Соглашение о двойном налогообложении

Содержание

Соглашение об избежании двойного налогообложения c Гонконгом

3 июля 2016 года Россия ратифицировала заключённое с Гонконгом Соглашение об избежании двойного налогообложения (далее — ДИДН/Соглашение) и протокол к нему (далее – Протокол), посвященные вопросам устранения двойного налогообложения, обмена информацией и противодействию уклонения от налогообложения.

Налоги, на которые распространяется Соглашение

Применительно к Гонконгу:

–       налог на прибыль;

–       налог на заработную плату;

–       налог на имущество.

Применительно к России:

–       налог на прибыль организаций;

–       налог на доходы физических лиц.

Помимо налогов, на которые распространяется Соглашение, Россия обязалась обмениваться с Гонконгом налоговой информацией по НДС, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц.

Критерии резидентства

Резиденты Гонконга:

1)      любое физическое лицо, обычно проживающее в Гонконге;

2)      любое физическое лицо, находящееся в Гонконге более 180 дней в течение налогового года или более 300 дней в течение двух налоговых лет;

3)      компания, зарегистрированная в Гонконге, или компания, зарегистрированная за пределами Гонконга, если она обычно управляется или контролируется из Гонконга;

4)      любое другое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Гонконга, или любое другое лицо, созданное за пределами Гонконга, если оно обычно управляется или контролируется из Гонконга.

Резиденты России:

Любое лицо, которое в соответствии с законодательством России подлежит в ней налогообложению на основании места его жительства либо постоянного пребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера.

Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности

Согласно ДИДН прибыль компании подлежит налогообложению в государстве, резидентом которого является эта компания. Однако если компания осуществляет деятельность в другом государстве через постоянное представительство, деятельность постоянного представительства подлежит налогообложению по месту осуществления деятельности.

Постоянное представительство через строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный цех образуется через 12 месяцев существования такой площадки, объекта или связанной с ними деятельности.

Постоянное представительство через оказание услуг образуется, если оказание услуг продолжается более 183 дней в течение любого периода продолжительностью 12 месяцев.

Налогообложение дивидендов, процентов, роялти

В соответствии с Соглашением ставка налога у источника на дивиденды не может превышать 5%, если бенефициарным владельцем дивидендов является компания, которой принадлежит не менее 15% капитала в компании, распределяющей дивиденды.

В остальных случаях ставка налога у источника дохода на дивиденды не может превышать 10%.

Проценты по ДИДН облагаются налогом только в том государстве, резидентом которого является получатель процентов.

Налог у источника дохода нароялтине может превышать 3%.

Подтверждение налогового резидентства

Соглашением отменена необходимость легализации и апостилирования документов, полученных в Гонконге для подтверждения налогового резидентства Гонконга в России.

Налогообложение доходов от имущества

Соглашение не отменяет налогообложение у источника дохода от использования или отчуждения недвижимого имущества.

Доходы от отчуждения движимого имущества облагаются налогом только в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество, за исключением отчуждения:

–       движимого имущества постоянного представительства/постоянной базы;

–        морских/воздушных судов;

–        акций компании, большая часть стоимости которых представлена недвижимым имуществом.

ДИДН охватывает также и иные вопросы, как, например, методы устранения двойного налогообложения, особенности налогообложения международных ж/д и авиаперевозок, правила определения доходов от независимых личных услуг и другие.

Соглашение вступит в силу после ратификации и взаимного уведомления и будет применяться с начала налогового года, следующего за годом, в котором соглашение было ратифицировано обеими странами. Для России – с 1 января, для Гонконга – с 1 апреля.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к нашим Консультантам:

Яна Семеняка

Юлия Журавлева

Роман Кулин 

тел: +7 (495) 544-16-99, +7 (495) 775-87-14, +7 (495) 775-48-18

Федеральный закон от 03.07.2016 N 234-ФЗ

«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему», вступает в силу 14.07.2016.

п. а) ч. 3 ст. 2 Соглашения.

п. b) ч. 3 ст. 2 Соглашения.

п. а) ч.

Некоторые проблемы применения соглашений об избежании двойного налогообложения

3 Протокола.

п. а) ч. 1 ст. 4 Соглашения.

п. b) ч. 1 ст. 4 Соглашения.

ч.1 ст. 7 Соглашения.

п. а) ч. 3 ст. 5 Соглашения.

п. b) ч. 3 ст. 5 Соглашения.

п. а) ч. 2 ст. 10 Соглашения.

п. b) ч. 2 ст. 10 Соглашения.

ч. 1 ст. 11 Соглашения.

ч. 2 ст. 12 Соглашения.

ч. 1. ст. 6; ч. 1. ст. 13 Соглашения.

1. О каких международных соглашениях идет речь?

Доходы, получаемые резидентом одной страны из другой страны, могут облагаться налогами дважды: в стране резидентсва получателя дохода и в стране выплаты дохода.

Избежать двойного налогообложения позволяют межстрановые Соглашения, заключенные правительствами различных государств. Соглашения об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над национальным налоговым законодательством.

Тексты Соглашений, подписанных Россией с иностранными государствами, как правило, соответствуют единой Модели, разработанной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Унифицированный подход к созданию текста Соглашений, облегчает их использование. Тем не менее, имеются различия в толковании тех или иных норм, установленных Соглашениями различных стран.

Устранение двойного налогообложения производится путем полного или частичного освобождения определенных доходов от налога в стране выплаты или возможностью зачета налогов, уплаченных за рубежом, в ходе национального налогового декларирования.

2.

Как с выгодой использовать международные договоры об избежании двойного налогообложения

Налогообложение прибыли компаний

Общий принцип налогообложения прибыли гласит: прибыль компании от предпринимательской деятельности может облагаться налогом в другом государстве, если такая деятельность образует там постоянное представительство.

2.1. Что такое постоянное представительство?

Постоянное представительство – это налоговый термин. Не нужно путать его с юридическими формами присутствия компании в иностранном государстве.

К образованию постоянного представительства в другой стране и, следовательно, к налогообложению по ее законам, приводит постоянная предпринимательская деятельность через отделение.

Так, наличие у иностранной компании офиса в России и регулярное оказание услуг на территории России, скорее всего, будет приводить к необходимости уплаты российского налога на прибыль, получаемую от такой деятельности. Как правило, иностранные компании имеют право уменьшить свои налогооблагаемые доходы на расходы, связанные с получением прибыли, в том числе путем переноса части расходов, понесенных за рубежом.

2.2. Хорошо. Но будет, например, строительный или монтажный объект считаться постоянным представительством?

Квалификация строительной площадки или монтажного объекта в качестве постоянного представительства идет в особом порядке. Как правило, соглашения устанавливают сроки, в течение которых стройка или монтаж в другой стране не будут приводить к образованию постоянного представительства и, следовательно, к необходимости уплачивать налог.

Так, по Соглашению с Финляндией проекты по возведению финскими компаниями промышленных зданий на территории России не облагаются российским налогом на прибыль, если строительная площадка существует менее 18 месяцев. Финские компании, занятые на таких проектах, уплачивают налог только в своей стране.

3. Какая ситуация с выплатой пассивных доходов?

Большинство соглашений предусматривает льготный порядок налогообложения пассивных доходов.

Так, проценты по долговым обязательствам, выплачиваемые за рубеж, могут полностью освобождаться от налогообложения в России. При этом, стоит учитывать, что в национальном законодательстве РФ реализовано правило тонкой капитализации: при недостаточном капитале заемщика, проценты могут быть переквалифицированы в дивиденды с облагаться при выплате российским налогом на прибыль по ставке 15% или по ставкам, определенным соответствующими межстрановыми Соглашениями.

Другой пример полного или частичного освобождения от налога – выплата роялти. Согласно Налоговому Кодексу России роялти, перечисляемые за рубеж, облагаются налогом на прибыль по ставке 20%. Однако, рядом Соглашений об избежании двойного налогообложения, подписанных Россией с иностранными государствами, предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение таких доходов от российского налога на прибыль.

4. Когда российская компания вправе воспользоваться соглашением?

Российская компания, выплачивающая доходы иностранным компаниям, вправе применять льготы, предусмотренные Соглашениями, если до момента выплаты дохода в ее распоряжении имеются 2 документа:

  • Подтверждение фактического права на доход;
  • Подтверждение резидентства в стране, с которой у России имеется Соглашение об избежании двойного налогообложения.

В отсутствие этих документов доход будет облагаться российским налогом по ставкам, установленным налоговым законодательством России.

5. Что предлагает Аккаунтор?

Аккаунтор предлагает консультационные услуги в сфере применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Мы следим за последними тенденциями в интерпретации норм Соглашений, тщательно изучаем специфику применения каждого Соглашения к конкретным сделкам.

Наши эксперты помогут спланировать сделки с нерезидентами таким образом, чтобы Ваша компания безопасно пользовалась полагающимися ей льготами при перемещении доходов из одной страны в другую.

Даниил Берлизов
Директор по развитию бизнеса
Моб.: +7 916 539 68 66
Офис: +7 495 788 00 05
Email: Daniil.Berlizov@accountor.ru

Тимо Сивонен
Директор по продажам
Моб. +7 981 720 6009
Офис: +7 812 325 82 94
Email: Timo.Sivonen@accountor.ru

Пертти Саросало
Директор по продажам в Северной Европе
Моб.: +358 40 590 7603
Email: Pertti.Sarosalo@accountor.ru

Связаться с нами

Соглашения об устранении двойного налогообложения

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения — международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций – один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Пример

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве.

Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере.

Россия заключила со многими иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, которые исключают двойное обложение одного и того же дохода или имущества в России и в иностранном государстве и определяют в каком размере и в каком государстве налог должен быть уплачен. Таких соглашений много и они могут именоваться соглашением, конвенцией, договором. По количеству заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения Россия является одним из лидеров, входя в ТОП 5 стран.

Пример

Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества"

Договор между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Соглашения заключены с большинством государств. Российская Федерация не заключает Соглашения с так называемыми оффшорными государствами. Перечень соглашений постоянно обновляется. Ознакомиться с перечнем и текстом заключенных соглашений можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранным государством имеют более высокую юридическую силу, чем Налоговый кодекс Российской Федерации. В результате, если российские лица (юридические или физические) получают доход от деятельности в другом государстве или иностранные лица, получают доходы в России, то нужно применять нормы соглашения.

Это же правило повторено в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.».

Пониженные ставки налогов и освобождение

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют следующие основные положения:

Положение, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Определение терминов соглашения

Перечень налогов, к которым применяется соглашение. Как правило, это прямые налоги — налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) не являются предметом таких соглашений и взимаются каждым государством по своим правилам.

Как определяется налоговое резидентство лица (например, лицо является налоговым резидентом России или иностранного государства). В большинстве случаев затруднений с налоговым резидентством не происходит, но бывают и сложные случаи.

Определяется понятие «Постоянное представительство».

Экономическая дипломатия

Это понятие важно тем, что если иностранная организация действует в России через постоянное представительство, то оно признается плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной представительством в России. Причем термин «Постоянное представительство» не зависит от официальной регистрации иностранной организации. Например, многие оглашения предусматривает, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает определенный срок (например, 12 месяцев). Соответственно, если строительная площадка существует в России 13 месяцев, то деятельность рассматривается как постоянное представительство.

Для каждого вида доходов и имущества определяется то, в какой стране будет доход (прибыль, имущество) облагаться налогом и по какой ставке. Как правило выделяют:

Доходы от недвижимого имущества

Прибыль от предпринимательской деятельности

Доходы от международных морских и воздушных перевозок

Дивиденды

Проценты

Авторские вознаграждения и лицензионные платежи

Доходы от отчуждения имущества

Доходы от независимых личных услуг

Доходы от работы по найму

Вознаграждения членам наблюдательных советов и советов директоров

Доходы от деятельности артистов и спортсменов

Пенсии

Доходы от деятельности в рамках государственной службы

Преподаватели, студенты и другие обучающиеся лица

Другие доходы

Имущество

Порядок устранения двойного налогообложения. В России, для российских организаций и физических лиц, устранение двойного налогообложения производится, как правило, путем зачета в России налога, уплаченного за границей — если резидент Российской Федерации получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Иностранном государстве, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Иностранном государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Читайте также:


Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа, а также для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.

Поскольку каждое государство собирает налоги с доходов, полученных резидентами и нерезидентами, организации, ведущие деятельность в нескольких государствах, сталкиваются с проблемой одновременного двойного налогообложения одного объекта в нескольких странах, что может приводить к экономической нецелесообразности ведения деятельности в разных государствах, затруднять товарооборот и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей.

Двойное налогообложение является препятствием для международной торговли, свободного движения капиталов и развития международных рынков, и поэтому различные государства решают проблему двойного налогообложения своих резидентов и нерезидентов путем принятия внутренних законодательных актов, а также путем заключения международных соглашений по вопросам налогообложения.

Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

В одностороннем порядке страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

При заключении международных соглашений государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, определяя права подписавших соглашение сторон по налогообложению тех или иных доходов, устанавливают правила распределения налоговых доходов между страной постоянного местопребывания налогоплательщика и страной — источником дохода.

На сегодняшний день у нашей страны есть соглашения об избежании двойного налогообложения с 68 государствами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно сочетают исключения из налогообложения доходов, полученных от иностранных источников, с применением ограничений по их налогообложению.

Устранение двойного налогообложения производится путем зачета суммы налога на прибыль (доходы), уплаченного российской организацией в иностранном государстве, с которым имеется международное соглашение об избежании двойного налогообложения, при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. При этом доходы, полученные в иностранном государстве, а также расходы, понесенные в связи с получением таких доходов, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в Российской Федерации, в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Документы, подтверждающие местонахождение организации

Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации.

Компетентный орган определяется в разных соглашениях по-своему. В соглашениях об избежании двойного налогообложения это чаще всего министерство финансов. Обычно подтверждать резидентство министерство финансов уполномочивает налоговые органы (центрального или регионального уровня).

Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме.

Во всех странах процедура подтверждения резидентства отработана и справки выдаются по типовой форме. В ней присутствует формулировка, аналогичная следующей: «Подтверждается, что организация (наименование организации) является (являлась) в течение (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в (указывается государство) в смысле Соглашения (указывается наименование международного соглашения) между Российской Федерацией и (указывается иностранное государство)».

Такое подтверждение иностранная организация может представлять налоговому агенту один раз в каждом календарном году выплаты доходов. Если доходы выплачиваются российскими банками по операциям с иностранными банками, то факт постоянного местонахождения иностранного банка может подтверждаться сведениями из общедоступных источников.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Ими могут быть, в частности, такие международные издания, как справочник The Banker s Almanac (издание Reed information services England) и каталог International bank identifier code (издание S.W.I.F.T.). В этом случае справка компетентного органа иностранного государства не нужна.

Поскольку подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется налоговому агенту, и он принимает решение о неудержании налога или его удержании по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то в случае неправильного применения агентом соглашения налоговые органы имеют право удержать налог из средств налогового агента и применить к последнему штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

Если до выплаты дохода иностранная организация — получатель этого дохода не представила налоговому агенту должным образом оформленного подтверждения своего постоянного местопребывания в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение в области налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако, если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местонахождения, она может воспользоваться правилами соответствующего соглашения для возврата налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода. Порядок возврата ранее удержанного налога регламентируется п. 2 ст. 312 НК РФ, в котором установлено, что заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Вышеуказанная норма применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 г.

Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи заявления и иных необходимых документов.

Re: Соглашение с Германией об избежании двойного налогообложения

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 мая 2005 г. N 03-05-01-04/135
от 17 мая 2005 г. N 03-05-01-04/135

См. также письмо Пенсионного фонда России от 5 июля 2005 г. N 08-19/7140

Вопрос: Просим Вас дать разъяснение по следующим вопросам:
1. Глава представительства является гражданином Германии, выполняет свои обязанности на территории Российской Федерации более 183 дней в году. Вознаграждение по контракту получает от немецкой фирмы непосредственно на личный счет в Германии. В каком порядке должна производиться уплата ЕСН и подоходного налога?
2.

Избежание двойного налогообложения в Германии

Требуется ли уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом иностранных физических лиц и сообщает следующее.
Понятие "Налоговый резидент" для целей налогообложения определено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Под физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом статус налогового резидента определяется применительно к каждому календарному году.
Для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеет значения ни гражданского физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, — только от источников Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, если гражданин Германии находится на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, то он является налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы за выполнение трудовых обязанностей на территории Германии являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, исчисление и уплата налога в Российской Федерации с таких доходов производится по ставке 13 процентов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Кодекса, в соответствии с которой в 2001 и в 2002 годах освобождались от уплаты единого социального налога налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляющую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2003 года налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
При этом выплаты по вышеуказанным договорам в пользу иностранных граждан, в частности, работающих на территории Российской Федерации в представительствах иностранных организаций, подлежат налогообложению единым социальным налогом вне зависимости от того, начисляются ли выплаты за границей или на территории Российской Федерации.
В случае отсутствия в представительствах иностранной организации информации о суммах, начисленных в иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на основании сведений (трудовых, гражданско-правовых договоров, внутренних актов организации), направляемых головным офисом, находящимся на территории иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. Таким образом, иностранный гражданин, работающий в представительстве иностранной организации в Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, только если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего в Российской Федерации.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального Закона N 115-ФЗ следует читать как "от 25.06.2002"

Заместитель директора
Департамента А.И. Иванеев