Резиденты особой экономической зоны

Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *

<*> Romanov R.I., Ry’bakov S.A. Legal status of resident of special economic zone in the Russian Federation.

Романов Роман Иванович, адвокат, LL.M адвокат Московской коллегии адвокатов "ГРАД".

Рыбаков Сергей Анатольевич, адвокат, президент Московской коллегии адвокатов "ГРАД".

В статье авторы рассматривают этапы правового статуса резидентов как субъектов предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон.

Ключевые слова: правовой статус резидента, особые экономические зоны (ОЭЗ), предпринимательская деятельность.

The author of the article considers the stages of a legal status of residents as subjects of entrepreneurial activity on the territory of special economic zones.

Key words: legal status of resident, special economic zones, entrepreneurial activity.

Мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (вне зависимости от того, как их называют, — свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны свободной торговли или как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных направлений экономической деятельности.

Согласно отчету Минэкономразвития Российской Федерации о результатах функционирования особых экономических зон (далее — ОЭЗ) за 2011 г. в Российской Федерации действует (на начало 2012 г.) 25 особых экономических зон — 4 промышленно-производственных, 4 технико-внедренческих, 14 туристско-рекреационных (7 из которых включены в т.н. Северо-Кавказский туристический кластер) и 3 портовых <1>.

<1> URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/doc20120928_04.

Кроме того, 25 января 2013 г. объявлено о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории Калужской области <2>.

<2> URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20130125_012.

Развитие ОЭЗ на территории Российской Федерации имеет высокие темпы. В частности, отвечая на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы ОЭЗ в 2012 г., заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Савельев обозначил ряд устойчивых тенденций роста основных показателей развития ОЭЗ в уходящем году <3>. Прирост фактических инвестиций в 2012 г. составил 61%: на 01.10.2012 фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд. руб. (что на 24,3 млрд. руб. больше, чем по состоянию на 01.10.2011). На 46% вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении: с 50,3 млрд. руб. на 01.10.2011 до 73,6 млрд. руб. к 01.10.2012. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 г. выросли на 74%: с 3,9 млрд. руб. (01.10.2011) до 6,9 млрд. руб. (01.10.2012). Количество созданных в ОЭЗ рабочих мест превысило 8000. При этом за последний год их количество увеличилось на 20%.

<3> URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20121225_04.

С учетом отсутствия в действующем российском законодательстве определения резидента ОЭЗ исследователи отмечают возможность существования нескольких видов резидентов особых экономических зон, правовое положение которых в значительной степени зависит от типа созданной особой экономической зоны <4>.

<4> Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия "Экономические и юридические науки". Вып. 9. Калининград, 2007. С. 49.

При исследовании специфики правового положения (статуса) резидента ОЭЗ следует исходить из таких образующих указанный статус компонентов, как:

  • общие условия приобретения статуса;
  • процедура приобретения статуса;
  • ограничения, налагаемые на резидента;
  • гарантии статуса резидента;
  • основания прекращения статуса.

Далее рассмотрим их по порядку.

  1. К общим условиям приобретения статуса резидента следует отнести следующие группы требований к приобретению статуса резидента ОЭЗ, связанные:

а) с организационно-правовой формой претендента.

Согласно законодательным положениям в качестве резидентов промышленно-производственной и портовой особых экономических зон может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (кроме унитарного предприятия) (ч. 1 и ч. 2.2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее — Закон об ОЭЗ)). Потенциальными резидентами технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ могут быть как коммерческие организации (кроме унитарных предприятий), так и индивидуальные предприниматели. Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться;

б) с необходимостью государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (в зависимости от типа ОЭЗ), претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны быть зарегистрированы на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (или на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований);

в) с заключением соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ.

Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности на территории особой экономической зоны;

г) с инвестиционными вложениями в развитие ОЭЗ, а также с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности (для отдельных видов экономических зон).

Обязательным условием заключения соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в промышленно-производственных и портовых экономических зонах является обязательство потенциального резидента об осуществлении капитальных вложений.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об ОЭЗ резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 3 млн. евро, на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления ОЭЗ. Также предусмотрена обязанность резидента вложить не менее 1 млн. евро в течение первого года деятельности.

Для резидентов портовых ОЭЗ предусмотрена обязанность осуществить капитальные вложения в размере не менее чем 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в т.ч. новых морского порта, речного порта, аэропорта, и не менее чем 3 млн. евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта (ч. 2 ст. 31.11 Закона об ОЭЗ). Помимо требования об осуществлении капитальных вложений Закон об ОЭЗ устанавливает условие об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности, размер которых в определенных законом случаях не может быть менее 30, 10, 2,5 млн. руб. (ч. 3 ст. 31.11 Закона об ОЭЗ). Без обязательного соблюдения указанного требования соглашение об осуществлении деятельности в портовых ОЭЗ не может быть заключено.

Как видно из сказанного, основные отличия по условиям приобретения статуса резидентов ОЭЗ заключаются в субъектном составе потенциальных резидентов, а также в наличии или отсутствии финансового барьера в виде обязанности осуществить капитальные вложения в развитие ОЭЗ или осуществить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в определенной сумме.

  1. Общий алгоритм получения статуса резидента является единым для всех претендентов на приобретение статуса резидента ОЭЗ вне зависимости от ее типовой формы и включает в себя следующие основные этапы:

а) подача в территориальный орган уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления ОЭЗ (Минэкономразвития России) заявки и комплекта документов для регистрации юридического или физического лица в качестве резидента ОЭЗ;

б) заключение с территориальным органом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления ОЭЗ соглашения о ведении экономической деятельности на территории ОЭЗ;

в) регистрация юридического или физического лица в качестве резидента ОЭЗ, внесение в реестр резидентов ОЭЗ и выдача свидетельства;

г) сообщение территориальным органом уполномоченного Правительством федерального органа управления ОЭЗ сведений о регистрации резидента в налоговый и таможенный органы, направление им копии соглашения о ведении экономической деятельности в ОЭЗ.

Отметим, что сроки от момента представления в уполномоченный орган заявки и сопутствующих документов на заключение соглашения о ведении экономической деятельности в качестве резидентов до включения в реестр резидентов ОЭЗ одинаковы для резидентов всех видов ОЭЗ. В общей сложности, суммируя отведенное законодателем время на соблюдение всех последовательно сменяющих друг друга процедур, связанных с получением статуса резидента ОЭЗ, можно сказать, что этот процесс занимает 53 дня.

Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель признаются резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ (ч. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ), и именно с этого момента лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности <5>.

<5> См. подробнее: Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. N 5. С. 24.

  1. Ограничения, налагаемые на резидента в связи с осуществлением последним хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ, целесообразно разделить на несколько видов, в зависимости от определенных критериев:

а) организационные ограничения.

Помимо требований к субъектному составу относятся ограничения для резидентов на создание филиалов и представительств за пределами ОЭЗ (ч. 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ).

Резидент ОЭЗ должен быть зарегистрирован на определенной территории, ему запрещено открывать филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Данное требование соответствует положениям гражданского законодательства, которое предусматривает, что филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, но сами не обладают статусом юридического лица, что необходимо для претендентов на получение статуса резидентов ОЭЗ;

б) функциональные ограничения.

К данному виду ограничений следует относить ограничения, связанные с возможностью передачи прав и обязанностей резидентов иным лицам в порядке правопреемства. Резидент ОЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению о ведении деятельности на территории ОЭЗ и договору аренды земельного участка другому лицу, а резидент ОЭЗ, являющийся арендатором земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ст. 35 Закона об ОЭЗ).

Кроме того, специальным функциональным ограничением можно считать запрет для лица, утратившего статус резидента портовой ОЭЗ (в т.ч. в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ), на осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ на общих основаниях. При этом также подлежит расторжению договор аренды земельного участка (ч. 2 ст. 31.20 Закона об ОЭЗ);

в) ограничения, связанные с режимом объектов недвижимости на территории ОЭЗ.

Законом предусмотрены запреты: (i) на размещение объектов жилищного фонда на территории ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ) (ч. 4 ст. 4 Закона об ОЭЗ); (ii) запрет для портовых ОЭЗ на включение в себя имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров (ч. 2.2 ст. 4 Закона об ОЭЗ); (iii) запрет на право собственности на земельные участки в границах ОЭЗ, которые могут предоставляться только во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды (ч. 2 ст. 32 Закона об ОЭЗ), и ряд др.

  1. Законом об ОЭЗ резидентам предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров.

Указанные виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ, а также судебную защиту их прав и интересов.

Кроме того, сам Закон об ОЭЗ является определенной гарантией для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие ОЭЗ, т.к. правовая основа создания и деятельности таких зон, как и гарантии прав инвесторов, заложена на законодательном уровне и не может произвольно отменяться или изменяться подзаконными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

  1. Общий законодательный порядок лишения статуса резидентов в соответствии с положениями ч. 8 ст. 9 Закона об ОЭЗ предусматривает только судебное решение вопроса в случаях, предусмотренных законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности.

Лишение статуса резидента ОЭЗ (исключительно в судебном порядке) возможно в следующих случаях:

а) при неисполнении резидентом ОЭЗ предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по решению суда на основании заявления органов управления ОЭЗ;

б) при двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по результатам рассмотрения судом заявления органов управления ОЭЗ.

Здесь следует указать два принципиальных момента. Во-первых, лишение статуса резидента ОЭЗ производится не в административном порядке, а на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению уполномоченных органов по управлению ОЭЗ. Во-вторых, для вынесения судом такого решения необходимо наличие не только неоднократных (два и более), но и существенных нарушений налогового и (или) таможенного законодательства.

Как представляется, использование законодателем термина "существенных" в данном случае не совсем корректно.

Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *

Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй — с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права.

Правовой статус резидентов особых экономических зон — правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.

Статья 9. Резидент особой экономической зоны

1. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.2 введена Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

3. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4.1. В случае передачи органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред.

Предприятие промышленности — резидент особой экономической зоны

Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляет в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным , и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение пяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех рабочих дней с даты внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )