Резидент для НДФЛ

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-3-3/743@ от 05.03.2013

НДФЛ: определение налогового статуса

Федеральная налоговая служба <…> по вопросу определения налогового статуса физического лица сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Установление факта наличия статуса налогового резидента связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период, т.е. календарный год. Учет 12-месячного периода необходим лишь для определения ставки налога с доходов физического лица, удерживаемого налоговым агентом (работодателем) до конца календарного года.

В целях определения налогового статуса физического лица на дату получения дохода работодатель учитывает любой 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году и продолжающийся в другом.

НДФЛ: определение налогового статуса

При этом работодатель при учете 12-месячного периода не прерывает его на дни нахождения за пределами Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

В течение года налоговый статус физического лица может измениться в зависимости от времени его нахождения на территории Российской Федерации. По итогам календарного года устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год.

Учитывая изложенное, налоговый статус физического лица за календарный год определяется исходя из времени фактического нахождения этого лица на территории Российской Федерации в данном году. Например, чтобы физическое лицо признавалось налоговым резидентом Российской Федерации в 2012 году, оно должно было находиться на территории Российской Федерации в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в совокупности не менее 183 дней независимо от количества его выездов за пределы Российской Федерации.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица за календарный год учитываются все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда, дни нахождения физического лица на обучении в иностранном государстве при данном подсчете не учитываются.

Кодекс не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Такими документами, например, могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени, свидетельство о регистрации по месту временного пребывания.

Действительный государственный советник Российской Федерации III класса Д.В. Егоров

Комментарий эксперта

Об определении налогового статуса физического лица

Итоговый тест по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Работник — нерезидент РФ

Работник — нерезидент РФ

Работниками бюджетных учреждений могут быть как российские граждане, так и иностранные. Последние могут выступать в качестве резидентов РФ, а также и нерезидентов РФ. Данный статус зависит от нескольких факторов. При этом он может быть постоянным или меняться, например, в случае нахождения работника в длительной зарубежной командировке. В данной статье мы рассмотрим, как бухгалтеру правильно определить статус сотрудников, рассчитать НДФЛ с их доходов и стоит ли пересчитывать сумму налога при смене статуса.

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ для целей обложения НДФЛ признаются физические лица, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом если работник пребывал за пределами РФ в течение 6 месяцев, но не более, в целях обучения или лечения, то данный период считается краткосрочным и не прерывает нахождения работника в Российской Федерации.

Если же пребывание работника не отвечает требованиям, установленным выше, то он, соответственно, признается нерезидентом РФ.

Исключение составляют российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ. Они признаются налоговыми резидентами РФ независимо от времени нахождения на ее территории.

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом. При этом для определения непрерывного 12-месячного периода принимаются во внимание календарные месяцы (Письмо УФНС по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476).

Возникает вопрос: с какой же даты следует отсчитывать 12-месячный период?

Минфин в Письме от 24.01.2008 N 03-04-06-01/17 поясняет, что таким периодом являются 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода. Например, если работнику выплачивают зарплату, то датой выплаты дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Если же работник увольняется, то датой фактического получения дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

Итак, установили период (12 месяцев до даты выплаты дохода) для определения статуса работника. Теперь нужно посчитать дни пребывания сотрудника на территории РФ.

Налоговые органы указывают, что течение срока фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. Даты его отъезда и прибытия на территорию РФ устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, который удостоверяет личность гражданина (загранпаспорт) (Письмо УФНС по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829), а также по отметкам в миграционной карте (пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ*(1)).

Другими документами, подтверждающими время нахождения работника на территории РФ, являются (Письмо Минфина РФ от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31):

— квитанции о проживании в гостинице;

— копии паспорта с отметками о пересечении границы;

— справки с места работы;

— другие документы: приказы о командировках, командировочные удостоверения и проездные билеты.

При этом началом отсчета для определения срока нахождения на территории РФ является день, следующий за днем прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. То есть день приезда не включается в подотчет дней нахождения на территории РФ, а день отъезда включается (п. 2 ст. 6.1 НК РФ, Письмо УФНС по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829).

Если на основании данных документов время пребывания работника составляет 183 дня и более, то он признается резидентом РФ на весь год. При этом дни считаются не подряд, а складываются из нескольких отрезков времени.

Музей принял на работу иностранца с 25.07.2006. В силу своих профессиональных обязанностей сотрудник работает и на территории РФ, и за ее пределами. 15 июля 2008 г. работник уволился, и этот день является его последним рабочим днем. Необходимо определить — он резидент РФ или нет, если за границей он находился в следующие периоды:

— с 22.08.2007 по 19.09.2007 (31 день);

— с 31.10.2007 по 07.11.2007 (8 дней);

— с 15.01.2008 по 28.03.2008 (74 дня).

Период (12 месяцев), предшествующий дате выплаты дохода, проходит во временном отрезке с 16.07.2007 по 15.07.2008 (366 дн.).

Количество дней пребывания работника за границей составляет 113 дн. (31 дн. + 8дн. + 74 дн.). Следовательно, в России он находился 253 дн. (366 дн. — 113дн.), а это больше чем 183 дня.

Отсюда следует, что данный работник является резидентом РФ.

Налог на доходы нерезидентов РФ

Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ НДФЛ облагаются только те доходы нерезидентов РФ, которые получены от источников в Российской Федерации.

Ставка налога в отношении доходов физических лиц — нерезидентов устанавливается в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

При расчете налога на доходы работников-нерезидентов нужно учитывать еще и то, что в отношении данных сотрудников не предоставляются налоговые вычеты (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Например, если зарплата иностранца за месяц составляет 10 000 руб. и он является нерезидентом РФ, то сумма налога равна 3 000 руб. (10 000 x 30%).

Как часто стоит определять статус работника?

Для того чтобы правильно начислить налог на доходы, нужно знать статус работника. Стоит ли определять его ежемесячно?

Налоговый кодекс не дает четкого ответа на данный вопрос. Однако финансовые органы поясняют, что если в течение налогового периода статус сотрудника меняется, то нужно корректировать суммы НДФЛ, подлежащие уплате в результате применения разных ставок налога. При этом бухгалтерам придется ежемесячно определять, является или нет работник резидентом РФ.

Есть также и другая точка зрения. Чиновники Минфина в Письме от 25.12.2007 N 03-04-06-01/453 утверждают, что определять статус сотрудника ежемесячно не обязательно. При этом если статус в течение года меняется, то пересчитывать НДФЛ можно не сразу, а только:

— после наступления даты, с которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже измениться не может, то есть если работник находится на территории РФ с 01.01.2008, то такой датой является 01.07.2008 (1 января + 183 дня.);

— по итогам года (на 31 декабря 2008 года).

Стоит отметить, что вторая позиция противоречит ст. 224 НК РФ, так как если работник признан резидентом РФ, то удерживать с него сумму большую 13% от исчисленного дохода налоговый агент не имеет право.

Так как позиции Минфина разошлись, по мнению автора, ежемесячно определять статус работников надо только в том случае, если они входят в так называемую группу риска, а именно: часто и подолгу бывают заграницей в силу своих профессиональных обязанностей. В отношении других работников, проживающих на территории РФ и постоянно здесь работающих, определять их статус ежемесячно не имеет смысла. Однако если он все-таки поменяется, то перерасчет можно сделать в конце года (на 31 декабря).

В Налоговом кодексе не сказано, кто должен следить за сменой статуса работника, поэтому бухгалтер учреждения может возложить данную обязанность на самого работника, так как в первую очередь в этом заинтересован он сам. Это делается для того, чтобы налог по ставке 13% ему пересчитали сразу же, как только он станет резидентом РФ. Для этого он должен предоставить бухгалтеру документы, подтверждающие смену статуса (Письмо Минфина РФ от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

Пересчет НДФЛ при смене статуса налогоплательщика

Допустим, что работник сначала был нерезидентом РФ, а затем его статус сменился на резидента РФ.

Как было отмечено выше, теперь он не только платит НДФЛ по ставке 13% с применением стандартных налоговых вычетов, но и имеет право на возврат излишне удержанного налога. Согласно ст. 231 НК РФ налоговый агент по заявлению налогоплательщика обязан вернуть ему излишне удержанную сумму НДФЛ.

Следовательно, после наступления момента, когда можно произвести перерасчет НДФЛ (месяц, в котором подтвердилось время нахождения работника в течение более 183 дней на территории РФ), сотрудник должен подать заявление на возврат излишне удержанного налога, после чего работодатель обязан вернуть ему разницу в суммах налога, образовавшуюся с начала года (Письмо Минфина РФ от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162).

Одновременно работодатель вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате той суммы НДФЛ, которая была излишне удержана и уплачена в бюджет (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Театр с января 2008 г. принял на работу гражданина Литвы по трудовому договору. В 2007 г. работник являлся нерезидентом РФ, и НДФЛ с него удерживался по ставке 30%. На момент приема на работу он находился на территории РФ 51 календарный день, о чем свидетельствует штамп о въезде в РФ в представленной в бухгалтерию копии паспорта. Сотрудник детей не имеет. Бухгалтер определяет статус налогоплательщика ежемесячно. Как будет происходить начисление НДФЛ с января по июль 2008 г., если его оклад в месяц равен 10 000 руб.?

С января по апрель 2008 года учреждение начисляет налог по ставке 30%, так как сотрудник является нерезидентом РФ.

Сто восемьдесят третий день пребывания в РФ приходится на 11 мая 2008 года. Это значит, что начиная с мая 2008 года работник признается резидентом РФ, что служит основанием для пересчета НДФЛ за период с января по апрель 2008 года.

В итоге бухгалтер должен сделать перерасчет, представленный в таблице:

——————-T——————————————————T————————-¬
¦ Месяц 2008 года ¦ Налог удержанный ¦ Возвращена сумма ¦
¦ ¦ (нарастающим итогом) ¦ налоговым агентом ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Январь ¦3 000 руб. (10 000 руб. x 30%) ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Февраль ¦6 000 руб. (20 000 руб. x 30%) ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Март ¦9 000 руб. (30 000 руб. x 30%) ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Апрель ¦12 000 руб. (40 000 руб. x 30%) ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Май* ¦6 396 руб. (50 000 руб. — вычет (800 руб.)) x 13% ¦5 604 руб. (12 000 руб. -¦
¦ ¦ ¦6 396 руб.) ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Июнь ¦7 696 руб. (60 000 руб. — вычет (800 руб.)) x 13% ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦Июль ¦8 996 руб. (70 000 руб. — вычет (800 руб.)) x 13% ¦ ¦
+——————+——————————————————+————————-+
¦ * В мае 2008 года работнику предоставляется стандартный вычет равный 800 руб. (по 400 руб. за¦
¦январь и февраль). С марта общий суммарный доход составил более 20 000 руб., поэтому далее вычет¦
¦не предоставляется. ¦
L—————————————————————————————————

ЕСН с выплат
в пользу иностранного работника

Налоговый кодекс не определяет особенностей обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, поэтому налог уплачивается в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.

При этом если с работником-нерезидентом заключен гражданско-правовой договор, то выплаты по нему не облагаются ЕСН в части сумм налога, подлежащей уплате в ФСС РФ.

Аналогичный вывод сделали и специалисты налоговой службы в Письме УФНС по г.

Москве от 27.07.2007 N 21-18/617.

Страховые взносы в ПФР
с доходов нерезидентов РФ

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ*(2) застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, работающие по трудовому, гражданско-правовому и авторскому договорам. Однако данные работники имеют право на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если по ним уплачиваются страховые взносы в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

При отнесении иностранного гражданина к категории застрахованных лиц руководствуются Федеральным законом N 115-ФЗ*(3).

В соответствии со ст.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам календарного года, измениться не может

2 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что:

— временно проживающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, получившее разрешение на временное проживание;

— постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

— временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Как было указано выше, налоговый нерезидент РФ — это физическое лицо, которое в течение 12 месяцев подряд не менее 183-х дней находится на территории РФ. При этом он может как постоянно проживать на территории РФ, так и временно.

Таким образом, по нашему мнению, работник-нерезидент может быть застрахованным лицом, по которому уплачиваются страховые взносы в ПФР, лишь в тех случаях, когда он находится на территории РФ согласно данным ему разрешениям на временное или постоянное проживание, и получает доходы от источников, находящихся в РФ. Если же иностранный гражданин постоянно проживает за пределами РФ, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как он не является застрахованным лицом (Письмо УФНС по г. Москве от 27.07.2007 N 21-18/617).

Л. Ларцева,

редактор журнала “Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 9, сентябрь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“.

*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“.

*(3) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ“.

Все статьи Иностранец, получивший временное убежище в РФ, изменяет свой правовой статус (Фимина Н.)

Если на работу в организацию приняты сотрудники в статусе "получившие временное убежище", в отношении их доходов применяется специальный порядок исчисления НДФЛ. На практике возможна следующая ситуация. В середине года работник представляет в бухгалтерию организации загранпаспорт с отметкой "разрешено временное проживание". В настоящей публикации дана правовая оценка данного обстоятельства с точки зрения НДФЛ.

Статус "получено временное убежище"

Временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее — Закон N 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В частности, в настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке".
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст.

Как подтвердить налоговый статус работника

12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории России. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в орган по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ в отношении дохода от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ, устанавливается в размере 13%. Действия положений данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Данное положение представляет собой исключение из общего правила, согласно которому доходы от источников в России, получаемые нерезидентами, облагаются НДФЛ по ставке 30% (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).
Нельзя говорить о том, что статус "получено временное убежище" приравнивает иностранца к резидентам РФ. Так, в частности, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом и его доходы облагаются по ставке 13%, вычеты по НДФЛ (в том числе стандартные вычеты на ребенка) не предоставляются. Такой вывод изложен, например, в Письме ФНС России от 30.10.2014 N БС-3-11/3689@.
Вместе с тем в данном случае речь идет все-таки о неких налоговых преференциях. Поскольку вопреки общему правилу, предполагающему определение налогового статуса (резидент/нерезидент) на каждую дату получения дохода, в отношении лица, получившего временное убежище, ставка 13% может применяться с первого дня работы.
Если сотрудник, имевший ранее статус "получивший временное убежище", предъявляет работодателю паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание, данное обстоятельство может вызвать у практикующих специалистов закономерные вопросы:
— как изменится порядок исчисления НДФЛ и с какого момента;
— как быть, если сотрудник не сразу уведомил работодателя об изменении своего статуса;
— нужно ли пересчитать налог, рассчитанный за прошлые периоды.

Статус "разрешено временное проживание"

Статус "получивший временное убежище" существенно отличается от статуса "разрешено временное проживание". Люди, получившие статус беженца или временное убежище, должны на время пребывания в России сдать свой национальный паспорт. Если же гражданин принимает решение отказаться от этого статуса, ему возвращаются документы и он отбывает на родину. Если человек принял решение остаться в России, у него остается его национальный документ. В рассматриваемом случае в паспорте ставится штамп о получении разрешения на временное проживание в России. К сожалению, нормы действующего законодательства не содержат ответа на вопрос, как быть, если сотрудник в статусе "получивший временное убежище" получает разрешение на временное проживание. Отсутствуют и официальные разъяснения контролирующих ведомств по данной ситуации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода возлагается на организацию — источник его выплаты (Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).
Поэтому практикующим специалистам ничего не остается, кроме как применить общий порядок исчисления НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.
Важно обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. Статьей 7 НК РФ предусмотрено применение правил и норм международных договоров РФ даже в случае, если НК РФ установлены иные правила и нормы.
Так, например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.1995 предусмотрено, что физическое лицо считается резидентом того государства, где:
— оно располагает постоянным доступным для него жилищем;
— если оно располагает постоянным, доступным для него жилищем в каждом Договаривающемся Государстве, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов — место проживания семьи и нахождения бизнеса);
— если оно обычно проживает в обоих Государствах или обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом, т.е. гражданином которого оно является.
Если при применении указанных общих правил получается, что гражданин не является налоговым резидентом, НДФЛ следует рассчитать по ставке 30%, даже несмотря на то что ранее налог исчислялся по ставке 13%.
Дополним, что налоговые нерезиденты не имеют права на применение налоговых вычетов по НДФЛ (стандартных, социальных, профессиональных и имущественных). Данный вывод следует из п. 3 ст. 210 и п. 1 ст. 224 НК РФ.

Дата изменения порядка исчисления НДФЛ

Датой получения разрешения на временное проживание необходимо считать дату фактического проставления штампа в паспорт. Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных УФМС России (см, например, http://www.fmsmoscow.ru/docs/temp_residence/memo_foreign_citizen.html).
Важно понимать, что указанное правило действует и в тех случаях, когда информация об изменении в правовом положении гражданина не была своевременно получена работодателем (налоговым агентом), в том числе по вине сотрудника.
Поэтому, если, например, сотрудник-нерезидент получил разрешение на временное проживание в феврале, НДФЛ с февральской зарплаты нужно будет рассчитать уже по ставке 30%. Ведь при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Далее на каждую дату получения дохода бухгалтеру необходимо будет определять налоговый статус гражданина (резидент/нерезидент) исходя из количества дней пребывания в РФ в течение 12 предыдущих календарных месяцев (то есть по общим правилам).
Актуальным является вопрос: возникает ли необходимость пересчитать НДФЛ за период, предшествующий дате получения разрешения на временное проживание (когда сотрудник еще находился в статусе "получено временное убежище").
Имеются разъяснения контролирующих ведомств по аналогичной ситуации, когда сотрудник, на начало года имевший статус резидента, впоследствии становится нерезидентом. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13% НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее (в начале года) удержанный по ставке 13%, необходимо пересчитать по ставке 30%.
То есть пересчет производится в тот момент, когда понятно, что налоговый статус до конца года не изменится. Это следует из положений п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ и Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444.
По мнению автора, аналогичный подход следует применять и в рассматриваемой ситуации. НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Поэтому пересчитать налог за период с начала года нужно будет только в тот момент, когда будет понятен налоговый статус по итогам года.
Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30% и 13%, следует удержать из любых денежных средств, которые выплачиваются сотруднику. Однако необходимо принимать во внимание предельный размер удержания. Он составляет 50% от суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам налоговый агент в течение календарного года не смог удержать доначисленную сумму НДФЛ.
В этом случае он должен письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержания налога и его сумме в срок не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода (пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
После окончания года и направления такого сообщения в инспекцию обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается. Налог должен будет уплатить сам гражданин (в рассматриваемом случае сотрудник, получивший разрешение на временное проживание).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Теперь Вы знаете, как выставить им счет, заключить договор и вести бизнес. При этом неважно являетесь ли Вы индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Но бывают случаи, когда Ваш клиент, партнер или сотрудник является гражданином другого государства, а их компания зарегистрирована не в России, а скажем, где-нибудь в Европе (т.е. являются нерезидентами). Как в таком случае следует вести бизнес, выставлять счета, производить расчет? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена эта статья.

Кто такой нерезидент?

Для начала, давайте разберемся, кто признается нерезидентом по нашему, российскому законодательству. Перечень таких лиц открытый, но для нас будут иметь значение только некоторые из них.

Нерезидент (англ. non-resident):

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами России;

в) организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами России.

Как видно, определяющим фактором здесь является принадлежность к государству, то есть важно, чтобы такое юридическое лицо было зарегистрировано в любом другом государстве, кроме РФ, но свою деятельность ведет или только в России, или является местным представительством или филиалом.

Расчет с нерезидентом.

Основным отличием работы с нерезидентом как раз и является осуществление расчетов.

Расчеты с участием юридических лиц — нерезидентов  могут производиться как в наличной, так и в безналичной форме.

Основным отличием расчетов с участием иностранных юридических лиц является то, что они могут открывать счета не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Российским юридическим лицам такое право может быть предоставлено только в порядке исключения.  Именно поэтому валютные счета нерезидентов в России не подлежат валютному контролю.

Вы можете производить расчет с нерезидентом, как в иностранной валюте, так и в рублях. Но в первом случае Вам потребуется открыть  счет в уполномоченном банке (банк, который имеет лицензию на совершение операций с валютой)  РФ или в иностранном банке. В таком случае государственные органы могут потребовать от Вас представления документов, связанных с проведением валютных операций в целях проведения валютного контроля.

В остальном, порядок работы с иностранными организациями тот же, что и с российскими: Вы так же заключаете с ними договоры, выставляете счета (подробнее – в разделе «Деятельность компании»).

Если работник — нерезидент.

Работник, который не является гражданином РФ, имеет несколько иное положение, чем работник — гражданин. Рассмотрим подробнее.

Для того чтобы принять на работу иностранного гражданина Вам необходимо будет получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Также Вы должны поставить работника на миграционный учет. Остальные документы оформляются так же, как и на гражданина России.

Обращаем Ваше внимание, что привлечение к трудовой деятельности в РФ  иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения, если такое разрешение требуется, — является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток и более строгое наказание.

Если ваш иностранный сотрудник временно пребывает на территории России, то перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Вы не обязаны. Такая обязанность (как и остальные обязанности по трудовому договору) возникает только в случае, если у Вашего работника есть вид на жительство или разрешение на временное проживание.

Что касается заработной платы, то Вы можете выдавать ее как в иностранной, так и в валюте РФ, но только в безналичной форме.

Физические лица — нерезиденты, получающие доходы от источников в России, также признаются налогоплательщиками.  Ставка налогообложения (НДФЛ) составляет 30% в отношении всех доходов, получаемых такими лицами.

Таким образом, статус нерезидента влияет лишь на саму работу такой организации: на осуществление расчетов, порядок налогообложения.

Налоги и налогообложение. Тест 1

Для осуществления расчетов с таким юридическим лицом в иностранной валюте Вам потребуется дополнительно открыть счет в уполномоченном банке. В остальном же, порядок работы с иностранными компаниями ничем не отличается от работы с российскими компаниями. Вы также ведете с ними наличный и безналичный расчет в рублях, учитываете доходы от таких операций и платите на них налоги. Для расчетных и закрывающих документов также не предусмотрено никаких дополнительных требований. Поэтому, если Вам приходится сталкиваться с такими компаниями, смело можете вести с ними дела, предъявляя те же требования, что и к российским фирмам. Для трудоустройства иностранного работника Вам дополнительно придется оформить разрешение. Отсутствие такого документа влечет за наложение административной ответственности, поэтому настоятельно рекомендуем не пренебрегать этим требованием закона.