Ресурсоснабжающая организация

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Инженерные сети. Строительство инженерных сетей. Наружные и внутренние инженерные сети, виды

Строительство любого сооружения – будь то коттедж, дача, жилой многоквартирный дом или небольшой частный дом, офисное здание – не обходится без прокладки инженерных сетей.

Инженерные сети – это комплекс технического оборудования и сооружений, который обеспечивает объект тепловыми, электрическими, газовыми коммуникациями, системами водоснабжения и водоотведения (канализация), системы сигнализации, связи и т.д.

Также инженерные сети имеют в виду, когда говорят: инженерные коммуникации, сети инженерно-технологического обеспечения(СИТО), инженерные коммуникации или системы.

Как бы их не называли, строительство дома или здания, а затем и полноценное его функционирование невозможно без прокладки инженерных сетей, а для большинства видов коммуникаций требуется предварительная подготовка проекта и согласование с различными инстанциями.

Виды инженерных сетей: наружные и внутренние

Существует два основных вида инженерных сетей – наружные и внутренние. Каждый из видов инженерных коммуникаций включает в себя еще несколько подгрупп.

Наружные инженерные сети

Наружные инженерные сети включают:

  • внешнее электроснабжение (линии электропередач, трансформаторные подстанции и т.д.)
  • внешние теплосети и системы теплоснабжения,
  • внешние системы водообеспечения,
  • внешние канализационные сети,
  • внешние слаботочные сети, системы связи (телефон, телевидение, сигнализация, интернети пр.).

Внутренние инженерные сети

Внутренние инженерные сети включают:

  • внутренние водопроводные коммуникации,
  • внутренние системы водоотведения (канализации),
  • внутренние электрооборудование и электрокоммуникации,
  • слаботочные сети,
  • системы отопления,
  • кондиционирование,
  • системы вентиляции.

Системы энергообеспечения

Монтажу электросетей обязательно предшествует согласование с соответствующими инстанциями.

Поскольку от качества используемых материалов и выполненных работ зависит не только энергообеспечение вашего дома, но и безопасность, монтаж сетей энергоснабжения должен обязательно выполняться квалифицированными специалистами. Работы по внешнему электроснабжению выполняются специалистами местной электрослужбы. Провода к дому могут проводиться либо по воздуху, либо под землей. В последнем случае кабель должен быть защищен кирпичной кладкой от возможных нагрузок, а сверху ставится табличка, указывающая местонахождение провода.

Внутри электропроводка должна прокладываться так, чтобы возможные ремонтные работы, которые со временем могут проводиться, не вызвали повреждения кабелей.

Газоснабжение

Выполнение любых работ, связанных с газоснабжением, должно проводиться с разрешения городской газовой службы и только специально подготовленными рабочими. Неправильно выполненные работы людьми с недостаточной квалификацией могут привести к серьезным последствиям. Организация, которая проводит газификацию, должна получить разрешение на оказание таких услуг.

Для прокладки внешнего газоснабжения используют полиэтиленовые (проходят в земле) и металлические (идут по внешней стене дома) трубы. Чтобы в земле в случае аварии было легче и быстрее обнаружить газовые трубы, над ними укладывается провод.

Системы водообеспечения

При выполнении монтажа внешнего водоснабжения выполняется подключение к центральной системе водообеспечения(при централизованном водоснабжении) или к собственному источнику воды.

Наилучший вариант выполнения работ по внешнему водообеспечениютот, когда трубы к дому прокладываются в земле на глубине, превышающей границу промерзания грунта. Если такой возможности нет, то водопроводные трубы необходимо тщательно утеплить. Если водопровод проходит на участке, где возможны сильные нагрузки(например, движение автомобиля), то над трубами прокладывается ряд кирпичей.Все повороты лучше делать плавными, без прямых углов.

При внутренних работах осуществляется разводка труб, при необходимости подключается водонагревательное оборудование и системы очистки воды.

В последнее время чаще всего используются полимерные трубы, которые легко монтируются, отличаются небольшой ценой, достаточной прочностью и долговечностью.

Канализация

При устройстве канализационных коммуникаций (системы водоотведения) строится либо автономная система, либо происходит подключение к центральной городской системе. Выполнению работ предшествует составление проекта, который будет учитывать уровень уклонов прокладки труб, тип используемых канализационных труб, предполагаемый объем сточных вод и т.д. Как правило, используются пластиковые трубы диаметром 50 мм и 110 мм. Также лучше стараться избегать поворотов под прямым углом.

Все работы по монтажу системы водоотведения должны выполняться в соответствии с проектом.

Системы теплоснабжения

Под отоплениемпонимается сложная система инженерных коммуникаций, включающая магистрали, стояки, подводки, отопительные приборы и т.д. При подготовке проекта учитываются источники подачи тепла, способ укладки труб, виды используемых труб, радиаторов, а также возможные теплопотери.

При организации теплоснабжения дома выполняют подключение к центральным теплосетям либо создают автономную систему отопления.

Отопительные коммуникации могут быть скрытыми и открытыми. Скрытые теплопроводные сети проводятся внутри полов и стен в специальных заглублениях (штрабах), возможны лишь при условии принудительной циркуляции воды. Чаще всего выполняются работы по открытой прокладке отопительных труб – такой монтаж коммуникаций и стоит дешевле, и выполняется гораздо быстрее.

Вентиляция

Вентиляция поддерживает воздух чистым и предотвращает излишнюю влажность и появление плесени в доме, помогает создать комфортные условия для проживания.

Вентиляция помещения может быть естественной, принудительной (созданной помощью оборудования) и комбинированной.

Самый простой и доступный способ вентиляции дома – естественный. В стенах могут устраиваться вентиляционные каналы. Обязательна вентиляция для кухни, ванной, туалета. Для принудительной циркуляции используется различное оборудование – кондиционеры, вентиляторы, рекуператоры и т.п.

Строительство инженерных сетей, монтаж

Строительная компания «СтройСпецПартнер» осуществляет строительство инженерных сетей всех видов – как внешних, так и внутренних коммуникаций.

Прокладка инженерных сетейразной степени сложности,в самые короткие сроки, работы выполняются опытными специалистами.Монтаж инженерных сетей под ключ. В случае необходимости оказываем помощь в сборе и согласовании документов, подготовке проекта систем коммуникаций, есть необходимое оборудование для проведения сварных работ, сверления и т.д. Оказываем и услуги по монтажу инженерных сетей и коммуникаций с привлечением спецтехники.

Иногда по ряду причин возникает необходимость прокладки подземных коммуникаций, с чем мы также успешно справляемся. Конечно, такой вид работ стоит гораздо дороже. Поэтому при строительстве дома, если есть возможность, стараются избегать устройства подземных коммуникаций.

Наши специалисты – команда профессионалов своего дела, выполняющих работу качественно. Поэтому мы даем гарантию на монтаж инженерных систем!

Цены на монтаж инженерных систем – договорные, стоимость прокладки коммуникаций определяется индивидуально, в зависимости от объема предстоящих работ и необходимости применения спецтехники и оборудования.

Осуществляем строительство инженерных сетей не только в Минске и Минской области, но и по всем регионам Республики Беларусь.

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель. При выборе собственниками помещений в доме непосредственной формы управления это лицо остается неизвестным. Рассмотрим, является ли ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у собственников помещений заключены прямые договоры о приобретении коммунальных ресурсов (договоры об обслуживании внутридомовых сетей заключены собственниками с другими организациями) в случае выбора непосредственного управления, исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

📌 Реклама

– производят или приобретают коммунальный ресурс;

– отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;

– предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

– управляющие организации;

– ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;

– а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное. Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

📌 Реклама

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правиламипредоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

📌 Реклама

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование названной нормы, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО Правилам предоставления коммунальных услуг в части:

📌 Реклама

– прав и обязанностей сторон договора;

– порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– ответственности сторон договора;

– оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Основная цель расширительного толкования – не допустить нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договорами. Необходимо отметить, что в тексте самих Правилпредоставления коммунальных услуг содержатся противоречия, которые не позволяют распространять их действие исключительно на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

📌 Реклама

Например, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Однако данный пункт входит в противоречие со всей концепцией рассматриваемого документа. Так, исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги. В этих целях РСО осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). РСО не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности РСО, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом. Представляется, что это положение должно найти отражение в действующем законодательстве.

📌 Реклама

Еще один пример – разд. X Правил предоставления коммунальных услуг регулирует приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг. При этом в п. 82 впервые упоминается о приостановлении (либо ограничении) подачикоммунальных ресурсов. В пунктах 80, 81 речь идет только о коммунальных услугах.

Приведенные примеры показывают, что положения Правил предоставления коммунальных услуг относятся как к коммунальным услугам и, соответственно, связаны с деятельностью исполнителя, так и к деятельности РСО по подаче коммунальных ресурсов. В связи с этим позиция Минрегиона РФ по расширительному толкованию п. 8 рассматриваемого документа представляется целесообразной.

Нет никаких сомнений и в справедливости данного мнения. Дело в том, что какими правами и обязанностями не наделяли бы Правилапредоставления коммунальных услуг исполнителей, реальное осуществление этих прав и обязанностей напрямую зависит от РСО. На практике ТСЖ и управляющие организации всего лишь посредники между гражданами и РСО. И, как обоснованно отмечает Минрегион РФ в Письме от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07,исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Представляется, что собственники, напрямую выстраивающие отношения с РСО (при непосредственной форме управления), тем более имеют право требовать выполнения обязанностей исполнителя со стороны РСО.

📌 Реклама

Тем не менее приходится констатировать, что на практике разъяснения Минрегиона РФ не всегда воплощаются в жизнь. Этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести зависимость РСО от энергетического законодательства (например, порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии, установленный Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, не соответствует порядку, предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг). Субъективизм проявляется в применении действующего законодательства судебными органами.

Обращаемся к арбитрам

Обобщение судебной практики приводит к выводу, что собственники помещений в многоквартирных домах вовсе не обращаются за судебной защитой и не просят возложить на РСО обязанности исполнителя коммунальных услуг. Они просто исправно оплачивают счета, выставляемые им этими организациями.

📌 Реклама

Тем не менее позицию арбитров относительно рассматриваемой проблемы можно проследить по спорам между РСО и Роспотребнадзором. Подобные дела – это как раз тот случай, когда государственный орган (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обратиться в суд за защитой неопределенного круга лиц (жителей конкретного дома). Особую актуальность это приобретает именно при непосредственной форме управления домом, когда другого представителя у собственников нет. Кроме того, нередко Роспотребнадзор выступает ответчиком в суде по искам РСО, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Так, Постановлением от 04.10.2007 № Ф08-6502/2007 ФАС СКО поддержал орган местного самоуправления и управление Роспотребнадзора, отказавших организации ВКХ согласовать режим подачи воды по графику. Ввести график подачи воды вправе организации водопроводно‑канализационного хозяйства на основании п. 85 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ. Однако, как указали арбитры, в силу п. 3 указанного документа его нормы не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, положения п. 8 Правил предоставления коммунальных услугнаправлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемых ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг, а при отсутствии исполнителя – собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления домом) или собственниками жилых домов. В связи с этим предприятие, являющееся РСО, в отношениях водоснабжения граждан обязано соблюдать Правила предоставления коммунальных услуг.

📌 Реклама

Еще один пример, который хотелось бы привести, – Постановление ФАС СЗО от 05.11.2008 № А66-2701/2008. В нем суд подтвердил обоснованность привлечения РСО к административной ответственности по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение достоверной информации об услуге, исполнителе.Арбитры выяснили, что компания по своим тепловым сетям поставляла в многоквартирные дома тепловую энергию и от своего имени выставляла квитанции на оплату оказанных услуг. Поэтому именно она является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Для целей применения ст. 8, 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» именно РСО является исполнителем, следовательно, признается субъектом ответственности.

📌 Реклама

Итак, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и РСО – исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном РСО не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг. Сомнения, возникающие на практике, могут быть объяснены в первую очередь несовершенством законодательной базы. Разрешение существующей проблемы видится во внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Не исключается и издание принципиально новых актов, способных урегулировать отношения с РСО.

Ресурсосбережение представляет собой процесс рационализации использования материально-технических, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов преимущественно на базе интенсификации производства с целью получения продукции с наилучшими качественными показателями и минимумом затрат.

Ресурсосбережение включает блоки мероприятий технических, технологических, организационных и экономических. Технические и технологические направления ресурсосбережения отработаны значительно лучше, чем экономические, и выражаются в многочисленных конкретных мероприятиях.

Под экономическим механизмом ресурсосбережения понимается система взаимосвязанных экономических элементов, направленных на анализ использования и стимулирование экономии материально-технических, в том числе и топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, внедрение ресурсосберегающих мероприятий, а также обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с минимальными затратами всех ресурсов в денежном и натуральном исчислении.

Ресурсосбережение — это процесс обеспечения роста полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причинами увеличения расхода материальных ресурсов является :

1) увеличение объема производства;

2) значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах;

3) перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы.

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Экономический механизм ресурсосбережения должен быть нацелен на экономическое стимулирование мероприятий, проведение которых дает ресурсосберегающий эффект для народного хозяйства, но экономически не выгодных для внедряющих их предприятий. Кроме того, механизм должен предусматривать экономическое стимулирование проведения капиталоемких мероприятий, требующих значительных финансовых средств, которых из-за объективно слабого экономического состояния у большинства хозяйств нет.

Время, необходимое для практического проведения мероприятия, может составлять от нескольких дней до многих лет. Наиболее быструю отдачу можно получить за счет устранения расточительства и потерь при использовании техники и ресурсов, особенно топливно-энергетических.

Получить высокий экономический эффект и экономию материальных ресурсов можно и за счет внедрения технологических мероприятий по ресурсосбережению. Наибольшую актуальность представляют те из них, которые направлены на снижение энергоемкости производства.

Из других технологических мероприятий по ресурсосбережению наибольшую значимость и перспективу представляет использование ресурсосберегающих технологий.

Проведение крупных технических, технологических и организационных мероприятий, позволяющих получить экономию топливно-энергетических и других материальных ресурсов промышленного происхождения, требует значительных капитальных вложений. Для отдельных хозяйств- товаропроизводителей становиться практически невозможна реализация этих мероприятий из-за ограниченности или отсутствия финансовых средств. Только функционирование экономического механизма ресурсосбережения в условиях рыночной экономики может реально повысить эффективность использования ресурсов.

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения включают следующие элементы экономического механизма: бюджетное финансирование, кредитование, налогообложение.

Бюджетное финансирование предусматривает целевое выделение денежных средств на проведение ресурсосберегающих мероприятий для обеспечения окупаемости затрат, доходности (прибыльности) хозяйства или производственного подразделения в результате внедрения. В период освоения ресурсосберегающих новшеств в случае не выгодности мероприятия соответствующие дотации из бюджета покрывают убытки предприятия. Федеральные и местные бюджетные дотации выделяются на мероприятия, которые в наибольшей степени отражают достижения НТП, не внедрение капиталоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, на разработку новой техники с качественно новыми технико-экономическими характеристиками. Выплаты таких дотаций производятся с учетом технологического цикла освоения производства или применения этих новаций. Масштабы и условия субсидирования определяются экономической ситуацией, потребительским спросом на конкретный вид материальных ресурсов: в кризисный период значимость бюджетных дотаций резко возрастает, в относительно благоприятное время – сокращается.

Кредитование предусматривает льготные кредиты хозяйствам и фермерам, осваивающим капиталоемкие мероприятия с высокой степенью финансового риска, но создающие условия для экономии материальных ресурсов. Условия и величина предоставляемой льготной процентной ставки за кредит определяется с учетом сроков окупаемости и уровнем рентабельности проводимых мероприятий, а также с учетом дефицитности высвобождаемого ресурса. Кредиты на льготных условиях (беспроцентные или с низкими процентными ставками) могут предоставляться при условии возмещения банку некомпенсированных затрат по привлечению ресурсов для выдачи таких ссуд за счет средств органов, принимающих решение о привлечении кредитов для реализации намеченного мероприятия (программы).

Налогообложение обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в финансировании текущих производственных затрат. Использование налоговых льгот должно распространяться на предприятия, внедряющие и применяющие ресурсосберегающие технологии, организацию труда, нетрадиционные, возобновляемые источники энергии. Условия применения и размер налоговых скидок в каждом конкретном случае будут индивидуальными, а критерием для их установления служит экономический эффект от проведения мероприятия.

Административно-правовое регулирование направлено на реализацию функций различных институтов и создание правового поля, обеспечивающего ресурсосбережение. В последние годы принят рядо нормативных документов в этой сфере: указ Президента РФ от 04.06.2008 г №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федеральная целевая программа энергосбережения и энергоэффективности на период до 2020 года, «Водная стратегия РФ на период до 2020 года», в которой принято решение «О повышении эффективности и обеспечения комплексного использования водных ресурсов в РФ», ФЗ №28-ФЗ «Об энергосбережении», ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и целый ряд нормативных документов , которые прямо или косвенно влияют на ресурсосбережение.

Ремонт инженерных сетей

Необходимость ремонта инженерных сетей дома чаще всего наступает раньше, чем ремонт самого здания. Это обусловлено тем, что срок службы у оборудования, подключенного в системы инженерных коммуникаций меньше, чем у основных конструкций дома. Срок службы систем можно увеличить двумя путями: первое – это использование качественного и проверенного оборудования и материалов; второе – оказание квалифицированной помощи при ремонтно-восстановительных и монтажных работах.

Есть еще одно, это проведение в необходимые сроки запланированного обслуживания оборудования и профилактических работ. Перечень работ включает обслуживание и другие профилактические мероприятия, а также плановые ремонты коммуникаций. Обслуживание инженерных сетей между запланированными ремонтами – это важный момент, способствующий продлению срока службы оборудования и системы в целом. При регулярном обслуживании подразумевается наблюдение за текущим состоянием комплектующих, проведение необходимых регулировок для работы в необходимых диапазонах, а также устранение небольших неисправностей, которые устраняются без срочной долговременной остановки системы. Допускается остановка на небольшой промежуток времени для ремонта в соответствии с инструкциями по эксплуатации для данной сети.

Профилактические работы на узлах – это осмотры узлов и систем, а также испытания под нагрузкой. Неисправности, которые удается обнаружить, устраняются сразу после подтверждения или во время предстоящего планового ремонта.

Плановый вид ремонта – текущий ремонт. При таком ремонте происходит замена расходных деталей и материалов, которые изнашиваются во время работы, проводят чистку систем и наладку оборудования для работы в заданных режимах. Грамотный текущий ремонт позволяет продлить срок службы и уменьшить возможность преждевременного выхода из строя оборудования. Обычно, текущий ремонт выполняют не реже одного раза в год перед сезонным вводом в эксплуатацию оборудования.

Осуществляя капитальный ремонт дома, проводятся работы по модернизации всего комплекса инженерных коммуникаций. При капитальном ремонте выполнят следующие виды ремонтных работ:

  • разборку оборудования, установленного в инженерной сети;
  • восстановление или замену изношенных деталей оборудования или элементов сети;
  • ремонт, перекладку и усиление конструктивных строительных элементов;
  • регулирования, наладку и полную программу испытаний с доведением характеристик и параметров оборудования и сетей до номинальных паспортных данных.

Проводя капитальный ремонт инженерных сетей, осуществляют полную остановку оборудования и отключение его от сети. Капитальный ремонт включает в себя все работы по текущему ремонту и все остальные работы, необходимые для полноценного функционирования и надежности системы отопления, водоснабжения или канализации.

Основная задача проведения капитального ремонта наряду с ремонтом изношенного оборудования – это возможность увеличения сроков службы системы и оборудования, а также повышения технико-экономических показателей. Для проведения ремонтных работ необходимо составить проект, который будет содержать график всех работ, кроме аварийных, которые данный проект не учитывает.

По нормам плановых ремонтов утверждают характеристику и продолжительность ремонтных периодов, типовые объемы работ по ремонтам и плановому обслуживанию.

Промежуток времени, который проходит между капитальными ремонтами называется ремонтным циклом. Период между плановыми ремонтами называется межремонтным. Список ремонтных работ для инженерных систем, а также порядок их исполнения представляет собой структуру ремонтного цикла. Продолжительность ремонтного цикла согласуется с календарным временем, которое учитывается при эксплуатации оборудования.

При капитальном комплексном ремонте зданий и инженерным систем могут выполняться не полностью: если проектом не предусматриваются отдельные виды инженерного оборудования или если это оборудование в здании уже имеется и при ремонте замене не подлежит. Если часть инженерных сетей соответствует проекту, то возможен частичный ремонт или модернизация.

При капитальном ремонте инженерных систем применяются следующие решения:

Теплоснабжение

Система отопления на реконструируемых участках монтируется по однотрубной системе отопления. Реже применяется двухтрубные системы отопления. Проектируют сети с верхней разводкой горячей магистрали, которая проходит по чердаку. Обратная магистраль проходит в подвале или в специальных каналах. Источником тепла являются групповые или местные котельные с отопительным котлом.

Горячее водоснабжение

Потребителям горячая вода поступает из централизованных источников или от местных газовых водонагревателей. Установка водонагревателей производиться чаще в каждой квартире персонально.

Водоснабжение и канализация

Водоснабжение исполняется по тупиковой схеме с нижней разводкой. Водопроводные вводы устраиваются с помощью чугунных напорных труб. Внутренняя водопроводная сеть монтируется из стальных оцинкованных труб или металлопластиковых труб. Система канализации монтируется из пластмассовых или чугунных труб. Прокладка канализации по улице осуществляется посредством железобетонных, керамических или асбестоцементных трубы.

Вентиляция

Загрязненный воздух в вытяжной вентиляции без организованного притока воздуха выводится из дома через каналы. Поступает через открытые фрамуги и форточки.

В канальной приточно-вытяжной вентиляции наружный воздух поступает через водопроводную камеру в помещения. Загрязненный воздух удаляется по вытяжным вертикальным каналам в сборные каналы и далее через вытяжную шахту в атмосферу.

Газоснабжение

В кварталах, где не было газоснабжения, строятся газораспределительные пункты, от которых к объектам-потребителям прокладываются газовые сети. В пунктах, далеко отстоящих от магистральных газопроводов, используется привозной сжиженный газ и осуществляется монтаж газовых устройств, работающих на сжиженных газах.

При функционирующем газоснабжении при производстве ремонтов часто происходит замена газовых плит на более экономичные.