Реестр перевозок

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2010 г.

Регистрационный N 16705

Утвердить прилагаемый Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Министр И. Левитин

Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Порядок) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»1 .

2. Настоящий Порядок предназначен для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее — компетентные органы), Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Реестр) в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

3. Компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

4. Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя следующие сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах:

1) номер по Реестру (далее — реестровый номер);

2) дата внесения в Реестр;

3) полное наименование объекта транспортной инфраструктуры или полное наименование транспортного средства;

4) собственник, юридический и фактический адрес, наименование, организационно-правовая форма, регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ, адрес местонахождения;

5) основания для внесения в Реестр (категория);

6) дата присвоения категории и ее номер;

7) дата пересмотра присвоенной категории;

8) дата исключения из Реестра;

9) основания для исключения из Реестра.

5. Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта на электронных и бумажных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритетное значение имеют сведения, зафиксированные на бумажных носителях.

6. Реестр на электронных носителях ведется непрерывно в форме двух разделов. В раздел 1 вносятся сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры, в раздел 2 вносятся сведения о категорированных транспортных средствах.

7. Реестр на бумажных носителях ведется непрерывно в виде книг учета категорированных объектов транспортной инфраструктуры, книг учета категорированных транспортных средств.

8. При внесении в Реестр каждому категорированному объекту транспортной инфраструктуры или категорированному транспортному средству присваивается реестровый номер.

9. Реестровый номер состоит из серии и номера. Серия состоит из трех заглавных букв (кириллица), которая определяется (присваивается) компетентным органом по видам транспорта применительно к наименованиям объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, определенным пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

10. Не допускается использование тождественных букв и их сочетаний в сериях применительно к различным видам транспорта. Количество арабских цифр в номере устанавливается компетентными органами и не должно превышать семи цифр.

11. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.

12. Внесение записи о включении в Реестр категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства, изменении Реестра, а также исключении данного объекта или транспортного средства из Реестра должно производиться в 10-дневный срок со дня принятия решения компетентным органом.

13. Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Рос транснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть 1), ст. 837; 2008, N 30 (часть 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634.

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Госдума Российской Федерации получила от Торгово-промышленной палаты на рассмотрение проект закона, призванного определить порядок автомобильных грузовых перевозок.

Согласно этому проекту, в России должен быть создан единый официальный реестр индивидуальных предпринимателей и юридических организаций, имеющих право осуществлять коммерческие перевозки грузов посредством автомобильного транспорта. По словам авторов законопроекта, он должен способствовать легализации грузовых транспортных перевозок. Но каковы на самом деле перспективы и последствия введения подобного закона?

На кого направлен законопроект?
Разработчики проекта считают, что основная категория, подпадающая под действие законопроекта – это физические лица-владельцы грузовиков, занимающиеся частными перевозками. Именно эта категория составляет до 70% всех перевозчиков на дорогах России.

Согласно законопроекту, для того. чтобы быть зарегистрированными в реестре, владельцу грузового транспорта будет необходимо подтвердить (задекларировать) наличие транспортных средств и имущества в эквиваленте определённой суммы; сдать экзамен на знание техники безопасности и правил перевозки автомобильных грузов; подтвердить отсутствие судимостей; подтвердить свою экономическую благонадёжность (отсутствие задолженностей по обязательным налогам и платежам).

Предполагается, что за право быть зарегистрированным в реестре необходимо будет внести определённую плату, но сумма пока не определена. В случае, если перевозчик не внесён в реестр и занимается транспортировкой грузов, он должен будет заплатить штраф. Функции контроля за наполнением реестра предполагается предоставить в ведение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Предпосылки для законопроекта

Грузооборот в России неуклонно растёт, даже несмотря на замедление темпов экономического роста. Так, за прошлый год он характеризуется цифрой 5 триллионов 640 миллиардов тонно-километров, что на 2,9 % превышает аналогичный показатель 2017 года.

Объём рынка грузоперевозок по данным «Анализа рынка автомобильных грузовых перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г.

Как и в любой сфере, здесь также наблюдается тенденция укрупнения бизнеса: постепенно мелких перевозчиков и частников, владеющих одним грузовиком, с рынка вытесняют крупные компании. Но при этом по статистике на десяток крупнейших компаний-перевозчиков приходится лишь 16% от общего грузооборота.

В своём интервью крупнейшему сообществу профессионалов розничной торговли Retailer, коммерческий директор международного сервиса GetTransport.com Марина Кунова рассказывает:

— По факту, на дорогах страны работает масса нелегальных перевозчиков, частников на ощутимо изношенных грузовиках, которые смогли выступать в сфере грузоперевозок только благодаря отмене лицензирования грузовых автомобильных средств в 2005 году. В крупных компаниях возраст грузовиков составляет в среднем пять лет, а в остальных эта цифра просто удручает: 19 лет – возраст, мягко говоря, почтенный. Все эти старые автомобили не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к их эксплуатации. Например, эко-стандартам Евро соответствует лишь около 10 % грузовиков.

Присутствие в сфере грузовых автоперевозок частных «серых» перевозчиков в совокупности с пробелами и несовершенством законодательства, приводит к целому ряду проблем, возникающих в самых разных сферах, от наступления страховых случаев до исполнения условий договора перевозки грузов, особенно в той его части, которая касается сроков доставки.

— Мелкие перевозчики гораздо меньше заботятся о своей репутации, проявляют недобросовестность, – продолжает Марина Кунова. – Для того, чтобы заключить контракт на перевозку груза, «серые» экспедиторы с лёгкостью обещают заказчику заведомо невыполнимые условия. В итоге невыполнение договоров подрывает авторитет всей отрасли, в том числе и тех компаний, которые ответственно относятся к выполнению своих обязательств.
С другой стороны, даже при выполнении своих обязательств частники и нелегалы с лёгкостью экономят на техническом обслуживании автомобилей и безопасности перевозки, что также создаёт серьёзные проблемы в отрасли.

Для того, чтобы каким-то образом ввести контроль деятельности всех грузоперевозчиков, в Торгово-промышленной палате разработан законопроект, предусматривающий запрет транспортировки грузов для семейных и личных нужд на автотранспорте массой свыше 2,5 тонн. С этим запретом как раз и связан законопроект о едином реестре грузоперевозчиков.

— Требование зарегистрироваться в едином реестре для того, чтобы иметь возможность продолжать оказывать услуги в сфере автоперевозок, должно нанести дополнительный удар по «теневым» перевозчикам и навести порядок, – уверена Кунова.

Другая сторона медали
Вполне ожидаемо, что мнения самих грузоперевозчиков относительно законопроекта разделились. Одни считают, что частники демпингом и низким уровнем ответственности вносят хаос во всю сферу грузоперевозок, и единый реестр – это способ навести порядок, избавившись от теневой стороны бизнеса. В то же время большинство представителей отрасли считают, что введение реестра – это инструмент бюрократизации, который неминуемо приведёт к повышению транспортных тарифов.

В конце марта управляющий партнёр онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов дал интервью информационному агентству РЖД Партнёр.Ру, в котором высказал своё мнение относительно законопроекта и того, как он отразится на рыночной ситуации.

— Цель создания реестра – повышение уровня безопасности грузовых автоперевозок и выведения из бизнеса нелегальных перевозчиков. Но ведь существуют ФНС, Госавтодорнадзор, МВД, ГИБДД и масса других ведомств, которые должны заниматься данным вопросом. Выходит, эти государственные структуры не справляются со своими функциями? – задаётся вопросом эксперт. – Более того, пояснительная записка к законопроекту ясно демонстрирует, что ни одна из указанных задач на самом деле не решается. Тревожащим моментом является хотя бы тот факт, что в законопроекте отсутствует пункт, обязывающий транспортную компанию или частного предпринимателя использовать исключительно собственные транспортные средства. Значит, ничто не может перевозчику помешать использовать нелегалов. Что же касается информации о благонадёжности перевозчика, сейчас существует электронный сервис на базе искусственного интеллекта, который в ответ на запрос соберёт и проверит все регистрационные данные, финансовые характеристики, наличие арбитражных процессов. Все данные берутся из открытых баз данных, информация постоянно обновляется. Новый же реестр планируют обновлять раз в год.

Более того, закон предполагает введение очередных документов на бумажном носителе, что также противоречит курсу на компьютеризацию данных и снижает оперативность подачи данных и актуальность информации. Чем, спрашивается, новый реестр будет лучше?

Многие предприниматели считают, что законопроект идёт вразрез с объявленной государством политикой снижения давления на средний и малый бизнес. Игорь Котов прямо указывает на этот факт:

— Совершенно очевидно, что дополнительные расходы из бюджета для введения закона в действие не требуются. Вместе с этим оговаривается, что за право быть внесённым в реестр необходимо будет уплатить определённую сумму денег. Совершенно очевидно, что это – очередные расходы, которые лягут на малый и средний бизнес в данной сфере деятельности. Более того, законопроект – практически прямой антагонист политики содействия росту самозанятости граждан в российской экономике. Этот закон, по сути – введение новых бюрократических препон и финансовых расходов для тех, кто хочет заниматься частным бизнесом на дорогах.

На вопрос, что, по мнению экспертов, может помочь вывести из тени рынок грузовых автомобильных перевозок, эксперт GroozGo имеет однозначное мнение:

— Единственный на сегодняшний момент действенный метод – это переход на электронный документооборот. Больших дополнительных затрат это не требует, а эффективность подтверждена опытом в других экономических сферах. Электронный документ, который подписывают электронными цифровыми факсимиле три стороны, по максимуму исключает проблемы с финансовым и фискальным контролем, чем существенно сокращает теневую часть бизнеса. Пример эффективности данного метода – практика электронных транспортных накладных.

Мнение представителей крупных перевозчиков
В отличие от мнения большинства частных и мелких перевозчиков, которые совершенно предугадываемо выступают против введения данного закона, представители большинства крупных и ряда средних компаний по перевозке грузов ожидают от введения данного закона вполне позитивных изменений для себя. Так, директор транспортной компании «ВВС-ТРАНС» Мария Храпунова указывает на то, как, по её мнению, будет развиваться ценовая политика в сфере:

— Единый реестр грузовых перевозчиков позволит компаниям, у которых сейчас нерентабельный бизнес, выжить. Не секрет, что очень часто, когда компания перевозит груз за определённую цену, частник предлагает осуществить ту же перевозку по цене до 25% меньше. Это – колоссальная разница, которая сильно бьёт по рынку. Исчезновение таких «левых» игроков должно стабилизировать цены и помочь выжить крупным и средним компаниям, у которых сейчас постоянно перебиваются заказы и демпингуются цены. Впрочем, следует понимать, – продолжает Храпунова, – что в итоге стоимость перевозок на внутреннем рынке страны может возрасти на 5-10 процентов. Это – объективная реальность, с которой заказчикамми придётся смириться.

Часть представителей отрасли транспортных грузоперевозок поддерживают идею реестра, но вносят свои замечания для создателей законопроекта. В своём интервью Retailer директор департамента логистики ОТК ЮниТранс Артём Королёв подчёркивает необходимость того, чтобы инструменты выявления «благонадёжности» работали для всех сторон процесса перевозок:

— Защищать необходимо не только заказчика, но и сами транспортные компании. Хотелось бы до момента заключения контракта на перевозку груза получить возможность убедиться в финансовой состоятельности и добросовестности заказчика, – подчёркивает Королёв. – Если мы говорим о внедрении единого официального реестра перевозчиков, следует отметить, что доступ к информации о заказчиках перевозок также необходим и нуждается в узаконивании. Если мы намерены вывести из тени сферу грузоперевозок, логично предположить, что изменения в законодательстве должны затронуть всех участников перевозочного процесса.

Чего ждать?
Если законопроект будет принят, он безусловно сделает жизнь малого бизнеса более сложной. А зная нашу страну, не стоит удивляться, что, скорее всего, параллельно с введением закона в действие начнётся поиск способов его обойти. Один из таких способов предоставляется той самой «дырой» в законе, не предусматривающем запрет на использование сторонней техники: на одно предприятие, занесённое в реестр, будет приходиться несколько «теневых» перевозчиков, чей транспорт и водителей оно может использовать – вот вам и схема обхода.

При этом предсказуемо неизбежное повышение расценок на услуги перевозчиков: если для внесения в реестр необходимо заплатить деньги, естественно, что эти свои расходы перевозчик захочет переложить на заказчика, а заказчик – на конечного потребителя товара. Так что не стоит удивляться, если цены на полках магазинов «подскочат» вскоре после введения закона в действие.

Реакция экспертов и сотрудников сферы автомобильных грузовых перевозок на законопроект о едином реестре грузовых перевозчиков неоднозначна и зависит от размера компании и её положения на российском рынке. Настораживает то, что большинство экспертов отмечают многочисленные недоработки законопроекта: кто-то выступает категорически против, кто-то, наоборот, ратует за более жёсткий подход к лицензированию перевозчиков. К сожалению, приходится признать, что, по мнению большинства представителей отрасли, законопроект нуждается в глубоком переосмыслении и доработке, если законодатели хотят сохранить курс на поддержку частного бизнеса одновременно с легализацией сервиса грузовых перевозок.

Опубликовано: 15.10.2019, Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Транспортный бизнес
Обсудить публикацию

  • Особая каста
  • Лизинг коммерческих авто
  • Транспорт на экспорт
  • Система с большим потенциалом
  • МДП — система с большим потенциалом

2) номер из семи арабских цифр, формируемых следующим образом:

первая и вторая цифры — указывают номер соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта, на территории которого находится включаемый в Реестр категорированный объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство воздушного транспорта:

01 — Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов;

02 — Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

03 — Архангельское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

04 — Коми межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

05 — Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

06 — Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

07 — Татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

08 — Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

09 — Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

10 — Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

11 — Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

12 — Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

13 — Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

14 — Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

15 — Северо-Восточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта;

16 — Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта);

третья и четвертая цифры — указывают последние две цифры года включения категорированного объекта или воздушного судна в Реестр;

пятая — седьмая цифры — указывают порядковый номер категорированного объекта или воздушного судна (проставляются, начиная с крайнего правого квадрата, а в оставшихся свободными квадратах проставляется цифра «0»).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 января 2010 г. N 22

О ПОРЯДКЕ

ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА КАТЕГОРИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Утвердить прилагаемый Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Министр

И.Е.ЛЕВИТИН

Утвержден

Приказом Минтранса России

от 29 января 2010 г. N 22

ПОРЯДОК

ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА КАТЕГОРИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Порядок) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634.

2. Настоящий Порядок предназначен для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее — компетентные органы), Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Реестр) в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

3. Компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

4. Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя следующие сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах:

1) номер по Реестру (далее — реестровый номер);

2) дата внесения в Реестр;

3) полное наименование объекта транспортной инфраструктуры или полное наименование транспортного средства;

4) собственник, а также иной субъект транспортной инфраструктуры, не являющейся собственником; юридический и фактический адрес; наименование; организационно-правовая форма; регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; адрес местонахождения объекта транспортной инфраструктуры;

5) основания для внесения в Реестр (категория);

6) дата присвоения категории и категория;

7) дата и основание пересмотра присвоенной категории и категория;

8) дата исключения из Реестра;

9) основания для исключения из Реестра.

5. Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта на электронных и бумажных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритетное значение имеют сведения, зафиксированные на бумажных носителях.

6. Реестр на электронных носителях ведется непрерывно в форме двух разделов. В раздел 1 вносятся сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры, в раздел 2 вносятся сведения о категорированных транспортных средствах.

7. Реестр на бумажных носителях ведется непрерывно в виде книг учета категорированных объектов транспортной инфраструктуры, книг учета категорированных транспортных средств.

8. При внесении в Реестр каждому категорированному объекту транспортной инфраструктуры или категорированному транспортному средству присваивается реестровый номер.

9. Реестровый номер состоит из серии и номера. Серия состоит из трех заглавных букв (кириллица), которая определяется (присваивается) компетентным органом по видам транспорта применительно к наименованиям объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, определенным пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

10. Не допускается использование тождественных букв и их сочетаний в сериях, применительно к различным видам транспорта. Количество арабских цифр в номере устанавливается компетентными органами и не должно превышать семи цифр.

11. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.

12. Внесение записи о включении в Реестр категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства, изменении Реестра, а также исключении данного объекта или транспортного средства из Реестра должно производиться в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения компетентным органом.

13. Компетентный орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтранса России от 29.01.2010 N 22 (ред. от 27.08.2012) О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 (ред. от 02.08.2017) Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов

4) отсутствия в соответствии с информацией компетентного органа уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности, которое было получено в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2010 г. N 22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2010 г., регистрационный N 16705), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 332 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2012 г., регистрационный N 25686).

Приказ Минтранса России от 25.02.2015 N 31 О внесении изменений в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 179

«4) отсутствия в соответствии с информацией компетентного органа уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности, которое было получено в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2010 г. N 22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2010 г., регистрационный N 16705), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 332 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2012 г., регистрационный N 25686)».