Риск ориентированный подход

Риск-ориентированный подход меняет систему госконтроля

00:00, 28 Ноября 2017

С 1 января 2018 года при плановых проверках бизнеса будет применяться риск-ориентированный подход. Это является одним из ключевых изменений в работе контрольно-надзорных органов в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.

Ведь различные предприятия одной направленности далеко не одинаковы по уровню потенциальной опасности. Большинство предпринимателей принадлежит к низкой категории риска, поскольку их деятельность не несёт серьёзной угрозы здоровью и имуществу граждан. Например, Роструд полностью исключил малое предпринимательство из категорий среднего и высокого риска.

Традиционный подход к проверкам не учитывает этой разницы и старается с одинаковой тщательностью проверить каждый подконтрольный субъект. Но поскольку ресурсы ограничены, их хватает лишь на одинаково поверхностный взгляд.

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного экологического надзора

Риск-ориентированный подход позволяет сфокусировать возможности контроля там, где это наиболее необходимо.

«Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам», — говорит министр Михаил Абызов, курирующий реформу контроля и надзора.

Это не означает, что государство пускает на самотёк всё, что попадает в нижние категории. Однако вместо политики «надзирать и наказывать» к ним будут применяться иные меры, выраженные в партнёрском отношении к бизнесу. Так, например, реформа контроля предполагает активную профилактическую работу, и чем выше уровень риска, тем более интенсивной и адресной она должна быть.

При этом в отношении подконтрольных субъектов с низким уровнем риска профилактические мероприятия могут осуществляться с большей периодичностью и заменять собой плановые проверки, вплоть до их полной отмены. Таким образом, малый бизнес получает в лице государства помощника, указывающего на недостатки, но сам уровень безопасности не страдает из-за отсутствия проверок.

Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик уверен в эффективности подхода: «Безусловно, разделение бизнеса по уровню опасности с соответствующим перераспределением внимания проверяющих органов — это плюс. Причем положительный эффект будет ощутим не только для предпринимателей, но и для самих контролеров. Во-первых, органы проверки смогут оптимизировать свои трудовые и финансовые ресурсы. Во-вторых, эффективность проверок должна вырасти».

Ориентация на недопущение ущерба закладывает и иную мотивацию деятельности контрольно-надзорных органов: их действия должны быть направлены на снижение фактического риска, связанного с нарушениями обязательных требований. Таким образом, чем больше ущерба не допустили контрольные ведомства, тем лучше оценивается их работа. А значит, они сами заинтересованы активней проверять субъекты, несущие реальные риски.

Особенностью системы управления рисками является её динамичность. Контрольно-надзорные органы не относят бизнес к определённому уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, каждый надзорный орган проводит регулярную реклассификацию субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию. Добросовестный предприниматель имеет возможность снизить категорию риска своего дела, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.

Риск-ориентированный подход также развивает межведомственное взаимодействие. Примером может служить Федеральная таможенная служба, которая использует в анализе рисков данные, полученные от Федеральной налоговой службы.

Итогом введения этой системы должно стать значительное повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Надзор научится распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес получит значительное снижение административной нагрузки.

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации.

Service Temporarily Unavailable

Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети "Интернет".

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Простыми словами: Риск-ориентированный подход

2018 №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://esj.today/90ecvn218.html

Полный текст статьи в формате PDF

Ссылка для цитирования этой статьи:

Изварина Н.Ю., Казанцева С.Ю., Левченко М.А. Актуальные подходы к проведению внешнего аудита безопасности бизнеса на основе риск ориентированного подхода // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/90ECVN218.pdf (доступ свободный).

Вы точно человек?

Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Актуальные подходы к проведению внешнего аудита безопасности бизнеса на основе риск ориентированного подхода

Изварина Наталия Юрьевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Кандидат экономических наук
E-mail: nata_don@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=650229

Казанцева Светлана Юрьевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Кандидат экономических наук
E-mail: s-kazantseva@yandex.ru

Левченко Мария Александровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент по специальности «Экономическая безопасность»
E-mail: mlevchenko1795@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты выработки подхода к аудиторской проверке безопасности бизнеса на основе риск ориентированного подхода, которая дает возможность получить четкое понимание относительно системы внутреннего контроля клиента, дает оценку безопасности и предлагает план мероприятий по управления выявленными рисками, становясь в том числе отдельным инструментом экономического менеджмента. Авторами обобщены и систематизированы для практического использования основные виды исходных данных по типу информации, используемые аудиторами. Предлагаемый механизм реализации аудита безопасности компании основывается на анализе рисков, поэтому аудиторские процедуры целесообразно выполнять непосредственно в областях с высоким риском в результате как непреднамеренных, так и преднамеренных ошибок, что требует глубокого понимания бизнеса клиента. Отлаженная система управления экономической безопасностью предприятия, функциональная составляющая, которой подтверждена независимым аудитором, позволяет менеджменту предпринять профилактические меры самостоятельно (насколько это возможно), не создавая при этом специального подразделения по безопасности, помогает заранее выявить ошибки, недочеты и уязвимые места в построении системы безопасности, может использоваться в качестве меры объективного контроля лояльности и профессионализма наемного управляющего.

Ключевые слова: аудит; риск-ориентированный аудит; аудиторская проверка; безопасность бизнеса; риски бизнеса


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2588-0101 (Online)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ глава 1 настоящего Федерального закона дополнена статьей 8.1

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Информация об изменениях:

Статья 8.1 дополнена частью 1.1 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 8.1 дополнена частью 1.2 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети "Интернет".