еще не научилась.

Оперировать с «позициями» полезно и при изучении иностранного языка. Построение предложения, к примеру, — это манипулирование с позициями. В английском языке в повествовательном предложении на первой позиции всегда стоит подлежащее, на второй — сказуемое и так далее. В вопросительном другой порядок. Строя предложение, мы сначала вспоминаем порядок позиций и лишь потом вставляем в них соответствующие слова. При обучении языку бывает полезно первично ознакомиться с грамматикой, а затем выписать на карточки предложения в соответствующих формах. Эти предложения после твердого усвоения могут служить хорошими шаблонами для построения других предложений; грамматику же для каждого предложения не вспомнишь.

Напоследок я хочу рассказать об интересном случае, который приключился со мной 15 лет назад. Я слушал невероятно интересную лекцию и вдруг испугался, что я что-то из нее забуду. Тогда я мысленно представил себе стоящие рядом три круга и связал эта круги с определенными положениями лекции. Затем еще одно положение я поставил чуть выше и правее кругов, еще одно — еще выше. Получилась фигура, которую мысленно нетрудно было запомнить. Но лекция продолжалась! И я стал строить из самого верхнего элемента сходящий вниз ряд из кругов — круг за кругом. При этом по-разному связанные друг с другом положения я и группировал по-разному — в ряд, выше, ниже, со знаками «плюс» или «минус». Вернувшись домой, я сначала зарисовал фигуру из кругов, а затем восстановил все 13 положений лекции. В тот день я записал под фигурой: «В мнемоническом рисунке все угадал, надо просто обдумывал» похожие вопросы: рано или поздно все вспомнится». Те кружки, что я помнил плохо, я восстановил, обдумывая соседние.

Леонардо да Винчи создал один весьма интересный способ оживления творческого воображения:

«Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы пробудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь сцены, запачканные разными пятнами, или качни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами и деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кране того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения старинных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, — в его ударах ты найдешь любое имя или слово, которое ты себе вообразишь.

Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям, будь то композиции битв животных или людей или различные композиции пейзажей и чудовищных предметов, как-то чертей и тому подобных вещей, которые станут причиной твоей славы, так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям».

Прием Леонардо полезен художникам, но мы привели его здесь, чтобы описать еще один прием оживления творческого воображения.

Когда вы закрываете глаза, то наверняка иногда видите удивительные картины. Марк Твен как-то записал в свою записную книжку:

Обычно же, закрыв глаза, мы видим пятна и линии разной формы. Иногда они сливаются — отсюда и лица, и пейзажи. Если вы поставите мозгу задачу видеть пейзажи, он начнет формировать эти пятна в пейзажи, в портреты — он начнет искать в пятнах лица.

На первых порах это трудно. Когда автор проходил обучение в центре «Эйдос», он единственный в группе поначалу не видел ничего. Мне говорили: «Мысленно загляните в окно», — но, мысленно подходя к окну, я обнаруживал перед собой непроницаемый белый экран. Весь фокус оказался в том, чтобы использовать линии и точки. Они «подсказывают» картинку.

Чтобы научиться видеть мысленные картинки, можно использовать «метод уточнений». К примеру, вы представили себе дорогу через пустыню Гоби. Спросите себя: что лежит на этой дороге? Ваш мозг покажет вам серые камни. Какие эти камни вблизи? Мозг покажет вам коричневую пыль. Какой цвет у дороги? Желтый. Какие растения у дороги? Выжженные солнцем, низкие, чахлые, почти безжизненные.

Возвращаясь к этой картинке день за днем, вы смажете видеть ее почти столь же отчетливо, словно она реальна.

Добившись четкости в представлении мысленных картин, можно совершать мысленные путешествия. Существует несколько методов таких путешествий. Один из них называется «открой дверь». Представьте, что вы находитесь в старинном замке или волшебном доме. Мысленно откройте дверь — и вы увидите (сформированные из точек и линий) предметы обстановки, людей; возможно, начнут происходить какие-нибудь события. Откройте еще дверь, потом еще. Вы будете видеть все новые и новые комнаты.

Можно записывать на карточках, куда вы путешествовали, чтобы на следующий день, закрыв глаза, продолжить свой путь. Это путешествие может длиться день за днем, год за годом.

Если вы хотите сделать какое-то сложное дело, то можете представить себе книгу, которая посвящена этому делу. К примеру; вам нужно нарисовать комиксы. Мысленно откройте журнал с комиксами — что-то вы обязательно увидите. Немного «подсказывая» сюжет, вы сможете разворачивать комикс все дальше и дальше.

Вы можете переселить в голову страну муми-троллей. Герои Туве Янссон могут помочь вам реализовать свои детские мечтания — полетать на тучке, забраться в грот, нырнуть в воду. Игры, которыми человек увлекается в детстве, развивают его главные умения и навыки, отвечают глубинным потребностям — иметь укромный уголок, двигаться, играть, летать, любоваться чем-то красивым или удивительным. Великолепные рисунки Туве Янссон — это уже готовый мир, который не надо выдумывать.

Вспомните, что было интересно вам в детстве, и мысленно представьте себе осуществление вашей мечты. Пусть того, о чем вы мечтали, у вас будет очень много.

Можно мысленно перенестись в ваши любимые книги. Вы можете вместе с капитаном Немо совершить прогулку по затонувшему кораблю, погреть руки в тайге с Дерсу Узала, попытаться обогнать на мустанге своенравную мисс Пойндекстер. Прочитав одну страницу какой-нибудь книги, можно «уйти» в эту книгу, завязать в ней знакомства, осмотреть достопримечательности, пережить приключения. Это в свое время сделали авторы книг — почему бы вам не сделать то же самое?

Можно таким же точно способом «уйти» и в фильм.

Современный человек живет в замкнутом пространстве. Благодаря воображению вы можете выйти на бескрайний простор или же побродить по земле с разными рельефами — с подъемами, склонами, скалами и камнями; с реками, песчаными дюнами, зарослями камыша; с песками, солнцем, древними колоссами.

Вы можете создать несколько воображаемых миров, к примеру на Тибете, в Китае, в Нью-Йорке и в Сахаре. Изберите себе несколько занятий — ученик в школе боевых искусств, художник, лама, житель деревни. Представьте себя в разных возрастных группах — африканский мальчик, китайский мудрец, тибетский послушник монастыря средних лет. Населите свои миры персонажами, создайте охотников, с которыми вы регулярно отправляетесь в саванну, жителей китайской деревни, буддистских монахов Тибета. Внесите в свои картины ощущения — свежесть бриза, тепло солнца, запах тайги.

Прежде чем обращаться к одному из своих миров, пройдите этап «врабатывания». Если вы отправляетесь в Африку то с минуту идите по тропинке африканских зарослей, чтобы почувствовать тяжесть копья, собственный пот, теплоту земли.

Сюжет вашею мысленного действия можно развивать по традиционному для киносценариев алгоритму — хорошо-плохо-хорошо-плохо. Вы едете впереди всех на гонке — вас догоняют — вы жмете на газ и отрываетесь от конкурентов — вашу машину переворачивает — вы успеваете ее быстро поставить на колеса — кто-то вас объезжает — вы видите красивую белую девушку — к ней крадется лев — и т. д.

Визуализация очень полезна для обучения. Наполеон мысленно упражнялся в военном деле еще до того, как реально начал участвовать в сражениях (согласно книге «Я — это я, или Как стать счастливым» Максуэлл Мольц).

Для того чтобы «включить» творческие способности мозга, полезно использовать повторение какого-то простого действия. Если вы сочиняете музыку, мысленно проиграйте один-два такта какой-нибудь мелодии несколько раз, задавая себе вопрос: «Куда это приведет?», примерно так действовал композитор Аарон Копленд — но он эти один-два такта проигрывал. Хореограф Марта Грехэм иногда искала идеи новых танцев, многократно повторяя простые движения.

Вы можете мысленно многократно обращаться к одному и тому же образу, рассматривая его с разных точек зрения и в различных обстоятельствах. Это напоминает рисование эскизов. После ряда эскизов в голове может вспыхнуть яркое панно.

Хирурги перед операцией часто мысленно проигрывают свои действия.

Согласно книге американца Джордана Айана «Эврика!», в бывшем Советском Союзе использовалась методика для спортсменов, при которой мысленно представлялась идеомоторика действий. Полагают, что значительной частью своих успехов советская сборная обязана именно этой методике.

Мухаммед Али называл «ключом к победам» свои воображаемые поединки.

Метод визуализации может оказывать оздоровляющее действие. Это доказано научно. Визуализацию применяют не только при реабилитации больных, но и для лечения столь серьезных болезней, как рак. Больные представляют белый свет или иную энергию, поражающую раковые клетки.

Собственно, визуализация для лечения применяется уже многие сотни лет — в Индии и Китае. В Индии, к примеру, представляли себе «змею Кундалини» которая медленно ползет, обвивая позвоночник. Позвоночник — место, где начинаются многие нервы. Подобная визуализация способна расслаблять нервы, успокаивая тем самым и органы, к которым этим нервы идут. «Кундалини-йога» способна оказывать мощный оздоровительный эффект — который, однако, в современных городах и при современной нервной жизни вряд ли достижим. В Китае для лечения глаз представляли, что из середины ладони в глаз идет луч, который расслабляет мышцы глаза. Этот луч, конечно, можно направить на любой орган, любую акупунктурную точку.

Долго концентрироваться на одной точке очень трудно, поэтому лучше всего перемещать фокус концентрации в такт дыханию по какой-нибудь траектории — к примеру, по кругу или вдоль энергетического меридиана (в том числе вдоль внутреннего его хода).

Используя мысленное представление, вы можете отдать дань и своим музыкальным увлечениям. Заведите себе воображаемый «Бродвей». Пусть в начале Бродвея будут уютные ресторанчики с джазом, дальше — здания мюзик-холлов, дальше — залы с классической музыкой, с музыкой кантри, с концертными залами.

А за «Бродвеем» может находиться двор из 1960-х, где «нам пластинка поет и проститься с тобой все никак не дает» и где «все те же старики, что стучат в домино».

Тем, кто серьезно занимается музыкой, будет интересно узнать, что пианист Артур Шнабель, выступающий с концертами в разных странах, учился своему мастерству всего семь лет; при этом он не повторял одни и те же монотонные упражнения в течение долгого времени. Когда его спросили, как ему удалось достичь столь блистательных результатов за относительно короткий промежуток времени, он ответил: «Я упражняюсь в голове».

В самом деле, основной целью повторения упражнения является обучение ГОЛОВЫ. Если руки делают упражнение механически, голова может не обучиться вообще. Упражняясь мысленно, Шнабель сразу переходил к основной задаче.

Голландец К.Г. Комп, известный музыкальный педагог, рекомендует пианистам именно мысленные упражнения. Еще до того, как опустить руки на клавиши, всякую новую композицию пианист должен проиграть в своей голове.

Искусство владения образами может помочь при устном переводе с иностранного языка.

Разговор на чужом языке — дело довольно сложное. Он включает в себя четыре этапа: раздумывание над вопросом, нахождение ответа, ФОРМУЛИРОВКА ЭТОГО ОТВЕТА ПО-РУССКИ, перевод русской фразы на иностранный язык. Все это занимает время. С лаконичными американцами потери времени получаются небольшими, поскольку переводить требуется немного, но когда мне приходилось иметь дело и с иностранцами украинского происхождения, их словоохотливость и быстрота речи ставили меня в тупик. Но самым мучительным в этом плане для меня оказался разговор с чехом — выходцем из того же города, что и величайший рассказчик всех времен Ярослав Гашек.

И я решил сократить этап ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПО-РУССКИ. Еще остающуюся в виде ОБРАЗОВ мысль я стал сразу облекать в английскую речь. Это резко сократило задержки. Разговаривать гораздо проще, когда думаешь на языке собеседника.

Но вот что меня весьма удивило — каждый раз во время беседы у меня создавалось впечатление, что говорю не я, а кто-то другой. Потом я понял причину — формулируя мысль по-русски, я ее одновременно как бы оценивал. Когда я говорил то, что не оценил, собственная речь казалась мне чужой.

Наряду с визуальными, двигательными и эмоциональными образами в умственной деятельности человека важную роль играют слуховые образы. Если визуальными образами у нас занимались немного, то о слуховых и подавно трудно найти какую-то литературу. А здесь есть весьма интересные вопросы, ответа на которые пока никто не дал. Когда я печатаю текст, я его мысленно проговариваю. Только проговаривая, я запоминаю его наиболее эффективно. Почему? Не играют ли в этом какую-то роль моторные действия горла и языка? Не должны ли мы слышать то, что пишем?

Генрих Шлиман, раскопавший Трою, добился успеха в жизни благодаря исключительной памяти. Он выучил несколько языков, запоминая наизусть книги на этих языках. Шлиман считал, что текст нужно слышать в уме. Но вот что любопытно: заучив текст, он обязательно его пересказывал вслух. Даже нанимал человека, который слушал его — ничего не понимая!

Зачем это Шлиману было нужно? Известно, что он очень много воспроизводил текст вслух. Именно поэтому домовладельцы постоянно вынуждали его менять место жительства.

У некоторых людей стремление проговаривать текст столь развито, что, наверное, следует чисто слуховые образы, которые как бы звучат в нашей голове, отличать от «слухо-речевых образов», для которых характерна еще и моторная деятельность горла и языка. Одна из сотрудниц М.К. Янгеля вспоминала:

«… У Михаила Кузьмича была интересная привычка: разговаривать с самим собой, думать вслух. Очень часто, принеся к нему в кабинет стакан чая, я заставала его «марширующим» и говорящим вслух. Я ставила стакан на стол и потихоньку, чтобы не мешать, выходила из кабинета. Но Михаил Кузьмич останавливал меня у дверей и говорил, что я ему не мешаю, а наоборот, ему удобно, если есть аудитория.

Он ходил и говорил долго, подходил к доске, рисовал какие-то иероглифы, обращался ко мне, будто хотел, чтобы я подсказала ему что-то неразрешимое. И он всегда находил то, что искал. Видимо, разговор с самим собой ему помогал.

Он садился в кресло, брал карандаш и писал, писал, не обращая ни на что внимания, и тут уже он не замечал, когда я выходила из кабинета. Он был поглощен своими мыслями, он был счастлив…».

Любопытно, что М.К. Янгеля отличало и яркое образное мышление, и об этом тоже писали его сотрудники. Можно предположить, что речь давала Янгелю возможность неясные и избыточные зрительные образы укладывать в стройную логику слов. А логическую последовательность легче всего излагать, когда кто-то тебя слушает.

К вопросу о словесном выражении мысли мы сейчас и перейдем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:

  • В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение, так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном через действия с предметами, которые он должен обязательно потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным является наглядно действенное.
  • Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью). Даже двухлетние дети способны находить предмет по словесному описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет, какой был показан. Малыш должен правильно отреагировать на просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка). Правда, пока это будет конкретная игрушка без абстрагирования (отвлечения) от ее признаков (формы, цвета, размера), например, любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый говорит: «В коробке среди других машинок затерялась красная, маленькая, с синим флажком. Найди ее».
  • Дети среднего дошкольного возраста учатся мысленно закреплять устойчивые образы — шаблоны, которые помогают им воспринимать окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко выраженной формой или даже представления о них. Например, дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а круглый — с мячиком. Такие детские действия помогут родителям понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.
  • В старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет совершенствование мыслительных процессов, расширяются характеристики объектов, появляется возможность мысленного планирования. Это позволяет оперировать различными образами, осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу своего манипулирования с предметами. Главное, чтобы не происходило искажение образа при попытке объединения, группирования. Например, взрослый предлагает найти объект, отличный от других, сначала по одному признаку (цвету), а потом по нескольким (цвету и форме, цвету, форме и размеру). Например, в упражнении «Сгруппируй все треугольные (квадратные) предметы» дети должны составить группы по одинаковой форме: крыша дома, кулечек, стаканчик мороженого, букет.
  • Развитие наглядно образного мышления младших школьников уже не требует опоры на наглядность. Ученики на основе имеющегося опыта сами мысленно могут построить образы объектов, даже тех, которые они видели только на картинках, например, внутреннее строение стебля, пищевую цепочку в природе.

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе

  • двух — трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все большие кубики, положить в коробку только мелкие игрушки, объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели, копирующие реальные объекты, например, из кубиков построить машину, мебель, домик для куклы;
  • четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять характеристику объекта, ориентироваться в названиях и образах животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности профессионального поведения, видеть отличие и похожесть в поведении и внешнем виде окружающих людей;
  • старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая характеристику аналогичным предметам, правильно формулировать свои мысли, излагая ответ на вопрос об окружающем мире, рассказывать о событиях, которые происходят с ними или окружающими людьми;
  • младшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.

Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного возраста.

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы — шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки — блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки — кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки – отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» — скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Дженга

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Имаджинариум

Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные — пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников — отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Подкопаев, Денис Анатольевич, 2009 год

1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика : учеб. пособие для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М. : Высш. шк., 1991. — 363 с.

2. Алексеева, Ю. И. Человеческое знание и его компьютерный образ / Ю. И. Алексеева. М. : Наука, 1992. — 209 с.

6. Атанов, Г. А. Возрождение дидактики залог развития высшей школы / Г. А. Атанов. — Донецк : Издательство ДОУ, 2003. — 180 с.

7. Арнхейм, Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. — Ч. 1, 2. — 117 с.

12. Беликов, В. А. Теоретические основы решения педагогических проблем / В. А. Беликов. Магнитогорск : Mi ПИ, 1999. — 41 с.

17. Беспалов, Б. И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления) / Б. И. Беспалов. -М., 1984. 192 с.

18. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспал ько. М.: Педагогика, 1989.-192 с.

19. Библер, В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. М. : Политиздат, 1975. — 399 с.

22. Брайан, К. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / К. Брайан. М. : Изд-во ACT, АСТРЕЛЬ, 2004. — 199 с.

25. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К. Я. Вазина. — Челябинск, 1997. 240 с.

26. Вазина, К. Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. М. : Педагогика, 1990. — 196 с.

30. Василюк, Ф. Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С. 5-19.

35. Войшвилло, Е. К. Логика как часть теории познания и научной методологии / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. -М. : Наука, 1994. 319 с.

36. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. : соч. в 6 т. — М., 1984.-Т. 2.- 134 с.

39. Галин, А. Л. Личность и творчество / А. Л. Галин. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1989. — 128 с.

41. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. М., 1969. — № 1. — С. 2428.

42. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин.-М., 1998.-С. 12-20.

43. Гальперин, П. Я. «К вопросу о внутренней речи» / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. М., 1957. — №4. — С. 6-10.

44. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. -М., 1998.-С. 24-36.

46. Глоссарий — электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru

47. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа; пер. с франц. М.: Мир, 1992. — 496 с. — Т. 1

49. Горбачева, Е. И. Предметная ориентация мышления и понимание / Е. И. Горбачева // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 18-19.

51. Гостев, А. А. Образная сфера человека / А. А. Гостев; под общ. ред. В. А. Гашена. -М., 1992.-С. 14-21.

52. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении : дис. . д-ра пед. наук / Г. Г. Гранатов. Челябинск, 1993. — 398 с.

54. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / Г. Г. Гранатов // Педагогика. 1995. — №1. — С. 45-51.

61. Гурова, JI. JI. Процессы понимания в развитии мышления / JI. JI. Гурова // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 26-37.

62. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Интер, 1996. — 544 с.

63. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996.- 188 с.

65. Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно; пер. с англ. П. А. Самсонова. — М. : Попурри, 2006. — 208 с.

66. Демкин, В. П. Технологии дистанционного обучения / В. П. Дем-кин, Г. В. Можаева. Томск, 2002. — С. 24-30.

67. Дружинин, В. Н. Психологическое исследование образов / В. Н. Дружинин // Психологических журнал. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 26-29.

68. Ершов, А. П. Человек и машина / А. П. Ершов. М., 1985. — 306 с.

69. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. М. : Академия, 2003. — 192 с.

71. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб. : Изд-во Питер, 2000.-512 с.

72. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. -М., 1991.-288 с.

76. Климов, Е.А. Образ мира в разных профессиях / Е.А. Климов. М., 1995.- 135 с.

78. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -2-е изд. М. : Наука, 1975.- 684 с.

80. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания / П. В. Коп-нин. М. : Наука, 1973. — 324 с.

82. Краснова, Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов. М.: МГИУ, 2001. — 224 с.

83. Краткая философская энциклопедия. М. : Прогресс, 1994. — 574 с.

84. Краткий психологический словарь / под общ. ред. : А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. — 431 с.

86. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для техн. вузов/В. М. Кроль. М.: Высш. шк., 2001. — 319 с.

88. Курсанов, Г. А. Диалектический материализм о понятии / Г. А. Кур-санов. М. : Просвещение, 1963. — 126 с.

90. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М. : Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

91. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М. : Педагогика, 1987. Т. 1. — С. 134-135.

93. Логвиненко, А. Д. Чувственные основы восприятия пространства / А. Д. Логвиненко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 224 с.

95. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2007. — 583 с.

97. Маслова, Н. В. Ноосферное образование / Н. В. Маслова. М. : Институт холодинамики, 1999. — 165 с.

99. Матрос, Д. Ш. Теория алгоритмов: учебник / Д. Ш. Матрос, Г. Б. Поднебесова. М. : Изд-во «Педагогическое образование», 2008. — 202 с.

100. Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы / Е. И. Машбиц. М. : Знание, 1986. — 88 с.

101. Машбиц, Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. И. Машбиц. — Киев : Высшая шк., 1987. 223 с.

102. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М. : Педагогика, 1988. — 192 с.

103. Машбиц, Е. И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е. Ю. Комиссарова. Киев, 1987. — 140 с.

104. Мински, М. Фреймы для представления знаний / М. Мински. М. : Энергия, 1979.- 151 с.

108. Новик, И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании / И.Б. Новик. М. : Политиздат, 1975. — 144 с.

109. Педагогический энциклопедический словарь электронный ресурс. Режим доступа : http://dictionaiy.fio.ru

115. Положение об электронных образовательных ресурсах ГОУ ВПО УГТУ-УПИ электронный ресурс. Режим доступа : http://www.ustn.rn.

117. Программирование мультимедиа-систем электронный ресурс. -Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?prubr

119. Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 103 с.

120. Рабочая книга социолога. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Наука, 1983.-478 с.

124. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордов-ская, С. И. Розум. СПб. : Питер, 2000. — 432 с.

125. Репкин, В. В. Развивающее обучение. Теория и практика / В. В. Реп-кин. Томск, 1997. — С. 29-34.

126. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М., 1958.- 145с.

127. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2001. 552 с.

131. Рок, И. Введение в зрительное восприятие : в 2 т. / И. Роберт. М., 1980. — Т. 1.-С. 18-24.

132. Рычик, М. В. От наглядных образов к научным понятиям / М. В. Рычик. Киев : Рад. шк., 1987. — 79 с.

134. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

137. Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. М., 1973. — 270 с.

139. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. -СПб. : Питер, 2003. 416 с.

140. Смирнова, И. Е. Начала Web-дизайна / И. Е. Смирнова. СПб. : Петербург, 2003. — 256 с.

141. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1981. — № 2. — С. 15-29.

142. Структура мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины электронный ресурс. Режим доступа : http://www.ustu.ru

145. Тюхтин В. С. О природе образа/ В. С. Тюхтин. М., 1963. — 144 с.

146. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М. : Издательство ун-та РАО, 2007. — 309 с.

149. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 1997. -576 с.

151. Фреге, Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. -1977. -Вып.8. — С. 181-211.

153. Фридман, JI. М. Наглядность и моделирование в обучении / JI. М. Фридман. М. : Знание, 1984. — 80 с.

156. Харт, Э. Моделирование понятий на вычислительной машине / Э. Харт, Дж. Марин, Ф. Стоун. М. : Наука, 1970. — 173 с.

157. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления /М. А. Холодная. Томск, 1983. — 135 с.

160. Шаталов, В. Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. М. : Педагогика, 1987. -174 с.

163. Шехтер, М. С. Образные компоненты знания в обучении / М. С. Шехтер // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 50-58.

165. Штоф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.; JI. : Наука, Ленинград, отделение, 1966. — 301с.

166. Якиманская, И. С. Образное мышление и его место в обучении / И. С. Якманская // Советская педагогика. 1968. — № 2. — С. 62-71.

168. Якиманская, И. С. Основные направления развития образного мышления / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С.5-18.