Санкционирование

1. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

2. Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

5. Под санкционированием операций в целях настоящего Кодекса понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

(Статья дополнительно включена с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 267.1 БК РФ

Комментируемая статья регламентирует приемы и способы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.

Контрольные мероприятия осуществляются методом проверки, ревизии, обследования. Проверки подразделяются на камеральные, выездные, встречные.

Выездные проверки, ревизии проводятся по месту нахождения объекта контроля и его обособленных подразделений.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Службы (территориального органа).

Обследование может проводиться в рамках камеральных и выездных проверок и ревизий, либо как самостоятельное контрольное мероприятие, в порядке и сроки, установленные для выездных проверок и ревизий.

Результатом исполнения административной процедуры проведения контрольного мероприятия и оформления его результатов является акт проверки (ревизии), заключение, подготовленное по результатам проведения обследования, и иные материалы контрольного мероприятия.

Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Консультации и комментарии юристов по ст 267.1 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 267.1 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном казначействе.

2. Разрешить Федеральному казначейству иметь до 5 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 11 управлений по основным направлениям деятельности Федерального казначейства.

3. Подчинить Федеральному казначейству территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

4. Установить:

предельную численность работников центрального аппарата Федерального казначейства в количестве 419 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 18955,6 тыс. рублей (в расчете на квартал);

предельную численность работников территориальных органов Федерального казначейства в количестве 51777 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 997938,1 тыс. рублей (в расчете на квартал).

5. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федерального казначейства в г. Москве, ул. Ильинка, дома 7/3, 9, 10/2, строение 1, Биржевая пл., дом 1/2.

6. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478) следующие изменения:

а) в пункте 2 слова: «Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу» заменить словами: «Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства»;

б) пункт 3 признать утратившим силу;

в) в подпункте 3 пункта 5:

в абзаце втором слово: «обеспечение» заменить словом: «организацию»;

в абзаце третьем слова: «ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и» исключить;

абзац пятый признать утратившим силу;

г) в пункте 7:

слова: «1370 единиц» заменить словами: «1153 единицы»;

слова: «и предельную численность работников территориальных органов в количестве 51777 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)» исключить.

7. Внести в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258), следующие изменения:

а) в пункте 2 слова: «Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу» заменить словами: «Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства»;

б) подпункты 5.3.3, 5.3.5 — 5.3.8 признать утратившими силу;

в) в подпункте 5.3.4 слова: «ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и» исключить.

8. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 3320);

постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1995 г. N 135 «О внесении изменений в Положение о федеральном казначействе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 681);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 109 «О внесении изменений в Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 696).

9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральном казначействе

I. Общие положения

1. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

2. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.19. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

5.21. организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

6.5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

6.6. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;

6.7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

7. Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

III. Организация деятельности

8. Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального казначейства:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Федеральном казначействе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;

9.2.7. проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;

9.5. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;

9.9. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

аав аарон ава аван аванс авансик авар авиа авиационник авио авионика авран авсон аик аио аир акан акар акаро акаси аква аки акино акр акри акрон аксон акции анар ани анива анион анис анисовка анка анкона анна аннан аннино аннона ано аноа анона анонс анорак аносов анрио анса ансари аон ара аравник арак араки аракс арвак ариан арианин арии арика арина аринкин арион арис арк арка аркан арканов аркин аркона аркос арника арно аро арон аронник аронов арс арса арсин арца асарон асва асино аск аснова асорин ацс ваи вак вакации вакора вакса вакцина ван вани ванин ванини ванино ванна вар вара варан вариа вариации вариокино варка варки варна варнак варница варок варсак вас васа васин вац ваци виа виан вик вика вико викс вин вина вини винники винница вино винцо вир вира вирион виро вис виска виски висок висцин виц вица вицин внос вноска воин воис вокансон вокно вокс вон вона вонсан вор ворано ворок ворон ворона вороника воронин воронка ворс ворса ворсина ворсинка ворсинки вос воск воски воскорица восорка восца враки вран вранкс враца врио врк вронскиан врос вцик иаков иасион иасон ива иваки иван иванин иваси ивина ивка иво ивс ивц ика икао икар икаса икинс ико икона иконница икорница икос икра икрина икс иксион иксора инанна инар инари инвар инин инион инка инки инкор инн инно инновации ино инок инока иоанн иоаннов иов ион иона ионава ионик иори иосан ира ирак иран иранка ирва ирвин ирина ирино ирис ириска ирица ирнк иро ирон ироника исаак исаков исакова исанин исикава исикари исин иск иска исков искони исконно искра исно исо ицаи ицков кав кава кавани кави кавиар кавос каин каинов каир каиров кан кана кананин канарис канва канин канн канна каннон кано канова канон канона канонир канонница канса канси канцона каор кар кара каравин караново карас караси карвина карино карио карион карна карно каро карони каронин карс карсавин карсон карцино касаи касан касива касона кац кацина кацо кацонис ква кваиси кварц квас квасир квасница квиноа квио квирин квн кво квц киа кивано киви кивца кии кин кина киниин кино кинцвиси кио кион кир кирас кираса кирин кирион киров кирово кирос кирс кирсанов кирсанова кис киса киси книс кница кнос кнр коа ков кова ковар коварно ковнир ковно ковора коир кон конвоир кони кониин конин конина конио кониси конница конно конс кор кора кораис коран корана кори корив корин корица корн корна корнаи корнин корно коро корова коровин коровница корона корса корсов кос коса коси косина косиор косица косно косо косов косовица косора коца кра краина кран кранц крас краса красавино красиво красин краснина красно краснов красов кри крив кривин кривина криво кривонос крин криница кринов крио крис крица крнов кро кров крови кровно крово крон крона кронин кронос кросна кросно кси ксива ксоан навар навинка навис наво навои наврано наи наив наивно наири након накос накосо накра накриво нанаи нанак нани нанка нанкин нанн нано наново нанос наносник нанси наос нар нара нарасино нарва нарвик нарко наров нарок нароков нарса нас наса насик наскоро насон насонов нац

Санкционирование расходов бюджета

15.1. Нормативная база

N п/п Полное наименование Реквизиты Сокращенное наименование
1 Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2003 N 50н (ред. от 27.12.2004) Приказ Минфина России N 50н

15.2. Организация, документальное оформление и учет операций санкционирования расходов бюджета

Этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

составление и утверждение бюджетной росписи;

утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Изменение ЛБО возможно только в случаях, установленных бюджетным законодательством.

Бюджетные ассигнования отражаются в бюджетном учете на основании уведомлений об объемах бюджетных ассигнований.

Лимиты бюджетных обязательств отражаются:

в учете главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета — на основании расходных расписаний (ф. 0512043) или реестров расходных расписаний (ф. 0512073) в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

в учете главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов — на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них ЛБО и сметы доходов и расходов.

Принятые бюджетные обязательства текущего года отражаются в бюджетном учете на основании документов, подтверждающих их принятие: договоров или заменяющих их иных документов: счетов, кассовых чеков, товарно-транспортных накладных и т.п., расчетно-платежных ведомостей и других аналогичных документов.

Учет операций санкционирования расходов бюджета ведется обособленно от учета фактически произведенных расходов в соответствии с КОСГУ.

В бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств в сфере здравоохранения открываются следующие счета по учету операций санкционирования расходов бюджета:

счет 150101000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств»;

счет 150104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

счет 150301000 «Бюджетные ассигнования».

На счете 1 501 01 000 главными распорядителями бюджетных средств отражаются утвержденные суммы ЛБО и изменения, вносимые в течение текущего года, по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

На счете 1 503 01 000 главными распорядителями бюджетных средств отражаются утвержденные бюджетные ассигнования по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

На счете 1 501 04 000 главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств отражаются суммы ЛБО, а также внесенные изменения, переданные главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств соответственно распорядителям, получателям бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

В бюджетном учете распорядителей бюджетных средств в сфере здравоохранения открываются следующие счета по учету операций санкционирования расходов бюджета:

счет 150102000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»;

счет 150104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

счет 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

счет 150106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути».

На счете 1 501 02 000 распорядителями бюджетных средств отражаются суммы ЛБО, доведенные им главными распорядителями бюджетных средств.

На счете 1 501 05 000 распорядителями, получателями бюджетных средств отражаются суммы ЛБО, также внесенные изменения, полученные в соответствии с Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

На счете 1 501 06 000 распорядителями (кроме главных распорядителей) и получателями бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета отражаются суммы ЛБО, доведенные главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученные распорядителями, получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным.

В бюджетном учете получателей бюджетных средств в сфере здравоохранения, в том числе главных распорядителей и распорядителей как получателей, открываются следующие счета по учету операций санкционирования расходов бюджета:

счет 150103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

счет 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

счет 150106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

счет 150201000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года».

На счете 1 501 03 000 получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями, отражаются по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета доведенные до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств суммы ЛБО, а также внесенные изменения.

Записи по счету производятся на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

На счете 1 502 01 000 получателями бюджетных средств отражаются принятые бюджетные обязательства по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Счета санкционирования расходов бюджетов ведутся в течение финансового (бюджетного) года, остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам учета санкционирования расходов на следующий год не переходят.

В начале нового финансового года учет по перечисленным счетам ведется начиная с нулевых остатков.

Данные счетов учета санкционирования расходов бюджетов в отчетности не отражаются.

В конце отчетного периода главные распорядители (распорядители) и подведомственные получатели бюджетных средств сверяют данные по счетам учета операций санкционирования.

Типовые записи по отражению в бюджетном учете операций санкционирования расходов бюджета:

N п/п Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4
Отражение главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения операций санкционирования расходов бюджета.
1 Отражение сумм утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 503 01 XXX 1 501 01 XXX
2 Распределение главным распорядителем бюджетных средств ЛБО по распорядителям, получателям бюджетных средств, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 501 01 XXX 1 501 04 XXX
Отражение распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения операций санкционирования расходов бюджета.
3 Отражение распорядителем бюджетных средств сумм ЛБО, полученных от главного распорядителя бюджетных средств, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 501 05 XXX 1 501 02 XXX
4 Отражение распорядителем бюджетных средств ЛБО, переданных получателю бюджетных средств, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 501 02 XXX 1 501 04 XXX
Отражение получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями, операций санкционирования расходов бюджета.
5 Отражение полученных ЛБО получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями, в разрезе статей ЭКР, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 501 05 XXX 1 501 03 XXX
6 Принятие бюджетных обязательств текущего года получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями, с учетом внесенных изменений (суммы увеличения со знаком «плюс», суммы уменьшения со знаком «минус»). 1 501 03 XXX 1 502 01 XXX
7 Отражение сумм ЛБО в пути. 1 501 05 XXX 1 501 06 XXX
8 Отражение поступления ЛБО, ранее отраженных как суммы ЛБО в пути. 1 501 06 XXX 1 501 02 XXX
1 501 03 XXX

15.3. Момент отражения в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств

Принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете:

по заключенным договорам на поставку продукции, выполнения работ, оказания услуг бюджетные обязательства принимаются к учету при поступлении договорной документации в бухгалтерию в размере договорной стоимости;

при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат бюджетные обязательства принимаются к учету по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;

при начислении единого социального налога и страховых взносов обязательного пенсионного страхования бюджетные обязательства принимаются к учету ежемесячно в последний день месяца;

при расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, проводятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.

Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции, работ, услуг операциями санкционирования не отражаются, т.к. принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до кассовых расходов.

15.4. Отражение операций санкционирования расходов бюджета в регистрах бюджетного учета

Регистром аналитического учета по счетам учета ЛБО является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

Карточка (ф. 0504062) применяется для учета утвержденных сумм ЛБО, принятых и переданных ЛБО текущего года.

Данные формируются нарастающим итогом с начала года на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя бюджетных средств по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Минздрав формирует расходные расписания (ф. 0512043), на основании которых ЛБО доводятся до учреждений здравоохранения — получателей бюджетных средств.

Учет полученных и переданных ЛБО ведется обособленно (на отдельных карточках).

Для учета бюджетных обязательств текущего финансового года в учреждениях здравоохранения применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064).

В Журнале (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.

По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет ЛБО следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Учет санкционирования расходов бюджетов включает в себя учет сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, которые доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств, в целях эффективного расходования данных средств, выделенных на определенные нужды. В отличие от ранее действовавших норм <1>, с введением в действие Инструкции N 70н <2> операции по санкционированию расходов отражаются в бухгалтерском учете.

<1> Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 31.12.1999 N 107н.
<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Общий порядок санкционирования расходов бюджета

Перед тем как представить счета учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, рассмотрим процесс санкционирования расходов. Его порядок отражен в гл. 24 БК РФ. При этом относительно федерального бюджета процесс санкционирования определен в гл. 25 БК РФ, а также регламентирован в Приказе Минфина России от 10.06.2003 N 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

В соответствии со ст. 219 БК РФ основными этапами санкционирования расходов бюджетов являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

На основании бюджетной росписи уполномоченными органами исполнительной власти осуществляется исполнение бюджетов всех уровней РФ (п. 1 ст. 217 БК РФ).

К уполномоченным органам исполнительной власти согласно ст. 215.1 БК РФ относятся Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ, орган местного самоуправления, на которых возложено обеспечение исполнения федерального, субъекта РФ и местного бюджетов соответственно, а также бюджета государственного внебюджетного фонда и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Кроме того, организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, а кассовое исполнение всех бюджетов РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Составление бюджетной росписи осуществляется главными распорядителями бюджетных средств на основе утвержденного бюджета с поквартальной разбивкой отдельно по каждому распорядителю и получателю бюджетных средств. Затем она представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения. В свою очередь орган, ответственный за составление бюджета, например Минфин России, на основании данных бюджетных росписей, полученных от главных распорядителей бюджетных средств, в течение 15 дней составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем данного органа исполнительной власти. Далее сводная бюджетная роспись в срок не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет (ст. 217 БК РФ).

Если применить данный порядок к федеральному бюджету, то, как установлено ст. 246 БК РФ, сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня вступления в силу Федерального закона «О федеральном бюджете». Утвержденная сводная бюджетная роспись передается Федеральному казначейству для доведения ее главным распорядителям средств федерального бюджета, а также направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, в течение 10 дней обязан довести ее показатели в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях до нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ). При изменении бюджетных ассигнований исполнительный орган обязан уведомить об этом распорядителей и получателей средств в срок не позднее 15 дней со дня изменения. После получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях получатель бюджетных средств в течение 10 дней обязан составить смету доходов и расходов и представить ее на утверждение вышестоящему распорядителю (ст. 221 БК РФ).

Затем на основании сводной бюджетной росписи и доведенных ассигнований утверждаются лимиты бюджетных обязательств, принятых для главных распорядителей (распорядителей) и получателей органом, исполняющим бюджет (ст. 223 БК РФ). Так, согласно ст. 249 БК РФ лимиты для главных распорядителей бюджетных средств утверждаются Минфином России, а для распорядителей и получателей бюджетных средств — главным распорядителем. Доведение сведений о лимитах до распорядителей и получателей осуществляется через Федеральное казначейство в форме уведомления.

В соответствии с лимитами бюджетных обязательств и утвержденной сметой доходов и расходов получатели бюджетных средств имеют право на принятие денежных обязательств, которое осуществляется путем заключения договоров на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг между получателем и поставщиком, составлением платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, за счет средств соответствующего бюджета (ст. 225 БК РФ).

В чем отличие бюджетных обязательств от денежных? К бюджетному обязательству относится признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование бюджетных средств в течение определенного времени, а денежным обязательством является заключение договоров на приобретение товаров (работ, услуг) или издание приказа о приеме на работу и об установлении надбавок и доплат.

Обратите внимание: объем принятых денежных обязательств не должен превышать объем лимитов бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Далее, как указано в ст. 226 БК РФ, после составления всех необходимых документов для оплаты приобретенной продукции (работ, услуг) нужно подтвердить данные денежные обязательства. Федеральное казначейство для разрешения расходования бюджетных средств должно проверить представленные бюджетными учреждениями платежные и иные документы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и утвержденными сметами доходов и расходов. Проверка документов проводится в течение трех дней с момента их представления. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Федеральное казначейство может отказать в принятии денежных обязательств в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям бюджетного законодательства;
  • при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • при блокировке расходов.

Примечание. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного обязательства в пользу физических или юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств (ст. 227 БК РФ).

Перейдем к отражению санкционирования расходов на счетах бюджетного учета. В соответствии с Инструкцией N 70н их учет ведется на соответствующих счетах разд. 5 «Санкционирование расходов бюджетов» в разрезе следующих счетов:

  • 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств»;
  • 0 502 01 000 «Принятые бюджетные обязательства»;
  • 0 503 01 000 «Бюджетные ассигнования».

Данные счета ведутся в течение всего финансового года, кроме того, остатки на конец финансового года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят и в балансе ф. 0503130 не показываются.

Учет лимитов бюджетных обязательств

На счете 0 501 00 000 ведется учет утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств текущего года, изменений, вносимых в течение финансового года в бюджетных учреждениях, а также в органах, организующих исполнение бюджета, и в органах Федерального казначейства.

Учет по счету 0 501 00 000 ведется по следующим счетам:

  • 0 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств»;
  • 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»;
  • 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;
  • 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;
  • 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;
  • 0 501 06 000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;
  • 0 501 07 000 «Лимиты бюджетных обязательств невыясненные».

Все операции по счету отражаются на основании первичных учетных документов. Аналитический учет операций по счету 0 501 00 000 ведется органами Федерального казначейства в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (Приложение N 3 к Инструкции N 70н) ф. 0504062, утвержденной Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении регистров бюджетного учета».

Данные по карточке формируются нарастающим итогом с начала года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) (далее — Уведомления) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по кодам бюджетной классификации РФ.

Отдельно остановимся на Уведомлениях. Через них до главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств доводятся утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также вносимые в течение финансового года изменения. Составление Уведомлений возложено на Федеральное казначейство.

Принятые бюджетные обязательства

На счете 0 502 01 000 ведется учет принятых обязательств получателями бюджетных средств после заключения ими договоров на приобретение товаров (работ, услуг) с юридическими и физическими лицами.

Суммы принятых обязательств отражаются по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Бюджетные ассигнования

Учет доведенных через Уведомления бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств ведется на счете 0 503 01 000 «Бюджетные ассигнования».

Суммы утвержденных ассигнований отражаются по дебету счета 0 503 01 000 «Бюджетные ассигнования» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

Далее рассмотрим, как отражаются операции по санкционированию расходов в бюджетном учете у главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств.

У главных распорядителей

Как указано в ст. ст. 220, 223 БК РФ, орган, исполняющий бюджет, доводит до главного распорядителя бюджетные ассигнования и утверждает ему лимиты бюджетных обязательств. Доведение бюджетных ассигнований отражается по дебету счета 0 503 01 000 «Бюджетные ассигнования» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств». На основании Уведомлений главному распорядителю доводятся лимиты бюджетных обязательств, которые отражаются по дебету счета 0 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств». Стоит отметить, что аналогичной проводкой по бухгалтерскому учету отражаются операции в случае изменения (увеличения) суммы утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Уменьшение лимитов в течение финансового года отражается по дебету счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

Обратите внимание: дебетовый остаток по счету 0 501 01 000 отражает сумму утвержденных лимитов главному распорядителю бюджетных средств с внесенными в них изменениями.

Далее главный распорядитель на основании Уведомлений через органы Федерального казначейства передает соответствующие лимиты распорядителям бюджетных средств с целью их последующего доведения до получателей бюджетных средств. Данная операция отражается по дебету счета 0 501 02 000 «Лимит бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».

Разберем на примере порядок доведения лимитов до главного распорядителя средств федерального бюджета и последующей передачи их распорядителю.

Пример 1. Федеральному министерству, являющемуся главным распорядителем бюджетных средств, утверждены и доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на сумму 10 100 тыс. руб.:

  • по подстатье ЭКР 211 «Заработная плата» — 9000 тыс. руб.;
  • по подстатье ЭКР 222 «Транспортные услуги» — 1100 тыс. руб.

Далее Минфин России внес изменения (уменьшение) в суммы лимитов Федеральному министерству, которые затем доводятся уведомлением через Федеральное казначейство до распорядителей бюджетных средств.

В бюджетном учете федерального министерства будут сделаны следующие проводки.

Дебет

Кредит

Сумма,

тыс.

руб.

Утверждены бюджетные

ассигнования в части оплаты

труда

1 503 01 211

1 501 01 211

Утверждены бюджетные

ассигнования в части

транспортных услуг

1 503 01 222

1 501 01 222

Утверждены лимиты бюджетных

обязательств по оплате труда

1 501 01 211

1 501 02 211

Утверждены лимиты бюджетных

обязательств по транспортным

услугам

1 501 01 222

1 501 02 222

Внесены изменения (уменьшение)

в суммы лимитов по оплате

транспортных услуг

1 501 02 222

1 501 01 222

Переданы утвержденные лимиты

бюджетных обязательств

распорядителю бюджетных

средств

1 501 02 211

1 501 04 211

Переданы утвержденные лимиты

бюджетных обязательств

распорядителю бюджетных

средств

1 501 02 222

1 501 04 222

У распорядителей бюджетных средств

Руководствуясь ст. 223 БК РФ распорядители после получения лимитов бюджетных обязательств доводят их до получателей бюджетных средств.

Доведение лимитов распорядителям от главных распорядителей бюджетных средств через Уведомления отражается по дебету счета 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств».

Обратите внимание: в случае если распорядитель является и получателем бюджетных средств, доведение лимитов будет отражено по дебету счета 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Направление лимитов от распорядителей к получателям бюджетных средств отражается по дебету счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».

Вместе с тем возможны случаи, когда распорядителю бюджетных средств поступают невыясненные лимиты, информация по которым требует разъяснения (с целью установления назначения). В бухгалтерском учете будет составлена проводка дебет счета 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 07 000 «Лимиты бюджетных обязательств невыясненные». После выяснения назначения лимитов операция отражается по дебету счета 0 501 07 000 «Лимиты бюджетных обязательств невыясненные» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств» с последующим доведением лимитов до получателей бюджетных средств.

Приведем пример получения и перечисления распорядителем бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.

Пример 2. Бюджетное учреждение, являющееся распорядителем бюджетных средств, получило уведомление о лимитах бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг по подстатье экономической классификации расходов 223 «Коммунальные услуги» на сумму 1000 тыс. руб.

Кроме того, поступили невыясненные лимиты по подстатье 226 «Прочие услуги» на сумму 500 тыс. руб., которые после выяснения назначения доведены до получателей бюджетных средств.

В бухгалтерском учете распорядителя бюджетных средств операции отразятся следующим образом.