Регистрация объектов строительства

В ближайшем будущем Государственная дума Российской Федерации должна будет рассмотреть новый законопроект, касающийся ужесточения штрафных санкций за эксплуатацию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения на ввод таких объектов.

Будет обсуждаться вопрос об увеличении штрафов: от двух до пяти тысяч рублей ― для физических лиц, от двадцати до пятидесяти тысяч рублей ― для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, и от пятисот тысяч до миллиона рублей ― для юридических лиц.

В градостроительном законодательстве под разрешением на ввод объекта в эксплуатацию понимается документ, подтверждающий, во-первых, выполнение строительства или реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме согласно разрешению на строительство и проектной документации, а во-вторых, соответствие построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям и ограничениям, содержащимся в градостроительном, земельном и ином законодательстве Российской Федерации.

Кстати, с перечнем представляемых застройщиком (заказчиком) документов и материалов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности, в городе Москве можно ознакомиться в открытом доступе на сайте Комитета государственного строительного надзора города Москвы.

Согласно данному перечню, к таким документам относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок; акт приёмки объекта капитального строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации и техническим условиям; схема расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства и расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка с планировочной организацией земельного участка; заключение органа государственного строительного надзора; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; технический план; градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство.

К причинам отказа в получении разрешения на строительство следует отнести несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана, условиям разрешения на строительство или проектной документации.

Отметим, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не потребуется для объектов некапитального строительства, для которых нет необходимости получать разрешение на строительство.

После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у застройщика появляется право выполнять кадастровую регистрацию объекта и регистрировать право собственности на объект недвижимости.

Коснёмся судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Арбитражный суд рассмотрел дело по заявлению прокуратуры о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ― КоАП РФ), в связи с эксплуатацией реконструированного объекта капитального строительства без соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Материалы дела указывают на проведённую прокуратурой проверку соблюдения индивидуальным предпринимателем требований градостроительного законодательства при эксплуатации объекта капитального строительства, которая показала, что городской администрацией было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, на основании чего затем было получено свидетельство о праве собственности на объект.

Проверка подтвердила, что эксплуатация указанного объекта осуществляется индивидуальным предпринимателем без установленного нормами законодательства разрешения на ввод в эксплуатацию.

В соответствии с градостроительным законодательством разрешение на ввод объекта в эксплуатацию застройщик должен получить в государственном органе, выдавшем ранее разрешение на строительство, при этом при обращении прилагается заключение органа строительного надзора о том, что объект капитального строительства соответствует требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации.

Суд установил, что эксплуатация индивидуальным предпринимателем объекта капитального строительства без оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвердилась полученными сведениями из департамента градостроительства и земельных отношений, а также актом осмотра земельного участка и объекта и актом прокурорской проверки.

Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Потому при осуществлении своей деятельности индивидуальный предприниматель обязан был соблюдать нормы действующего законодательства в области градостроительства. Кроме того, со стороны индивидуального предпринимателя не было представлено каких-либо объективных и обоснованных доводов в свою защиту, которые могли бы подтвердить причины несоблюдения требований действующего градостроительного законодательства.

Рассмотрим другой пример из арбитражной судебной практики.

Решением арбитражного суда Московской области было отказано в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью А (далее ― заявитель) о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного обществу с ограниченной ответственностью Б (далее ― ответчик) сельской администрацией (далее ― заинтересованное лицо).

Считая решение суда первой инстанции необъективным, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.

Материалы дела указывают на то, что между спорящими сторонами был заключён предварительный договор аренды помещений, предусматривающий обязательство о заключении впоследствии уже долгосрочного договора аренды, а сам объект был передан по акту приёма-передачи.

Согласно условиям договора и дополнительного соглашения к нему, арендодатель предоставляет арендатору право на проведение подготовительных работ на объекте аренды до момента подписания акта приёма-передачи на срок до нескольких месяцев после предоставления доступа в помещения. Под подготовительными работами понимались отделочные и иные работы, направленные арендатором на подготовку объекта аренды к эксплуатации.

При этом силами заявителя в целях подготовки объекта аренды к эксплуатации строился каркасный дом для охраны (далее ― здание КПП) при въезде на прилегающую территорию объекта, однако право собственности на данное здание КПП регистрируется за ответчиком, основанием чего служит наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданное заинтересованным лицом.

На первый взгляд кажется вполне логичным мнение заявителя о признании незаконным указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако арбитражный апелляционный суд посчитал по-другому и поддержал решение суда первой инстанции по следующим правовым основаниям.

Доводом заявителя для оспаривания указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию служил факт того, что заявителем было возведено здание КПП и принадлежит оно именно ему.

Однако, вместе с тем, именно за ответчиком было зарегистрировано право собственности на основании полученного им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано ответчику в соответствии с судебным решением, которое ранее признало незаконным отказ сельской администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обязало впоследствии выдать такое разрешение ответчику.

Поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию стало основанием для возникновения у ответчика права собственности на объект, то есть по факту гражданских прав на здание КПП, апелляционная инстанция считает, что удовлетворение заявленных требований незаконно в порядке АПК РФ, так как этот спор должен разрешиться в порядке искового производства.

При этом арбитражный апелляционный суд ссылается на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указывая, что спор о праве на недвижимое имущество не должен разрешаться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Кроме того, как выяснилось в рамках данного дела, заявителем был пропущен трёхмесячный срок для обжалования ранее вынесенного судебного акта, при этом у заявителя была возможность узнать сведения об оспариваемом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию с момента, когда он узнал о государственной регистрации права собственности ответчиком.

Арбитражным судом города Москвы уже ранее рассматривалось дело между спорящими сторонами, в рамках производства которого со стороны ответчика в суд было представлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Одним из таких документов была выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ― а именно информация о здании КПП и оспариваемом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию как основание для регистрации права собственности.

В свою очередь, в рамках этого же процесса со стороны истца было подано два ходатайства об ознакомлении с материалами дела. Потому обоснованных доказательств того, что у заявителя отсутствовала возможность ознакомления и получения копий судебного акта, им не было представлено.

Таким образом, на основании вышеизложенного решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ― без удовлетворения.

Время от времени суды при принятии своих решений могут и ошибаться, но в конечном итоге законодательство остаётся соблюденным, как свидетельствует следующая судебная практика.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отказался признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства (далее ― департамент) о наложении на юридическое лицо административного штрафа за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, так как после завершения строительства объекта юридическое лицо обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением необходимого пакета документов.

Изначально решением арбитражного суда было удовлетворено исковое требование юридического лица о признании незаконным и отмене постановления департамента о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций суда решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Однако суд надзорной инстанции отменил все указанные судебные акты по следующим основаниям.

Административным законодательством предусмотрена соответствующая ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется.

Градостроительным законодательством также предусматривается наличие разрешения при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства либо их капитального ремонта.

Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только после направления застройщиком соответствующего заявления в государственный орган, выдающий разрешение на строительство с приложением всех необходимых документов (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, документы о соответствии объекта капитального строительства проектной документации, заключение органа государственного строительного надзора).

После обязательной проверки документов и осмотра объекта капитального строительства данный государственный орган вправе выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо же отказать в выдаче с пояснением причины.

После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется постановка построенного объекта на государственный учёт.

Как следует из материалов дела, обществу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства.

В соответствии с градостроительным законодательством после завершения строительства объекта юридическое лицо должно обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением необходимых документов.

Игнорирование данной нормы закона и дальнейшая эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию будут считаться административным правонарушением.

Доводы предыдущих трёх судебных инстанций касательно того, что юридическое лицо якобы утратило статус застройщика по причине продажи части помещений и не считается виновным, являются необоснованными.

Договор земельного участка и разрешение на строительство подтверждают статус юридического лица как застройщика, и именно на него возлагается обязанность по вводу объекта в эксплуатацию и получению соответствующего разрешения. А что касается продажи части помещений другим лицам, то это также не освобождает застройщика от соблюдения законных обязательств.

Таким образом, лишь надзорной судебной инстанцией, на основании градостроительного законодательства, было признано законным привлечение юридического лица к административной ответственности.

Кстати, названное выше постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно толкования правовых норм является общеобязательным для применения арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.

Также стоит добавить, что, кроме предусмотренных штрафных санкций за эксплуатацию здания без соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию, законодательство содержит и иные, дополнительные рычаги давления на нерадивых правонарушителей, в том числе в вопросах налогообложения.

Например, Министерство финансов Российской Федерации в своём письме от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43913 также указывает, что отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на ввод здания в эксплуатацию, может повлиять на расчёт налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Таким образом, исходя из судебной практики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям целесообразнее будет соблюдать правовые нормы действующего законодательства по вопросам получения разрешений на ввод зданий в эксплуатацию во избежание ответственности, в частности наложения штрафных санкций со стороны государственных органов.

В современных условиях зачастую возникают некоторые вопросы о порядке регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество урегулирована Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» № 868 от 17.10.2013 года (далее – Порядок).

В частности, указанным Порядком установлены общие принципы проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество по заявлениям в электронной форме, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, особенности государственной регистрации ипотеки, государственной регистрации обременений прав на недвижимое имущество, государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, учёта бесхозного недвижимого имущества, использования регистрационных данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и Государственного реестра обременений движимого имущества.

Предлагаем более детально рассмотреть государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.

Так, согласно Закону Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и п. 81 Порядка, государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства осуществляется по аналогии с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, которые были заявленные впервые.

Согласно п. 83 Порядка, лицо также предоставляет:

— документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок;
— документ, который в соответствии с законодательством предоставляет право на выполнение строительных работ;
— технический паспорт на объект незавершенного строительства.

Если Вас заинтересовала эта проблема, советуем Вам обратиться в нашу Компанию по поводу предоставления более детального разъяснения по этому вопросу и получения помощи в его решении.