Собрания и конференции граждан

Содержание

П.Д. Шалагинов

Шалагинов Петр Дмитриевич — старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Нижегородской правовой академии (института), кандидат юридических наук

E-mail: pshalaginov@mail.ru

Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

В статье рассматриваются вопросы реализации таких форм общественного участия в управлении делами муниципального образования, как собрания и конференции. Устанавливается их значение в осуществлении местного самоуправления и соотношение со смежными формами прямой демократии на местах. Предлагаются некоторые изменения действующего законодательства по данному вопросу.

Собрания граждан — исторически одна из первых форм непосредственной демократии. Ее роль особенно ярко проявляется на уровне малых самоуправляющихся территориальных коллективов, так как через совместное обсуждение важных вопросов местной жизни становится возможным достичь согласия в их решении.

Вместе с тем, при признании важности развития форм общественного участия в управлении делами муниципального образования, в юридической науке институт собраний и конференций не в должной мере разработан. Как в законодательстве, так и в теории отсутствует четкое разграничение собраний (конференций) в зависимости от круга рассматриваемых вопросов. Большинство работ, посвященных данной тематике, связаны с проблемами реализации территориального общественного самоуправления.

Конституция РФ в статье 31 гарантирует гражданам право проводить собрания.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (далее — Закон № 131-Ф3) для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования (далее — ТОС) могут проводиться собрания граждан. Как следует из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2, собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, Законом от № 131-ФЭ (ст. 30), допускается осуществление полномочий собрания конференцией граждан (собранием делегатов). Вызвано это целым рядом обстоятельств.

Во-первых, достаточно сложно найти такое помещение, в котором можно провести собрание жителей части территории крупного муниципального образования, такого, например, как городской округ Нижний Новгород.

Во-вторых, в состав сельского поселения, как правило, входят несколько населенных пунктов, и если рассматриваемый вопрос затрагивает их территории, значительно удобнее направить на конференцию представителей жителей от каждого села, деревни и т. д.

Закон № 131-ФЭ не устанавливает, как определяются представители (делегаты) на конференцию (собрание делегатов), поскольку, видимо, данный вопрос сложно решить как на федеральном, так и региональном уровне. В нем предписано, что данная процедура должна определяться уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

Вместе с тем, представительные органы муниципальных образований не всегда устанавливают процедуру определения и направления делегатов. Например, в Нижегородской области положительных примеров очень немного3.

Значительно лучше регламентировано проведение конференций для осуществления ТОС. Например, в соответствии с постановлением Городской думы г. Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в г Н. Новгороде» (да-

Шалагинов П.Д. Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

Шалагинов П.Д. Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

лее — Положение о ТОС), «если на соответствующей части территории города проживает более 70 граждан, достигших 16-летнего возраста, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов)»4.

В зависимости от рассматриваемых вопросов собрания (конференции) могут отличаться.

В Законе № 131 -ФЗ установлено, что собрание проводится для обсуждения вопросов местного значения, может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления и избирать лиц, уполномоченных представлять собрание во взаимоотношениях с ними. Собрание может проводиться с целью информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. И,наконец, собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС.

Таким образом, Закон № 131-ФЗ предусматривает возможность проведения трех видов собраний и конференций граждан: во-первых для обсуждения вопросов местного значения; во-вторых для информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления; и, в-третьих, для осуществления ТОС.

Особенности каждого из них можно увидеть, сравнив различия в предмете проводимого собрания, его правовой основе, субъектах, имеющих право инициировать и принимать участие в собрании, порядке назначения и проведения и обязательности принимаемого решения.

1. Собрания граждан, проводимые для обсуждения вопросов местного значения, инициируются населением и назначаются представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Так, например, в соответствии с Уставом г. Нижнего Новгорода5 группа граждан в количестве не менее 3% от числа жителей, проживающих на соответствующей территории города, обладающих избирательным правом, определяет территорию и адреса домов, жители которых будут принимать участие в собрании, представляет инициативу граждан о проведении собрания в городскую думу г. Нижнего Новгорода вместе с перечнем вопросов, выносимых на рассмотрение собрания, обоснованием необходимости проведения собрания, описанием территории города, на которой планируется провести собрание с указанием адресов домов (п. 4 ст. 21 Устава).

Вопрос о назначении собрания граждан должен быть рассмотрен на заседании городской думы г. Нижнего Новгорода в течение месяца, где представителям инициативной группы граждан обеспечивается возможность изложения своей позиции (п. 5 ст. 21 Устава).

В собрании могут участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста, которые по итогам

обсуждения могут принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, могут избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с муниципальной властью.

Собрание правомочно принимать решение, если в нем приняло участие количество граждан, установленное уставом муниципального образования. Например, в Нижнем Новгороде это не менее половины граждан, проживающих на соответствующей территории.

Обращения, которые приняты собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению компетентными органами или должностными лицами муниципального образования, с последующим направлением письменного ответа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги собраний, проводимых для обсуждения вопросов местного значения, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления (несмотря на обязательность рассмотрения обращения с направлением письменного ответа), хотя и подлежат официальному опубликованию.

На наш взгляд, существуют некоторые неточности при формулировании нормы, содержащейся в статье 29 Закона № 131-ФЗ, которые обращают на себя внимание при ее буквальном толковании. Установлено, что собрание может быть проведено лишь на части территории муниципального образования, что, на наш взгляд, ограничивает возможность применения данного института. В небольших поселениях в его проведении может быть заинтересовано все население муниципального образования, а не только отдельной территории. Также не совсем правильной является формулировка, согласно которой собрания могут проводиться только для обсуждения вопросов местного значения. Круг вопросов, выносимых на собрание, инициируемое гражданами, в этом случае ограничивается перечнем, установленным в статьях 14, 15 и 16 Закона № 131-ФЗ. Вместе с тем, существует большое количество других проблем, которые, например, в сельских поселениях можно эффективно решить на собрании граждан.

Неверной является сложившаяся на местном уровне практика правового регулирования собрания по данному вопросу только уставом муниципального образования. Нам не удалось найти ни одного нормативного правового акта представительного органа муниципального образования в Нижегородской области по вопросу проведения собраний.

2. Собрание граждан, имеющее целью информирование населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, проводится по инициативе представительного органа или главы муниципального образования и соответственно ими же и назначается (ст. 29 Закона № 131-ФЗ). На наш взгляд, положения данной статьи не в полной мере учитывают роль главы местной администрации, замещающего свою должность по контракту, в случае закрепления в уставе муници-

пального образования соответствующей модели, который также должен иметь возможность инициировать проведение собраний.

Законодательством предусмотрена возможность инициировать собрания и иными представителями муниципальной власти.

Например, процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, для чего вероятно проводится собрание.

Собрания могут проводиться также для сбора наказов избирателей, отчетов перед жителями муниципального образования, агитации перед голосованием по вопросу преобразования муниципального образования и т. д. В соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»6 предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий, для чего частью 3 статьи 53 данного Закона предусмотрена обязанность предоставления по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения помещения, пригодного для их проведения в форме собраний.

Исходя из сказанного, предлагаем расширить круг органов и должностных лиц местного самоуправления, имеющих возможность выдвигать инициативу о проведении собрания.

Также неясно, должны ли учитываться требования, которые предъявляются к собраниям, проводимым по инициативе граждан, по необходимому количеству жителей-участников (не менее половины граждан, проживающих на соответствующей территории) для признания его легитимным принимать решения.

3. В значительной степени от рассмотренных видов собраний отличается правовое регулирование тех, которые проводятся для осуществления ТОС.

Порядок назначения и проведения таких собраний определяется уставом ТОС. В соответствии со статьей 10.1 Положения о ТОС в г. Нижнем Новгороде собрание, конференция граждан проводятся в случаях принятия решения об их назначении собранием, конференцией граждан; органами территориального общественного самоуправления; инициативной группой граждан в количестве, необходимом для учреждения ТОС. В собрании по вопросам ТОС могут участвовать граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Такое собрание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории (конференция при участии не менее 2/3 делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей).

На них может решаться достаточно широкий перечень местных проблем, а в соответствии с частью 7 статьи 27 Закона № 131-ФЗ рассмотрение ряда вопросов относится к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС.

Решения, принятые на собраниях по вопросам территориального общественного самоуправления, являются обязательными для органов территориального общественного самоуправления.

Несмотря на указанные различия, все три рассмотренных вида собраний (конференций) имеют большое количество сходных черт: их участниками являются жители определенной части территории муниципального образования; в процессе их проведения решаются вопросы местного значения; результатом является принятие консультативного (необязательного) для органов местного самоуправления решения; решения, принятые всеми видами собраний, подлежат официальному опубликованию.

В связи с таким сходством прозвучало предложение А.В. Алешкина о «признании возможности рассмотрения на собраниях и конференциях не только вопросов организации и осуществления территориального общественного самоуправления, но и — по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории, иных вопросов местного значения, которые в настоящее время являются предметом рассмотрения собраний и конференций граждан (собраний делегатов) по вопросам их участия в осуществлении местного самоуправления»7.

Однако стоит еще раз подчеркнуть, что у рассмотренных видов собраний есть различия:

1) в собрании в рамках ТОС могут участвовать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а в собрании, проводимом для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, — с 18-ти лет;

2) собрание граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования, а порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС;

3) собрание граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, правомочно принимать решение, если в нем приняло участие количество граждан, установленное уставом муниципального образования, а собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории (конференция при участии

Шалагинов П.Д. Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

Шалагинов П.Д. Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

не менее 2/3 делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей).

Немаловажным представляется вопрос соотношения собраний с некоторыми другими формами общественного участия в управлении делами муниципального образования.

Мы уже отметили, что собрания и конференции граждан по вопросам, установленным уставом ТОС, являются одной из форм реализации ТОС. Помимо того, ТОС осуществляется через органы ТОС.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»8 (утратил силу) не проводил различий между такими формами народовластия, как собрания и сходы.

В настоящее время в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25 Закона № 131-ФЗ) либо может проводиться для решения установленных статьей 25.1 вопросов.

В отличие от сходов, проводимых в муниципальных образованиях, собрания граждан не могут непосредственно решать вопросы местного значения, а вырабатывают консультативное решение.

Несмотря на одинаковую силу решения, принимаемого в рамках как собраний, так и публичных слушаний, в случаях, указанных в части 3 статьи 28, последние проводятся в обязательном порядке, тогда как проведение собраний является добровольным мероприятием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с тем, как уже было сказано, и собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления с необходимостью направления письменного ответа (ч. 3, 4 ст. 29). На наш взгляд, налицо дублирование, которого в целях экономии законодательного материала можно было бы избежать.

Можно сказать о соотношении собраний с предусмотренными статьей 33 Закона № 131-ФЗ «другими формами непосредственного осуществления на -селением местного самоуправления и участия в его осуществлении». Здесь появляется возможность оценить гармоничность законодательства, регулирующего проведение собраний в муниципальных образованиях и соответствие положений правовых актов различного уровня Закону № 131-ФЗ, нормы которого должны иметь преимущество по данному вопросу.

Схожие с собраниями процедуры предусмотрены в муниципальных образованиях Градостроительным9 и Земельным кодексом РФ10, Федераль-

ным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»11, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»12. Ими определены те проекты муниципальных правовых актов, которые в обязательном порядке выносятся на «общественные слушания», «общественный земельный контроль», «общественное обсуждение». Исходя из того, что процедура проведения таких мероприятий имеет сходство с собраниями как по форме, так и по степени обязательности принимаемого решения, необходимо либо четко отграничить, либо унифицировать нормы, устанавливающие требования этих законов, с теми, которые содержатся в Законе № 131-ФЗ.

Правовое регулирование такой формы общественного участия, как наказы избирателей, осуществляется законами субъектов Российской Федерации и актами местных властей13. В них содержатся положения о том, что предложения избирателей о наказах формируются на собраниях избирателей с депутатом, в работе которых могут принимать участие представители и иных органов местного самоуправления.

Анализ показал, что данные акты никоим образом не соотносят проводимые собрания по сбору наказов с теми собраниями, которые предусмотрены Законом № 131-ФЗ.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют непонимание, отсутствие учета требований, предъявляемых для проведения собраний и конференции, предусмотренных Законом № 131-ФЗ, в нормативных правовых актах всех уровней публичной власти.

В связи с изложенным можно сделать некоторые выводы.

1. Принимаемые органами публичной власти нормативные правовые акты, предусматривающие возможность проведения собраний (конференций) в муниципальном образовании должны соответствовать положениям, содержащимся в Законе № 131-ФЗ.

2. При создании «других форм общественного участия», предполагающих проведение сходных с собраниями процедур, следует учитывать требования Закона № 131-ФЗ.

3. После накопления материалов правоприменительной практики проведения собраний по различным местным проблемам и анализа исполнимости положений Закона № 131-ФЗ может быть поставлен вопрос о пересмотре предъявляемых требований.

4. Необходимо внесение изменений в Закон № 131-ФЗ, позволяющих проводить собрания граждан на всей территории муниципального образования, а не только на его части.

5. Следует переформулировать статью 29 Закона № 131-ФЗ, предусмотрев возможность проведения собраний не только для решения вопросов местного значения, но и иных значимых для данной территории проблем.

6. Для более четкой регламентации процедуры проведения собраний с целью обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления представительным органам каждого муниципального образования следует принимать положения об их проведении. Возможно на уровне субъекта Российской Федерации утвердить типовое положение о проведении собраний (конференций) в муниципальных образованиях соответствующего субъекта Российской Федерации.

Примечания

1. СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822.

2. СЗ РФ. 2004. № 25, ст. 2485.

3. Решение Земского собрания Кулебакского района от 29 мая 2007 года № 47 «Об утверждении Положения о конференции граждан (собраний делегатов) в Кулебак-ском районе» // Кулебакский металлист. 2007. № 20; Постановление Городской думы г. Дзержинска от 20 декабря 2006 года № 165 «Об утверждении Положения о порядке назначения и проведения конференций граждан (собра-

ний делегатов)» // Дзержинская панорама. 2007. № 3; и некоторые др.

4. День города. Нижний Новгород. 2006. № 30.

5. Нижегородский рабочий. 2005. № 234.

6. СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253.

8. СЗ РФ. 1995. № 35, ст. 3506.

9. СЗ РФ. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16.

10. СЗ РФ. 2001. № 44, ст. 4147.

11. Российская газета. 1995. 30 ноября.

12. СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133.

13. См., например: Закон Псковской области от 29 апреля 2011 года № 1074-ОЗ «О наказах избирателей» // Псковская Правда. 2011. № 79; Закон Камчатского края от 9 октября 2012 года «О наказах избирателей в Камчатском крае» // Официальные ведомости. 2012. № 386—390; Решение Совета Ильинского муниципального района Ивановской области от 16 февраля 2011 года № 71 «Об утверждении Положения о наказах избирателей, порядке их рассмотрения и исполнения» // Вестник Ильинского муниципального района. 2011. № 106; и др.

Шалагинов П.Д. Собрания и конференции граждан как формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ПРИНЯТИИ ПОЛОЖЕНИЯ «О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ (СОБРАНИЯ ДЕЛЕГАТОВ) ГРАЖДАН В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД ЧИТА» (с изменениями на: 25.06.2015)

ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2006 года N 106

О ПРИНЯТИИ ПОЛОЖЕНИЯ «О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ (СОБРАНИЯ ДЕЛЕГАТОВ) ГРАЖДАН В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД ЧИТА»

(в редакции Решений Думы городского округа «Город Чита» от 12.04.2007 N 49, от 01.07.2010 N 132, от 25.06.2015 N 102)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ч. 2 ст. 20 и ст. 47 Устава городского округа «Город Чита», Дума городского округа «Город Чита» решила:
1. Принять Положение «О порядке назначения и проведения собрания и конференции (собрания делегатов) граждан в городском округе «Город Чита» согласно приложению.
2. Администрации городского округа «Город Чита» (А.Д. Михалев) обеспечить исполнение настоящего решения в части своих полномочий и привести в соответствие с ним свои правовые акты.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию городского округа «Город Чита» (А.Д. Михалев) и постоянную комиссию по социальным вопросам и развитию местного самоуправления Думы городского округа «Город Чита» (Н.Н. Цыбиков).

Мэр города Читы
А.Д.МИХАЛЕВ

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН (СОБРАНИЯ ДЕЛЕГАТОВ) В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД ЧИТА»

Приложение
к решению
Думы городского округа «Город Чита»
от 25 мая 2006 года N 106

(в ред. Решений Думы городского округа «Город Чита» от 12.04.2007 N 49, от 01.07.2010 N 132, от 25.06.2015 N 102)

Статья 1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Чита» порядок назначения и проведения на части территории городского округа собрания и конференции (собрания делегатов) (далее по тексту — конференция) граждан по месту их проживания как одной из организационных форм реализации прав жителей городского округа на непосредственное участие в обсуждении и решении вопросов местного значения.
2. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется Положением «О территориальном общественном самоуправлении в городском округе «Город Чита», уставом территориального общественного самоуправления и не регулируется настоящим Положением.

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Положении

1. Собрание граждан — это форма реализации прав граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах городского округа «Город Чита», на участие в обсуждении вопросов местного значения городского округа.
2. Конференция граждан — это форма участия граждан в осуществлении полномочий собрания граждан, проводимая для обсуждения вопросов местного значения городского округа.
3. Организация собрания (конференции) граждан — деятельность, направленная на оповещение о времени и месте проведения собрания (конференции), официальное опубликование итогов собрания (конференции) и иные меры, обеспечивающие участие жителей в собрании (конференции) граждан (далее — собрание (конференция)).
4. Инициаторы проведения собрания (конференции) — население городского округа, Дума городского округа, глава городского округа, администрация городского округа.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)
5. Инициативная группа граждан — группа жителей городского округа, обладающих избирательным правом на территории городского округа, численностью не менее 7 человек, выступившая с инициативой проведения собрания граждан.
6. Решение собрания (конференции) — решение участников собрания (конференции), принятое открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на собрании граждан.

Статья 3. Общие принципы проведения собрания (конференции)

1. Граждане участвуют в собрании (конференции) непосредственно или через своих представителей.
2. Участие в собрании (конференции) является свободным и добровольным.
3. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в собрании (конференции), а также на его свободное волеизъявление.
4. Каждый гражданин, участвующий в собрании (конференции), имеет один голос.

Статья 4. Основные цели проведения собрания (конференции)

Собрания (конференции) проводятся в целях:
1) обсуждения вопросов местного значения городского округа;
2) информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа;
3) осуществления территориального общественного самоуправления на части территории городского округа.

Статья 5. Право населения на участие в собрании (конференции)

1. В собрании (конференции) имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории городского округа, обладающие избирательным правом.
2. Не участвуют в собрании (конференции) граждане, признанные судом недееспособными, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Запрещаются какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (конференции) в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий.

Статья 6. Инициатива проведения собрания (конференции)

1. Собрания (конференции) проводятся по инициативе населения городского округа, Думы городского округа, главы городского округа, администрации городского округа.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)
2. Инициатива проведения собрания (конференции) граждан оформляется протоколом собрания инициативной группы, выдвинувшей инициативу. Протокол собрания должен быть подписан всеми членами инициативной группы и содержать следующие данные:
1) вопросы, выносимые на собрание, конференцию:
2) обоснование необходимости их рассмотрения на собрании, конференции;
3) предложения по дате и месту проведения собрания, конференции;
4) территория, в пределах которой предполагается провести собрание, конференцию;
5) примерное количество участников собрания, конференции;
6) список инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и телефонов членов инициативной группы;
7) уполномоченные инициативной группы, которые от имени инициативной группы вправе осуществлять действия, необходимые для подготовки и проведения собрания (конференции).
3. В случае вынесения гражданами инициативы о проведении конференции в протоколе необходимо дополнительно указать:
1) дату и место проведения собрания по выборам делегатов на конференцию;
2) территории, на которых будут проводиться собрания по выборам делегатов.

Статья 7. Порядок реализации инициативы жителей по проведению собрания (конференции)

1. Для проведения собрания (конференции) инициативная группа не менее чем за 30 дней до проведения собрания и за 45 дней до проведения конференции представляет в Думу городского округа протокол собрания инициативной группы.
2. Дума городского округа вправе провести консультации (обсуждение) с инициативной группой о целесообразности проведения собрания (конференции) по соответствующему вопросу (вопросам), направить инициативной группе свои замечания, предложения или мотивированные возражения.
3. Органы местного самоуправления городского округа могут оказывать содействие инициативной группе в работе по организации собрания (конференции) граждан.
4. Протокол собрания инициативной группы должен быть рассмотрен Думой городского округа на ближайшем заседании и принято решение о назначении собрания (конференции) граждан либо об отказе в назначении, о чем письменно должна быть уведомлена инициативная группа граждан.

Статья 8. Назначение собрания (конференции)

1. Собрание (конференция), проводимое по инициативе Думы городского округа, главы городского округа, администрации городского округа, назначается соответственно Думой городского округа, главой городского округа, руководителем администрации городского округа. Собрание (конференция), проводимое по инициативе населения, назначается Думой городского округа.
(часть 1 в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)
2. Дума городского округа вправе отказать инициативной группе в назначении собрания (конференции). Основанием для отказа может быть только нарушение инициативной группой федеральных законов, законов Забайкальского края, Устава городского округа, настоящего Положения.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 01.07.2010 N 132)
3. Решение о назначении собрания (конференции) подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 9. Оповещение жителей

1. Инициатор проведения собрания (конференции) не позднее чем через 7 дней со дня принятия решения о проведении собрания (конференции) обязан оповестить граждан, имеющих право на участие в собрании (конференции), о месте, дате и времени проведения собрания (конференции), выносимом на рассмотрение вопросе (вопросах), а также об инициаторе в следующие сроки:
1) о собрании — не менее чем за 7 дней до его проведения;
2) о конференции — не менее чем за 14 дней до ее проведения.
2. Инициатор проведения собрания (конференции) заблаговременно знакомит жителей с материалами, относящимися к вопросу (вопросам), выносимому на рассмотрение собрания (конференции).
3. Инициатор проведения собрания (конференции) самостоятельно, с учетом местных условий, определяет способ оповещения граждан.

Статья 10. Порядок проведения собрания

1. Собрание жителей проводится, если общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 100 человек.
2. Собрание правомочно, если на нем присутствует более 50% жителей, имеющих право на участие в собрании.
3. Собрание открывает инициатор его проведения или его представитель. Для ведения собрания избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания и других лиц по усмотрению участников собрания. Выборы состава президиума, утверждение повестки дня, регламента проведения собрания производятся простым большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания.
4. Для подсчета голосов при проведении голосования из числа участников собрания избирается счетная комиссия.
5. В голосовании участвуют только жители, включенные в список участников собрания, зарегистрированные в качестве участников собрания.
6. Секретарь собрания ведет протокол собрания, записывает краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам), принятое решение.
7. Протокол собрания оформляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Положения и передается в орган местного самоуправления, назначивший его проведение.

Статья 11. Собрания граждан в целях информирования населения о деятельности органов местного самоуправления города

Собрания граждан в целях информирования населения о деятельности Думы городского округа, главы городского округа, администрации городского округа могут проводиться депутатами, постоянными комиссиями Думы городского округа, главой городского округа, администрацией городского округа, при этом количество участников собрания не регламентируется.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)
Статья 11.1
(введена Решением Думы городского округа «Город Чита» от 12.04.2007 N 49)
Проведение собраний (конференций) граждан в целях дачи наказов избирателей депутатам Думы городского округа «Город Чита» осуществляется в соответствии с Положением «О наказах избирателей депутатам Думы городского округа «Город Чита».

Статья 12. Основания проведения конференции, норма представительства

1. В случаях, когда выносимый на рассмотрение вопрос (вопросы) непосредственно затрагивает интересы более 100 жителей, имеющих право на участие в собрании, либо созвать собрание не представляется возможным, инициатором проведения собрания проводится конференция. При этом инициатор проведения собрания считается инициатором проведения конференции.
2. Норма представительства по выборам делегатов на конференцию граждан при количестве граждан, проживающих на территории, имеющих право на участие в конференции, проживающих в доме, группе домов или на иной части территории городского округа, на которой проводится конференция, составляет:
1) до 2000 человек — 1 делегат от 20 граждан;
2) от 2000 до 3000 человек — 1 делегат от 30 граждан;
3) от 3000 до 5000 человек — 1 делегат от 50 граждан;
4) свыше 5000 человек — 1 делегат от 100 граждан.

Статья 13. Порядок проведения выборов делегатов на конференцию

1. Выборы делегатов на конференцию проводятся на собраниях граждан, в порядке, установленном статьей 10 настоящего Положения.
2. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на территории, на которой проводится собрание, и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру.
Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в голосовании.

Статья 14. Порядок проведения конференции

1. Конференция проводится в соответствии с регламентом работы, утверждаемым ее делегатами.
2. Конференция является правомочной, если в ней приняло участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов.
3. Решения конференции принимаются большинством голосов от числа присутствующих делегатов.
4. Протокол конференции оформляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Положения и передается в орган местного самоуправления, назначивший ее проведение.

Статья 15. Итоги собрания (конференции)

1. Ход и итоги собрания (конференции) оформляются протоколом.
Протокол должен содержать следующие данные:
1) дата, время и место проведения собрания (конференции);
2) инициатор проведения собрания (конференции);
3) состав президиума собрания (конференции);
4) состав счетной комиссии собрания (конференции);
5) территория, в пределах которой проводится собрание, конференция;
6) количество жителей, имеющих право на участие в собрании (конференции);
7) количество участников собрания, конференции;
8) полная формулировка рассматриваемого вопроса (вопросов), внесенного (выносимых) на голосование;
9) фамилии выступавших и краткая запись выступлений;
10) результаты голосования и принятые решения;
11) подпись председателя и секретаря собрания (конференции).
2. Собрание (конференция) может принять по рассматриваемому вопросу (вопросам) обращение к Думе городского округа, Мэру города Читы или жителям, а также избрать лиц, уполномоченных представлять собрание (конференцию) во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Решения собрания, конференции носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
3. Обращения, принятые собранием (конференцией), подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
4. Итоги собрания (конференции) подлежат официальному опубликованию (обнародованию), органом местного самоуправления, назначившим собрание, конференцию граждан.

Статья 16. Ответственность за нарушения прав граждан на реализацию права на проведение собрания (конференции)

Лица, препятствующие путем насилия, подкупа, угроз, подлога документов или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации прав на проведение собраний (конференций), а также фальсифицирующие итоги собраний (конференций), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Финансирование проведения собрания (конференции)

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (конференции), производятся за счет инициатора проведения собрания (конференции) либо за счет бюджета городского округа, если инициаторами проведения собрания (конференции) выступают Дума городского округа, глава городского округа, администрация городского округа.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)
2. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением собрания (конференции) по инициативе Думы городского округа, главы городского округа, администрации городского округа, является расходным обязательством городского округа.
(в ред. Решения Думы городского округа «Город Чита» от 25.06.2015 N 102)

Мэр города Читы
А.Д.МИХАЛЕВ