Санитарно гигиеническое

Полный текст документа в архиве:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 ноября 2011 г. № 110

Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/30327 от 28.10.2015 г.)

На основании Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года, Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций».

2. Признать утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов» и признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь».

3. Настоящее постановление вступает в силу через 15 рабочих дней после его подписания.

Министр

В.И.Жарко

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь

01.11.2011 № 110

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы:

устанавливают гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций, в том числе к контейнерным площадкам и емкостям для сбора твердых отходов, общественным туалетам (биотуалетам), септикам (водонепроницаемым выгребам);

не распространяются на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов, туалетов (холодных уборных) с септиками (водонепроницаемыми выгребами), септиков (водонепроницаемых выгребов), компостных площадок и ям, помойных и мусорных ям, навозохранилищ, построек, в том числе вольеров для домашних животных, до окон жилых домов;

обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

2. Для целей настоящих Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов используются основные термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 36, ст. 451; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 52, 2/172) и Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 109, 2/1049).

3. Государственный санитарный надзор за соблюдением настоящих Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

4. За нарушение настоящих Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

5. Территория населенного пункта должна быть благоустроена согласно генеральному плану.

Санитарная очистка населенного пункта должна быть организована в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, разработанной, согласованной и утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

6. Территории населенного пункта и организаций, в том числе территории, закрепленные за организациями для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных органов, должны содержаться в чистоте.

7. На территории населенного пункта и организаций должны соблюдаться следующие требования:

7.1. водостоки (канавы), дождевая канализация и система поверхностного ливневого водосбора должны быть в исправном состоянии и систематически, но не реже двух раз в год, очищаться;

7.2. тротуары и пешеходные зоны, крыльцо и ступеньки зданий и сооружений в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

7.3. пешеходные зоны, остановки общественного наземного пассажирского транспорта, автомобильные дороги и стоянки, улицы, подъездные пути к жилым и общественным зданиям должны иметь твердое покрытие, своевременно ремонтироваться и очищаться по мере загрязнения;

7.4. наружное освещение городских и сельских населенных пунктов должно соответствовать требованиям технического кодекса установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 октября 2009 г. № 338 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;

7.5. запрещается:

размещать твердые отходы в неустановленных местах;

сливать (сбрасывать) жидкие отходы на землю, в ливневую канализацию, водные объекты;

устанавливать стационарно емкости для сбора твердых отходов на проезжих частях улиц населенных пунктов, тротуарах, озелененной территории;

складировать тару и запасы товаров на территории, прилегающей к торговым объектам;

складировать и хранить более 72 часов на территориях, прилегающих к земельным участкам, в том числе проезжей части улиц, дрова, торф, уголь, песок, строительные материалы и строительный мусор.

8. Территории рекреационных зон населенных пунктов, в том числе территории пляжей, должны быть:

оборудованы, благоустроены и озеленены (не менее 10 %);

иметь систему пешеходных дорожек;

содержаться в надлежащем санитарном состоянии.

Уборка территории пляжа и прилегающей водной акватории в период с мая по сентябрь должна проводиться ежедневно в течение дня.

9. На территориях рекреационных зон населенных пунктов должны быть оборудованы:

общественные туалеты (биотуалеты), расположенные на расстоянии не менее 50 м от уреза воды;

емкости для сбора твердых отходов, расположенные на расстоянии не менее 10 м от уреза воды и не более 40 м между отдельными урнами;

площадка для раздельного сбора отходов с контейнерами, оборудованными крышками, расположенная на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м от уреза воды;

открытые стоянки для личного и общественного автотранспорта, размещенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные для исполнения требования (далее, если иное не предусмотрено настоящими Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, – ТНПА).

10. Кроме требований по оборудованию территорий рекреационных зон населенных пунктов, указанных в пункте 9 настоящих Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, территории пляжей и мест массового отдыха населения у воды дополнительно оборудуются:

кабинами для переодевания (раздевалками);

площадками для спортивных игр;

теневыми навесами, беседками, лежаками;

мостками для вхождения в воду, выходящими за мелководье (до глубины не менее 70 см);

душевыми установками с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям Санитарных правил и норм 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-124 РБ 99», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 46 «О введении в действие санитарных правил и норм»;

информационными стендами с необходимой информацией для отдыхающих, в том числе по запрещению кормления птиц;

объектами, предназначенными для благоустройства и обслуживания отдыхающих (пунктами проката, торговыми объектами общественного питания и другими).

11. Очистка урн, уборка общественных туалетов (биотуалетов) должны проводиться ежедневно и по мере необходимости.

Очистка емкостей от твердых отходов должна проводиться ежедневно в период купального сезона и по мере необходимости.

12. Дно водной акватории пляжа должно быть очищено от водорослей, камней, моллюсков и посторонних предметов на глубину до 1 м. Обследование и очистка дна водной акватории должны проводиться ежегодно до начала купального сезона и далее по мере необходимости.

13. Уборка прибрежной надводной растительности (сухостоя) на мелководье пляжа и не менее 25 м за его границами проводятся в течение февраля–марта однократно по льду, а перед началом купального сезона и с мая по сентябрь – по достижении высоты данной растительностью свыше 50 см над поверхностью воды, но не реже 1 раза в месяц.

14. Очистка дна водной акватории пляжа от моллюсков на глубину до 1 м проводится при достижении температуры воды в водоеме +18 °С два раза в неделю, а при температуре воды выше +23 °С – ежедневно.

15. Работники, осуществляющие уборку территорий населенных пунктов и организаций, в том числе работники, осуществляющие сбор и удаление жидких и твердых отходов, обслуживающие общественные туалеты (биотуалеты), должны быть обеспечены уборочным инвентарем, моющими средствами и средствами дезинфекции, специальной одеждой и обувью, резиновыми перчатками.

16. Сбор твердых отходов должен осуществляться на оборудованных контейнерных площадках. Складировать крупногабаритный мусор на прилегающей к контейнерной площадке территории запрещается.

17. Контейнерные площадки для сбора твердых отходов, общественные туалеты с септиками (выгребами), биотуалеты, общественные септики (выгребы), если иное не предусмотрено настоящими Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:

окон жилых домов;

границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания;

физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.

18. Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:

18.1. содержаться в чистоте;

18.2. иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов;

18.3. быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием;

18.4. иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки;

18.5. размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.

19. Емкости для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:

19.1. изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;

19.2. находится в технически исправном состоянии;

19.3. оборудоваться крышками;

19.4. быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.

20. Емкости для сбора отходов потребления в жилых домах, оборудованных мусоропроводами и мусороприемными камерами, должны подвергаться дезинфекции по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц с апреля по октябрь и одного раза в месяц с ноября по апрель.

21. Общественные туалеты устраиваются в местах и на объектах с единовременным массовым пребыванием граждан, в том числе:

на площадях, в парках и скверах;

на территории рекреационных зон населенных пунктов;

на территории рынков;

в зданиях (сооружениях) культурно-развлекательного и спортивного назначения;

в торговых и общественно-торговых центрах;

в продовольственных магазинах торговой площадью более 400 кв. м;

в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, специализированных и узкоспециализированных магазинах, в том числе «Мебель», «Строительные материалы», торговой площадью более 600 кв. м;

в железнодорожных вокзалах и станциях, автовокзалах и автостанциях, аэропортах;

или в шаговой доступности на территории, прилегающей к указанным объектам.

На автозаправочных станциях, в объектах общественного питания, бытового обслуживания, магазинах, при отсутствии в них общественных туалетов, должен быть разрешен доступ граждан в служебные туалеты.

22. Общественные туалеты должны соответствовать следующим требованиям:

22.1. иметь:

входной тамбур;

помещение (зону) с умывальными раковинами;

помещение для индивидуальных кабин с закрывающимися дверями, оборудованное крючками для верхней одежды и емкостями для сбора отходов;

помещение (шкаф) для хранения маркированного согласно его назначению уборочного инвентаря, моющих средств и средств дезинфекции;

служебно-бытовое помещение;

22.2. быть подсоединены к сетям водоснабжения, канализации и отопления;

22.3. стены и пол должны выполняться из гладких, водонепроницаемых покрытий или влагостойких материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;

22.4. устройство пола должно быть не скользким, обеспечивать сток жидкости в специальные трапы, соединенные с канализацией;

22.5. помещения должны оборудоваться вентиляцией, искусственным освещением. При этом освещенность должна быть не менее 35 люкс;

22.6. санитарно-техническое оборудование должно размещаться в помещении на площадях, обеспечивающих комфортные условия для посетителей;

22.7. иметь кабины и санитарно-техническое оборудование для детей и лиц с ограниченными возможностями;

22.8. содержаться в чистоте: ежедневно и по мере загрязнения помещения санитарно-техническое оборудование должно подвергаться дезинфекции;

22.9. быть обеспечены мылом (моющим средством), туалетной бумагой, электрополотенцами и (или) бумажными полотенцами.

23. В произвольной форме (график, схема или другое) должен осуществляться учет периодичности проведения уборки и дезинфекции помещений и санитарно-технического оборудования общественных туалетов (биотуалетов). График, схема или другая форма учета периодичности проведения уборки и дезинфекции помещений и санитарно-технического оборудования общественных туалетов (биотуалетов) должны быть размещены в удобном для обозрения месте.

24. В неканализованных районах устраиваются общественные туалеты с септиками (водонепроницаемыми выгребами), которые должны соответствовать следующим требованиям:

24.1. очищаться своевременно, не допуская их переполнения;

24.2. поверхности септика (водонепроницаемого выгреба) при температуре воздуха +5 °С и выше должны ежедневно обрабатываться средствами против личинок насекомых;

24.3. верхняя часть септика (водонепроницаемого выгреба) должна быть оборудована решеткой для улавливания крупногабаритных частиц и металлической крышкой или люком.

25. В отношении биотуалетов должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:

25.1. устанавливаются в местах массового пребывания людей, в парках и скверах, рекреационных зонах населенных пунктов при отсутствии или нехватке мощностей имеющихся общественных туалетов;

25.2. кабина должна иметь естественное и (или) искусственное освещение, быть обеспечена условиями для соблюдения правил личной гигиены (водой, мылом (моющим средством), туалетной бумагой, бумажными (электро-) полотенцами, емкостями для сбора мусора);

25.3. должны содержаться в чистоте и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также инструкции по эксплуатации, разработанной производителем биотуалетов и утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

26. Собственник биотуалета обязан обеспечивать своевременное удаление нечистот и поддержание биотуалета в должном санитарном состоянии.

27. На территории индивидуальных домовладений размещение туалетов (холодных уборных) с септиками (водонепроницаемыми выгребами), септиков (водонепроницаемых выгребов), компостных площадок и ям, помойных и мусорных ям, навозохранилищ, построек, в том числе вольеров для домашних животных, должно соответствовать ТНПА к планировке и застройке районов усадебного жилищного строительства.

28. При транспортировке (удалении) отходов с территорий населенных пунктов и организаций должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

28.1. отходы вывозятся специально предназначенными для этого транспортными средствами, оборудованными кузовами, предотвращающими их высыпание или утечку, использование для вывоза отходов транспортных средств, применяемых для транспортировки продовольственного сырья и пищевых продуктов, запрещается;

28.2. при использовании бортовых прицепов и кузовов перевозимые твердые отходы должны быть накрыты тентами.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2010 г. N 17891

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2010 г. N 54

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СП 3.1.7.2627-10

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» (приложение).

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение

Утверждены

Постановлением

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 06.05.2010 N 54

СП 3.1.7.2627-10

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации.

1.2. Соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на всей территории Российской Федерации, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил возложен на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Общие положения

2.1. Бешенство (гидрофобия) — острая вирусная зоонозная инфекция, характеризующаяся симптомами полиэнцефалита. При наличии клинических проявлений у человека болезнь заканчивается летальным исходом.

2.2. Резервуарами инфекции в природных биотопах являются плотоядные животные и летучие мыши, в населенных пунктах — домашние плотоядные (собаки, кошки) и сельскохозяйственные животные.

На территориях с повышенной плотностью популяции диких животных формируются стойкие природные очаги бешенства.

2.3. Источником инфекции для человека являются животные, находящиеся в инкубационном периоде заболевания, или с клинической картиной бешенства.

Инкубационный период заболевания определяется локализацией и тяжестью нанесенных повреждений и составляет от нескольких дней до 1 года и более.

2.4. Механизм передачи возбудителя реализуется путем непосредственного контакта человека с источником инфекции в результате нанесения укуса, ослюнения и других повреждений кожных покровов или наружных слизистых оболочек, возможен также аэрозольный механизм передачи инфекции.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

за бешенством среди людей

3.1. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за бешенством среди людей проводится динамическое наблюдение за эпидемическим процессом бешенства, целью которого является оценка ситуации и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов.

3.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за бешенством среди людей включает:

— мониторинг заболеваемости бешенством людей с учетом условий районирования (территориальности), сезонности, цикличности эпидемических и эпизоотических процессов;

— мониторинг обращаемости населения по поводу нападения и укусов животными;

— анализ данных по результатам оказания антирабической помощи;

— слежение за проведением профилактической вакцинации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения бешенством;

— оценку эффективности проводимых мероприятий;

— прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

3.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за бешенством среди людей проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Краткая информация по санитарно-гигиенической экспертизе.

Санитарно-гигиеническая экспертиза продукции – административная процедура, введенная для проверки соответствия продукции зарубежного производства санитарно-гигиеническим требованиям Республики Беларусь.

Подтверждением соответствия продукции необходимым требованиям является получение санитарно-гигиенического заключения (СГЗ).

Данная процедура была введена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №666 от 6 августа 2015 года. Указанное Постановление вступило в силу 27 августа 2015 года. Однако в связи с вступлением в силу ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 21 декабря 2018 г. № 924, санитарно-гигиеническая экспертиза осталась только как добровольная процедура.

Несмотря на необязательность данной процедуры на текущий момент большое количество изготовителей и импортеров по-прежнему с охотой его оформляют. Для чего им это нужно спросите Вы?

Во-первых: потребители хотят убедиться в качестве приобретаемых товаров, несмотря на наличие таких документов как декларация или сертификат соответствия. Многие потребители по-прежнему хотят видеть документацию подтверждающую качество продукции со стороны Министерства Здравоохранения Республики Беларусь, а не какого-то частного органа, да еще и выданного Российской Федерацией

Во-вторых: участие в тендерах, по-прежнему в крупных тендерах выигрывают организации, имеющие наиболее полный пакет документов, подтверждающих качество продукции.

Дополнительно нужно знать.

Определенная продукция, на которую необходимо получать СГЗ, подлежит декларированию или сертификации соответствия Техническим регламентам Таможенного союза. Позвоните нашим экспертам, чтобы точно определиться, нужно ли Вам делать сертификаты или декларации соответствия! Основные проблемы, с которыми сталкиваются импортеры при получении СГЗ:

  1. Нет всего комплекта документов, необходимых для обращения в уполномоченный орган и испытательную лабораторию.
  2. Потеря времени на поиск лабораторий, в которых можно провести испытания на все необходимые показатели.
  3. Ожидание возможности проведения испытаний из-за очередей в лабораториях (примерно 2-3 недели).
  4. Длительный срок получения документов приводит к потере денежных средств, т.к. без СГЗ импортер не может реализовывать продукцию.
  5. В организации нет сотрудников, которые могли бы заниматься подготовкой документов и взаимодействовать с органами и лабораториями.

Документы, необходимые для получения санитарно-гигиенического заключения:

  • перечень продукции;
  • копия технического нормативного правового акта, устанавливающего требования к качеству и безопасности продукции (технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, технические условия) и технологическая документация (рецептуры, технические описания, технологические инструкции), письмо производителя о составе;
  • документ производителя, подтверждающий безопасность и качество продукции;
  • документы производителя по применению (использованию) продукции (инструкция, руководство по эксплуатации, регламент – при наличии);
  • этикетка (упаковка) или ее макеты;
  • протоколы лабораторных исследований (испытаний) на соответствие требованиям, установленным законодательством РБ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выполненных лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь;
  • ветеринарный сертификат;
  • внешнеторговый контракт (договор) и документы, подтверждающие ввоз и (или) приобретение продукции.

Перечень нормативно-правовых актов:

1. Постановление Совета Министров №666 от 6 августа 2015 года

2. Постановление Совета Министров №635 от 11 июля 2012 года

3. Постановление №47 заместителя Министра здравоохранения от 10.09.2015 (в редакции от 15.09.2015г. №48)

Санитарно-гигиеническая экспертиза

Санитарно-гигиеническая экспертиза продукции – административная процедура, введенная для проверки соответствия продукции зарубежного производства санитарно-гигиеническим требованиям Республики Беларусь.

Подтверждением соответствия продукции необходимым требованиям является получение санитарно-гигиенического заключения (СГЗ).

Данная процедура была введена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №666 от 6 августа 2015 года. Указанное Постановление вступило в силу 27 августа 2015 года.

Постановлением №47 заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 (в редакции от 15.09.2015г. №48) был установлен перечень продукции, подлежащей получению санитарно-гигиенического заключения.

Перечень продукции, подлежащей санитарно-гигиенической экспертизе:

1. Пищевая продукция:

1.1. Жировые продукты

— жиры, масла из рыб или морских млекопитающих

— жиры и масла растительные

— жиры и масла животные

— маргарины

— смеси животных, растительных жиров и масел

— майонезы

1.2. Вкусовые вещества, приправы:

— горчица готовая различных видов, горчичный порошок

— кетчупы и прочие томатные соусы

— приправы

— специи и пряности

— уксусы для пищевых целей

— соль

— другие соусы, кроме томатных

1.3. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, технологические вспомогательные средства, ароматизаторы

1.4. Рыбные продукты и продукты моря:

— готовые продукты из рыбы

— икра рыб и заменители икры

— консервированные продукты из рыбы

— консервированные продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных

— готовые продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных

— прочие морепродукты готовые

1.5. Концентрированные продукты:

— концентраты

— экстракты, эссенции, и концентраты кофе, чая и мате

— цикорий, заменители кофе

— супы и бульоны готовые, заготовки для их приготовления

-гомогенизированные смеси пищевых продуктов

1.6. Заквасочные культуры, дрожжи, стартовые культуры

1.7. Напитки безалкогольные:

— воды, включая минеральные, натуральные или искусственные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих веществ, не ароматизированные

— тонизирующие напитки

— прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков

1.8. Напитки алкогольные и слабоалкогольные, пиво

1.9. Плодофруктоовощная продукция:

— сушеные, вяленые, жареные: овощи, фрукты, плоды, семя, орехи, грибы

— овощи, фрукты, плоды, грибы консервированные

— джемы, желе плодово-ягодные, мармелады, пюре плодово-ягодные или ореховые и аналогичные продукты (варенья, конфитюры, и так далее)

— соки, нектары и напитки фруктовые, овощные

— томатная паста

1.10. Молочные продукты:

— консервы молочные

— продукты молочные сухие

— йогурты и прочие ферментированные молочные продукты

— масло сливочное и прочие молочные жиры

— сыры сычужные

-молочные продукты прочие

1.11. Мясные продукты:

— колбасы и изделия из мяса сырокопченые и сыровяленые

— консервы из мяса, субпродуктов, мясорастительные

— прочие готовые продукты из мяса

1.12. Сахар и кондитерские изделия:

— сахар тростниковый или свекловичный, сахароза

— прочие виды сахара, лактоза, мальтоза, глюкоза и фруктоза

— сиропы сахарные без добавления ароматических или красящих веществ

-карамельный кулер

— кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао (включая белый шоколад)

— какао-паста, какао-порошок

-шоколад и прочие пищевые продукты, содержащие какао

-печенье, вафли и прочие мучные кондитерские изделия

— плоды, орехи, консервированные в сахаре 9пропитанные сахаристым сиропом, глазированные)

— карамели и аналогичные сладости

-прочие кондитерские изделия

1.13. Мукомольно-крупяные и зернобобовые продукты:

— изделия макаронные, в том числе с добавками

— готовые пищевые продукты, полученные путем вздутия или обжаривания зерна хлебных злаков

— мука, крупы

-хлопья, гранулы, чипсы

— крахмалы

-зернобобовые

1.14. Кофе, чай:

— кофе

-заменители кофе, содержащие его в любой пропорции

— чай, чай-мате, чайные и другие напитки на основе растительного сырья

2. Товары детского ассортимента:

2.1. Детская одежда с вложением химических и искусственных волокон:

— изделия верхние для новорожденных

-изделия бельевые и костюмы купальные

— белье постельное

— изделия трикотажные второго слоя

— изделия швейные платьево-блузочного, сорочечного и костюмного ассортимента

— изделия перчаточные, шарфы, головные уборы

— чулочно-носочные изделия

2.2. Детская обувь с вложением химических волокон:

— обувь полимерная, в том числе резиновая и резинотекстильная

— обувь с верхом из текстильных материалов

— обувь детская комбинированная

2.3.Детские игрушки и игры

2.4. Мебель для детей:

— мебель для детей дошкольная

— мебель для детей школьная

— мебель для детей бытовая

2.5. Предметы личной гигиены для новорожденных и детей: пеленки, подстилки, трусики гигиенические, зубные щетки, мочалки, ванночки, горшки

2.6. Школьные принадлежности:

— материалы для лепки (включая пластилин для детской лепки), краски

— школьные рюкзаки, портфели, сумки

2.7. Средства передвижения, несущие на себе массу тела ребенка:

— коляски, рюкзаки для переноса детей, автокресла

— манежи, качели, бегунки

3. Материалы, оборудование, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, предназначенные для непосредственного контакта с питьевой водой:

— антикоррозийные покрытия

— изделия из полимерных материалов (в том числе из резины)

— реагенты

— ионообменные ткани, смолы

— сантехническое оборудование, за исключением сантехприборов

— изделия из стеклопластика (на полиэфирной основе, эпоксидно-фенольной смоле)

— фильтрующие материалы и устройства

4. Косметическая продукция, средства гигиены полости рта:

— декоративная косметика

— средства для ухода за ногтями

— средства по уходу за кожей лица и тела

— средства по уходу за волосами

— косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и так далее)

— дезодоранты и средства от потения (антиперспиранты)

— средства для и после бритья

— средства для ванны и душа (пены, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и так далее)

5. Средства личной гигиены:

— бумага туалетная, полотенца, платочки, салфетки бумажные

— косметические салфетки (диски)

— другие предметы гигиенического назначения

6. Товары бытовой химии и приравненные к ним:

— средства моющие и чистящие

— средства ухода за ковровыми покрытиями, обувью, одеждой, мебелью, посудой, сантехническим оборудованием, транспортными средствами и прочие

— освежители, ароматизаторы воздуха

7. Химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами:

— пищевые «смолы», покрытия, клеи;

— изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов;

— бумага и изделия из нее;

— изделия из резины;

— картоны и изделия из них;

— изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов;

— изделия из металлов, сплавов, защитно-декоративные покрытия;

— изделия из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

— изделия из стекла;

— изделия из фарфора, фаянса и керамики;

— изделия кухонные столовые;

— посуда столовая и кухонная;

— приборы столовые;

— целлофаны и изделия из них;

— фольга;

— мойки и моечные ванны из полимерных материалов;

— бытовые электроприборы, предназначенные для контакта с пищей;

— холодильники, морозильники;

8. Технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания.

9. Мебель, строительные материалы и приравненные к ним.

9.1. мебель;

9.2. строительные материалы:

— плиты древесноволокнистые, древесностружечные;

— обои;

— изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов;

— средства защиты древесины;

— изделия из пластмассы;

— резиновые изделия;

— краски, лаки, эмали;

— клеевые составы;

— облицовочные материалы;

— напольные, потолочные и стеновые покрытия;

— отделочные материалы;

10. Химические и биологические вещества, материалы и соединения, используемые в народном хозяйстве и в быту:

— средства моющие, чистящие и отбеливающие в том числе с дезинфицирующим эффектом;

— средства против накипи (антинакипины);

— средства химической чистки и крашения одежды;

— растворители и разбавители сложные органические; составы для удаления красок и лаков;

— смазочно-охлаждающие жидкости, антикоррозионные средства, средства для удаления ржавчины;

— средства для мытья и очистки технологического оборудования;

— вспомогательные материалы, используемые в текстильном, трикотажном, кожевенном, обувном, меховом производствах.

Продукция, не подлежащая получению санитарно-гигиенического заключения:

1. Продукция, произведенная на территории государств-членов Евразийского экономического сообщества, безопасность которой подтверждается в порядке, определяемом решениями Комиссии Евразийского экономического союза

2. Пищевая продукция, имеющая ограниченный срок годности (до 30 дней) или требующая специальных условий хранения, за исключением продукции, в отношении которой одним из государств-членов Евразийского экономического союза введены ограничительные меры

3. Продукция, реализуемая индивидуальными предпринимателями (плательщиками единого налога, работающими по упрощенной системе налогообложения) на объектах розничной торговли, на рынках и т.д.

4. Продукция, ввозимая субъектами для собственных нужд

5. Выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования на территории Республики Беларусь

6. Продукция, бывшая в употреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли

7. Продукция, реализуемая в магазинах беспошлинной торговли

8. Гуманитарная помощь

9. Продукция, обращенная в доход государства

10. Продукция, в отношении которой не установлены требования гигиенической безопасности и отсутствуют соответствующие методики их определения

Документы, необходимые для получения санитарно-гигиенического заключения:

— перечень продукции;

— копия технического нормативного правового акта, уста навливающего требования к качеству и безопасности продукции (технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, технические условия) и технологическая документация (рецептуры, технические описания, технологические инструкции), письмо производителя о составе;

— документ производителя, подтверждающий безопасность и качество продукции;

— документы производителя по применению (использованию) продукции (инструкция, руководство по эксплуатации, регламент – при наличии);

— этикетка (упаковка) или ее макеты;

— протоколы лабораторных исследований (испытаний) на соответствие требованиям, установленным законодательством РБ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выполненных лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь;

— ветеринарный сертификат;

— внешнеторговый контракт (договор) и документы, подтверждающие ввоз и (или) приобретение продукции.

Когда осуществляется санитарно-гигиеническая экспертиза?

Санитарно-гигиеническое заключение необходимо получать перед выпуском в обращение продукции. Таким образом, наличие данного заключения для ввоза продукции на территорию Республики Беларусь не требуется.

Для проведения санитарно-гигиенической экспертизы продукции принимаются протоколы испытаний, выданные лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь.

Срок действия протоколов, предоставляемых для целей санитарно-гигиенической экспертизы:

Для пищевой продукции – не более 1 года

Для продукции, предназначенной для детей и подростков – не более 2 лет

Для иной продукции – не более 3 лет.

Протоколы испытаний в течение указанного срока с момента их оформления могут быть использованы при получении санитарно-гигиенического заключения на последующие партии при условии отсутствия изменений состава продукции.

На пищевую продукцию, а также детские игрушки, на каждую ввозимую партию необходимо составлять акт идентификации – подтверждение того, что ввозится ранее испытанная продукция данного производителя.

Санитарно–гигиеническое заключение может быть выдано как на партию продукции, так и на определенный срок, равный сроку действия протокола испытаний.

Для получения санитарно-гигиенического заключения на срок действия протокола, необходимо наличие подписанного с производителем продукции договора уполномоченного лица.

Для проведения лабораторных испытаний достаточно предоставить типовой образец продукции, результаты испытаний которого будут распространяться на всю группу однотипной продукции.

Типовой образец – образец продукции, выбранный из однотипной по целевому и функциональному назначению продукции, изготовленной по однотипным схемам, типовому технологическому процессу, из одинакового сырья и материалов, конструктивного исполнения и соответствующий одним и тем же установленным требованиям безопасности.

Количество типовых образцов определяется согласно перечню ввезенной продукции, исследование 30% от перечня продукции не требуется.

Классификация условий труда дана в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05», утвержденном Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29 июля 2005 года (далее – Руководство 2.2.2006-05).

Перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда для определенных категорий трудящихся установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Также действуют отраслевые перечни, введенные в действие Постановлениями Правительства Российской Федерации, Постановлениями Минтруда Российской Федерации, Постановлениями Кабинета Министров СССР и другими.

Руководством 2.2.2006-05 установлены гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности.

Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГН 2.2.5.1313-03») (далее – Гигиенические критерии).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24 декабря 2003 года №161 «О введении в действие ГН 2.2.5.1828-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение №1 к ГН 2.2.5.1314-03. ГН 2.2.5.1828-03») определены химические факторы производственной среды и ориентировочные безопасные уровни их воздействия в воздухе рабочей зоны.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны объектов хранения и уничтожения химического оружия установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 июня 2003 года №120 «О введении в действие ГН 2.2.5.1371-03».

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний либо отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы либо в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушений здоровья у сверхчувствительных людей.

Гигиенические нормативы установлены с учетом 8-часовой рабочей смены, а при большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и другого), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.

Исходя из Гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Если на рабочем месте фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, условия труда на этом рабочем месте соответствуют гигиеническим требованиям и относятся соответственно к 1 или 2 классу.

Оптимальными условиями труда (1 класс) — это условия, при наличии которых сохраняется здоровье работника, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для определения микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для иных факторов за оптимальные условия труда условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы или отсутствуют, или не превышают уровни, которые приняты в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) – это условия, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха либо к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Названные условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) – это условия труда, характеризующиеся присутствием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство (Руководством 2.2.2006-05).

Перечень вредных факторов

Вредные производственные факторы — это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

1) химический фактор, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;

2) биологические факторы (патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты);

3) шум на рабочих местах, производственная вибрация, ультразвук, инфразвук на рабочих местах;

4) микроклимат производственных помещений (температура воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения);

5) неионизирующие электромагнитные поля и излучения (электромагнитные поля, электростатические поля, электрические поля промышленной частоты, ОБУВ переменных магнитных полей, электромагнитные поля радиочастот);

6) ионизирующие излучения (радиационные);

7) световая среда (естественное и искусственное освещение);

8) тяжесть и напряженность труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве).

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений, в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1) степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2) степень 3 класса (3.2) – это уровни вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для этих факторов органов и систем), появлению начальных признаков либо легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Отнесение неблагоприятных условий труда к определенному классу и степени вредности и (или) опасности — 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 4 — проводится специализированными исследовательскими лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию, при аттестации рабочих мест организации по условиям труда.

Условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1 или 2 классу.

В случае если уровень хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда на таком рабочем месте, в зависимости от величины превышения и в соответствии с Руководством 2.2.2006-05, как по отдельному фактору, так и при их сочетании могут быть отнесены к 1 — 4 степеням 3 класса вредных либо 4 классу опасных условий труда.

Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и другое), оценка условий труда проводится по более высокой степени вредности.

Для установления класса условий труда превышение ПДК, ПДУ могут быть зарегистрированы в течение одной смены, если она типична для данного технологического процесса. При эпизодическом (в течение недели, месяца) воздействии на работника вредного фактора (типичном для данного технологического процесса, либо не типичном и не соответствующим функциональным обязанностям работника) его учет и оценка условий труда проводятся по эквивалентной экспозиции и/или максимальному уровню фактора, а в сложных случаях по согласованию с территориальным управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Общую оценку производственных факторов согласно пункту 5.11.3. Руководства 2.2.2006-05 устанавливают:

«- по наиболее высокому классу и степени вредности;

— в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

— при сочетании 2 и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 — условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше».

Возможность негативного воздействия на работников вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности обусловила необходимость разработки и утверждения предельно допустимых уровней воздействия указанных факторов. Например, установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны; санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах; санитарные нормы вибрации рабочих мест и другие.

Согласно пункту 5.11.6. Руководства 2.2.2006-05 по согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень, но не ниже класса 3.1) в следующих случаях:

«- при сокращении времени контакта с вредными факторами (защита временем) в соответствии с рекомендациями, приведенными в Прилож. 7, или разработанными специалистами территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научных или учебных организаций гигиенического профиля;

Примечание: режимы труда и отдыха работников, подвергающихся воздействию вибрации, не изменяют класс условий труда.

— при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

Примечание: исключение составляет определение класса условий труда применительно к воздействию микроклиматических условий, где нормативы разработаны уже с учетом СИЗ».

Перечни тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов должна осуществляться с использованием СИЗ при административном контроле за их применением (включение в технологический регламент, правила внутреннего распорядка с мерами поощрения за их использование и (или) административными мерами наказания нарушителей).

В соответствии с пунктом 5.11.5. Руководства 2.2.2006-05 классы условий труда устанавливаются на основании фактически измеренных параметров факторов рабочей среды и трудового процесса. При превышении нормативных уровней этих факторов работодатель должен разработать комплекс мер по оздоровлению условий труда, который включает организационно-технические для устранения опасного фактора, а при невозможности устранения — снижение его уровня до безопасных пределов. В случае если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья все-таки сохраняется, необходимо использовать меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем).

В зависимости от условий производства, параметры вредных производственных факторов далеко не всегда соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Причинами этого являются: неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта, сокращение работ по внедрению новых технологий, снижение внимания к безопасности производства работ.

Опасные условия труда

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, чье воздействие в течение рабочей смены (либо ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Исходя из гигиенических критериев, установленных Руководством 2.2.2006-05, определяется класс вредности и опасности условий труда.

В группу с высоким уровнем профессионального риска отнесены категории работающих, которые подвергаются воздействию факторов, уровни которых превышают гигиенические стандарты класса 3.3. согласно Руководству 2.2.2006-05. Работа в таких условиях может привести к высокой частоте профессиональных, производственно обусловленных заболеваний, а также к возникновению тяжелых форм этих заболеваний. В эту группу входят подавляющее большинство профессий, перечисленных в Списке №1 на льготное пенсионное обеспечение: основные профессии горнорудных предприятий, черной и цветной металлургии и так далее.

Списки №1 и №2 – это списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Комитета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Люди, работающие в экстремальных условиях, на производствах, где уровни действующих факторов настолько велики, что могут вызвать внезапное резкое ухудшение здоровья, относятся к категории сверх высокого риска. Это работники, которые подвергаются воздействию высоких температур (металлургическое, коксохимическое производство), а также к этой группе относятся профессии, работа на которых проходит в необычной для человека среде (под землей, под водой, в воздухе).

Опасными являются условия труда и на опасных производственных объектах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон «Об опасных производственных объектах»):

«Опасные производственные объекты — предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

Источником повышенной опасности признается деятельность, которая отвечает двум признакам: создание повышенной вероятности причинения вреда для окружающих, невозможность полного контроля за ней со стороны человека.

Опасные производственные объекты сами по себе являются источником повышенной опасности, как для работающих на них людей, так и для окружающих. Источниками повышенной опасности на практике традиционно называют деятельность промышленных организаций, использование электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, строительство, эксплуатацию транспортных средств и другое.

Опасными производственными объектами согласно Приложению №1 к Закону «Об опасных производственных объектах» являются объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Воздействие вредных и опасных производственных факторов на работающих может стать причиной уменьшения продолжительности жизни, особенно в трудоспособном возрасте, раннего старения, увеличения смертности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) запрещена. Исключением является ликвидация аварий, проведение экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Такие работы должны проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты со строгим соблюдением режимов, регламентированных для таких работ.

Законодателем в статье 147 ТК РФ введено понятие опасных условий труда на общих основаниях с тяжелыми, вредными и иными особыми условиями труда. При этом не указаны никакие ограничения на проведение работ в таких условиях. Такие работы допустимы только в исключительных случаях со строгим соблюдением правил, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Санитарно-гигиенические нормативы — это устанавливаемые в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами, органами и организациями допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды. Предположение о возможности установления нормативов для некоторых токсичных веществ было высказано еще в прошлом веке на основе данных о пороговом действии промышленных ядов. В начале XX столетия немецкие и американские исследователи разработали перечни пороговых концентраций для нескольких десятков наиболее распространенных промышленных химических соединений. В середине 20-х гг. в СССР впервые в мире были включены в санитарное законодательство предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В 30-е гг. ПДК были введены в Германии и США. В последующий период в СССР были заложены основы методологии гигиенического нормирования химических соединений в воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, продуктах питания. В настоящее время санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах. Кроме того, нормативы допустимого содержания химических соединений разрабатываются рядом международных организаций: Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Гигиеническая регламентация вредных (загрязняющих) веществ в природной среде заключается в установлении санитарно-гигиенических нормативов их содержания в воздухе, воде, почве, а также в растениях, продуктах питания, материалах.

Санитарно-гигиенические нормативы, как правило, не дифференцированы по природно-климатическим зонам, хотя чувствительность природной среды к воздействиям зависит от климатических условий, состава биоты, структуры самой среды, определяющей особенности распространения в ее сферах загрязнителей. Различия всех этих факторов и условий определяют существование дифференциации устойчивости разных экологических систем.

Гигиенические нормативы утверждаются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Они входят в состав санитарно-гигиенических норм и правил, а также в некоторые ГОСТы.

Санитарно-гигиенические нормативы получили широкое распространение в мировой природоохранной практике прежде всего благодаря четко обозначенной методологии их определения и использования. Их целевое назначение состоит в обозначении качественных и количественных рубежей воздействия на природные комплексы, непревышение которых гарантирует безопасные или «экологически оптимальные» условия жизнедеятельности населения. Таким образом, эти нормативы разрабатываются в соответствии с предположением о существовании порогового эффекта воздействия загрязнителя на организм человека, который весьма органично может быть учтен при определении экономических (стоимостных) характеристик ущерба.

Санитарно-гигиенические нормативы являются составной частью природоохранного нормирования и направлены на охрану здоровья человека с учетом его потребностей в благоприятной окружающей среде. К этой группе нормативов качества относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, электромагнитных полей.

Санитарно-гигиенические нормативы — это качественно-количественные показатели, соблюдение которых гарантирует безопасные или оптимальные условия существования человека. В связи с высокой социальной значимостью охраны здоровья человека санитарно-гигиеническое нормирование в нашей стране было разработано и внедрено в практику управления природопользованием хронологически первым. Например, предельно допустимые гигиенические концентрации (ПДК) содержания в атмосферном воздухе первых 10 веществ были утверждены еще в 1951 г., тогда как национальные стандарты качества воздуха на содержание 6 веществ в США были приняты в 1980 г. Поэтому методологическая база гигиенического нормирования в настоящее время является теоретически обоснованной, методически проработанной и организационно оформленной.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

К санитарно-гигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и др., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Целью разработки таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества ОПС.

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные и комплексные.

Норма санитарно-гигиеническая — качественно-количественный показатель состояния окружающей среды, поддержание которого гарантирует безопасные или оптимальные условия существования человека Так, предельно допустимые концентрации (ПДК) являются прежде всего санитарно-гигиеническими нормативами, которые устанавливаются для оценки состояния среды в интересах охраны здоровья человека.

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

Система санитарно-гигиенических нормативов ПДК является основой для разработки производственно-хозяйственных нормативов качества окружающей природной среды.

С помощью санитарно-гигиенических нормативов определяются показатели качества окружающей среды. В эту группу входят ПДК вредных веществ в составе твердых отходов, допустимые уровни биологического и радиационного воздействия.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды. Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

К основным нормативам в области охраны окружающей среды относятся государственные стандарты (ГОСТы), нормативы санитарно-гигиенического нормирования (ПДК и пр.), технические нормативы (см. раздел 4.1).

Экологическую и санитарно-гигиеническую оценку продовольственной сельскохозяйственной продукции проводят с учетом правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН 2.3.2.560—96), разработанных для Российской Федерации. На территории России они введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 27 от 24 октября 1996 г. В них описаны установленные законом или ограниченные правилами и стандартами нормируемые параметры, четко сформулированы термины и понятия.

Рассмотренные выше нормативы в основном базируются на санитарно-гигиенических принципах нормирования, т. е. ограничивают антропогенное воздействие на ОС, исходя прежде всего из результатов анализа особенностей действия на организм человека. Это ведет не к полноценной охране Природы, а лишь к сохранению отдельных (хотя уже в наши дни и достаточно многочисленных) характеристик среды в непосредственном окружении Человека.

В практических целях нормативы безопасности применяются следующим образом. Предположим, нужно определить, является ли безопасным для работающих воздух рабочей зоны, в котором содержатся пары бензина. По нормативным документам (ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования») находят, что величина предельно допустимой (безопасной) концентрации (ПДК) этого вещества составляет 100 мг/м3. Если действительная концентрация бензина в воздухе не превышает этого значения (например, составляет 90 мг/м3), то такой воздух является безопасным для работающих. В противном случае необходимо применить специальные меры для снижения повышенной концентрации паров бензина до безопасного значения (например, используя общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию).

Следует отметить, что по санитарно-гигиеническим нормативам, действующим в России, сброс сточных вод, загрязненных ртутью, запрещен . ПДК ртути для рыбохозяйственных водоемов составляет 0.01 мкг/л, что ниже или равно пределу обнаружения (ПО) наиболее часто используемых в России методов определения ртути. В соответствии с ГОСТ 27384—87 норматив погрешности при определении ртути от 0.02 до 0.1 мкг/л равен 50 %, для более низких концентраций он не определен. По аналогии с другими микроэлементами норма погрешности определения концентраций ртути ниже 0.02 мкг/л может находиться в диапазоне от 65 до 100 % Поэтому корректное определение концентрации ртути

В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Система производственно-хозяйственного нормирования пока ориентирована на санитарно-гигиенические нормативы (см. разд. 10.4.2.1). Общеэкологические (или комплексные) нормативы ПДК — нормативы, ориентированные на реакцию наиболее чувствительных организмов биоценоза, а не только человека, являются значительно более жесткими. Повсеместная переориентация сложившейся системы нормирования на ПДК растительного (табл. 10.7) и животного мира вызовет значительно большие экологические и экономические ограничения хозяйственной деятельности, что в конце XX в. признавалось нерациональным и нереальным, но с принятием Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» существующий подход может быть вскоре изменен.

Применение принципа аддитивности позволяет защищать интересы водопользования санитарно-гигиеническими нормативами; с другой стороны, при этом полностью сохраняют свое значение предельно допустимые концентрации, определенные для каждого вещества в отдельности.

В настоящее время определяющее значение для контроля и управления качеством окружающей среды имеют санитарно-гигиенические нормативы, ориентированные на показатели здоровья человека и его зависимости от состояния окружающей среды. К этой группе относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе.

В соответствии с задачами промышленной гигиены методы исследования воздушной среды должны быть адекватны гигиеническим нормативам и отвечать высоким требованиям по чувствительности, избирательности, точности и другим показателям. В настоящее время эти требования унифицированы и включены в ГОСТы: 12.1.005.—76 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования» и 12.1.016.—79 «Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентрации вредных веществ».

В методике экологического нормирования преобладает исторически сложившийся антропоцентрический подход, основанный на санитарно-гигиенических нормах, лимитирующих концентрацию загрязняющих веществ (ПДК, ПДУ, ПДВ и др.) в различных компонентах природной среды. Но очевидно, что экологическое нормирование должно быть направлено не только на защиту человека и отдельных видов биоты, но и на обеспечение устойчивого развития природно-технических геосистем в целом . При этом необходима разработка вторичных нормативов — предельных значений технико-технологических показателей, обеспечивающих выполнение первичных нормативов (требуемого состояния экосистем, уровней загрязнения и т.д.). Установление таких обратных связей в системе «производство — окружающая среда» (природно-техническая геосистема) в полной степени соответствует ее устойчивому равновесию и минимизации экологических издержек.

Важным условием нормирования содержания загрязняющих веществ в природной среде является экологическая дифференциация нормативов ПДК. Говоря выше о задачах токсикологии, мы указали, что восприимчивость организма к воздействию загрязняющих веществ может увеличиваться, а устойчивость к ним — снижаться, если организм находится под одновременным воздействием других экологических (например, физических) факторов, режимы которых близки к пределам толерантности или выходят за эти пределы. В токсикологии учет такого совместного воздействия факторов считается необходимым, хотя в практике санитарно-гигиенического нормирования это не применяется: используются единые нормативы ПДК.

Для предотвращения или снижения загрязнения окружающей среды намечены и проводятся различные мероприятия: технологические, технические, санитарно-технические, медицинские, правовые, планировочные, организационные и др. В основе всех мероприятий по предотвращению или снижению загрязнения окружающей среды лежит контроль за содержанием вредных веществ, который регламентируется санитарно-гигиеническими нормативами — ПДК. Контроль необходим для получения информации об уровне загрязнения, а также об источниках выбросов, причинах и факторах, определяющих загрязнение. Такая информация дает основание или помогает выбирать и проводить защитные, оздоровительные мероприятия и следить за их выполнением.

Вопросу контроля за содержанием вредных веществ в-окружающей среде в нашей стране придается важное значение с первых лет установления Советской власти. Первый отечественный гигиенический норматив был установлен в 1924 г. на содержание соляной кислоты в воздухе рабочей зоны. Эта величина является неизменной и в настоящее время. Позднее гигиенические нормативы стали устанавливаться для водоемов (1945 г.), атмосферного воздуха (1951 г.)г почвы (1974 г.). В настоящее время более чем для 2500 соединений установлены санитарно-гигиенические нормативы в различных средах.

В Российской Федерации природоохранные нормы и правила имеют недостаточную правовую поддержку, а сфера их практического действия намного меньше, чем должна быть. Система собственно экологических нормативов отсутствует, если не принимать за нее комплекс санитарно-гигиенических норм. Справедливости ради следует отметить, что существует большое число утвержденных нормативных документов и специализированных нормативных разработок. Есть хорошо сочиненная концепция отечественного экологического нормирования. Но все это почти не работает.

Оценка вариантов архитектурнопланировочных решений застройки с позиций требований улучшения микроклимата проводится с помощью графоаналитических расчетов (методика изложена в ч. II, 2.1) и базируется на установленных санитарно-гигиенических нормативах и показателях (ч. II, 1.5 и 2.1).

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5. VI 1.68 г. №517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» на промышленных предприятиях должны быть организованы санитарные лаборатории для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами.

В настоящее время нормативная база в данной сфере весьма обширна. В нее входят многочисленные международно-правовые, региональные (например, ЕС), национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и иные акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, а также подзаконные — постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздрава РФ.

Деструктивные методы применяются для сточных вод с органическими примесями, не представляющими технической ценности, или в качестве доочистки после регенерационных методов. Основным из деструктивных методов является метод биологического окисления в аэробных или анаэробных условиях. Очищенные по этому методу производственные сточные воды отвечают санитарно-гигиеническим и рыбохозяйственным нормативам и могут быть спущены в водоем; нередко они могут быть использованы повторно на технологические нужды. Затраты на биологическую очистку зависят от состава стоков, они минимальны при очистке производственных стоков совместно с бытовыми и при небольшом разбавлении условно чистыми стоками. При большом разбавлении их речной водой затраты на биологическую очистку могут быть выше, чем по другим методам, как это видно из табл. 5.3.

Расширение зон кислотных дождей в странах Европы и Америки, как это ни парадоксально, тесно связано с мерами по обеспечению необходимого качества среды обитания человека: строительством высоких труб и введением в эксплуатацию электрофильтров для улавливания летучей золы (содержащей щелочные компоненты, а также катализаторы окисления 802 и N0 ). Использование санитарно-гигиенических нормативов типа ПДК и антропоцентристский подход к проблемам окружающей среды естественным образом ориентируют на простейшее и наименее дорогостоящее решение задачи уменьшения концентрации загрязняющих компонентов — их разбавление и рассеяние. Однако такой подход антиэкологичен, поскольку хроническое воздействие «умеренных» или даже «малых» доз загрязнений приводит к постепенной деградации экосистем. При этом их сопротивляемость постепенно снижается, и последующие стадии деградации протекают со значительным ускорением, зачастую не оставляя возможности затормозить и повернуть процесс вспять.