С кого взимается плата за размещение отходов

Содержание

Обращение с отходами. Плата за загрязнение

За негативное воздействие на окружающую среду надо платить (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, далее — Закон). По мнению представителей Ростехнадзора, платить за загрязнение окружающей среды обязаны все, кто осуществляет деятельность, независимо от сферы бизнеса. То есть обязанность распространяется не только на предпринимателей, занимающихся производством. Те, кто работает в офисах, тоже считаются природопользователями, и у них есть свои отходы (к примеру, использованные картриджи, бумага, упаковочная тара). За них тоже нужно платить.

Виды негативного воздействия названы в п. 2 ст. 16 Закона: выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные, подземные, водосборные площади), загрязнение недр и почвы, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия.

Предприниматель подпадает под два пункта — загрязнение атмосферы и размещение отходов. Если в работе коммерсант использует автомобиль (передвижной источник выбросов в атмосферу), то платить за "воздух" необходимо, здесь все очевидно.

Наибольшее количество вопросов вызывает размещение отходов. Согласно Закону об отходах производства и потребления (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления считаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Причем можно выделить несколько этапов: деятельность по сбору отходов, обезвреживанию, хранению, транспортировке и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Что касается хранения отходов, оно осуществляется в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования. Такие объекты внесены в отдельный государственный реестр, и для их создания требуется специальное разрешение властей (ст. 12 Закона об отходах). Это специализированные территории (свалки), места для временного хранения, накопления мусора перед вывозом (временные отвалы). Фирмы, имеющие подобные объекты, должны получать лицензию.

Поэтому накопление мусора в обычных условиях (мусорная корзина в офисе, магазине) не является хранением отходов, за которое нужно перечислять плату. Однако, не являясь "хранителем" мусора, коммерсант является его "производителем". Платить за размещение отходов должен бизнесмен, в результате деятельности которого возникают отходы (независимо от их вида), и на этом настаивают чиновники.

При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 14561/08 пришел к несколько иному выводу. А именно платить экологические взносы за офисный мусор не нужно. Судьи, ссылаясь на Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, указали, что обязанность перечислять экологические взносы распространяется на компании, занимающиеся хранением и захоронением отходов, причем такая деятельность предполагает использование специально отведенных для отходов хранилищ, внесенных в реестр объектов размещения. Именно эти фирмы и являются плательщиками экологического взноса. Остальные бизнесмены, у кого возникает офисный мусор, такую плату вносить не обязаны. Выводы, несомненно, в пользу коммерсантов, однако вряд ли убедят чиновников отказаться от своих требований. Решение платить или спорить остается за бизнесменом.

Но обязанность по уплате взносов можно передать.

Право собственности на мусор

Как правило, фирмы и предприниматели заключают договор на вывоз мусора со специализированными организациями, занимающимися сбором, утилизацией и захоронением отходов. Учтите, что наличие договора само по себе означает, что компания обязана за вас вносить плату за вывезенные отходы. По-прежнему это обязанность лица, размещающего отходы. В договоре следует определить именно этот момент — кто является этим лицом: тот, кто произвел мусор, или посредник, который по поручению владельца вывез и разместил его?

Отходы по законодательству, как это ни странно звучит, — собственность коммерсанта. И как любое право собственности, "мусорное" право может быть передано на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении (ст. 4 Закона об отходах). Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к вывозящей их стороне, обязанность размещать отходы и вносить плату за их размещение переходит к новому собственнику. Когда в договоре подобного условия нет, плательщиком экологических платежей будет заказчик вывоза мусора (Письмо Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. N 04-09/1001). Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора. Кстати, специализированная фирма (посредник) вправе размещать отходы от своего имени, но по поручению собственника. В этом случае посредник приобретает права и становится обязанным, а значит, именно он должен перечислить плату (Письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. N СС-47/145).

Арендные отношения

Еще один особый случай в отношении платы за загрязнение возникает при заключении договора аренды. Здесь следует помнить, что отходы возникают в процессе деятельности арендатора, а не в результате передачи помещений их владельцем (арендодателем), поэтому изначально собственником отходов будет именно арендатор. Он и должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды. В договоре стороны могут предусмотреть переход права собственности, тогда обязанность вносить плату за размещение отходов перейдет к арендодателю.

Правда, и здесь есть один нюанс. Отсутствие условия о передаче отходов не означает, что плательщиком автоматически признается арендатор. Предположим, ИП заключает договор аренды и одновременно подписывает договор со специализированной фирмой, занимающейся вывозом мусора. По сделке компания выступает посредником и размещает отходы от своего имени. Это означает, что перечислить экологические платежи должна именно она.

Распространенная ситуация, когда арендатор оставляет мусор в контейнере арендодателя, при этом в договоре аренды об отходах ничего не говорится. В этом случае следует руководствоваться ст. 4 Закона об отходах. Суть статьи в том, что, если арендатор оставляет мусор в контейнере для сбора отходов, установленном арендодателем, отходы считаются собственностью последнего, и именно на него возлагается обязанность платить за них. Чтобы избежать разногласий, в договорах аренды целесообразно четко указывать, кому принадлежат отходы, и кто должен за них платить. Кстати, подобные рекомендации даются в Письме Ростехнадзора от 2 августа 2007 г. N 04-18/1038.

Быть или не быть

Времени на согласование нормативов, на основе которых определяется платеж, да и на дальнейшее составление отчетности по "экологии", будет потрачено немало, поэтому большинство предпринимателей, да и фирм, плату за негативное воздействие на природу не перечисляют, следуя принципу "до первой проверки".

Когда представители Ростехнадзора дают о себе знать, требуют уплаты или приходят с проверкой, тогда ИП задумываются об экологии. Но стоит признать, что вероятность визита невелика. Ведь собственной базы данных у Ростехнадзора нет, получить информацию они могут разве что в инспекции.

Если ведомства тесно сотрудничают, то, скорее всего, данные о вас будут переданы, и представители местной "экологии" заявят о себе. Кстати, при просьбе перечислить плату контролерам, можно указать на ст. 102 Налогового кодекса, где говорится, что сведения о налогоплательщиках являются налоговой тайной, разглашение которой относится к уголовному преступлению (ст. 183 УК РФ). Среди ведомств, допущенных к данной информации, Ростехнадзор не назван, поэтому у визитеров можно поинтересоваться, откуда они получили сведения, относящиеся к налоговой тайне (адрес ИП, телефон). Спорить о законности или незаконности перечисления платы не нужно, а вот попросить инспектора прислать официальное письмо или показать официальный документ о проверке с вызовом можно. По меньшей мере, у вас будет документ, что данные получены законным путем.

Если из перечня объектов негативного воздействия у коммерсанта только автомобиль и бытовой мусор, то усиленного внимания со стороны Ростехнадзора, скорее всего, не будет. Зачастую усилия инспекторов направлены на контроль за промышленными, автотранспортными и строительными предприятиями. Массовых кампаний по проверке индивидуалов, не сдающих отчетов по экологии, не проводилось. Правда, в некоторых небольших регионах инспекторы ведут довольно активную работу и успевают проконтролировать всех бизнесменов, тщательно отслеживая неуплату даже копеечных взносов. Отметим, что налоговую инспекцию эти платежи не интересуют. Полномочий проверять их уплату у представителей налоговой службы нет.

Ответственность за экологию

Но если вдруг коммерсанта проверят, то избежать штрафа вряд ли удастся (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. по делу N А43-3763/2007-43-148). Ответственность предусмотрена за несвоевременное перечисление платы в бюджет (ст. 8.41 КоАП РФ). Штраф для предпринимателя составит от 3 до 6 тыс. руб. Пени на сумму недоимки не начисляются (п. 31 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. N 626).

Плата за размещение отходов

В бесспорном порядке, путем списания с расчетного счета, суммы взысканы быть не могут. Если коммерсант отказывается перечислить плату за "экологию", представители Ростехнадзора могут только подать исковое заявление в арбитражный суд.

Штрафов за непредставление расчета платы, а также за подачу расчета с опозданием не предусмотрено. Правда, такие действия вполне можно расценить как сокрытие или искажение экологической информации. Штраф для ИП в данном случае составляет от 1 до 2 тыс. руб. (ст. 8.5 КоАП РФ).

Порядок для добросовестных

Решив перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду, коммерсант сначала должен встать на учет в отделении Ростехнадзора. Далее следует получить разрешение и установить лимит на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимит на размещение отходов (в зависимости от вида осуществляемого негативного воздействия). Отметим, что разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортными средствами получать не нужно.

Лимит является индивидуальным показателем и устанавливается для каждого ИП отдельно. Норму утверждают представители Ростехнадзора на основании проекта, разработанного коммерсантом согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461. Обязанность коммерсантов разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов устанавливается ст. 11 Закона об отходах. Этот проект разрабатывается на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703. Требования распространяются на все виды деятельности, ведь безотходных процессов не существует. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма проекта. Сегодня существуют компании, которые предлагают разработку проекта, избавляя вас от необходимости изучать запутанное "экологическое" законодательство. Но плата за такую услугу составляет порядка 5 — 6 тыс. руб.

Отчетным периодом для экологических взносов является квартал (Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557). Имея разрешение, коммерсант сможет определить платеж. Перечислить его нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Такой же срок установлен для подачи расчета, форма которого утверждена Приказом Ростехнадзора от апреля 2007 г. N 204 (в ред. Приказа от 27 марта 2008 г. N 182). Отчет состоит из четырех разделов: выбросы в атмосферу — от стационарных источников и передвижных объектов, сброс загрязнений в водные объекты и размещение отходов. Данные по каждой составляющей заносятся в соответствующую таблицу.

В отношении автомобилей, то есть передвижных объектов негативного воздействия, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и количества использованного топлива. Они приводятся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. Коммерсант определяет платеж, умножая соответствующий норматив на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные поправочные коэффициенты к нормативам платы. При расчете платежа в 2009 г. к нормативам платы за негативное воздействие, установленным Правительством РФ в 2003 г., применяется коэффициент 1,62, а к нормативам 2005 г. — коэффициент 1,32 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ).

О.Мищенко

Эксперт журнала

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду — Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Все субъекты, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такого рода негативное воздействие.

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Формы платы и порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Например, транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия.

Плата за размещение отходов производства и потребления: лимиты, порядок расчета

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива.

Следовательно, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов на количество израсходованного за отчетный период(квартал) топлива, а также на установленные соответствующими нормативными правовыми актами поправочные коэффициенты к нормативам платы.

Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.

Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростех-надзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового – по месту регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают всеми признаками, присущими налоговому обязательству, и являются законно установленными не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены федеральным законом, но и тогда, когда ставки на основании закона устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ вправе предусматривать в нормативных актах обязательные платежи. Правительство РФ также устанавливает ставки неналоговых платежей, сборов, если это делегировано законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к платежам неналогового характера, поэтому ее обязаны вносить и те предприниматели, которые работают на едином налоге.

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

(п.

Экология, Кто платит и сдает отчетность за платежи в Росприроднадзор за НВОС

5 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

8. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

10. При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.

(п. 10 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

«Налог на мусор»: что это такое на самом деле

На прошлой неделе в СМИ появились статьи о «налоге на мусор», который нам всем придётся платить со следующего года. Не удивительно, что многие восприняли эту информацию негативно — журналисты постарались. На самом деле ни о каком дополнительном сборе речь не идёт. Наоборот, с 1 января 2017 года мы будем платить за вывоз мусора меньше, но лишь при одном условии — если будем разделять отходы. Итак, что же собой представляет новая система обращения с отходами?

Мы давно платим за сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов — эта услуга всегда была в квитанциях, просто до сих пор она входила в графу «Содержание и ремонт жилого помещения» и являлась жилищной. С 1 января 2016 года услуга по сбору и вывозу ТБО превратилась в коммунальную и была выведена в отдельную строку.

Размер платежа тоже будет рассчитываться по-новому: исходя из количества проживающих в квартире людей, а не из площади квартиры, как было раньше. В каждом регионе размер тарифа на вывоз мусора определят местные власти. Если жители дома сортируют мусор — тариф будет ниже, если нет — выше.

Собственником отходов и получателем средств за услугу станет один единственный региональный оператор. В каждом регионе оператора должны выбрать до 1 января 2017 года, к этому же времени должен быть утверждён единый тариф, после чего все организации, где образуются твёрдые бытовые отходы, обязаны будут заключить с оператором-монополистом договор на вывоз ТБО. Региональный оператор будет получать деньги за сбор и вывоз ТБО и как собственник отходов получит право продавать сортированное вторсырьё по рыночным ценам заинтересованным переработчикам.

Плюсы нового порядка

Логично предположить, что если вывоз сортированных отходов будет стоить меньше, чем вывоз смешанного мусора, мы будем заинтересованы в том, чтобы разделять отходы и платить меньше. Чтобы схема работала, тариф на сортированные отходы должен быть существенно ниже — к примеру, половина от тарифа на смешанный мусор. Это позволит стимулировать раздельный сбор среди жителей. Идеальный вариант — сделать вывоз отходов, пригодных для переработки, бесплатным для жителей. Представьте, с каким энтузиазмом народ начнёт сортировать мусор!

Сразу же вспоминается раздельный сбор в Финляндии. Мы с мужем регулярно бываем там и уже не удивляемся трём контейнерам вместо одного мусорного ведра в домах, где останавливаемся. Наши северные соседи давно зарабатывают на отходах и зарабатывают неплохо. Скажу больше: те биоотходы, что они аккуратно собирают и перерабатывают, превращаются в качественный компост, который мы же потом и покупаем в наших супермаркетах — финны экспортируют его в том числе в Россию. Импортозамещение, говорите? Не надо далеко ходить: предлагаю начать с отходов 🙂

Тем более переработчиков вторсырья в той же Ленинградской области хватает, и они очень заинтересованы в качественном сырье, которого пока не так много, как хотелось бы.

Мы сейчас как переработчики пластикового сырья вынуждены искать эти несчастные бутылки по полигонам, у перекупщиков, собирать у населения, покупать. По идее, у нас решили сделать это более организованно: будет оператор, я с ним буду заключать договор, покупать у него бутылки — и перерабатывать их, а оператор будет заниматься внедрением различных вещей, связанных с раздельным сбором мусора. Задумка, я считаю, правильная — это позволит навести порядок на этом рынке, потому что очень много перекупщиков, спекулянтов. А где спекулянты, там и обман: допустим, в кипу с пластмассовыми бутылками нам подсовывали гири, чтобы вязанка была тяжелее, или воду наливали. А сейчас ещё зима была — бутылки были промёрзшие, со льдом. Будет здорово, конечно, если в этом наведут порядок. Если свершится то, что изначально задумывалось — это будет прекрасно.

Дмитрий Лацман, руководитель проекта «Экологическая инициатива» ООО «БалтПлюс-Регион» (переработка бутылок из полиэтилентерефталата)

Слабые стороны «закона о мусоре»

Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «Раздельный сбор», считает, что успех раздельного сбора будет зависеть от властей конкретного региона. Если регион решит запускать сортировку отходов по максимуму: сделает его обязательным, примет тарифы, создаст условия — там всё будет хорошо. Но будут и те, кто скажет, что раздельный сбор — это слишком сложно. Такие регионы будут следовать новым правилам, но без энтузиазма, выполняя обязательства «для галочки».

Всё зависит сейчас от тех органов исполнительной власти, которые будут задавать политику в этой области: они должны будут сформировать конкурсные условия для выбора регионального оператора, разработать территориальную схему обращения с отходами, программу обращения с отходами, тарифы (совместно с тарифными комитетами). Сейчас ещё ничего не решено, и от того, в какой мере они захотят или не захотят этим заниматься — насколько они почувствуют экономическую составляющую, возможности — и будет зависеть вся наша дальнейшая судьба, по большому счёту. В принципе, если они это сделают — например, тариф на вывоз раздельно собранных отходов будет ноль рублей, а на смешанные сумма ещё повысится по сравнению с тем, что сейчас есть, — это даст возможность для стимулирования отрасли, и будет собираться и перерабатываться больше сырья.

Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «Раздельный сбор»

Ещё одной слабой стороной нововведений участники рынка считают создание одного единственного регионального оператора. Он станет монополистом, а это заведомо тупиковый путь развития.

Кто Платит За НВОС? Разъяснения!

Здоровая конкуренция на любом рынке, в том числе на рынке отходов, — выгодна прежде всего нам с вами, обычным жителям.

Сейчас сложно сказать, как всё будет работать на практике. Там, где начнётся внедрение раздельного сбора, — будут ли жители сортировать отходы, а не сваливать всё по привычке в одну кучу? В каком виде они будут сдавать вторсырьё? И главное — кто и как за всем будет следить?

Хочется верить, что Россия наконец-то присоединится к тем цивилизованным странам, которые перерабатывают отходы, а не складируют их в окружающей среде, увеличивая количество свалок. В любом случае, скоро мы узнаем, что нас ждёт.

В качестве иллюстрации к посту использована фотография Alexas_Fotos.

comments powered by HyperComments

Расчет платы за выбросы от передвижных источников

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, какой разрешительной документацией должна располагать АНКО, размещающая отходы, и о порядке расчета платы за размещение отходов. Вторым типичным видом негативного воздействия на окружающую среду непроизводственных предприятий является выброс загрязняющих веществ от передвижных источников. О том, как рассчитать экосбор за выбросы от используемого организацией автотранспорта, и пойдет речь в данной статье.

Ростехнадзор в Приказе N 626 <1> еще раз напомнил о том, что обязанность по внесению в бюджет платы возникает независимо от организационно-правовой формы и формы собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. п. 8, 9).

<1> Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух".

В числе плательщиков находятся АНКО, на балансе которых есть автомобильная техника. Разумеется, если АНКО сдает транспорт в аренду, то плательщиком является арендатор (п. 11 Приказа Ростехнадзора N 626).

Для того чтобы рассчитать плату, не нужно производить никаких измерений. Как отмечает ФАС СЗО в Постановлении от 10.01.2008 N А21-3114/2007, автомобили являются объектами негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик, и для подтверждения этого факта не требуется определения точной концентрации вредных веществ, содержащихся в их выхлопных газах. Поэтому для расчета требуется знать лишь вид израсходованного топлива и его количество, которое определяется по данным бухгалтерского учета (п. 26 Приказа Ростехнадзора N 626). Причем эти сведения, на которых основан расчет платы, могут быть приложены к нему для подтверждения достоверности (п. 36 Приказа Ростехнадзора N 626). В обязательном порядке такого рода документы должны быть представлены плательщиком в территориальный орган Ростехнадзора по требованию, выставленному надзорным органом в соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору <2> в рамках осуществления контрольных мероприятий по правильности исчисления, полноте и своевременности внесения платы (в частности, при проведении камеральной проверки представленного расчета платы) (п. 2 Письма Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673).

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.

Заметим, даже если предприятие простаивает или его деятельность приостановлена, но при этом автомобили эксплуатируются (что находит отражение и в бухгалтерском учете в виде операций по списанию расхода топлива, заполнения путевых листов), то обязанность по внесению платы за выбросы не прекращается (п. 12 Приказа Ростехнадзора N 626).

Разрешение не требуется — нужен сертификат

Прежде чем перейти к рассмотрению порядка расчета платы за выброс, проясним, какая документация на автомобиль должна быть у предприятия.

Если в отношении отходов предприятие обязано получить разрешение на их размещение (а предварительно разработать и согласовать проект), то для транспорта специальных разрешений оформлять не нужно <3>.

<3> Постановления ФАС ЗСО от 16.06.2004 N Ф04/3345-270/А81-2004, ФАС СКО от 25.03.2003 N Ф08-663/2003-309А.

Дело в том, что производство и использование на территории РФ передвижных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах передвижных средств техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 15 Закона N 96-ФЗ <4>). Транспортные средства, изготовленные в РФ или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации (п. 1 ст. 15 Закона N 196-ФЗ <5>) в порядке, установленном Правилами <6>. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы от которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 17 Закона N 96-ФЗ).

<4> Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
<5> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
<6> Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утв. Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19.

Согласно Порядку проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <7> проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра. Указанным Порядком также установлена периодичность проведения такого осмотра.

<7> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880.

Кроме того, измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом, вправе проводить государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха.

Итак, разрешения на выброс загрязняющих веществ от автомобилей не требуется, в то время как наличие сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах передвижных средств техническим нормативам выбросов, проверяется в рамках процедуры государственного экологического контроля (п. 7 Инструкции <8>).

<8> Инструкция по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 625.

При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий пятикратный коэффициент к нормативам платы не применяется (то есть п. п. 5, 6 Порядка определения платы <9> не работают), но запрещается эксплуатация транспортного средства в соответствии со ст. 17 Закона N 96-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Аналогичные разъяснения дает Ростехнадзор в Письме от 04.09.2007 N 04-09/1242.

<9> Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Расчет платы

Для исчисления платы за выбросы от передвижных источников предусмотрен разд. 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" Расчета платы за НВОС <10>.

<10> Утвержден Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Данный раздел заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов негативного воздействия, по каждому муниципальному образованию, на территории которого указанные объекты зарегистрированы, в зависимости от вида и объема использованного топлива.

Приведем алгоритм расчета платы.

  1. Определяется количество использованного топлива за квартал, например, по данным путевых листов, в которых ежедневно фиксируется расход горючего в литрах.
  2. Литры переводятся в тонны, так как норматив платы установлен за тонну. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива. Обычно данные о плотности нефтепродуктов указываются в накладной на их отпуск или в спецификациях к ней (эту информацию можно затребовать у продавца). Также можно воспользоваться соответствующими средними значениями для топлива (такая возможность предусмотрена п. 26 Приказа Ростехнадзора N 626). Налоговая служба в Письме от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@ в зависимости от марки автомобильного бензина рекомендовала использовать следующие средние значения плотности:

для А-76 (АИ-80) — 0,715 г/куб. см;

для АИ-92 — 0,735 г/куб. см;

для АИ-95 — 0,750 г/куб. см;

для АИ-98 — 0,765 г/куб. см.

  1. Объем в тоннах умножается на:
  • норматив платы за тонну сжигаемого топлива (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344 <11>);
  • коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха в зависимости от экономического района (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 344);
  • дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия, установленный п. 2 Постановления Правительства РФ N 344;
  • дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 344);
  • коэффициент индексации платы на текущий финансовый год.

<11> Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.

Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 и 2005 гг., применяются в 2008 г. с коэффициентами 1,48 и 1,21 соответственно.

Кстати, разд. 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" в новой редакции не требует указания в Расчете категории, экологического класса автомобильной техники и соответствующего им норматива выброса, определяемого на основании Специального технического регламента <12>. То есть Ростехнадзор исключил из формы Расчета платы дополнительную информацию, не оказывающую непосредственного влияния на порядок расчета и размер платы.

<12> Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609.

Пример. Два автомобиля АНКО "Спорткомплекс "Радуга" зарегистрированы в Нижнем Новгороде (Волго-Вятский экономический район). По путевым листам расход бензина АИ-92 в IV квартале 2008 г. составил 800 л. Автомобили успешно прошли планово-регулярный техосмотр. Рассчитаем плату за выбросы от транспорта.

Расход бензина равен 0,588 т (800 л x 0,735 г/куб. см / 1000).

Плата составит 1,5 руб. (0,588 т x 1,3 x 1,1 x 1,2 x 1,48).

Как видим, величина рассчитанной платы малозначительна и несопоставима с размером штрафных санкций за невнесение платы в установленный срок (ст. 8.41 КоАП РФ).

Особенности сдачи расчета и внесения платы в бюджет

На данный момент плательщики платы за выбросы еще продолжают сдавать соответствующие расчеты в Ростехнадзор и его территориальные органы по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — по месту регистрации владельца передвижного объекта (п. 2 Порядка заполнения и представления формы расчета платы <13>, Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/455).

<13> Утвержден Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Однако уже зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182, согласно которому расчет платы будет представляться по местонахождению передвижного объекта негативного воздействия или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Итак, Расчеты платы в скором времени плательщики смогут сдавать в структурное подразделение Ростехнадзора по своему фактическому местонахождению, что, безусловно, более удобно для тех, кто предпочитает передавать расчеты лично, а не направлять их почтой. Неизменным осталось правило о том, что уплата сбора производится отдельно по передвижным объектам, зарегистрированным на территории одного муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения и представления формы расчета платы в новой редакции и п. 21 — в действующей), то есть не по месту оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов. Это означает, что в платежном поручении на перечисление платы следует указать код по ОКАТО, присвоенный муниципальному району или городскому округу, на территории которого зарегистрирована транспортная единица.

Если у АНКО автомобили зарегистрированы в разных субъектах РФ, то по каждому субъекту составляется отдельный Расчет платы, направляемый в региональный орган Ростехнадзора (п. 4 Порядка заполнения и представления формы расчета платы).

Если автомобили зарегистрированы на территории разных муниципальных образований, но в пределах одного субъекта, то составляется единый Расчет платы (п. 5 указанного Порядка). При этом разд. 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" в составе единого Расчета заполняется плательщиком отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 6 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы, п. 1 Порядка заполнения раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" в новой редакции).

Несколько слов об отходах

Заметим, что в процессе обслуживания автомобиля неизбежно образуются такие отходы, как отработанные покрышки, аккумуляторы, отработанные моторные и трансмиссионные масла и пр. Право собственности на данные отходы по общему правилу первоначально возникает у собственника автомобиля (п. 1. ст. 4 Закона N 89-ФЗ <14>). С этим правом корреспондирует обязанность по внесению в бюджет платы за размещение отходов, если, разумеется, право собственности на отходы не было отчуждено иному лицу с учетом требования п. 3 ст.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

4 Закона N 89-ФЗ о наличии у последнего лицензии.

<14> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Большинство отходов от автомобиля на полигон ТБО не принимается. Данные отходы сдаются для утилизации, переработки и использования специализированной организации. А на практике также бывает, что отходы фактически остаются во владении фирмы, занимающейся техническим обслуживанием автомобиля. В обеих ситуациях свободной от платы за размещение отходов АНКО может считать себя только в том случае, если из договора явно следует, что право собственности передано другой стороне (Постановление ФАС СЗО от 14.03.2008 N А21-3581/2007).

Е.В.Преснякова

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО

от 28 октября 2008 г.

Форум для экологов

N 14-07/6011

О ПЛАТЕ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <…> по вопросу взимания платы за размещение отходов сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а также размещение отходов производства и потребления.

Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.

определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 (далее — Порядок определения платы).

При расчете платы за размещение отходов необходимо руководствоваться следующим.

Статьей 4 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ) установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями.

Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Также сообщаем, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

При отсутствии утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение плата в соответствии с Порядка взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Начальник

Управления государственного

экологического надзора

А.И.МАСАЛЕВИЧ