С увеличением дохода ставка налога возрастает

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Тезаурус:

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение — система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы — особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

— федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

— региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

— местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

Федеральные налоги

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы на отдельные группы и виды товаров;

— налог на прибыль;

— биржевой налог;

— налог на операции с ценными бумагами;

— таможенная пошлина;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— платежи за пользование природными ресурсами и др.

Региональные налоги

— налог на имущество предприятий;

— лесной доход;

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

— сбор на нужды образовательных учреждений;

Местные налоги:

-земельный налог;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги — это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Налог

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. Статья 53 НК НФ определяет налоговую ставку как «величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Так, для транспортного налога налоговая ставка в 2014 г. составляла 2,5 руб. с 1 л.с. мощности двигателя легкового автомобиля, если общая мощность двигателя не превышает 100 л.с.1 (ст. 361 НК РФ).

В зависимости от избранного подхода к группировке налоговые ставки могут различаться:

  • • по методу установления: твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют соответственно специфическими и адвалорными ;
  • • но экономическому содержанию: предельные (маргинальные), фактические и экономические.

При установлении налоговых ставок в виде специфических ставок (твердых сумм) в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, ставка акциза на бензин 5 класса на 2014 г. установлена в размере 4767 руб. за т и на 2015 г. — 5530 руб. за т (ст. 193 НК РФ). Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены ст. 333.3 НК РФ и составляют, например, 3000 руб. за одного медведя (кроме камчатских популяций) и 120 руб. за одну выдру.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются, соответственно, в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% или 20 коп. с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.

Основные категории подакцизных товаров, такие как алкогольная продукция, бензин, дизельное топливо, моторные облагаются с использованием твердых (специфических) ставок. Например, акциз на спирт этиловый в 2014 г. был установлен в размере 74 руб. за 1 литр 100%-го безводного этилового спирта, а на 2015 г. ставка установлена в размере 93 руб.

Наиболее ярким примером сочетания специфических и адвалорных ставок является обложение акцизами табачных изделий: специфическая ставка дополняется адвалорной. Так, в 2014 г. ставка акциза на сигареты составляла 800 руб. за 1000 шт. плюс 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены партии сигарет (ст. 193 НК РФ).

Если говорить о втором аспекте проблемы формирования ставок — их экономическом содержании, то можно выделить предельные (или маржинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические.

Предельные налоговые ставки представляют собой номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах. Так, если в гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» установлена налоговая ставка в размере 13% в отношении основных категорий доходов (кроме некоторых доходов по ценным бумагам и доходов в виде материальной выгоды), то именно эта ставка и является предельной для этих категорий доходов.

Фактическая (или средняя налоговая) ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к исходной (до применения налоговых льгот) величине налоговой базы. Фактическая ставка практически всегда оказывается меньше предельной, поскольку на самом деле ставка, установленная законом, применяется не ко всей сумме потенциальной (исходной) налоговой базы, а к той ее части, которая подлежит налогообложению.

Пример 3.1

Стоимость имущества организации, основным видом деятельности которой является производство фармацевтической продукции, составляет 1 000 000 руб. При этом в состав данного имущества входят мощности, используемые для производства ветеринарных препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, в размере 100 000 руб., которые в соответствии с действующим законодательством (ст. 381 НК РФ) не подлежат налогообложению. В этом случае сумма уплаченного налога при ставке 2,2% должна составить 19,8 тыс. руб. Это означает, что фактическая ставка составит 1,98% (19,8 тыс. руб / 1000 тыс. руб. • 100%), а налоговая ставка в 2,2%, устанавливаемая законодательством, будет представлять собой предельную или номинальную ставку.

Когда речь идет об экономической ставке налога, под этим обычно понимают отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика. Как правило, этот термин используется в отношении подоходных и сходных с ними по экономическому содержанию налогов.

Пример 3.2

Допустим, что сумма годового дохода Иванова составила 400 тыс. руб., в том числе государственная пенсия по старости — 108 тыс. руб. Иванов имел право на социальный вычет в размере 120 тыс. руб.

К проблеме установления налоговых ставок непосредственно примыкает вопрос о методе налогообложения, применяемом в каждом конкретном случае. Под методом налогообложения обычно понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста или сокращения налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • 1) равное налогообложение;
  • 2) пропорциональное налогообложение;
  • 3) прогрессивное налогообложение;
  • 4) регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой. Примером равного налогообложения может служить подушный налог.

Вопросы истории

Подушный налог может считаться одним из наиболее исторически ранних налогов. Его использовали еще в XII в. в Китае. В России подушное налогообложение применялось со времен Петра I, когда в 1724 г. был введен этот налог. В современных условиях в экономически развитых странах подушный налог используется достаточно редко. Например, в Канаде этот налог задействован в качестве одного из источников формирования некоторых местных бюджетов, а в Великобритании подушевой налог (коммунальный сбор) существовал в 1989—1993-е гг., но был заменен на налог на жилую недвижимость (муниципальный налог)1.

Пропорциональное налогообложение предполагает, что для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При пропорциональном налогообложении имеет место рост объема налога пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся именно на основе использования пропорционального метода. Так, по налогу на прибыль устанавливается единая ставка (не зависящая от величины полученной прибыли): 2% (федеральная составляющая) и 18% (максимально возможная ставка субъектов РФ). По налогу на добавленную стоимость установлены две ставки 18% и 10%, причем ни та, ни другая не зависят об объемов налоговой базы.

С 2001 г. взимание налога на доходы физических лиц в России осуществляется на основе пропорционального метода налогообложения и ставка для основных категорий доходов составляет 13%.

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и несколько реже — при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении.

Первый подход представляет собой простую поразрядную прогрессию, при которой выделяются ступени или разряды налогооблагаемой базы и для каждого из разрядов устанавливается налоговый оклад в твердой сумме (табл. 3.1). В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при таком построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем более широкими установлены рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема.

Таблица 3.1

Примеры установления ставок при различных типах прогрессивного

обложения

Доход, тыс. руб.

Ставки при простой поразрядной прогрессии (пример), тыс. руб.

Ставки при простой относительной прогрессии и сложной прогрессии (пример), %

Менее 100

1,5

Свыше 100, но менее 500

Свыше 500, но менее 1000

Свыше 1000

1 См., например: Лыкова Л. II., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран., 2014.

Вторым из возможных подходов является простая относительная прогрессия, при которой имеет место установление разрядов и фиксированной ставки по этим разрядам (см. табл. 3.1). Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 99 тыс. руб. и 110 тыс. руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы (9,9 тыс. руб. и 16,5 тыс. руб.). То есть при том, что доход во втором случае оказывается выше на 11 тыс. руб., сумма налога увеличивается на 6,6 тыс. руб. Таким образом данная схема также является несправедливой.

Третьим способом прогрессивного налогообложения может считаться сложная прогрессия, наиболее часто встречающаяся в современных налоговых системах. Суть этого подхода состоит в распределении дохода (или иной налоговой базы) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшего в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы (как в случае простой относительной прогрессии), а только к ее части, соответствующей данному разряду.

Пример 3.3

Если же ставки применяются с применением сложной прогрессии, то сумма налога составит:

100 тыс. руб. • 0,1 + 400 тыс. руб. • 0,15 + 125 тыс. руб. • 0,2 = 95 тыс. руб.

В случае применения сложной прогрессии налогообложения общая сумма облагаемого дохода распределяется в соответствии с установленными интервалами прогрессии (100 тыс. руб. + 400 тыс. руб. +125 тыс. руб. = = 625 тыс. руб.).

До 2001 г. прогрессивных налогов в России было три:

  • 1) подоходный налог с физических лиц (в настоящее время этот налог называется налог на доходы физических лиц), который с 2001 г. является пропорциональным;
  • 2) налог с имущества, преходящего в порядке наследования или дарения, который в настоящее время отменен.

Ставки по этим двум налогам были установлены на базе сложной прогрессии;

3) действующий налог на имущество физических лиц, ставки которого формируются на базе принципа простой относительной прогрессии. В настоящее время в российской налоговой системе прогрессивным является только этот налог.

Возможны и иные варианты построения прогрессии, например скрытые формы прогрессивного обложения. В этом случае формально построение налоговых ставок может и не носить прогрессивного характера, а основываться на пропорциональной основе. Сама же прогрессия может достигаться за счет применения различных вычетов или, напротив, за счет введения в дополнение к подоходному некоторых иных добавочных налогов (дополнительного пропорционального налога и др.). В качестве примера можно привести схемы, действующие в ряде канадских провинций, где за счет дополнительных налогов усиливается номинальная прогрессивность основной сетки подоходного налогообложения.

Самостоятельное направление в рамках моделей налогообложения представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение может рассматриваться как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. В случае регрессивного налогообложения налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается редко. Так, в большинстве экономически развитых стран по регрессивному принципу исчисляются налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, а также взносы по обязательным видам социального страхования, которые формируют ресурсы пенсионной системы и системы социального страхования.

Российская налоговая система в 2001—2010-е гг., также использовала регрессивный метод налогообложения по такому налогу, как единый социальный налог.

Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти весьма значительное количество регрессивных. К экономически регрессивным налогам относятся практически все косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Пример 3.4

Рассмотрим двух налогоплательщиков. Первый имеет доходы в течение года в размере 180 тыс. руб. и полностью их тратит на приобретение товаров и услуг. Второй имеет доходы размере 900 тыс. руб. и тратит на приобретение товаров и услуг только 400 тыс. руб., остальные средства направляются им на сбережения (например, лежат на банковском вкладе в «Сбербанке»). В процессе приобретения товаров и услуг первый уплачивает в цене товаров налог на добавленную стоимость в размере 27,46 тыс. руб. (будем считать, что ставка НДС на все товары составляет 18%). Второй уплачивает существенно больше — 61,0 тыс. руб. Однако, если мы определим экономическую ставку налога и соотнесем сумму уплаченного налога с общей величиной полученного дохода, то для первого налогоплательщика она составит 15,25%, а для второго — всего лишь 6,8%.

Строго говоря, регрессивность обложения косвенными налогами имеет место не в отношении налогоплательщиков (каковыми являются организации, продающие товары, работы, услуги), а в отношении носителя налогов — населения. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.

Страницы ← предыдущая следующая → Ответы к тестовым вопросам темы 10 1-б,в,д; 2-б,в,д; 3-б,г,д; 4-б,в,д; 5-г,д; 6-б,г,д; 7-в; 8-б; 9-б; 10-а; 11-а; 12-б; 13-г; 14-а; 15-г; 16-б; 17-в; 18-в; 19-б; 20-г; 21-в; 22-г; 23-в; 24-а; 25-д; 26-в; 27-е. Тема 11. ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Учебные цели темы 1. Понять содержание финансов и финансовой системы страны. Уяс- нить особую роль бюджета в распределении финансовых ресурсов. 2. Изучить структуру налоговой системы, виды налогов, элементы их организации и систему налогов в России. 3. Освоить методы и инструменты налогово-бюджетной (фискальной) политики государства. Основные термины, содержание которых необходимо знать, для реализации учебных целей 11.1. Финансы и финансовая система государства 1. Понятие финансов 3. Функции финансов 2. Субъекты финансовых отношений 4. Структура финансовой систе- РФ мы 11.2. Государственный бюджет — важнейший инструмент регули- рования национальной экономики 1. Государственный бюджет — понятие и назначение 2. Структура бюджетной системы РФ 3. Доходы и расходы бюджета 51 4. Сальдо бюджета и его виды 5. Причины бюджетного дефицита 6. Концепции регулирования бюджета 7. Государственный долг внешний и внутренний 8. Рефинансирование госдолга 11.3. Налоговая система и принципы налогообложения 1. Налоговая система и её структура 6. Виды налогов: 2. Понятие налогов а) по способам платежа; 3. Функции налогов б) по способам использования; 4. Принципы налогообложения в) по субъектам распоряжения 5. Элементы организации налога 7. Ставки налогообложения 8. Система налогов в России 11.4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства 1. Понятие фискальной политики и методы её осуществления 2. Кривая Лаффера 3. Мультипликатор государственных расходов 4. Налоговый мультипликатор 5. Теоретические подходы к формированию налоговой политики: а) на основе теории спроса б) на основе теории «экономики предложения» 6. Фискальная политика: а) дискреционная стимулирующая б) дискреционная сдерживающая в) недискреционная или автоматическая Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний 1. Какой из перечисленных налогов может быть перенесён на ко- нечного потребителя? – (3 варианта правильные) 52 а) налог на добавленную стоимость б) налог на имущество предприятий и организаций в) налог на прибыль предприятий г) налог на наследство и дарения д) подоходный налог с физических лиц 2. Функции системы налогообложения в стране заключаются: — (4 варианта правильные) а) в увеличении объёма средств, которыми распоряжается государство б) в увеличении объёма средств, направляемых на финансирование государ- ственных расходов в) в перераспределении доходов между различными категориями населения страны г) в увеличении объёма средств, находящихся в распоряжении фирм и до- машних хозяйств 3. Среди перечисленных ниже к прямым налогам НЕ относится: — (3 варианта правильные) а) налог на добавленную стоимость г) акцизный налог б) налог на землю д) налог на доход от собственности в) налог с продаж 4. Определите, какие из перечисленных ниже налогов НЕ отно- сятся к прямым налогам? – (4 варианта правильные) а) таможенные пошлины г) налоги на продажи б) акцизные налоги д) налог на доход от собственности в) налоги на добавленную стоимость 5. К косвенным налогам относятся: — (3 варианта правильные) а) налог на добавленную стоимость г) налог на прибыль 53 б) акцизные налоги д) налог на недвижимость в) таможенные пошлины 6. Определите, какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямым налогам? – (3 варианта правильные) а) налоги на прибыль предприятий г) таможенные пошлины б) налоги на наследство и дарения д) налог на добавленную стоимость в) налоги на личные доходы 7. Выделите четыре основных, т.е. самых главных источника до- ходов государственного бюджета стран с развитыми рыночными отно- шениями: а) доходы от государственной собствен- д) таможенные пошлины ности е) социальные взносы б) налог на наследство и дарения ж) налог на прибыль предприя- в) налог на операции с ценными бумага- тий ми з) налог на личные доходы г) налог на добавленную стоимость 8. Выделите четыре главных статьи расходов государственного бюджета стран с развитыми рыночными отношениями: а) административно-управленческие расходы б) выплаты по государственному долгу внешнему и внутреннему в) займы и помощь иностранным государствам г) расходы на социальные услуги д) расходы на военные нужды и национальную оборону е) затраты на хозяйственные нужды ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды 54 9. Определите, какой из перечисленных ниже налогов не может быть перенесён на конечного потребителя? а) акцизный налог г) таможенная пошлина б) налог на добавленную стоимость д) все вышеперечисленные налоги в) налог на наследство 10. Кривая Лаффера характеризует: а) неравенство в распределении доходов между разными категориями насе- ления страны б) связь между уровнем безработицы и уровнем цен в стране в) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых выплат г) связь между доходами и расходами населения 11. При введении пропорционального налога: а) с ростом доходов из каждого дополнительного рубля доходов забирается меньшая часть доходов; б) государство получает одинаковые поступления в бюджет (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов; в) с ростом доходов из каждого дополнительного рубля доходов забирается одинаковый процент; г) с ростом доходов из каждого дополнительного рубля доходов забирается большая часть доходов 12. Бюджетный профицит возникает в случае: а) возрастания государственных расходов б) превышения государственных расходов над государственными доходами в) превышения государственных доходов над государственными расходами г) возрастания налоговых поступлений в государственный бюджет 55 13. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет: а) эмиссии денег Центральным банком страны б) продажи через Центральный банк страны государственных ценных бумаг в) получения кредитов у международных финансовых организаций г) всех указанных выше источников 14. Снижая налоги, правительство страны стремится: а) не допустить перегрева экономики (перепроизводства товаров) б) замедлить темп роста цен (инфляции) в) снизить уровень безработицы г) замедлить быстрый рост процентных ставок 15. Какие из перечисленных ниже способов государство может ис- пользовать для борьбы с дефицитом бюджета? а) сокращение бюджетных расходов б) эмиссию денег, используемых для финансирования государственных рас- ходов в) изыскание источников дополнительных доходов бюджета, например, за счет увеличения налогов г) получение займа у банков, граждан, других государств д) все вышеперечисленные способы е) только способы «а» и «в» 16. Увеличение ставки налога на прибыль: а) всегда влечёт за собой увеличение поступлений налога в казну б) уменьшает совокупный инвестиционный спрос в) увеличивает объём государственных закупок г) правильного ответа нет 56 17. Правительство может снизить налоги для того, чтобы: а) увеличить выплаты по социальным программам б) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику в) замедлить быстрый рост процентных ставок г) сократить инвестиционный спрос фирм 18. Государственный долг — это сумма предшествующих: а) государственных расходов б) бюджетных дефицитов в) бюджетных дефицитов за вычетом излишков (профицитов) г) бюджетных излишков за вычетом дефицитов 19. К встроенным автоматическим стабилизаторам относятся: а) прогрессивный подоходный налог в) пособия по безработице б) субсидии фермерам г) все перечисленное верно 20. Правительства большинства стран применяют прогрессивные ставки налогов к личным доходам населения, так как: а) это приводит к росту сбережений и соответственно инвестиций б) снижается дифференциация населения по уровню располагаемых дохо- дов в) увеличивается поступление средств в государственный бюджет г) уравниваются заработки чиновников и предпринимателей 21. Фискальная политика как наиболее эффективное средство ма- кроэкономической стабилизации рассматривается: а) в монетаристской концепции б) в кейнсианской теории в) в теории рациональных ожиданий 57 г) в теории социального рыночного хозяйства 22. Если налоговая нагрузка на бизнес возрастет, то: а) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет б) сократится совокупный спрос в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неиз- менным г) сократится и совокупное предложение, и совокупный спрос 23. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда: а) сумма активов государства превышает его обязательства б) сумма налоговых поступлений сокращается в) расходы государства превышают сумму налоговых поступлений г) расходы государства увеличиваются 24. К каким экономическим последствиям может привести рост внутреннего государственного долга? а) к сокращению производственных возможностей национальной экономи- ки б) к перераспределению национального богатства между членами общества в) к снижению уровня жизни в стране г) к увеличению совокупных национальных расходов 25. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются: а) суммой государственного долга б) отношением размеров долга к объёму ВВП в) суммой процентных выплат по долгу 58 г) отношение суммы процентных выплат к объёму ВВП 26. Налог на доход в 20 тыс.руб. составляет 4000 руб. Если этот до- ход увеличится до 22 тыс.руб., то налог вырастет до 4800 руб., а пре- дельная норма подоходного налога составит: а) 20% б) 25% в) 30% г) 40% 27. Стимулирующая фискальная политика включает: а) повышение налогов и уменьшение правительственных расходов б) снижение налогов и уменьшение правительственных расходов в) снижение налогов и увеличение правительственных расходов г) повышение налогов и увеличение правительственных расходов 28. Какой является политика налогообложения, если — по мере ро- ста доходов — ставка налога последовательно равна 10%, 20%, 25%, 28%? а) прогрессивной в) регрессивной б) пропорциональныой г) дегрессивной 29. Сдерживающая фискальная политика включает: а) повышение налогов и увеличение правительственных расходов б) повышение налогов и уменьшение правительственных расходов в) снижение налогов и уменьшение правительственных расходов г) снижение налогов и увеличение правительственных расходов 30. Политика налогообложения является дегрессивной, если нало- говые ставки по мере роста доходов меняются следующим образом: а) 10%, 10%, 10%, 10% в) 4%, 6%, 8%, 10% б) 10%, 8%, 6%, 4% г) 10%, 15%, 18%, 20% 59 31. Если государство, используя налогово-бюджетные инструмен- ты, устанавливает предельную цену на товар «Х» ниже уровня равно- весной рыночной цены, то: а) возникает дополнительный спрос на данный товар и на рынке образуется дефицит б) образуется излишек предложения этого товара в) повысится качество данного товара г) объёмы производства данного товара останутся неизменными 32. К прямым налогам НЕ относятся: а) акцизный налог в) налог на имущество граждан б) подоходный налог с физических г) налог на прибыль предприятий лиц 33. К инструментам налогово-бюджетной политики относится: а) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государ- ственных облигаций б) увеличение нормы обязательных резервов в) распределение утвержденного объема государственных расходов по раз- личным статьям госбюджета г) покупка Центральным банком государственных облигаций на открытом рынке 34. Налог на добавленную стоимость относится к: а) прогрессивным подоходным налогам г) косвенным налогам б) прямым налогам д) пропорциональным налогам в) налогам на имущество физических лиц 60 Страницы ← предыдущая следующая →

Методы налогообложения (methods of taxation) – элементы налогового механизма; отражают характер изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный методы налогообложения.

Равное налогообложение — метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т.п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства (так называемый подушный налог). Подобный метод характерен в основном для целевых налогов.

Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. Примером может служить налог на прибыль или личный подоходный налог, взимаемый по фиксированной ставке.

Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т.е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте (см. Налоговая прогрессия). Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую львиную долю своих доходов расходуют на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели лишь незначительную часть своего дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

  • простая поразрядная прогрессия — в данном случае налогооблагаемая база подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме);
  • простая относительная прогрессия — налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;
  • сложная прогрессия — налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога;
  • скрытые системы прогрессии — эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

Регрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме (см. Налоговая регрессия).