Сдача имущества в аренду

Сдача имущества, закрепленного за школой, в аренду

Учредитель закрепляет имущество за государственными и муни­ципальными образовательными учреждениями на праве оператив­ного управления (ст. 120 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 39 Закона РФ «Об обра­зовании»).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отноше­нии закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, уста­новленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения,пользования и распоряжения им. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. В уставе образова­тельного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельнос­ти образовательного учреждения по сдаче имущества как форма ис­пользования имущества, закрепленного за образовательным учреж­дением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального за­кона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хо­зяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возмож­ными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), зак­репленного за образовательным учреждением, или имущества, при­обретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собствен­ником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13). Данное требование при буквальном толковании ставит под сомнение саму возможность сдавать имущество государственных и муниципальныхобразовательных учреждений в аренду. Правоприменительная прак­тика показывает, что отношения по сдаче школьного имущества в арен­ду осуществляются на основании п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образо­вании», согласно которому образовательное учреждение вправе выс­тупать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом не устанавливаются какие-либо исключения для государственных или муниципальных учреждений.

Упомянутый Федеральный закон № 122-ФЗ исключил из Закона РФ «Об образовании» и нормы, устанавливающие особенности сдачи в аренду имущества государственного или муниципального образова­тельного учреждения — необходимость получения согласия на сдачу имущества в аренду от учредителя. Однако это не означает, что теперь школы могут безо всяких ограничений, без ведома учредителя сдавать имущество в аренду. Ведь в любом случае заключению договора арен­ды должна предшествовать экспертная оценка последствий такого до­говора для обеспечения образования, воспитания, развития детей,которая проводится учредителем. Если в результате экспертной оцен­ки установлена возможность ухудшения указанных условий, то договор аренды не может быть заключен. А если такая экспертиза не проводи­лась, договор аренды может быть признан недействительным (п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российс­кой Федерации»). На федеральном уровне никак не урегулирована про­цедура и критерии проведения экспертной оценки.

Бухгалтерские проводки по операциям аренды

Поэтому фактичес­ки учредитель имеет достаточно большую свободу усмотрения при про­ведении экспертной оценки, и на практике она приравнивается к даче его согласия на сдачу имущества в аренду. В приложении № 6 приведе­на примерная форма акта экспертной оценки, разработанная Комите­том по образованию Санкт-Петербурга.

Следует специально отметить неправомерность сдачи имущества, закрепленного за государственными и муниципальными образова­тельными учреждениями, собственником. Как было отмечено выше, по общему правилу арендодателем имущества выступает его соб­ственник, однако Гражданский кодекс РФ, определяя права учрежде­ния и собственника имущества, закрепленного за ним, не предусмат­ривает право собственника по своему усмотрению распоряжаться имуществом, закрепленным за образовательным учреждением, за исключением случаев изъятия излишнего, неиспользуемого либо ис­пользуемого не по назначению имущества. Собственник вправе рас­порядиться имуществом по своему усмотрениютолько после его изъятия, т.е. прекращения права оперативного управления образо­вательного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, местная администрация, выполняющая полномо­чия собственника имущества муниципальной школы, вправе сдать в аренду или иным образом распорядиться имуществом школы только после его изъятия в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 296 ГК РФ, и прекращения права оперативного управления учреждения на такоеимущество. Такой позиции придерживается и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Москов­ского округа от 20 января 2005 г. по делу № КГ-А40/12160-04).

Договор аренды должен соответствовать требованиям главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Договор аренды любого имущества, стороной которого является школа, заключается в письменной форме. Договор аренды недвижи­мого имущества — зданий, сооружений, помещений школы, заклю­ченный на срок не менее года, подлежит государственной регистра­ции и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним проводится территориальным органом Федеральной реги­страционной службы Министерства юстиции РФ, действующим на тер­ритории соответствующего регистрационного округа по месту нахож­дения недвижимого имущества (п. 1 ст. 9 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним»).

С заявлением о государственной регистрации права аренды недви­жимого имущества может обратиться одна из сторон договора арен­ды недвижимого имущества (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помеще­ния в них или части помещений, к договору аренды недвижимого иму­щества, представляемому на государственную регистрацию прав, при­лагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обознача­ются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуе­мой площади. Договор аренды помещения или части помещения ре­гистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним»).

В приложении № 5 представлена модель договора аренды помеще­ния школы для осуществления продажи канцелярских товаров и учеб­ной литературы.

Бюджетный кодекс РФ рассматривает средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользова­ние или во временное пользование имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, как доходы соответствующего бюджета (п. 1 ст. 42). Поступившие от сдачи имущества в аренду средства обычно отражаются на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений, открытых в органах казначей­ства, и направляются на их содержание в качестве дополнительногоисточника бюджетного финансирования. Такая норма должна присут­ствовать в региональном или муниципальном бюджете (в зависимости от того, кто является собственником учреждения) на соответствующий год*. Таким образом, доходы от аренды имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования школы только при на­личии специального решения учредителя-собственника.

ДОГОВОР АРЕНДЫ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

г.

«» 2018 г.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а Арендатор принять, оплатить и своевременно возвратить следующее движимое имущество вместе со всеми его принадлежностями и документацией, необходимой для его использования (далее – Имущество): .

1.2. Технические характеристики и иные сведения об Имуществе указаны в технических паспортах (спецификациях, иных документах) по состоянию на дату передачи Имущества по акту приема-передачи. Акт приема-передачи подписывается Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение №1).

1.3. Арендатор обязуется возвратить Имущество в исправном состоянии с учетом нормального износа в соответствии с технической документацией. Продукция и доходы, полученные Арендатором в результате использования Имущества, являются собственностью Арендатора.

1.4. Имущество, переданное в аренду, является собственностью Арендодателя, что подтверждается .

1.5. Арендодатель гарантирует, что Имущество не заложено, не арестовано, не обременено правами третьих лиц.

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ВОЗВРАТА ИМУЩЕСТВА

2.1. Арендодатель обязан предоставить Имущество в исправном состоянии, с приложением всей необходимой документации. Подготовка Имущества к передаче Арендатору осуществляется за счет Арендодателя. Возврат Имущества осуществляется за счет Арендатора.

2.2. Арендатор обязан вывезти Имущество со склада Арендодателя и возвратить его своими силами и за свой счет по адресу: .

2.3. Арендатор не вправе (вариант: вправе) передавать взятое в аренду Имущество в субаренду, в безвозмездное пользование, передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам, отдавать в залог арендные права.

2.4. Арендатор вправе за свой счет и с письменного согласия Арендодателя производить неотделимые улучшения Имущества. В этом случае Арендатор имеет право на возмещение стоимости этих улучшений.

2.5. При возврате Имущества его осмотр и проверка производятся в присутствии представителя Арендатора.

2.6. При возврате Имущества Арендатор вправе изъять произведенные им отделимые улучшения Имущества.

2.7. Арендатор обязан застраховать Имущество в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок с момента подписания настоящего Договора Сторонами. Копия (копии) страхового полиса представляется Арендодателю в срок с момента заключения договора страхования. Расходы, связанные с уплатой платежей по страхованию, возлагаются на Арендатора.

2.8. Арендатор обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при пользовании Имуществом; эксплуатировать Имущество в соответствии с его целевым назначением, установленными нормами и правилами эксплуатации и условиями настоящего Договора.

3. РАСЧЕТЫ

3.1. Сумма арендной платы за Имущество составляет рублей.

3.2. Арендная плата выплачивается Арендодателю в следующем порядке: .

4. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «»2018г.

Аренда и арендные отношения

В случае если к указанному моменту у Сторон остались неисполненные обязательства, вытекающие из настоящего Договора, срок действия Договора продлевается до полного выполнения Сторонами своих обязательств.

4.3. Срок нахождения Имущества в аренде исчисляется со дня подписания акта приема-передачи имущества.

4.4. Изменение условий настоящего Договора, его расторжение и прекращение допускаются по соглашению Сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Вносимые дополнения и изменения рассматриваются Сторонами в срок и оформляются дополнительными соглашениями к настоящему Договору.

5. САНКЦИИ

5.1. За просрочку выплаты арендной платы в установленный настоящим Договором срок Арендатор уплачивает Арендодателю пеню в размере % за каждый день просрочки.

5.2. При невозврате Имущества в течение дней со дня окончания срока действия Договора Арендатор уплачивает Арендодателю -кратную стоимость Имущества.

6. ФОРС-МАЖОР

6.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за невыполнение обязательств, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими помимо воли и желания Сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия и т.д.

6.2. Сторона, которая не может исполнить своего обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна известить другую Сторону об имеющихся препятствиях и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему Договору.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7.1. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.2. К Договору прилагаются: .

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

АрендодательЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

АрендаторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Арендодатель _________________

Арендатор _________________

Как сдавать в аренду жилое или нежилое помещение и не бояться налогов?

Основными договорами, которые предусматривают предоставление имущества в пользование на определенное время, являются договоры аренды, ссуды (безвозмездного пользования) и доверительного управления имуществом.

Законодательство

На основании п. 1 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в определенных законом сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В соответствии с п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории ОЦДИ определен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением, не относятся к доходам местного бюджета (п. 3 ст. 41, ст. 42 БК РФ) и, следовательно, не подлежат зачислению в бюджет. Доходы от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества муниципального бюджетного учреждения могут зачисляться на лицевой счет этого учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение. При этом полученные доходы учреждение может использовать на любые цели, если они соответствуют целям, ради которых учреждение создано, в рамках требований утвержденного в установленном порядке Плана финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Так, например, в случае сдачи бюджетным учреждением части здания (отдельного помещения в здании) сумма субсидии может быть уменьшена учредителем на сумму затрат по содержанию недвижимого имущества пропорционально площади, сданной в аренду.
В силу ч. 1 ст. 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
В рамках п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса учреждением в аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, другое имущество.

Бухгалтерский учет

Руководствуясь абз. 1 п. 381 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н), имущество, переданное учреждением в возмездное пользование — по договорам аренды в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, учитывается в порядке, предусмотренном гл. 34 Гражданского кодекса, на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)".
Учет по забалансовому счету 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" ведется без применения метода двойной записи (абз. 2 п. 332 Инструкции N 157н). Стоимость имущества, переданного в возмездное пользование (аренду), отражается по дебету данного счета, а списание стоимости имущества — по кредиту.
В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, применяются следующие корреспонденции:
Дебет 2 205 21 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности"
Кредит 2 401 10 120
"Доходы от собственности"
— начислена арендная плата;
Дебет 2 401 10 120
"Доходы от собственности"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
— начислен НДС с суммы арендной платы;
Дебет 2 201 11 510
"Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит 2 205 21 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности"
— поступление арендной платы, одновременно увеличение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (по коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности");
Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 201 11 610
"Выбытие денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
— учреждением уплачен НДС, одновременно уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (по коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности" — в части арендной платы; по коду КОСГУ 180 "Прочие доходы" — в части прочих доходов, полученных от арендаторов);
Дебет 2 401 10 120
"Доходы от собственности"
Кредит 2 303 03 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"
— начислен налог на прибыль в части арендной платы;
Дебет 2 303 03 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"
Кредит 2 201 11 610
"Выбытие денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
— уплачен налог на прибыль, одновременно уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (по коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности" — в части арендной платы).

Регистры учета

В соответствии с п. 382 Инструкции N 157н аналитический учет по забалансовому счету 25 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе арендаторов, мест нахождения, по видам имущества в структуре аналитических групп учета объектов имущества, предусмотренных п. 37 Инструкции N 157н, его количеству и стоимости.
Согласно абз. 2 п. 381 Инструкции N 157н имущество, переданное в возмездное пользование, отражается на основании акта приема-передачи имущества по стоимости, указанной в акте.
Списание стоимости объектов имущества с забалансового учета производится при возврате его арендатором (субарендатором) на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), а также при его списании на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) (абз. 3 п. 381 Инструкции N 157н).

Налоговый учет

В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса арендатор уплачивает НДС как налоговый агент только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.
Если по договору аренды федерального (муниципального) имущества арендодателем выступает не собственник, а балансодержатель данного имущества (государственное учреждение, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду), то согласно Письмам Минфина России от 23 августа 2010 г. N 03-07-11/360, от 28 июля 2010 г. N 03-07-11/314, от 23 июня 2010 г. N 03-07-11/266 исчисление НДС должна осуществлять данная некоммерческая организация.
На основании Писем УФНС России по г.

Сдача имущества в аренду

Москве от 27 июня 2011 г. N 16-15/61956 и от 21 марта 2007 г. N 19-11/25313 уплату НДС в бюджет осуществляет арендодатель имущества вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческой организации), в бюджет или на специально открытый для этого счет балансодержателя в органах казначейства.
На практике при аренде государственного или муниципального имущества обычно заключаются трехсторонние договоры между арендатором, представителем Росимущества и балансодержателем. В этом случае важно, кто выступает в роли арендодателя. Если это балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не будет налоговым агентом по НДС. Полную сумму арендной платы он будет перечислять арендодателю, а тот сам будет рассчитываться по НДС с бюджетом. Если же по трехстороннему договору арендодателем является само подразделение Росимущества, на арендатора ложатся обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он будет перечислять арендодателю и самостоятельно удерживать с нее НДС и перечислять его в бюджет.
Минфин России в Письме от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/4/50 разъяснил вопрос, должны ли доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, облагаться налогом на прибыль организаций. Ведомство, в частности, напоминает, что гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса не содержит положений, устанавливающих особенности уплаты налога на прибыль бюджетных учреждений с доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и переданного им в оперативное управление.
Поэтому уплата налога на прибыль бюджетными учреждениями производится в порядке, установленном ст. 287 Налогового кодекса.
На бюджетные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: