Сколько длится выездная налоговая проверка

Главная — Статьи

Выездная налоговая проверка: сроки проведения

Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: "И сколько же это продлится?" Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.

Процедура и сроки проведения выездной проверки

Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа.
Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.


Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.


———————————
<*> Даже если вы представите возражения ранее отведенного для этого срока, материалы проверки все равно должны быть рассмотрены не ранее чем истекут 15 рабочих дней с даты вручения вам акта.
<**> Если вы согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, то можете просто не приходить в ИФНС — материалы ВНП рассмотрят без вас.

При идеальном раскладе вся процедура проведения ВНП не должна превысить 4 месяцев и 35 рабочих дней. Но из любого правила есть исключения.

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Бывает, эта процедура длится меньше, но чаще всего, к сожалению, больше. Посмотрим, из-за чего срок проверки может быть увеличен.
———————————
<1> Пункт 15 ст. 89 НК РФ.
<2> Пункты 6, 8 ст. 89 НК РФ.
<3> Пункт 1 ст. 100 НК РФ.
<4> Пункт 5 ст. 100 НК РФ.
<5> Пункт 6 ст. 100 НК РФ.
<6> Пункт 1 ст. 101 НК РФ.
<7> Пункт 9 ст. 101 НК РФ.

Приостановление проверки

Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующими решениями руководителя инспекции (его заместителями), с которыми налоговики должны вас ознакомить (Пункт 9 ст. 89 НК РФ).
ВНП может быть приостановлена, если:
(или) проверяющим необходимо получить документы у ваших контрагентов, то есть провести встречную проверку. Причем, чтобы несколько раз приостановить проверку по этому основанию, нужно каждый раз документы истребовать у разных контрагентов. Кстати, это самое распространенное основание для приостановления ВНП. Хотя чаще всего это лишь прикрытие. Истинной же причиной приостановки может быть отпуск проверяющего или его болезнь. А иногда бывает и так: проверяющий не находит у вас нарушений, но уйти с пустыми руками не может. Поэтому он начинает требовать у вас копии практически всех документов, чтобы забрать их с собой в инспекцию, потом направляет поручение на проведение встречной проверки, и на этом основании руководитель инспекции приостанавливает ВНП. Результаты встречной проверки в данном случае не важны, нужен лишь повод для приостановления. Что же проверяющий делает в это время? Ответ прост. Показывает ваши документы более опытным коллегам: а вдруг тем придет в голову какая-то светлая мысль. То есть, если проверяющий истребует у вас документы и забирает их копии с собой, скорее всего, проверка затянется;
(или) проверяющим нужно провести экспертизу (Статья 95 НК РФ). Например, иногда налоговики привлекают эксперта для оценки рыночной стоимости имущества организации или же для проведения почерковедческой экспертизы;
(или) вы представили документы на иностранном языке, и проверяющим требуется их перевод;
(или) проверяющим нужно получить информацию от иностранных госорганов.
При этом проверка может приостанавливаться несколько раз в период ее проведения (без ограничения количества раз), но максимальный общий срок приостановки составляет 6 месяцев. Правда, если проверка приостановлена в связи с получением информации от иностранных госорганов и в течение 6 месяцев эта информация не получена, период приостановки может увеличиться до 9 месяцев.

Продление проверки

Еще один способ увеличить сроки ВНП — это ее продление. Проверка может быть продлена до 4 месяцев, а иногда и до 6 (Пункт 6 ст. 89 НК РФ).
Чтобы увеличить сроки проверки, налоговая инспекция направляет мотивированный запрос в УФНС своего региона. Как правило, это происходит, когда налоговики понимают, что обычных 2 месяцев на проверку им не хватает. И решение о продлении сроков принимает уже руководитель управления (его заместители) (Пункт 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
Продлить проверку могут, если (Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@):
(или) ваша организация — крупнейший налогоплательщик;
(или) вы не представили документы, необходимые для проведения проверки;
(или) налоговики получили информацию, требующую дополнительной проверки, о совершении вашей организацией нарушений;
(или) на территории, где проводится проверка, произошли форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление и т.п.);
(или) у вашей организации есть обособленные подразделения;
(или) есть другие обстоятельства, которые могут послужить основанием для увеличения сроков проверки. Например:
(или) ведение вашей организацией нескольких видов деятельности;
(или) большой объем проверяемых документов;
(или) невозможность вручения уже вынесенного решения о проведении ВНП должностным лицам проверяемой организации (их банально не могут найти). Эта ситуация практически на 100% гарантирует продление сроков проведения проверки. Продление необходимо для розыска должностных лиц, а если поиски не увенчаются успехом, то для сбора информации, необходимой для начисления налогов расчетным путем (Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ);
(или) проверка проводится по заданию вышестоящего налогового органа.

Предупреждаем руководителя
Нет смысла избегать общения с налоговиками по поводу выездной проверки (например, отказываться получать решение о ее назначении). Это лишь приведет к тому, что они на вполне законных основаниях смогут существенно продлить срок проведения проверки — до 1 года.

Если же ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам, ее проверяют не по заданию сверху и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Проведение дополнительных мероприятий

Как мы уже сказали, решение по итогам ВНП принимается в течение 25 рабочих дней с момента вручения вам акта (15 рабочих дней на представление вами возражений плюс 10 дней на рассмотрение материалов проверки) (Пункты 1, 7 ст. 101 НК РФ). Правда, этот срок может быть и увеличен, но не больше чем на 1 месяц (Пункт 1 ст. 101 НК РФ). При этом вас должны ознакомить с соответствующим решением.
Чаще всего основанием для продления сроков рассмотрения материалов проверки является проведение дополнительных мероприятий (далее — допмероприятия) (Пункт 6 ст. 101 НК РФ). Их проведение мотивируется необходимостью получить дополнительные доказательства факта нарушения вами законодательства. Если срок рассмотрения материалов ВНП продлевают в связи с этим, то, помимо того что вас ознакомят с решением о продлении сроков, вам могут вручить решение о проведении допмероприятий (Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
На практике допмероприятия проводят, если проверяющие не успели запросить у вас какие-то документы в ходе проверки, а они им уж очень нужны.

* * *

Итак, максимальный срок от начала проверки до получения вами решения по ее результатам может составить более полутора лет:


Конечно, срок пугающий. Но не паникуйте. Не всегда сами проверяющие заинтересованы в затягивании сроков проверки. Ведь за это их ждет большой нагоняй.

Июнь 2012 г.

Налоговые проверки, Выездная проверка

Срочно нужна помощь! Нам сообщили, что к нам в организацию придут сотрудники налоговой службы и будут проверять финансовую документацию. Подскажите, какой будет именно порядок проведения выездной налоговой проверки, что они будут проверять и как надолго это может затянуться? У нас сейчас только два бухгалтера работают, им некогда еще и документы искать для проверки, своей работы полно.

2017-09-1313.09.2017 17:43

Инна, сотрудников налоговой службы не интересует, что у ваших бухгалтеров много работы, и им некогда документы искать. Они придут и будут требовать предоставить документы, а если откажетесь — могут и оштрафовать.

По выездной налоговой проверке 2017 порядок проведения следующий. Во-первых, она проводится на территории налогоплательщика, то есть непосредственно у юридического лица. Во-вторых, проверка может проводиться в течение двух месяцев, а при некоторых определенных обстоятельствах в течение четырех или шести месяцев, к примеру, если вы крупнейший налогоплательщик, против вас имеются подозрения в мошенничестве или нарушении налогового законодательства, у вас крупная организация с несколькими обособленными подразделениями.

В-третьих, когда сотрудники налоговых органов придут, вы должны предоставить им место для работы, а также всю документацию, которую они потребуют. При необходимости также нужно будет давать пояснения, почему именно так посчитали налог. После того, как они проведут проверку, они составят специальный акт выездной налоговой проверки, в котором отразят все выявленные результаты. Подробнее по поводу акта вы можете почитать в этом материале.

Натали, бухгалтер

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей.

Сколько по времени может длиться налоговая проверка?

Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

4. Срок проведения выездной налоговой проверки

4.1. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( Кодекса). Рекомендуемая форма Решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки приведена в приложении N 2 к приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев ( Кодекса).

Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев ( Кодекса). продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Продление срока проведения выездных налоговых проверок в целях упрощения контроля общей продолжительности проверки рекомендуется осуществлять на срок, исчисляемый в целых месяцах от одного до четырех. В иных случаях, в целях исчисления предельных сроков, до которых продлевается выездная налоговая проверка, налоговым органам рекомендуется исходить из того, что месяц содержит в среднем 30 календарных дней.

При этом налоговым органам необходимо учитывать, что возможно неоднократное обоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки общим сроком до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев.

При выездных налоговых проверках организаций с одновременной проверкой филиалов (представительств, иных обособленных подразделений) решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки изготавливается в необходимом количестве экземпляров и рассылается налоговым органам в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем письме.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года. Указанная норма Кодекса предполагает, что максимальный срок такой проверки может быть определен изначально, не требует принятия решения о ее продлении на число месяцев, равное числу участников группы, и не предполагает в дальнейшем его продления сверх указанного срока в порядке, предусмотренном Кодекса.

Налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с Кодекса статьей 346.42 главы 26.4 Кодекса установлены особенности в части срока проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции, которые заключаются в том, что выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести календарных месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки

При этом при проведении выездных проверок инвестора или оператора, имеющего филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.

4.2. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в том числе консолидированной группы налогоплательщиков, для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с Кодекса. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и Решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки приведены в и к приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.

При принятии решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки налоговым органам необходимо учитывать, что не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце. В указанной связи, в целях исчисления сроков, на которые согласно Кодекса может быть приостановлено проведение выездной налоговой проверки, налоговым органам рекомендуется в целях контроля общей продолжительности проверки суммировать периоды приостановления до достижения общего срока приостановления проверки, который не может превышать шесть месяцев.

Налоговым органам рекомендуется контролировать правомерность приостановления проведения выездной налоговой проверки путем принятия решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки после того, как основания приостановления проверки, приведенные в решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, были исчерпаны (например, в случае приостановления проверки для истребования документов, документы были получены). При этом целесообразно возобновление проверки в случае, если документы не были получены по причинам, не зависящим от налогового органа, или возникла необходимость в проведении мероприятий налогового контроля на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика, либо истекает общий срок приостановления проверки, в иных случаях.

В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца ( Кодекса).

При применении указанной нормы на момент принятия решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

исчерпан общий шестимесячный срок для приостановления проведения проверки;

истекло 6 месяцев, исчисляемых со дня направления запроса в компетентный орган иностранного государства территориальным налоговым органом, проводящим выездную налоговую проверку, в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится налоговый орган, а в случае проведения проверки управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации либо межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщиком исчисляемых со дня направления запроса в соответствии с установленным порядком в Контрольное управление ФНС России, межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных либо в региональный налоговый орган Республики Беларусь или Республики Казахстан.

При проведении выездных налоговых проверок организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки принимаются налоговым органом, вынесшим решение о проведении выездной налоговой проверки, и изготавливаются в необходимом количестве экземпляров и рассылаются налоговым органам в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем письме для решений о проведении выездной налоговой проверки.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных Кодекса, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки).

Налоги и Право

Выездная налоговая проверка: новшества, сроки, тонкости

Кто-то что-то наверняка слышал о том, что выездная проверка — это не то, что длится бесконечно. Кое-кто помнит, что три месяца (в том числе и при наличии у организации обособленных подразделений). Для проверки филиала (представительства) установлено ограничение в месяц (ст. 89 НК РФ).

Но с учетом того, что при наличии оснований срок проверки может быть продлен или приостановлен, проверка может продлиться и год. Причем и эти сроки постоянно нарушаются.

Когда начало, когда конец?

Со дня вынесения решения о назначении проверки исчисляется срок ее проведения (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Собственно действия по проведению проверки начинаются со дня, когда должностные лица налоговых органов предъявляют налогоплательщику:

  • служебные удостоверения;
  • решение о назначении данной проверки.

Срок тем не менее с этого дня не исчисляется и значения для отсчета срока выездной проверки не имеет.

Заканчивается выездная проверка составлением справки по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Справка составляется в последний день проверки, в ней фиксируются предмет и сроки проведения проверки.

О продлении сроков

Как уже было сказано, двухмесячный срок проведения выездной проверки может быть продлен, причем с учетом такого продления выездная проверка может длиться четыре месяца, в исключительных случаях — шесть.

Внимание: самостоятельная проверка филиала или представительства не может продолжаться дольше одного месяца, поскольку НК РФ не предусматривает ее продления.

Тот факт, что пошло "добавленное время", никак не влияет на саму процедуру проверки, она продолжает осуществляться в общем порядке или может быть приостановлена.

Итак, срок выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в случае, если:

  • налогоплательщик имеет статус крупнейшего налогоплательщика;
  • у сотрудников налогового органа имеется информация о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, что требует дополнительной проверки;
  • на территории проведения проверки случилось чрезвычайное происшествие (залив, пожар и т.д.);
  • налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщик не представил в срок документы по требованию (ст. 93 НК РФ);
  • при наличии иных обстоятельств.

Примечание. Основания и порядок продления срока проверки устанавливает ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ). Эти основания установлены в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Что такое "иные обстоятельства"?

Наличие упоминания об иных обстоятельствах автоматически делает перечень для продления выездной налоговой проверки открытым. Под иными обстоятельствами понимаются, в частности:

  • длительность проверяемого периода;
  • объем проверяемых документов;
  • количество налогов и сборов, по которым назначена проверка;
  • количество видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;
  • сложности организационной структуры проверяемого лица;
  • сложности технологических процессов и другие обстоятельства.

Некоторая конкретика

Впрочем, некоторые основания имеются. Правда, они установлены для выездных проверок организаций, которые имеют обособленные подразделения.

Такая проверка может быть продлена, в частности, до четырех месяцев, если:

  • количество обособленных подразделений составляет от четырех до девяти;
  • обособленных подразделений меньше четырех, однако доля налогов, которые приходятся на эти подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.

До шести месяцев может быть продлена проверка, если обособленных подразделений десять и более.

Примечание. Проверка может быть продлена до шести месяцев лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ), но что это за случаи? Поскольку ни НК РФ, ни вышеупомянутое Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ не говорят об этом, то и налоговики исключительность ситуации замеряют на глазок.

В других случаях налоговые органы вправе самостоятельно решать, продлить проверку на четыре или на шесть месяцев.

В каком порядке продлевается срок

Решение о продлении срока принимается на основании мотивированного запроса налогового органа, проводящего проверку, руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа. В УФНС по субъекту РФ это руководитель управления (его заместитель).

Утвержденная форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки приведена в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. Но она является рекомендованной. Если решение о продлении вынесено с нарушением этой формы, оно остается действительным. Таким образом, использовать нарушение формы в качестве аргумента в споре с налоговой смысла не имеет.

В рекомендуемой форме (и в других, на ее основании выносимых) имеется графа ознакомления проверяемого с решением. В то же время если налоговики не известят налогоплательщика о продлении, то такое процедурное нарушение все равно не является безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Когда возможно приостановление

Налоговый орган, проводящий выездную проверку, вправе ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ), т.е. приостановить течение срока проверки.

Приостановление выездной налоговой проверки означает приостановление течения его срока, т.е. после возобновления проверки срок продолжает течь дальше.

Примечание. Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.

Приостановлена может быть не только выездная проверка организации, но и выездная проверка филиала (представительства), поскольку НК РФ не запрещает этого делать (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Приостановление выездной проверки может применяться вместе с продлением срока этой проверки.

Во время, когда проверка приостановлена, сотрудники налогового органа обязаны на основании требований ст. 89 НК РФ (абз. 9 п. 9) покинуть территорию проверяемого, прекратить действия по истребованию документов, вернуть подлинники (если только они не изъяты в процессе выемки). Также в период приостановления запрещено проводить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию имущества налогоплательщика.

В то же время ряд мероприятий могут продолжаться и в период приостановления, как то:

  • истребование документов и информации у третьих лиц (в порядке ст. 93.1 НК РФ);
  • допрос свидетелей на территории налоговой инспекции (осуществлять эти мероприятия на территории налогоплательщика в период приостановления проверки налоговый орган не вправе (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ)). Следует отметить, что вопрос о правомерности допроса свидетелей в период приостановления проверки является дискуссионным, но, так или иначе, НК РФ не запрещает этих действий.

Выездная проверка может быть приостановлена, если возникла необходимость (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • получить информацию от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ;
  • провести экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  • перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 НК РФ);
  • истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документы (информацию), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Приостановление может иметь место неоднократно, но должны быть соблюдены следующие ограничения:

  • не должно допускаться ограничение по общему сроку приостановления выездной проверки (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановление проверки для истребования документов (информации) у контрагента может иметь место не более одного раза по каждому контрагенту (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Впрочем, нарушение этого требования также не безусловное основание для отмены вынесенного решения.

Приостановление: на какой срок?

Выше было сказано, что при наличии законных оснований выездную проверку можно приостанавливать несколько раз.

Однако общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В то же время срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца при одновременном наличии следующих условий:

  • проверка приостановлена в связи с необходимостью получить от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ требуемую для проверки информацию (пп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию.

И в этом случае срок приостановления выездной проверки не должен превышать девяти месяцев.

Приостановление: в каком порядке?

Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, которая проводит проверку (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Формы таких решений утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ (Приложения 1 и 2), но они опять-таки являются рекомендованными, и несоответствие принятых решений этим формам не основание для признания решений недействительными.

И в этих формах предусмотрена графа для ознакомления проверяемого с вынесенным решением о приостановлении (возобновлении), опять-таки нарушение этого требования не может повлечь за собой отмену решения. Финансисты все же настаивают на необходимости ознакомления проверяемого налогоплательщика с подобными решениями (Письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

Service Temporarily Unavailable

Но такие нарушения не признаются безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Если сроки нарушаются

Часто бывает, что сроки проведения выездной налоговой проверки затягиваются. Не менее часто налогоплательщики интересуются, что в такой ситуации делать и можно ли это как-то использовать.

Увы, отменить решение по результатам выездной проверки только на том основании, что проверяющие нарушили ее срок, непросто.

Если претензии налоговиков правомерны, то шансы добиться основания по сути законного решения довольно малы.

Безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

А к таким существенным условиям относится лишь обеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Прочие нарушения, как правило, не являются основанием для отмены решения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако придется доказывать, что такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Добавим, что если налоговики продолжают выездную проверку за пределами установленного срока ее проведения, то можно попробовать применить к ним предусмотренные законом меры воздействия, чтобы прекратить проверку.

Например, обжаловать действия (бездействие) инспекции:

  • в вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ) и
  • суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Однако помните, что придется подтверждать, что действия (бездействие) налогового органа или его должностного лица нарушают ваши права. К сожалению, это возможно сделать только в отдельных случаях и с большим трудом.

Еще один вариант — пожаловаться прокурору (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), который в рамках осуществления своих полномочий по контролю за соблюдением законов вправе направить в налоговый орган представление об устранении нарушения налогового законодательства (ст. ст. 21, 22 и 24 Закона N 2202-1). Требование обязательно к исполнению, и в случае его умышленного неисполнения виновные должностные лица налогового органа подлежат привлечению к административной ответственности (ст. 17.7 КоАП РФ).

Наконец, на основании п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы должны нести гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные в связи с действиями или бездействием их должностных лиц. Речь идет о расходах, которые понес или должен будет понести налогоплательщик, а также неполученных расходах (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ). Звучит неплохо, если вовремя не вспомнить, как непросто доказать причинно-следственную связь между действиями налоговиков и понесенным убытком (а также его размером).

Напоследок показательный пример из практики.

В процессе рассмотрения дела суд установил, что налоговым органом нарушены сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки.

Однако заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, вызванного неправомерными действиями налогового органа. Так, имел место отзыв руководителя из отпуска. Налогоплательщик ссылался, что этот факт нарушил его права и законные интересы. Но суд указал, что с участием руководителя общества проведено только одно мероприятие, и не признал факт отзыва из отпуска руководителя существенным нарушением прав заявителя (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15)).

Е.Кормаков

Адвокат