Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридических лиц представляет собой процедуру прекращения деятельности и существования организации (предприятия, фирмы и т.д.) в качестве субъекта гражданско-предпринимательского оборота, при котором права и обязанности данного юр.лица переходят к другим лицам, то есть, обеспечивается правопреемство.

Виды и способы реорганизации юридических лиц, а также общие положения, порядок осуществления, регламентированы статьями 57—60 Гражданского кодекса Российской федерации. Специальные нормы реорганизации отдельных видов юр.лиц прописаны в статьях ГК РФ:

ст. 68 — хозяйственные товарищества и общества;

ст.

Виды реорганизации юридических лиц

92 — общества с ограниченной ответственностью;

ст. 104 — акционерные общества;

ст. 112 — производственные кооперативы;

ст. 115 — казенные предприятия и др.

Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц (компании, предприятия, фирм):

  • Добровольная реорганизация. Она осуществляется по решению учредителей (участников) фирмы или органа, имеющего соответствующие полномочия, согласно учредительным документам данного юридического лица.

  • Принудительная реорганизация. Процедура принудительной реорганизации инициализируется решением уполномоченного государственного органа, либо по решению суда (в случаях, прямо прописанных в законодательстве РФ).

Примером тому является ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которой решение о принудительном разделении (выделении) юридического лица (хозяйствующего субъекта), доминирующего на товарном рынке и злоупотребляющего данным положением, может быть принято Федеральной антимонопольной службой РФ. При этом, важно, что в решении государственного органа обязательно устанавливается срок реорганизации предприятия (фирмы). Если учредители (участники) или уполномоченный ими орган юр.лица, не укладываются в установленный срок, судом назначается внешний управляющий, которому поручается проведение процедуры реорганизации.

Способы реорганизации юридических лиц (регламентированы ст. 57 ГК РФ):

  • Слияние – это объединение нескольких (двух и более) юридических лиц в новое единое юр.лицо, обеспечивая преемственность прав и обязательств. Реорганизация предприятия (фирмы) способом слияния считается завершенной с момента государственной регистрации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о вновь возникшем юридическом лице.

  • Разделение – создание на основе одного юридического лица двух и более самостоятельных фирм (компаний, предприятий). При реорганизации методом разделения, права и обязанности старого юридического лица переходят к новым фирмам (нередко, методом соответствующего разграничения). Права и обязанности вступают в силу после внесения данных в ЕГРЮЛ.

  • Присоединение – это «вливание» одной и более организаций в другое юридическое лицо, к которому происходит присоединение. Реорганизация способом присоединения считается завершенной после внесения в гос.реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юр.лиц.

  • Выделение – образование одного и более самостоятельных предприятий (фирм), при сохранении исходного реорганизуемого юридического лица. При этом происходит разделение прав и обязанностей. Процедура реорганизации является завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникшего юр.лица.

  • Преобразование – прекращение деятельности юридического лица с формированием на его базе новой организации. Внесение записи в ЕГРЮЛ свидетельствует о завершении процедуры реорганизации.

Нередко различные способы и виды реорганизации юридических лиц являются отличной альтернативой ликвидации ООО. Они позволяют не закрыть ООО (предприятие, фирму), а преобразовать, восстановив жизнеспособность юридического лица методом слияния с другой компанией или путем выделения нерентабельной составляющей, ставшей затрудняющим балластом в развитии фирмы.

Наша компания готова выполнить профессиональное юридическое сопровождение на любых этапах реорганизации фирм.

Реорганизация – это процесс прекращения деятельности определенного юридического лица с передачей его прав и обязанностей правопреемнику – другому юридическому лицу.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст.

Виды и порядок реорганизации юридического лица

57 ГК РФ). Реорганизация акционерного общества осуществляется по решению общего собрания акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п.2 ч. 1 ст.48, ст.49 «Закона об АО»). Решение вопроса о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, данный вопрос не может быть передан на решение исполнительному органу или Совету директоров (наблюдательному совету) общества (п.4 ст. 49 «Закона об АО»).

Согласно ГК РФ реорганизация может быть произведена в форме:

1. Слияния. При слиянии юридических лиц все их права и обязанности передаются вновь созданному юридическому лицу, а сами они прекращают свою деятельность.

2. Присоединения. При присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому все права и обязанности присоединившихся юридических лиц передаются действующему юридическому лицу по передаточному балансу.

3. Разделения. Юридическое лицо прекращает свою деятельность в качестве юридического лица, а свои права и обязанности передает вновь созданным юридическим лицам.

4. Выделение. «Старое» юридическое лицо продолжает действовать, но часть своих прав и обязанностей передает новым, вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса.

5. Преобразование. Изменяется организационно-правовая форма юридического лица. Например преобразуется из ООО в АО.

В соответствии с ГК РФ ст.57 лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

Ликвидация юридического лица отличается от реструктуризации тем, что ликвидация – это способ прекращения деятельности организации без передачи ее прав и обязанностей другому лицу (без назначение правопреемника), а при реорганизации назначение правопреемника обязательно.

Причины проведения реорганизации:

1. Упали объемы продаж выпускаемой продукции.

2. Неконкурентны отдельные подразделения фирмы.

3. Неудовлетворительная мотивация труда сотрудников.

4. Приоритет производства над продажей.

5. Излишняя численность административно-управленческого аппарата и сложность организационно-управленческой структуры предприятия.

6. Выполнение любых видов работ собственными силами (например, ремонтно-строительных работ, ремонта оборудования).

7. Слаба восприимчивость к инновациям.

8. Слаба заинтересованность в повышении качества.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков в связи с вынужденным расторжением договора по причине реорганизации. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ). В соответствии со ст. 323 ГК РФ кредиторы в подобных случаях вправе предъявить свои требования ко всем вновь созданным юридическим лицам или к любому из них в полном объеме, а тот, кто удовлетворит их требования, вправе в порядке регресса взыскать с остальных вновь созданных юридических лиц уплаченную им сумму в равных долях, за исключением своей доли.

Реорганизацию юридического лица рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала). Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Регистрация должна быть осуществлена в пятидневный срок. Основанием для отказа в регистрации является непредставление разделительного баланса вместе с учредительными документами, либо отсутствие в этих документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого юридического лица, либо несоответствие учредительных документов закону.

Разделительный баланс

Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителем (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. К правам и обязанностям, передаваемым в порядке правопреемства, могут относиться не только имущественные, но и неимущественные права (например, права на фирменное наименование, на пользование зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком и др.). Составлению разделительного баланса должна предшествовать инвентаризация. Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим или другим предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются , регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. В случаях, установленных , реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица.

Service Temporarily Unavailable

С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Реорганизация – преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятий, в процессе которого осуществляется прекращение деятельности юридического лица, сопровождается общим правопреемством.

Реорганизация компании, предполагающая создание нескольких самостоятельных предприятий, может быть проведена в форме разделения или выделения (ст.

57 ГК РФ). Возможно также учреждение новых юридических лиц, которым будут переданы выделяемые направления деятельности, без реорганизации предприятия.

Гражданским кодексом РФ определены лишь общие моменты, относящиеся к реорганизации любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Так, Кодекс устанавливает формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о ее проведении, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

Реорганизация имеет 5 основных форм:

1. Слияние – два или несколько предприятий прекращают свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь созданному предприятию, состав юридических лиц при этом полностью обновляется.

2. Разделение – предприятие прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям, состав юридических лиц полностью меняется.

Организационно-правовая форма всех предприятий должна быть одинаковой.

3. Выделение – предприятие передает часть прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям без прекращения своей деятельности. Выделяется предприятие такой же организационно-правовой формы, какой было первичное предприятие.

4. Преобразование — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При реорганизации общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

5. Присоединение — одно или несколько предприятий прекращает свою деятельность с передачей всех их прав и обязанностей другому предприятию.

Приведем примеры

Слияние

Компания "Мониторинг.Ру" представляет собой пример успешного осуществления слияния двух российских компаний – "Рамир" и Мониторинг.

В каждой из двух компаний до объединения насчитывалось около 50 сотрудников. Новость о слиянии оказалась неожиданностью для большинства, так как "Рамир" и "Мониторинг" были конкурентами на рынке исследований общественного мнения. Реакция сотрудников обеих компаний на это известие варьировалась от полного неприятия до одобрения. Поэтому руководству нужно временя и силы на разъяснительную работу. Она стала первым этапом преодоления "синдрома слияния". На следующем этапе главной задачей стало неформальное знакомство сотрудников объединяемых компаний. С этой целью были организованны совместные выезд на природу. После переезда начался новый этап работы по интеграции – изменения в организационной структуре и адаптация к ним сотрудников теперь уже единой организации. Процесс планировался таким образом, чтобы интересы сотрудников максимально учитывались. Поэтому количество увольнений было минимально, и они коснулись только дублирующих друг друга должностей. Сейчас можно с уверенностью сказать, что объединение состоялось. Главный результат этого процесса – то, что компания продолжает успешно работать, и бизнес-цели слияния достигнуты полностью.

Разделение

Компания Motorola официально объявила о решении её совета директоров начать процесс разделения на два независимых предприятия, предпосылкой к которому явилось сообщение о проведении структурных и стратегических преобразований в двух бизнес-направлениях. Речь идет о структурах Mobile Devices и Broadband&Mobility Solutions. Таким образом, акционеры Motorola станут владельцами акций двух отдельных компаний.

MobileDevices является одним из мировых лидером по выпуску разнообразных продуктов и технологий для связи, а приоритетными производимыми устройствами являются мобильные телефоны и аксессуары.

Подразделение Broadband&Mobility Solutions включает в себя Enterprise Mobility, Government and Public Safety, а также направления Home и Networks. Основными выпускаемыми устройствами являются решения голосовых коммуникаций и обмена данными, разработки для построения беспроводных широкополосных сетей для предприятий и госучреждений, а также IP-оборудование.

Компания планирует окончательно завершить процесс разделение на две независимые структуры в 2009 г.

Выделение

Аудиторам стало тесно в одной компании "ПрайсУотерхаусКуперс" решила перестроить себя изнутри.

ФИРМА "ПрайсУотерхаусКуперс" (PWC), один из мировых лидеров рынка аудиторских и консалтинговых услуг, приняла стратегическое решение о выделении отдельных направлений бизнеса в самостоятельные компании в рамках мировой структуры PWC. Об этом заявил управляющий партнер глобальной сети PWC Джеймс Широ (JamesSchiro) вчера поздно вечером в Нью-Йорке.

Компания PWC была образована в 1998 году путем слияния компаний "ПрайсУотерхаус" и "Куперс энд Лайбранд", и если до этого на рынке работало шесть аудиторских компаний с мировым именем, то теперь их число сократилось до пяти: "Делойт энд Туш" (DelloiteTouche), "Артур Андерсен" (ArthurAndersen), КПМГ (KPMG), "Эрнст энд Янг" (Ernst & Young) и PWC. С момента слияния PWC достаточно динамично развивалась, и со временем различным направления бизнеса стало просто "тесно" в рамках одной структуры.

Реорганизация юридического лица

В отдельные структуры не будут выделяться департаменты аудита, консультационных услуг по бухучету, налогообложению. Принято стратегическое решение о выделении в отдельные структуры следующих направлений: менеджмента и консалтинга в области управления, кадрового консалтинга, корпоративных финансов и некоторых других.

Все это начнется не завтра, но стратегически выделение направлений бизнеса в отдельные структуры уже запланировано. К такому решению нас подталкивает общее поступательное развитие мира", — заявил Джеймс Широ. Пример удачного выделения бизнеса в отдельную компанию из состава PWC уже есть: юридический департамент PWC был преобразован в отдельную фирму, получившую название "Ландвелл" (Landwell).

реорганизация юридический лицо правопреемство

Преобразование

Банк России зарегистрировал преобразование Общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "МАСТ-Банк" в Коммерческий банк "МАСТ-Банк" (открытое акционерное общество) и проспект эмиссии акций (1 выпуск) ОАО "МАСТ-Банк". Преобразование осуществлено путем обмена долей ООО КБ "МАСТ-Банк" на акции ОАО "МАСТ-Банк" в соотношении 1 доля = 1 акция без изменения состава участников (акционеров) и уставного капитала Банка.

ЗАО «Мобильные ТелеСистемы», являющееся крупнейшим оператором сотовой связи в России, было реорганизовано в ОАО. Данный шаг позволил компании получить доступ к иностранным инвестициям — с 30 июня 2000 г. акции ОАО «МТС» котируются на Нью-йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT. ЗАО «ВымпелКом–Регион», предоставляющего услуги сотовой связи в российских регионах под маркой «Би Лайн». В настоящее время эта компания также действует в форме ОАО.

Организационно-правовая форма юридического лица остается прежней акционерное общество. В данном случае происходит изменение типа акционерного общества. Следовательно, предприниматели вправе не соблюдать целый ряд процедурных моментов реорганизации: составлять передаточный акт, извещать кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества. Кроме того, акционеры теряют право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании. Разумеется, указанные обстоятельства играют на руку именно основным акционерам.

Присоединение

ОАО "ВымпелКом" (VIMP) завершило присоединение своей 100% дочерней компании ОАО "КБ Импульс". Присоединение было одобрено общим собранием акционеров "ВымпелКома" 26 мая 2004 г. Документы на регистрацию присоединения были поданы в Федеральную налоговую службу 25 мая 2005 г.

С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ОАО "КБ Импульс" в связи с присоединением, ОАО "КБ Импульс" прекратит существование в качестве юридического лица, а "ВымпелКом" станет правопреемником по всем правам и обязательствам ОАО "КБ Импульс" в соответствии с российским законодательством.

ОАО "КБ Импульс" владеет лицензиями на право предоставления услуг сотовой радиотелефонной связи в стандарте GSM 900/1800 МГц, передачи данных и телематических служб, а также соответствующими частотами и разрешениями в Москве и Московской области.

Согласно действующему законодательству, "ВымпелКом" подаст заявления о переоформлении на себя принадлежащих ОАО "КБ Импульс" лицензий и соответствующих частот и разрешений в течение 30 дней после даты регистрации присоединения ОАО "КБ Импульс".

Переименование организации это реорганизация

Главная / Юридические лица / Реорганизация юридических лиц

Реорганизация юридических лиц

Под реорганизацией юридического лица, включая реорганизацию ООО,понимается прекращение его существования с переходом его прав и обязанностей к другим лицам (правопреемство).  Правопреемство отличает реорганизацию юридического лица от его ликвидации, при которой переход прав и обязанностей к другим лицам не происходит.

Различают добровольную реорганизацию юридического лица (например, реорганизация, осуществляемая по решению общего собрания участников общества c ограниченной ответственностью), и принудительную — осуществляемую по решению уполномоченных государственных органов или решению суда.

Закон называет 5 форм реорганизации юридических лиц:

  1. Реорганизация юридического лицав форме слияния обществ. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходит к обществу, которое возникает в результате слияния. Регистрация юридического лица, которое возникло в результате слияния, производится в установленном порядке.  Общества, которые участвовали в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.
  2. Реорганизация юридического лица в форме присоединения общества. При такой форме реорганизации возникает не новое юридическое лицо, а изменяется объем прав и обязанностей юридического лица, к которому происходит присоединение. В этом случае государственной регистрации подлежит не новое общество, а изменения учредительных документов общества, которому присоединились одно или несколько других обществ. Присоединившиеся общества прекращают свое существование с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  3. Реорганизация юридического лица путем разделения юридического лица. При такой форме реорганизации разделяемое общество прекращает свое существование в качестве юридического лица, и возникают  минимум два новых общества, каждое из них подлежит государственной регистрации. Все права и обязанности разделенного общества переходят к этим юридическим лицам на основании разделительного баланса.
  4. Реорганизация юридического лица путем выделения общества. При  данной форме реорганизации вновь создается одно или несколько юридических лиц. В отличие от разделения при выделении реорганизуемое общество продолжает существовать в качестве юридического лица, т.к. при выделении передаются не все, а только часть прав реорганизуемого общества. В устав этого общества вносятся изменения, предусмотренные решением о выделении. Вновь созданное общество (общества), возникшее в результате выделения, подлежит государственной регистрации.
  5. Реорганизация юридического лица в форме преобразования —  изменение организационной формы общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общество, полное товарищество, товарищество на вере или производственный кооператив. Вновь возникшее юридическое лицо подлежит государственной регистрации. С этого момента к нему переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности общества с ограниченной ответственностью.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо в письменной форме соообщает об этом в регистрирующий орган, который на основании данного уведомления вносит в государственный рееестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

После внесения в реестр записи о начале процедуры реорганизации юридическое лицо дважды с переодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, имеет право потребовать досрочного исполнения обязательства (договора) реорганизуемым юридическим лицом, а если досрочное исполнение невозможно — прекращения договора и возмещения связанных с этим убытков.

Если реорганизуемое юридическое лицо является открытым акционерным обществом и реорганизуется в форме слияния, присоединения или преобразования, кредитор такого общества вправе в судебном порядке досрочно потребовать исполнения обязательства таким обществом или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым обществом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. Такие требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

Требования, которые заявлены кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

Основания проведения реорганизации юридических лиц : Межотраслевой анализ

Р.Р. Долотин, Академия управления «ТИСБИ»

Реорганизацией признается прекращение юридического лица в связи с переходом его прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Реорганизацию принято считать гражданско-правовым институтом, поскольку гражданским правом в Гражданском кодексе РФ и принятыми в соответствии с ним специальными законами об отдельных видах юридических лиц  определены основания, порядок и формы реорганизации, принципы правопреемства. Однако гражданское законодательство не является единственным источником правового регулирования реорганизации. Большое количество правовых норм, опосредующих процедуру реорганизации юридических лиц, содержится в актах иной отраслевой принадлежности, в том числе относящихся к публично-правовым актам. Это дает основание рассматривать институт реорганизации  не только как гражданско-правовой, но и как комплексное нормативное образование, включающее в себя нормы различных отраслей права.

Одним из примеров такого комплексного (межотраслевого) подхода к регулированию процесса реорганизации юридических лиц являются основания реорганизации.

В основании реорганизации юридического лица лежит волеизъявление уполномоченного субъекта права, направленное на прекращение деятельности юридического лица. Подобное полномочие (полномочие прекратить юридическое лицо) предоставляется субъекту права в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации либо законом, либо учредительными документами юридического лица.

Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием реорганизации юридического лица является: 

  1. решение учредителей (участников) юридического лица (п.1.ст.57 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  2. решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1. ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  3. решение уполномоченных государственных органов или решение суда в установленных законом случаях (п. 2. ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданский кодекс устанавливает основания реорганизации лишь в самой общей форме, им не определяется ни порядок принятия решения о реорганизации юридического лица, ни условия, при которых данное решение может быть принято. Для решения данных вопросов Гражданский кодекс Российской Федерации отсылает к иным нормативно-правовым актам, носящим как гражданско-правовой, так и публично-правовой характер.   

Реорганизация по основаниям, предусмотренным в п. 1. ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации, называется добровольной, поскольку осуществляется по воле лиц, учредивших организацию либо являющихся ее участниками. Порядок принятия решения о реорганизации юридического лица учредителями (участниками) достаточно полно урегулирован нормами гражданского права, но и здесь они вступают во взаимодействие с нормами других отраслей права, в первую очередь, конечно, с нормами антимонопольного законодательства.

В п. 3. ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится отсылка к закону, которым должны быть установлены случаи, когда реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Таким законом является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В ст. 17 данного нормативно-правового акта предусмотрено получение обязательного предварительного согласия федерального антимонопольного органа на слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Аналогичное правило предусмотрено также ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» при слиянии и присоединении финансовой организации в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает:

  • 160 млн. рублей — в отношении кредитной организации;
  • 10 млн. рублей — в отношении страховой организации;
  • 5 млн. рублей — в отношении иных финансовых организаций.

Нарушение требования о получении предварительного согласия на проведение реорганизационных процедур может повлечь наложение штрафа на виновных лиц и признание недействительным решения о реорганизации.

В ряде случаев в законодательстве содержится требование о согласовании решения о реорганизации юридического лица с органами государственной власти. В качестве примера можно привести ст. 33 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которой реорганизация негосударственного пенсионного фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария (лица, в соответствии с установленными правилами осуществляющего оценивание принятых на себя фондом обязательств).

Взаимодействие норм публичного права с нормами права гражданского при принятии решения о проведении добровольной реорганизации наиболее показательно при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

5 форм реорганизации юридического лица: отличия и особенности процедур

В данном случае решение уполномоченного органа будет направлено не только на прекращение деятельности юридического лица, но, и, что очень важно, на отчуждение государственного имущества в собственность вновь возникающего юридического лица, т.е. на приватизацию. Поэтому решение о реорганизации, порядок и условия его принятия будут урегулированы не только и не столько Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (актами гражданского законодательства), сколько сложным комплексом нормативно-правовых актов о приватизации (актами законодательства скорее публично-правового характера, чем частного).

Таким образом, несмотря на диспозитивный подход к регулированию данных отношений, взаимодействие норм гражданского и норм права иных отраслей при добровольной реорганизации достаточно многообразно. Однако наиболее ярко такое взаимодействие проявляется при принудительной реорганизации юридических лиц.

Принудительной признается такая реорганизация, которая осуществляется помимо воли ее участников (учредителей) по решению компетентного государственного органа либо суда в целях защиты интересов общества и государства. В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса такая реорганизация возможна только в случаях, прямо предусмотренных законом, и только в форме разделения юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.

Гражданское законодательство лишь обозначает возможность принудительной реорганизации и определяет формы, отсылая в остальном к нормам публичного  законодательства.

Одним из нормативно-правовых актов, определяющих основания и порядок принудительной реорганизации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, является опять-таки Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно п. 1 ст. 19 закона, антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Как было отмечено, согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительная реорганизация возможна только в форме выделения и разделения. Однако публичное право не ограничивается рамками, очерченными частным, и предусматривает принудительную реорганизацию и в форме преобразования. Право принудительной реорганизации кредитных организаций предоставлено государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО): Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 4 и 14). Причем, необходимо подчеркнуть, что АРКО не является ни одним из тех субъектов права, которые указаны в ст. 57 Гражданского кодекса как субъекты, чье волеизъявление может являться основанием для начала проведения реорганизационных процедур в отношении юридического лица.

Право требовать принудительной реорганизации кредитной организации предоставлено  также Центральному банку Российской Федерации федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 32), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ст. 74).

Приведенные выше примеры взаимодействия гражданско-правовых и публично-правовых норм при установлении оснований реорганизации юридических лиц подтверждают сделанный выше вывод о том, что реорганизация юридических лиц является не только гражданско-правовым институтом. Как было показано, публичное право дополняет гражданское новыми основаниями для проведения реорганизационных процедур, конкретизирует условия, при которых может быть принято решение о реорганизации,  и определяет государственные органы (и не только органы), которые вправе инициировать процесс принудительной ликвидации. Таким образом, реорганизация юридического лица – это еще и комплексное нормативно-правовое образование, состоящее из правовых норм  различной отраслевой принадлежности. 

Часть первая Гражданского кодекса РФ от 30 ноября . № 51-ФЗ // СЗ РФ от 5.12.1994 г. — № 32. — Ст. 3301.

СЗ РФ от 28.06.1999 г. — № 26. — Ст. 3174.

СЗ РФ от 11.05.1998 г. — № 19. — Ст. 2071.

СЗ РФ от 2.12.2002 г. — № 48. — Ст. 4746.

СЗ РФ от 12.07.1999 г. — № 28. — Ст. 3477.

СЗ РФ от 1.03.1999 г. — № 9. — Ст. 1097.

СЗ РФ от 15.07.2002 г. — № 28. — Ст. 2790.