Снижение коэффициентов рентабельности


Оценка рентабельности: соотношение показателей

Определение

Рентабельность активов (return on assets, ROA) – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами.

Что показывает рентабельность оборотных активов

В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов.

Расчет (формула)

Рентабельность активов рассчитывается делением чистой прибыли (как правило, за год) на величину всех активов (т.е сальдо баланса организации):

Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы

В результате расчета получается величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации. Часто, чтобы получить более наглядное, процентное соотношение в формуле используют умножение на 100. В этом случае показатель также можно интерпретировать как "сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в активы организации".

Для более точных расчетов в качестве показателя "Активы" берется не значение на конкретную дату, а среднее арифметическое значение – активы на начало года плюс активы на конец года делят на 2.

Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", активы – по данным Баланса.

Если расчет производят не за год, а за другой период, то для получения результата в сопоставимом с годовым виде используется формула (в частности, в программе "Ваш финансовый аналитик"):

Рентабельность активов = Выручка*(365/Кол-во дней в периоде)/((Активы на начало + Активы на конец)/2)

Нормальное значение

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

О рентабельности активов на английском языке читайте в статье "Return On Assets".

Под рентабельностью понимается процентное отношение прибыли к вложенным средствам. Коэффициенты рентабель­ности показывают, насколько прибыльна деятельность компа­нии, и рассчитываются применительно к валовой и чистой при­были.

Различают коэффициенты:

1) рентабельности активов;

2) рентабельности реализации;

3) рентабельности собственного капитала.

1. Коэффициент рентабельности активов:

К1 = Валовая прибыль / Среднегодовая стоимость  активов х 100%

К2 = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость  активов х 100%

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных средств (независимо от источника их привлечения) потребовалось для получения 1 доллара прибыли. Данный коэф­фициент является важным показателем конкурентоспособности предприятия, для определения уровня которого полученное зна­чение коэффициента рентабельности активов необходимо срав­нить со среднеотраслевым значением.

Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

2. Коэффициенты рентабельности реализации:

К1 = Валовая прибыль / Выручка от реализации х 100%

К2 = Чистая прибыль / Выручка от реализации х 100%

Первый коэффициент (отношение валовой прибыли к выруч­ке от реализации продукции) отражает:

1) способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, а именно часть денежных средств, необходимых для оплаты текущих расходов, возникающих в процессе его производственной деятельности;

2) политику ценообразования.

Как известно, выручка от реализации включает два укрупнен­ных показателя — себестоимость реализованной продукции и ва­ловую прибыль, т.е.:

Выручка от реализации = себестоимость реализованной продукции + валовая прибыль.

Исходя из этого утверждения:

Себестоимость реализованной продукции = выручка от реализации — валовая прибыль.

Таким образом, чем выше значение коэффициента рента­бельности реализации как отношения валовой прибыли к выруч­ке от реализации, тем меньше доля себестоимости продукции в составе выручки от реализации. Динамика данного коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен, а также усиления контроля над расходованием материально-производственных запасов. На значение данного коэффициента существенное влияние оказывают применяемые на предприятии методы оценки мате­риально-производственных запасов. Как известно, метод ФИФО позволяет искусственно завышать, а метод ЛИФО — искусствен­но занижать прибыль предприятия.

Второй коэффициент (отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции) показывает, сколько долларов чистой прибыли принес каждый доллар стоимости реализованной про­дукции.

Снижение рентабельности активов

Данный показатель признается более важным для целей фи­нансового анализа, чем предыдущий.

Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

3. Коэффициенты рентабельности собственного капитала:

К1 = Валовая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала х 100%

К2 = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала х 100%

Коэффициент рентабельности собственного капитала позво­ляет определить эффективность использования капитала, вло­женного в предприятие его собственниками (акционерами) по сравнению с другими направлениями инвестирования. В запад­ной практике значение данного показателя оказывает сущест­венное влияние на уровень котировки акций предприятия.

Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Важным приемом анализа является оценка взаимозависимо­сти следующих показателей:

1) рентабельности активов;

2) рентабельности реализации;

3) оборачиваемости активов.

Если числитель и знаменатель коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализованной продукции, то полу­чится следующая формула:

К = Чистая прибыль / Стоимость активов =

= Чистая прибыльх Объём реализованной продукции / Стоимость активов х Объём реализованной продукции =

= Чистая прибыль / Объём реализованной продукции =

= Объём реализованной продукции / Стоимость активов

Полученная формула получила название «формулы Дюпона», так как именно эта компания первой стала использовать ее в сво­ем финансовом управлении.

Формула Дюпона:

1) отражает зависимость рентабельности активов от рента­бельности реализации и от оборачиваемости активов;

2) показывает возможные причины снижения уровня рента­бельности активов (снижение уровня рентабельности реализации или скорости оборачиваемости активов);

3) показывает возможность альтернативного выбора между повышением рентабельности реализации и скорости оборота ак­тивов компании для повышения уровня рентабельности активов.

Результаты анализа рентабельности активов являются осно­вой для принятия решений о средствах повышения:

1) рентабельности реализации;

2) скорости оборота активов.

1. Повышение рентабельности реализации может быть достигнуто за счет:

1) уменьшения расходов, включаемых в себестоимость;

2) повышения цен на реализуемую продукцию;

3) превышения темпов роста реализации продукции над тем­пами роста расходов.

Расходы, включаемые в себестоимость, могут быть снижены за счет:

— использования более дешевых сырья и материалов;

— повышения производительности труда, в том числе на ос­нове автоматизации производства;

— сокращения непроизводственных расходов.

Повышение цен на реализуемую продукцию в условиях раз­витой (цивилизованной) экономики могут себе позволить не все предприятия. Способность увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителями, в том числе в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и при этом без каких-либо нега­тивных последствий, называется ценовой властью. Ею обладают, как правило, предприятия, выпускающие уникальную продук­цию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

2. Повышение скорости оборота активов достигается за счет увеличения объема реализации:

1) при сохранении активов на постоянном уровне;

2) при уменьшении активов.

Уменьшение активов, в свою очередь, достигается за счет:

1) в части долгосрочных активов — выявления и ликвидации излишних неиспользуемых основных средств;

2) в части краткосрочных активов — в случае чрезмерного объема материально-производственных запасов — их снижения до оптимального уровня;

3) ускорения погашения дебиторской задолженности;

4) использования денежных средств, полученных в результате вышеперечисленных действий, для погашения кредиторской за­долженности, выкупа собственных ценных бумаг (акций и обли­гаций) или вложения в наиболее доходные виды деятельности.

Анализ рентабельности по системе показателей

Выводы: Рентабельность оборотных активов за период снизилась приблизительно на 0,12млн. руб., или 60%. Данное снижение в течение всего лишь трех лет существенно, и говорит о снижении той части чистой прибыли которая приходится на 1 рубль вложенных оборотных средств. Можно с уверенностью сказать, что оборотные средства также используются предприятием неэффективно, т.е. увеличение суммарной величины активов в 1,01 раза в 2009 году по сравнению с 2008 годом не приводит к ожидаемому увеличению прибыли, как видно из баланса предприятия, в 2009 году оно имеет убыток в размере 4 173,9 млн. руб.

Рентабельность внеоборотных активов:

Где — внеоборотные активы.

Выводы: Изменения уровня рентабельность внеоборотных активов также как и рентабельность оборотных активов указывает на их неэффективное использование.

Оценка рентабельности: соотношение показателей

Данный показатель за анализируемый нами период снизился приблизительно на 0,09 млн. руб., или 9 %. Это отрицательная тенденция указывает на снижение той части чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль внеоборотных активов ОАО «КАМАЗ».

Фондоотдача:

Где — фондоотдача внеоборотных активов; — средняя величина внеоборотных активов.

Выводы: Фондоотдача в анализируемом периоде увеличилась примерно на 1,17млн. руб., или 58,5%. Хотя стоит отметить, что фондоотдача в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,85 млн. руб., или 57,92%. Что говорит о том, что предприятием использованы не все резервы повышения рентабельности активов.

Общий вывод: Общее снижение уровня рентабельности всех активов за рассматриваемый нами период говорит о неэффективном использовании имеющегося имущества. На снижение уровня рентабельности всех имеющихся на балансе предприятия активов повлияло снижение той части чистой прибыли, которая приходится на оборотные и внеоборотные активы.

Рентабельность собственного капитала (рентабельность акционерного капитала) или коэффициент финансовой рентабельности:

Где ROE- рентабельность акционерного капитала (Return on Equity); — средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Выводы: Снижение уровня рентабельности собственного капитала примерно на 0,09 млн. руб., или 90% говорит нам о том, что директора ОАО «КАМАЗ» используют имеющийся в их распоряжении собственный капитал не рационально и неэффективно. Получившиеся результаты говорят нам о том, что снижается та часть чистой прибыли, которую предприятие получает за счет собственных средств.

Перейти на страницу:
1234

Рентабельность предприятия