Согласно политики или политике

Как сформировать учетную политику в целях налогообложения

Практически каждая организация выбирает тот или иной вариант формирования налоговой базы по конкретным налогам и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения. Каковы общие принципы формирования учетной политики? Как выбрать ее оптимальную структуру? <*>

<*> О порядке формирования элементов учетной политики см на с. 54. — Прим. ред.

Понятие учетной политики организации для целей налогообложения

Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы.

Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику. Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить.

В частности, речь идет об обязанности вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и не облагаемых соответствующим налогом. Как вести такой учет, решает налогоплательщик. Главное — определить и утвердить выбранные правила расчетов налогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениями бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

К сожалению, термин "учетная политика" не имеет законодательного определения применительно к налогообложению. В Налоговом кодексе прописан только порядок формирования учетной политики для отдельных налогов.

Тем не менее, исходя из общих принципов налогообложения, учетной политикой для целей налогообложения являются закрепляемые в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о подлежащих налогообложению операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по конкретному налогу.

Алгоритм создания учетной политики

Налогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Кодекса:

  • в гл.21 "Налог на добавленную стоимость" (ст.167);
  • в гл.25 "Налог на прибыль организаций" (ст.313);
  • в гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п.2 ст.339);
  • в гл.26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п.16 ст.346.38).

Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие — в гл.21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в гл.25 — другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо законодатель ссылается на "установленный порядок", который как раз и отсутствует.

Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики.

Как сформировать учетную политику в целях налогообложения

Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в ст.313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:

  1. при изменении применяемых методов учета;
  2. при изменении законодательства о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов гл.21 НК РФ не предусмотрено.

Есть элементы учетной политики, которые налогоплательщик изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в гл.26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.

Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Проще говоря, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости — вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.

Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС — не позднее окончания первого налогового периода (п.12 ст.167 НК РФ). Впрочем, гл.25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.

Обратите внимание: учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения — как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в п.12 ст.167 НК РФ.

Структура учетной политики

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т.д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

  • для налога на добавленную стоимость;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • акцизов;
  • налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в гл.25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

  1. основную. Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
  2. дополнительную. Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

Следует отметить, что не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Обязан ли налогоплательщик представлять учетную политику в налоговые органы

Основные обязанности налогоплательщика предусмотрены в ст.23 части первой НК РФ. Об обязанности представлять учетную политику в налоговые органы сразу же после ее утверждения не упоминается ни в первой, ни во второй части Кодекса. Получается, что представлять приказ об учетной политике в налоговый орган организация не должна.

Однако при проведении налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы. При наличии адресованного налогоплательщику требования о представлении учетной политики документ надлежит подать в налоговый орган в пятидневный срок. В противном случае налогоплательщик будет привлечен к ответственности, предусмотренной ст.126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. Кроме того, п.1 ст.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Д.Г.Эрзин

Юрист

ЗАО "Консалтинговая группа "Экон-Профи"

Вопрос: Должна ли организация сдавать в ИФНС ежегодно "Учетную политику компании по бух. и налоговому учету"?

Ответ: Обязанность организаций представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность установлена п.1 ст.23 НК РФ; п.44 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 апреля 1999 г. N 43н.

Согласно п.5 ПБУ 4/99 ?Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.? Таким образом, такой документ, как учетная политика не поименован в составе бухгалтерской отчетности, то есть законодательно не предусмотрена обязанность организации сдавать в ИФНС учетную политику.

Однако, следует иметь в виду, что в соответствии с п. п. 17, 24 ПБУ 1/2008 организация должна раскрывать в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. На практике в качестве альтернативного варианта организации прикладывают к отчетности учетную политику на отчетный год. Мы считаем, что такой подход нарушает требования законодательства к полноте раскрытия информации в Пояснительной записке, и даже в случае предоставления в контролирующие органы учетной политики необходимо требуемую информацию отражать и в Пояснительной записке.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п. 18 ПБУ 1/2008).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то сообщаем следующее.

Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику. Такая обязанность не предусмотрена НК РФ, в том числе ст. 23 Кодекса, где перечислены основные обязанности организаций. Но в ходе проверки учетная политика может быть запрошена налоговым органом, которому она должна быть представлена в 10-дневный срок с момента получения требования (п.

3 ст. 93 НК РФ). Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в случае непредставления учетной политики компания привлекается к налоговой ответственности по п.

Кто должен формировать учетную политику

1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Трубникова Ольга Александровна
Менеджер по направлению аудит
ЗАО ?Объединенная Консалтинговая Группа?

Ответы на вопросы размещены на сайте компании ?Такском? 16.02.2010

Возврат к списку

Как формировать учетную политику