Схемы ухода от налогов

Какова судебная практика привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов? Какие схемы, способы уменьшения налогооблагаемой базы признаются преступлением? Какова методика расследования налоговых преступлений и каковы возможные риски привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности? О затронутых вопросах в публикации адвоката по налоговым преступлениям Павла Домкина.

Анализ актуальной следственной и судебной практики позволяет условно выделить следующие схемы уклонения от уплаты налогов, наказуемые в порядке привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

1. Применение (использование) фиктивных сделок.

На сегодняшний день это наиболее распространенная схема недобросовестного поведения налогоплательщика, целью которой является увеличение стоимости приобретаемого товара или оказываемой услуги путем завышения расходной части. Применительно к данной схеме можно говорить и об искусственном занижении доходной части налогоплательщика путем реализации товара по заниженной стоимости. Как правило, подобные фиктивные сделки заключаются недобросовестным налогоплательщиком с фирмами-однодневками.

При выявлении подобной схемы уклонения от уплаты налогов, процессуальной целью налоговых, а впоследствии и следственных органов становится доказывание факта, что документы налогоплательщика с контрагентами носят фиктивный характер, то есть созданы с целью искажения расходной / затратной части. С 19.08.2017 налоговый закон устанавливает прямой запрет указанных действий.

Фиктивность сделки с конкретным контрагентом, в свою очередь, доказывается установлением его принадлежности к фирмам-однодневкам. В налоговой практике принадлежность юридического лица к «однодневке» обосновывается фактическим отсутствием финансово-хозяйственной операции в действительности.

Рассмотрим какие меры предпринимаются налоговыми органами по выявлению фиктивных сделок. Прежде всего, в рамках имеющихся полномочий налоговый орган проводит опрос первых лиц попавшего под подозрение налогоплательщика (директора, бухгалтера) на предмет получения подробных сведений об исполнении вызывающих сомнение сделок. Выясняются вопросы о движении товара, о его месте нахождения; предлагается указать на конкретных физических лиц контрагента, контактировавших с представителями налогоплательщика; предлагается сообщить контактные данные представителей контрагента и т.д. Следует отметить, что налоговый орган отдает предпочтение первоначальному опросу бывших сотрудников налогоплательщика, которые не должны иметь очевидного интереса к сообщению заведомо недостоверных сведений.

Одновременно с опросом налоговыми и правоохранительными органами проводится истребование документации, подтверждающей исполнение заключенных сделок: контрактов, документов о сдаче и приемке продукции, товарных накладных, истребуется переписка с контрагентом (в случае наличия таковой), протоколы имевших место совещаний, журналы выдачи пропусков, въезда и выезда автотранспортных средств, складские книги журналы и т.д. Инициатор проверки дает анализ имеющейся информации об обстоятельствах учреждения контрагента, о составе его учредителей и работников на предмет наличия или отсутствия управленческого или технического персонала, учитывается информация об основных средствах, производственных активах, о складских помещениях, транспортных средствах. Цель подобных мероприятий – исследование вопроса наличия у контрагента фактической возможности реально исполнять заключенные договорные обязательства с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг. Методика проведения проверки определяется для налоговых и правоохранительных органов соответствующими ведомственными нормативными актами.

Одновременно в рамках проверки проводятся опросы лиц, причастных к деятельности выявленной фирмы-однодневки. Исследуются вопросы технического характера, например, о локализации контрагента, использовавшего услуги банк-клиента, путем сопоставления IP-адресов компьютерной техники с локализацией налогоплательщика и его заинтересованных лиц. Нередко проверочные мероприятия налогового органа сопровождаются проведением оперативно-розыскных мероприятий с привлечением сотрудников полиции, полномочных провести обследование производственных помещений и изъять не только финансовую документацию, но и предметы и документы, имеющие даже косвенное отношение к делу. Безусловно, что обстоятельства изъятия у налогоплательщика печатей контрагента, бланков, флеш-накопителей с информацией от имени контрагента, банковских карт «сотрудников» контрагента, токенов и т.д. будет толковаться совсем не пользу проверяемого налогоплательщика. Особое значение придается налоговым органом проведению анализа отражения в учете налогоплательщика движения материалов по счетам бухгалтерского учета: поступление, списание в производство.

Отрицательные выводы налогового органа по обозначенным вопросам закономерно расцениваются как прямое свидетельство фактического отсутствия движения денежных средств и подтверждение подозрения, что сделка являлась мнимой, поскольку не преследовала достижения реального экономического эффекта.

Очевидное подтверждение фиктивности документооборота расценивается как подтверждение осведомленности первых лиц налогоплательщика о фиктивности отношений с контрагентом и соответственно об умышленном характере уклонения от уплаты налогов.

Публикация Бюро: Обоснование реальности договорных отношений с контрагентом.

2. Дробление бизнеса.

Безусловно, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН) обладают привлекательными параметрами с точки зрения минимизации налоговой нагрузки на бизнес, что предопределяет стремление предпринимателя изменить систему налогообложения путем обхода установленных законом ограничений.

Получение необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса заключается в снижении налогоплательщиком своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, когда деятельность нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика (Письмо ФНС от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@)

Дробление бизнеса, как способа уклонения от уплаты налогов, предполагает, что налогоплательщиком выстраиваются гражданско-правовые взаимоотношения с контрагентом, которые несмотря на их соответствие нормам гражданского законодательства   не обусловлены разумными экономическими или иными причинами деловыми целями. Если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными деловыми причинами, то это предполагает доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом. (П.п. 3, 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1440-О)

Распространенной схемой неправомерной оптимизации налоговой нагрузки является дробление торговых площадей, когда продавцы малых торговых точек регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, но при этом реализуют продукцию от единого поставщика, применяя при этом систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Отметим существенные моменты, которые привлекают внимание налогового органа при оценке бизнеса на предмет использования схем уклонения от уплаты налогов:

  • реализация товара индивидуальным предпринимателем (ИП) осуществляется на единой крупной торговой площади, не обладающей признаками обособленности;
  • предприниматель использует единые кассовые линии при расчете с покупателями товара, выручка учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники;
  • индивидуальный предприниматель осуществляет реализацию как своего товара, так и товара, принадлежащего стороннему обществу, по договору комиссии или поручения;
  • предприниматель использует единые (необособленные) складские помещения для хранения товара и с иными предпринимателями и обществами, а доставка и хранение товара осуществляется силами иного общества.

Выявление данных, свидетельствующих о согласованности действий участников с целью ухода от исполнения налоговых обязанностей, а именно:

  • дробление бизнеса происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД, УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и т.д.;
  • несмотря на расширение экономической деятельности налоговые обязательства участников схемы перед бюджетом не изменились;
  • лица, осуществляющие фактическое руководство схемой, являются основными выгодоприобретателями от дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют идентичный или схожий вид экономической деятельности;
  • несение расходов участниками схемы друг за друга;
  • родственные отношения, служебная подконтрольность участников схемы;
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала;
  • фактическое отсутствие у подконтрольных лиц основных и оборотных средств, а также кадровых ресурсов;
  • использование участниками схемы идентичных адресов фактического местонахождения, складских и производственных помещений, банков, ККТ и т.п.;
  • использование услуг единственного поставщика или сотрудничество с единственным покупателем;
  • фактическое управление деятельностью участников одним лицом (лицами), ведение бухгалтерского учета, юридического сопровождения и т.д. общим лицом;
  • показатели в виде численности персонала, занимаемой площади, размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения.

Наличие перечисленных признаков в своей совокупности свидетельствуют по мнению налогового органа о формальном разделении бизнеса, то есть о его дроблении с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Надлежаще подтвержденная совокупность вышеуказанных обстоятельств является достаточным основанием для постановки вопроса о привлечении к налоговой и уголовной ответственности лиц, принимавших сознательное участие в уклонении от уплаты налогов. Алгоритм и методика использования данной схемы уклонения от уплаты налогов в целом схожа с методикой расследования схемы построения фиктивных договорных отношений.

Основным способом занижения налоговых обязательств в схеме дробления бизнеса является включение в цепочку взаимоотношений юридических лиц и ИП, чья деятельность носит подконтрольный характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Например, реализация товаров разными субъектами в пределах единой торговой площади, без организации каждым продавцом автономной системой торговли каждой, отдельной кассовой линии, соблюдение единого фирменного стиля. Полученная от продажи выручка учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники, производится её совместное инкассирование, а реализуемые товары приобретаются у единого поставщика.

Публикация Бюро: Вопросы инспектора при допросе свидетеля в налоговом органе.

3.

Наказуемые схемы уклонения от уплаты налогов. Методика расследования налоговых правонарушений

Необоснованное применение льготных налоговых ставок (налоговых льгот).

Распространенным способом незаконного получения налоговых льгот является, например, фиктивное привлечение в качестве подрядчика организации инвалидов. Цель такого привлечения— уклонение от начисления налога на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ). На практике выявление подобной схемы уклонения не представляет какой-то сложности для налоговых и правоохранительных органов и раскрывается достаточно просто – путем доказывания, что работы по договору, не выполнялись сотрудниками общественной организации инвалидов.

Публикация Бюро: Доказывание умысла совершения налоговых преступлений.

4. Извлечение налоговой выгоды путем подмены гражданско-правовых отношений.

В настоящий момент налоговые органы всё чаще обращают внимание на факты подмены предмета договора купли-продажи, который недобросовестный налогоплательщик стремится выдать за договор комиссии, лизинга или реализации долей в уставном капитале.

Так, в соответствии с налоговым законодательством по договору комиссии у комитента не возникает доходов от реализации товаров, облагаемых НДС и налогом на прибыль. Комитент списывает в расходы сумму вознаграждения, уплачиваемую комиссионеру, и принимает к вычету НДС с этой суммы, комиссионер при этом рассчитывает налог на прибыль и НДС только с комиссионного вознаграждения.

Выявляя факт маскировки фактической купли-продажи товара, налоговый орган анализирует движение денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика. Факт движения денежных средств до реализации товара однозначно трактуется налоговым органом, что договор исполняется за счет комиссионера, в то время как договор комиссии в соответствии с гражданским законом может исполняться только за счет комитента. Выявленное противоречие правовой природе посреднических отношений является основанием к признанию фиктивности договорных отношений в целях извлечения необоснованной налоговой выгоды и как следствие к доначислению налогоплательщику неуплаченного налога.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях, когда договоры купли-продажи заменяются договорами лизинга, оплата фактически производится в рассрочку и обозначается как лизинговые платежи. Выгода заключения договора лизинга заключается в том, что его применение позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию, когда стоимость основного средства будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее. В связи с этим недобросовестные налогоплательщики идут на сделки, когда реализация товара подменяется договором лизинга, а оплата за проданный товар производится в рассрочку с указанием, что это лизинговые платежи. Если в договоре отсутствуют условия, присущие договору лизинга, такие как: предмет, продавец, срок, плата, условия, а сам договор заключен на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества, договор будет квалифицирован налоговым органом как договор купли-продажи на условиях рассрочки платежа.

Поскольку реализация долей в уставном капитале не облагается НДС налогоплательщики зачастую оформляют продажу объектов как реализацию доли. Так, недобросовестным налогоплательщиком создается общество с минимальным уставным капиталом, куда через договор займа в учредительный капитал вносится значительный денежный вклад, который фактически является оплатой приобретаемого объекта недвижимости. Последующее приобретение доли общества покупателем прикрывает фактическую сделку по купле-продаже недвижимости.

Приведенные примеры извлечения налоговой выгоды путем подмены договорных отношений являются лишь частью сделок, которые привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов.

Следует отметить, что на настоящий момент государственными органами наработан достаточно большой опыт по признанию фиктивности правоотношений между хозяйствующими субъектами, созданных в целях минимизации налоговых платежей, а судебные органы сформировали устойчивую правовую доктрину по оценке правомерности действий фискальных органов и правоохранительных органов. Можно констатировать, что достаточно критический подход к оценке действий налогоплательщика, проводит к тому, что действия по оптимизации налогообложения рискуют быть истолкованными как действия по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подобный подход по мнению автора в буквальном смысле обязывает налогоплательщика проявлять избирательность, осмотрительность и определенную осторожность в выборе контрагента, а договорные отношения строить на четком соблюдении предписаний действующего закона.

Адвокат Павел Домкин

Хм… в вашем случае речь идет о так называемой «серой» зарплате и уклонении от уплаты НДФЛ. Ответственность следующая:

Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора). Но если неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Последствия выплаты заработной платы «в конверте» кроме организации отражаются на руководителе, главном бухгалтере, а также других работниках, которые занимались оформлением первичных документов. В данном случае они признаются пособниками и в отношении них может быть применена ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб.

Центробанк поборет нанайских мальчиков?

до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Россия, 20 января – Коррупции.NET. Центробанк начал борьбу с одной из самых действенных схем вывода капитала за рубеж и ухода от налогов – транзитными операциями, доля которых в общем объеме незаконных операций, как пишут «Известия», не менее 50%.

Коммерческие банки уже получили письмо от Центробанка, подписанное зампредом Банка России Дмитрием Скобелкиным, в котором говорится о необходимости повышенного внимания к транзитным операциям клиентов и требовании у них подтверждающих уплату налогов документов. Письма ЦБ по факту имеют нормативный характер, особенно на фоне кампании по отзыву лицензий.

По словам зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, на транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50% всех незаконных финансовых операций, общий объем которых в 2013 году составил около 1,5 триллиона рублей. Как пишет издание со ссылкой на источники, близкие к ЦБ и Росфинмониторингу, показатель в 2014 году, по предварительным данным, остался на прежнем уровне.

Транзитная схема используется российским бизнесом для уклонения от уплаты налогов. В рамках этой схемы задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5-10 банков. Компании заключают между собой договор, например, на поставку техники и оборудования или на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар. Доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства. В итоге российская компания бенефициара оказывается в убытках и тогда не платит налог на прибыль (20%).

Центробанк начал борьбу с главной схемой вывода капитала за рубеж

Однако у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится часто менять юрлица. Поэтому чаще всего показываются не убытки, а очень маленькая по отношению к выручке прибыль.

Что касается фирм-«прокладок», то на определенном этапе схемы по перегону денег одна из них вдруг платит налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет (при ввозе товара, помимо пошлин, платится НДС в размере 18%) и исчезает из цепочки, поясняет источник; налоговики, ЦБ и Росфинмониторинг якобы не успевают отследить такие случаи.

В письме банкам Скобелкин указывает на ряд признаков транзитных операций, которые должны вызвать у банков подозрения при обслуживании клиентов. «По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций», – подчеркивает Скобелкин.

В пресс-службе ЦБ изданию заявили, что возрастающие масштабы транзитных операций, проводимых клиентами банков, позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Банкиры на условиях анонимности говорят, что схем вывода средств за рубеж десятки, но в последнее время наибольшее распространение, помимо транзита, получили схемы фиктивного импорта и «ценнобумажная схема». В рамках первой схемы российская компания выплачивает аванс иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Фиктивный импорт главным образом распространен на территории Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). Схема с ценными бумагами подразумевает операции, в ходе которых российские компании вдруг решают инвестировать большой объем средств в иностранные ценные бумаги, учет прав на которые ведется в иностранных, обычно европейских, депозитариях. По словам банкиров, у ЦБ и правоохранительных органов есть основания полагать, что реальной покупки бумаг зачастую нет. Ранее ЦБ сообщал, что масштабы этих двух методов упали: фиктивный импорт через Таможенный союз в 2012 году составлял 26,5 миллиарда долларов, в 2013 году – 21,8 миллиарда, а в первом квартале 2014 года через Белоруссию и Казахстан было выведено всего 100 миллионов долларов. По схеме с ценными бумагами ЦБ также отчитывается позитивно: в 2014 году ее объемы снизились со 100 миллиардов рублей до 10 миллиардов за квартал.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

КонсультантПлюс: примечание.

Не включение в налоговую базу в 2016 — 2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, не влечет уголовной ответственности, если ущерб бюджету возмещен в полном объеме (ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

УК РФ Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см.

Признаки «транзитной» компании

текст в предыдущей )

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Российской Федерации.

(примечания в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Транзитные операции клиентов и контроль банков

Налоговые схемы.

Понятие налоговая схема появилось не из теоретических разработок, а из реальной жиз­ни российских налогоплательщиков. В понимании большинствару­ководителей налоговое планирование — это прежде всего налоговые схемы. Такой вывод достаточно близок к истине, т.к. конкретные ре­зультаты оптимизационного налогового планирования всегда выра­жаются в некоторых организационно-правовых схемах.

Налоговая схема — это основная идея кон­кретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное опи­сание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графи­ческое представление выбранного метода оптимизации (минимиза­ции) налогов.

Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщиком применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.

Оптимизационное налоговое планирование может иметь различный масштаб и, соответственно, различную экономическую эффективность воздействия на бизнес.

По своему масштабу (степени воздействия на налогоплательщика ) налоговые схемы бывают трех видов: глобальные, средние и малые.

1. Глобальные налоговые схемы помогают минимизировать большинство основных налогов, существенно меняют формы бизнеса, воздействуя на основную массу применяемых экономических действий, приводят к многократному сокращению налогового бремени.

2. Средние налоговые схемы помогают минимизировать один-два налога, требуют приспосабливать бизнес под данные схемы приводят к сокращению налогового бремени на десятки процентов.

3. Малые налоговые схемы минимизируют обычно один налог, иногда второстепенный. Обычно не требуют больших организационных затрат, позволяют достигнуть небольшого, но все-таки заметного сокращения налогового бремени.

Для реализацииналоговых схем и серьезного налогового планирования требуется комплексное применение в их взаимосвязях нескольких предприятий — налогоплателыциков с различными налоговыми режимами, с учетом имеющихся внутренних и внешних ограничении подконтрольности предприятий, доверие к определенным лицам, наличие посредников и т.д.). Реальные налоговые схемы могут быть достаточно масштабными и сложными.

Лучшие топологии налоговых схем необходимо для получения уверенного навыка их разработки, оценки и анализа, понимания их специфики и отдельных деталей.

Под топологией налоговой схемы можно понимать зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов налоговой схемы и связей между ними.

Основными элементами налоговых схем являются следующие объекты: юридическое лицо — налогоплательщик, его контрагенты по сделкам и юридические лица, выполняющие функции налоговых посредников. Связи между элементами определяют направления основных финансовых потоков налогоплательщика и, следовательно, имеют векторный вид, который обозначается стрелками. Схемы с количеством взаимодействующих лиц от двух до четырех могут считаться простыми. Схемы с количеством участников более четырех считаются сложными.

И последнее что необходимо рассмотреть – это механизм построения схем.

Самым сложным этапом оптимизационного налогового планирования является разработка конкретных налоговых схем. Классическая последовательность их построения следующая:

Поиск идеи. На данном этапе наиболее эффективными являются различные эвристические и творческие подходы. Ближе всего эта деятельность связана с комплексным анализом налогового законодательства с учетом необходимости минимизировать размеры or по конкретным налогам.

Разработка экономической модели. На данном этапе решается вопрос, имеет ли найденная идея практический интерес и экономическое содержание, определяется, какой экономический эффект он принести.

Юридическая модель. Рассматривается юридическая возможность реализации идеи, юридическое оформление и обоснование значимых деталей. Заканчивается проектами документов.

Организационная модель.

Что такое транзитные операции?

Любая схема должна быть деталь лакирована и правильно организована. На этом этапе выделяю возможные организационные сложности, пути их преодоления, ответственные лица, этапы и отчетность.

Учетная модель. Вполне законченной схемой для предприятий можно посчитать только такую налоговую схему, в которой точно наг подход к учету и расчету бухгалтерских и налоговых показателе, определены бухгалтерские проводки. Различные варианты бухгалтерских проводок могут повлиять на конечный результат и, соответственно, эффективность налоговой схемы.

Отработка деталей. Данный этап частично входит в вышеуказанные, но имеет и собственную ценность. Этот этап целиком прикладной и относится к возможностям и связям конкретных предприятии, и также конкретной специфике реального предприятия и региона. Вес существенные для налоговой схемы детали должны быть проверены Обычно при разработке налоговых схем ряд общих деталей в качестве предположений принимается без доказательств. Но иногда на практике оказывается, что какая-то отдельная операция не может быть произведена так, как задумывалось, или и заданные сроки.

Классификация налогового планирования.

Противоправные мероприятия, содержащиеся в налоговом плане подразделяются на следующие группы правонарушений:

  • виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода;
  • виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий;
  • виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов;
  • виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками;
  • виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников;
  • виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур;
  • виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств.

Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

1. Уклонение от уплаты налогов.

2. Обход налогов.

3. Стандартный метод.

4. Налоговое планирования.

Документальное оформление налогового планирования происходит:

1. В налоговом календаре;

2. В приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта;

3. Во внутренних правилах налогового планирования в организации;

4. В инструкциях для участников процесса налогового планирования.

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

Спецификой объекта налогообложения;

1. Спецификой субъекта налогообложения;

2. Определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;

3. Налогообложение доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

4. Использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

5. Возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знаний или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними и используемая как средство для установления связей между этими объектами.

Классификация налогового планирования должна исходить из общетеоретических положений о классификации, учитывать гносеологические корни этого понятия. Взаимодействуя с другими элементами общей системы, налоговое планирование принимает все черты, свойственные общеэкономическому планированию, в этом проявляется их диалектическая связь как частного и общего, через призму их соотношения, взаимосвязи вычленяется сущность налогового планирования.

Следовательно, говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, и, во-вторых, временные рамки, с одной стороны ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сопоставления прогнозируемого и фактического результата.

По субъектам, участвующим в налоговом планировании, различают внешние, разрабатываемые и применяемые третьими лицами (учредителями предприятия, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т.п.), и внутренние (исполнительные органы предприятия, его структурные подразделения) мероприятия налогового планирования.

В зависимости от юрисдикции применения методов налоговой оптимизации различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных актов, законодательных актов субъектов Российской Федерации, федеральных законов, а также в соответствии с международным налоговым правом. Последняя группа методов, которая в литературе получила устойчивое наименование – международное налоговое планирование – настолько специфична и значима в развитии мировой экономики, что заслуживает особо тщательного анализа.

В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования:

  • Планирование на уровне государства (государственное);
  • Хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы предприятий;
  • Физических лиц (индивидуальное).