Реклама в учреждении культуры



ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

инструментария информационного воздействия. В данном случае речь идет о методологической коммуникации информатики, культурологии, социологии и социальной

педагогики в формировании теоретических оснований аналитических исследований эффективности информатизации культурного и гуманитарного просвещения.

Примечания

(Ф^УНКЦИИ РЕКЛАМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

УДК 659.1.01

Э. Э. Бочкарева

Государственный академический университет гуманитарных наук

Анализируется специфика функциональной направленности рекламной деятельности в сфере культуры и искусства. Вопреки сложившемуся мнению об исключительно экономическом предназначении рекламы, ключевыми функциями названы социальная, воспитательная, идеологическая.

Ключевые слова: реклама, функции рекламы, социальная реклама.

E.E. Bochkareva

State academic university of the humanities

THE FUNCTIONS OF ADVERTISING IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

Keywords: advertisement, functions of advertisement, social advertisement.

222 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 222-225

^ Экономика и управление в сфере культуры

В конце 90-х годов XX века реклама стала осмысливаться как сложная межпредметная сфера человеческой деятельности, которая интегрирована в социокультурную среду.

В настоящее время реклама приобретает статус общественного института, определяющего социальные, экономические и культурные парадигмы общества. Реклама уже продолжительное время находится в фокусе внимания ряда гуманитарных и экономических дисциплин: социологии, психологии, истории, экономики, маркетинга и др.

Реклама сегодня является значимым культурным феноменом, который охватывает различные сферы действительности. Динамично входя в жизнь современного человека, реклама занимает особое место в сознании человека, перестраивает его мировоззрение, привлекает внимание к прагматичным сторонам бытия. Способность влиять на умонастроения, модели поведения, стиль жизни позволяет рассматривать рекламу как универсальное социокультурное явление, в том числе и как явление искусства .

Действительно, реклама составляет значительную часть культуры, особенно ориентированной на сферу досуга. Более того, сама реклама является элементом досуга. Культура в ее «массовом» выражении функционирует как своеобразный «социальный анестезиолог». Хотим мы этого или не хотим, но реклама не только подсказывает нам стандарты поведения в той или иной ситуации, но и в значительной степени определяет мораль общества и его этические параметры. Реклама выступает как самый активный пропагандист эстетических ценностей. Этой ее роли посвящено немало исследований.

В то же время рекламу обвиняют в манипулировании человеческим сознанием и поведением, и этот тезис доказывается многими известнейшими философами, социологами, экономистами. И у нас, и на Западе реклама зачастую популяризирует не лучший вкус, властно диктует нам, что красиво, что безобразно, вне зависимости от сути дела.

Интеллектуалы озабочены примитивизацией культуры. Но интересно, что в России

в годы нэпа в рекламном деле широко использовались примитивизм и супрематизм, которые возникли в первые годы после революции и великолепно подошли для рекламы . С помощью рекламы в тот период решались две задачи: первая — привлечь покупателей в государственные магазины и лавочки, вторая — укрепить доверие к продукции, выпускаемой государственными предприятиями. Эти задачи выполнялись с удивительной настойчивостью и изобретательностью, талантом и энтузиазмом. Довольно скоро от рекламы, близкой стилистически к дореволюционной, художники перешли к поиску новых форм, способных активно воздействовать на массового потребителя. Наиболее интересно, продуктивно и талантливо в рекламе работали художники «Агитрекламы», объединившиеся под руководством В. В. Маяковского, А. Родченко. В. Степанова, А. Леви и др. Эстетическая программа Маяковского, сформировавшаяся в эти годы, его опыт работы в «Окнах РОСТА» явились тем фундаментом, на котором выросло и расцвело одно из направлений мирового рекламного искусства.

Согласимся, что и сегодня хорошая реклама — произведение искусства. Не случайно в разных странах проводятся конкурсы рекламной продукции. В США главный приз за лучшую рекламную продукцию называется «Клио» — по имени одной из девяти муз. В Европе известен конкурс «Эпика», в котором активно участвуют и российские рекламисты. Всемирно известна и огромная коллекция телерекламы — «Ночь пожирателей рекламы», которая содержит около миллиона клипов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня идею того, что реклама является произведением искусства, достойным феноменом современной культуры, значительно обогащающим ее, отстаивает крупнейший специалист в этой области — Олег Александрович Феофанов. Его книга «Реклама: новые технологии в России» из всего обилия литературы, посвященной рекламе, привлекает особое внимание благодаря особой философии автора. Талантливый,

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

разносторонне одаренный человек, вопросами рекламы он занимался более тридцати лет, начиная с тех времен, когда цензурные ножницы кромсали любые научные публикации о рекламной деятельности. В последние годы О. А. Феофанов преподавал социологию массовых коммуникаций, рекламу, социальную психологию в МГУ, МГИМО, Институте кинематографии, а также в Институте дизайна и рекламы, основателем которого он был. Проводил бесчисленные семинары в самых разных городах страны. Принимал непосредственное участие в практической рекламной деятельности, консультируя различные рекламные, коммерческие и общественные организации. Со всей определенностью можно утверждать, что он является основоположником современной отечественной научной школы, изучающей рекламу, паблик рилейшнз и социологию массовых коммуникаций в целом.

С чувством огромной утраты говорим мы о нем в прошедшем времени, так как О. А. Феофанов умер в 1999 году, когда возвращался с Европейского конкурса рекламы «Эпика», где он был членом жюри.

Инновационным является подход к рекламе как многофункциональной деятельности, особенно востребованной в учреждениях культуры.

Важная функция рекламы — социальная. Для сферы культуры эта функция определяющая, поскольку реклама способствует интеграции населения, становлению его единства. Не преувеличиваем ли мы? Думается, нет. Реклама унифицирует потребности и вкусы населения, органично связывая материальное и духовное в жизни любого человека. Создавая спрессованный образ современности, реклама аккумулирует чувства и опыт всего общества. В идеале, реклама стремится к гармонии человеческих импульсов и желаний, к сплочению общества вокруг общих целей. Действительно, «русская идея» сегодня означает принадлежность к лучшим образцам русской культуры и литературы, исторической памяти, русскому языку, что, несомненно, пробуждает нацио-

нальное самосознание.

Реклама в сфере культуры, в известной степени, противостоит коммерческой рекламе. В условиях резкой социальной дифференциации общества услуги, предназначенные для богатых, часто неосторожно и неделикатно предлагаются всем, сея зерна обиды и озлобленности. Реклама мероприятий, услуг учреждений культуры, наоборот, приобщает людей к духовным достижениям, помогает им почувствовать себя частью общества, которому предлагается все самое лучшее.

В связи с этим необходимо выделить воспитательную функцию рекламы учреждений культуры. Именно такая реклама демонстрирует готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяет, что хорошо, а что плохо. Например, рекламный буклет Гуманитарного центра имени семьи Полевых приглашает на встречи с художниками, музыкантами, творческой интеллигенцией Иркутска, рекламируя, по сути, культурно-досуговые мероприятия.

Непосредственно связана с воспитательной и социальной функциями рекламы еще одна — идеологическая. Реклама всегда обслуживает определенную идеологию, если под этим понимается концептуальное выражение интересов определенной социальной группы, ее целей, путей реализации. Подчеркнем, что развитие российского общества напрямую зависит от того, насколько успешно будут внедрены в массовое сознание новые ценности, приходящие на смену тем, в духе которых мы воспитывались на протяжении десятилетий.

В разряд идеологических видов рекламы, безусловно, входит и такое нововведение, как социальная реклама. В ее цели входит привлечение внимания к таким глобальным ценностям, как любовь к Родине, возрождение национальных святынь, идеи объединения общества для решения задач общенационального масштаба. Характерно, что социальная реклама является прямым социальным заказом от социокультурной сферы к области коммерческой деятельности. Рост

^ Экономика и управление в сфере культуры

количества и качества социальной рекламы в средствах массовой информации и среди образцов наружной рекламы свидетельствует о том, что рекламный бизнес есть носитель творческого, духовного начала. Хочется надеяться, что расцвет рекламной отрасли, пройдя фазу коммерческого бума и первоначального накопления капитала, входит в фазу, когда наиболее престижным и в конечном счете востребованным будет реклама как аудиовизуальное произведение искусства в жанре коммерческого лаконизма. Как недавно выразился классик рекламного искусства Ю. Грымов: «Мне не интересна реклама, просто жестко выполняющая свою торговую функцию. Мне интересна такая реклама, которая способна затронуть душу потребителя…» Вот такой тренд развития рекламы можно будет назвать достойным продолжения традиций Маяковского и его коллег.

Существует и другая сторона рекламной деятельности учреждений культуры — агитационная: они принимают активное участие в организации и проведении рекламных кампаний социального характера, связанных с защитой окружающей среды, защитой детей, помощью инвалидам и престарелым, безработным, посвященных борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией, борьбе со СПИДом, и т.д. На Западе к такого рода социальной рекламе, то есть некоммерческой, принадлежащей сфере общественных интересов, относятся с должным вниманием и уважением. В России она делает только

первые шаги, и роль учреждений культуры в развитии идеологической и одновременно воспитательной функции рекламы достаточно высока.

В большинстве примеров воспитательные виды рекламы смыкаются с образцами популяризации идеологии, диффундируют друг в друга, ибо последняя, естественным образом, является более финансируемой частью социальной рекламы (в силу специфики платежеспособности заказывающих глобальную социальную рекламу).

Необходимо отметить следующую функцию рекламы — экономическую. Экономическая функция сводится к информированию о деятельности учреждения культуры, его популяризации, повышению интереса к этому учреждению, а следовательно, к расширению финансовых возможностей каждого учреждения. Сформировать благоприятную экономическую среду жизнедеятельности невозможно без развитой рекламы, поскольку реклама порождается рынком и сама является инструментом его создания. Состояние рекламы во многом отражает наши темпы движения к рынку.

Таким образом, специфика рекламной деятельности в сфере культуры определяется тем, что реклама одновременно выступает и как элемент маркетинга, и как существенный компонент самой культуры. В зависимости от текущих целей, поставленных перед рекламным проектом культурного учреждения, очевидной становится информационная доминанта то одной, то другой ее природы.

Примечания

2. Крылов, И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций / И. В. Крылов. — Москва : Центр, 1998. — 189 с.

3. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы / Р. И. Мокшанцев. — Москва : ИНФРА-М, 2007. — 230 с.

5. Рощупкин, С. Н. Культурно-зрелищная реклама : учебное пособие / С. Н. Рощупкин. — 3-е изд. — Москва : МГУКИ, 2009. — 46 с.

6. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 384 с.