Содержание хозяйственной операции является

Все статьи Реальность осуществления хозяйственных операций как условие получения налогоплательщиком налоговой выгоды (по материалам судебной практики) (Калашникова В.С.)

<1>
———————————
<1> Научный руководитель: Реут Анна Владимировна, доцент кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры финансового, налогового и таможенного права Высшей школы экономики, кандидат юридических наук, доцент.

Калашникова В.С., студентка 4 курса юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье на конкретных примерах судебной практики рассмотрены обстоятельства, при наличии которых налоговые органы или суд приходят к выводу о реальности осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций и о получении обоснованной налоговой выгоды.

Сложившаяся судебная практика использует критерии получения необоснованной налоговой выгоды, установленные Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее — Постановление N 53) <2>. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, возлагается на налоговый орган.
———————————
<2> Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

В п. 5 Постановления N 53 перечисляются обстоятельства, наличие которых налоговый орган должен доказать, и на основе которых суд сможет установить необоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
Одним из таких обстоятельств является невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При подтверждении налоговыми органами такого обстоятельства можно сделать вывод, что организация только создает видимость осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, налоговая выгода, получаемая в силу названных причин, является необоснованной.
Рассмотрим пример из судебной практики, когда при установлении судом указанных обстоятельств организации было отказано в праве на получение налоговой выгоды.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления НДС <3>.
———————————
<3> См.: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2015 г. по делу N А60-26955/2015; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 г. N 17АП-15764/2015-АК // Документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).

Суд установил, что между предпринимателем и контрагентом был заключен договора подряда на выполнении ремонтных работ. Цена договора была определена на основании локальных сметных расчетов, в стоимость которых входила сумма НДС. Расчеты по договору подряда производились простыми векселями и наличными денежными средствами. Однако налоговый орган выявил и доказал, что у контрагента-предпринимателя отсутствовали необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе сотрудники и основные средства производства. Контрагент отчетность представлял с нулевыми показателями, а за текущий год не представил ее вовсе. Налоговой инспекцией ранее были приостановлены денежные операции по расчетному счету контрагента.
На основании Постановления N 53 налоговый орган обоснованно отказал в подтверждении произведенных расходов, так как реальность финансово-хозяйственной операции не была доказана соответствующими документами, были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о получении необоснованной налоговой выгоды.
Суды в удовлетворении требования предпринимателя о признании недействительным решения налогового органа отказали. В другом случае налогоплательщику удалось доказать реальность осуществления хозяйственной операции.
Налоговая инспекция провела в отношении общества выездную налоговую проверку, в ходе которой установила, что общество завысило сметную стоимость работ, что подтверждалось заключением строительно-технической экспертизы. При этом общество представило надлежаще оформленные счета-фактуры как основание для получения налогового вычета.
Инспекция ФНС России приняла решение о взыскании недоимки по налогу на прибыль, налога на добавленную стоимость, соответствующих штрафных санкций, начислении соответствующих сумм пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа <4>.
———————————
<4> См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2015 г. N Ф06-26300/2015 по делу N А55-20295/2014 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).

Суд пришел к выводу, что заявитель представил необходимые первичные документы, которые подтверждают обоснованность налогового вычета по НДС. Доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком хозяйственной операции, наличия согласованных неправомерных действий общества и его контрагента или наличия иных обстоятельств, указанных в Постановлении N 53, как оснований для признания налоговой выгоды необоснованной налоговый орган суду не представил.
Из представленного дела следует, что факт осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций должен быть подтвержден документально. Одним из таких подтверждений являются первичные учетные документы, составленные по установленной форме. Завышение стоимости работ само по себе не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Другим обстоятельством, с наличием которого связывается получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, является отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Так, налоговый орган, проведя камеральную проверку в отношении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой был заявлен налоговый вычет, пришел к мнению, что налогоплательщик является недобросовестным, его действия направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Данный вывод был сделан исходя из того, что уставный капитал общества сформирован в минимальном размере, в штате сотрудников числится только один человек, а само общество располагается по адресу массовой регистрации юридических лиц. Арбитражные суды первой инстанции, рассматривая данное дело, посчитали, что налоговый орган доказал получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды <5>.
———————————
<5> См.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2008 г. N А33-2420/2007-03АП-2846/2008 по делу N А33-2420/2007 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).

Было установлено, что общество приобрело у контрагента трактор, который подлежал передаче по месту нахождения контрагента. Однако документальных подтверждений факта передачи приобретенного имущества ни налоговому органу, ни суду представлено не было. При этом в счет-фактуре был указан адрес грузополучателя, но по этому адресу не располагаются складские или производственные помещения общества. Согласно бухгалтерской отчетности у налогоплательщика нет в наличии никаких складских, производственных помещений, транспортных средств.

Документальное оформление хозяйственных операций

Кроме того, о получении необоснованной налоговой выгоды свидетельствовали и те факты, что участники сделки являлись взаимозависимыми лицами и осуществляли расчеты путем взаимозачета.
Исходя из этого суд установил, что главной целью налогоплательщика было получение дохода за счет налоговой выгоды без намерения осуществления реальной экономической деятельности.
Таким образом, осуществление коммерческой деятельности предполагает наличие определенных ресурсов для ее осуществления, а при создании только видимости осуществления деятельности налоговая выгода признается необоснованной.
Однако о необоснованности налоговой выгоды не могут свидетельствовать доводы налогового органа об отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, если такие доводы не подтверждаются соответствующими доказательствами.
Налоговая инспекция в решении об отказе в возмещении НДС и привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (ч. 1 ст. 122 НК РФ) ссылалась на направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку у него отсутствовали собственные или арендованные транспортные средства, складские помещения. Исследовав материал дела, суд установил, что налогоплательщик выполнил условия, необходимые для возмещения НДС: представил копии грузовой таможенной декларации со штампами таможенных органов, товарные накладные, счета-фактуры, книги покупок, книги продаж и прочее. Кроме того, налоговый орган не оспаривал факта поступления в бюджет НДС, уплаченного налогоплательщиком со своего расчетного счета при ввозе товаров на территорию России. Таким образом, суд пришел к выводу, что налогоплательщик представил доказательства, подтверждающие реальность осуществления предпринимательской деятельности. Суд указал, что право налогоплательщика на применение вычета по НДС, уплаченному при ввозе товара на таможенную границу РФ, не ставится в зависимость от отсутствия у налогоплательщика складского помещения, производственных активов и транспортных средств <6>.
———————————
<6> См.: Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 декабря 2008 г. по делу N А56-28828/2008 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции . URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/809936279 (дата обращения: 25.01.2016); Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 г. по делу N А56-28828/2008 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).

Согласно Постановлению N 53 о необоснованной налоговой выгоде могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа об отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. В приведенном выше деле налоговый орган таких доказательств не представил.
Итак, в Постановлении N 53 приводятся конкретные обстоятельства и условия, при наличии которых налоговая выгода не может быть признана обоснованной. Из рассмотренных примеров судебной практики следует, что реальность сделки и представление налогоплательщиками надлежащим образом оформленных документов являются необходимыми условиями для получения налоговой выгоды и подтверждения ее обоснованности.

Литература

1. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.
2. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2008 г. N А33-2420/2007-03АП-2846/2008 по делу N А33-2420/2007 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).
3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 г. по делу N А56-28828/2008 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).
4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2015 г. N Ф06-26300/2015 по делу N А55-20295/2014 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).
5. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 г. N 17АП-15764/2015-АК // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).
6. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2015 г. по делу N А60-26955/2015 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.01.2016).
7. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 декабря 2008 г. по делу N А56-28828/2008 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции . URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/809936279 (дата обращения: 25.01.2016).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Теоретические основы документирования хозяйственных операций

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Учетный процесс можно отразить в виде следующих процедур:

1) наблюдение объекта;

2) отражение в первичных документах;

3) обработка данных первичных документов;

4) группировка и обобщение;

5) формирование регистров бухгалтерского учета;

6) внутренняя отчетность;

7) внешняя отчетность;

8) собственные пользователи информации;

9) сторонние пользователи информации.

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информации собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом. Информация, предоставляемая собственным пользователем должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием; анализу его деятельности; для целей планирования, контроля; при принятии решений в нестандартных ситуациях.

К собственным пользователям информации относятся: руководители, менеджеры, специалисты, совет директоров и т.д. К сторонним пользователям относятся: инвесторы, банки, поставщики, кредиторы, налоговые органы, финансовые органы, органы государственной статистики и т.д.

Подтверждаем реальность операций по сделкам

Информация выражается в форме письма или отчета, учитывая вид деятельности.

Объектами для информации бухгалтерского учета является:

1) Имущество организации (ОС, НМА, финансовые вложения, МПЗ, денежные средства;

2) Требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);

3) Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);

4) Хозяйственные операции внутренние и между сторонними организациями;

5) Собственные источники формирования средств организации – это уставной капитал, добавочный капитал, фонды, прибыль.

Основные задачи бухгалтерского учета:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

2) Обеспечение информацией пользователей для контроля над соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет регулируется четырьмя законодательными уровнями:

1) Первый законодательный уровень представлен федеральными законами, постановлениями и указами правительства. Документами являются федеральные законы.

2) Второй законодательный уровень составляют положения и стандарты по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные министерством финансов РФ положения по бухгалтерскому учету (сокращенно ПБУ).

3) Третий законодательный уровень образуют инструкции, рекомендации и тому подобные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются министерством финансов РФ и федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся: план счетов бухгалтерского учета, инструкция по его применению, инструкция по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания и т.д.

4) Четвертый законодательный уровень составляют организационно-распорядительные документы, осуществляющие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультирующими фирмами, по заказу предприятия (приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания и т.д.).

Основа бухгалтерского учета — первичные учетные документы, которыми должны быть оформлены все хозяйственные операции, проводимые организацией.

Бухгалтерский документэто письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, пра­во на их совершение или устанавливает материальную ответствен­ность работников за доверенные им ценности.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Несвоевременно составленный документ затрудняет контроль над сохранностью собственности предприятия, приводит к несвоевременному отражению операций на счетах бухгалтерского учета и задерживает составление бухгалтерской отчетности.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передача в бухгалтерию в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечиваются лицами, составившими и подписавшими эти документы. В частности, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

Общие требования к оформлению документов установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы должны составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые разрабатываются Госкомстатом России (в настоящее время — Росстат).

В соответствии с п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации документы, форма которых предусмотрена в унифицированных альбомах первичной документации, должны содержать следующие реквизиты:

— наименование документа (формы);

— код формы;

— дату составления;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

— наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

При необходимости в типовой бланк могут быть включены дополнительные строки, графы, но все реквизиты, предусмотренные утвержденной формой, должны быть сохранены. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим приказом (распоряжением).

Не подлежат изменению только бланки документов по учету кассовых операций согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.

Документы, форма которых законодательно не утверждена, разрабатываются организациями самостоятельно. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" эти документы должны содержать все те, же реквизиты, что и предусмотрены для унифицированных форм. Форма и порядок их применения должны быть закреплены в учетной политике.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.

Согласно п. 9 разд. II Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации одним из требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета, является осуществление документирования имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведения регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Ошибки, допущенные при составлении первичных документов, исправляются следующим образом: неправильный текст или сумма зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое и над ней сделать правильную запись. Об исправлении делают оговорку, указывают дату и заверяют подписями лиц, составивших документ.

В приходных и расходных кассовых ордерах, банковских документах исправления не допускаются. Если в названных документах допущена ошибка, то их следует составить заново.

При заполнении первичного документа свободные строки (незаполненные) подлежат обязательному прочерчиванию. Записи в документах следует вести чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин и других средств, обеспечивающих сохранность этих записей в течение срока, установленного для их хранения в архиве. Все записи должны быть выполнены четко, разборчиво, аккуратно. Подчистка не допускается.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 194;

Документирование хозяйственных операций

12. Абзац утратил силу. — Приказ Минфина России от 29.03.2017 N 47н.

(см. текст в предыдущей )

Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Что документально подтверждает факт проведения хозяйственной операции

Абзацы первый — второй утратили силу. — Приказ Минфина России от 29.03.2017 N 47н.

(см. текст в предыдущей )

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

что документально подтверждает факт проведения хозяйственной операции