Реорганизация акционерного общества

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 20. Преобразование общества

1. Общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
       2. Совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.
       3. Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих организациях.
       4. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

       1. Преобразование акционерного общества представляет собой изменение организационной формы общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. В п.1 комментируемой статьи воспроизводится норма п.2 ст.104 ГК, ограничивающая возможность реорганизации акционерного общества путем преобразования. В свою очередь, данная норма ГК исходит из правила о том, что хозяйственные общества могут по решению общего собрания участников преобразовываться в хозяйственные общества другого вида и производственные кооперативы (см. п.1 ст.68 ГК). Акционерное общество может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.
       В случае преобразования акционерного общества государственной регистрации подлежит вновь возникшее общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, к которым с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности акционерного общества как субъекта гражданско-правовых обязательств. Те права общества, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме акционерного общества (право эмиссии и размещения акций и ряд других прав, производных от указанного права), не переходят в порядке правопреемства. Акционерное общество с этого момента перестает существовать в качестве юридического лица.
       Общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив являются правопреемниками акционерного общества, в результате преобразования которого возникло соответствующее новое юридическое лицо (см. п.5 ст.58 ГК и п.4 комментируемой статьи).
       В соответствии с ГК должны быть приняты, в частности, федеральные законы — об обществах с ограниченной ответственностью (см. п.3 ст.87 ГК) и законы о производственных кооперативах (см. п.4 ст.107 ГК). К федеральным законам, упомянутым в п.1 комментируемой статьи, относится, конечно, и сам Закон об АО, принятый в соответствии с нормой, установленной в п.3 ст.96 ГК. Закон об обществах с ограниченной ответственностью в настоящее время не принят.
       Из законов о производственных кооперативах Государственной Думой 15.11.95г. был принят ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” No.193-ФЗ (РГ, 16.12.95г., No.242), регулирующий, в частности, вопросы производственной кооперации в сельском хозяйстве. В статье 3 этого закона содержится понятие сельскохозяйственного производственного кооператива, указание о том, что такой кооператив является коммерческой организацией, а также определяются виды производственных кооперативов, действующих в сельском хозяйстве.

Преобразование акционерных обществ

К ним относятся сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (колхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требования п.1 ст.3 ФЗ от 15.11.95г. “О сельскохозяйственной кооперации”. Данный ФЗ регулирует вопросы образования сельскохозяйственных производственных кооперативов (гл.II), в т.ч. порядок образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций, включая акционерные общества (ст.10 ФЗ от 15.11.95г. “О сельскохозяйственной кооперации”).
       2. В п.2 ст.20 Закона об АО определен перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания акционеров при преобразовании акционерного общества. При необходимости данный перечень может быть расширен с учетом правил, установленных в ст.65 Закона об АО (см. указанную статью и комментарий к ней).
       3. Состав участников производственного кооператива или общества с ограниченной ответственностью, возникающего на основе преобразуемого акционерного общества, может не совпадать с составом акционеров этого общества. Поэтому п.3 комментируемой статьи отдельно выделяет вопросы создания нового юридического лица, рассматриваемые на совместном заседании его участников. Данное совместное заседание можно рассматривать как собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью или производственного кооператива, если при его проведении будут учтены требования федеральных законов, предъявляемые к собранию учредителей юридического лица соответствующего вида.
       4. Под правами и обязанностями, о которых идет речь в п.4 комментируемой статьи, следует понимать только имущественные и некоторые неимущественные права реорганизуемого общества как коммерческой организации, которые не связаны с правами акционерных обществ как особого вида юридических лиц.

Преобразование — акционерное общество

Cтраница 1

Преобразование акционерного общества происходит путем изменения организационно-правовой формы. Акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Такое преобразование производится по решению общего собрания акционеров.  

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества ( утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке. Отказ в регистрации таких изменений может быть обжалован ( оспорен) в судебном порядке и признан неправомерным с вынесением судом решения об обязании соответствующего государственного органа провести регистрацию, кроме случаев, когда: а) в результате преобразования открытого общества в закрытое будет нарушено требование пункта 3 статьи 7 Закона, ограничивающего численность закрытого общества ( не более 50 акционеров); б) в результате преобразования общества будет нарушен пункт 4 статьи 7 Закона, устанавливающий, что если учредителями акционерных обществ выступают в соответствии с федеральными законами Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то общества могут быть только открытыми; в) при преобразовании закрытого общества в открытое размер уставного капитала окажется ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных обществ.  

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества ( утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке. Закона, устанавливающий, что если учредителями акционерных обществ выступают в соответствии с федеральными законами Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то общества могут быть только открытыми; в) при преобразовании закрытого общества в открытое размер уставного капитала окажется ниже минимального уровня, установленного ст. 26 Закона для открытых акционерных обществ.  

Преобразование акционерного общества представляет собой изменение организационной формы общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством.  

В случае преобразования акционерного общества государственной регистрации подлежит вновь возникшее общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, к которым с этого момента переходят все имущественные ( а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности акционерного общества как субъекта гражданско-правовых обязательств. Те права общества, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме акционерного общества ( право эмиссии и размещения акций и ряд других прав, производных от указанного права), не переходят в порядке правопреемства. Акционерное общество с этого момента перестает существовать в качестве юридического лица.  

При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица ( его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона — о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, — в таких случаях предъявляться не должны.  

Благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов появляются при преобразовании акционерного общества или вхождения его в промышленно-финансовую группу.

Статья 20. Преобразование общества

Закона об АО определен перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания акционеров при преобразовании акционерного общества.  

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.  

Упорядочение условий управления и распоряжения ценными бумагами, находящимися в федеральной собственности, создает возможность мобилизации инвестиционных ресурсов на федеральном уровне. Указом Президента РФ от 18.08.96 г. № 1210 О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера предусматривалось, что размещение акций, выпускаемых при реорганизации акционерных обществ ( в том числе с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), в обмен на акции организуемых акционерных обществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых договором о слиянии или присоединении, решением общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании акционерного общества.  

Страницы:      1

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Комментарий к Ст. 104 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет основные положения реорганизации и ликвидации акционерных обществ.

Детальные правила, определяющие особенности реорганизации и ликвидации акционерного общества, содержатся в Законе об акционерных обществах (ст. ст. 15 — 24).

Кроме того, подлежат применению общие правила о реорганизации и ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ст. ст. 57 — 65 ГК РФ.

2. Основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Федеральным законом «О защите конкуренции» и др.

Обычные реорганизационные процедуры предусмотрены ст. ст. 57 — 60 ГК РФ. Акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть реорганизовано также в принудительном порядке. Так, ст. 38 Закона о защите конкуренции предусмотрены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, включая, разумеется, и акционерные общества. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации — по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком России) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Такое решение принимается в целях развития конкуренции при наличии определенных организационных, технологических и экономических условий (возможности такой реорганизации).

При реорганизации акционерных обществ необходимо учитывать особенности акционерного капитала, выраженного соответствующими ценными бумагами — акциями. Они требуют помимо обычных реорганизационных процедур (общих правил реорганизации юридических лиц) погашения акций реорганизуемых акционерных обществ и их замены акциями вновь образуемых акционерных обществ. Выпуск акций, образованных в результате реорганизации обществ, должен проводиться с соблюдением требований Закона об акционерных обществах.

Особенности реорганизации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 15 — 20 Закона об акционерных обществах. Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Для слияния акционерных обществ общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, который должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 16 Закона об акционерных обществах. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. Взамен акций каждого общества, участвующего в слиянии, выпускаются акции вновь создаваемого общества.

При реорганизации в форме присоединения также заключается договор о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение. Договор о присоединении должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 17 Закона об акционерных обществах. При присоединении общества погашаются собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении. Акции присоединяемого общества конвертируются в акции общества, к которому осуществляется присоединение.

Для разделения акционерного общества общее собрание его акционеров принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 18 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого создаваемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

При реорганизации в форме выделения общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого выделяемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлены ограничения на преобразование акционерного общества: оно может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) или в производственный кооператив. Также предусмотрено, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческую организацию в соответствии с Законом о некоммерческих организациях. При этом Закон об акционерных обществах предусматривает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз. 2 п. 1 ст.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

20).

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах, в частности порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство.

3. Основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Законом о банкротстве и др.

Общие правила ликвидации юридических лиц предусмотрены ст. ст. 61 — 65 ГК РФ. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть ликвидировано также в принудительном порядке (например, абз. 3 п. 2 ст. 61, ст. 65, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК). Так, в соответствии с абз. 3 п. 2, п. п. 3 и 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, включая акционерное общество, может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например налоговому органу в соответствии с налоговым законодательством.

Юридическое лицо, включая акционерное общество, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его банкротом. Основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

При ликвидации акционерных обществ необходимо учитывать их особенности. Особенности ликвидации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 21 — 24 Закона об акционерных обществах.

Существенными особенностями отличаются правила ликвидации акционерных обществ, связанные с распределением имущества ликвидируемого общества между акционерами. В соответствии со ст. 23 Закона об акционерных обществах оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об акционерных обществах);

— во вторую очередь выплачиваются начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенная уставом общества ликвидационная стоимость по привилегированным акциям;

— в третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

7. Дочерние и зависимые общества

Перерегистрация ОАО в ООО осуществляется в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства. Согласно таким источникам права, как НК РФ, ГК РФ, а также в соответствии с законом «Об акционерных обществах» реорганизация может осуществляться как путем слияния, присоединения, разделения и преобразования, что предполагает ликвидацию одного или нескольких юрлиц, так и посредством простого выделения.

Каждой из вышеперечисленных форм свойственны свои особенности, отличающие ее от аналогов, поэтому неопытные предприниматели зачастую предпочитают пользоваться услугами аутсорсеров, вместо того, чтобы реализовать процедуру самостоятельно. С одной стороны, это экономит время и не требует усилий, с другой – требует финансовых вложений.

В статье представлена детальная информация о том, как перерегистрировать ОАО в ООО, какие документы необходимо подготовить и какие действия выполнить. Воспользовавшись пошаговой инструкцией, вы сможете осуществить процедуру самостоятельно, не привлекая к ее реализации третьих лиц.

Правовая характеристика реорганизационных форм

На данный момент перерегистрировать ОАО в ООО можно путем:

  1. слияния;
  2. разделения;
  3. присоединения;
  4. преобразования;
  5. выделения.

Обратите внимание! Если в первых 4 случаях потребуется предварительно пройти процедуру закрытия уже существующей организации, то реорганизация путем выделения осуществление подобных действий не предполагает.

Чтобы внести больше ясности в раскрытие ключевого вопроса, остановимся более детально на наиболее востребованных и часто используемых вариантах перерегистрации ОАО, а именно, разделении, преобразовании и выделении.

Итак, под разделением подразумевают прекращение существования одного субъекта хозяйствования с последующим переходом, принадлежащих ему ранее прав и обязанностей, к вновь образованным юридическим лицам. Количество обществ, образованных в результате разделения, должно быть не менее двух. Так, в случае использования данной формы реорганизации после ликвидации ОАО должно появиться как минимум два ООО.

Преобразованием называется процедура смены формы организации бизнеса с ОАО на ООО. Акционерное общество при этом прекращает свое существование, а его права и обязательства в соответствии с передаточным актом переходят к созданному Обществу с Ограниченной Ответственностью.

Единственный способ сохранить ОАО и вместе с этим создать ООО – это выделение. Его суть заключается в том, что в результате реализации процедуры от основного субъекта хозяйствования, в нашем случае это ОАО, отделяется новый. Параллельно с этим происходит частичная передача прав и обязанностей от Акционерного Общества к ООО.

Процедура перерегистрации пошагово

Для реализации процедуры потребуется выполнить ряд определенных действий, причем последовательность операций должна быть именно такой, как указано в нижеследующей инструкции.

Этапы реорганизации ОАО в ООО:

  1. проведение собрания акционеров с целью принятия и утверждения решения о перерегистрации ОАО. Решение принимается путем голосования. Для его утверждения необходимо более 2/3 голосов;
  2. утверждение организационно-правовой формы нового субъекта хозяйствования. В нашем случае такой формой будет ООО;
  3. проведение инвентаризации. На основании данных, полученных в результате внутренней проверки, составляется отчетная документация, необходимая для дальнейшей реализации процедуры реорганизации. Если перерегистрация будет осуществляться путем выделения или преобразования, составляется передаточный акт. Данный документ содержит сведения о правах и обязанностях, которые передаются новообразованному обществу.

    24.Преобразование акционерного общества

    В случае разделения таким документом является разделительный баланс;

  4. уведомление органов регистрации о начале процедуры реорганизации. Также о перерегистрации следует известить контрагентов и партнеров ОАО;
  5. проведение государственной регистрации новообразованного субъекта.

Уведомление о перерегистрации третьих лиц

На этапе уведомления следует остановиться более детально, поскольку его реализация требует соблюдения установленных правил и сроков. Так, в течение 3 рабочих дней после проведения заседания акционеров и принятия решения о реорганизации ОАО в ООО о данном факте нужно сообщить в такие органы:

  • регистрационную палату;
  • региональное отделение налоговой службы.

Извещение осуществляется путем отправления соответствующего уведомления и пакета документов. В их число входит:

  • заявление по форме Р12001. Образец бланка можно скачать с нашего сайта;
  • передаточный акт/разделительный баланс;
  • ксерокопия уставных документов;
  • сведения об ОАО и акционерах;
  • информация о принадлежащем обществу имуществе;
  • данные об имеющихся кредитных и дебетовых задолженностях.

Перечень представленных материалов не является исчерпывающим, поэтому данную информацию необходимо уточнять непосредственно перед отправкой уведомления.

Помимо налоговой и регистрационной палаты, известить о преобразовании следует:

  1. ПФР;
  2. ФСС;
  3. кредиторов ОАО.

Уведомление осуществляется письменно. Законодательством допускается использование таких способов извещения, как:

  • письменная рассылка с необходимой информацией и датой преобразования;
  • опубликование сведений относительно реорганизации в «Вестнике госрегистрации».

Дополнительная информация! Узнав о реорганизации ОАО, кредиторы вправе потребовать досрочного расторжения соглашений, а также выплаты кредитной задолженности.

Пакет документов для регистрации ООО

Чтобы зарегистрировать новое предприятие, следует подготовить такие документы:

  • копия решения акционеров о создании ООО (в виде протокола);
  • передаточный акт;
  • форма для регистрации;
  • выписка из внебюджетных фондов (ПФР, ФСС);
  • гарантийное письмо с информацией о договоре аренды (при выделении);
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины.

Если документы составлены правильно, а информация, представленная в них, соответствует действительности, регистрационный орган выдаст готовые документы в течение 5 дней.

Слияние акционерных обществ

М. Овчаренко, юрист ЮКФ "Аналитик — Право".

Как происходит слияние двух ЗАО и каковы правовые последствия этой сделки?

г. Москва

Прежде всего стоит отметить, что по своей юридической природе слияние как форма реорганизации сходно с присоединением, но у нее есть и ряд отличий. При слиянии предприятий создается новое юридическое лицо, а реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц. Государственной регистрации подлежит вновь созданное общество. А при реорганизации в форме присоединения возникает не новое юридическое лицо, а изменяется юридический статус общества, к которому присоединилось другое. При этом государственной регистрации подлежит не само общество, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому было проведено присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации, как это происходит в случае слияния, а с момента исключения присоединяемого общества из реестра юридических лиц.

Слияние как форма реорганизации базируется на положениях ст. ст. 57 — 59 ГК РФ. В результате слияния все права и обязанности реорганизуемых обществ переходят к новому АО, возникающему в результате слияния. Реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра предприятий.

В результате слияния возникает новое акционерное общество, которое подлежит государственной регистрации в установленном порядке. С момента государственной регистрации к новому АО переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ.

Слияние заключает в себя прохождение следующих этапов:

  1. Реорганизуемые общества заключают между собой договор о слиянии, где определяются: порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.
  2. Совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров реорганизуемых обществ вопросы о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении передаточного акта.
  3. Проводится совместное общее собрание акционеров реорганизуемых обществ, на котором утверждается устав нового общества, который должен содержать фразу о правопреемстве, а также проводятся выборы совета директоров нового общества.

    Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может определяться договором о слиянии.

  4. Производится государственная регистрация нового общества.

Необходимо учесть, что существуют ограничения на слияние предприятий.

В Указе Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" от 16 ноября 1992 г. (подп. 5.3) перечислены случаи, когда не допускается слияние предприятий:

  1. если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35%, либо если их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них;
  2. если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35%, либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг);
  3. если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего.

Приказом ГКАП России утверждено Положение "О порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. N 145, в ст. 2 которого приведены случаи, при наступлении которых требуется разрешение на слияние:

  • предварительное согласие антимонопольных органов требуется при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством по состоянию на дату принятия решения о слиянии;
  • последующее уведомление антимонопольных органов требуется при слиянии коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Если слияние будет проведено без получения соответствующего разрешения, то такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску ГКАП или его территориального отделения. Перечень документов, необходимых для предоставления в ГКАП, определен в ст. 17 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., а также в нормативных актах ГКАП.

В результате проведенного слияния происходит и смена реквизитов организации, в частности, в соответствии с п. 1.3 Письма Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального банка России от 13 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н/104/104 (зарегистрировано Минюстом России 8 сентября 1994 г. N 682) при реорганизации в форме слияния идентификационные номера налогоплательщиков реорганизуемых организаций исключаются из Госреестра налогоплательщиков, передаются в архив и в дальнейшей работе не используются, а организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика. Согласно п. п. 30 и 32 раздела V Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной приказом ГНС РФ от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49, снятие и постановка на учет реорганизуемых организаций происходит в установленном порядке (разделы II и IV Инструкции) и имеет следующие особенности:

  1. При реорганизации в форме слияния правопреемник реорганизуемой организации (организаций) представляет в налоговую инспекцию в момент снятия с учета вместо ликвидационного баланса передаточный акт, а также копию свидетельства о государственной регистрации реорганизованной организации;
  2. При постановке на учет кроме документов, перечисленных в п. 13 раздела II Инструкции, в налоговую инспекцию должны быть дополнительно представлены:
  • передаточный акт — при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговой инспекции реорганизованной организации (организаций) по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.

При слиянии обществ правопреемство является универсальным, то есть к новому обществу в результате реорганизации переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ независимо от того, были ли они отражены в передаточном акте. Если после проведения слияния возникают обстоятельства, не отраженные в передаточном акте, то в таком случае предусмотрена солидарная ответственность сторон.